Анализ розничного товарооборота в условиях рыночной экономики

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Кафедра аудита и экономического анализа              КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ

КООПЕРАЦИИ И ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ДРУГИХ ФОРМ

СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО ВлДЛЯ ВАСВ»

НА ТЕМУ:Анализ розничного товарооборота в условиях рыночной              экономики.

СТУДЕНТКИ       V     КУРСА

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ,

СПЕЦИАЛЬНОСТИ БУХГАЛТЕРСКИЙ

УЧЕТ И АУДИТ

АБРАМОВОЙ Н.Н.

РУКОВАДИТЕЛЬ: СЕРГИЕНКО Е.А.

Волгоград 2000 г.

Содержание работы:

  1. Задачи анализа розничного товарооборота ООО ВлДЛЯ ВАСВ» в условиях рыночной экономики. Источники экономической информации для анализа.
  2. Краткая характеристика хозяйственной деятельности ООО ВлДЛЯ ВАСВ»
  3.   Анализ розничного товарооборота ООО ВлДЛЯ ВАСВ»                                
  • по периодам
  • по отделам
  • по товарным группам
  1. Факторный анализ общего розничного товарооборота.
  2. Выводы и предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема.   
  1. Задачи анализа розничного товарооборота ООО Вл ДЛЯ ВАСВ» в условиях рыночной экономики. Источники экономической информации для анализа.

Розничный  товарооборот  относится  к  числу  важнейших  показателей  плана экономического  и  социального  развития. Он  оказывает  влияние  как  на  производство, так  и  на  потребление. От  степени  выполнения  плана  товарооборота  зависит  выполнение  кассового  плана  Государственного  Банка  РФ.

Розничный  товарооборот  по  своему  составу  не  является  однородным. В  его  состав  входит  сумма  продажи  товара  населению  через  розничную  торговую  сеть  и  предприятия  общественного  питания, а  так  же  продажи  товаров  предприятиям, учреждениям  и  организациям. Большая  часть  розничного  товарооборота  непосредственно  связана  с  личным  потреблением  и  покупательными  фондами  населения. 

В  динамике  розничного  товарооборота  находят  отражение  систематический  рост  производства, с  одной  стороны, непрерывный  подъём, благосостояние  культуры  населения тАУ с  другой. Он  оказывает  также  большое  влияние  на  все  количественные  и  качественные  показатели  работы  торговых  предприятий  и  организаций. От  объёма  и  структуры  товарооборота  зависят  также  такие  показатели, как  доходы, прибыль, рентабельность, сумма  и  уровень  издержек  обращения, фонд  оплаты  труда, численность  торговых  работников, финансовое  состояние  предприятий  и  др. Большое  значение  в  выполнении  и  перевыполнении  планов  товарооборота, изыскании  резервов  по  его  увеличению, улучшению  обслуживания  населения  имеет  систематический  контроль  и  тщательный  анализ  этих  планов.

К  задачам  анализа  розничного  товарооборота  относятся: контроль  за  выполнением  плана  розничного  товарооборота  по  общему  объёму  и  по  товарным  группам; оценка  выполнения  плана  по  предприятиям  и  организациям, входящим  в  данную  систему; изучение  ритмичности  выполнения  плана  розничного  товарооборота  как  в  целом  по  системе, так  и  по  организациям  и  предприятиям; изучение  динамики  розничного  товарооборота  за  ряд  лет; выявление  изменений, происшедших  в  объёме  и  структуре  товарооборота, товарных  запасов  и  поступлении  товаров; определение  степени  охвата  покупательных  фондов  населения, обслуживаемого  данной  торговой  организации  или  предприятием; вскрытие  и  изучение  причин, способствующих  выполнению  или, наоборот, тормозящих  выполнение  плана  товарооборота; изучение  качества  обслуживания  населения; выявление  внутренних  резервов  и  разработка  мероприятий  по  устранению  выявленных  недостатков, дальнейшему  увеличению  товарооборота  и  улучшению  обслуживания  населения.

Для  анализа  розничного  товарооборота  используются:  данные  о  социально-экономических  показателях  района  деятельности  организаций  и  предприятий  (численность  и  структура  населения, их денежные и покупательные фонды  и  др.); планы, составляемые  самими  организациями  и  предприятиями; данные  бухгалтерской, статистической  и  оперативной  отчётности; первичные  документы, товарно-денежные  отчёты  и  учётные  регистры, отражающие  движение  товаров; инвентаризационные  описи  товаров; акты  документальных  ревизий, обследований  и  др.

Анализ  производится  путём  расчёта  различных  показателей, которые  можно  сгруппировать  по  следующим  признакам: стоимостные  и  натуральные, количественные  и  качественные, объёмные  и  удельные.

