Жанр портрета

ДОКЛАД На  тему: " Жанр портрета" ПОРТРЕТ

К этому жанру относятся произведения изоВнбразительного искусства, в которых запечатВнлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает инВндивидуальные, присущие только портретируеВнмому (или, как говорят художники, модели) черты.

Само название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего Влвоспроизводить что-либо черта в чертуВ». Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художестВнвенного достоинства портрета. В одном из залов Третьяковской галереи экспонируется портрет А. И. Герцена, наВнписанный в 1867 г. русским художником Н. Н. Ге. Облик русского революционера, плаВнменного борца с самодержавием и крепостниВнчеством хорошо известен нам по многим фотоВнграфиям. Художник верно воспроизвел харакВнтерные внешние черты Герцена.

Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается заВнмысел живописца. В лице Герцена, как бы выхваченном из полумрака направленным сноВнпом света, отразились его раздумья, непреклонВнная решимость борца за социальную справедВнливость. Ге запечатлел в этом портрете не сиюВнминутное состояние модели, а духовную исВнторию личности, воплотил опыт всей ее жизВнни, полной борьбы и тревог. Более того, в обВнлике духовно близкого ему человека Ге восВнсоздал как бы собирательный тип лучших русВнских людей своего времени. Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отВнражались его духовные интересы, социальное положение, типические черты той эпохи, в коВнторую он жил.

К тому же автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешВнних и внутренних особенностей портретируеВнмого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.

Уже в Древнем Египте скульпВнторы, не углубляясь во внутренний мир челоВнвека, создавали довольно точное подобие его внешнего облика. Идеализированные, как бы приобщенные к прекрасному миру богов и миВнфических героев, образы поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в пластике Древней Греции.

Поразительной правдивостью и одновременно жесткой опреВнделенностью психологической характеристики отличались древнеримские скульптурные портВнреты. Выдающимся явлением своего рода были живописные портреты ритуально-магического назначения, которые создавались в Египте в I в. до н. э. тАФ IV в. н. э. (по месту находки  позднее они стали называться фаюмскими). В эпоху средневековья, когда в европейском искусстве царили отвлеченные религиозно-миВнфологические образы, некоторые мастера соВнздавали психологически точные портретные проВнизведения. (Такова, например, статуя графиВнни Уты в городском соборе Наумбурга; скульптурные портреты собора св. Вита в Праге и др.) Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была признана героическая, действенная человечеВнская личность.

Множество своих современниВнков тАФ поэтов, ученых, властителей тАФ запечатВнлел великий итальянский художник Тициан. Интеллектуальной мощью, гордым сознанием внутренней независимости, душевной гармониВней наделен его автопортрет (1560-е гг., Прадо, Мадрид). Сила и скрытая энергия, серьезность и мужественность подчеркнуты в портрете Шарля де Моретта (ок. 1536, Картинная гаВнлерея, Дрезден), написанном живописцем X. Хольбейном Младшим. В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портВнрет в противоположность портрету парадному, официальному, направленному на возвеличиВнвание и прославление изображаемых.

Своим ВлПортретом старушкиВ» (1654,ГМИИ) гениальВнный голландский портретист Рембрандт ввоВндит нас во внутренний мир простого, ничем не знаменитого человека и открывает в нем велиВнчайшие богатства доброты и человечности. ШиВнрокую гамму различных чувств, темпераменВнтов, человеческих индивидуальностей умел передать Рембрандт и в больших групповых портретах, таких, как ВлСтарейшины суконноВнго цехаВ» (или ВлСиндикиВ», 1662, Рейксмюсеум, Амстердам).

Лучшие черты испанского наВнционального характера тАФ скромную сдержанВнность, чувство собственного достоинства раскрывает в портретах карликов-шутов (1640-е гг., Прадо, Мадрид) другой великий портретист XVII в. тАФ Д. Веласкес.

С начала XVIII в. портретный жанр активВнно развивается в русском искусстве. СложВнный, неоднозначный образ служивого человеВнка Петровской эпохи обрисован в ВлПортрете напольного гетманаВ» (1720-е гг., ГРМ), напиВнсанном И. Н. Никитиным.

