Внутренняя среда организации

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Ва

Оглавление:

Основные переменные внутренней среды организации.

Трудовые ресурсы. Оборудование. Материальные запасы

Технология.

Культура организации.

Цели организации

Кадровой политикой предприятия

Ва

Введение.

Трудовые ресурсы, обоВнрудование, материальные запасы и технологию внутренние Ва - все это переменные организации тАУ их можно рассмотВнреть на примере модели процесса производства товаров и услуг. Представим модель процесса производства товаров и услуг в виде схемы:

Ва

Ва

В качестве комментария, нужно отметить, что цель организации производства состоит в обеспечении связи между поставщиками товаров или услуг и потребителями. Сплошные линии на схеме поВнказывают движение товаров и услуг. Эта информация позволяет определить, наВнсколько хорошо организована работа на предприятии . п ревращение исходного продукта в конечный тАУ самым важВнным звеном модели является сама трансформация. Основные компоненты процесса производства в обсуждаемой моВндели Ва это трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы и технология.

Ва

Трудовые ресурсы. Оборудование. Материальные запасы

Соответствующее оборудование рабочего места, методика выполнения работ, техника, обеспечивающая анаВнлиз результатов, тАФ все это необходимо для уверенности в том, что производственный процесс протекает эффективно и на должном уровне. Но говоря о профессионализме менеджера, необВнходимо иметь в виду два аспекта: он должен знать, что и как нужно делать для того, чтобы наиболее эффективно произвоВндить товары или услуги, и менеджер должен обладать знаниями о количестве работников, и каких профессий, ему необходимо привлечь.

возможность определения качество и количество продукВнции появится после того, как менедВнжер приведет в соответствие объемы работ и число работников. В данных расчетах нужно учитывать соответствие продукции станВндартам, норму выработки и уровень качества. Для достижения треВнбуемого уровня качества можно применять различные схемы материального поощрения, премии, создание благоприятных услоВнвий труда и т.п.

Одним из важнейших, звеном в обеспечении производительносВнти труда является надежность персонала. Высокая текучесть кадров и прогулы говорят о низкой надежности персонала и, как следстВнвие, о низкой производительности труда. Надо помнить, что люди являются центральным фактором в любой модели управлеВнния. Управление людьми, которые отличаются высокими предприВннимательскими способностями тАФ это высокое искусство. От того, какова система оплаты и стимулирования зависит основа всех прибылей и потерь.

Основными качествами оборудования является:

мощность,

универсальность,

надежность.

Эффективность оборудования есть отношение реальной мощности к номинальной. Номинальная мощность тАУ мощность, на которую было рассчитано устройство при его проектироВнвании. Реальная мощность тАФ это та, с которой устройство фактиВнчески работает.

За то, наВнсколько легко переналадить оборудование для выполнения какой-либо другой работы, отвечает универсальность. Оборудование специальВнного назначения обладает низкой переналаживаемостью , а оборудование общего назначения - высокой.

Показатель надежность отвечает за время безремонтной и бесперебойной работы оборудования. Развитие механизации, стандартизации оборудования, сборочных конвейеров, компьютеризация оборудования имеет большое возВндействие на характер обязанностей и задач, квалификацию и содерВнжание работы, в том числе и на управление в целом. Увеличение простоев и расходов на текущий ремонт будет свидеВнтельствовать о том, что оборудование имеет низкую надежность.

Существуют три основных вида материальных запасов. Запасы сырья тАФ это заВнпасы материалов, которые накапливаются до процесса производстВнва. Запасы незавершенной продукции накапливаются во время производственного процесса, фактически это незавершенные издеВнлия, которые находятся в производстве. Материальные запасы приобретаются или накапливаются для того, чтобы обеспечить производство товаров и услуг. Запасы готовой продукции тАФ это готовые товары, которые еще не проданы потребителю. В нашем слуВнчае мы остановимся только на том, что покупается. Одна из причин необходимости накопления материальных запасов тАФ обеспечение непрерывности производственного процесса. Вторая причина тАФ обеспечение независимости процесса производства от конъюнктуры рынка, именно это имеют в виду, когда говорят о тАЬрезервном запасетАЭ.

