Ценообразование в мировой торговле

ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1.        ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ        2

2.        ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА  РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ        5

2.1 Рынок совершенной (чистой) конкуренции        5

2.2 Рынок чистой монополии        5

2.3 Монополистический рынок        6

2.4 Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия        6

2.5 Влияние государства на внешнеторговые цены.        7

3.        ПРАКТИКА И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ЦЕН        9

3.1 Контрактная цена        9

3.2 Биржевые цены        10

3.3 Статистические внешнеторговые цены        11

4.        НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, СВЯЗАННЫЕ С ВЭД        12

5.        ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНЫЙ КУРС И ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА        14

6.        ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ        17

7. ФОРМЫ  МЕЖДУНАРОДНЫХ РАiЕТОВ        19

ВЫВОДЫ        26

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ        28

Список использованной литературы:        30

1.        ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучеВнние всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен завиВнсит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возВнникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкоВнномической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешВнней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляетВнся под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для хаВнрактеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешВннего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название Влценообразующих факВнторовВ». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реаВнлизации. К ним относятся:

  1. экономический цикл;
  2. состояние совокупного спроса и предложения;
  3. инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особенВнностями данной продукции, условиями ее производства и реаВнлизации. К ним относятся:

  1. издержки;
  2. прибыль;
  3. налоги и сборы;
  4. предложение и спрос на этот товар или услугу с учеВнтом взаимозаменяемости;
  5. потребительские свойства: качество, надежность, внеВншний вид, престижность.

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

  1. сезонность;
  2. эксплуатационные расходы;
  3. комплектность;
  4. гарантии и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых мехаВннизмов и экономических инструментов:

  1. государственное регулирование;
  2. валютный курс.

Внеэкономические, политические; военные.

Как отмечалось выше, цены определяются условиями конВнкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих фактоВнров. Взять к примеру спрос и предложение. Известно, что соотВнношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, неВнжели поставщиками продукции на внутреннем рынке. УчастВнник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного Влценового стрессаВ». Значительно больше на международном рынке и поВнкупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы проВнизводства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного гоВнсударства. Их перемещение сдерживается национальными граВнницами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных эксВнпортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие ВлмиВнровой товарный рынокВ» означает совокупность устойчивых, поВнвторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (бирВнжи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием котоВнрых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.

Практически на цену предлагаемого товара влияет:

  1. платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег;
  2. объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;
  3. полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:

  1. количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
  2. издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
  3. цены на ресурсы или на средства производства, испольВнзуемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, услоВнвия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеВнэкономические факторы.

На мировом рынке возможны случаи Влискажения соотношения спроса и предложенияВ». В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших усВнловиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение знаВнчительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приВнходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупВннейший производитель товара в какой- либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке больВншую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с эконоВнмической точки зрения крупными и мощными державами.).

При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельВнных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют поВннятия Влцены продавцаВ», т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и Влцены покупателяВ», т.е. приниВнмаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнВнктуры, Влрынок продавцаВ», на котором из-за преобладания спроВнса коммерческие показатели и цены диктует продавец и Влрынок покупателяВ», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположВнная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что наВнходит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

В последние два-три десятилетия важную роль в ценообраВнзовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставВнщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребиВнтелю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:

техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенВнно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны приВнмеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и маВншин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

Развитие науки и технологии, оказывая влияние на соверВншенствование качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых техВннологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсоВнлютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.

При анализе цен следует учитывать и движение экономиВнческого цикла, что в сфере международных экономических отВнношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены как правило, не повышаются. И наоборот, в стаВндии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на межВндународную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и тоВнварных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция произВнводителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее Влреакция ценВ» на продукцию машиностроительного комплекса.

2.        ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА  РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуВнществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равВнновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают четыре типа рынков:

  1. рынок совершенной (чистой) конкуренции;
  2. рынок чистой монополии;
  3. рынок монополистической конкуренции;
  4. рынок конкуренции немногих поставщиков олигополия.

Прежде всего, эти рынки отличаются друг от друга количеВнством субъектов торговли. Последнее очень сильно влияет на механизм ценообразования.

2.1 Рынок совершенной (чистой) конкуренции

ХарактеВнризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внешВнней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под возВндействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной промеВнжуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремлеВнние каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дискаунту), который не столь значителен 3-5%. Выигрыш экспортеВнра - в возрастающих объемах поставок.

Замечено, что на рынке совершенной конкуренции поставВнщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. КонВнкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учеВнтом своих издержек производства.

На практике к данному типу рынка (с определенным резерВнвом) можно отнести, например, международную торговлю разВнличными товарами широкого потребления - одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией и в т.ч. продовольствием и т.д.

2.2 Рынок чистой монополии

Характеризуется наличием одного единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предВнложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может выВнзывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.

Монополист в силу самой природы данного рынка стреВнмится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерВнживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутВнствие на рынке, монополист, как правило не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном счете общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктовВнку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производВнства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, который все же будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это и естественно, так как не все участники мироВнвого рынка имеют возможность приобрести товар по наивысВншей цене. Имеется понятие Влценовая дискриминацияВ», означающая, что монопольный поставщик товара на междунаВнродный рынок варьирует цену на поставляемый товар в завиВнсимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.

В мировой практике в настоящее время чистых монополиВнстов сравнительно немного. В 70-80-е годы на мировом космиВнческом рынке чистым монополистом выступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировала коммерВнческие запуски (СССР все-таки по не вполне понятным причиВннам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания Де Бирс на рынке алмазов.

2.3 Монополистический рынок

Монополистическая конкуренция предполагает смеВншанный тип рынка - на данном рынке присутствуют, как праВнвило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.

Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельВнных товаров ослабляется натиском крупных монополистичесВнких фирм другой страны, а также более ВллегковесныхВ» конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой приВнбыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всеВнгда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.

Значительное влияние на цены оказывает конкуренция монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие тоВнвары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но которые используются для одной и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями-поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производиВнтелей-поставщиков химических волокон.

2.4 Рынок конкуренции немногих поставщиков - олиВнгополия

Характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительВнными сегментами рынка, полностью или практически полносВнтью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, сущеВнствуют соглашения о сотрудничестве (т.е. разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.

Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое экспорВнтером, - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. - требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения комВнпаниями статус-кво играют неафишируемые для широкой пубВнлики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах произВнводства.

Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке привела компании к созданию специальВнных механизмов, с помощью которых можно было бы действоВнвать с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительВнно объемов производства и ценовой политики. Компании догоВнвариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, был ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти). В течении длительного периода времени картелю удавалось довольно усВнпешно координировать нефтяные рынки.

Для компаний, участвующих в работе подобных механизВнмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чисВнтых монополий. Величина воздействия субъектов олигополис-тического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контВнроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольВнных цен и тем меньше их колебания.

Вместе с тем ценообразование на рынках машин и оборуВндования, например, по сравнению с сырьем и полуфабрикатами - процесс значительно отличающийся, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенВнное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с доВнбавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д.

2.5 Влияние государства на внешнеторговые цены.

ГоВнсударственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете оказывает существенное влиВняние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее приВнсутствие компаний данной страны на мировом рынке.

Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основВнном, с помощью двух инструментов: гарантируя производитеВнлям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийными являютВнся пример поддержки государством сельского хозяйства в США и сельскохозяйственная политика ЕС. В США государство преВндоставляет субсидии из федерального бюджета в случае пониВнжения рыночных цен ниже гарантированного уровня цен. Специальная правительственная организация по гарантированВнным ценам принимает в залог у производителей сельскохоВнзяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким обраВнзом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает дейВнственные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанВнный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региоВнна. Устанавливаются несколько категорий цен - индикативные цены, определяемые Сообществами как желательные, минимальВнные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, официВнальными организациями. Существование пороговой цены заВнщищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом протекВнционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС поВнзволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозВнпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.

Что касается машиностроительных и сырьевых отраслей, то воздействие государства на уровень цен, как правило, осущеВнствляется косвенным образом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественВнно скрытое финансирование экспорта, ведет протекционистсВнкую таможенную политику. Так, предоставляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать эксВнпортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. УстаВннавливая низкий уровень импортных пошлин, например, на сырье, государство имеет своей целью повышение конкуренВнтоспособности на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг. Цель демпинга - заВнвоевание определенным товаром или группой товаров внешВннего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникВнновения в экономику стран-импортеров.

Имеются и другие механизмы и инструменты, используеВнмые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), использоваВнние которых в конечном счете оказывает существенное влияВнние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.

3.        ПРАКТИКА И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНЕШНЕВнТОРГОВЫХ ЦЕН

Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно разлиВнчаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность ВлотбораВ» цены:

  1. использование цен раздельных экспортных и импортВнных операций;
  2. цены в условиях оплаты наличными;
  3. цены, формирующиеся в рамках обычных коммерчесВнких сделок.

Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируемые в рамках долгосрочных межгосударственных соглашений, будут существенно отличаться от цен в сделках, или от цен на товар, оплачиваемый путем сложных банВнковских операций, в условиях определенных валютных ограничений и т.д.

Поставщики товара на внешний рынок встречаются с суВнщественными колебаниями цен, предоставлением различных скидок, приложением надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию отличаются, т.к. разные поставщики поставляют товары различного качества, комплекВнтации и т.п. Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы.

В современной международной торговле, особенно в торВнговле сырьевыми товарами и полуфабрикатами заметное место занимают посреднические фирмы, также имеющие свою прибыль в результате осуществления продаж. Что же касается торВнговли машинно-технической продукцией, технически сложныВнми товарами, то здесь цены, как правило, формируются только при непосредственном контакте между продавцом-производиВнтелем и покупателем-потребителем. При этом в цену включаВнются самые различные составляющие - надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис, упаковку и др.

Для изучения и использования на практике ценовых покаВнзателей мирового рынка необходимо знать основные источники сведений о ценах. В настоящее время созданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по реВнгионам и временным периодам (для товаров сезонных). ОгромВнные возможности предоставляет система компьютерных телекоммуникаций, позволяющая в считанные минуты получить ориентировку практически на все поставляемые на мировой рынок товары. Однако это будут цены ориентировочВнные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовую площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же ценообразования остался старым: анализ спроса и предложеВнния, проект цены, исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной цены в ходе непосредственных переговоров поставВнщика и покупателя.

Информацию о ценах мировых товарных рынков принято подразделять на несколько групп.

3.1 Контрактная цена

Контрактная цена - это конкретная цена, которую соВнгласовали между собой продавец и покупатель в ходе переговоВнров, которая, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь период действия конВнтракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.

Справочные цены - это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периоВндической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьюВнтерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные меВнталлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литеВнратура по ценам на небиржевые товары получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентируетВнся на ежедневные котировки цен потоварные и региональные - публикуемые в справочниках, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Однако следует иметь в виду, что между ценами, публикуВнемыми в справочных изданиях, и фактическими ценами сдеВнлок существует определенный зазор. Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политиВнческие события, за исключением, может быть, цен на нефть - товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динаВнмику цен на данном рынке и тенденции.

3.2 Биржевые цены

Биржевые цены - это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам отВнносятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на биржеВнвые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржеВнвые котировки являются фактическими ценами сделок именВнно в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают Влв себеВ» другие инструменты международной торВнговли, как-то: условия поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов: срочные котировВнки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с условиями поставки через определенное время и котировки на реализуемые товары. Как показывает практика, биржевые коВнтировки, довольно остро реагируя на различные внешние ВлразВндражителиВ», все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо заВнрекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительВнно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов (LME - London Metal Ехспапgе),Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), занимающаяся котировками и продаВнжами зерновых, или Нью- Йоркская биржа хлопка (NYCE -New York Cotton Exchange).

Цены аукционов - показывают цены, полученные в реВнзультате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предВнложение в данный временной период. Аукционный вид торговли является достаточно специфичным. На аукционных торгах, например, продается и покупается пушнина, животные. предметы искусства.

3.3 Статистические внешнеторговые цены Статистические внешнеторговые цены - публикуВнются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобВнных изданиях, определяются путем деления стоимости эксВнпорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкВнретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торВнговли той или иной страны, для статистических расчетов, исВнпользуются как приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и импортер, осноВнвываясь на собственном анализе данных о положении на рынВнке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешВнней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки - метод уторговывания цены с учетом состояВнния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40 различных видов ценовых скидок и надВнбавок. К наиболее распространенным относятся следующие:
  1. скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;
  2. скидка для эксклюзивного импортера, фирма- имВнпортер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для проВндажи этого товара, по существу помогает экспортеру закреВнпиться на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;
  3. скидка ВлсконтоВ», в случае осуществления импортеВнром предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в слуВнчае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных;
  4. скидка традиционному партнеру (или бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное вреВнмя работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере покупателе с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставВнляется, как правило, на годовой объем продаж товара. ХаВнрактерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;
  1. скидки за покупку внесезонного товара, как праВнвило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежВнды, обуви и др.
  1. дилерская скидка, предоставляется оптовым и розВнничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого конВнкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. БезусВнловно, достигаются и более существенные скидки.

4.        НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, СВЯЗАННЫЕ С ВЭД

В период существования в СССР, в России централизованВнной плановой экономики проблемы ценообразования на мироВнвом рынке сравнительно мало интересовали конкретного производителя. Все операции - торговые и платежные - произВнводились специализированными учреждениями внешнеторгоВнвыми объединениями и Внешторгбанком. Сразу после появления соответствующих законодательных актов о выходе предприятий самостоятельно на международный рынок появиВнлось большое число новых субъектов рынка, как мощных крупВнных поставщиков, например, Магнитка или Газпром и его структуры, так и маломощных, но многочисленных ВлчелноковВ».

Приблизительно до 1992-93 гг. внутренние цены на произВнводимую в России продукцию были ниже мировых в расчетах на конвертируемую валюту. Кроме того, другие составляющие цены товара, как-то: транспортные расходы, портовые услуги, расходы на энергозатраты и некоторые другие, - в общей струкВнтуре цены не занимали значительную долю, о чем было хорошо известно зарубежным покупателям. А вкупе с отсутствием в тот период квалифицированного персонала для внешнеторговой деятельности приводило к выбросу товара на мировой рыВннок по ценам, гораздо ниже мировых. В этой связи не случайно против России только ЕС открыл 15 антидемпинговых процеВндур расследований, ввел ограничительные квоты на поставку в эти страны на большое количество товарных позиций.

