Древние американские цивилизации. Племена Майя

Государственная Академия Сферы Быта и Услуг

Уфимский Технологический Институт Сервиса

Контрольная работа по ЭРГОДИЗАЙНУ на тему: ВлВзаимосвязь характерестик древнего мира с деятельностью человека. Американские цивилизацииВ»

Выполнила:  Билалова С.М. гр. ЭЗ-21 ш.598-003

Проверила: Мингажева А.Х.

Уфа 1999

Содержание.

  1. Население Американского континента.
  2. Особенности культуры.
  3. Область майя.
  4. Особенности питания.
  5. Особенности одежды.
  6. Политическая, жреческая, судебная и военная организация.
  7. Научные знания майя.
  8. Кризис в центральной зоне.
  9. Список использованной литературы.

1. Население Американского континента

Только 35 тыс. лет назад (гипотетическая дата, которую новые находки постоянно углубляют) человек Старого Света открыл н стал обосновываться в Америке, которая для него, без сомнения, была Новым Светом, хотя он этого н не осознавал. Уже не оспаривается происхождение американского человека, его переход из Северо-Восточной Азии по проливу Беринга в ту эпоху, когда этот район был подо льдами н передвижение было легче, чем теперь. Алеутские острова тоже могли служить дорогой между двумя континентами. Считается, что миграции начались в ту эпоху и продолжались в боВнлее или менее постоянной форме до 2-го тысячелетня до н. э. ПредВнполагается, что открытие осуществилось как следствие прогресВнсивного отступания ледовой шапки и перемещения к северу азиатВнской фауны, за которой шли группы людей, живших за счет нее.

Считалось, что первыми пришельцами были охотники, но до настояВнщего времени наиболее древние каменные инструменты, найденВнные на Американском материке, соответствуют культуре собиратеВнлей. Наиболее вероятно, что они были собирателями и охотникаВнми, выходцами из Восточной Азии. Их технологический уровень соответствовал уровню технологии нижнего палеолита.

Также из Азии (на этот раз из Сибири) н тем же путем 10 тыс. лет спустя прибыли группы охотников с верхнепалеолитической кульВнтурой. Это были брахицефалы  монголоидного типа. Охотники к собиратели сосуществовали в течение тысяч лет, при этом различие между ними было не хронологическое, а экологическое, так как в соВнответствии с районами н наличными ресурсами население занимаВнлось преимущественно охотой или собирательством, но во многих случаях тАФ без сомнения, в большинстве тАФ одинаково тем и другим.

На многих памятниках найдены каменные предметы, бывшие орудиями этого населения. От тех, кто занимались главным обраВнзом охотой, известны различные наконечники копий н дротиков, давшие названия соответствующим культурам: Сандия   (25тАФ 15 тыс. лет до н. э.), Кловис (15тАФ10 тыс. лет до н. э.), Фолсом (10тАФ 7 тыс. лет до и. э.), Юма (7тАФ5 тыс. лет до и. э.).

Позже, в течение нескольких тысяч лет, климат менялся, становясь все более сухим и жарким, это привело к тому, что жара и высыхание пастбищ предопределили прогрессивное исчезновение плейстоцеВнновой фауны, а именно таких крупных млекопитающих, как мамонт, мастодонт, н более мелких, как верблюд н лошадь. Охотиться стали на мелких животных, н собирание растений (фрукты, клубни) приВнобретало все большее значение. Каменные орудия приспосабливаВнлись к новым потребностям, п кроме орудии, получаемых посредВнством простои оббивки или обтесывания камня, начали изготовВнлять новые предметы путем шлифования (топоры, стуны, терки и сосуды). Одна из известных культур этого периода тАФ Кочисе в АриВнзоне. Группы людей обитали в пещерах, ведя полубродячий образ жизни.

Собиратели растений должны были наблюдать, что в некоторых условиях зерна, брошенные в почву, прорастали н превращались в растения. От наблюдения природного явления до его намеренной реализации быт только один шаг, и возможно, что многие собираВнтели начали то, что превратилось позднее в явление, названное Влнеолитической революциейВ»,тАФ производство пищи посредством возделывания растений.

Нет необходимости уточнять, что эта медленная культурная эволюция, являющаяся американской доисторией, охватила также территорию, которую мы называем Мезоамерикой и о культурном развитии которой я теперь кратко расскажу.

2. Особенности культуры

В своем классическом очерке Кирхгофф выделяет несколько подВнгрупп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские нароВнды, низшие земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и охотники континента

В своей работе Кирхгофф делает вывод, что мезоамериканская культура тАФ это лишь часть более обширной зоны американских культур, происшедших от более древних культур неземледельчеВнских народов, и что элементы, отсутствующие в Мезоамерике, но существующие в Северной и Южной Америке, должны были сущеВнствовать и в Мезоамерике, но в более раннюю эпоху.

Ранний этап. Хозяйственная деятельность все еще основана главВнным образом на собирательстве, охоте и рыбной ловле, но с прогВнрессивным увеличением возделывания растений. Начало оседлой жизни небольшими семейными группами.

Средний этап. Выращивание маиса как основы питания в сочетании с фасолью, тыквой и перцем. Формирование человеческих коллекВнтивов в небольших деревнях. Начало строительства церемониальВнных центров с земляными и каменными платформами в качестве фундаментов для святилищ. Появление специализированных групп для обрядовых церемоний. Поздний этап. Культурная дифференциация в разных областях. Возрастание значения церемониального центра. Строительство пиВнрамид как оснований для храмов-хижин.

Протоклассический, или переходный, период.

Усиление процесса культурного развития. Оформление собственВнных черт различных культур. Дифференциация жречества. Начало социального расслоения. Спланированные церемониальные центВнры. Впечатляющие культовые постройки. Настенная роспись в цереВнмониальных и могильных конструкциях. Стелы с иероглифическими надписями и датами. Наличие в скульптуре важных персонажей. Сосуды на четырех ножках, подставки в виде женской груди и поли-хромная роспись.

Классический период, или период расцвета

Ранний этап. Значительное техническое, научное и художественное развитие. Возведение крупных церемониальных центров. ИзобреВнтение ступенчатого свода, или Влложной аркиВ», у майя. Храмы и реВнзиденции правящего класса с каменными стенами.