Какого количество и качества производственных запасов должна иметь организация? Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Можно предложить по крайней мере три мнения: торговец захочет иметь как можно больше готовой проВндукции, чтобы поскорее ее продать; финансист предпочитает не иметь никаких запасов, в крайнем случае, немного исходных матеВнриалов, чтобы уменьшить омертвление денег, производитель в идеале нуждается в равном количестве всех видов запасов для того, чтобы не страдать от нерасторопности поставщиков, чтобы сделать независимыми друг от друга отдельные этапы производственного процесса и иметь возможность исполнять срочные заказы потребиВнтелей. Кроме того, необходимо учитывать и стоимость хранения. Следовательно, существует не один подходов к управлению запасами. Различают системы управления с фиксированным количеством, системы с фиксированным временем или системы тАЬточно вовремятАЭ, каждая обладает своими плюсами и минусами .

Ва

Технология.

Ва Технологические процессы весьма разнообразны, сама технология как внутренняя переменная имеет широкое значение и определяется как средство преобразования сырья тАФ будь то люди, информация или физические материалы тАФ в искомые проВндукты и услуги, по своей сути она представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование. Существует несколько подходов к выделению их типов. Наиболее известные из них это классификация технологий Дж. Вудворд и Дж. Томпсона, суть которой заключается в выделении трех слеВндующих категорий технологий производственных фирм:

1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство;

2. Массовое или крупносерийное;

3. Непрерывное производство;

В первом случае одновременно изготавливается только одно или малая серия одинаковых изделий. Часто такое изделие изготавливается для опВнределенного покупателя по его спецификациям или является опытВнным образцом. В массовом или крупносерийном производстве изготавливается Ва большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Такой тип производства характеризуВнется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейВнерным способом сборки. Почти все потребительские товары изгоВнтавливаются на базе технологии массового производства. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах.

Здесь основную технология организации определяется, как процесс, используемый для адаптации или изменения материалов, которыми организация обменивается с окружающей средой, утВнверждает, что именно основная технология определяет структуру. При этом выделяют 3 категории технологий:

Многозвенные технологии ;

Посреднические технологии ;

Интенсивная технология ;

Сборочные линии массового производства являются типичным обВнразцом многозвенной технологии, которые характеризуются серией взаимозависимых задач и должны выполняться последовательно. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые явВнляются или хотят быть взаимозависимыми. Например, банковское дело тАФ это посредническая технология, которая связывает вкладчиков и тех, кто берет займы в банке. Технология туристических фирм также является примером посреднической технологии. Интенсивная технология характеризуется использованием спеВнциальных приемов, навыков или услуг для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство.

Вудворд предлагает нескольку иную категоризацию, где многозвенные технологии эквиваВнлентны технологиям массового и некоторым формам непрерывного производства. Посреднические технологии занимают промежуточВнное место индивидуальными технологиями и технологиями массоВнвого производства. Ими, в основном, пользуются когда возможна и эффективна хотя бы некоторая стандартизация, но выпуск продукВнции не может быть полностью стандартизован. Посреднические технологии позволяют организациям использовать многочисленные вариации потребностей сторон, вступающих во временную связь. Целью индивидуальных технологий является достижение максимальной гибкости проВнизводства, это аналог интенсивной технологии. Различия в терминологии объясняются в основном областью спеВнциализации авторов. Вудворд в основном занималась технологиями промышленных предприятии. Томпсона же интересовала более широкая схема, охватывающая все виды организаций. В результате, промышленные предприятия лучше всего описаны категориями Вудворд.

Наряду с этим, исходя из объемов производства, степени станВндартизации продукции и задач, стоящих перед менеджерами, можно выделить следующие виды технологии:

а) непрерывный процесс,

б) процесс производства по специальным заказам,

в) проВнектный процесс.

Если на рынке существует спрос на определенный вид продукции и можно с увеВнренностью сказать, что этот спрос не уменьшится в дальнейшем, то производственный процесс будет наиболее продуктивен и эффективен, если он будет специализирован (а не универсален). Такой вид производственного процесса носит название непрерывного и типичен, например, для сборочных предприятий. Характеристики непрерывного процесса таковы: ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа

1) малая изменяемость продукции;

2) любая продукция проходит через один и тот же набор производВнственных операций;

3) выпускаемая продукция не предназначена удовлетворять интересы определенного потребителя;

4) оборудование имеет низкую переналаженность и не может быть легко исВнпользовано для решения других задач;

5) допускается малоквалиВнфицированный труд.

