Новые методы конкурентной борьбы на мировом рынке

1.        Введение         3

2.        Конкурентная стратегия        3

2.1        Позиция в отрасли        4

2.2        Источники конкурентного преимущества        4

3.        Акцент на масштабе производства        5

3.1        Размер предприятия        5

3.2        Важность экономии на масштабе        6

3.3        Выгоды от экономии на масштабе производства        7

4.        ТНК и ценообразование        8

4.1        Роль цен во внешнеторговой политике        8

4.2        Ценность внутрифирменного обмена        9

5.        Заключение        11

  1. Введение

В последние десятилетия становится очеВнвидным явная недостаточность претензии теоВнрии "сравнительного преимущества" на выявление хотя бы общих закономерностей мироВнвой торговли. Подобная недостаточность наиВнболее отчетливо проявилась на фоне двух органично взаимосвязанных процессов, со все большей силой влияющих на формирование современного международного обмена. ПерВнвый процесс - все возрастающее влияние в мировой торговле ТНК, не только не впиВнсывающихся в модель "совершенной конкуВнренции" и даже фритредерства, но подчас претендующих на надгосударственную роль. Второй процесс  возрастание в международной торговле влияния так называемой экономии на масштабе производства при параллельном усложнении самого этого процесса

Западная экономическая мысль, разрабатывающая общетеоретические вопросы мироВнвой торговли, не могла пройти мимо столь важных процессов. Последнее выразилось прежде всего в появлении новых теоретических построений, пытающихся проанализировать внешнюю торговлю не с позиции постулатов "сравнительного преимущества", а с позиции поведения ТНК.

Значительную известность в обосновании новейших концепций внешнеторговой полиВнтики, пытающихся объединить некоторые поВнложения теорий "сравнительного преимущества" с внешнеторговой стратегией крупных фирм, получили работы американского эконоВнмиста М Портера. Особенностью этих работ является прагматический характер, опора на исследования материалов по внешней торговле значительного числа стран. Решающий вывод, сделанный Портером, носит внешне достаточно тривиальный характер междунаВнродная конкурентоспособность страны опреВнделяется прежде всего комплексными конкуВнрентными преимуществами ее ведущих фирм. Новизна же исследований Портера состоит в выявлении решающих условий, формирующих подобные конкурентные преимущества.

  1. Конкурентная стратегия

       На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять как фирма создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе возможности фирм не ограничены пределами их страны базирования. На роль глобальных стратегий в создании конкурентного преимущества следует обратить особое внимание, т.к. эти стратегии полностью меняют роль страны базирования.

Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), т.е. группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых тАУ те же показатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы всегда весьма расплывчаты.

Разрабатывая конкретную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех.

Конкретная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики тАУ неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,тАУ суть конкуренции выражается пятью силами:

  1. угрозой появления новых конкурентов;
  2. угрозой появления товаров или услуг тАУ заменителей;
  3. способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;
  4. способностью покупателей торговаться;
  5. соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
  1.   Позиция в отрасли

Фирмы должны не только реагировать на изменения структуры отрасли и пытаться самим изменить её в свою пользу, но и выбрать позицию в пределах отрасли. Позиция в отрасли тАУ это подход фирмы в целом к конкуренции, а не только её продукция или то, на кого она рассчитана.

Позицию в отрасли определяет конкурентное преимущество.

В конечном счёте фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество делится на 2 основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же (или примерно такой же) цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает бГільшую прибыль.

Дифференциация тАУ это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового количества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках опять-таки даёт бГільшую прибыль.

  1.   Источники конкурентного преимущества

Избранная фирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности. Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства. Они выходят с ними на рынок, и тогда это тАУ нововведения.

Нововведение ведёт к смене лидерства в конкуренции, если прочие конкуренты либо не распознали пока нового способа ведения дел, либо не могут или не желают изменить свой подход.