О русском искусстве рубежа двух веков, как и в более ранний период, портрет занимает важное место. Значительность и многоВнобразие произведений, созданных в этом жанре, воочию продемонВнстрировала выставка "Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века", организованная в 1975 году в залах Государственного Русского музея. На ней экспонировались произведения более пятидеВнсяти художников, из которых добрая половина систематически работала над портретами. Достаточно назвать такие имена, как И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, К.А. Сомов, М.В. Нестеров, С.В. Малютин, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Б.Д. Григорьев, А.Е. Яковлев, К.С. Петров-Водкин.

Русское искусство, предреволюционных десятилетий, развивавшееся в сложных исторических условиях, - явление неоднозначное и многоВнплановое. Отразившее коренные сдвиги в общественных отношениях и настроение революционного подъема в стране, оно отличалось противоречивостью и остротой художественных исканий.

Все это должно было неизбежно сказаться и на портрете, прошедшем за тридцать лет, как и живопись в целом, насыщенный событиями путь. Хотя среди портретов 1910-х годов встречаются работы абстракциоВннистского плана, портрет все же не представлял для чисто формальВнных экспериментов столь широких возможностей, как, например, пейзаж или натюрморт. Объяснялось это отчасти своеобразием жанра, заключавшемся в особенно тесной зависимости художника от натуры, в большей ответственности перед ней.

Именно в портрете поэтому отчетливее, чем где-либо, прослеживается стойкость реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с предшествующими достиВнжениями. Произведения В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге и в особенности И.Е. Репина, покорявшие высоким гуманизмом и пристальным вниманием к человеку, стали отправной точкой для творчества ряда художников следующего поколения.

Многие из них не могли пройти и мимо искусства замечательных мастеров XVIII -первой половины XIX века Д.Г. Левицкого, К.П. Брюллова, О.А. Кипренского. Непреодолимое желание найти средства для усилеВнния образного воздействия, остроты и выразительности живописно-пластического языка обусловило обращение к изобразительному опыту классического искусства Запада и Востока, русской иконописи, народному искусству, а иногда к новой и новейшей европейской живописи.

В творческой практике некоторых высокоодаренных мастеВнров, сумевших проникнуть в суть тех или иных явлений искусства прошлого и художественно преломить их соответственно собственВнным исканиям, не утрачивая при этом своей индивидуальности, подобные поиски оказывались порой исключительно результативВнными. Для тех, кто был неспособен к самостоятельному творческому осмыслению материала, они оборачивались прямым заимствованием и эклектикой.

Движение портретного искусства рассматриваемого периода шло не в едином потоке, а устремлялось по нескольким руслам, тем не менее в нем достаточно ясно выявляется как общая направленность, так и смена форм выражения, каждая из которых отмечена определенными стилистическими чертами. Соответственно менялись подход к натуре, характер и тип портрета, живописно-пластические приемы. Творчество некоторых художников укладывается в рамки определенного стилиВнстического направления, у других оно далеко выходит за его пределы.

Во второй половине XVIII в. работали прославленные портретисты Ф. С. Рокотов, создатель образов, полных тонВнчайшей духовности (портрет В. И. Майкова, ок. 1765, ГТГ), Д.Г.Левицкий, в своих парадВнных и камерных портретах подчеркивавший душевную широту и гармоническую цельность своих моделей (портрет А. Ф. Кокоринова, 1769тАФ1770, ГРМ; портреты воспитанниц Смольного института, ок. 1773тАФ1776, ГРМ), В. Л. Боровиковский, автор женских портретов, пронизанных тонким лиризмом (портрет М. И. Лопухиной, 1797, ГТГ).

В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится романтиВнческая личность, разнообразная в своих проявВнлениях. Мечтательность и одновременно склонВнность к героическому порыву, живая естестВнвенность лица и нарочитая эффектность позы переплетаются в принадлежащем кисти О. А. Кипренского портрете гусара Е. В. ДаВнвыдова (1809, ГРМ). Романтическая вера в неисчерпаемость духовных сил человека-творВнца запечатлена в автопортретах О. А. КипренВнского (ВлАвтопортрет с альбомом в рукахВ», 1823, ГТГ) и К. П. Брюллова (1848, ГТГ).