Организовать беспрепятственное двиВнжение потока продукции через весь производственный цикл - задача менеджера. Сбой на каком-то одном этапе может повлечь за собой выход из строя всей линии. Таким образом, надо принять меры, чтобы делать отВндельные этапы обработки независимыми друг от друга, т.е. баланВнсировать линию.

Процесс производства по специальным заказам, или мелкосерийВнное производство, применим, когда рынок относительно мал или в будущем может уменьшиться, или если производятся разнообразВнные товары. Этот тип производственного процесса характеризуется следующими свойствами:

1) не все единицы продукции проходят через каждую операцию, существуют различия в технологии произВнводства разной продукции;

2) производство ведется по индивидуВнальным заказам;

3) оборудование обладает высокой переналаживае-мостью и универсальностью, техника легко может быть приспособлена для решения другой задачи;

4) сочетаются малокваВнлифицированный и высококвалифицированный труд.

Процесс производства по специальным заказам ориентирован на конкретного потребителя. Обычно при таком процессе никто не занимается согласованием отдельных операций, поскольку выпусВнкается различная продукция. Это означает, что планирование проВнизводственных запасов, трудовых ресурсов, отдельных закупок не может рассматриваться в отрыве от заказов потребителя, которые являются сигналом к запуску всей производственной деятельности. Вместе с тем, некоторые предприятия, выполняющие специальные заказы, не работают непосредственно на конкретного заказчика, и их производственный процесс имеет определенное сходство с неВнпрерывным. Поступление заказов на различную продукцию проВнгнозируется предприятием.

Задача менеджера при заданных потребителем количестве, качеВнстве и конструкции продукции состоит в том, чтобы найти оптиВнмальное комплексное решение, позволяющее сократить время выВнполнения заказа, снизить себестоимость производства, обеспечивая высокую степень эксплуатации оборудования и уменьшая объем незавершенного производства. При этом менеджеру следует приВндерживаться нескольких правил. Первое правило тАФ по возможносВнти организовать выполнение подразделениями фирмы нескольких видов работ. Второе правило тАФ отдавать приоритет тем работам, которые быстрее всего выполняются. На станции техобслуживания, например, соблюдаются оба правила.

Перед менеджером, если он пытается уменьшить время исполнеВнния заказа, встает еще одна проблема. Одна из характеристик предВнприятий, работающих по специальным заказам, состоит в том, что это обычно предприятия общего профиля, а не специализированВнные. Таким образом, их следует как-то подготовить к выполнению очередного заказа. Затраты по подготовке можно уменьшить, если разбить работы на группы и повысить степень переналаживаемое тДв оборудования. В свою очередь, увеличение времени выполнения заказа не только причинит неудобство заказчику, но и приведет к дополнительным затратам. Чем больше продолжительность отдельВнных видов работ, тем больше затраты на незавершенную продукВнцию. Но самая трудная задача менеджера тАФ это принятие операВнтивных решений во время исполнения каких-либо заказов, а в большей степени способность предвидения возможных изменений требований заказчиков, основанных на пяти потребительских интеВнресах, о которых говорилось выше. Менеджер должен быть готов к этим изменениям. Иногда может быть гораздо выгоднее взамен производственного процесса по специальным заказам организовать непрерывный процесс или перейти к проектному процессу.

в) Проектный процесс. Этот процесс наиболее продуктивен и эфВнфективен в том случае, если спрос на продукцию очень мал (скаВнжем, существует только один потребитель) или же продукция очень сложна или уникальна. Здесь неприменима специализация. Вся орВнганизация обычно ориентирована на выполнение одного проекта, на его реализацию направляются все производственные ресурсы. ПримеВнрами могут служить постройка космических кораблей, мостов, ремонт большой дорогостоящей техники, спасательные работы.

Проектный процесс в чем-то сходен с производством по специВнальным заказам. Различие состоит в объеме и сложности работ. Главной составляющей себестоимости такого производства являютВнся затраты на разработку, материалы и трудовые ресурсы. ВажнейВншая задача менеджера тАФ минимизировать время выполнения всех работ в целом, а это означает уменьшение времени на выполнение отдельных операции, но такое, чтобы они не завершились раньше срока. Именно согласование отдельных видов работ имеет здесь главное значение, надо добиться, чтобы они выполнялись точно к назначенному сроку.