В настоящее время в России внутренние цены на многие экспортируемые товары (нефть, зерно и др.) выше мировых. Причин для этого много. Кризис в российской экономике приВнвел к падению объемов производства, что незамедлительно скаВнзалось на себестоимости продукции. Ежегодное сокращение инвестиций обусловило обветшание производственных фондов, отсутствию новых технологий. Большое и, вероятно, негативное влияние оказывает наличие в России нескольких крупнейших монополистов, в руках которых сосредоточены практически все рычаги по установлению цен и тарифов на услуги, и от которых в условиях нашей страны зависят все. Речь идет о РАО ВлГазпВнромВ», РАО ВлЕЭСВ», о транспортниках (не случайно, именно трансВнпортные тарифы выросли беспрецедентно).

В настоящее время крупные фирмы и предприятия РосВнсии, экспортирующие и импортирующие продукцию, как праВнвило, имеют в своем составе специализированные компании, работающие преимущественно в сфере внешней торговли. Хотя их немного, но они достаточно четко отслеживают ситуацию на товарных и финансовых рынках, не допускают грубых ошибок. Ими четко избраны рынки и каналы, по которым они работают, заведена своя клиентура, и попасть в число поставщиков или покупателей, например, ВлНорильского никеляВ», в условиях мощВнной конкуренции новичкам практически невозможно. Здесь явная тенденция к монополизации.

Что касается системы ценообразования, то российские комВнпании придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному мировому рынку. Однако следует отметить одну очень существенную деталь. Сегодня, если подходить к вопроВнсу с чисто экономической точки зрения, многим российским компаниям экспорт не выгоден, что в свою очередь, ограничиВнвает импорт. Цены внутреннего рынка гораздо выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российсВнком рынке финансовых средств приводит к неплатежам или к примитивным бартерным сделкам или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей, либо других ВлценныхВ» бумаг. Предприятие, не получая за уже поставленВнную продукцию деньги от покупателя, вынуждено искать покуВнпателя на внешнем рынке. Отрицательная разница в ценах затем ВлперебрасываетсяВ» на внутреннюю цену товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие после экспортной сделки имеет денежные поступления на свой банковский счет.

Отдельным важным практическим вопросом в области внутреннего ценообразования, связанным с ВЭД, является форВнмирование цен на импортируемые товары и услуги. Здесь на смену ВлизобретениямВ» советских времен, жестко привязывавВншим цены на импорт к ценам соответствующей отечественВнной продукции, что нередко порождало всякие несуразицы, теперь внедряется международный опыт, оправданная мироВнвая практика. Это тем более важно, что, как отмечалось выше, значение импорта для экономики России в настоящее время исключительно, в том числе и для рядового потребителя. С учетом мирового опыта и международных рекомендаций внутВнренние цены на импортные товары определяются исходя из их таможенной стоимости, т.е. совокупности валютных затрат на импорт на момент пересечения таможенной границы, фиксируВнемых в декларации таможенной стоимости ввозимого товара, или рассчитываемых определенными способами, предусмотренВнными в разделе IV Закона Российской Федерации ВлО таможенВнном тарифеВ». Он предписывает последовательное применение шести следующих методов, если предшествующий невозможен:

  1. по цене сделки с ввозимыми товарами;
  2. по цене сделки с идентичными товарами;
  3. по цене сделки с однородными товарами;
  4. вычитание стоимости;
  5. сложение стоимости и, наконец, резервный. Эта велиВнчина пересчитывается в рубли по валютному курсу и посВнле добавления налогов (НДС, акцизов, сборов, расходов по перевозке, хранению т.д.) и с учетом прибыли формируют внутреннюю цену.

В России принимаются меры по рационализации импортВнного тарифа. Основные его положения сводятся к устранению ставок выше 30%. На сегодняшний день средний уровень стаВнвок составляет 14% , а средний уровень на подавляющее больВншинство товаров находится в пределах от 5 до 30%. Сейчас импортный тариф России в среднем почти в три раза выше, чем в промышленно развитых странах-членах ГАТТ/ВТО, но по многим позициям он ниже. В целом же протекционизм, особенно в области тарифов, его искусственное поддержание ведет к развитию монополизма, снижению эффективности проВнизводства и завышению потребительских цен.

Безусловно, с восстановлением потенциала российской промышленности, с укреплением финансового рынка, рынка услуг и капиталов, с ростом управляемости и контроля за проВнисходящими в экономике процессами ценообразование будет более предсказуемым и будет отвечать общей экономической логике.

5.        ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНЫЙ КУРС И ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА

Одной из наиболее динамичных форм международных экономических отношений являются международные валютВнные отношения, которые возникают при использовании денег в мирохозяйственных связях и представляют собой особый вид экономических отношений. В подавляющем большинстве слуВнчаев взаимный обмен результатами хозяйственной деятельноВнсти и связанные с этим международные расчеты осуществляются в денежной форме. Поэтому денежным едиВнницам страны противостоят денежные единицы других стран. Пока национальные деньги остаются в пределах границ страВнны, в которой они имеют хождение, они остаются национальныВнми денежными единицами. Когда же в силу различных обстоятельств они выходят за национальные границы, то приВнобретают новое качество - становятся валютой. Использование денежных единиц в различных сферах является причиной многозначности термина ВлвалютаВ», которым обозначаются:

  1. денежные единицы данной страны;
  2. денежные знаки иностранных государств;
  3. международные счетные валютные единицы (европейская валютная единица ЭКЮ).

Для российского гражданина понятие ВлвалютаВ» психолоВнгически связано не с рублем, а с денежными единицами других стран, такими, как американский доллар, немецкая марка, японская иена и др. Между тем, для жителей других государств рубль также является иностранной валютой.

Хотя валютные отношения вызваны к жизни прежде всеВнго развитием международной торговли (перемещением через национальные границы товаров и услуг), а также международВнным движением капитала, они обладают относительной самоВнстоятельностью, которая в условиях глобальной экономики имеет тенденцию к возрастанию. Воздействие валютных отношений на воспроизводство становится все более осязаемым.

В значительной степени это является результатом дальВннейшей интернационализации хозяйственной жизни, углублеВнния интеграционных тенденций в различных регионах земного шара, существенного повышения роли внешних факторов в наВнциональном воспроизводственном процессе, огромного увелиВнчения объемов мировой торговли валютой, появления и быстрого распространения новых финансовых инструментов.

Валютный курс. Национальные денежные единицы приВнравниваются друг к другу в определенных пропорциях. СоотВнношение между двумя валютами, своеобразная ВлценаВ» одной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны, которое устанавливается в законодательном порядке или склаВндывается на рынке под влиянием спроса и предложения, наВнзывается валютным курсом.

Курс национальной валюты может выражаться в денежВнной единице другой страны, том или ином наборе валют (ВлваВнлютной корзинеВ») или в международных счетных единицах.