Вот наиболее типичные причины новаций, дающих конкурентное преимущество:

  1. Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшение сервиса или услуг. Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям.
  2. Новые или изменившиеся запросы покупателей.
  3. Появление нового сегмента в отрасли.
  4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, сырьё, энергия, транспорт, связь, средства информации или оборудование. Это говорит об изменении условий у поставщиков или о возможности использовать новые или другие по своим качествам компоненты.
  5. Изменения правительственного регулирования. Изменение политики правительства в таких областях как стандарты, охрана окружающей среды, требования к новым отраслям и торговые ограничения.

Вышеуказанные вводные могут дать фирмам конкурентное преимущество, если фирмы вовремя поймут их значение и предпримут решительное наступление. В очень многих отраслях такие Влранние пташкиВ» (early moves) десятилетиями удерживают лидерство. ВлРанние пташкиВ» получают преимущество, первыми используя эффект масштаба, снижая издержки за счёт интенсивного обучения персонала, создавая фирменный имидж и отношения с клиентами в то время, когда жёсткой конкуренции ещё нет, имея возможность выбирать каналы распределения или получая самое выгодное размещение заводов и самые выгодные источники сырья и других факторов производства.

  1. Акцент на масштабе производства

Наличие подобных конкурентных преимуВнществ у тех или иных фирм заВнставляет последних в условиях узости внутВнреннего рынка и острой конкуренции на нем предпринимать активные поиски внешних рынков для своей продукции. Фирма начинает ориентироваться  на  глобализацию своей внешнеторговой деятельности проявляющуюВнся в распространении этой деятельности на ту или иную отрасль в масштабе всего мирового хозяйства. В целом выдвинутые Портером усВнловия конкурентных преимуществ в решаюВнщей степени определяются высокой ступенью индустриального развития и по сути являются дополнительным теоретическим объяснением того общеизвестного факта, что основной международный обмен продукцией обрабатыВнвающей промышленности, особенно наукоемВнкой, происходит между индустриально развиВнтыми странами (поскольку именно эти страны по своим примерно равным экономическим условиям в наибольшей мере соответствуют потребностям  глобальной  внешнеторговой стратегии крупных фирм).

Серьезное внимание в современной заВнпадной литературе обращается на взаимосвязь внешнеторговой стратегии фирм со стимулиВнрующей ролью экономии на масштабе проВнизводства. Вообще проблема экономии на масштабе производства не нова и разрабаВнтывалась в послевоенные годы на Западе приВнменительно к внутренним и внешним рынкам, но в последние десятилетия в этой проблеВнматике сформировались новые моменты, пряВнмо относящиеся к внешнеторговой стратегии крупных компании.

Первоначально идеи об экономии на масВнштабе производства возникли в качестве орВнганичной части учения о так называемом оптимальном размере предприятия в условиях рыночной среды. Общеизвестно, что XX в (примерно до 1960-х годов) характеризуется концентрацией производства, проявляющейся в росте размеров и мощностей предприятий и сосредоточением на наиболее крупных из них значительной или даже преобладающей части рабочей силы и производства той или иной отрасли. Подобный процесс экономически обусловливается тем, что с увеличением разВнмера производства в рамках предприятия доВнстигается экономия на масштабах производВнства, выражающаяся в повышении производиВнтельности труда и снижении издержек на едиВнницу производимой продукции.

