Гюстав Курбе

В

развитии реалистического искусства в Европе имя французского живописца Гюстава Курбе (Courbet) занимает особое место. Он был одним из тех, кто, опираясь на лучшие достижения старых мастеров, воплотил в своем творчестве важнейшие принципы реализма, открыто провозгласил их, защищал и пропагандировал, указывая на демократическую природу этого явления. В 1855 году Курбе выставляет свои произведения в отдельном павильоне, названном им ВлРеализмВ».

Первые значительные полотна художник создал в период 1849-50 года: ВлПослеобеденный отдых в ОрнанеВ», ВлДробильщики камняВ» (не сохран.), ВлПохороны в ОрнанеВ». Они связаны с его родным городом Орнаном (почему Курбе иногда и называют Влмастером из ОрнанаВ»). В них Курбе стремился обобщить конкретные жизненные наблюдения, в каждом герое угадывая судьбу целого поколения, типические характеры современников. Картину ВлПохороны в ОрнанеВ», где показана траурная процессия, художник трактует как произведение исторического жанра. На полотне большого формата он изображает множество людей, большей частью написанных с натуры, еще больше подчеркивая реальность происходящего. Стремление к обобщению приводит Курбе к созданию столь сложного произведения, как ВлМастерская художникаВ» (1855, Лувр, Париж), не случайно названного им Влреальная аллегорияВ». В центре картины- фигура самого художника, вокруг которого в громадном пространстве ателье располагаются различные персонажи: часть из них можно узнать по другим картинам Курбе, часть как бы является ВлаллегориейВ» различных слоев населения и профессий.

Наиболее известные произведения Гюстава Курбе ВлДеревенские барышниВ» (1851). Также художник создавал социально-критические произведения ВлВозвращение кюри с приходской конференцииВ» (1862, эскиз, не сохран.). Курбе осуществлял на практике выдвигавшийся современной художественной критикой (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри) принцип общественной значимости искусства-произведения ВлВстречаВ», ВлЗдравствуйте, господин Курбе!В» (1854, Музей Фабра, Монпелье), ВлАтельеВ»(1855, Лувр)- аллегорические композиции, в которых Курбе представил себя в окружении персонажей своих картин и друзей. В некоторых произведениях Курбе проявились черты салонного искусства-ВлИсточникВ» (1868, Лувр). Живописная манера Курбе отличается предметной осязаемостью, четкой фактурой мазка, сдержанным, порой суровым колоритом, основанным на мягких грациях тонов. Пейзажи Курбе проникнуты ощущением строгого величия и материальности природы (ВлМоре у берегов НормандииВ», 1867, ГМИИ).

Сделав своим девизом Влправду в искусствеВ», Курбе следовал реалистическим принципам творчества во всех жанрах, будь то портрет, пейзаж или натюрморт. Деятельность художника поддерживали ведущие художественные критики того времени, сторонники демократического обновления общества. В 1871 году в дни Парижской Коммуны Курбе был вместе с восставшими , участвовал в сносе Вандомской колонны, которая воспринималась народом как символ торжествующего буржуазного общества. За это он поплатился изгнанием в Швейцарию в 1873 году. После длительных судебных разбирательств художника приговорили к уплате огромной суммы на восстановление Вандомской колонны.

Творчество Курбе вместе с творчеством Ж. Ф. Милле, О. Домье, художников барбизонской школы составило мощное движение в искусстве Франции середины прошлого века. Идеи Курбе были восприняты многими художниками других стран. На наследие мастера из Орнана опирались и многие французские мастера последующего поколения, например Э. Мане и импрессионисты.     

  В этом произведении ВлДробильщики камняВ», не сохранившемся к  нашему времени Курбе обращался к теме труда, возвеличивающего человека.

                                                                                                                                                                                                                                                

                                        Гюстав

       Курбе

                       

            (1819-1877)    

                                                       

                                                                                                              Выполнил Корниенко Алексей

                                                               10. 11 .1998

                                                            Проверил И. В. Еремин

                                                                               

                                                                                         

                                                      Красноярск , 1998

                        

   

Вместе с этим смотрят:

Данте
Движение модернизма в русской живописи
Двоеверие как результат преемственности язычества и христианства
Деспотии в древних Восточных цивилизациях