Поздний этап. Наивысший расцвет церемониальных центров, главным образом майя, и закат других (Теотиуакан). Вершина кульВнтурного развития. Необычайный рост строительства церемониальВнных центров; увеличение разнообразия архитектурных построек (пирамиды, храмы, террасы, площади, дворы, дворцы, святилища, площадки для игры в мяч, гробницы, обсерватории и т. д.). ИскусВнство не только религиозное, но и гражданское (область майя).

Постклассический период, или период распада

Ранний этап. Прекращение культурной деятельности в крупных классических церемониальных центрах. Давление варварских наВнродов на северную границу Мезоамерики; этнические передвижения из центра Мексики к югу и юго-востоку; внутренняя дезинтеграция из-за социально-экономических причин.

Поздний этап. Продолжение давления и вторжений на северной границе. Нашествие новых воинственных этнических групп. ПоВнстоянные войны. Создание ацтекской ВлимперииВ». Укрепление гороВндов. Учащение человеческих жертвоприношений. Войны из-за пленВнников. Расширение торговли. Упадок искусств. Приход испанцев.

Культура Севера

На северных границах Мезоамерики, образуя культурные островВнки на территории собирателей и охотников, существовали перифеВнрийные культуры. В них распознаются элементы, близкие культуВнрам Центральной Мексики и Юго-Запада США. Среди главных центВнров этих периферийных культур выделяются Ла-Кемада и Чаль-чиуитес (Сакатекас) и Касас-Грандес (Чиуауа).

Культура Запада

Так называют культуры, существовавшие на территории современВнных штатов Синалоа, Наярит, Халиско, Колима, Мичоакан и чаВнстично Герреро и Гуанахуато. Известны многие предметы, происВнходящие большей частью из разграбленных захоронений. Это и неВнбольшие фигурки, и настоящие статуи из глины. Их стилистическое разнообразие зависит от района их происхождения. Почти всегда они изображают людей, животных, хижины и даже макеты деревень и сценки из повседневной жизни. Искусство Запада реалистично как в ВлпримитивныхВ» проявлениях, так и в более разработанных стилях; во многих случаях наблюдается тенденция к карикатуре и всегда видны оригинальность и строгость манеры исполнения. НаиВнболее известная исторически культура тАФ культура так называемых тарасков.

Культуры Центральной Мексики

Именно эти культуры, сосредоточенные во внутренних районах Мексиканского нагорья, привлекли наибольшее внимание исследоВнвателей из-за того, что о них имелась информация не только археоВнлогическая, но и в значительной мере историческая. Основные кульВнтуры, расположенные в хронологическом порядке, мы назовем ниже. Мы исключим этапы, соответствующие доистории, и начнем с того, что считается началом протоистории, то есть с 2000 г. до н. э.

Историческое развитие центральной зоны Мексики отмечено наВнсильственным вторжением последовательных волн народов более низкого культурного уровня, находившихся еще на стадии развития охоты, рыболовства и собирательства. Эти народы прибывали с сеВнвера, захватывали и разрушали культурные центры, но, оценив преВнимущества цивилизованной жизни, они постепенно сами превращаВнлись в оседлых земледельцев, сливаясь с местным населением, восВнпринимая его культуру и создавая новую, которая в значительной мере была продолжением предыдущей, но уже с каким-то другим оттенком.

Культуры побережья Мексиканского залива

Вдоль Мексиканского залива, за исключением побережья полуВнострова Юкатан, развивались значительные культуры. Самой древВнней была культура, называемая ольмекской, или Ла-Вента. Она существовала большую часть доклассического периода и распоВнлагалась на юге нынешнего штата Веракрус и на севере Табаско. Эта культура, очевидно первая выделившаяся в Мезоамерике, сыгВнрала, без сомнения, решающую роль в формировании остальных культур.

В центре нынешнего штата Веракрус размещалась культура, называемая тотонакской, наиболее важным центром которой, по-видимому, был Эль-Тахин.

Культуры юга

Относительно культур Оахаки мы располагаем обильной археолоВнгической информацией. Наиболее значительными из них были сапо-текская, у которой удалось проследить длительное развитие и опреВнделить основные ее этапы благодаря раскопкам ее крупнейшего центратАФМонте-Альбан, и миштекская, развивавшаяся более или менее одновременно с сапотекской, но в горных районах, в то время как сапотекская располагалась в долинах. В постклассический пеВнриод миштеки захватили эти долины и подчинили сапотеков. ОдВнним из их наиболее известных центров была Митла.

Культура Юго-Восточной Мексики и Центральной Америки

Имеется в виду культура майя, занимавшая огромное пространВнство тАФ более 400 тыс. км 2 и охватывавшая нынешние мексиканВнские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и западВнную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены слеВндующие разделы работы.

3. Область майя

В начале я хотела бы уточнить, что под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до конкисты тАФ и живут сейчас тАФ лингвистически родственные народы, образующие групВнпу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них.

Люди майя

Этнолингвистические группы

Убеждение, что майя уникальный, независимый и изоВнлированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной АмеВнрики. Они допускают существование двух языков майя (язык высоВнкогорий и язык равнин) плюс 15 диалектов.

Согласно методам сравнительной лингвистики (лексикостати-стики), удалось установить вероятный момент, в который каждый из майяских языков отделился от общего ствола. Результаты этого трудоемкого исследования (глоттохронологии) дают следующую карВнтину, в которой указаны приблизительные даты, когда началось отВнделение основных языков, начиная от гипотетического протомайя.

В пределах области майя тАФ на юге Гватемалы и в Сальвадоре тАФ встречаются группы пипиль, относящиеся к языковой группе науа. Вне названной области находится, как говорилось, уастекская групВнпа майяской семьи.

Физические черты

Описывая физический тип древних майя, С. Г. Морли основывался главным образом на исследованиях М. Стеггерды  среди современВнных юкатеков, сожалея при этом, что не были проведены сходные исследования среди остальных групп. Хотя он сам указывал, что Влмайя высокогорий имеют кожу более красную и блестящую, чем майя Юкатана, и биологически кажутся более чистого происхождеВннияВ», он заключил: ВлТем не менее, если их исследовать по основным критериям: росту, цвету кожи, форме головы и волос, можно замеВнтить, что все группы, говорящие на языке майя, кажутся происВншедшими первоначально от одного и того же древнего стволаВ». Найденные в крови при серологических исследованиях некоторые элементы указывают на существенные различия; дерматоглифические исследования и изучеВнние отпечатков пальцев и линий ладоней говорят о различиях между группами северных высокогорий и группами южных высокогорий, а также между юкатанскими группами. Несмотря на небольшое число изученных серий, костные остатки, обнаруженные при археологиВнческих раскопках, тоже дают вариации, особенно в черепных и лиВнцевых индексах.