В 1860тАФ1870-е гг. демократическое обновВнление русского искусства, становление реализВнма, в полной мере сказавшиеся в деятельности передвижников, непосредственно затронули и портретную живопись. Одно из главных мест занял особый вид портрета тАФ портрет-тип, где человек, изображаемый во всей своей психоВнлогической сложности, оценивался еще и по его роли в обществе, воссоздавался в неразрывВнном сочетании его индивидуальных и типиВнческих черт. Выше мы видели, как воплощал это сочетание Н. Н. Ге в образе Герцена.

ПоВнследователями Ге на этом пути стали В.Г.ГеВнрое (портрет Ф. М. Достоевского, 1872, ГТГ) и И. Н. Крамской (портрет Л. Н. Толстого, 1873, ГТГ), создавшие целую портретную гаВнлерею выдающихся современников.

Вся жизнь и творчество КрамскоВнго тАФ ответ на этот вопрос. Художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мыслиВнтель, он всегда боролся за передоВнвое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содерВнжательность. В 1863 г. именно он былинициатором Влбунта 14-тиВ», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные выВнпускные работы на надуманные, лиВншенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну тАФ Артель хуВндожников.

С 1870 г. Крамской тАФ учредитель и идейный вождь ТовариВнщества передвижных художественВнных выставок, страстный пропаганВндист реализма в искусстве. Не только в таких монументальных полотнах, как ВлХристос в пустынеВ», отразились неустанные поиски художВнником идеала гражданственности и демократичности.

Может быть, в еще большей мере воплощены они во мноВнгих портретах современников, напиВнсанных Крамским в 60тАФ70-е гг. Интеллигент-разночинец, идущий неВнлегким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всматВнривающийся в окружающий мир,--таким предстает художник в ВлАвтоВнпортретеВ» (1867, ГТГ). Это не просто портрет, а портрет-обобщение, в коВнтором через индивидуальное, приВнсущее, казалось бы, только модели, передано нечто всеобщее, закономерВнное, характерное для всех лучших людей эпохи. Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова (1877; оба тАФ ГТГ). Особое место в портретном творчеВнстве Крамского занимают образы крестьян.

Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знаюВнщего себе цену, готового постоять за себя ВлПолесовщикаВ» (1874, ГТГ) или обаятельного в своем мудром лукавВнстве Мину Моисеева (1882, ГРМ; этюд к картине ВлКрестьянин с уздечВнкойВ», 1883, Государственный тАЮмузей русского искусства, Киев).

Высшие достижения в создании портретов-типов приВннадлежат И. Е. Репину: он находит у своих моделей неповторимо-конкретные, только им присущие позы, жесты, выражения лиц и пеВнредает с их помощью и духовные особенноВнсти личности, и ее социальную характеристику.

Одним из факторов, изменивших в конце XIX века облик портретных произведений, был пленэр. В обращении к пленэру многие русские художники увидели возможность "двинуться" к солнцу, воздуху, возВнможность для разрешения световых, цветовых и пространственных задач. Пленэрная живопись, восходящая еще к творчеству А.А. ИваноВнва, в русском искусстве второй половины XIX века связана прежде всего с именами В.Д. Поленова и И.Е. Репина. Блестящее претворение принципы пленэра нашли в картинах Репина "Крестный ход в Курской губернии" (1883) и "Не ждали" (1884).