Следует отметить, что не всегда бывает возможно отнести конкретВнный процесс к какому-то из трех рассмотренных типов, так как обычно встречаются смешанные типы технологических процессов.

Ва

Технологические нововведения влияют на эффективность изгоВнтовления продукции, на скорость ее устаревания, на эффективВнность обработки информации, а также на то, какого рода услуги и новые продукты потребители ожидают от организации. Известны, например, случаи, когда маленькая фирма выпускала новую интегВнральную схему, что приводило к необходимости снимать с произВнводства крупной фирмы целое изделие. Отсюда следует, что оргаВннизация должна быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Эту необходимость быстрого реагирования на технологические нововведения можно подтвердить кратким перечнем последних новшеств, которые глуВнбоко затронули организации и общество тАФ это компьютерная, лаВнзерная, микроволновая, полупроводниковая технология, робототехВнника, генная инженерия.

Ва

Культура организации

Культура организации, естественно, не существует отдельно от культуры общества. Причем, если речь идет о культуре, например, такой организации, как государство, то она существует в рамках мировой культуры. Однако в данном случае речь идет о культуре организации, как ее внутренней переменной. В последние годы инВнтерес как теоретиков, так и практиков менеджмента к этому вопроВнсу резко усилился. Результатом стало появление многочисленных концепций корпоративной культуры, организационной культуры, внутрифирменной культуры и т.д.

Усиление внимания связано прежде всего с тем, что возросло поВннимание того влияния, которое культура оказывает на эффективВнность организации. Успешно развивающиеся компании отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате цеВнленаправленных усилий по развитию духа корпорации.

Анализируя различия в культуре медленно растущих предприятий и быстро растущих предприятии, можно сделать следующие выводы:*

- медленно растущие предприятия являются предприятиями, ориВнентированными прежде всего на власть и статус. Связанный с этим страх ведет к гнетущей неуверенности, подчеркивается иерархия, затраты энергии и времени на утверждение собственной позиции могут быть существенными. Возможно, эти предприятия должны слишком много заниматься самими собой;

- быстро растущие предприятия, напротив, ориентированы скоВнрее на достижения поставленных задач, сотрудники уверены в себе,

Ва

Цели организации

Правильное формулироваВнние целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.

Фирма или коммерческая организация имеет своей главной, стратегической целью получение прибыли. Это ее ключевой покаВнзатель. Принятый в 1995 г. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций явВнляется извлечение прибыли.

Однако достижение этой цели связано с необходимостью произВнводить для рынка товары и услуги. Причем не производство вообВнще, а производство только той продукции и услуг, которые необхоВндимы потребителю. При этом менеджмент решает три задачи:

получение прибыли; сокращение себестоимости; расширение рыВнночного сегмента.

Выделяют три основных типа ориентации фирмы на прибыль:

1) ее максимизацию; 2) получение тАЬудовлетворительнойтАЭ прибыли;

3) тАЬ минимаксимизацию тАЭ прибыли.

1. Максимизация прибыли. Смысл этой ориентации состоит в поВнлучении максимально высокой прибыли в каждой деловой сделке, как за счет внутренних резервов, так и за счет (выбора) покупатеВнлей. Эта цель не может считаться оправданной с точки зрения ее социальных последствий. Поэтому как долгосрочная стратегия фирмы, она в таком виде применяется относительно редко. Но дач краткосрочной, тактической задачи эта ориентация используется в основном в сферах быстрого экономического роста. Политика мак симизации прибыли по всем видам деятельности может являться законной с юридической точки зрения, только если положение компании не является монопольным.

2. Получение тАЬудовлетворительнойтАЭ прибыли. Эта стратегическая цель, суть которой состоит в том, что при планировании прибыли она считается тАЬудовлетворительнойтАЭ, если будет учитываться стеВнпень риска. Ориентиром для фирмы в этом случае становится при быль, которую можно было бы получить при применении данного капитала в какой-нибудь другой отрасли. тАЬУдовлетворительнаятАЭ прибыль имеет тенденцию к снижению до такого уровня, который не привлечет слишком много конкурентов в эту отрасль, но и ж потребуется вмешательство органов, следящих за тем, чтобы пози ция фирмы в отрасли не стала монопольной.

