Алла Назимова

Сегодня, пытаясь применить преславутую Вламериканскую ментальностьВ» к нашему и искушаемому свободного  капитализма потерянному сознанию, стоит вспомнить и о тех, кто покорил Америку на заре века тАУ за долго до октябрьских катаклизмов и последующих волн иммиграции. Например  о забытой легенде немого Голливудского кино - русской американке Алле Назимовой.

Ее творческая карьера, на первый взгляд, может показаться идеальным воплощением Американской мечты. Невысокая , хрупкая актриса Московского МХАТа стала звездой Бродвейских театральных подмостков и Голливудских киностудий, известной именно как Назимова безо всяки подделок под стиль ВлрюссВ», всех этих Вл..оффВ» и прочие. Приезжавшей из  своего особняка на съемочную площадку приме, обращались почтительно и с боязнью: ВлМадамВ» тАУ суровый нрав актрисы был известен. И лишь близким друзьям позволялось ее называть ВлАллойВ». Неутомимая ВлмадамВ» долгое время была самой высокооплачиваемой актрисой ВлМетроВ», финансируя собственные проекты и играя, естественно главные роли, она контролировала буквально все тАУ от сценария до подбора актеров на второстепенные роли. Недоброжелатели завидовали ее энергии и таланту, остальные тАУ боготворили.

Одаренная ученица школы Станиславского, она реформировала традиции театральной Америки. Ее называли второй Дузе,  а Теннеси  Уильямс, еще студентом видевший ее в ВлПриведенияхВ» Ибсена, признавался: ВлЭта было одно из тех незабываемых впечатлений, которые заставили меня писать для театра. После игры Назимовой хотелось для театра существоватьВ».

Но ее роман с Голливудом , вопреки принятому мнению, сложился не так счастливо. Назимова была столь яркой индивидуальностью столь оригинальна и своеобычна была ее актерская манера, что почти все картины с ее участием оказывались намного ниже уровня самой актрисы. Назимова была звездой, чей свет выжигал все окружающие.

Алла Назимова единственная в длинном ряду талантливых русских актеров пытавших счастье за океаном тАУ вместе с Анной Стен, Ольгой Петровой, Иваном Мазжухиным, Акимом Тамировым, Михаилом Чеховым, - добилась прижизненной славы, с последующим полным забвением.

Божественная Алла посвятившая себя заветной мечте русских кино подвижников Ермольева и Протозанова с их Русской золотой серией для французского товарищества Влфильм ДтАЩАрВ» тАУ доказать, что молодое киноискусство может сравниться с другими искусствами, а в чем то даже превзойти их.. И в 1929 году, снова возвращаясь к театру, горестно обронившая: ВлАх, если бы смогла сжечь свои фильмы тАУ до последнего дюйма. Я стыжусь ихВ»

Что же мы знаем о сей легенде ?

В солнечной и беззаботной Ялте, в семье  зажиточного еврейского аптекаря  Левинтона по знаком Близнецов 22 мая 1879 года родилась дочка. Своей черной, как смоль шевелюрой Алла была обязана не только еврейской кровью, но и, по слухам, испанской тАУ в ее роду были дворяне по фамилии Лавендера. Европейское воспитание в ее среде было хорошим тоном тАУ 6 летнюю Аллу посылают в частную католическую школу в Швейцарию, в Монтре. Способная ученица быстро осваивает несколько европейских языков, но пока ее больше влечет к музыке. Вернувшись через несколько лет на родину, она поступает в Одесскую консерваторию, где изучает игру по классу скрипки фортепиано, под руководством таких корифеев, как Чайковский и Римский тАУ Корсаков.

