Жизнь и творчество Николая Семеновича Лескова
Жизнь и творчество Николая Семеновича ЛесковаВа
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ.
С ДУМОЙ О РОССИИ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО
- В НАЧАЛЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
- СТАНОВЛЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ
- ТЯЖЕЛЫЕ ИСПЫТАНИЯ
- тАЬПЕРЕЛОМтАЭ В ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ
- тАЬОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИКтАЭ - КАК ОБРАЗ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Н. С. ЛЕСКОВ О РОССИИ
Использованная литература
Ва
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измеритьтАж
Ф. И. Тютчев
Ва
С ДУМОЙ О РОССИИ
Он жил, всем сердцем своим стремясь тАЬслужить родине словом правды и истинытАЭ , искать лишь тАЬправды в жизнитАЭ , давая всякой картине, говоря его словами, тАЬосвещение подлежащее и толк по разуму и совеститАЭ . Каждое его произведение тАУ это художественно развернутый факт жизни, это художественная мелодия, возникающая на основе реальных событий и как бы незримо соотносящая, связывающая эти события с прошлым и обращающая к размышлениям о грядущем.
тАЬЛучшее время не позади нас. Это верно и приятия достойнотАЭ тАУ так на склоне лет писал Н. С. Лесков. В те годы, когда о лесковских произведениях немало спорили его современники, Лев Толстой прозорливо заметил: тАЬЛесков тАУ писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительнатАЭ . Судьба писателя драматична, жизнь, небогатая крупными событиями, полна напряженных идейных исканий. Одухотворенный великой любовью к своему народу, он стремился говоря словами Горького, тАЬободрить, воодушевить РусьтАЭ .
Богатое, многообразное творчество Лескова, хотя и не лишено противоречий, вместе с тем отличается удивительной художественной и эстетической цельностью. Произведения писателя объединяют пафос высокой нравственности и яркая самобытность поэтических форм.
Его видение действительности, его поэтика органически сочетали реализм и романтическую мечту, насыщенность повествования массой конкретных, иногда документальных подробностей, почти натуралистических зарисовок и глубокую художественную обобщенность воссоздаваемых картин.
В рассказах и повестях Лескова, словно заново рожденные, возникали почти неизведанные области жизни, заставляя читателей вдруг оглянуться на весь русский мир. Здесь представала и тАЬотходящая самодумная РусьтАЭ , и современная ему действительность.
Тридцать пять лет служил Лесков родной литературе. И, несмотря на невольные и горькие заблуждения, он был и всю жизнь оставался глубоко демократичным художником и подлинным гуманистом. Всегда выступал он в защиту чести, достоинства человека и постоянно ратовал за тАЬсвободу ума и совеститАЭ , воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. В своем художественном исследовании прошлого и настоящего Лесков настойчиво и страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и поучительного, что мы не можем не оценить по достоинству литературный подвиг писателятАж
ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО
На Орловщине, в селе Горохове, 4(16) февраля 1831 года в семье небогатого судейского служащего, поповича Семена Дмитриевича Лескова родился сын Николай.
В Орле, недалеко от крутого обрыва над рекой Орликом, некогда стоял высокий деревянный дом с мезонином, в котором прошло его детство. Семья Лесковых жила в нем до 1839 года, когда чиновник орловской уголовной палаты, отличавшийся тАЬтвердостью убежденийтАЭ близкий в прошлом к Рылееву и Бестужеву, ушел в отставку, резко разойдясь во взглядах с губернским начальством. Семья переселилась в Кромской уезд на небольшой хутор Панино. Там, как вспоминает писатель, где тАЬбыла водяная мельница с толчеею, сад, два двора крестьян и около сорока десятин землитАЭ .
Обаяние родной стороны овладевало воображением мальчика. Навсегда запали в его память предания русской старины, легенды о чудесных странниках и благородных разбойниках, крестьянских поверьях, которые слышал он в глуши Кромского уезда от нянюшек и дворовых. На всю жизнь проникся будущий писатель народным миропониманием. Лесков по воспоминаниям современников, тАЬверил в народные приметы, хотя и старался этого не показыватьтАЭ . Всю жизнь испытывал он глубокий интерес к народному творчеству, без которого невозможно ощутить полноту духовности народа. Постижение народной жизни рождалось прежде всего в самом непосредственном общении с товарищами детства, подневольными крестьянами.