  1.   Размер предприятия

Процесс экономии на масштабе производВнства заметно различается по отдельным проВнмышленным (и прочим) отраслям. Во первых, размер предприятия, с которого начинает проВнявляться указанный процесс, весьма мал в одних отраслях (чаще всего в легкой и пищевой промышленности, не говоря уже о сельском хозяйстве, торговле услугах) и, наоборот, наВнчинает проявляться только на уровне достаточно крупных предприятии в других отраслях (прежде всего в отраслях тяжелой промышленности и машиностроения). Во вторых весьма различна по отраслям и верхняя граница исВнчерпания экономии на масштабе производства. Повсюду отмечено, что при достижении определенного объема производства дальнейВнший рост мощностей предприятия ведет к замедлению указанного процесса (например, в результате резкого превышения производства над спросом на его продукцию, заметного увеВнличения расходов по ее транспортировке, возрастающих трудностей по эффективному управлению гигантским производственным оргаВннизмом и др.). Но отраслевые различия в замедлении экономии на масштабе производВнства весьма велики они проявляются и в абсолютных размерах мощностей, с которого начинается большее или меньшее снижение этой экономии, и в самой интенсивности такого падения. В одних отраслях замедление процесса экономии на масштабе производства проявляется на уровне средних, а иногда и мелких предприятии, в других оно возникает только на уровне сравнительно крупных предприятии. Есть отрасли, где снижение экономии происходит относительно медленно и охватывает большой круг предприятии различных размеров имеются и такие производства, в которых замедление проявляется столь резко, что можно говорить о полном прекращении экономии на масштабе производства (поскольВнку дальнейший рост мощностей предприятия либо не ведет к росту производительности труда и уменьшению издержек производства на единицу продукции либо обусловливает возрастание подобных издержек).

  1.   Важность экономии на масштабе

По мере складывания теории оптимальноВнго предприятия его ключевая идея об эконоВнмии на масштабе производства начинает привлекаться для формирования внешнеэкоВнномической стратегии крупных и крупнейших компании. Применительно к этой сфере соотВнветствующие разработки приобретают более объемный и комплексный характер, однако с рядом противоречивых моментов или просто "белых пятен".

Подобное обращение к идее об экономии на масштабе производства объясняется тем, что в системе динамичного развития совреВнменных мирохозяйственных связей все более проявляются процессы, никак не укладывающиеся не только в гибкие рамки теории "сравнительного преимущества", но и в просВнтейшие ссылки на роль ТНК (вроде, наприВнмер, бурного роста не только внешнеторгового потока продукции обрабатывающей промышВнленности, но и перекрестных инвестиций между индустриально развитыми странами, межстрановой филиальной сети ТНК и др.). Эти процессы для своего теоретического объяснения требовали подхода, опирающегося на нетривиальные решения, которые и были в первую очередь найдены в реформированных идеях об экономии на масштабе производства.

Можно прежде всего указать на три важВнных отличительных момента, выявляющихся при сопоставлении идеи экономии на масВнштабе производства применительно к крупВнным компаниям.

Во первых, все положения по экономии на масштабе производства, отВнносящиеся к отдельным предприятиям, воВншли лишь в качестве составной части в пробВнлематику соответствующей экономии примеВннительно к крупным компаниям.

Во вторых, многозаводской характер подобных крупных компании раскрывает перед ними новые источники экономии на масштабе производства за счет лучшего использования специализаВнции, например, ее углубления путем перехода от продуктовой к предметной, подетальной и технологической специализации и на этой осВннове получение в рамках компании выгод кооперирования предприятии различных размеров.

В третьих, увеличение размеров компании (как и увеличение размеров предприяВнтии) ведет к усилению экономии на масштабах производства, однако при этом не возникают даже относительные критерии по выявлению верхней границы экономии на масштабах производства, более того вообще остается под вопросом существование подобной границы и соответственно  формирование  какой либо теории оптимального размера компании.

Объективной основой увеличения размеров компании (роста концентрации капитала) является расширение рынка данной продукВнции, вызванное как ростом ее внутреннего потребления, так и увеличением объема эксВнпорта в связи с развитием внешней торговли. Вызываемая этим экономия на масштабах производства компании стимулирует рост ТНК, в том числе и за счет развертывания широкой межстрановой сети филиалов. Все это является ярчайшим отражением возрасВнтающей интернационализации (в определенВнных направлениях интеграции) мирового хоВнзяйства.

В настоящее время экономия на масштаВнбах производства стала по сути важнейшим фактором конкурентоспособности крупных фирм на мировом рынке, особенно в наукоемВнких отраслях1. Эта конкурентоспособность оказывается органически зависимой не только от доли мирового рынка, которая оказалась под контролем той или иной ТНК, но и от возможностей дальнейшего быстрого, иногда "взрывного' расширения этой доли (наприВнмер, при появлении на рынке новой высокоВнтехнологичной продукции).