Но театр притягивает к себе как магнит. Отныне ее мечта быть актрисой, жить для театра. Консерватория забыта, а экзамены в Московское Филармоническое училище, в класс Немеровича тАУ Данченко, выдержаны с блеском, через 3 года за роль в выпускном спектакле- ВлМаленький эльфВ» Ибсена тАУ она получает золотую медаль, почетную награду Академии. Драматургия Ибсена помогла Назимовой состояться, и очень символично, что ее успех начался именно с этой роли, но с начало на целый год подвизается на ВлвыходахВ» во МХАТовских спектаклях, учится у Станиславского и лелеет честолюбивые мечты о будущем. Тогда же Аделоида Левинтон берет себе театральный псевдоним тАУ Алла Александровна Назимова. Встреча в Костроме с Павлом Орленевым приобретавший в то время все большую известность резко изменила ее жизнь. Они  поженились. Орленев был на 10 лет старше Назимовой. Неисправимый романтик, актер ВлнутраВ» и вдохновения, он странствовал по необъятным Российским просторам со своими спектаклями, лишь редко выступая в обеих столицах тАУ к академизму Московских и Петербургских театров относился настороженно. Говорили, что не было такого медвежьего угла, в котором не выступала его труппа. В последствии Орленев с радостью примет Октябрьский переворот, станет подлинным просветителем театральной провинции, но позже разочаруется в своих усилиях.

С Аллой возникла любовь с первого взгляда, но в их отношениях присутствовал и профессиональный оттенок тАУ Орленев сразу поверил в Назимову тАУ актрису, расчетливую и сильную партнершу. Они были оба похожи даже внешне тАУ оба тоненькие, небольшого роста, гибкие и изящные; с выразительными голубыми глазами, обрамленными длинными ресницами. Их энергии и темперамента хватило бы на целую труппу: 15 часов ежедневной работы в театре тАУ разучивание ролей и репетиции днем, вечером спектакли тАУ для них все это было предельно естественным. Плюс бесконечные переезды, гастроли в провинциях.. Дилемму каждой талантливой дебютантки Российского театра начала века тАУ оставаться в столичной труппе на ВлвыходахВ», на вечных вторых ролях, или сразу же стать примадонной провинциальных театров тАУ Алла решает просто. Орленев постепенно делает из нее ВлзвездуВ», помогая получить более 200 тАУ т ролей в театрах Костромы, Херсона, Вильно. Они были неразлучны и на сцене тАУ если Орленев играет Дмитрия в ВлБратьях КарамазовыхВ», то Назимова тАУ Грушеньку (не смотря  на жгучую южно-европейскую красоту Аллы мало соответствующий облику инфернальной красавицы ,Достоевского), если он тАУ Хлестакова, то она тАУ Анну Антоновну..

Новомодное турне наших именитых деятелей искусства по русскоязычным еврейским общинам Америки тАУ изобретение не нашего трудного времени. Первыми русскими гастролерами были, оказывается, Орленев и Назимова. Их козырной картой стала пьеса Чирикова ВлЕвреиВ», написанная по следам недавних погромов и полная местечкового колорита. Еврейская местечковая беднота в начале века делилась на искавших спасений либо в революции, либо в эмиграции, преимущественно в новый свет. Их конфликт и их смерть в погроме составляет содержание этой пьесы, со скрипом прошедшая царскую цензуру.

23 марта 1905 года после успешных гастролей в Берлине и Лондоне труппа Орленева давала первый спектакль в нью йорском Нижнем Ист Сайде в театре ВлГеральд СкверВ». Российский антисемитизм тАУ беспроигрышная карта Нью Йоркской бедноты, но всех покорила вдохновенная игра блестящей пары. Окрыленные успехом, они все вырученные деньги тратят на ремонт театра на 3-ей улице Ист Сайда, дав ему пышное название ВлРусский ЛицеумВ». В течении сезона 1905/06 годов в его репертуаре Гоголь и Чехов, Ибсен и Достоевский, Стринберг и Гаубтман. Лицеум стал небольшим очагом европейской классики в сердце Дикой Америки, а восхищенные критики сравнивали Назимову с Элеонорой Дузе.