Элементы пленэра содержатся также в некоторых других работах художника того времени, в частноВнсти, в портретах М.П. Мусоргского (1881) и В.В. Стасова (1883). В искусстве Репина пленэр стал важным фактором и последнего, завершающего этапа творчества. Репин предпочитает теперь писать молодых людей, в особенности девушек, среди природы, освещенных солнцем. В этих портретах, выполненных светлыми чистыми краскаВнми, утверждаются красота и всепобеждающая сила молодости ("БелоВнрус", 1892; "Осенний букет", 1892; "Под солнцем", 1900). Новые веяния в искусстве коснулись художественного мировосприяВнтия и некоторых других столпов передвижничества. Они дают себя знать в портретных этюдах Ярошенко, сделанных на ярком солнце, в его портрете Н.Н. Ге (1890), менее типизированном, чем другие, содержащем эмоциональный подход к модели, которую художник органично связывает с естественной для нее творческой средой, в портрете Н.И. Петрункевич (1893) работы Ге, хотя и темном по колориВнту, но как выбором модели и ситуации, так и своим общим наВнстроением, безусловно, перекликающимся с набирающим силу молоВндым искусством.

Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической карВнтины. Портрет был не только ведуВнщим жанром, но и подосновой творВнчества Репина вообще. При работе над большими полотнами он систеВнматически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и хаВнрактеристики персонажей. Таковы ВлПротодьяконВ» (1877) и ВлГорбунВ» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной ВлКрестный ход в Курской губернииВ» (1880--1883, ГТГ). Как и в ВлБурлаках на ВолгеВ», но в более масВнштабной форме, здесь проявилось веВнликое умение Репина чувствовать и пеВнредавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индиВнвидуального, портретного своеобраВнзия каждого лица.

Характеристики привилегированной части толпы тАФ помещицы, купца, священника отмеВнчены духом социально-критической иронии. В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, виВндящим и нравственное превосходстВнво народа, и его заблуждения. ФальВншивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искренВнняя, но слепая надежда обездоленВнных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости. Вслед за В. Г. Перовым и И. Н. Крамским Репин продолжает создаВнние галереи образов выдающихся представителей русской общественВнной мысли, науки и культуры.

В лучших своих портретах тАФ В. В. СтаВнсова, Л. Н. Толстого, М. П. МусоргВнского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной ком позиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо  одной манере: она всегда сообразуВнется с ВлманеройВ»тАФ повадкой, осанВнкой, темпераментом тАФ портретируеВнмого лица.

Одна из главных тем жанровых поВнлотен Репина тАФ типичные моменты жизни русского революционера-наВнродника (ВлАрест пропагандистаВ», 1880тАФ1892; ВлОтказ от исповедиВ», 1879тАФ1885 и ВлНе ждалиВ», 1884тАФ 1888, все в ГТГ). В отраженной хуВндожником в картине ВлНе ждалиВ» гамВнме психологических реакций на собыВнтие тАФ изумления, недоверия, радосВнти тАФ безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвративВншегося из ссылки сына. Герой картиВнны, не отрекаясь от прошлого, ждет не сострадания и прошения, а понимания и оправдания необходимости той жертвы во имя долга перед народом, который когда-то заставил его покиВннуть родной дом. Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как пробВнлема, имеющая широкое общечелоВнвеческое значение. Склонность к психологическому драматизму в обрисовке ситуаций сказывается и в исторической живоВнписи Репина. Художник стремится показать исторических героев в мгновения предельной душевной наВнпряженности. Эта тенденция достиВнгает кульминации в картине ВлИван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 годаВ» (1885, ГТГ).

СодержаВнние картины помимо конкретного исторического правдоподобия ситуаВнции и характеров, говорит о ВлвечнойВ» коллизии наказания деспота мукой раскаяния за невинно пролитую кровь. В картине ВлЗапорожцы пишут письВнмо турецкому султануВ» (1878тАФ 1891, ГРМ)тАФиная мысль, связанная с поисВнками жизнеутверждающего идеала, героических характеров. Последний высокий взлет репинВнского таланта относится к началу XX в., когда художник работает над грандиозным групповым портретом-картиной ВлТоржественное заседание Государственного СоветаВ» (1901тАФ 1903, ГРМ), выполнив серию этюВндов, отличающихся замечательной остротой характеристики и живописВнной свободой. Подлинный гражданский пафос, демократизм, выражающийся не тольВнко в глубоком понимании и изобраВнжении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразительВнного языка, высочайшее реалистиВнческое мастерство, правда характеВнров, интерес к животрепещущим воВнпросам современности тАФ залог неВнпреходящей ценности искусства РеВнпина.