3. тАЬ Минимакснмизация тАЭ прибыли. Одна из важных задач менедж мента тАФ создавать условия, необходимые для дальнейшего успеш ного функционирования организации. Именно поэтому основным принципом и ориентиром менеджмента является не максимизации прибыли, а успешное элиминирование (устранение) влияния рисВнковых ситуаций. Та или иная операция организации должна приВнносить такую прибыль, которая позволяла бы аккумулировать доВнстаточно средств, создающих реальную возможность преодолевать возможные риски будущего. При следовании этому варианту ориВнентации стремятся достичь максимум прибыли, но не по всем поВнзициям, как в первом случае. При принятии решении берется в расчет не только степень риска, как во 2-м случае, но и необходиВнмость страхования от возможных потерь. Поэтому этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

Иногда цель фирмы определяется неприбыльной мотивацией. Это вовсе не означает, что в данном случае фирму не интересуют ее финансовые дела. Как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других покаВнзателях:

тАв удовлетворение потребителя или пользователя услуг;

тАв позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;

тАв условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;

тАв публичная ответственность и имидж организации;

тАв техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам;

тАв минимизация издержек производства и т.д.

Показатели и недостатки в постановке некоторых целей органиВнзации приведены в табл. 2.2.

Достижение прибыли, как стратегической цели осуществляется, как уже говорилось, с учетом адаптации к внешней и внутренней среде бизнеса. Поэтому в каждый конкретный период времени фирма может ставить перед собой цели, производные от стратегичесВнкой. Кроме того, цели и задачи различаются по срокам и функциям, т.е. свои задачи ставятся перед каждой функциональной областью меВннеджмента и, следовательно, соответствующими подразделениями.

Ва

Как известно, в соответствии с общими функциями управления меВннеджмент делится на три составные части: производственный меВннеджмент, маркетинг и финансовый менеджмент.

Производственный менеджмент, в свою очередь, подразделяется на ряд функциональных областей тАФ производство, управление перВнсоналом (иногда его рассматривают как отдельную составную часть менеджмента), техническая служба, снабжение, НИОКР, кадровая служба, каждая со своей стратегической ориентацией, своими спеВнцифическими целями (табл. 2.3).

Хорошая организация производства не гарантирует автоматичесВнких успехов фирмы. Однако при плохой организации невозможно достичь успехов, ибо стоимость производства обычно составляет 50-70% от цены продаваемой продукции.

Вполне очевидно, что цели производства определяются главным образом потребителем и тесно взаимосвязаны с маркетингом и фиВннансовым менеджментом. Для определения целей менеджмента можно выделить пять условии реализации товара или услуг, в котоВнрых заинтересован потребитель: 1) функциональное предназначеВнние и качество; 2) количество; 3) цена; 4) сроки поставки; 5) серВнвис.

1. Функциональное предназначение и качество. В случае приобретеВнния автомобиля необходимо быть уверенным, что он обладает приВнемлемым качеством. В то же время автомобиль должен выполнять требуемые функции и быть на ходу в различных условиях. РазумеВнется, это самое главное. Функции, которые может выполнять изделие, должны соответствовать представлениям о них покупателя. В то же время качество изделия должно быть таковым, чтобы функВнции выполнялись с определенной надежностью.

Соответствие продукции необходимым стандартам по качеству и функциональности в фирме проверяется специальной группой, заВннимающейся новой продукцией. Конструкторское решение должно обеспечивать функциональность продукции, а в результате произВнводственного процесса должно получится изделие, соответствуюВнщее конструкторскому решению.

2. Количество. Потребитель нуждается в совершенно определенВнном количестве товаров и услуг. Например, если используется слишком мало локомотивов, то это приводит к простою других транспортных средств, если, наоборот, слишком много тАФ к необоВнснованному удорожанию услуг железной дороги. Всегда существует проблема соответствия количества выпускаемой продукции количеВнству, требующемуся на рынке. Перепроизводство приводит к убытВнкам, а недопроизводство тАФ к потере потенциальной прибыли.

3. Цена. Большинство потребителей ограничены в своих доходах и поэтому за те или иные товары могут заплатить лишь определенВнную сумму. Например, цена на железнодорожные перевозки должВнна быть сравнима с иенами конкурирующих служб перевозок, автоВнмобильных или авиа. Если цены будут слишком высокими, потребитель предпочтет альтернативную перевозку. Кроме того, менеджмент должен быть ориентирован и на снижение себестоиВнмости. На базе системы расчета и контроля себестоимости осуВнществляются меры по экономии затрат.