Особенно  широко  при  экономическом  анализе  применяются  стоимостные  показатели. Важнейшим  таким  показателем  является  объём  товарооборота  предприятий  и  организаций.

В  стоимостном  выражении  также  определена  реализация  товаров  в  ассортименте, по  формам  и  методам  торговли, по группам  покупателей  и  т.д.  стоимостные  показатели  являются  основными  при  оценки  выполнения  плана  розничного  товарооборота  (в дальнейшем РТО).

Для  характеристики  РТО  отдельных  сторон  деятельности  торговых  предприятий, углубления  анализа  применяются  натуральные  показатели. в  связи  с  тем, что  в  последнее  время  появилось  много  бухгалтерских  программ, которые  позволяют  вести  учёт  как  в  суммовых, так  и  в  натуральных  показателях  стало  легко  применять  эти  показатели  в  анализе.

Количественные  показатели  используются  при  характеристике  отдельных  сторон  деятельности  торгового  предприятия  и  организации. К  ним  относятся: объём  РТО  отдельных  магазинов, торговых  предприятий  и  организаций; остатки  товаров  на  начало  и  конец  периода; поступление  товаров  и  т.п.

Очень  важное  значение  в  анализе  имеет  показатели, характеризующие  качество  работы  торговых  предприятий. К  ним  относятся: процент  выполнения  плана  РТО; показатели  его  ритмичности  и  динамики; применение  прогрессивных  форм  и  методов  обслуживания  населения; охват  денежных  доходов  и  покупательных  фондов  населения  розничным  товарооборотом  и  тд.

Объёмные  и  удельные  показатели  широко  применяются  при  анализе  РТО. К  объёмным  показателям  относится  РТО  в  целом  по  системе, а  к  удельным тАУ уровень  товарооборота  отдельных  предприятий  и  организаций  в  общем  объёме  товарооборота, товарооборот  на  одного  продавца, на  один  кв.м. , товарооборот  на  душу  населения  и  тд.

В  процессе  анализа  РТО  применяют  систему  показателей,  на  основе   которых  даётся  характеристика  выполнения  плана  РТО, выявляются  резервы  увеличения  товарооборота  и  улучшения  качества  торгового  обслуживания.      

                    

  1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности ООО ВлДЛЯ ВАСВ»

ВлДЛЯ ВАСВ» - общество с ограниченной ответственностью, учреждённое  несколькими фирмами: ВлКриэйторВ», ВлИнтеркурортстаилВ» и фирмой ВлМорсВ», находящееся  по  адресу: г. Волгоград тАУ 66  ул. Ленина, 20  предприятие  является  юридическим  лицом. Зарегистрировано  администрацией  центрального  района  г. Волгограда  7 февраля  1994г. за  № 666к.