Учитывая эти различия, нельзя говорить о едином физическом типе майя для всей области и считать его целиком отличным от остаВнльных мезоамериканских групп. Некоторые группы майя имели и все еще имеют такие специфические черты, как узкий нос, складВнка эпикантуса (закрывающая внутренний угол глаза) и монгольское пятно (у основания позвоночника). Две последние черты характерны для азиатского населения, конкретно монгольского. На Юкатане также часто встречаются широко поставленные глаза, другое наВнследие дальнего азиатского прошлого коренных американских нароВндов. Примечательна и относительная длина рук в сравнении с росВнтом. Так, у майя более длинные руки, чем у других мезоамериканВнских групп.

Большая- часть физических черт населения майя, рассматриваВнемая в комплексе, уже известна у остальных мезоамериканских наВнродов и у других народов севера, центра и юга материка, а именно: низкий рост, темный (бурый или медный) цвет кожи, глаза цвета темного кофе или черные, волосы гладкие и черные, редкая растиВнтельность на лице и теле, плечи широкие, грудная клетка развиВнтая, ноги мускулистые.

Таким образом, в конечном счете как по своим физическим черВнтам, так и по языку майя должны считаться частью населения Мезоамернки и даже более широких этнических групп и ни в коем случае не должны изучаться как Влчеловек майяскийВ» с одинаковыми физическими признаками, отличающими их от остальных америВнканских народов.

Психические черты

В очень краткой форме результаты исследования были следуюВнщими: майя активны, энергичны и трудолюбивы; настойчивы, аккуВнратны и очень чистоплотны, они стараются, чтобы их хижины и одежВнда всегда были чистыми; бережливы, так как тщательно сохраняют свои урожаи и избегают расточительности; жестоки с животными и иногда с человеческими существами, когда речь идет о мести за женскую неверность; консервативны в своих обычаях н враждебны по отношению к прогрессу; не любители перемещаться, за исключеВннием крайних случаев; разговорчивы н общительны, любят шутки и развлечения; доверчивы, бескорыстны, добродушны, очень уважиВнтельны к правам других; отзывчивы к чужой бедности, болезни или несчастьям; горды, не просят милостыню; вежливы и дружелюбны между собой и с чужими; великодушны и гостеприимны; у них нет склонности командовать, но они с детства ревностно относятся к своей личной независимости; лишены духа мятежности, тщеславия н эгоизма; любят справедливость; мирны н не вздорны, но злопамятны и мстительны, когда оскорблены; в высшей степени честны; семейные узы очень крепки, хотя и со слабыми проявлениями привязанности, отцовский авторитет сохраняется даже тогда, когда уже взрослые дети сами становятся отцами семейств; умеренно или мало озабочены половыми проблемами, так как пары легко расходятся и ревность достаточно редка, хотя, как было сказано, в случае измены месть обиженного мужа может быть страшной; фаталистичны и религиозВнны, но более всего суеверны и верят в колдовство; крайне склонны к алкоголизму часто с опасными последствиями (драки нередко с кроВнвавым исходом); со средними умственными способностями и без духа новаторства, но очень наблюдательны и с хорошей памятью; с доВнстаточным воображением, с четко выраженным чувством краВнсоты.

Организация труда

При сравнении информации о разделении труда, содержащейся в исторических источниках в момент испанского завоевания, и этноВнграфических данных, относящихся к группам современных майя, видно, что нынешний консервативный характер общественной жизВнни майя тАФ это не более как продолжение доиспанского. Когда данВнные, содержащиеся в обеих информативных сферах, во многом совВнпадают, то можно предполагать, что этнологические исследования в основном, если не всегда, применимы к эпохе, предшествовавшей заВнвоеванию.

Предвосхищая анализ, содержащийся в главе о социальной оргаВннизации, следует подчеркнуть, что поскольку все средства, необхоВндимые для существования человека, добывались простым народом, то мы ограничимся анализом разделения труда среди производящеВнго класса.

Половое разделение труда

Основным фактором при разделении работ был и остается пол. Мужчины занимаются всеми земледельческими работами (валка и сжигание леса, посадка, прополка, сбор урожая), а также подготовВнкой семейного огорода, охотой и рыбной ловлей, разведением пчел, постройкой дома, заготовкой дров, получением волокна из хенеке-на, плетением корзин, добычей соли. Мужчины выполняют также все работы, связанные с постройкой церемониальных центров: добыВнвают из каменоломен и обрабатывают камень, сооружают печи для обжига известняка, рубят деревья и делают из них балки, притолоВнки, стропила и помосты, переносят землю и другие материалы.

Сфера занятий женщины ограничивалась домом и его пристройВнками. Возможно, что за пределы дома женщины выходили только за водой к естественным источникам. Помимо домашних хлопот (пригоВнтовление пищи, наведение чистоты в доме, стирка одежды, уход за детьми) женщина участвовала в производительном труде тАФ шила, ткала и вышивала как для семейных нужд, так и для обмена или уплаты дани; она также ухаживала за огородом возде дома и домашВнней птицей (индюки, фазаны, голуби); иногда она занималась дома кипячением меда для его очищения. Возможно также, что она помогала мужу в домашнем изготовлении предметов из хенекена (веревки, мешки).

4. Особенности питания

Можно предположить, что у майя было  положение и что низшие слои населения не могли рассчитывать на самые изысканВнные продукты, например те, что ввозились из отдаленных районов (какао, рыба), или те, что требовали тонкого и сложного приготовВнления. Фактически хронисты преувеличивают воздержанность майя, которые будто бы ели только один раз в день, к вечеру, а мясо ели только по праздникам. Но посмотрим на те данные о майя, которые предоставляют хроники XVI в.