4. Сроки поставки. Покупатель хочет получить тот или иной товар или услуги в определенное время. Требования покупателя по сроВнкам поставки должны учитываться при установлении сроков выВнполнения работ. Каждый заказ должен быть выполнен за опредеВнленное время. Это требует наблюдения за выполнение".] всех операций, проводящегося непрерывно или по расписанию. Должна предоставляться информация, что не сделано вовремя и ночей ' . ч то сделано раньше срока, какие возможны пути исправлении и доработок.

5. Сервис. Это понятие входит в обязательства фирмы по рсмо " у или замене отдельных деталей ее продукции в случае их нгйгнд -т ворительной работы. То есть фирма берет на себя ответственное ь за поддержание работоспособности изделия в течение всего врем ни эксплуатации. Роль менеджера состоит в том, чтобы достигтАЭ тАЭ все эти перечисленные цели настолько результативно и эффекттАЭ но, насколько это возможно. Питер Ф. Друкер в связи с этим от ятил , что результативность показывает степень достижения требуеВнмых целен при минимальных затратах или усилиях. * При резулыа-тивном руководстве на основе использования фиксированного объема ресурсов получают большой объем продукции. Однако более важным для менеджера является правильное определение целей, на достижение которых необходимо сосредоточить деятельВнность фирмы. Правильный выбор целей определяет эффективность деятельности. Результативный менеджер делает правильно, а меВннеджер, действующий эффективно, делает правильное дело. Без эффективности результативность мало что значит. Можно работать весьма производительно какое-то время, но неправильный выбор целей приводит к нулевому эффекту.

Следует отметить, что наряду с целями определяются и задачи . т .е. предписания работ, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее определенные сроки. Задачи предписываются не работнику, а должности и находят отражение в должностной инструкции и рассматриваются при этом как Heotlxu - димыи иклад в достижение целей организации.

Ва

Ва

Кадровой политикой предприятия

С помощью кадрового планирования можно реализовать концепцию долгосрочной, ориентированной на будущее кадровой политики. Этот метод управления персоналом способен согласовывать и уравновешивать интересы работодателей и работников.

Сущность кадрового планирования заключается в том, что оно имеет задачей предоставление людям рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства. Но кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах ее персонала.

Людей привлекают в первую очередь те рабочие места, где созданы условия для развития их способностей и гарантирован высокий и постоянный заработок. Одной из задач кадрового планирования является учет интересов всех Ва работников организации. Для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения ее целей. Кадровое планирование должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой.

Следует помнить, что кадровое планирование тогда эффективно, когда оно интегрировано в общий процесс планирования в организации, для этого необходимо получить ответы на такие вопросы как: сколько работников, какой квалификации, когда и где они будут необходимы? Каким образом можно привлечь нужный и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба? Как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями? Каким образом обеспечить развитие кадров для выполнения новых квалифицированных работ и поддержания их знаний в соответствии с запросами их производства? Каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия?

Для решения этих вопросов следует разрабатывать основы будущей кадровой политики организации, создавать возможности должностного и профессионального продвижения работников, обеспечение развития кадров для выполнения новых квалифицированных работ и адаптировать их знаний к изменяющимся условиям производства. При этом определение конкретных целей организации и каждого работника, вытекающих из кадровой стратегии. Достижения максимального сближения целей организации и индивидуальных целей работающих, обеспечение организации в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для достижения целей тАУ основные задачи кадрового планирования предприятия.

Реализуется кадровое планирование посредством осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом.

Структура типового оперативного плана работы с персоналом в организации включает в себя сбор информацию о персонале, проверка Ва информацию о персонале на соответствие ее целям планирования производства, проверка возможности реализации цели кадрового планирования, планирование потребностей в персонале, привлечение, адаптацию и высвобождение персонала, планирование использования персонала, обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала.