Но дело шло к банкротству. Идеалист Орленев ради коммерческого успеха переходить на коммерческие шоу и водевили не собирался, а содержать экспериментальный театр для полунищей американской интеллигенции было нерентабельно. Меценаты тАУ миллионеры и среди них госпожа Вандербильд, сперва щедро финансировали его спектакли, да и сборы были хорошими. Гастроли в Чикаго и Бостоне субсидировали Эндрю Карнеги и Джон Пирпоинт тАУМорган. Но постепенно Орленевская независимость стала отпугивать меценатов и в конце концов актер провел 2 дня в тюрьме для должников.

Перед Американским вояжем Назимова абсолютно не верила в успех, лишь энергия мужа подвигла ее на эту поездку. Освоившись за год и увидев как оценивают ее игру американцы, наслушавшись лестных предложений от театральных импресарио, актриса принимает решение. Разумеется ни сразу. Она была многим обязана Орленеву, который сделал из нее профессиональную актрису. Она же пробудила в нем интерес к западной драматургии. Разорвать же такой тандем было бы трагедией для обоих. Назимова пробовала убедить Орленев в остаться с ней, но Орленев настаивал на возвращение в Россию. В решении Назимовой, в которой никак не мог поверить нечастный Орленев, проявился весь твердый и честолюбивый  характер актрисы.

Она проводила корабль увезший Орленева в Норвегию, и в одиночестве вернулась в джунгли Манхэттена.

Когда же следующей осенью Орленев вновь собирался на гастроли в Америку с Ибсеновским ВлБрандомВ», его настигла отчаянная телеграмма Назимова: ВлПрошу тебя, оставь мне этот единственный уголок в мире, а у тебя и без Америки много места !В», велика сила любви. Актер без колебаний отменяет поездку. Американский уголок был подарен Орленевым созданной им самим русской Дузе..

Затеряться в манхэттоновских джунглях актрисе не пришлось, театральный продюсер и владелец театров Л.Шуберт, видевший  ее русские спектакли, упрашивал выступить у него в любой роли тАУ разумеется , на английском .Обучала ее языку и ставила  произношение мать знаменитого  гриффитовского актера Ричарда Бартельмеса, тогда еще малыша Дика.

13 ноября 1906 года в театре ВлПринцессВ» состоялся дебют англоязычной актрисы Аллы Назимовой в одной из лучших своих ролей - Гедды Габлер. Театральный Нью Йорк  был покорен, газеты писали ,  что эта Влхрупкая русская превзошла всех нынешних любимцев публикиВ». Вскоре большинство всех Ибсеновских пьес, принесших ей заслуженную славу, она играет в театре на 39 тАУ ой улице, который Шуберт называет в ее честь.

ВлВ ролях Аллы Божественной, в ее трактовке Ибсена, любопытствующие американцы видели образы загадочного, потревоженного политическими бурями Левиафана тАУ России. Разваливающейся империи еще предстоит воздвигнуть, подобно строителю Сольнесу воздушные замки на каменных осколках фундамента.

Пережить ВлфеминистическийВ» бунт, распад до ныне крепкой семьи, разрушенной с такой же легкостью, как угольный дом. Истребить в себе все человеческое и повести своих прихожан вперед, вверх, к ледяным вершинам, где выситься недостижимая церковь. Тревога и боязнь неведомого будущего тАУ вот что сквозило в игре Влрусской ДузеВ» экзотического славянского цветка, пышно расцветшего на американской почвеВ».*1         

В промежутках между серьезными ролями Хильды в ВлСтроителе СольнесеВ», Риты Алмерс в ВлМаленьком ЭйольфеВ», Гедды Габлер, актриса позволяла себе передышки в мелодрамах и водевилях. В ВлГрафине тАУ Кокетке В» и ВлКрасавицаВ» (ВлБелла - ДоннаВ») уже появляются штрихи к имиджу женщины тАУ вамп. С мелодраматическим антивоенным водевилем ВлНевесты войныВ» Назимова устраивает гастроли по всей Америке, а по ее возвращению режиссер Герберт Бреннон предлагает Назимовой сыграть главную роль в его будущем фильме.