Пища растительного происхождения

В обычные дни главной пищей был, без сомнения, маис, рецепты приготовления которого живы до наших дней. Зерно замачивают на ночь в воде с примесью извести и затем растирают на метате. Получается масса, из которой на жаровне пекут лепешки. Едят их только горячими, так как холодная лепешка, по выражению хроВнниста Хименеса, Влтверда, как подошва ботинка, и безвкуснаВ». ЛеВнпешки можно есть как самостоятельное блюдо с солью или перцем или вместе с другой пищей. Из маисового теста готовили также та-мали, фаршированные кусочками мяса; в тесто подмешивали и лиВнстья чайи или фасоль. Хименес описывает тамали как Влкомки, сваВнренные в воде, нанизанные на веревку, как черные четки, жесткие и безвкусныеВ». Из поджаренного и размолотого зерна готовили ВлшаВнрики, сохранявшиеся по нескольку месяцев, только становившиеся кислыми

Из размолотого какао, растворенного в воде, готовили шоколад, который пили горячим; Ланда определяет его как Влпротивное питье для тех, кто не привык, и свежее, и вкусное, и превосходное для тех, кто его пьет регулярноВ». Этот юкатанский хронист говорит еще об одном Влвкусном и ценимомВ» напитке, для которого из бобов какао извлекали Влжир, похожий на маслоВ» и смешивали его с маиВнсом. Должно быть, это был чампуррадо или атоле из шоколада.

Другим важным продуктом была фасоль тАФ черная, красная и белая, которую ели как с другими овощами, так и приготовленную отдельно или с мясом, отваренную в соленой воде или же размолоВнтую как паста. Употребляли н разные виды тыкв, а также батат, чайю, томаты, маниок, хикаму, авокадо и макаль (яме).

У майя было много фруктов, среди них наиболее распространенВнные авокадо, мамей, чикосапоте, белый сапоте, папайя, гуайяба, гуайя, нансе, питаайя, древесный огурец, сирикоте, анон, мараньон, несколько видов сливы, дикий виноград и многие другие.

Пища животного происхождения

Некоторые хронисты утверждают, что вне праздников и пиршеств древние майя не ели много мяса. Возможно, и в самом деле, что неВнмногие животные, которых выращивали для пищи (собаки, индюки, фазаны, голуби), сохранялись главным образом для празднеств, для подношения в качестве дани или подарка господам или для приВнношения в жертву божествам. Но часто, хотя и в небольших количеВнствах, майя могли есть мясо млекопитающих, птиц и пресмыкаюВнщихся, добытых на охоте. Среди главных животных, мясо которых употреблялось в пищу, назовем оленя, тапира, пекари, барсука, зайца, броненосца, лесного индюка, куропатку, перепела и игуану. Мясо готовилось с овощами или отдельно тАФ хорошо пропеченное прямо на огне или в печи, выкопанной в земле. На дне такой печи разводится огонь, когда он прогорит, угли закрывают камнями, на них кладут обработанную тушу животного, после чего печь заВнполняется листьями, ветками и камнями.

Приправы

Майя приправляли свою пищу солью, перцем, несколькими сортами перца чиле и различными душистыми травами тАФ кориандром, эпасотом, ореганом. Важной приправой на Юкатане была и остается биха, которая кроме вкуса придает Влцвет пище, какой дает шафранВ». Эти приправы могли использоваться отдельно или в соусах в завиВнсимости от блюд.

Напитки

Помимо безалкогольных напитков, приготовляемых из маиса и какао, у майя существовали и алкогольные. Среди них главным был бальче, называвшийся испанцами ВлпитаррильяВ». Однако его употребВнляли только во время религиозных церемоний. Для некоторых церемоний деВнлали другое питье с Влчетырьмястами пятнадцатью поджаренными зернами маиса, которое зовут пикула-каклаВ».

Обычаи, связанные с пищей

Когда Когольюдо говорит, что майя ели только раз в день тАФ за час до захода солнца, одновременно обедая и ужиная, не следует это понимать так, словно весь день проходил без потребления пищи. Хронист имеет в виду основательную пищу. В самом деле, на расВнсвете, до начала работ, майя пили горячий атоле тАФ жидкую кашу; течение дня с интервалами в несколько часов тАФ холодные напитки посоле, пиноле и только вечером съедали овощи, соответствующим образом приправленные, с мясом или чаще без него.

Женщины и мужчины не садились есть вместе, а сначала женВнщины обслуживали мужчин. Ели сидя на полу или во всяком случае на циновке. Существовал обычай мыть руки и полоскать рот после еды.

Во время религиозных празднеств в пищу не добавляли соль и острый перец. При некоторых постах не ели мяса.

5. Особенности одежды

В этом разделе я рассмотрю не только одежду и предметы украшения древних майя, но и те процедуры, которым они себя подвергали (раскраска, татуировка, деформация, ампутирование), чтобы доВнполнить свое убранство.

До четырех-пяти лет дети обоих полов ходили обнаженными, после этого возраста и начинались различия в одежде, так как мальВнчикам надевали Влпояски, чтобы они прикрывали свой срам как отцы, а девочек начинали закрывать от пояса и нижеВ», как уточняВнет Ланда. Ланда упоминает также о Влдлинных и квадратных ткаВннях.. (которые) они привязывали к плечамВ», не поясняя, носили ли их господа или простые люди.

Социальные различия

Из хроник мы узнаем, что сеньоры и рядовые общинники одевались не одинаково. В ВлСообщении из ВальядолидаВ» подчеркивается, что Влсеньоры надевали шикольи из хлопка и перьев, сотканных в форме разноцветного жилета; они носили также мастиль, (то есть набедренную повязку) между ног, представлявшую собой длинную тканую ленту, опоясывавшую живот и закрывавшую поВнловые органы, при этом два длинных конца, украшенных перьями, свисали спереди и сзадиВ». Ланда, имея в виду проВнстолюдинов, говорит, что дома строили обнаженные индейцы, Влприкрытые длинными узкими полосками, которые они зовут эшВ». К такой же полоске сводилась одежда Херонимо де Агнлара, когда он предстал перед Кортесом.

Это различие в одежде между лицами, относящимися к высшему классу, и людьми более низкого социального положения подтвержВндается и уточняется в иконографии майя. На фресках Бонампака пленники или павшие в бою, а также принесенные в жертву после сражения изображены обнаженными или только с набедренной повязкой, без головного убора и украшений. Однако на тех же фреВнсках лица, которые, видимо, были слугами, судя по их действиям (одевают вождей, подают шкуры ягуара или украшения, держат на руках ребенка), имеют украшенные набедренные повязки и головные уборы наподоВнбие тюрбанов. Некоторые из них, возможно, были торговцами или, служа при дворе в Бонампаке, имели право или обязанность быть одетыми более изысканно, чем крестьяне и остальные трудящиеся.