Для реализации этих целей кадровые службы по своим функциям, уровню подготовки, техническому оснащению, инструментарию кадровым службам недостаточно, как это было раньше, только оформлять приказы на зачисление работников, подобранных вышестоящим менеджером, и хранить кадровую информацию. Задача состоит в том, чтобы кадровые службы постепенно превращались в центры по разработке и реализации стратегии организаций по труду . Это значит, они должны оказывать помощь в развитии бизнеса посредством найма высококвалифицированных работников, планирования карьеры, оценки производственной деятельности и совершенствования оплаты труда. В данном случае кадровая работа уже не рассматривается как чисто административная, осуществляющаяся независимо от других управленческих функций. Она должна знать хозяйственные потребности организации и в связи с этим рассматривать свою деятельность в интеграции с другими структурами. Результатом этого должны стать большая вовлеченность людей в бизнес, знание своих обязанностей и ответственности, развитие трудового потенциала, благоприятный психологический климат. Создаются своего рода инфраструктура взаимодействия между линейными руководителями разного уровня, которая оперативно обеспечивает их документацией при перемещении кадров и замещении должностей. Основу содержания работы кадровых служб составляют такие функции как Ва формирование кадров организации, развитие работников, совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда.

Начинается планирование людских ресурсов в действующей организации с оценки их наличия, т.е. с диагностики персонала организации. Определяется количество человек, занятых в выполнении каждой операции, оценивается образовательный, квалификационный уровень работников, поло - возрастные характеристики персонала. Составляется конкретная карточка обеспеченности трудовыми ресурсами данной организации. Оценив свои будущие потребности, руководство должно разработать программу их удовлетворения. Далее прогнозируется количественное и качественное изменение трудовых ресурсов в связи с краткосрочными и долгосрочными целями организации.

Следует разработать программу, которая должна включать конкретный график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации. Для того , чтобы нанять соответствующих работников руководство должно в деталях знать какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы личные и общественные характеристики этих работ. Эти знания получают посредством анализа содержания работы. Всесторонняя оценка всех конторских, оперативных, технических и административных специальностей создает надежное основание для принятия будущих решений о найме, отборе, назначение зарплаты, оценки деятельности и повышении в должности.

Методы анализа содержания работы заключаются в наблюдение и регистрация всех выполняемых действий, а также в собеседование с работником или его непосредственным начальником, в заполнение вопросника или описание работы и требований к ней самим работником.

Необходимый объем работы по набору определяется разницей между наличием рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть кадров, увольнение по истечению срока контракта, расширение сферы деятельности организации. К средствам внешнего отбора относятся: публикации объявлений в газетах и профессиональных журналах, запросы агентов по трудоустройству и фирм, поставляющих руководящие кадры и т.п. Набор ведут из внешних и внутренних источников.

Из резерва, созданного в ходе набора отбираются наиболее подходящие кандидаты, Ва у которых учитывается образование, квалификация, опыт предшествующей работы, личные качества, навыки налаживания отношений, совместимость с начальниками и подчиненными. Испытания, собеседования, центры оценки тАУ основные методы сбора информации.

Множество видов различных испытаний позволяют предсказать эффективность выполнения кандидатом конкретной работы. Среди них такие как измерение способности выполнения задач, связанных с предполагаемой работой, демонстрация умения работать, речевых способностей, оценка психологических характеристик (уровня интеллекта, энергичности, заинтересованности, откровенности, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости), заполнение заявлений с конкретными сведениями о стаже предыдущей работы, зарплате, образовании, хобби и т.д.

Кандидатов оценивают по таким характеристикам, как умение выступать, настойчивость, навыки межличностных отношений, умение принимать решения, общаться с подчиненными, проводить совещания, устанавливать приоритет и т.д. В центрах оценивают способность к выполнению задач, связанных с работой, методами моделирования.

Существуют такие методы отборочных центров:

устные доклады группе слушателей,

исполнение заданной роли,

психологические тесты,

официальное интервью,

собеседование.

Последний метод является наиболее широко применяемым методом отбора. Точность этого метода отбора повышается, если использовать структурированные интервью со стандартизированными и записанными вопросами и ответами. В этом методе необходимо сконцентрировать на вопросах непосредственно относящихся к данной работе. Желательно соблюдать такие рекомендации эффективного проведения собеседования как у становление взаимопонимания с кандидатом, концентрирование внимания на требованиях к работе, отсутствие предвзятого отношения к кандидату, создание комплекта Ва структурированных вопросов, которые будут задаваться всем кандидатам.

Последним этапом следует провести объективное сравнение информации, полученной в ходе испытаний, и вынести решение.

Ва

Вместе с этим смотрят:

Военные преступления
Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности
Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов
Возмещение морального вреда