Предприятие  имеет  круглую  печать  с  указанием  своего  полного  наименования, а  так  же  штампы, бланки  и  расчётный  счёт, открытый  в  Коммерческом  Банке  ВлКорВ». Предприятие  является  самостоятельным  хозяйствующим  субъектом, созданным  для  производства  продукции, выполнения  работ  и  оказания  услуг  в  целях  удовлетворения  общественных  потребностей  и  получения  прибыли. Предприятие  осуществляет  свою  деятельность  в  соответствии  с  Уставом  и  законодательством  РФ. Предприятие  самостоятельно  осуществляет  свою  деятельность, распоряжается  своей  продукцией, полученной  прибылью, оставшейся  в  его  распоряжении  после  уплаты  налогов  и  других обязательных  платежей.             Основным  видом  деятельности  предприятия  является  оптовая  и  розничная  торговля. Предприятие  заключает  сделки (договоры, контракты) со  многими  предприятиями  г. Волгограда  и  области  на  поставку  товаров  народного  потребления. Предприятие  может  закупать  товары  у  разных  российских  юридических  и  физических  лиц. Источниками  формирования  финансовых  результатов  предприятия  являются  прибыль, амортизационные  отчисления, средства, полученные  от  продажи  ценных  бумаг. Предприятием  управляет тАУ Уксусов  Сергей Викторович избранный общим собранием учредителей. На  предприятии  созданны  следующие  фонды: уставный, социального  развития, резервный  и  другие  фонды  общего  и  специального  назначения. Предприятие  имеет  самостоятельный  баланс, в  котором  отражается  его  имущество. Имущество  предприятия  состоит  из  основных  и  оборотных  средств, а  также  иных  материальных  и  финансовых  ценностей. Управление  деятельностью  предприятия  осуществляется  его  собственником, который  является  директором  предприятия. Директор  самостоятельно  определяет  структуру  управления  предприятия  и  формирует  штаты. Предприятие  обеспечивает  гарантированный  законом  минимальный  размер  оплаты  труда, условия  труда  и  меры  социальной  защиты  работников. Размеры  оплаты  труда  работников  предприятия  установлены  согласно  штатному  расписанию.     Предприятие  ведёт  бухгалтерскую  и  статистическую  отчётность  в  порядке, установленном  законодательством  РФ. Хозяйственно-финансовая  деятельность  предприятия  ВлДЛЯ  ВАСВ»  характеризуется  следующими  данными: РТО  предприятия  достиг  в  1999г. 3105,2тыс. руб. и  увеличился  по  сравнению  с  1998г.  на  18,5%. В  РТО  преобладающую  долю  занимают  продовольственные  товары. Так, в 1999 г. их удельный вес в товарообороте предприятия составил более 90%, на долю непродовольственных товаров приходится только 6% от общей суммы товарооборота. Среди продовольственных товаров больше всего реализуется мясопродуктов, колбасных изделий, молочной продукции и др. Предприятие ВлДЛЯ ВАСВ» имеет хозяйственные связи со многими поставщиками, в частности, с Волгоградским, Волжским, Городищенским и Палласовским мясокомбинатами, хлебозаводами №№ 2, 4 и 6, молочными заводами № 2 3, кондитерской фабрикой ВлКонфилВ», маргариновым заводом, маслосырбазой и др. Всего от этих и других предприятий поступило в предприятие товаров на 3170 тыс. руб. в 1999 году. Объем товарных ресурсов увеличился по сравнению с 1998 годом на 19,3% или на 513,0 тыс. руб. За 1999 год было закуплено сельскохозяйственных продуктов на 510 тыс. руб., что составило 15% к общему товарообороту предприятия, в том числе закуплено мяса - 25 тонн, меда - 14 тонн, овощей - 7 тонн, зерна-146 тонн. Торговлю продовольственными и непродовольственными товараВнми ведут восемь отделов предприятия: мясной, колбасные изделия, ликероводочный, соки-воды, рыбный, бакалейный, хлебный и отдел, торВнгующий сопутствующими непродовольственными товарами. По объему реализованных товаров самыми большими отделами являются : колбасВнные изделия (годовой оборот :%) тыс. руб.), ликероводочный (600 тыс. руб.), мясной и бакалейный ( по 370 тыс. руб.). Средний срок реализации товаров в 1999 году составил 32 дня. По сравнению с 1998 годом оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, замедлилась на один день (1998 год - 31 день). Это повлияло на ухудшение финансового состояния предприятия, так как замедление оборачиваемости товаров влечет за собой нерациональные расходы и снижение прибыли.                            На замедление оборачиваемости товаров повлиял рост остатков товаров в предприятии на начало и конец 1999 года. Если на начало года сумма остатков возросла на 33,8 тыс. руб., то на конец года - на 63,1 тыс. руб. Увеличение остатков товаров в предприятии снижает обеспеченность розничного товарооборота товарными ресурсами. Большое влияние на развитие розничного товарооборота предприятия оказывают состояние, развитие и использование материально-технической базы предприятия. В 1999 году была проведена реконструкция магазина. В результате сокращения подсобных и складских помещений, перепланировке торгового зала удалось получить дополнительно 20 кв. м. торговой площади. В 1999 году торговая площадь магазина составила 420 кв. м., в том числе площадь торгового зала - 250 кв. м. Торговый зал и складские помещения предприятия оснащены современными видами оборудования, кассовыми аппаратами, электронными веВнсами и др. Эффективность использования материально-технической базы предприятия характеризуется объемом товарооборота на 1 кв.м. торгоВнвой площади. Этот показатель составил за 1999 год 7,8 тыс. руб., а в 1998 году он был равен 6,6 тыс. руб. Использование материально-технической базы торговли непосредВнственно связано с режимом работы предприятия и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерыва, выходными и санитарными днями.         Предприятие работает с 8 до 20 часов. Средняя продолжительность рабочего дня составляет почти 12 часов. В 1999 году в результате простоя предприятия из-за ремонта и других причин продолжительность рабочего дня в предприятии снизилась на 0,1 часа, в результате чего потеряно товарооборота на сумму 23 тыс. руб. В предприятии работает 28 человек, из них 21 являются продавцами. Удельный вес продавцов в общей численности работников предприятия составляет 75%, По сравнению с прошлым годом соотношение между численностью продавцов и административных работников изменилось в пользу продавцов (в 1998 году - 74%). Растет эффективность труда продавцов. Если в 1998 году на одного продавца приходилось 131,0 тыс. руб. товарооборота, то в 1999 году - 142,0 тыс. руб. За счет роста Эффективности труда получено 73,3% прироста общей суммы товарооборота, а за счет увеличения численности продавцов (экстенсивный фактор) тАУ 26,7%

Предприятие  уделяет внимание осуществлению режима экономии. Уровень издержек обращения составил в 1999г. 16,75% к товарообороту. По сравнению с прошлым годом он снизился на 0,22% к обороту (1998г.- 16,97% ), что позволило за счёт этого получить больше прибыли на 7,0 тыс. руб.