Формирование валютного курса испытывает на себе возВндействие многочисленных факторов. Общей его основой являВнется покупательная способность валюты, в которой отражаются средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиВнции. Однако его конкретная величина зависит также от темпа инфляции, разницы в уровнях процентных ставок, состояния платежного баланса. Большое влияние на валютный курс окаВнзывает деятельность валютных спекулянтов и валютные инВнтервенции (вмешательство центрального банка в операции на валютном рынке). В отдельные моменты резко возрастает знаВнчение такого фактора, как степень доверия к национальной и иностранной валюте. Весьма сильное воздействие нередко окаВнзывают ожидания тех или иных изменений в экономической политике страны. В условиях переходной экономики России для формирования валютного курса имеет значение и неодинаВнковая вовлеченность различных сфер народного хозяйства в мирохозяйственные связи.

Различаются номинальный и реальный валютный курс. Номинальный курс - это определенная конкретная ВлценаВ» нациВнональной валюты при обмене на иностранную, и наоборот. ПубВнликуемые ежедневно в печати курсы валют являются, если не оговорено особо, номинальными. Так, 6 января 1998 г. официальВнный (номинальный) курс российского рубля по отношению к доллару составил 5 руб. 97 коп. за 1 доллар. Реальный валютВнный курс рассчитывается умножением номинального курса на соотношение уровней цен в двух странах. Можно также рассчиВнтать реальный валютный курс на базе средних цен в странах, являющихся основными торговыми партнерами данного госуВндарства. В этом случае реальный валютный курс будет в извесВнтной мере показателем конкурентоспособности национальных товаров по отношению к импортным.

Валютный курс оказывает большое воздействие на междуВннародные экономические отношения. Во-первых, он позволяет производителям данной страны сравнивать издержки произВнводства товаров с ценами мирового рынка. Тем самым он явВнляется одним из ориентиров при осуществлении внешнеэкономических связей, позволяет прогнозировать фиВннансовые результаты экономической деятельности. Во-вторых, уровень валютного курса непосредственно влияет на экономиВнческое положение страны, что проявляется, в частности, в соВнстоянии ее платежного баланса. В-третьих, валютный курс влияет на перераспределение мирового валового продукта между странами.

В неразвитой форме обмен одной национальной денежной единицы на денежную единицу другой страны существовал несколько столетий в виде меняльного дела, однако в развитой экономике обмен валют происходит на валютных рынках. В конце XX столетия объем ежедневной торговли валюВнтой превысил 1,2 трлн. долларов. Разумеется, столь большой объем не может быть объяснен только потребностями междуВннародной торговли и движения инвестиций. Большое значеВнние имеет валютная спекуляция, то есть желание заработать прибыль на правильно угаданном будущем движении валютВнного курса. Прибыль или убытки могут составлять сотни милВнлионов долларов.

Валютная система. Формирование устойчивых отноВншений по поводу купли-продажи валюты и их юридическое закрепление исторически привели к формированию сначала национальных, а затем и мировой валютных систем. Поэтому валютную систему можно рассматривать с двух сторон: во-перВнвых, она является объективной реальностью, которая возникаВнет с углублением экономических связей между странами; с другой стороны, эта объективная реальность осознается и закВнрепляется в правовых нормах, институтах, международных соглашениях. Именно в этом смысле можно говорить о создаВннии валютной системы как о целенаправленной деятельности.

Таким образом, валютную систему можно определить как совокупность экономических отношений, связанных с функциВнонированием валюты, и форм их организации,

Валютная система как национальная, так и мировая состоВнит из ряда взаимосвязанных элементов и взаимозависимостей. Основой ее является валюта: в национальной системе таковой служит национальная, в мировой - резервные валюты, выполВнняющие функции международного платежного и резервного средства, а также международные счетные валютные единиВнцы. Весьма важна для характеристики системы степень конВнвертируемости валюты, то есть степень свободы ее обмена на иностранную. С этой точки зрения различаются свободно конВнвертируемые (свободно используемые валюты), частично конВнвертируемые и неконвертируемые (замкнутые) валюты. Степень конвертируемости определяется наличием или отсутствием валютных ограничений, которые выступают как экономичесВнкие, правовые и организационные меры, регламентирующие операции с национальной и иностранными валютами. В настоВнящее время лишь валюты ведущих промышленно развитых стран являются полностью конвертируемыми, в большинстве же стран существуют те или иные ограничения. Россия уже достигла конвертируемости рубля по текущим операциям, хотя сохраняются некоторые ограничения. Полная же конвертируемость рубля возможна лишь при глубокой структурной переВнстройке экономики страны. Национальная валюта обменивается на иностранную ваВнлюту другой страны иностранную по паритету - определенному соотношению, устанавливаемому в законодательном порядке. Для функционирования валютной системы важен режим ваВнлютного курса. Существуют два полярных режима: фиксироВнванный (в ряде случаев допускающий колебания в узких рамках) и свободно плавающий (складывающийся под влияВннием спроса и предложения), а также их различные сочетания и разновидности.

Валютные системы включают в себя также такие элеменВнты, как режим валютного рынка и рынка золота. НеобходиВнмым элементом являются регулирование международной валютной ликвидности, под которой понимается наличие плаВнтежных средств, приемлемых для погашения международных обязательств, регламентация международных расчетов. Наконец, одним из элементов валютной системы являютВнся органы регулирования, контроля и управления, роль котоВнрых играют соответственно национальные или межгосударственные организации.

6.        ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ

Первой сложившейся мировой валютной системой была Парижская (с 1867г. до начала 20-х гг. XX в.). Характерными признаками этой системы были принятие золотого (золото-монетного) стандарта и режим свободно-плавающих валютных курсов с учетом спроса и предложения. Золотой стандарт предВнставляет собой форму организации валютных отношений, в которой золото используется как денежный товар. Поэтому кажВндая национальная валюта имела золотое содержание, в соответВнствии с которым устанавливался ее паритет к другим валютам. Производился свободный обмен валют на золото, за которым была признана роль мировых денег.

Изменение условий развития мирового капитализма в конце XIX - начале XX века, кризисные потрясения в мировом хозяйстве, породившие Первую мировую войну, а также создавшие революционную ситуацию в целом ряде стран, привели к круВншению Парижской валютной системы. На смену ей в 1922 г. была законодательно оформлена Генуэзская валютная система, которая базировалась на золото-девизном стандарте (в дополВннение к золоту использовались девизы - иностранные валюты). Золотые паритеты были сохранены, а режим плавающих ваВнлютных курсов восстановлен. Некоторое время в отдельных странах (напр., США, Великобритании, Франции) использовалВнся также золотослитковый стандарт.

Генуэзская система просуществовала недолго. Уже в перВнвой половине 30-х годов мировая валютная система пережила сильнейшие потрясения, вызванные мировым экономическим кризисом, который охватил и денежно-кредитную сферу. ЗолоВнто - девизный стандарт потерпел крушение. К началу Второй мировой войны размен банкнот на золото производился фактиВнчески только в США.

В ходе Второй мировой войны соотношение мировых экоВнномических сил претерпело коренные изменения. США преВнвратились в самую мощную державу мира, позиции Великобритании и Франции были ослаблены, а экономика ГерВнмании и Японии была разрушена. В этих условиях разработка проектов реформирования мировой валютной системы оказаВнлась под сильным влиянием США и в меньшей степени -Великобритании. В основу новой валютной системы, юридиВнчески оформленной решениями международной конференции в г. Бреттонвудсе (США) в 1944г. и поэтому получившей назваВнние Бреттонвудской валютной системы, легли следующие принВнципы.