Опыт Репина в области пленэрного портрета был продолжен и обогащен живописцами младшего поколения - его учеником В.А. Серовым и К.А. Коровиным, произведения которых - "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещенная солнцем" (1888), "Хористка" (1883), портрет Т.С. Любатович (1886?) - явились для современников подлинным откровением. В этих работах показан не только характер портретируемых и присущие им индивидуальные особенности, фигуры девушек тесно связаны с внешней средой, все пронизано светом и воздухом.

Столь непосредственного восприятия мира, подобной убеВндительности ситуации, свежести, звучности и чистоты цвета не знала еще русская портретная живопись. И что в данном случае особенно  важно - свет в работах молодых русских художников не только не растворял в себе фигуру человека, как сплошь и рядом бывало в произведениях западного импрессионизма, а, напротив, способствовал выявлению жизненной правды, созданию одухотворенных поэтиВнческих образов.

Пленэр во многом обогатил русскую живопись, но при этом он таил в себе определенную опасность, в особенности для живописи портретВнной. Он вносил в нее момент мимолетности, сиюминутности, что при чрезмерном увлечении световыми и цветовыми эффектами грозило потерей в портрете человека. Тем не менее на протяжении 1890-х годов и даже двух первых десятилетий XX века ряд русских художВнников умело использовали при портретировании как пленэр, так и некоторые приемы импрессионистической техники.

Однако важно подчеркнуть, что поступательное движение живописи пошло в другом направлении, в сторону усиления черт декоративности и монуВнментальности. Произведения Серова и Коровина 1880-х годов стали важным звеном в развитии портретного жанра. Во многом расширяя его понятие, они явили собой подлинно новый тип портрета. Общепринятой формой портрета во второй половине XIX века было поясное, реже погрудное или поколенное изображение. Художники сосредоточивали почти все внимание на изучении лица человека.

Представленный на нейтральном фоне, он как бы изолировался от окружающего мира, замыкался в самом себе. В "Девушках" Серова и портрете Любатович Коровина пространство взято значительно щедрее, шире. Интерьер или пейзаж, являются не просто фоном, а органичной естественной средой. Здесь проявилась также одна из основных тенденций в развитии русского портретного искусства данного периода - тяготение к обобщенно-синВнтетическому картинному претворению образов. Ведь это не просто портреты, а портреты-картины. Таковыми делает их как наличие антуража, так и содержательность, значительность самих портретных характеристик, их синтетический строй. Не случайно серовские "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем" стали символом вневременных ценностей - молодости, красоты жизни, блиВнзости человека и природы.

Их сила в точно найденной мере частного и общего, конкретно-индивидуального и типического, чувственного и рационалистического, мгновенного и вечного. Расширение жанровых пределов открывало перед художниками новые возможности. В характеристику портретируемого включались дополнительные компоненты, помогающие более разносторонне обриВнсовать модель, рассказать о ее образе жизни, вкусах и интересах, манере одеваться, держаться и прочее. У многих художников интерес к околичностям способствовал усилению эмоциональной выразительВнности образа, у других приглушал его звучание, переносил внимание на второстепенные детали, ослабляя психологическую трактовку личности.

Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века - явление большого художественного масштаба. Он необычайно многообразен то своим формам, стилистическим особенностям, изобразительному 1зыку. Самые высокие проявления жанра характеризуются творческим осмыслением натуры, поэтической образностью, обогащением выразительных средств, артистизмом. И даже если личность модели не  раскрывается в них подчас во всей полноте, они все же ярко характеВнризуют эпоху, выявляют особенности ее духовной жизни и художестВнвенных исканий. Глубокое чувство времени, острота ощущения эпохи -одна из наиболее сильных сторон лучших портретов, созданных на рубеже веков. Творческий путь художников, талант которых формироВнвался в это трудное переходное время, был нелегким. После Великой Октябрьской революции деятельность многих мастеров кисти полуВнчила новое направление. Малютин, Бродский, Петров-Водкин, НестеВнров, Сарьян, П. Кузнецов, Машков, Кончаловский, Альтман, Лентулов, Осмеркин и многие другие влились в ряды советских художников и стали строителями искусства социалистического реализма.