В подобной одежде изображены музыканты. На них замыслоВнватые головные уборы, иногда очень искусно сделанные, серьги из раковин и ожерелья из клыков животных. Из предполагаемых слуг некоторые имеют ушные украшения. Другие (кого по их расВнположению в художественной композиции и по тому, что они покаВнзывают ценные товары и держат в руке зонтик, мы считаем торговВнцами) тоже имеют тюрбаны, а один даже подвеску и ушное украшеВнние из нефрита.

Воины, изображенные на тех же самых росписях, несомненно, также стоят на разных ступенях социальной лестницы. В сцене суда, пыток и жертвоприношения пленников группа воинов распоВнложена на том же уровне, что и самые высокопоставленные лица, то есть в верхней части композиции, в то время как все остальные находятся на нижнем плане. Различия в одежде значительны: все ВлверхниеВ» одеты в очень нарядные маленькие плащи, у ВлнижнихВ» торс обнажен; набедренные повязки богаче у первых. Однако обе группы имеют обычные у воинов одинаковые шлемы со звериными головами, надевавшиеся для того, чтобы вызвать страх у противВнника.

Господа высокого ранга занимают верхнюю часть композиции, они выделяются и своей одеждой: богатые головные уборы, некотоВнрые с перьями кецаля в форме плюмажа; диадемы из нефритовых бусин; ожерелья и браслеты из того же камня; широкие и длинные плащи из хлопка; ярко расшитые или разрисованные набедренные повязки, а также сандалии, хотя на копиях, сделанных с росписей, не всегда можно разобрать, есть сандалии или нет.

Таким образом, социальные различия, выявляемые в этих картиВннах самой композицией, значением сцен и действиями их участниВнков, отражены в одежде, которая изменяется от самого богатого убранства халач-виннка до почти полной наготы приносимых в жертВнву пленников (на некоторых нет даже набедренной повязки). В комВнпозиции иерархия соблюдается сверху вниз: батабы, придворная знать, военные вожди, воины, торговцы и музыканты (в одной групВнпе) и слуги. В этой иерархии в отношении одежды исключение предВнставляют лишь танцоры, богатейшее убранство костюмов которых, видимо, связано со спецификой церемонии и не имеет какой-либо социальной значимости.

На глиняных фигурках из Хайны самым значительным элеменВнтом одежды был, вероятнее всего, головной убор. Разнообразие форм, материалов и композиций бесконечно: тюрбаны, диадемы, тиары, скрученная или сплетенная полоса, плюмажи и широкопоВнлая шляпа. Даже когда тела почти обнажены, головной убор обычВнно богат и сложен. Многие фигурки представляют мужчин и женщин, у которых закрыта только нижняя часть тела (повязка или юбочВнка, в зависимости от пола); однако это не должны быть лица низкого социального положения, так как у них почти всегда есть ожерелье из толстых бус, часто браслеты из нескольких ниток бус, большая раковина, как пектораль, и пышный головной убор. Набедренная повязка обычно очень широкая и может быть раскрашена. Персоны, видимо, мужского рода имеют большие плащи, доходящие до пят. В некоторых случаях видно длинное платье с короткими рукаВнвами.

Женский костюм

Относительно женщин Ланда сообщает, что Влиндеанки побережья провинций Бакалар и Кампече очень скромны в своем костюме, так как помимо покрывала, что носили от середины тела вниз, они поВнкрывали груди свернутым полотном, подвязывая его под мышками;

все остальные не носили другой одежды, кроме подобия длинного и широкого мешка, открытого с двух сторон, в который они залезаВнли до бедер и который им был в обтяжку, и не было у них другой одежды, кроме накидки, в которой они всегда спят; когда они отВнправляются в дорогу, то обычно несут ее свернутойВ».

Однако, за некоторыми исключениями, одежда женщин на стенВнных росписях, рельефах и фигурках не соответствует описанию хроВнниста. Наиболее обычна длинная туника белая или с зеленой опушкой по краю  или желтая. На фигурках из Хайны наиболее часто видны длинная юбка и кечкемитль тАФ кофта из кружев. Невозможно уточВннить социальное положение большей части женщин, представленных на упомянутых фигурках из Хайны, так как кечкемитль не имеет украшений, а кроме того, им пользовались даже простые ткачихи. С другой стороны, почти все женщины носили ожерелья и ушные украшения. Только у некоторых видны юбки (старые женщины) н в одном случае тАФ набедренная повязка (у слепой старухи).

Ювелирные изделия

Мужчины и женщины, имевшие высокий социальный статус, носиВнли многочисленные ювелирные изделия, почти все из нефрита, хотя могли быть и из обсидиана, из раковины или кости. Такие украшеВнния включали диадемы из нанизанных или нашитых на полоску ткаВнни дисков; трубочки для локонов или цветы в волосах (Паленке);

ушные украшения тАФ круглые, квадратные, сложные, образующие цветочные элементы (у лиц явно низшего ранга в мочку уха нередко продевалась просто лента из ткани); носовые украшения тАФ трубковидные, или в виде пуговиц с каждой стороны, или пластинка, свисающая с кончика носа; украшение для рта, составленное из четырех удлиненных пластин, образующих прямоугольник с неВнбольшим диском в каждом углу; весь ансамбль ограничивал рот; ожерелья из одной нитки сферических бусин, с подвесками или без них (лиВнчины, медальоны); ожерелья из нескольких концентрических ниВнток обычно трубчатых бусин; пекторали; браслеты из нескольких ниток бусин; кольца и ножные браслеты, тоже из нескольких рядов.

Татуировка

Татуировка царапаньем была важной частью украшения тела, о чем свидетельствуют хроники н что подтверждают многочисленные скульптуры и глиняные фигурки. Этот тип татуировки, в котором шрамы, нанесенные прорезанием предварительно раскрашенной кожи, образуют всякого рода геометрические и символические риВнсунки, был предметом гордости мужчин майя, ибо чем больше татуиВнровки на теле, тем храбрее и доблестнее считался мужчина, так как эта процедура была очень болезненной. Тех, кто не татуировался, осмеивали. Однако татуировка могла быть применена и как наказаВнние ворам высокого социального ранга. В этом случае их лицо обраВнбатывалось Влс двух сторон, от подбородка до лбаВ». Женщины также обычно татуировали тело Влот пояса вверх, кроме груди из-за кормВнления, узорами более изящными и красивыми, чем у мужчинВ». ЮноВнши, пока не женились, не татуировались или делали легкую татуиВнровку.