Доходы предприятия от реализованных торговых надбавок и прочих внереализационных доходов составили 19,88% к обороту. При сложившимся уровне издержек обращения (16,75% к обороту) это обеспечило предприятию рентабельность 2,85% к обороту. За 1999г. предприятие получило прибыли 88,5 тыс. руб. На её увеличение оказали влияние рост объёма товарооборота, рост доходности предприятия и снижение уровня издержек обращения по предприятию.

По данным бухгалтерского баланса предприятия на 1 января 2000г.активы предприятия ВлДЛЯ ВАСВ» составили на конец года 442,9 тыс. руб. За год они возросли на 140,9 тыс. руб.

Увеличение валюты баланса свидетельствует о расширении хозяйственного оборота, объёмов торговой деятельности. Это увеличение произошло, в основном, за счёт прироста оборотных активов на 108,6 тыс. руб. Недвижимое имущество возросло за год на 32,3 тыс. руб.

По состоянию на 1 января 2000г. у предприятия отсутствуют убытки (раздел III актива баланса).    

Увеличение имущества предприятия обеспечено за счет роста собВнственного капитала. Сумма заемного капитала за год снизилась с 41,8 тыс. руб. на начало года до 18,8 тыс. руб. на конец года. Это снижение явилось следствием сокращения дорогостоящих краткосрочных кредиВнтов банка и кредиторской задолженности на 46,2 тыс. руб.

На начало года предприятие ВлДЛЯ ВАСВ» испытывало неВндостаток собственных оборотных средств, но в результате предприняВнтых мер по привлечению средств  достигнут   излишек средств в обороте и 39,4 тыс. руб. Это создало условия  для досрочного погашения банковских кредитов.

Способность  предприятия своевременно погашать свои обязательства характеризуется его ликвидностью. По данным предприятия можно сказать, что баланс на конец года является ликвидным, так как каждая группа актива покрывает сопоставимую с ней группу пассивных обязательств  предприятия. Предприятие является платежеспособным и кредитоспособным.

Анализ розничного товарооборота ООО ВлДЛЯ ВАСВ»                                

  • по периодам

Основным видом деятельности индивидуально-частного предприВнятия ВлДЛЯ ВАСВ» является розничная торговля. Развитие розничной реализации товаров предприятия за последние три года хаВнрактеризуется следующими данными:

Таблица 1

Динамика  розничного товарооборота ОООВлДЛЯ ВАСВ» за 1997-1999 г.г.

Годы

Фактический розничный товарооборот (тыс. руб.)

Цепные темпы роста товарооборота, %

Базисные темпы роста товарооборота, %

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

1

2

3

4

5

6

7

1997

2141,5

2141,5

100,0

100,0

100,0

100,0

1998

2620,7

2176,6

122,4

101,7

122,4

101,7

1999

3105.2

2227,5

118,5

102,3

145,0

104,0

Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 1998 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 1999 году - 118,5%.Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 1999 году по сравнению с 1998 годом, но меньше, чем в

1998 году по сравнению с 1997 годом ( средний индекс цен в 1998 году - 1,204 или 120,4%, в 1999 году - 1,158 или 115,8%). Количество реализованных товаров увеличилось в 1998году на 1,7%, в 1999 году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.

За три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. руб. (3105,2 -141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 тыс. руб. (2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 877,7 тыс. руб. (3105,2 - 2227,5).

По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. руб.

За 1997-1999 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%.

По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом   товарообороте.

По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообоВнроте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 2

Таблица 2.

Розничный товарооборот ООО ВлДЛЯ ВАСВ»  по кварталам года

Откло

1999год в

1998 год

1999 год

нение

% к

Кварталы

сумма,

удельный

сумма,

удельный

в

1998 году

тыс. руб.

вес, %

тыс. руб.