Шел первый год мировой войны, Европа была охвачена пожарами, и даже в далекой Америке не было ни чего важнее пацифисткой темы. Джоан тАУ Назимова, вдова убитого на фронте офицера и не может больше видеть, как погибают в военной мясорубке мужчины. Она беременна, но рожать детей для военного Молоха больше не хочет. Кульминация фильма тАУ где она призывает всех женщин рожать солдат на неминуемую смерть и толпа женщин на заднем плане поддерживает ее ликующими криками. Джоан подносит к виску пистолет и стреляет. Толпа поднимает ее тело вверх и устремляется вперед к королю.

Картина была снята на студии ВлАйдеалВ» под  Нью Йорком , в Нью Джерси. В картине снимался  Чарльз Брайант, сыгравший столь важную роль в судьбе актрисы . Он стал ее любовником (пожениться они не могли , поскольку Орленев развода не давал) и партер во многих фильмах. Он же тактично совлекал Назимову на путь коммерческого успеха, критикуя ее приверженность к классическому репертуару.

В отечестве слагались легенды об ее успехах, газеты печатали язвительные фельетоны о новой американке. Комиссаржевская, ездившая с гастролями в Нью Йорк, не получала такой вдохновительной поддержки как труппа Орленева. Считали, что успеху госпожи Комиссаржевской очень вредил патриотизм. Госпожа Назимова, играющая по английски натурализованная артистка тАУ раздувается всемирно и в отличае от первой Назимова поняла высоко мещанский характер страны Влжелтого дьяволаВ». Она живет в особняке неприступною царицей, скрывающейся от взоров публики.

Вот какой увидела Назимову актриса Мерседес де Акоста на благотворительном вечере Мэдисон Сквер Гарден.:  Влпредставляя Россию она неожиданно появилась в проходе ведущем к просторной арене, находившийся тогда на 27 улице, в костюме казака. Когда оркестр заиграл императорский гимн, она, освещенная ярким светом прожектора, развернула Российский флаг. Весь зал в тот вечер был у ее ногВ».

Предложения и заманчивые контракты с Голливудом после успеха ВлНевест войныВ» сыпались как из рога изобилия. Честолюбие и властность актрисы, проявились в ее контракте с компанией ВлМетроВ» - он позволял Назимовой самой набирать съемочную группу, утверждать сценарий, режиссеров, актеров. Однако пока это могущество не позволяло ей экранизировать Ибсена и Чехова: таких элитарных вещей дельцы ВлМетро не поощряли.

Ее минимальная зарплата достигала 13 тыс. долларов в неделю тАУ многие Голливудские звезды могли о таком только мечтать.

По убеждению Чарльза Браинта она пробовала себя в экзотическом амплуа, играя неврастеничных певичек парижских кабачков, индийских танцовщиц и прочих хрупких цветов ВлполусветаВ» Вся ее характерная южная  внешность идеально подходили для сентиментальных мелодрам типа ВлИгрушки судьбыВ» Дж. Бейкера, где Назимова играет жертву мужских страстей или ВлКрасного фонаряВ» Альберта Капеллани. Брезгливо относясь к мелодраматическим сценариям властная ВлмадамВ» играла в них, поскольку фильмы делались под нее тАУ роли Назимовой были Альфой и Омегой таких картин.

Тема одинокой ранимой женщины, прячущейся за маской хищницы тАУ вамп, капризна и избалована проступает уже в первой же роли для ВлМетроВ» в фильме ВлЧудесное явлениеВ» (1918г.)

В мелодраме Альберта Капеллани ВлОко за окоВ» (1918г.), Назимова играет дочь арабского шейха, которую настигают терни судьбы, но как правило сводящийся к хэппи енду.

В мелодраме ВлИз туманаВ» (1919г.) того же Капеллани, суть в принципе малоизменена. Как видим мелодрамы Назимовой  не сильно отличались одна от другой.

Не смешные и нелепые сюжеты этих мелодрам, но утонченная игра Назимовой почти сразу выдвинули ее в ряды ведущих Голливудских Вл дивВ»-в каждом списке любимых актрис ее имя стояло рядом с именами Мэри Пикфорд, Норма Толмедж, Пирл Уайт, Маргарет Кларк.

