Занятость и безработица

ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

Ва

П лан

Введение

1. Ва Понятие занятости населения. Формы занятости

2. Ва Государственная служба занятости. Ее сущность и функции

3. Ва Понятие безработного. Правовой статус безработного

4. Ва Социальные гарантии и компенсации безработным

5. Ва Особые гарантии занятости, предоставляемые отдельным категориям граждан

Заключение Литература

Ва

Введение

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законодательством.

Правовое регулирование в сфере занятости осуществляются на основе специального Закона ВлО занятости населения Республики БеларусьВ» от 30 мая 1991 года с изменениями и дополнениями.

Правовое регулирование осуществляется и на основе ряда подзаконных нормативно-правовых актов:

Ва

Положение о Комитете по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1997 года, с изменениями и дополнениями

Ва

Положение о порядке регистрации безработных в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 1993 года, с изменениями и дополнениями

Ва

Положение о порядке и условиях выплаты пособий и материальной помощи, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 1994 года с изменениями и дополнениями.

Ва

Понятие занятости населения. Формы занятости

Правовое регулирование отношений, связанных с занятостью и трудоустройством населения, осуществляется следующими нормативными актами:

Конституцией Республики Беларусь (ст. 41);

Законом Республики Беларусь ВлО занятости населения Республики БеларусьВ», принятым 30 мая 1991 года Верховным Советом Республики Беларусь с последующими изменениями и дополнениями;

Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года ВлО социальной защите инвалидовВ» (ст. 22, 24-31);

Положением о Государственной службе занятости Республики Беларусь от 15 апреля 1993 года;

Положением о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи от 15 апреля 1993 года;

Положением о порядке организации и условиях проведения общественных работ (в редакции от 19 мая 1993 года)

Положением об организации профессионального обучения безработных от 27 июня 1996 года;

Положением о порядке и условиях переселения безработных по направлению Государственной службы занятости Республики Беларусь от 27 июня 1996 года, а также другими нормативными актами.

Основное информационное и регулирующее воздействие на правоотношения, связанные с занятостью и трудоустройством безработных граждан, оказывает Закон от занятости населения Республики Беларусь.

Занятость тАУ это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). Ва В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности [7, с. 78].

Закон не раскрывает понятие форм занятости населения, тем не менее из его содержания можно определить следующие формы занятости населения:

Деятельность гражданина, приносящая доход в виде заработной платы, прибыли и иных форм дохода, т.е. оплачиваемая деятельность

Деятельность гражданина, не связанная с выполнением оплачиваемой работы.

Можно определить пять категорий занятых граждан, выполняемых оплачиваемую работу:

Работающих по найму (на основании трудового договора или контракта), в том числе неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, занятых на сезонных работах, а также работающих по трудовому договору, но временно не выполняющих работу в связи с болезнью, отпуском, временной приостановкой производства и т.п.

Самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе предпринимателей, работающих собственников, членов хозяйственных товариществ, лиц, занятых в фермерских и крестьянских хозяйствах, и т.п.

Избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность

Проходящих профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства.

Направленных на выполнение оплачиваемых общественных работ.

Отличительной особенностью всех этих видов занятости является, как правило, Ва включение времени выполнения трудовой функции в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие и льготы, предусмотренные законодательством для работающих.

К занятому населению относятся также лица, деятельность которых не связана с выполнением оплачиваемой работы. Можно определить три категории занятых граждан, не связанных с выполнением оплачиваемой работы:

проходящие срочную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, на дневных отделениях высших, средних специальных и других учебных заведений;

занятые в общественных и религиозных организациях, деятельность которых не противоречит существующему законодательству.

К незанятому населению относятся неработающие пенсионеры, несовершеннолетние граждане, безработные и др.

Таким образом, любая деятельность граждан, обеспечивающая удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается государством легальной занятостью.