вес, %

сумме

(+,-)

1

2

3

4

5

6

7

1

610,8

23,3

714,0

23,0

+103,2

116,9

2

655.2

25,0

770,5

24,8

+115,3

11 7,6

3

647,3

24,7

770.1

24,8

+122,8

119,0

4

707,4

27,0

850,6

27,4

+143,2

120,2

Всего за год

2620,7

100,0

3105,2

100,0

+484,5

118,5

Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый  низкий  темп роста товарооборота достигнут в  первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам приВнвело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала - на 0,2% по сравнению с 1998 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%).

Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 1998 году до  24,8% в 1999 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля  оборота четвертого квартала составила в 1999 году 27,4% и возросВнла по сравнению с 1998 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.

Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам года. (см. Таблицу 3.)

Ритмичность развития розничного товарооборота ИЧПВлДЛЯ ВАСВ» по месяцам года

Кварталы

1998 год

1999 год

ОтклоВннение в сумме

(+, - )

1999 г. в % к 1998г.

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Январь

202,1

33,1

228.2

32.0

+26,1

112,9

Февраль

198,3

32,5

225,0

31,5

+26,7

113,5

Март

210,4

34,4

260,8

36,5

+50,4

124,0

Итого за 1 кв,

610,8

100,0

714,0

100,0

+103,2

116,9

Апрель

220,9

33,7

243,3

31,5

+22,4

110,1

Май

215,4

32,9

256,4

33,3

+41,0

119,0 1

Июнь

218,9

33,4

270,8

35,2

+51,9

123,7

Итого за 2 кв.

655,2

100,0

770,5

100,0

+115.3

117,6

Июль

216,0

33,4

256,2 |

33,3

+40,2

118.6

Август

214,8

33,2

255,2

33,1

+40,4

118,8

Сентябрь

216,5

33,4

258,7

33,6

+42,2

119.5

Итого за 3 кв.

647.3

100,0

770,1

100,0

+122,8

119,0

Октябрь

232,5

32,9

279,7

32,9

+47,2

120,3

Ноябрь

229,0

32,4

270,8

31.8

+41,8

118,3

Декабрь

229,0

32,4

270,8

31,8

+41,8

118,3

Итого за 4 кв.

707,4

100,0

850,6

100,0

+143,2

120,2

Всего за год

2620,7

----------------

3105,2

-----------------

+484,5

118,5 1

Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничВнного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товаВнрооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).

Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост обоВнрота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал - соответственно 117,3% и 123,7%, за третий кварВнтал - 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.

Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. ПриВнчинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.

  • по отделам

Для оценки динамики развития розничного товарооборота по отВнделам предприятия используем следующую таблицу;

Таблица 4.

Розничный товарооборот по отделам ООО ВлДЛЯ ВАСВ» за  1998-1999 г.  г.

Отделы предприятия

Фактический розничный тоВнварооборот, тыс. руб.

Отклонение в сумме (+,-)

1997г. в % к 1996 г.

1998

1999

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В  дейВнствуюВнщих ценах

В сопоставимых ценах

В  дейВнствуюВнщих ценах

В сопоВнставиВнмых ценах

1

2

3

4

5

6

7

8

Мясной

372,1

447.0

376,6

+74,9

+4,5

120,1

101,2

Колбасные изделия

652,6

767.0

653,8

+114,4

+1,2

117,5

100,2

Ликероводочные изделия

597,4

705,0

604,7

+107,6

+7,3

118,0

101,2

Соки-воды

264,7

321,8

304,8

+57,1

+40,1

121,6

115,1

Рыбный

76,1

90,1

77,3

+ 14,2

+1,2

118,7

101,6

Бакалейный

369,5

441.7

378,5

+72,2

+9,0

119,5

102,2

Хлебный

117,9

136,6

117,5

+18,7

- 0,4

115.9

99,7

НепродовольВнственные товары

170,4

195.8

168,3

+25,4

- 2,1

114,9

98,8

Итого по предприятию

2620,7

3105,2

2681,5

+485,5

+60,8

118,5

102,3

Таблица 5

Розничный товарооборот ООО ВлДЛЯ ВАСВ» по товарным группам за 1998-1999 г.г.

Товарные группы

1998

1999

1999г. в % к 1998г.

сумма млн. руб.

удель ный

вес, %

в действующих ценах

в сопоставиВнмых ц енах

в сопо

стави мых

цепях

в деист

вующих ценах

сумма тыс. руб.

удель ный вес ,%

сумма тыс.

руб.