Большую роль играет портрет в советском искусстве. Потребность запечатлеть образ ноВнвого человека, отмеченного такими духовныВнми качествами, как коллективизм, революциВнонная целеустремленность, стимулировала дальнейшее развитие реалистического портВнрета-типа; такие произведения, как ВлПредсеВндательницаВ» Г. Г. Ряжского (1928, ГТГ), ВлПарВнтизанВ» Н. И. Струнникова (1929, ГТГ), ВлАкадеВнмик И. П. ПавловВ» М. В. Нестерова (1935, ГТГ), стали емкими символами эпохи социалистиВнческого переустройства общества. Целостный, живой и многогранный образ В. И. Ленина восВнсоздает ВлЛенинианаВ» скульптора Н. А. АндрееВнва тАФ уникальная серия, состоящая более чем из 100 скульптурных портретов вождя пролеВнтариата (1919тАФ1932, Музей В. И. Ленина и ГТГ).

Лучшие качества советских людей наВншли отражение в портретах периода Великой Отечественной войны. Широко и многопланово развивался советВнский портрет в послевоенные годы. Типические, устойчивые черты народного характера воплоВнщал в образах крестьян-земляков А. А. ПлаВнстов. Неожиданные композиционные ракурсы, контрасты локальных цветовых пятен подВнчеркивают остроту психологической характеВнристики в работах П. Д. Корина. Т. Т. /Салахова (ВлКомпозитор Кара КараевВ», 1960, ГТГ). Значительность характеров, постоянная готовВнность к действию ощущаются за внешней бесВнстрастностью персонажей картины Д. И. Жилинского ВлГимнасты СССРВ» (1964, ГТГ). СоВнвременный советский портрет не только позвоВнляет глубже заглянуть во внутренний мир наВншего современника, но и активно участвует в формировании новых духовных ценностей соВнветского общества.

Одной из существенных граней этого жанра остается запечатление в живописи, графике, скульптуре образов выдающихся советских гоВнсударственных и общественных деятелей, а также представителей науки, культуры и исВнкусства. О большом общественном интересе к жанру портрета свидетельствуют регулярно провоВндимые в последние годы специальные выставВнки портрета.

Девочка с персиками. ПорВнтрет Веры Саввишны МамонВнтовой (1875-1907), в замужеВнстве Самариной. 1887

"Девочка с персиками" - первое крупное произведение Серова, воплотившее понимание художником новых задач живописи, и, в частВнности, живописи портрета. Холст решен как портрет-картина, где человек дан в наиболее близком, привычном для него окружении. ЛиВншенный при этом черт бытовизма, образ одуВнхотворен и возвышен. Правда жизни, конкретВнность психологического анализа сочетаются в картине с поэтическим преображением, глубоВнкое проникновение в натуру - с задушевВнностью и искренностью ее воспрятия. ВыявлеВннию характера портретируемой способствует светлая пленэрная живопись, проникнутая свеВнжестью и тонким чувством природы. "Мы ниВнкогда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты, почти осязаемости жизни", - утверждал И.Э. Грабарь.

Юноша Серов, часто гостивший в Абрамцеве, был дружен с детьми С.И. Мамонтова. В младВншей - веселой, жизнерадостной, подвижной девочке - он нашел то "отрадное", о чем мечВнтал, когда, уйдя из Академии, начал работать самостоятельно. "Идея портрета зародилась так, - пишет посетивший на следующий год Абрамцево М.В. Нестеров. - Верушка оставаВнлась после обеда за столом, все ушли, и собеВнседником ее был лишь до крайности молчалиВнвый Серов. Он после долгого созерцания поВнпросил у нее дать ему десять сеансов, но их оказалось мало, и он проработал целый месяц. Вышла чудесная вещь, которая в Париже сдеВнлала бы его имя если не громким, то известВнным..". Сила портрета не только в обаянии образа, звучности, чистоте и бодрости колориВнта. "Очень хотелось сохранить свежесть живоВн писи при полной законченности", - говорил Серов. В облике Веры Мамонтовой, ее костюВнме, характере интерьера старого помещичьего дома (бывшая усадьба Аксаковых) запечатлена подлинно русская жизнь, "целая полоса русВнской культуры" (Грабарь).