Добровольная незанятость не образует состава административного проступка или уголовного преступления и не влечет за собой соответствующей ответственности. Принуждение к труду в любой форме запрещено за исключением случаев, предусмотренных законодательством, таких как наказание в виде исправительных работ за совершенное преступление.

Ва

Государственная служба занятости. Ее сущность и функции

В Республике Беларусь создана Государственная служба занятости. Систему государственной службы занятости населения образуют Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, а также подчиненные ему управления областных служб занятости населения (Минское городское управление занятости населения), региональные, городские, районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости, информационные центры, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения.

Государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, предоставлении социальных гарантий и компенсаций безработным, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Ва Она должна решать две основные задачи:

удержание безработицы на докритическом уровне;

разработка и осуществление мероприятий по социальной защите безработных граждан.

Для реализации политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости, основными задачами которой являются:

учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы;

регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице;

организация профессионального обучения и переобучения безработных;

регулирование процессов трудовой миграции

Так как государственная служба занятости является посредником между безработными и работодателями, то правоотношения по трудоустройству устанавливаются между государственной службой занятости и безработным; между государственной службой занятости и работодателем; между работодателем и безработным, который имеет направление службы занятости.

Основанием возникновения правоотношений между государственной службой занятости и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным. В обязанности службы занятости по отношению к безработному входит:

регистрация его в качестве безработного при наличии на то оснований;

оказание бесплатного посредничества в подборе подходящей работы;

помощь в выборе такой работы, в профессиональной ориентации и трудоустройстве, а также выплата в необходимых случаях пособий и стипендий, оказание материальной помощи.

к правам государственной службы занятости в отношении лица, признанного безработным, относится право требовать от него исполнения обязанностей безработного, предусмотренных Законом о занятости.

Государственная служба занятости обладает следующими правами в отношении работодателей: требовать предоставления информации о предстоящих массовых увольнениях, о вакантных рабочих местах на предприятии, перечисления в Государственный фонд содействия занятости необходимых денежных сумм; требовать принятия на работу граждан, направляемых государственной службой занятости в счет брони, установленной ст. 6 Закона о занятости; взыскания с работодателя средств на обучение высвобожденного работника, если в течение двух лет, предшествовавших высвобождению, работник (за исключением отдельных случаев) по последнему месту работы не прошел профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки [3, ст. 14].

Главной целью деятельности государственной службы занятости является аккумуляция сведений о вакантных рабочих местах и предложение безработным подходящей им работы. Важное значение имеет четкое определение понятие подходящей работы, ибо с наличием или отсутствием подходящей работы законодатель связывает определенные правовые последствия для безработного. Так, например, если безработный дважды отказался от предложенной ему центром занятости подходящей работы, то выплата ему пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев либо размер пособия может быть сокращен [3, ст. 18]

Подходящей считается работа, соответствующая профессиональной подготовке безработного, учитывающая его возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового места работы.

Подходящей не может считаться работа, если:

Она предоставляется в другом населенном пункте по административно-территориальному делению, в районе, где жилищные и иные существенные условия проживания менее благоприятные, чем те, которые безработный имел до обращения в службу занятости;

Заработная плата более чем на 10% ниже заработка по последнему месту работы;

Отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами.

Если в течение шести месяцев не было возможности предоставить безработному работу по профессии (специальности), то подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности), но с обязательным учетом способностей безработного, его здоровья, прошлого опыта и доступных для него средств обучения.

Для безработных, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), а также для безработных, не работающих более одного года, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления тАУ другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера), с учетом возрастных и иных особенностей безработных и требований законодательства Ва о труде.

Государственная служба занятости населения представляет собой разветвленную систему специальных государственных органов и организаций, осуществляющих реализацию политики занятости населения и социальной защиты временно незанятых граждан. В эту систему входят Главное управление Государственной службы занятости Министерства труда Республики Беларусь, управления областных служб занятости, городские, районные (региональные) центры занятости населения, информационные центры, центры по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных, их филиалы и отделения.