  1.   Выгоды от экономии на масштабе производства

Само понятие экономии на масштабе производства по мере все большего его использования для объяснения рыночного поведения крупных компаний в условиях инВнтернационализации мирового хозяйства постепенно принимает усложненный характер, прежде всего за счет увеличения и обновления источников указанной экономии. ПримениВнтельно к теории оптимального размера предВнприятия решающим источником экономии на масштабе производства служит возможность в условиях крупных и крупнейших предприятий организовать массовое производство стандарВнтизованной дешевой продукции (при паралВнлельном перекладывании мелкосерийного и уникального производства на менее крупные предприятия). Применительно к крупнейшим компаниям экономия на масштабе производВнства во все большей мере характеризуется соединением крупного стандартизованного производства с широкой и гибко меняющейся структурой производимой продукции. ПодобВнное соединение осуществляется на базе форВнмирования массового производства стандартиВнзованных полуфабрикатов, т.е. узлов, блоков, деталей и других компонентов, с использоВнванием их для последующего создания шиВнрокого набора продуктов. Тем самым экоВнномия на масштабах производства в рамках ТНК включает в себя преимущества и массоВнвого производства, и продуктового разнообраВнзия. В тех случаях, когда встают на пути объединения этих преимуществ те или иные технологические препятствия, ТНК, благодаря огромным масштабам производства, обусловВнленным выходом на мировой рынок, получают дополнительные возможности преодоления их за счет привлечения к партнерству национальВнных фирм, усиления специализации своих филиалов и пр.

Наряду с описанным основным направВнлением экономии на масштабе производства ТНК получили широкие возможности усилеВнния экономии и по многим другим направВнлениям, недоступным для фирм в рамках наВнциональных рынков (не только малых и средних стран, но подчас даже и таких емких рынков, как США). Перечислим лишь наиВнболее существенные из подобных возможносВнтей:

  • сокращение сроков всего производственВнного цикла для большинства продуктов;
  • ускоВнрение окупаемости затрат на оборудование и научные исследования, которые составляют весомую долю затрат в наукоемких и капитаВнлоемких отраслях;
  • уменьшение удельных заВнтрат на другие элементы накладных расходов вроде маркетинга, рекламы, информационного обслуживания, контроля за качеством продукВнции и др.;
  • экономия за счет закупок крупВнными партиями необходимых для производВнства сырья и материалов (учитывая и свяВнзанные с этим уступки в ценах, сроках поставки и другие льготы);
  • ориентация филиалов ТНК при их географическом расположении на наилучшую доступность тех или иных факторов производства (в современный период в их число попадают наличие квалифицированВнной рабочей силы, развитие производственной инфраструктуры и пр.);
  • лучшее соответствие экономических условии отбираемых для филиалов ТНК стран ее интересам, в том числе ситуации в налоговой, таможенной, валютной и других смежных сферах;
  • возможности ТНК по получению в стране происхождения фиВннансовой (например, дешевых банковских кредитов) и прочей поддержки.

В результате такой расширительной экоВнномии на масштабах производства становится возможной и выгодной глобальная стратегия ТНК. Правда, здесь возникают и серьезные препятствия. Одно из них - трудности на пути формирования системы управления, адекватВнной столь гигантской организационной струкВнтуре. Портер, например, подчеркивал важВнность этой проблемы, но пришел к выводу об отсутствии в данном случае какого-либо униВнверсального решения. В его разработках как эффективные представлены примеры управВнления ТНК и на основе жестко централиВнзованных систем, и с помощью децентралиВнзованных структур с предоставлением филиаВнлам широкой рыночной самостоятельности На практике приоритет отдается все-таки втоВнрой структуре, позволяющей более эффекВнтивно управлять огромным межнациональным организмом ТНК.

  1. ТНК и ценообразование

В связи с внешнеторговой стратегией ТНК возникают новые теоретические и практиВнческие проблемы. Здесь необходимо указать на следующие важнейшие моменты.