До уже коммунистической России доносятся слухи о экранной славе Назимовой. ВлСовкиноВ» начало 20 тАУх прокатывает фильмы с ее участием на ряду с ВлИндийской гробницейВ» и ВлМедвежьей свадьбойВ». Цензоры восхищались и уподобляли искусство актрисы танцу и понтамиме . Тело , а ни лицо тАУ вот обаяние Назимовой.. А так же были поражены методами ее репетиций, ее энергии и самозабвению. Кровь стынет в жилах, рассказывают присутствующие на репетициях, Слыша ее иступленный крик (сцена из фильма ВлИз туманаВ»).

И вряд ли мы точно сможем определить, как сама Назимова относилась к ролям такого рода. ВлМадамВ» любила окружать себя загадками.. Ясно одно тАУ мелодрамы периода ВлМетроВ»выдвигали на первый план именно ее, русскую экзотическую звезду, умаляя всех остальных даже неотразимого Брайанта. Что придавало Алле уверенности своей силы..

Алла Назимова посилилась в Голливуде в 1918 году тАУ ее ежемесячные 13 тыс. долларов, позволили ей арендовать небольшую, испанского типа виллу, на Сансет Бульваре. За арендный контракт на 99 лет тАУ актриса собиралась жить долго. Истинная красота в ее Уайльдовском понимании была всем для Назимовой. Красота в искусстве тАУ не зря она оброщается к пьесе Уайльда ВлСоломеяВ». Красота тела тАУ Изнурительные ежедневные упражнения , культ собственного тела до глубокой старости заставлял ее выглядеть под безжалостным светом софитов хрупкой девочкой.

Пытаясь разрушить образ Вл хрупкой экзотической дивыВ», Назмова порой просто провоцировала газетчиков. На вопрос интервьюера: Вл Надо ли иметь детей ?В» тАУ Алла отвечала: ВлТолько не женщинам занимающимся творчеством. Чтобы себя выразить, ей следует быть свободной.В»

Даже со своими друзьями ВлмадамВ» вела себя надменно, а уж людям с запятнанной репутацией подступится к ней было вовсе невозможно. Дагмар Годвски, актриса немого кино, в своей автобиографии вспоминает встречу Нзазимовой с одним из идолов 20 тАУ х годов на званном ужине в честь Назимовой. ВлКрасивый брюнет Гуильельми подошел к столу сияя от восторга, но Назимова опустила голову и замерла, ее маленькая фигурка была напряжена, она сидела словно на нее нашел столбняк, конечно же ни чем хорошим это знакомство не обернулось. Синьор Гуильельми приехал в Калифорнию чтобы избежать отвратительного скандала в Нью Йорке.В»

Позднее Рудольф Валентино станет прекрасным партнером Назимовой в ВлДаме с камелиямиВ» (1921, реж. Рэй Смолвуд). Он станет мужем  и лучшим творением знаменитой Наташи Рамбовой, урожденной Уинфред Шанесси, взявшая модное русское имя во время романа с артистом русского Императорского балета Федором Козловым. Талантливая балерина , дизайнер, смело вводившая принципы изощренного Арт Нуво в Голливудский быт,  Рамбова была единомышленецой Аллы и художником тАУ декоратором на трех ее лучших картинах тАУ ВлДама с камелиямиВ», ВлКукольный домВ» и ВлСоломеяВ».

Голливуд начала 20-х был магическим местом тАУ больших денег энергии и славы. На вершине звездного небосклона пребывали Мэри Пикфорд и , конечно же Чаплин, Толстяк ВлФаттиВ» Арбэкль пожинал плоды экранного успеха; Уильям Харт  лихо сражался с индейцами, а бравый Дуг Фербенкс вламывался в багдадские серали или несся с луком по шотландским лесам; энергичная Пирл Уайт каждый день рисковала жизнью, а печальные и трогательные сиротки Бури, Лилиан и Дороти Гиш растопляли сердца. 