Волосы

Волосы носили длинными, как женщины, так и мужчины. ОтносиВнтельно первых Ланда уточняет, что Влсверху выжигали часть волос как хорошую тонзуру и таким образом то, что ниже, росло сильно, а что на тонзуре, оставалось коротким; они заплетали косы и делаВнли из них гирлянду вокруг головы, оставляя сзади хвостик, как кисточкуВ». Можно понять, что кроме подобия тонзуры остальные волосы были очень длинными. На рельефах из Паленке тонзура разВнмещается на задней части головы. На том же памятнике и на многоВнчисленных фигурках из Хайны видно, что волосы подрезались на лбу, образуя лесенку по обе стороны лица. В Паленке есть также то, что мы назвали Влдержателями локоновВ»тАФнефритовые трубочки, разделявшие волосы на пряди. На рельефах у женщин волосы длинВннее, чем у мужчин, зачесаны назад и без тонзуры. Ланда упоминает о женской прическе, разделявшей волосы на две части и образоВнвывавшей Влизящный головной уборВ»; волосы также сплетали в косы или в два или четыре рога. Говорят, что прическа незамужней женВнщины отличалась от прически замужней, но эти различия не уточВннены.

Деформация и намеренное калечение

Как признак красоты, трудно понятный для нас, Ланда упоминает также косоглазие, которое искусственно вызывали у детей, ВлприВнкрепляя им к волосам небольшой пластырь, свисавший до середиВнны бровей; и поскольку он у них там прыгал, они все время подниВнмали глаза и становились косымиВ». Вспомним, что бог Солнца изоВнбражается с большими, обычно косыми, глазами.

Упомянем еще прокалывание мочки уха для ушных украшений диаметром 2тАФ3 см, прокалывание носовой перегородки или крыльев носа для подвешивания носовых украшений и прокалывание отверВнстия под губой для губного украшения.

Древние майя, как и остальные мезоамериканские народы и многие народы Американского континента, а также других частей света, практиковали искусственную деформацию черепа. Ланда описывает, как ребенку, лежащему в колыбельке из прутиков, наВнкладывали на голову две досочки (одну спереди, другую сзади) и сильно их стягивали, Влпока через несколько дней голова младенца на становилась плоской и такой формы, какую они все имелиВ». Кроме лобно-затылочного типа деформации делались и другие, о чем можио судить по черепам, найденным при археологических раскопках. Встречается деформация округлой формы (получаемая посредством очень тугой повязки вокруг головы), а также затылочная, лобная, лобно-вертикально-затылочная и т. д.

Исторические источники упоминают о калечении зубов лишь среВнди женщин (считалось ВлизящнымВ» иметь зубы, Влкак зубья пилыВ»). Ланда пишет, что эту операцию проводили старые женщины, Влподпиливая их какими-то камнями и водойВ». Подпилы имели различную форму и наносились на верхние и нижние резцы и клыки, как праВнвило, симметрично. Одни подпилы имели острые концы, другие тАФ тупые. Однако наиболее часто в зоне майя встречалась инкрустация округлой формы в середине передней плоскости верхних и нижних резВнцов и клыков. Материалом для инкрустации обычно служили нефрит, а также обсидиан, пирит пли гематиты. Археологические находки показывают, что калечение зубов было распространено не только в высших классах общества, так как подпиливание можно обнаружить и на костных остатках из бедных захоронений.

Итак, можно сказать, что, в то время как одежда и украшения имели социальную значимость, иерархический или экономический характер которой мы не можем уточнить, деформация тела практиВнковалась во всех классах общества майя.

6. Политическая, жреческая, судебная и военная организация

Автономные государства

Из исторических источников мы знаем, что в момент испанского завоевания область майя была занята несколькими самостоятельВнными государствами. Нам известны названия тех из них, которые располагались на полуострове Юкатан и на Гватемальском нагоВнрье, и можно предположить, что в классический период ситуация быВнла более или менее сходной.

Без сомнения, завоеватели (чонтали, тольтеки, пипилн, ацтеВнки) в постклассический период внесли изменения в общественную и культурную жизнь майя, однако не следует забывать, что эти пришлые народы сами были носителями мезоамериканской культуры и имели в основном те же государственные системы, идеи и формы жизни. Пожалуй, можно сказать, что в постклассический период, с расширением масштабов завоеваний и увеличением торговли, жизнь общества стала более сложной, чем в классическом периоде, хотя и в пределах структурных моделей, общих для Мезоамерики.

Политическая организация

Согласно исторической информации, относящейся к Юкатану, каждое местное государство управлялось халач-виником, ВлнастояВнщим человекомВ», называвшимся также ахав (господин) и принадлеВнжавшим к знати. Его должность была наследственной. После его смерти ему наследовал старший сын, а при отсутствии мужских поВнтомков или если они не достигли соответствующего возраста трон переходил к старшему брату. Халач-виник имел обширные полномочия как в гражданской сфере, так и в религиозной и опирался на помощь государственного совета, называвшегося ах куч каб, в коВнтором были представлены жрецы и высокопоставленные сановники. В зависимых городах правил батаб, назначаемый халач-внником и часто находившийся с ним в родстве. Батаб исполнял гражданские, судебные и военные функции: собирал дань для своего правителя, вершил суд и был пожизненным военным вождем в данной общности. При нем действовал местный совет, также называвшийся ах куч каб, состоящий из вождей фратрий.

Жреческая организация

Довольно высокий статус жреца в структуре власти, даже в дни, предшествовавшие конкисте, подтверждает хронист Диего Лопес де Когольюдо, когда пишет, что Влжрецы считались господами, глаВнвами, превосходившими всех, и именно они наказывали и поощряли, и им подчинялись с большим стараниемВ». Поле деятельности жрецов было шире, разумеется, чисто религиозного и охватывало политиВнческую и судебную функции. Кроме того, жречество монополизироВнвало научные знания (астрономия, математика, календарь, письменВнность, история), поэтому его господство над личностью и коллектиВнвом было абсолютным.