  1.   Роль цен во внешнеторговой политике

Так, применительно к ТНК получила свое дальнейшее развитие разработка проблем марВнкетинга и ценообразования как его составной части. Общеизвестно, что важнейшим факВнтором успешного функционирования фирмы является своевременная реализация произвеВнденной продукции. Вопрос, найдет ли продукт своего потребителя на рынке или нет, волВнновал производителя всегда. С течением вреВнмени происходило изменение основных ориВнентиров в деятельности фирм. В начале XX в., например, крупные промышленные компании связывали свой успех на рынке главным обВнразом с ростом производства и его эффекВнтивностью, с теми конкурентными преимуВнществами, которые достигались низкими издержками производства. Экономические трудВнности 1920-1930-х годов породили новую "сбытовую ориентацию" фирм, при которой больше внимания стало уделяться реализации произведенной продукции, созданию и подВндержанию достаточно эффективного спроса (при сохранении приоритета производственВнных условии). В 1950 - 1960-х годах на смену сбытовой приходит система "рыночной ориенВнтации", или ориентации на потребителя, полуВнчившая название маркетинга. Современная система маркетинга выдвигает на первый план задачи по комплексному изучению рынка. Одним из важнейших принципов маркетинга становится сегментация рынка, т.е. ориенВнтация выпускаемой продукции не на рынок в целом, а на определенную группу потребитеВнлей, на удовлетворение их вкусов и запросов.

В рамках маркетинга выполняют свою роль и цены. В теории маркетинга существует понятие совокупного продукта, включающее кроме самого продукта такие важные для потребителя сопутствующие элементы, как предоставление определенных гарантий, услуг по установке, обслуживанию в процессе эксВнплуатации. Цена для потребителя в таком слуВнчае представляется лишь как одна из составВнляющих совокупной стоимости продукта. ОсоВнбое значение это имеет для экспортных рынВнков, где качество и надежность часто более существенны, чем цены. С этой точки зрения увязка различных компонентов маркетинга особенно важна. Она позволяет приравнять так называемые неценовые формы конкуренВнции (по уровню качества, условиям поставки, предоставляемым гарантиям и т.д.) к ценоВнвым, поскольку и те и другие в сумме опреВнделяют стоимость продукта для потребителя. Неценовые формы широко применяются в условиях зрелого и насыщенного рынка, а также на рынках с низкой эластичностью спроса по цене. Ценовая конкуренция (т.е. конкуренция путем снижения цен) интенсивно применяется в период становления и быстрого развития рынка, когда еще остро стоит вопрос о его разделе между производителями. Такое положение в настоящее время наиболее харакВнтерно для многих рынков высокотехнологичВнной продукции.

Новым важным аспектом политики цен применительно к ТНК является проблема так называемых трансфертных цен, т.е. цен, по которым продукция передается внутри межстрановой филиальной сети крупных компаВнний. Значимость этой тематики определяется хотя бы тем, что примерно 1/3 мировой торВнговли осуществляется в форме подобных передач. Особо важна роль трансфертных цен на мировом технологическом рынке, в который включается купля-продажа научно-техничеВнских, организационно-управленческих и друВнгих знании и услуг в нематериальной форме (в отличие от материальной передачи технологии в виде продаж оборудования). Роль ТНК на этом рынке превалирует. Достаточно сказать, что доля ТНК в общих доходах от передачи нематериальной технологии превышает 80%. Тем более что технологическая торговля межВнду индустриально развитыми странами в огВнромной доле (от 50 до 90% по различным виВндам технологических трансфертов) представВнляет собой все тот же внутрифирменный обВнмен в рамках ТНК.

  1.   Ценность внутрифирменного обмена

Усиление взаимного обмена технологией между развитыми странами, ставшее ведущей тенденцией на мировом рынке, дает повод западным исследователям говорить о начиВннающейся "битве технологий", о новой эпохе в международных экономических отношениях вследствие намечающегося вытеснения "эксВнпорта товаров экспортом нематериальной проВндукции и услуг, в основном технологии".