Основным звеном государственной службы занятости являются районные и городские центры занятости. Финансирование государственной службы занятости осуществляется Государственным фондом содействия занятости, который создается за счет: обязательных отчислений работодателей независимо от форм собственности и хозяйствования; ассигнований из республиканского и местного бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений (Положение о Государственном фонде содействия занятости Республики Беларусь от 11 октября 1995 года).

Государственная служба занятости может предоставить финансовую помощь нанимателям для создания новых рабочих мест в виде беспроцентной ссуды, как правило, на срок не более 1 года. Правом на получение финансовой помощи обладают наниматели, создающие дополнительные рабочие места в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов для трудоустройства безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Понятие безработного. Правовой статус безработного

Безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не состоящие на воинской службе, зарегистрированные в государственной службе занятости.

Таким образом, Ва понятие безработного включает в себя пять признаков:

Трудоспособность

Наличие трудоспособного возраста

Постоянное проживание Ва на территории Республики Беларусь

Отсутствие у лица работы, учебы или прохождения воинской службы

Регистрация в качестве безработного в государственной службе занятости

Наличие комплекса всех перечисленных пяти признаков позвляет гражданину считаться безработным и претендовать на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом о занятости. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков является препятствием к получению гражданином статуса безработного с соответствующими компенсационными выплатами.

Первый признак безработного тАУ трудоспособность тАУ обозначает совокупность физических и духовных свойств человека, необходимых для производительного и творческого труда и формирующихся в результате физического и культурного развития личности, общего и специального образования, выработки трудовых навыков и мастерства.

Различают трудоспособность общую (способность выполнять какую-либо работу в обычных условиях труда) и специальную (способность Ва выполнять работу по определенной профессии, специальности). В случае стойкой утраты трудоспособности гражданин вынужден прекратить трудовую деятельность вообще на длительный период, в связи с чем устанавливается инвалидность и назначается пенсия по инвалидности. В таком случае гражданин лишается права на статус безработного и на пособие по безработице. При временной же потере трудоспособности гражданин считается трудоспособным и не может быть лишен статуса безработного.

Трудоспособный возраст законодательством определяется с 16 лет и до 55 лет у женщин, до 60 лет у мужчин. Хотя трудовое законодательство в отдельных случаях предусматривает возможность трудиться с согласия родителя, опекуна, попечителя лицам, достигшим 14 лет, тем не менее учащиеся дневных общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, студенты дневных отделений вузов не могут в силу ст. 1 Закона о занятости считаться безработными и обладать правом на соответствующие социальные гарантии, так как работа для них в данном случае является не основным, а второстепенным, дополнительным к учебе делом. Если гражданин выходит на пенсию на льготных условиях, несмотря на то, что он еще не достиг пенсионного возраста, к безработным он не относится, так как у него имеется гарантированный государством источник дохода тАУ пенсия.

Закон о занятости населения распространяет свое действие на всех лиц, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

Регистрация в качестве безработного осуществляется районными службами занятости по месту постоянного проживания безработного. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости после предъявления обратившимся в службу лицом необходимых документов: трудовой книжки, паспорта, свидетельства об образовании, профессиональной квалификации, а также справки о среднемесячном заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

При наличии условий, необходимых для признания гражданина безработным, у него возникает субъективное право на признание его безработным и на трудоустройство при посредничестве службы занятости. Право безработного на трудоустройство тесно связано с комплексом сопутствующих правомочий, а именно правом на:

Профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку

Бесплатную информацию о вакантных рабочих местах и на бесплатные консультационные услуги по вопросам своего правового положения как безработного;

Социальные гарантии и компенсации

Обжалование неправомерных действий службы занятости

Этим правам безработного соответствуют обязанности государственной службы занятости: обязанность оказания бесплатного посредничества в поиске и получении подходящей работы, помощь Ва в выборе такой ВаВаВаВаВа работы, регистрация гражданина в качестве безработного, назначение стипендий и пособий по безработице в соответствии с Законом о занятости и т.д.