Верховный жрец, по Ланде, назывался Ахав Кан Май. Но вполне вероятно, что его информация не совсем точна и скорее связана с каким-то конкретным человеком по фамилии Май. Эта фамилия до сих пор часто встречается у майя. Титул Ахав Кан означает ВлгоспоВндин змеяВ».

Другая важная должность, хотя и не очень уважаемая в нароВнде, называлась наком; наком отвечал за совершение человеческих жертвоприношений. Предполагается, что наком избирался пожизВнненно, но должность его не передавалась по наследству, как остальВнные жреческие должности. При обычном жертвоприношении, когда вскрывалась грудь и извлекалось сердце жертвы, накому помогали четверо почтенных старцев, выбиравшихся для каждой церемонии. Они должны были держать руки и ноги жертвы, лежавшей на жертВнвенном камне. Этих старцев называли чаакообами (от имени бога дождя Чаака). На самом низком уровне жреческой иерархии находился ахмен тАФ Влтот, кто знаетВ», более других имевший контакт с народом, так как он принимал участие в обязательных земледельческих обрядах, когда проводился сев и сбор урожая или когда длительные засухи вынуждали просить дождя у бога Чаака. Ахмен, кроме того, был колдуном и знахарем, то есть обладал способностью ВлнасылатьВ» болезни и причинять вред, но также и избавлять от них. Из разВнличных религиозных должностей до наших дней сохранилась только одна тАФ именно ахмен.

Судебная организация

Хроники, относящиеся к Юкатану, единодушны в том, что майя были миролюбивы и Влуправлялись с помощью законов и хороших обычаевВ», с чем мы легко можем согласиться, поскольку известно, что современное юкатанское население уважает законы и обладает глуВнбоким чувством справедливости.

Мы уже говорили, что военные вожди и жрецы обладали одноВнвременно и судебной властью. Но из хроник явствует, что у майя быВнли и настоящие судьи и чиновники Влдля выслушивания тяжбВ».

Четко различались преступления непреднамеренные и преднамеВнренные. Среди первых указываются случайные убийства, самоубийВнство мужчины или женщины по вине одного из супругов, случайВнный поджог домов, ульев и зернохранилищ, что бывало довольно часто, когда лес сжигали перед посевом. Во всех этих случаях суд проявлял достаточно терпимости, и если виновный сам не имел средств для возмещения ущерба, его друзья и родственники могли оказывать ему помощь.

За супружескую неверность также сурово наказывали. Если оскорбленный муж прощал виновного, тот оставался свободным чеВнловеком. Если же оскорбление не прощалось, виновного ждала поВнзорная смерть тАФ его поражали стрелами, раздавливали голову тяВнжелым камнем или Влприказывали вытащить кишки через пупокВ». НеВнверную жену могли приговорить к смерти, но обычно ограничивались тем, что подвергали ее общественному позору. Изнасилование девВнственницы или замужней женщины также каралось смертью.

Военная организация

В течение длительного времени некоторые ученые, идеализируя древних майя, утверждали, что они были довольно миролюбивым народом, а военные конфликты тАФ это следствие иноземных вторжеВнний, исходивших главным образом из Центральной Мексики в постВнклассический период. Конфликты могли случаться между враждующими группами майя из-за земельных границ или из-за эксплуатации приВнродных ресурсов; между майя и соседними, этнически чуждыми обВнщинами тАФ из-за того, что они оказывали давление на майя или из-за попыток экспансии какой-либо группы самих майя.

Когда испанцы вторглись в область майя, они вынуждены были вступать в бои с местными жителями, которые в ряде случаев наВнносили им серьезные поражения. Согласно информации хронистов, батаб помимо своих гражданских и судебных функции был руковоВндителем вооруженных сил в подчиненных ему землях; его должность была пожизненной и наследственной. Однако на время войны избиВнрался настоящий военачальник наком (хотя его и называли так же, как и человека, осуществлявшего человеческие жертвоприношения, это были разные лица), который находился на своем посту три года. Все это время военный вождь был обязан вести аскетический образ жизни, включая половое воздержание и очень строгий режим питаВнния. В его распоряжении были наемные воины хольканы, которые получали вознаграждение лишь во время войны. В зависимости от военных потребностей наком мог набирать воинов среди местного населения.

7. Научные знания майя

Я не хочу преуменьшать заслуг древних майя, которые, без сомнения, открыли астрономические и математические законы, изобрели иероглифическую письменность, разработали слоВнжный календарь, совершенствуя математические и астрономические знания других народов Мезоамерики. Тем не менее нельзя ставить их в научном отношении на более высокий уровень, чем халдеев, китайцев, египтян и греков, которые достигли знаний, сходных и даже более высоких, за много столетий и даже тысячелетий до появления цивилизации майя.

Религия майя

Если в нашем XX в., несмотря на поразительные научные достижеВнния, религия еще продолжает играть немалую роль в жизни некоВнторых народов, легко понять, каково было ее значение в ту эпоху, которую мы можем считать донаучной.

Религия майя, как и следовало ожидать, имела много общего с религией остальных мезоамериканских народов, так как все они являлись частью одной и той же культуры и находились на более или менее одинаковом уровне развития. Общность верований этих народов касалась не только их религиозных представлений, но и отдельных божеств и обрядов. Так, все или почти все они имели панВнтеон, состоявший из многочисленных богов; одни из них были блаВнгосклонны к человеку, другие враждебны, при этом дуализм мог существовать в одном и том же божестве. Различение сторон света предопределяло возможное разделение одного и того же божества как бы на четыре его подобия, каждое из которых ассоциировалось с определенным цветом, свойственным конкретной стороне света. Эта цветовая ассоциация не всегда совпадала в различных культуВнрах. Силы природы, очевидно одинаковые для всех этих народов, олицетворяются сходными божествами с аналогичным культом и иногда даже с одинаковыми изображениями.

Божества простого народа

Крестьянин верил в многочисленных богов, олицетворявших основВнные элементы его существования. Земля представлялась божеством с лицом, ассоциировавшимся со смертью, как и у народов МексиканВнского нагорья.

Солнце тАФ Ах Кип, или Кинич Ахав (ВлГосподин лицоВ», или ВлСолВннечный ГлазВ»), или также Кинич Какмоо (ВлСолнечное лицо Гуака-майа тАФ Огня. Его символ тАФ четырехлепестковый цветок. РисуВннок цветка божество может иметь на лбу; обычно цветок сопровожВндает его в иероглифических текстах кодексов.