В современной западной литературе проВнисходит довольно резкое размежевание ученых в связи с данной проблемой. Одни считают, что при существующей системе подавляющая часть научно-технической информации сосреВндоточилась в ТНК, которые, используя сисВнтему патентной защиты, стремятся удержать свою монополию на нововведения и сдержиВнвают их распространение, ограничивают их применение своей многофилиальной мировой сетью, развивающимся странам передают не самую передовую технологию, мешают проявВнлению предпринимательского духа в этих странах и способствуют "технологическому неоколониализму".

Другие авторы доказывают, напротив, что благодаря созданной системе определенной защиты и гарантий стимулируется инноваВнционная деятельность и ТНК способствуют распространению своей технологии в мире, приспосабливая ее к различным условиям отВндельных стран, к имеющимся там техническим средствам, к уровню и квалификации местных кадров, причем адаптация технологии к местной специфике только и под силу этим корВнпорациям.

Преобладание в мировой торговле техноВнлогией внутрифирменного обмена ставит закоВнномерный вопрос: почему и в каких случаях передача технологии по этому каналу оказыВнвается более выгодной для ТНК и в каких случаях предпочтение отдается контрактным отношениям межфирменного характера. Ответ на этот вопрос формируется в рамках новой теории "интернализации", или "теории внутВнрифирменного рынка".

Понятие интернализации, или создания рынка внутри фирмы, включает в себя, как правило, следующие два значения:

а) интерВннализации рынка, или замена контрактных отВнношений внешнего рынка административным координированием решений внутри фирмы внутренним рынком;

б) интернализации экстерналии, или создание рынка для такого тоВнвара, который до этого находился вне системы рыночных оценок, нс имея своей цены совсем или имея очень "несовершенную" цену, хотя и участвовал в процессе производства и поВнтребления. Теперь же он получает цену, но только на уровне внутреннего, а не внешнего рынка, и цены на этот товар являются внутВнренними, "трансфертными". К подобным тоВнварам относят и технологию.

Стремясь к максимальной глобальной прибыли от использования своего монопольВнного технологического преимущества, фирма стоит перед выбором из трех способов проВнникновения на внешний рынок:

1) путем эксВнпорта своей продукции, в которой материаВнлизуется технологическое преимущество и коВнторая поэтому более конкурентоспособна;

2) путем организации заграничного произВнводства в филиалах, успешно конкурирующих с местными производителями благодаря полуВнчаемой от родительской компании более переВндовой технологии;

3) путем лицензирования, т. е. предоставления права использования их технологии местным компаниям за определенВнное вознаграждение.

Поскольку в первом случае передачи техВннологии в чистом виде не происходит, обраВнтимся к двум другим. Очевидно, что с точки зрения чисто экономических интересов фирВнмы наиболее выгодным и эффективным являВнется тот способ, при котором суммарные изВндержки наименьшие, а выгода наибольшая.

В случае продажи технологии за рамки ТНК возникают дополнительные так назыВнваемые трансакционные издержки. Сюда вхоВндят издержки проникновения, т. е. затрата на изучение рынка технологий, и специфические издержки, включающие затраты по ведению торговых переговоров и заключению соглашеВнний, а также издержки, связанные с возможВнностью после передачи технологии утечки относящейся к ней информации к третьим лиВнцам. Но особо значимый характер носят изВндержки, вызванные риском смены собственВнников при передаче технологии и других тоВнваров из одних руку в другие и возможностью тех или иных ошибок и даже обманов в этом процессе, что наиболее важно для специВнфических и уникальных товаров, к которым в наибольшей степени относится технология и где всегда существует опасность (особенно для продавца) недооценить реальные будущие преВнимущества продаваемой технологии.

Проблема трансакционных издержек отВнпадает на внутрифирменном рынке, так как нет необходимости устанавливать истинную цену передачи технологии - она остается внутВнри фирмы, нет смены владельцев, нет риска ошибочного составления контракта, как нет необходимости в длительных переговорах, а также стимулов к взаимному обману. Поэтому те цены внутреннего рынка, по которым осуВнществляется передача технологии филиалам, теоретически будут ниже лицензионных возВннаграждений.