Далеко не многие современники сумели по доВнстоинству оценить это произведение. В числе тех, на кого оно произвело большое впечатлеВнние, был В.В. Стасов. Считая Серова самым выдающимся и талантливым из новейших русВнских портретистов, он писал: "..молодой худоВнжник овладел сильным, живописным и живым колоритом, который придал великую прелесть всем его превосходным портретам. Лучшим и совершеннейшим из всех является, по моему мнению, искренно-наивный, простой, задушевВнный портрет молодой девицы, Мамонтовой (сидящей у стола)..".

С годами портрет деВнвочки-подростка приобрел более широкое и отвлеченное значение, превратившись (как и написанная Серовым через год "Девушка, освеВнщенная солнцем") в картину, олицетворяюВнщую собой прелесть молодости, извечную раВндость бытия. За этот портрет в 1888 году художник полуВнчил премию Московского Общества любитеВнлей художеств.

Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной (1872-1948), дочери художВнника. 1892

Репин принадлежит к плеяде выдающихся маВнстеров критического реализма. Его картины "Бурлаки на Волге" (1870-1873), "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883), "Не ждали" (1884), "Отказ от исповеди" (1879-1885), портреВнты М.П. Мусоргского (1881), В.В. Стасова (1883), Л.Н. Толстого (1887) и другие произведения определяли собою высшие достижения русВнской живописи второй половины XIX века. А.Н. Бенуа отмечал, что картины Репина так захватывали демократически настроенную молодежь, так "тревожили общественное мнеВнние'", как никакие работы других художников. В конце 1880-х - начале 1890-х годов Репин пиВнсал в основном портреты. В них воплотилось его понимание новых задач, вставших перед искусством на рубеже двух эпох и волновавВнших тогда художников. Репин охарактеризовал их, как передачу "поэзии в жизни, ..жизненВнной красоты"2. Великолепный мастер пленэра ("На дерновой скамье", 1876; "Крестный ход в Курской губернии" 1880-1883), художник в эти годы особенно увлекся работой на открытом воздухе, и пейзаж, как никогда ранее, стал играть большую роль во многих его портретах. "Осенний букет" - одно из первоклассных произведений Репина 1890-х годов. Оно было создано в Здравнёве, имении художника, расВнположенном в Витебской губернии на берегу Западной Двины. Позировала Репину его люВнбимая дочь Вера Ильинична. Она была одаренВнным человеком - занималась живописью, пела, окончив специальные курсы при Александринском театре, некоторое время выступала на частных сценах Петербурга и других городов. В дальнейшем, правда, она не нашла себя в искусстве и с 1914 года стала вести хозяйство в усадьбе отца в Пенатах. Приступая к работе над портретом, художник сообщал дочери Л.Н. Толстого, Т.Л. Толстой: "Теперь начал писать с Веры: посреди сада, с большим букеВнтом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувВнства жизни, юности и неги"3. С большой люВнбовью художник передал лицо, привлекательВнное своей молодостью, жизнерадостностью, здоровьем. Просторы полей, еще цветущие, но тронутые желтизной травы, зеленые деревца, прозрачность воздуха вносят в произведение бодрящее настроение. Фигура изображенной, на переднем плане девушки трактована пластически объемно, материально.