На профессиональное обучение или переобучение центры занятости направляют, как правило, безработных, которым невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой квалификации, либо если безработный утратил способность выполнять работу по прежней профессии (специальности), либо если профессия (специальность) безработного не находит спроса на рынке труда.

Период профессиональной подготовки безработного засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и отражается в трудовой книжке. Повторное направление на переобучение допускается только по истечении одного года с момента окончания предыдущей учебы и на профессии, имеющие спрос на рынке труда.

Кроме прав безработный обладает определенными обязанностями:

Самостоятельно заниматься поиском работы и информировать об этом государственную службу занятости по ее требованию

Являться по вызову в государственную службу занятости для предложения ему конкретной работы, а при отсутствии вызова тАУ один раз в месяц в установленный срок

В течение двух рабочих дней обратиться к работодателю, который указан в направлении государственной службы занятости

Информировать государственную службу занятости о временном выезде в другой населенный пункт

Правоотношения между безработным и государственной службой занятости прекращаются после приема гражданина на работу.

Обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов государственной службы занятости может производиться в вышестоящий орган и в судебном порядке.

Ва

Социальные гарантии и компенсации безработным

Государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

выплату в установленном порядке пособия по безработице

оказание в некоторых случаях материальной помощи безработному и членам его семьи

выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки

возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости

возможность участия в оплачиваемых общественных работах

оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности

Правом на получение пособия по безработице обладают безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости.

Решение о назначении пособий по безработице либо отказе в их назначении принимается государственной службой занятости в течение 10 дней с момента регистрации безработного.

Выплата пособий по безработице производится со дня регистрации безработного в центре занятости и сохраняется в период выполнения безработным временной работы, о которой он обязан уведомить центр занятости, а также во время выполнения оплачиваемой общественной работы по направлению центра занятости.

Пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:

за первые 13 календарных недель в размере 70% и за последующие 13 календарных недель тАУ 50% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не ниже минимальной заработной платы и не выше удвоенной ее величины в случае, если безработный в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель

за первые 13 календарных недель в размере 100% и за последующие 13 календарных недель тАУ 75% минимальной заработной платы безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также ищущие работу после длительного (более 1 года) перерыва при наличии у них общего трудового стажа не менее 1 года и при условии, что их трудоустройство не требует профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки

за первые 13 календарных недель в размере 85% и за последующие 13 календарных недель тАУ 70% минимальной заработной платы безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них общего трудового стажа менее 1 года и если их Ва трудоустройство невозможно без профессиональной подготовки.

Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в государственной службе занятости.

Безработным, стаж работы которых составляет более 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, срок выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный срок, на две календарные недели.

Безработным, имеющим на иждивении детей до 14 лет (инвалида тАУ до 16 лет), размер пособия увеличивается на 10%, а при наличии двоих детей и более тАУ на 20%.

В случае болезни безработного вместо пособия по безработице или стипендии выплачивается пособие по временной нетрудоспособности (в том числе по беременности и родам, уходу за больным ребенком), а срок получения пособия по временной нетрудоспособности не включается в общий срок выплаты пособия по безработице.

Пособие по безработице, как правило, не выплачивается в случаях:

увольнения (отчисления) за нарушение трудовой или воинской дисциплины и иные виновные действия, а также в случае потери источника дохода в результате виновных действий

увольнения (отчисления) с последнего места работы или службы (учебы) по собственному желанию без уважительных причин

непредоставления по требованию центра занятости декларации о доходах

Выплата безработному пособия прекращается в случаях:

Трудоустройства

Прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости

Окончания установленного законом срока выплаты

Получения пособия обманным путем

Осуждения к наказанию в виде лишения свободы

Получения пенсий или пособий в размерах, превышающих размер пособия по безработице

В отдельных случаях выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев, причем этот срок включается в общий срок выплаты пособия по безработице, или размер пособия может быть сокращен, но не более чем на 50%. Это возможно в случае, если безработный нарушает условия регистрации или перерегистрации в центре занятости; если безработный не уведомляет центр занятости о трудоустройстве на временную работу в период получения пособия по безработице; если безработный дважды отказался от предложенной центром занятости подходящей работы или от профессионального обучения.