удель ный вес, %

ценах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Мясо и птица

372,1

14,2

447,0

14,4

376,2

14,0

120.1

101,2

Колбасные издеВнлия

340,8

13,0

403,4

13,0

342,7

12,8

118,4

100,6

Рыба, сельдь

76.1

2,9

90,3

2,9

77,3

2,8

118,7

101.6

Масло животное

97.0

3,7

114,9

3,7

98,8

3,7

118.5

101,9

Молоке, сыр и молочные продукты

214,8

8,2

248.7

8,0

212,2

7,9

115,8

98.8

Яйца

68,2

2,6

80,9

2,6

69,8

2,6

118,6

102.3

Сахар

81.3

3,1

99,3

3,2

84,0

3,2

122,1

103,3

Кондитерские изделия

157,3

6,0

186,8

6,0

160,5

5,9

118.8

102.0

Хлеб и хлебобулочные изделия

117,9

4,5

136,6

4,4

117,5

4.4

115,9

99,5

Мука, крупа и  макаронные изделия

62,7

2,4

74,7

2,4

64,2

2.4

119,1

102,4

Водка и ликероводочные изделия

314,4

12,0

375,7

12,1

323,5

12,1

119.5

102тАЮ9

Вина, шампанское, коньяк

283,0

10,8

329,3

10.4

281,2

10,5

116.4

99,4

Прочие   продовольсгвенные  товары

264,7

10,1

321,8

10,4

304,8

11,4

121,6

115,1

НепродовольстВнвенные товары

170,4

6,5

195,8

6,3

168,3

6,3

114,9

98,8

тАФ

Всего товаров

2620,7

100,0

3105,2

100,0

2681,5

100,0

118,5

. тАЮ

102,3

Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реалиВнзации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных тоВнваров.

Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по тоВнварным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. СниВнзился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продукВнция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиВнментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 1998 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном сниВнжении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молочВнной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий , вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие.

4.Факторный анализ общего розничного товарооборота.

На развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы:

  • обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда

торговых работников;

  • состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей таблице:

Товарный баланс по ООО ВлДЛЯ ВАСВ» за 1998 -1999 г.г.

   Таблица 6                                                                                    (суммы в   тыс. руб.)

Отклон

ВлияВн

ение

ние на

в

измеВн

Показатели

1998

1999

сумме

нение

товаВн

(+-)

рообоВн

рота

(+-)

1

2

3

4

5

Запасы товаров на начало года

209,2

243,0

+33,8

+33,8

Поступление товаров

2656,3

3169,3

+513,0

+513,0

Прочее выбытие  товаров

1.8

1,0

-0,8

+0,8

Запасы товаров на конец года

243,0

306,1

+63,1

-63,1

Розничная реализация товаров

2620,7

3105,2

+484,5

+484,5

Розничный товарооборот предприятия возрос в 1999 году по сравнению с 1998 годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товарВнах запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаВнров (+0,8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (тАУ63,1 тыс. руб.).

Недостатком использования поступающих в предприятие товарВнных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отВнгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

В предприятии в 1999 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 1998 годом на 0,8 тыс. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует наВнзвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 1999 году положительной.

Показатели товарного баланса по товарным группам приведены в следующей таблице 7.

Данные таблицы показывают, что по всем товарным группам розничная реализация возросла за счет роста поступления товаров. ПриВнчем темпы роста поступления товаров выше темпов реализации, что привело к увеличению их остатков. В целом за счет этого фактора не использованы резервы роста товарооборота на 63,1 тыс. руб.

Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.

Оценку показателей по труду ООО ВлДЛЯ ВАСВ» Произведем на основе следующей таблицы:

Таблица.7.

Показтели по труду по ОООВлДЛЯ ВАСВ» за 1998 -1999 г.г.

Откло

1999 г.

Показатели

1998

1999

нение

В%к

(+,-)

1998 г.

1

2

3

4

5

Розничный товарооборот, тыс.руб.:

  • в действующих ценах

2620,7

3105,2

+484,5

118,5

  • в сопоставимых ценах

2620,7

2681,5

+60,8

102,3

Среднесписочная численность

торговых работников - всего ,чел.

27

28

+1

103,7

в т.ч. продавцов

20

21

+1

105,0

Удельный вес продавцов в общей численности работников, %

73,2

75,0

+1,8

-------

Среднегодовая выработка

на одного торгового работни

ка, тыс.руб.:

  • в действующих ценах

97,06

110,90

+13,84

114,2

  • в сопоставимых ценах

97,06

95,77

-1,29

98,7

Среднегодовая выработка на

одного продавца, тыс. руб.

  • в действующих ценах

131,04

147,87

+16,83

112,9

  • в сопоставимых ценах

131,04

127,69

-3,35

97,5

Прирост товарооборота в

действующих ценах за счет

роста производительности

71,8

73,3

+1,5

-------

труда, %

Как видно из таблицы, среднегодовая выработка одного торговоВнго работника в действующих ценах составила 110,9 тыс. руб. и по сравнению с 1998 годом возросла на 13,8 тыс. руб. или на 14,2%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товаВнрооборота в размере 354,9 тыс. руб. (+16,9 тыс. руб. х 21 чел.). В обВнщей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 1999 год это составило 73,3%.