На этом фоне Влиндустрии грезВ» душещипательные мелодрамы русской американки приходились как нельзя более к месту. Но Назимова  мечтала о большем. Она верила в возможности кино ,и  ее давняя мечта- совместить высокое искусство с коммерческим  успехом , привнеся  в стандартный голливудский продукт  изящество и рафинированность европейской кинокультуры- теперь могла  осуществиться. Европа  должна  была встретить Америку в  фильмах Аллы.

И все же популярность русской звезды постепенно  сходила на нет , голливудские газетчики высмеивали последние фильмы ВлМетроВ» с ее участием. Тогда было торжественно объявлено что с этого времени ВлМадамВ» Назимова будет сниматься в картинах  только по выдающимся произведениям литературы.

Назимова и Рамбова начали со скандальной ВлАфродитыВ» Пьера Луи. История обреченной любви Хризис к Диметриосу скульптору и фавориту развратных правителей Древнего Египта (действие происходит в 1 веке нашей эры), насыщенна сценами богохульства  пыток, убийств, лесбийской любви и содомии тАУ по словам Луи, он старался эпотировать мораль сытых буржуа.

Назимова уже начала подготовку к съемкам картины, когда во всех штатах был принят цензурный закон. Он гласил, что коль скоро кинематограф является индустрией, приносящей доход, то Поправка к Конституции о свободе речи  на него не распространяется. Напуганные возможными обвинениями в адрес вольной экранизации ВлАфродитыВ», боссы ВлМетроВ» предложили своей капризной ВлзвездеВ» поставить не менее известный, но более приличный роман тАУ ВлДаму с камелиямиВ» Александра Дюма тАУ сына.

Повинуясь судьбе, Назимова вместе с режиссером Рэем Смолвудом и Наташей Рамбовой, еще не пришедшей в себя после закрытия любимого проекта, в считанные недели снимает ВлДаму с камелиямиВ».

Игра Аллы, как всегда была неподражаемой, но к тому времени контроль властной и строптивой звезды на съемочной площадке уже начинал беспокоить руководителей ВлМетроВ». Контракт был расторгнут, и Назимова, наконец то могла преступить к исполнению  своей заветной мечты.                                                            

Но мечту  о независимости  в настоящем искусстве  пришлось подкрепить материально тАУпочти все свои сбережения Назимова вкладывает в аренду  небольшой студии Роберта Брантона на авеню Мельроз и  два фильма, снятые там.-  ВлКукольный домВ» и ВлСаломеюВ».Она  шла на риск, хотя прожженные голливудские  дельцы со всех  сторон  предвещали ей  банкротство.

Первый проект  особой славы Назимовой не принес. Хотя актриса  внесла в роль Норы, когда-то сделавшей ее знаменитой по обе стороны океана, все свое театральное мастерство.

Не смотря на это, а также  на строгие ВлакадемическиеВ» интерьеры  выполненые  Рамбовой с сочетанием с необычной комбинацией неброских костюмов норвежских крестьян и меховых нарядных одежд русских бояр, прокат картины даже не окупил затрат на съемки.

Христомотийный  библейский сюжет о Саломеи, падчерицы царя Ирода и дочери Иродиады, по наущению матери станцевавшей для отчима свой Эротическиий танец  с  Семью Вуалями, дабы получить от него на серебрянном блюде голову Иоанна Крестителя, в искусстве рубежа XIX тАУ XX веков становится неожиданно популярным. Видимо  благодоря одноактной пьесе Оскара Уайльда которую в 1893 году написал для Сары Бернар. Цензор тАУ пуританин лорд Чемберлен запретил ставить ее на Лондонской сцене, и Уайльд, при помощи французских драматургов, и прежде всего Пьера Луи, опубликовал ВлСаломеюВ» в Париже. После ареста Уайльда в 1895 по обвинению в гомосексуализме его пьеса начала свой  победоносный путь сквозь рогатки цензуры всех государств и наций. В 1903 году в Германии ее ставит Макс Рейнхардт минуя все преграды . В 1905  году Рихард Штраусс пишет свою знаменитую оперу по мотивам Уайльда . Скандальная  слава пьесы привлекает и Голливуд тАУ в 1919 году выходит фильм с роковой  Тедой Барой  - известнейшей вамп 10 тАУ 20 годов.