Пестрый букет в ее руках как бы вобрал в себя все краски холста. Тонко найВнденными колористическими сочетаниями хуВндожник связал фигуру человека с пейзажем и передал ощущение насыщенной светом среды. Оптимистическое содержание "Осеннего букеВнта", его картинная построенность, пленэрность - отличительные черты рассматриваеВнмого произведения. Образ, созданный в картине, необычайно хаВнрактерен для Репина. Воплощая в нем свое представление о "жизненной красоте", художВнник по-прежнему далек от идеализации или, как он сам говорил, от "прилизанности, пошВнлости", выдаваемых за "изящное". В портрете в полную меру проявился свойственный РепиВнну "простонародный", "беспощадно правдивый реализм".

"Осенний букет" вместе с картиной "Охотник" (изображена Н.И. Репина), также исполненной в Здравнёве, экспонировался на XXI выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1893 году. Работа была высоко оценена в печати. Многие художники относиВнли ее к лучшим произведениям, представленВнным на выставке и "производившим фурор".

Портрет Наталии Ивановны Петрункевич, в замужестве Конисской. 1893

Ге как человека философского склада ума боВнлее всего увлекали исторические и религиозно-нравственные темы. Его известная картина "Петр I допрашивает царевича Алексея" (1871) справедливо считается одним из значительных произведений русской исторической живописи второй половины XIX века. Художник мечтал о нравственном преобразовании общества и в ряде картин на евангельские темы ("Тайная вечеря", 1863; "Голгофа", 1893; "Распятие", 1894, и другие) стремился воплотить свою веру в высокие общечеловеческие идеалы добра, любви, справедливости. Над портретами Ге начал работать еще во время обучения в Академии художеств. За долгие годы творчества он написал многих своих современников. В основном это были передовые деятели культуры: М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.И. Костомаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, М.М. Антокольский, Л.И. ТолВнстой и другие. Ге принадлежит также один из лучших портретов А.И. Герцена. Работы, исполненные в 1850 - 1880-х годах, отличаются глубоким проникновением в духовный мир модели. Человек в них обычно показан в соВнстоянии напряженного раздумья. В больВншинстве это - погрудные портреты, их колоВнристическая гамма темная, сдержанная. Портрет Наталии Ивановны Петрункевич наВнписан художником в конце его жизни. Ге увлекает теперь не столько постижение своеобразия модели, сколько передача опредеВнленного настроения. Девушка изображена почВнти в полный рост у раскрытого окна. Она поВнгружена в чтение. Ее лицо, данное в профиль, наклон головы, поза выражают состояние заВндумчивости. Как никогда ранее, Ге уделил большое внимание фону. Прекрасно переданВнный пейзаж за окном, скользящие по листве последние предзакатные лучи солнца, сгущаюВнщиеся сумерки вносят в произведение ощущеВнние быстротечности времени, некоторой наВнстороженности и тревожности. По одухотворенности образа и его лирической трактовке, а также по стремлению к пленэрности решения эта картина родственна некоВнторым работам, созданным в 1880-х годах моВнлодыми художниками В.А. Серовым и К.А. Коровиным. Портрет был написан в Черниговской губерВннии на хуторе, принадлежавшем Ге. За окном комнаты открывается вид на ведущую к дому художника аллею из гигантских тополей и берез.

Позировала Ге дочь помещиков Петрункевичей, живших по соседству. Недавно стало известно, что Н.И. Петрункевич в годы гражданской войны была расстреляна петлюровцами. Произведение экспонировалось на XXI выВнставке Товарищества передвижных художестВнвенных выставок в 1893 году. И.Е. Репин, поВнсетив выставку, сообщал Л.Н. Толстому: "То как живописец сделал большой успех против последних работ своих. Мне очень понравиВнлась его девица, стоящая у отворенного окна с фоном сада, освещенного заходящим солнВнцем'". Высоко оценил это произведение также В.А. Серов. В 1910 году он писал И.С. Остроухову: "..отчего бы не навести справки относиВнтельно портрета Ге - г-жи Петрункевич? МоВнжет быть в Галерею его бы и продали - вещь отличная и я ее отлично помню". По рекоВнмендации Серова портрет был приобретен для Третьяковской галереи.

Вместе с этим смотрят:

Жерико Теодор
Живое наследие
Живопись
Живопись Древнего Рима