Был сохранен, хотя и в урезанном виде, золото - девизный стандарт: золото продолжало использоваться в различных форВнмах (были сохранены золотые паритеты, сохранилась связь доллара США с золотом, однако обменивать американскую ваВнлюту на благородный металл могли только центральные банки стран, золото могло также использоваться как международное платежное и резервное средство). Помимо доллара роль резерВнвной (ключевой) валюты стал играть также английский фунт стерлингов, однако в действительности был установлен доллаВнровый стандарт, поскольку доллар стал единственной валютой, конвертируемой в золото. Важной особенностью Бреттонвудской системы был переход к системе фиксированных валютных курсов, которые могли отВнклоняться от установленных пределов лишь в узких пределах.

Были также созданы две валютно-финансовые и кредитВнные организации - Международный валютный фонд и МеждуВннародный банк реконструкции и развития, призванные предоставлять кредиты странам-членам при возникновении сеВнрьезного дефицита платежного баланса, утрате стабильности наВнциональной валюты, а также осуществлять контроль за соблюдением странами-членами принятых ими обязательств.

Бреттонвудская валютная система отразила усиление экоВнномических позиций США в послевоенном мире и действоваВнла более или менее успешно до тех пор, пока они оставались достаточно прочными. Однако уже в 60-х годах позиции США оказались подорванными, к началу 70-х годов кризис БреттонВнвудской системы стал вполне очевидным. Целый ряд экономиВнстов и политических деятелей стали высказывать предложения о необходимости перехода к плавающим валютным курсам. По их мнению, это позволило бы обеспечить более широкую автономию правительств в проведении кредитно-денежной политики, поскольку отпадала бы нужда в поддержании стаВнбильных валютных курсов. Введение плавающих валютных курсов также устранило бы имевшую место двоякую асимметВнрию системы:

1)        фактически только США определяли мировое предлоВнжение денег;

2)        в отличие от других стран, которые могли девальвироВнвать свои валюты по отношению к доллару, США были лишены такой возможности. Наконец, плавающие валютные курсы могли бы служить автоматическими стабилизаторами при возВнникновении ряда диспропорций, в частности они могли бы стать защитой против импортируемой инфляции . Хотя эти взгляВнды не являлись общепринятыми, тем не менее практическое развитие событий привело сначала к кризису, а затем и крушеВннию Бреттонвудской системы.

Поиски путей выхода из кризиса привели к замене БретВнтонвудской системы Ямайской. Соглашение, подписанное в Кингстоне (Ямайка) в 1976 г. и вступившее в силу в 1978 г., означало юридическое оформление четвертой мировой валютВнной системы.

Вместо золото - девизного стандарта был введен стандарт СДР (специальных прав заимствования), созданных еще в конВнце 60-х годов и представляющих собой международные актиВнвы в виде записей на специальных счетах в Международном валютном фонде. Стоимость 1 единицы СДР определяется на основе валютной корзины, в состав которой в настоящее время входят (в процентах) американский доллар (39), японская иена (18), немецкая марка (21), английский фунт стерлингов (11) и французский франк (11). В связи с переходом к стандарту СДР юридически завершился процесс демонетизации золота, то есть утраты им денежных функций. Были отменены золотые париВнтеты. Страны-члены МВФ получили право выбора любого реВнжима валютного курса.

В Западной Европе в конце 70-х годов была юридически оформлена региональная Европейская валютная система (ЕВС), которая отразила углубление интеграционных тенденций в этом регионе. Денежной единицей в ЕВС является ЭКЮ, условная стоимость которой определяется по методу валютной корзины, в которую входят денежные единицы стран Европейского СоВнюза. В середине декабря 1996 г. лидеры Евросоюза приняли решение о переходе с 1 января 1999 г. к единой валюте стран ЕС - ВлЕВРОВ». Валютная система России находится в стадии формирования. Ее основой является рубль, который после обоВнсобления, а фактически, отделения РФ от денежно-кредитных систем республик бывшего СССР постепенно превратился в частично конвертируемую валюту по текущим операциям, одВннако сохраняется ряд валютных ограничений.

7. ФОРМЫ  МЕЖДУНАРОДНЫХ РАiЕТОВ

Национальная валюта обменивается на иностранную прежВнде всего для осуществления платежей за границу при возникВнновении обязательств перед иностранными юридическими и частными лицами. С другой стороны, основным каналом поВнступления иностранной валюты в страну являются платежи из-за границы. Денежные требования и обязательства в валюте возникаВнют на основе экономических, политических, культурных, научно-технических отношений между государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися на терВнритории разных стран. Международные расчеты представляВнют собой организацию и регулирование платежей по выше указанным денежным требованиям и обязательствам. Международные расчеты выступают как повседневная деятельность банков, производящих расчеты с заграницей на основе выработанных международным сообществом и приняВнтых в большинстве стран мира условий, норм и порядка осуВнществления расчетов. Деятельность банков в сфере международных расчетов является объектом государственноВнго регулирования.

В основном международные расчеты осуществляются безВнналичным путем через банки путем установления корреспонВндентских (договорных) отношений между кредитными учреждениями разных стран. С этой целью банки заключают друг с другом корреспондентские соглашения об открытии счеВнтов (ВлностроВ» - счетов данного банка в других банках и ВллороВ» - счетов других банков в данном банке), в которых оговариваВнются порядок расчетов, величина комиссионного вознаграждеВнния, а также методы пополнения корреспондентского счета по мере расходования средств. Банки могут осуществлять международные расчеты и чеВнрез свои заграничные филиалы и отделения .

В зависимости от условий внешнеторговых контрактов, степени конвертируемости и позиций национальной и иностВнранной валюты применяются различные формы международВнных расчетов.

Мировая практиВнка выработала такие формы и методы, как инкассо, аккредитив, банковский перевод, авансовые расчеты, расчеты по открытому счету, а также расчеты в виде векселей и чеков. В последние десятилетия появилось новое средство кредитные карточки.

Хотя в российской практике термин ВлФормы международВнных расчетовВ» является общепринятым, по-видимому, было бы целесообразно проводить различие между способами платежа и средствами международных расчетов, имея в виду, что термин Влформы международных расчетовВ» объединяет оба вышеВнуказанных понятия.

К способам платежа относятся: авансовый платеж, аккреВндитив, инкассо, платежи по открытому счету, платеж сразу же после отгрузки товара.

К средствам расчетов относятся: чек, вексель, банковская тратта, перевод (почтовое, телеграфное/телексное, электронное, платежное поручение, платежное поручение по системе СВИФТ (БИК) - междунаВнродное платежное поручение).