Вообще-то трансфертные цены на любые объекты внутрифирменного обмена - лишь одна из составляющих глобальной прибыли ТНК. Но доказательство манипулирования ими для увеличения прибыли - чрезвычайно трудная задача как в теоретическом, так и в эмпирическом плане. Основная трудность заВнключается здесь в определении экономически обоснованной, "рыночной" цены товара, у коВнторого нет рынка. Единственный рынок для таких товаров - внутрифирменный, но тогда и цены этого внутреннего рынка являются их единственными ценами. Зато очевидно исВнпользование трансфертных цен с другой цеВнлью, не менее важной для ТНК, - перерасВнпределения прибыли между фирмой и госуВндарством. За счет трансфертных цен ТНК увеВнличивают ту часть прибыли, которая остается у них, и уменьшают ее налоговую часть. Это использование трансфертных цен становится возможным в силу межгосударственных разВнличий в налогообложении, тарифах, валютных курсах.

В целом предшествующий анализ показал, что для ТНК ее внутренний "рынок" является более эффективным и выгодным каналом передачи технологии, чем лицензионные соВнглашения. Однако ТНК считает для себя более предпочтительным подобные соглашения при наличии некоторых условий, а именно: поВнлитической нестабильности в стране и больВншого риска экспроприации филиала; государВнственных ограничений в отношении иностВнранных прямых инвестиций; очень больших различий в системах и организации производВнства, оптовой и розничной торговле между страной происхождения ТНК и страной, приВнобретающей лицензию; высокой монополизаВнции каналов сбыта; собственных финансовых трудностей и нехватке капитала; недолговечВнного и легко разрушаемого характера проВндукта.

Представленные материалы со всей очеВнвидностью свидетельствуют об огромной и все возрастающей роли ТНК в динамичном форВнмировании международного разделения труда и внешнеторговых потоков.

  1. Заключение

Конкурентные стратегии, используемые удачливыми фирмами, были различными во всех отношениях. И всё же каждая фирма, которая пользовалась длительным конкурентным преимуществом, проявляла определённые методы поведения, заложенные в его основу. Будучи весьма важными для конкуренции внутри страны, эти принципы приобретают ещё большее значение благодаря глобальной конкуренции.

  1. Конкурентное преимущество проистекает в своей основе из улучшений, новшеств и перемен.
  2. Конкурентное преимущество затрагивает всю систему создания ценностей (весь набор видов деятельности, вовлекаемых в процесс создания изделия и его использования, охватывающий цепочки ценностей фирмы, поставщиков, посредников, покупателей.
  3. Конкурентное преимущество поддерживается только благодаря непрерывным улучшениям. Мало есть таких конкурентных преимуществ, которые нельзя было бы скопировать.
  4. Поддержание преимущества требует совершенствования его источников.
  5. Поддержание преимущества в конечном счёте требует глобального подхода к стратегии.

На современном этапе международной конкурентной борьбы на первый план выходят ТНК с их возможностями и средствами. Отсюда видна вся неспособность традиционной теории объяснить и предсказать растущую важность процесса интернационализации. На сегодняшний день тот факт, что на мировом рынке в скором времени будут господствовать ТНК, а границы национальных рынков сотрутся, бесспорен. ТНК не только решают проблему размещения производства и использования "сравнительного преимущества", перелива капитала и обмена технологиями, но и соперничества и конкуренции.


1  Например около 73% общего объема торговли стран ЕС легковыми автомобилями, грузовиками, бытовой электроникой мотивируется разницей в издержках, обусловленной различиями в масштабах производства. Если в развитых странах в среднем для отраслей обрабатывающей промышленности удвоение выпуска компанией обеспеВнчивает снижение удельных затрат на 10%,  то в производстве бытовых электроприборов тАУ на 15%, в электронике тАУ на 25-30%, в производстве интегральных схем на тАУ 28% и т.д. //Современный капитализм: хозяйственный механизм и НТП.тАУ  М., 1989.тАУ  С. 141

Вместе с этим смотрят:

Новые направления европейской интеграции
Новые тенденции развития Российско-Африканских отношений
ООН
Основные формы международных интеграционных объединений