На изменение суммы розничного товарооборота в 1999 году окаВнзало влияние и увеличение численности продавцов на одного человека или на 5,0% по сравнению с 1998 годом. За счет роста численности продавцов получена дополнительная сумма розничного товарооборота в размере 131,0 тыс. руб. (+1 чел. Х 131,0 тыс. руб.) или 26,7% общей суммы прироста товарооборота.

Влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих ценах рассмотрим на основе таблицы 8

Таблица 8.

Расчет влияния трудовых ресурсов на динамику розничного товарооборота

Влияние на динамику товарооборота

Наименование

факторов

расчет

сумма,

тыс. руб.

1

2

2

Изменение численности

продавцов

(21-20) х 131,0

+131.0

Изменение среднегодо

вой выработки продавцов

(147,9-131,0) х21

+354,9

Всего

+484,5

Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает эффективность использования материально-технической базы предприятия.

По ООО ВлДЛЯ ВАСВ» имеются следующие данные об использовании материально-технической базы:

Таблица 9

Показатели эффективности использования материально-технической базы ООО ВлДЛЯ ВАСВ» за 1998-1999 г.г.

Показатели

1998

1999

Отклоне

ние (+,-)

1999 г. в %

к 1998 г.

1

2

3

4

5

Торговая площадь, м 2

400

420

+20

105,0

Количество рабочих дней за год

324

319

-5

98,5

Средняя продолжи-тельность рабочего

11,6

11,5

-0,1

99,1

дня, час

Выработка на 1 м торВн

говой площади за час работы, руб.

174,3

201,5

+27,2

115,6

Розничный товарообо

рот в действующих ценах, тыс. руб.

2620,7

3105,2

+484,5

118,5

Из данных таблицы видно, что в 1999 году возросла торговая площадь магазина за счет проведенной реконструкции, переоборудоВнвания и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.

Количество рабочих дней в году сократилось с 324 дней в 1998 году до 319 дней в 1999году. Это произошло в результате нарушения сроков проведения реконструкции, которая затянулась из-за недостатВнка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудоВнвания. Сократилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.

Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 1999 году 201,5 рублей против 174,3 рублей в 1998 году. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади.

Все эти факторы оказали влияние на динамику развития розничВнного товарооборота (см. таблицу 11.).

Таблица 10

Расчет влияния показателей эффективности использования материально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота

Показатели

1998

Цепная подстановка

1999

торгоВнвая площадь

число

рабоВнчих

дней

средняя

продолжительность

рабочеВнго дня

1

2

3

4

5

6

Фактическая торговая

площадь, кв.м.

400

420

420

420

420

Фактическое число рабоВн

чих дней

324

324

319

319

319

Фактическая средняя проВн

должительность рабочего

дня, час

11,6

11,6

11,6

11,5

11,5

Фактическая выработка на

1 кв.м. торговой площади

за час работы, руб.

174,3

174,3

174,3

174,3

201,5

Розничный товарооборот

в действующих ценах за

год, тыс. руб.

2620,7

2751,4

2708,9

2685,6

3105,2

Из данных таблицы следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:

  • рост торговой площади      2751,4 - 2620,7 = + 130,7 тыс. руб.
  • уменьшение количества рабочих дней  2708,9 - 2751,4 = - 42,5 тыс. руб,
  • уменьшение продолжительВнности рабочего дня 2685,6 - 2708,9 = - 23,3

тыс. руб.

  • повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы               3105,2 - 2685,6 = + 419,6 тыс. руб.

Итого                   3105,2 - 2620,7 = + 484,5 тыс. руб.

Использование материально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 1999 году на 550,3 тыс. руб. (130,7 +419,6), но в результате нарушения режима работы предприятия  розничный товарооборот уменьшился на 65,8 тыс. руб.(42,5 + 23,3). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 1999 году на 484,5 тыс. руб.

  1. Выводы и предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема.   

Формирование рыночных отношений в стране,  переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экоВнномикой предприятия.

В ООО ВлДЛЯ ВАСВ», как показал анализ докуВнментального оформления и учета розничной продажи товаров, бухгалВнтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, норВнмативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа хоВнзяйственно-финансовой деятельности предприятия, что позволяет утВнверждать о тесной связи между бухгалтерским счетом и анализом хоВнзяйственной деятельности на данном предприятии.

Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ диВннамики   развития   розничного   товарооборота   ООО ВлДЛЯ ВАСВ» за 1997-1999 гг. позволяет сделать следующие выводы:

  • розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его высокие;
  • достигнут рост товарооборота по всем отделам предприятия и по всем товарным группам которыми торгует предприятие;
  • прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.;
  • предприятие в 1999 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков.

Вместе с этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота в 1999 году. Так, объем розничного товарообоВнрота мог бы возрасти за счет:

  • улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 63,1 тыс. руб.;
  • повышения: эффективности использования трудовых ресурсов на 70,4 тыс. руб.;
  • повышения   эффективности   использования   материально-технической базы предприятия на 68,8 тыс. руб.

Таким образом, неиспользованные резервы роста товарооборота составили 202,3 тыс. руб.

Предложения по дальнейшему развитию розничного товарообоВнрота ИЧПВлДЛЯ ВАСВ»:

  • совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность и пользования товарных ресурсов;

С этой целью коммерческой службе предприятия производить заВнкупки товаров непосредственно у производителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кооперативных предприятий, предприятий общественного питания и др.), значительно расширить

закупку и реализацию сопутствующих непродовольственных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поВнставщиков, большее внимания уделять заключению договоров с поВнставщиками.

Расчеты показывают, что если в 2000 году темпы роста поступления сохранятся на уровне 1999 года - 119,3%, то прирост товарных ресурсов составит в сумме 610 тыс. руб. Прирост товарных ресурсов позволит получить прирост товарооборота на 219,6%

(610:3105,2 х100)

  • добиться роста эффективности труда торговых работников;

С этой целью привлекать на работу лиц на не полный рабочий день, произвести установку современных кассовых аппаратов, элекВнтронных весов, добиться от поставщиков увеличения доли фасованных товаров в общем объеме поставок, осуществлять совмещение професВнсий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам. При неизменной численности работников и увеличении средней выработки одного продавца (в сопоставимых ценах) в соответствии с росВнтом количества , реализованных товаров в 1999 году розничный товаВнрооборот может увеличиться в 2000 году на 65,0 тыс. руб. (131,0х2. .%х21).

  • улучшить пользование материально-технической базы предВнприятия;

С этой целью установить оптимальный режим работы предприВнятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок.

Произведенные расчеты говорят о том, что доведение в 2000 гоВнду числа рабочих дней в году до уровня 1998года (324 дня) и увеличения средней продолжительности  рабочего дня на 0,1 часа позволят

дополнительно получить в 2000 году 75,5 тыс. руб. товарооборота, т.е. возрастет на 2,4%

В совокупности за счет повышения эффективности ресурсов можно получить прирост товарооборота в 2000 году на 750,5 тыс. руб. или на 24,2%.

  • экономической службе предприятия разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов;

Это позволит руководству предприятия и его службам оперативВнно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розВнничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия.

  • совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаВнров, обслуживание наибольшего количества покупателей,  получение доходов от рёализации товаров и др.);
  • внедрить на предприятии журнально-ордерную форму учета, оперативнее представлять данные по розничной продаже для принятия управленческих решений;
  • осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении и др.

23.01.00

Список используемой литературы.

1.   Абдукаримов И. Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации: Учеб. Для вузов. тАУ 2-е изд.,перераб.-М.:   Экономика, 1989.-319 с.-ISBN 5-282-00174-8

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. тАУ М.: Финансы и статистика, 1998г.
  2. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной  деятельности в торговле. Учеб. Для вузов. тАУ 4-е изд., пераб. и доп. тАУ Мн.:Выш. шк.,1995г.
  3. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. Учебник. тАУ М.: Экономика, 1996 г.
  4. Шуляк П.Н. Ценообразование/ Учебно тАУ практическое пособие. тАУ М.: Изд-во ВлИнформационно- практический центр ВлМаркетингВ»,1998г.
  5. Конспект  Панкратовой Юлии Павловны / Волгоградский Кооперативный Учебно-Производственный Коммерческий Комплекс

СПРАВКА

дана Абрамовой Наталии Николаевне, студентке Московского Университета Потребительской Кооперации, в том, что все данные, использованные в расчетах данной  курсовой работы, взяты в ООО "ДЛЯ ВАС"

Гл. Бухгалтер                                                                             Тищенко Е.Н.                                                               

ООО ВлДЛЯ ВАСВ»

М.П.

Вместе с этим смотрят:

Анализ РТТ г. Казань
Анализ себестоимости и издержек производства
Анализ себестоимости продукции
Анализ себестоимости продукции и методы ее снижения