Пять лет провел Лесков в стенах Орловской гимназии. Учение в гимназии не много прибавило к его образованию. Господство схоластики, розог и многое другое тАЬимело вредное влияние даже и на нравственную сторону воспитанниковтАЭ . Не окончив гимназии, начал Лесков свою службу чиновником Орловской уголовной палаты. Здесь в большом многообразии раскрывались перед ним всевозможные жизненные драмы и подноготная пестрых людских судеб, в которых он принимал нередко самое близкое участие. Впоследствии в его произведениях воскреснут и услышанные им рассказы, горестные повести о судьбе крепостных (тАЬЖитие одной бабытАЭ 1863; тАЬТупейный художниктАЭ , 1883) , и уголовные драмы (тАЬЛеди Макбет Мценского уездатАЭ 1865; пьеса тАЬРасточительтАЭ , 1867) , и ужасающие картины голода в деревне (тАЬЮдольтАЭ , 1892) , и о замечательных людях из народа, благородных чудаках и праведниках (тАЬОднодумтАЭ , 1879; тАЬКадетский монастырьтАЭ , 1881; тАЬНесмертельный ГоловантАЭ , 1880, и др.) .
В НАЧАЛЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
В 1849 году Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты и спустя некоторое время тАЬопределен помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделениятАЭ . Как культурный центр университетский Киев заметно отличался от провинциального Орла. В доме своего дяди, брата матери, профессора медицины С. П. Алферьева, Лесков встречался почти со всеми молодыми профессорами тогдашнего университетского кружка. Вероятно, в этот период жизни входит в круг его интересов А. И. Герцен, а также он близко знакомится и оценивает Тараса Шевченко и многих других прогрессивных ученых, юристов. Яркие киевские воспоминания запечатлелись во многих его произведениях (тАЬНекрещеный поптАЭ , тАЬПечерские антикитАЭ , тАЬСтаринные психопатытАЭ , тАЬИмпровизаторытАЭ , тАЬЗаячий ремизтАЭ и др.) Опыт служебной практики постоянно обогащал запас его наблюдений. Но еще более значительный жизненный багаж приобрел Лесков, когда, оставив государственную службу, поступил на работу к мужу своей тетки, англичанину А. Я. Шкотту, управляющему графов Перовских и Нарышкиных. Сопровождая переселяемых на новые земли крестьян, он разъезжал по югу, северу страны и Поволжью, попадая и в отдаленные углы России. Он бывал в самых разных городах: Пензе и Риге, в Новгороде, Пскове, Оренбурге и Одессе. Он знал прикаспийские степи и песчаные равнины Поволжья, жил в Прибалтике и на островах Финского заливатАж Лесков любил и невские берега Петербурга, и златоглавый Киев, возвышающийся над кручей могучего Днепра, с его Киевско-Печерской лаврой и Софийским собором. Дорога была ему и Москва, старый Лефортовский дворец, Чистые пруды, Театральная площадь, Кремль и тАЬтихая Москва-река с перекинутым через нее Москворецким мостом, а еще дальше облитое лунным светом Замоскворечье и сияющий купол Симонова монастырятАЭ . Любил он и Красную площадь, где тАЬбронзовый Минин поднимал под руку бронзового ПожарскоготАЭ .
Мало кто из русских писателей столько ездил по России, сколько Николай Лесков. тАЬтАжУчился не в школе, а на барках у ШкоттатАЭ , - говорил он, вспоминая время горьких, суровых наблюдений, тАЬтАж изъездил Россию в самых разнообразных направлениях, и это далотАж больше обилие впечатлений и запас бытовых сведенийтАЭ . Эти сведения он пополнял до конца своих дней уже в Петербурге: тАЬУ него на дому можно было встретить и старообрядцев, и хлыстов, и монахов, и богомольцев, якобы возвращавшихся с Афона или ИерусалиматАжтАЭ . Писатель всегда обнаруживал живой интерес к народным тАЬлегендам и поверьямтАЭ , тАЬне было секты, учения, ереси, которых бы он не изучил до тонкостейтАЭ .