Безработному и членам его семьи за счет средств фонда занятости может быть оказана материальная помощь, размер которой, как правило, не может превышать минимальной заработной платы. Решение об оказании ее принимается центром занятости на основании письменного заявления с учетом материального положения безработного и членов его семьи [3, ст. 19].

На период профессионального обучения или переобучения безработным выплачивается стипендия в размерах, определенных Законом о занятости (ст. 17). Стипендия безработным устанавливается в размере 50%, а при наличии иждивенцев тАУ 75% средней заработной платы по последнему месту работы, но не ниже полуторного размера минимального пособия по безработице для данного безработного и не выше трехкратной минимальной заработной платы. Безработным, не работающим более 1 года, а также уволенным за нарушение трудовой дисциплины либо по собственному желанию без уважительных причин, стипендия выплачивается в размере минимальной заработной платы. Размер стипендии может быть уменьшен или выплата ее прекращена в связи с неуспеваемостью либо систематическим непосещением занятий без уважительных причин.

При переезде безработных и членов их семей по направлению центра занятости на новое место жительства и работы в другую местность им возмещаются расходы на переезд (стоимость проезда, перевозки имущества, суточные за время нахождения в пути), выплата этих сумм производится центрами занятости по месту нахождения предприятия, принимающего безработного на работу. Кроме того, безработным оказывается единовременная материальная помощь в размере 5 минимальных заработных плат и по одной минимальной заработной плате на каждого члена семьи.

К социальным гарантиям, предоставляемым безработным, следует отнести также возможность участия в оплачиваемых общественных работах. К общественным работам относятся такие виды работ, которые не требуют специальной профессиональной подготовки.

К ним относятся различные виды сельскохозяйственных работ, заготовка дикорастущих ягод, грибов, трав, работа на овощных базах, Ва лесозаготовительные, погрузочно-разгрузочные работы, благоустройство городских территорий и т.п. Время участия в общественных работах включается в общий и непрерывный рабочий стаж. Общественные работы выполняются на основе трудового договора, договора подряда, иных гражданско-правовых договоров, которые заключаются между работодателем и безработным.

Особые гарантии занятости, предоставляемые отдельным категориям граждан

Особые гарантии в сфере занятости и трудоустройства предоставляются

лицам, уволенным работодателем в связи с сокращением численности штатов либо в связи с ликвидацией предприятия

лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС

лицам, уволенным с военной службы без права на пенсию (Закон о занятости, ст. 16, 16.1, 16.2)

Работники, уволенные по п.1 ст. 42 Трудового кодекса РБ, т.е. в связи с сокращением численности (штатов) либо в связи с ликвидацией предприятия, обладают особыми социальными гарантиями. Им предоставлено право на Ва получение выходного пособия в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка, выплачиваемого нанимателем, за ним также сохраняется непрерывный трудовой стаж в течение 3 месяцев со дня увольнения. Такие же гарантии предоставляются лицам, получившим на данном предприятии трудовое увечье или заболевание, при этом не имеет значения, по какому основанию прекращается трудовой договор. Если увольняемый по ст. 42 п.1 Трудового кодекса Республики Беларусь работник достиг предпенсионного возраста (женщины тАУ 53 лет, мужчины тАУ 58 лет), то вместо выплаты пособия по безработице, по его желанию, может быть досрочно назначена пенсия по возрасту, в том числе на льготных основаниях, но не более чем за два года до наступления установленного законодательством пенсионного возраста. Возможность досрочного, за 2 года, выхода на пенсию при увольнении по сокращению штатов или в связи с ликвидацией предприятия следует отличать от досрочного, за 1 год, выхода безработных на пенсию на общих основаниях (Закон о занятости, ст. 18, п. 6).