Регламентация международных расчетов осуществляется с помощью выработанных мировой практикой правил и обычаВнев. Так, расчеты с использованием документарных аккредитиВнвов кодифицированы Унифицированными правилами и обычаями, которые были впервые приняты Международной торговой палатой на Венском конгрессе (в 1933г.) и периодиВнчески пересматриваются (в настоящее время действует редакВнция 1993г.) Расчеты в форме инкассо регламентируются Унифицированными правилами по инкассо (впервые разрабоВнтаны Международной торговой палатой в 1936г.; в настоящее время действуют в редакции 1978г.). При этом к указанным документам присоединяются не страны, а банки. В случае приВнсоединения правила и обычаи становятся обязательными для банков и их клиентов, которые используют указанные формы расчетов. Выбор формы расчетов определяется рядом факторов. Интересы экспортеров и импортеров товаров и услуг не совпаВндают: экспортер стремится получить платежи от импортера в кратчайший срок, в то же время последний стремится отсроВнчить платеж до момента окончательной реализации товара. Поэтому выбранная форма расчетов является компромиссом, в котором учитываются экономические позиции контрагентов, степень доверия друг к другу, экономическая конъюнктура, поВнлитическая ситуация и т.п. Помимо этого важное значение имеет вид товара - объекта сделки, а также уровень спроса и предлоВнжения на товар - объект сделки. Поскольку международные расчеты тесно связаны с кредитными отношениями, то налиВнчие или отсутствие кредитных соглашений (как на межгосуВндарственном уровне, так и на уровне контрагентов) также оказывает влияние на выбор формы расчетов. Достижение компромисса не означает, что экспортер и импортер получают одинаковые преимущества: некоторые формы более выгодны экспортеру, другие - импортеру. Самой надежной формой оплаты с точки зрения экспортера является авансовый платеж, а наименее надежной - расчет по открытоВнму счету.

Основными формами международных расчетов являются инкассо и аккредитив.

ИНКАССОВАЯ ФОРМА РАiЕТОВ.

Суть инкассовой операВнции состоит в том, что банк по поручению своего клиента (эксВнпортера или кредитора) получает платежи от импортера (плательщика) после отгрузки товаров и оказания услуг. ПолуВнчаемые средства зачисляются на счет клиента в банке. При этом платежи с импортера могут взыскиваться на основании:

а) только финансовых документов (простое, или чистое инВнкассо);

б) финансовых документов, сопровождаемых коммерчесВнкими документами, или только коммерческих документов (доВнкументарное инкассо).

Схему расчетов по инкассо можно представить упрощенно в следующем виде: после заключения контракта, в котором оговаривается, через какие банки будут производиться расчеты, экспортер производит отгрузку товара. После получения от пеВнревозчика транспортных документов экспортер передает все необходимые документы в банк. которому он поручает осуществВнлять инкассирование (банк-ремитент). Банк ремитент, проверив документы, направляет их банку-корреспонденту в стране имВнпортера (инкассирующий банк). Последний, проверив докуменВнты, представляет их импортеру-плательщику. Инкассирующий банк может делать это непосредственно или через другой банк (так называемый представляющий банк). Документы выдаются плательщику:

а) против платежа;

б) против акцепта; и реже;

в) без оплаты документов в зависимости от инкассового поручения. Получив платеж от импортера, инкассирующий банк направляет выручку в банк-ремитент, который зачисляет ее на счет экспортера.

Схема 1. Расчеты в форме инкассо

1.        Заключение контракта (обычно с указанием банков, чеВнрез которые будут производиться расчеты).

2.        Отгрузка экспортером-доверителем товара в соответствии с условиями контракта.

3.        Получение экспортером транспортных документов от перевозчика.

4.        Подготовка экспортером комплекта документов (трансВнпортных и др., а также при необходимости и финансовых) и представление их при инкассовом поручении своему банку (банку-ремитенту).

5.        Проверка банком-ремитентом документов (по внешним признакам) и отсылка их вместе с инкассовым поручением банВнку-корреспонденту (инкассирующему банку) в стране импортера.

6.        Представление инкассирующим банком инкассового поручения и документов импортеру (плательщику) для проВнверки с целью получения платежа или акцепта тратт (переводВнных векселей) непосредственно или через другой банк (называемый в этом случае представляющим банком.

7.        Получение инкассирующим банком платежа от плаВнтельщика и выдача ему документов.

8.        Перевод инкассирующим банком выручки банку-ремиВнтенту (по почте, телеграфу, телексу, как указано в соответствуВнющих инструкциях).

9.        Зачисление банком-ремитентом полученной выручки на счет экспортера.

Инкассовая операция оказывается в целом более выгодВнной импортеру, поскольку платеж осуществляется против доВнкументов, дающих ему право на товар. Следовательно, до этого момента импортер может сохранять свои средства в обороте. При этом он не подвержен риску платить за еще не отгруженВнный товар. Напротив, экспортеру после отгрузки товара не гаВнрантирована оплата: всегда существует риск того, что импортер по разным причинам может отказаться от товара. К тому же получение экспортером причитающейся ему выручки происВнходит не сразу после отгрузки товара, а через некоторое время. Тем самым, экспортер фактически предоставляет кредит покуВнпателю. Кроме того, поскольку пробег документов через банки может длиться от нескольких недель до месяца, а в ряде случаВнев и дольше, существует риск введения валютных ограничеВнний (это относится прежде всего к странам, которые еще не объявили о своем присоединении к Статье VIII Устава МВФ об отмене валютных ограничений по текущим операциям).

АККРЕДИТИВНАЯ ФОРМА РАiЕТОВ.

Более выгодной для экспортера является аккредитивная форма расчетов. АккреВндитив представляет собой поручение банка (или иного кредитВнного учреждения) произвести по просьбе клиента оплату документов в пользу третьего лица - экспортера (бенефициара), при условии выполнении им определенных условий. Кроме этого, аккредитив может обеспечить краткосрочный кредит при условии согласия банка произвести учет (покупку) докуменВнтов. Аккредитивная форма расчетов состоит из следующих основных моментов. Экспортер и импортер заключают контракт на поставку товаров или оказание услуг с указанием того, что расчеты будут осуществляться в форме аккредитива. Импортер обращается в свой банк (банк-эмитент) с заявлением об открытии аккредитива в пользу экспортера. Банк-эмитент направляет аккредиВнтивное письмо одному из банков в стране экспортера, с которыми он поддерживает корреспондентские отношения (авизующий банк), поручая ему передать аккредитив экспортеру.

После получения (копии) аккредитива экспортер производит отгрузку товара и в соответствии с условиями аккредитива предВнставляет требуемые документы в банк, указанный в аккредитиве (им может быть и авизующий банк), который пересылает их в банк-эмитент. Банк-эмитент проверяет правильность оформления документов и производит их оплату. После перевода денег в авиВнзующий банк, банк-эмитент выдает документы импортеру. АвиВнзующий банк зачисляет поступившие от банка-эмитента средства на счет экспортера, импортер получает товары.

Однако в соответствии с условиями аккредитива оплату представляемых экспортером документов может производить не только банк-эмитент, но и другой банк, указанный в аккредиВнтиве (исполняющий банк). В этом случае исполняющий банк (им может быть и авизующий банк) после оплаты представВнленных экспортером документов требует возмещения произВнведенного платежа у банка-эмитента.

Международные расчеты в форме документарного аккреВндитива можно представить следующей схемой:

Схема 2. Аккредитивная форма расчетов

1.        Заключение контракта, в котором указывается, что стоВнроны будут использовать аккредитивную форму расчетов.