Лучший переводчик этой пьесы в России Константин Бальмонт, так писал о ВлСаломееВ»:  Вл Развратность семьи в которой она выросла преступления матери и отчима, захваты римлян, распад тАУ не будь всего этого, ее любовь была бы светлым праздником тАжВ» Духовная цензура , разумеется запретила пьесу к постановке, хотя позволила публикацию. После февраля 1917 она была поставлена сразу и в Малом театре Евреиновым и а в Камерном Таировым.

Трактовка величайшего эстета, поклонника красоты сразу покоряет Назимову. Ни на йоту не отступая от пьесы, Алла Назимова своей лебединой песней попытается выразить свою собственную трагедию. Ее  Саломея- резко отличается от своего корыстного, развратного, близкого окружения- от похотливого  Ирода, напоминающего толстого шута (Митчел Люис),от злобной Иродиады (Роуз Дайэн), от надменных придворных. Она внутренне свободна стихийна, живет лишь одной страстью тАУ любовью к опальному порку. Эта любовь ее противопостовляет ее ценичному сборищу предворных, как мечта самой актрисы о подленно интеллектуальном, художественно в высоком смысле этого слова киноискусстве тАУ расчетливой корысти Голливудских магнатов. Саломея Назимовой тАУ личность, но личность трагическая, ибо ее гибель неизбежна, если она попытается утвердить свою индивидуальность, будь то в захваченной римлянами Иудее или Голливуде века джаза.

Атмосфера фильма  - плотная, вязкая и тревожная. Рисунки в стиле Бердслея покрывают стены сумрачного пиршественного зала, а в кадильницах курится фимиам, сдесь  же чуть по отдаль тАУ фарисеи, саддукеи и назаретяне. Обилие пирующих создает тягостное ощущение духоты и замкнутого пространства. Похотливые взгляды ирода на небесно легкую, почти воздушную Саломею лишь усиливает его.

Не зря Назимова ставит в титрах фильма ВлПантомима по мотивам пьесы Оскара УайльдаВ» - ее грациозность и по кошачьи осторожные движения напоминают пантомические этюды. Гнев Саломеи и желание отмстить находят свой выход в кульминационной сцене в танце с семи вуалями которые в последствие стал популярным эротическим шоу 24 года разных столиц мира. Взаимствованным  он был Идой Рубенштейн исполняя танец на Дягелевских сезонах в Париже и Алисой Коонен в спектакле Таирова.

Чтобы не дразнить цензоров и ослабить эротический накал сцены , она не раз прерывается крупными планами сластолюбивого лица  Ирода. По этой же причине от вожделенной головы пророка на серебрянном блюде исходит мистический свет.

Стержень фильма тАУ страстная пантомима Саломеи, все работает на ее ВлэгоВ». Она очень часто появляется одна в кадре, не избегая сверхкрупных планов, камера почти не двигается, позволяя зрителям сосредоточится на движениях танцовщицы. Слова не главное в фильме, его квинтэссенция тАУ пластика Назимовой. И пьеса  и ее трактовка Назимовой тАУ один из первых экспериментов абсурдисткого искусства XX века.

Мысль о первом подлинно художественном ВлЕвропейскомВ» фильме в ВлдикойВ» Америке заставляло ее не остонавливаться не перед какими тратами. А ведь на производство картины было израсходовано 350 тыс. долларов, по тем временам это были очень большие средства для такого камерного фильма. Но Назимову постигло преследование недоброжелателей, в связи с чем прокатчики не торопились связываться с непривычным, чересчур ВлхудожественнымВ» проектом. В итоге прокат предпринятый ВлЮнайтет АртистсВ», не окупил и половины вложенных в нее средств. ВлДикая Орхидея декодентской страстиВ»,  как назвал фильм рецензент журнала ВлФотоплейВ» не смогла быть поддержана зрителями в силу глупейшей политики.