Особые социальные гарантии принадлежат также лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС. В круг этих лиц входят: лица, эвакуированные и отселенные из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, а также самостоятельно покинувшие эти зоны после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Они имеют право на получение выходного пособия в размере четырехкратного среднемесячного заработка и сохранение непрерывного трудового стажа в течение четырех месяцев со дня увольнения. Кроме того, в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению центра занятости им выплачивается стипендия в размере средней заработной платы (другие категории лиц получают 50 и 70%). Данная категория безработных имеет право на первоочередное трудоустройство на новом месте жительства с учетом профессии и квалификации.

К лицам, имеющим особые гарантии в сфере занятости, относятся также лица, уволенные с воинской службы без права на пенсию. К ним относятся лица офицерского состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы вооруженных сил, войск и органов государственной безопасности, внутренних войск МВД, железнодорожных войск и других формирований, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел. Им выплачивается выходное пособие в размере шести месячных окладов денежного довольствия по последней штатной должности и сохраняется непрерывный трудовой стаж в течение шести месяцев со дня увольнения. Им также предоставляется право на первоочередное трудоустройство, а при невозможности трудоустроиться по имеющейся профессии им предоставляется другая работа с учетом их пожеланий и общественной необходимости либо первоочередная возможность профессиональной переподготовки. Пособие по безработице лицам, уволенным Ва с воинской службы без права на пенсию, выплачивается 60% денежного довольствия по последней штатной должности в течение 26 календарных недель. На период переобучения им выплачивается стипендия в размере 60%, а при наличии несовершеннолетних детей или иждивенцев тАУ 80% денежного довольствия по последней штатной должности.

Кроме предоставления особых социальных льгот и гарантий трем вышеназванным категориям безработных Закон о занятости предоставляет дополнительные гарантии занятости социально незащищенным гражданам, не способным на равных Ва конкурировать на рынке труда. Это достигается путем создания дополнительных рабочих мест (в том числе специализированных для трудоустройства инвалидов), организацией обучения по специальным программам лиц с ограниченной трудоспособностью, а также другими мерами компенсационного характера.

К социально незащищенным категориям лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, Закон о занятости относит: одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей-инвалидов, молодежь до 18 лет, инвалидов, граждан, выехавших из зон радиоактивного загрязнения, лиц предпенсионного возраста, воинов-интернационалистов, уволенных в запас в связи с окончанием срочной службы либо с сокращением военнослужащих, лиц, освобожденных из исправительных учреждений, исполнявших наказание по приговору суда.

Ва Заключение

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что одной из основных задач службы занятости населения является оказание незанятым лицам помощи в начале или возобновлении трудовой деятельности, т.е. подыскание им подходящей работы и содействие заключению трудового договора между работником и нанимателем.

Таким образом, в сфере обеспечения занятости населения складываются отношения, прямо связанные с трудовыми. Они преследуют цель обеспечения незанятых граждан работой, а нанимателей тАУ необходимой рабочей силой, т.е. направлены на возникновение трудовых правоотношений. Этим и обусловлено их вхождение в сферу отношений, регулируемых трудовым правом.

Ва

ЛИТЕРАТУРА:

Гавриленко В.Г. Юридическая энциклопедия труда. - Мн., 2000.

Греченков А.А. Трудовое право. Мн.: Тетра Систем, 1999.

Закон тАЬО занятости населения Республики БеларусьтАЭ с изменениями и дополнениями от 30 мая 1991 г .

Законодательство о труде: Юридический справочник. /Г.А. Василевич. - Мн.: Амалфея, 1990.

Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь./Под общ. ред. Василевича Г.А. - Мн.: Амалфея, 2000.

Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями. Мн., 1996.

Трудовое право: Учебник/В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др. - Мн.: Амалфея, 1997.

Ва

Вместе с этим смотрят:

Защита прав и свобод человека в США
Защита прав потребителей по Российскому законодательству
Защита прав потребителя
Защитная функция адвокатуры как правовая традиция