Для крестьянина майя дождь был жизненно важен, особенно в северной области, где сезон дождей непродолжителен и недостаточен по количеству осадков. Он может быть изображен стоящим в потоках дождя или плавающим в небольшом челноке или опорожняющим сосуд с водой.

Такие животные, как лягушка и черепаха, были связаны с богом дождя; первая потому, что ее кваканье предвещает дождь, а втораятАФ потому, что ее плач якобы вызывает дождь. Майя верили, что на небе обитал один бог Чаак в четырех ипостасях, по одной для каждой стороны света

Важное место по многозначности функций и по связи с жизненВнными аспектами деятельности людей в пантеоне майя занимает богиня Ишчель. Главным образом она представляет Луну, называвВншуюся на языке майя Юкатана ВлУВ». Интерес к Луне определялся не только характером сверкающего светила, но и ее предполагаемым влияниям на рост растений и здоВнровье людей. Поэтому она считалась богиней тАФ покровительницей медицины.

У майя, как и у народов Мексиканского нагорья, обряд человеВнческого жертвоприношения путем обезглавливания также связан, видимо, с культом маиса.

Божества элиты

Другим обожествляемым растением было какао. Как известно, бобы какао использовались в качестве монеты, и, видимо, его выращиВнвание было в какой-то степени монополизировано. Бог какао Эк Чуах изображался расписанным черной краской, с красным ртом и длинным носом, с поклажей на спине и посохом в руке, так как он был богом тАФ покровителем торговли. Культ его почитался, по всей видимости, лишь хозяевами плантаций какао и богатыми торВнговцами.

В различных упоминаниях, содержащихся в колониальных исВнточниках, подтверждается важность культа бога Ицамны.

Он почитался как творец вселенной и мог быть самим Хунаб Ку или, как считают некоторые авторы, его сыном. Для жрецов высокого ранга в течение постклассического периода Хунаб Ку тАФ ВлединстВнвенный богВ» тАФ был, видимо, скорее метафизическим понятием, чем конкретным божеством, так как, по сообщениям хронистов, в его честь не возводился ни один храм и ему не воздавали никаких поВнчестей, что было ошибочно истолковано как тенденция к монотеизВнму.

Небесный пантеон майя включал и других богов, о которых не всегда можно с точностью сказать, почитались ли они правящим классом или народом в целом. С большей уверенностью можно считать божеством, почитаемым жреческим классом, Лахун Чана (бог неба), который олицетворял планету Венеру. Похоже, что в действительности было пять богов, соответствующих Венере, и Лахун Чан был лишь одним из них.

Напомню также о существовании в пантеоне майя Ошлахун-ти-ку тАФ Вл13 боговВ», занимающих, видимо, 13 слоев, на которые делиВнлась у майя небесная сфера.

8. Кризис в центральной зоне

Блестящий апогей цивилизации майя в центральной зоне имел траВнгический и, вероятно, насильственный конец, о причинах которого высказывались многочисленные и противоречивые гипотезы. ВыВндвигались предположения о воздействии таких природных явлений, как изменения климата и землетрясения. Однако известно, что центральный и северный районы находятся вне зоны сейсмической активности, характерной для Гватемалы и Чьяпаса, а что касается предполагаемых катастрофически обильных дождей в Петене, котоВнрые будто бы мешали выжиганию подсеки и последующей обработВнке земли, то их воздействие не было доказано, как и предполагаеВнмая массовая миграция населения, вызванная всем этим.

Другие гипотезы предполагают, что эпидемии желтой лихорадВнки и малярии так беспокоили майя, что они должны были покинуть низменные лесные районы Юга. Но существование этих болезней в доиспанские времена не доказано.

Многие авторы выдвигали гипотезу истощения почв из-за чрезВнмерного многовекового применения подсечно-огневой системы землеВнделия. Однако и эта теория не была доказана.

Выдвигалось также предположение об интеллектуальном и худоВнжественном упадке, вызванном проникновением ВлэкзотическихВ» идей извне, чуждых майя религиозных верований и концепций, воспринятых правящей элитой, но порицаемых народом, который остался верным прежним божествам и обрядам. Народное недовольВнство могло вызвать настоящие бунты против правителей. Но идеоВнлогические перемены и духовное несогласие масс не порождают социальных беспорядков, если нет материальных условий, благоВнприятствующих насильственным переменам.

Поздний постклассический период (1250тАФ1541 гг.)

Последний период доиспанской истории характеризуется процессом разложения в экономической, политической и культурной сферах. Падение Чнчен-Ицы означало конец интенсивной торговли, оргаВннизованной путунами и ица, торговли, которая на протяжении неВнскольких веков поддерживала связи между народами высокогорий, побережья Мексиканского залива и Центральной Америки.

После XIII в. социально-экономическая структура майя дала глубокие трещины. Землевладение в значительной мере измениВнлось, и многие общинные земли стали собственностью производиВнтелей какао, хлопка, хенекена и других важных культур. Земли в свое пользование получали также торговцы и воины. В отношениях между прежними государствами все чаще стали возникать пограВнничные конфликты. Войны ускорили распад жизненного уклада майя, что выразилось в упадке культуры, особенно архитектуры, скульптуры, живописи и керамики.

Этот процесс завершился новым народным восстанием в 1441 г., о котором говорится в исторических источниках. Оно привело к паВндению Майяпана и уничтожению правящей семьи Кокомов.

В последующие десятилетия экономический и культурный уроВнвень .-сильно упал. Кроме того, болезни, эпидемии и ураганы, как говорят хроники, сделали условия жизни еще более тяжелыми.

Когда с Кубы пришли испанские галеоны под командованием Эрнандеса де Кордобы, а затем Хуана де Грихальвы и Эрнана КорВнтеса, они застали цивилизацию майя в агонии. После падения Теноч-титлана конкистадоры завоевали земли майя. Для народа майя наВнчалась новая эра угнетения и страданий.

9. Список использованной литературы.

  1. Альберто Рус. Народ Майа. М.: ВлМысльВ», 1986.
  2. Ю.Я. Яковец. История цивилизаций. М: ВлВладосВ», 1997.
  3. В. Кузьмин. Тайна жрецов майа. М: ВлМолодая гвардияВ», 1975.

Вместе с этим смотрят:

Древняя Япония
Духовная культура
Дуэль в дворянской культуре
Европейские поэты Возрождения