В произведения Лескова как живой источник повествования и средство осмысления и изображения характеров неизменно входят приметы национальной истории, народного творчество, древняя литература, национально-религиозные идеи, даже суеверия и предрассудки, если они таят в себе волшебство поэзии.
Постижение родной страны и сокровенная связь с народом рождались в самом непосредственном общении. тАЬЯ не изучал народтАж я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, - с полным правом писал о себе Лесков, - я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом да на замашной панинской толчее. Я с народом был свой человектАЭ . И он знал тАЬрусского человека в самую его глубьтАЭ и знал русскую историю. Он умел не только оценить прошлое, но и выразить о нем свое мнение, полное национального достоинства. Лесков неизменно подчеркивал героический характер русской старины, величие подвигов народных.
СТАНОВЛЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ
60-е годы XIX века не случайно называют бурным временем. Очевидная неотвратимость великих исторических перемен, острые общественные столкновения, вынужденные правительственные реформы, официальная отмена крепостного права и повсеместно возрастающий авторитет революционной демократии тАУ все знаменовало не только политический, но и общий подъем интеллектуальной и духовной жизни РоссиитАж но одновременно ощущался и духовный раскол во всех сферах общественного сознания. Появляются пламенные прокламации тАЬМолодая РоссиятАЭ , совершается покушение на Александра II, в сотнях списков распространяются бунтарские тАЬОтщепенцытАЭ Николая Соловьева и т.д. В сознании масс все заметнее проступает безразличие к разного рода официальным идолам и лозунгам. Равнодушие ко многим прежним идеалам как черте тАЬверования, уже лишенного жизненности и существующего только по силе обычаятАЭ , такое равнодушие означало переворот во многих убеждениях, некогда вдохновлявших умы. Неправда ли как все это созвучно современному этапу развития России, как все же история повторяется.
Яркие приметы того времени: мощное революционно-демократическое движение, поддержанное прессой; бурный расцвет художественной литературы демократического лагеря; первые шаги революционной пропаганды в народе; и одновременно рост раскольничьих и иных сект среди крестьянства, жадно внимавшего предречениям новоявленных пророков, наконец, кризис веры даже среди части православного духовенства.
В эти годы на страницах петербургской печати впервые стало появляться имя Николая Лескова. Он начал с публицистики. Писатель словно спешил выплеснуть накопившийся запас наблюдений. Многие его очерки, фельетоны, публицистические статьи и литературно-критические обозрения по своему характеру были близки настроениям демократов-шестидесятников. Молодой журналист выступает со статьями на самые разные темы общественной жизни, затрагивает острые социальные вопросы и нередко решает их в душе демократического радикализма. Он публикует статьи тАЬО рабочем классетАЭ , тАЬО найме рабочих людейтАЭ , тАЬСводные браки в РоссиитАЭ , тАЬРусские женщины и эмансипациятАЭ , тАЬО привилегияхтАЭ , тАЬО переселенных крестьянахтАЭ . Совсем не случайно в записке канцелярии санкт-петербургского полицмейстера тАЬО литераторах и разночинцахтАЭ в то время значилось: тАЬЛесков. Крайний социалист. Сочувствует всему антиправительственному. Нигилизм во всех формахтАЭ .
Однако Н. Лесков, по существу, не придерживался революционно-демократических воззрений, хотя, конечно, испытывал их воздействие и в первую очередь влияние Н. Г. Чернышевского, роману которого посвятил статью. Трезвый ум Лескова чем далее, тем более замечал тщетность надежд на скорое нравственное преобразование общества. Одну из главных тормозящих причин видел он в том, что в печати был тАЬдля всякой тенденциозной лжи открыт простор безбрежныйтАЭ . Сам же в статьях своих всегда стремился к точности и откровенности, к объективности суждений.
Между тем плодотворной журнальной работой подготавливалось и художественное творчество Лескова. В ранних статьях и фельетонах начинающего литератора нередко появляются поэтические картины действительности, запечатленные в яркой, выразительной речи, в живой словесной вязи русского простонародья. В этих статьях воссоздались образ мыслей и настроения описываемых людей и характерные приметы времени.