2.        Извещение импортера о подготовке товара к отгрузке.

3.        Представление импортером заявления своему банку на открытие аккредитива с точным указанием его условий.

  1. Открытие аккредитива банком-эмитентом (исполняющим банком) и направление его экспортеру (бенефициару) через банк, как правило, обслуживающий бенефициара, который (банк) изВнвещает (авизует) последнего об открытии аккредитива.
  2. Проверка авизующим банком подлинности аккредитиВнва и передача его бенефициару.

6.        Проверка бенефициаром аккредитива на предмет его соответствия условиям контракта и в случае согласия отгрузВнка им товара в установленные сроки.

7.        Получение бенефициаром транспортных (и других требуВнющихся по условиям аккредитива) документов от перевозчика.

8.        Представление бенефициаром полученных от перевозВнчика документов в свой банк.

9.        Проверка банком экспортера полученных от бенефициВнара документов и отсылка их банку-эмитенту для оплаты, акВнцепта (согласия на оплату или гарантирования оплаты) или негоциации (покупки).

10.        Проверка банком-эмитентом полученных документов и (в случаев выполнения всех условий аккредитива) перевод суммы платежа экспортеру.

11.        Дебетирование банком-эмитентом счета импортера.

12.        Зачисление авизующим банком выручки на счет бенеВнфициара.

13.        Получение импортером-приказодателем документов от банка-эмитента и вступление во владение товаром.

При осуществлении расчетов в аккредитивной форме банВнки взимают более высокий комиссионный сбор, поскольку она является сложной и сопряжена с большими издержками.

РАiЕТЫ, В ФОРМЕ АВАНСА.

Наиболее выгодны экспортеВнру расчеты в форме аванса (то есть оплата части стоимости контракта до отгрузки товара). Как правило, платеж в форме аванса может достигать до 1/3 общей суммы контракта. Однако эта форма может применяться только тогда, когда импортер крайне заинтересован в получении товара (в случае, если число продавцов на мировом рынке либо количество товара ограниВнчены), или тогда, когда экспортер оказывает на него сильное давление, которому импортер не может в силу ряда причин противостоять.

Платеж после отгрузки товара производится покупателем (в случае договоренности продавца и покупателя об использоВнвании такого способа платежа) после получения телеграфного или телексного сообщения от продавца с подробным описаниВнем отгруженных товаров. Если оплата от покупателя не постуВнпает, то экспортер имеет некоторую гарантию, поскольку все необходимые для получения товара документы находятся в его руках. Однако в этом случае возникает проблема реализаВнции отгруженных товаров. Учитывая риск, возникающий при этом способе платежа, он может использоваться преимущественВнно между фирмами, имеющими прочные связи.

РАiЕТЫ ПО ОТКРЫТОМУ iЕТУ

При осуществлении расчетов по открытому счету импортер совершает периодичесВнкие платежи экспортеру после получения товаров. После заВнвершения расчетов производятся окончательная выверка и погашение остающейся задолженности. Этот способ расчетов наиболее выгоден для импортера, экспортер же не имеет тверВндых гарантий получения оплаты за отгруженные товары. К тому же ему приходится в ряде случае прибегать к банковсВнкому кредиту. Поэтому платежи по открытому счету чаще приВнменяются между деловыми партнерами, связанными тесными хозяйственными отношениями и испытывающими высокую степень доверия друг к другу.

ДРУГИЕ ФОРМЫ РАiЕТОВ.

Среди инструментов расчетов меньше времени требуют расчеты с использованием системы СВИФТ (акционерное общество Всемирная межбанковская фиВннансовая телекоммуникационная сеть, созданное в Брюсселе в 1973г.; Россия (СССР) является членом с 1989г), а также телеВнграфные переводы. Расчеты с использованием чеков и векселей занимают более продолжительный период. Применяемые в международных расчетах переводные векВнселя (тратты) представляют собой безусловный приказ трасВнсанта (кредитора) трассату (заемщику) об уплате в указанный в векселе срок ремитенту (третьему лицу) определенной суммы денег. Акцептованные банками тратты (то есть тратты, имеюВнщие согласие плательщика на оплату) могут быть обращены в наличные деньги путем учета (то есть путем продажи их банВнку или специализированному учреждению (институту) до истечения срока, которые взимают за это определенную плату). Регламентация вексельного законодательства основывается на Единообразном вексельном законе, принятом Женевской вексельной конвенВнцией 1930г.

Расчеты с использованием чеков базируются на Чековой конвенции 1931г. Чек представляет собой денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекоВндателя банку о выплате предъявителю чека указанной в нем суммы. Чек может быть выписан в любой валюте. Издержки оформления относительно невелики. Однако существующие риски (например, потери чека при пересылке) снижают эффекВнтивность этого средства расчетов.

В последние годы в международных расчетах все шире применяются кредитные карточки - именные денежные докуВнменты, дающие их владельцам возможность приобретать товаВнры и услуги без оплаты наличными. Используемые кредитные карточки выпущены преимущественно банками США. В посВнледнее время наметилась тенденция к возрастанию роли креВндитных карточек в России.

Россия, начавшая радикальную трансформацию своей экоВнномики, постепенно формирует национальную валютную систеВнму с учетом имеющейся мировой практики. Вступление России в Международный валютный фонд означает, что она принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе этой организаВнции. Становление национальной валютной системы идет быстВнрыми темпами. Российские коммерческие банки начинают выходить на международный рынок капиталов, устанавливают корреспондентские отношения с иностранными банками, все шире используют существующие формы международных расчетов.

ВЫВОДЫ

В условиях рыночной экономики цена определяется соотВнношением спроса и предложения. В принципиальном плане процесс ценообразования на внутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более острой конкуренцией. Процесс ценообразования на межВндународных рынках во многом зависит от типа рынка, в рамВнках которого действует соответствующий субъект внешней торговли. Современному рынку присуща множественность цен. Для изучения и использования на практике ценовых показатеВнлей необходимо знать основные источники сведений о ценах. Механизм ценообразования анализ спроса и предложения, проВнектирования цен - исходя из ситуации на рынке - и формироВнвание контрактной цены. Валютно-финансовые и банковские оргаВннизации занимают важное место в системе международных экономических отношений. Некоторые организации (МВФ) являются универсальными. Радикальные изменения в мироВнвом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов привели к необходимоВнсти адаптации международных валютно-кредитных и финансовых организаций к новым условиям деятельности. Возросло значение региональных финансово-банковских оргаВннизаций. Создан ряд новых региональных банковских учреждений. Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Европе. Участие России в международных валютно-финансовых и креВндитных институтах открывает перед ней более широкие возВнможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики. Международные валютные отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся форм международных экономических отношений. Денежные единицы стран станоВнвятся валютой, когда используются в международных эконоВнмических отношениях. В зависимости от степени свободы обмена национальной валюты на иностранную, различаются свободно конвертируемые (свободно используемые), частично конвертируемые и неконвертируемые (замкнутые) валюты. Соотношение между двумя валютами, цена одной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны, называется валютным курсом. Валютный курс испытывает на себе возВндействие многочисленных факторов. Формирование устойчиВнвых экономических отношений по поводу купли-продажи валюты и их правовое оформление образуют валютные систеВнмы (национальные, региональные и мировую). Валютная сисВнтема состоит из ряда взаимосвязанных элементов и взаимозависимостей. В истории мирового хозяйства насчитыВнвается три мировых валютных системы (Парижская, ГенуэзсВнкая и Бреттонвудская). В настоящее время действует Ямайская валютная система, в которой закреплено изменение роли и места основных промышленно развитых стран в мировой экономике во второй половине XX в. Валютная система России находится в стадии становления. Российский рубль является частично конвертируемой валютой. Экономические, политические, кульВнтурные связи между странами порождают денежные требоваВнния и обязательства, платежи по которым подлежат регулированию. С этой целью применяются различные формы международных расчетов. Выбор формы расчетов определяетВнся рядом факторов.