Это был крах одной из первых попыток сделать подлинно художественный фильм в Америке.

После ВлСаломеиВ»  Алла решает порвать с Голливудом навсегда, но , подумав соглашается на продолжение очередных ремесленников тАУ компаний  ВлФерст     нейшоналВ» и ВлВитаграфВ» - продолжить свое эмфиральное  амплуа. И снова пошли ВлпроходныеВ» роли тАУ в ВлУличной МадоннеВ» 1924 год,  в ВлИскупленом грехеВ» 1925 и в ВлМоем сынеВ» этого же года.

ВлМадамВ» предпочитает покинуть цитодель кинозвезд ради стабильной  и уверенной работе на театральной сцене. Ее кинокорьера клонилась к закату.

Она возвращается на подмостки Нью-Йорка, гастролирует в Лондоне и Париже. В ее репертуаре- Чеховский ВлВишневый садВ» ,Тургеневский ВлМесяц в деревнеВ», ВлПризракиВ» любимого Ибсена,  Бернанд  Шоу, Юджин ОтАЩНилтАжТеатралы вновь изберают Аллу своей  королевой.

И только в начале 40-х она вновь  приходит в кинематограф. Но теперь ее роли  далеко не главные, хотя Назимова по-прежнему остается ВлзвездойВ» и превращает свой выход в маленький спектакль: у  Мервина Ле Роя  в ВлПобегеВ» (1940), у Роланда Ли в ВлМосту через реку Сан-ЛуисВ» (1944), у Винсета Шермана в ВлНашем времениВ»(1944) с Михаилом Чеховым и множеством других русских эмигрантов, у Джона Кромвелла в фильме ВлС тех пор ,как ты ушлаВ»(1944). Роли породистых аристократок, преимущественно почему-то польских графинь, преследовали ее в конце  жизни. В это же время  Назимова начала писать мемуары, к сожалению ,пока оставшимися не опубликованнымитАж

Алла Назимова , русская американка, реформатор театра и кино Америки, умерла 30 июня 1945 года в Лос тАУ Анджелесе, в госпитоле  Вл Гуд  Самеритен В» от  коронарного тромбоза. Ей было 66 лет.

Несмотря на приследовавшие ее неудачи, актриса  сделала все что могла в своей яркой , сверкнувшей , словно комета, жизни. Не обстоятельства управляли ее судьбой- она сама. Игра Назимовой  и фильмы, ею снятые тАУ прежде всего ВлСоломеяВ»,.- вошли в историю кино , как дерзкий эксперимент прививки европейского искусства  к американскому  коммерческому ВлдичкуВ», и не вена актрисы в том , что эксперимент провалился. На фоне других вамп прошлого- Кабирии ( Вл КабирияВ» Дж. Построне), Клеопатры (Вл Клеопатра В» Дж. Кьюкора ), Королевы Атлантиды ( Вл АтлантидаВ» Жака Фейдора ), ее  Соломея выделяется не только мастерством изобразительного решения, но и идейной трактовкой , отражающей тревоги Влfin de siecle В».

Этот шедевр Назимовой  дал вдохновение целой череды Вл римейков В» классического сюжета. Но ни  Рита  Хейуорт в фильме  Уильяма  Дитерлея Вл Саломея  В» (1953) , ни Гленда  Джексон  в  Вл Последнем танце Саломеи В» Кенна Рассела (1988 ) не внесли в трактовку  образа чего-то существенно нового . Хрупкая, капризная нимфетка Назимовой  навсегда  осталась легендой  Великого НемоготАж

Маленькой актрисе не удалось побороть американского  Левиафана . Но сегодня ясно , что без ее  усилий  кинематограф 20-х развивался бы несколько иначе.        

.   

   


* Искусство кино 3тАЩ95

Вместе с этим смотрят:

Ампир
Анализ фотопубликаций
Аналитико-синтетическая обработка документов
Андрей Рублев