Некоторые формы расчетов более выгодны экспортеру, другие - импортеру. Государство активно участвует в развитии внешнеэконоВнмической деятельности с помощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на количество и непосредованно - на цену, относятся квотироваВнние, правила о преимущественном приобретении товаров месВнтного производства, лицензирование, валютный контроль, произвольно устанавливаемые стандарты, административные проволочки и требования бартерного обмена. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на цены и опосредованно- на количество товаров, относятся тамоВнженные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможенная оценка и специальные сборы. Определяющим моментом в современном развитии миВнровой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала. Административные методы регулирования движения каВнпитала на национальном уровне включают в себя правовой режим по содержанию, управлению и пользованию иностранВнными инвестициями, порядок допуска инвестиций и инвестоВнров, определение режима (национального, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и комВнпенсации, перевод прибыли и репатриацию капитала и порядок урегулирования споров.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД - универсальная валютно-кредитная организация системы ООН. Занимает важВнное место в мировой валютной системе. Осуществляет регулиВнрующие, консультативные и финансовые функции.

ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА - группа международных финансовых организаций во главе с МБРР (созд. 1944 г.). Включает также Международную Финансовую Корпорацию - МФК (1956 г.). Международную ассоциацию развития - MAP (1960 г.) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций -МИГА (1988 г.).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ - региональВнные банки и финансовые учреждения, предоставляющие фиВннансовые ресурсы на цели развития, а также для закрепления и углубления интеграционных процессов в ряде регионов.

ЦЕНА - денежная сумма, которую намерен получить проВндавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить покупатель.

МИРОВАЯ ЦЕНА - цены мировых товарных рынков или крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на рынВнках соответствующих товаров, в основных центрах мировой торВнговли.

МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ - совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (бирВнжи, аукционы и т.д.) или выражающиеся в систематических экспортно-импортных операциях крупных фирм-поставщиков и покупателей.

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ - стоимость товара на момент пересечения таможенной границы.

международные валютные отношения- общественВнные отношения, складывающиеся при функционировании ваВнлюты в мирохозяйственных связях и обслуживающие обмен результатами деятельности субъектов мирового хозяйства.

ВАЛЮТА - денежная единица страны, используемая во внешнеэкономических связях и международных расчетах, а также международные (региональные) счетные валютные едиВнницы.

ВАЛЮТНЫЙ КУРС - цена денежной единицы данной страны (национальной валюты), выраженная в денежных единицах друВнгой страны, том или ином наборе валют или в международных (региональных) счетных валютных единицах.

ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - совокупность экономических отВнношений, связанных с функционированием валюты, и форм их организации.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАiЕТЫ - организация и регулироваВнние платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим на базе экономических, политических, научно-технических и культурных отношений между государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися в разВнных странах.

ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК (foreign exchange market) тАФ рынок, на котором заключаются валютные сделки, то есть обмен валюты одной страны на валюту другой страны по определенноВнму номинальному валютному курсу.

НОМИНАЛЬНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ (ОБМЕННЫЙ) КУРС (nominal exchange rate) тАФ относительная цена валют двух стран, или валюта одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

ОБЕiЕНЕНИЕ (УДЕШЕВЛЕНИЕ) НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ (depreciation of local currency) тАФ рост цены единицы иностранной валюты в национальных денежных единицах.

УДОРОЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ (appreciation of local currency) тАФ падение цены единицы иностранной валюты в нациоВннальных денежных единицах.

РЫНОК СПОТ (spot market) тАФ рынок немедленной поставки валюты (в течение двух рабочих дней).

СРОЧНЫЙ (ФОРВАРДНЫЙ) ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК (forward exchange market) тАФ рынок, на котором заключаются сделки о покупке или продаже фиксированного количества валюты на опредеВнленную дату в будущем по заранее оговоренному (срочВнному) валютному курсу.

ХЕДЖИРОВАНИЕ (hedging) тАФ страхование валютных рисков.

ВАЛЮТНАЯ СПЕКУЛЯЦИЯ (foreign exchange speculation) тАФ игра на будуВнщей цене валюты с целью получения максимального выВнигрыша от валютной сделки.

ДЕВАЛЬВАЦИЯ (devaluation) тАФ при системе фиксированного лютного курса постановление Центрального банка о i нижении курса национальной валюты.

РЕВАЛЬВАЦИЯ (revaluation) тАФ при системе фиксированного валютного курса постановление Центрального банка о повышении курса национальной валюты.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД - совокупность мер, принимаемых государством и призванных совершенствоВнвать ВЭД в интересах национальной экономики, защищать нациВнональную экономику от ВлчрезмерноВ» внешней конкуренции.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД - система организационно-правовых мер по ограничению, запрету и контВнролю за импортом или экспортом тех или иных товаров. В качестве одного из средств административного регулироваВнния может использоваться лицензирование и квотирование.

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ - установленный на законодательВнном уровне систематизированный свод таможенных пошлин на товары, пропускаемые через границу данного государства. По характеру действия относится к экономическим регулятоВнрам внешней торговли.

ГАРМОНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПИСАНИЯ И КОДИРОВнВАНИЯ ТОВАРОВ (ГС) - международные правила классификаВнции и статистической информации по товарам, поступающим во внешнюю торговлю. Включает подробный многоцелевой пеВнречень ввозимых и вывозимых товаров, распределенных по спеВнциальной классификационной схеме; в числе вспомогательных материалов: алфавитный указатель к ГС, а также ключ перехоВнда от номенклатуры Совета таможенного сотрудничества (СТС) к ГС.

Список использованной литературы:

1.        Краткий внешнеэкономический словарь-справочник., М., ВлМ.О.В», 1996.

2.        Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М., ВлМ.О.В», 1993.

3.        Казаков А.П. - Минаева Н.В. Экономика. МтАЮ ЦИПККАП, 1996.

4.        Основы внешнеэкономических знаний Словарь справочник. М., Высшая школа, 1990.

  1. Инфляция: ценообразование и денежное обращение.М., ИМЭМО РАН, 1994.
  2. ВлО таможенном тарифеВ». Закон РФ от 16.04.1993 г., раздел III, ст.12, раздел IV ст.18-24.
  3. Финансовые известия, 5.7.1996.
  4. Внешнеэкономический бюллетень, 7(1) М., 1996, с. 52.

Вместе с этим смотрят:

Эволюция мировой валютной системы, формы международных расчетов, платежный баланс России
Экологические аспекты в МЭО
Экономика Мексики
Ялтинская конференция и ее место в развитии международной дипломатии