Вслед за художественным очерком тАЬПогасшее делотАЭ следуют рассказы тАЬРазбойниктАЭ и тАЬВ тарантасетАЭ (1862) . В 1863 году тАУ тАЬУм свое, а черт своетАЭ . Затем тАЬОвцебыктАЭ , повесть тАЬЖитие одной бабытАЭ . Несколько позже тАУ тАЬЛеди Макбет Мценского уездатАЭ (1865) , тАЬВоительницатАЭ (1866) и т.д.
Горестный, по существу, рассказ о жалком тАЬразбойникетАЭ (тАЬРазбойниктАЭ ) заставлял задуматься не только о нем и ему подобных бедных скитальцах, но и об истинных разбойниках, о тех, которые тАЬзаконнотАЭ грабят и бесчинствуют, пользуясь своей властьютАж В столкновении с реальной действительностью не выдерживает и кончает с собой искренний страдалец за униженных и оскорбленных Василий Петрович Богословский (тАЬОвцебыктАЭ ) . Он и смешон, и велик, этот самозабвенно жертвующий собой человек.
Во всей неприглядности быта предстают в раннем творчестве Н. Лесков картины деревни и губительные последствия крепостнического уклада. В тАЬЖитии одной бабытАЭ , этом своеобразном крестьянском романе, возникает обаятельный образ крестьянки Насти, загубленной людской корыстью. В сюжете рассказа о трагической судьбе героини прозревает народная мечта о человеческой красоте и справедливости.
Иная жизнь развертывается перед читателем в повести тАЬЛеди Макбет Мценского уездатАЭ . Это тАЬглухойтАЭ быт купеческой семьи с его грубой моралью рабского подчинения и серой скукой. В этой среде проводит молодые годы страстная, порывистая купеческая жена Катерина Измайлова, она полна неудовлетворенных желаний, тоски по любви, материнству. И вот, по наущению милого ей, но коварного и корыстного приказчика Сергея, приходит Катерина Измайлова к преступлению и своему страшному концу. Ее драма возбуждает и невольную мысль о противоестественном мире, в котором извращаются добрые человеческие чувства и нисходят до злодеяний и гибнут натуры, полные сил и страстного жизнелюбия. Эта повесть наиболее известное произведение писателя.
ТЯЖЕЛЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Неопределенность политических взглядов в конце концов обернулась для писателя тяжелой драмой. В 1862 году на страницах тАЬСеверной пчелытАЭ Лесков выступил со статьей, в которой, в частности требовал от властей опровергнуть слухи о том, что пожары, возникавшие в Петербурге, связаны с появлением здесь революционных прокламаций. В те майские дни, в городе часто возникали пожары, а по Петербургу распространялись листовки, в которых пророчилась скорая революция с уничтожением всех приверженцев существующего строя. Провозглашалась необходимость отмены частной собственности, брака, который назывался феноменом в высшей степени безнравственным и немыслимым при полном равенстве полов и т.д. Обыватель был чрезвычайно встревожен. Вот тут-то на страницах газеты, считавшийся оплотом реакции, и появилась лесковская статья о необходимости развеять всевозможные слухи, бродящие среди обывателей, обнародовать все сведения о причинах пожаров, тщательнейшего и строжайшего следствия. Писатель был близок к революционно настроенным шестидесятникам: с него был особый спрос. И хотя в лесковской статье не было обвинения революционной молодежи в поджигательстве, как о том писали позднее, писатель оказался едва ли не единственным ответчиком за распространение упомянутых слухов, его обвинили в клевете и доносительстве.
Оглушенный этим неожиданным для себя приговором, Лесков тщетно пытался оправдаться, объяснить, что замысел его вовсе не соответствовал обидному обвинению. Затем он спешно уезжает за границу, едет через Прибалтику в Варшаву и Краков, затем во Францию, в Париж. Но обида не остывает. И он решает создать произведение о людях, подобных тем, которые так странно и несправедливо истолковали его статью, написанную с самыми добрыми намерениями. Он пишет очень сложный по содержанию роман тАЬНекудатАЭ (1864) , долго и мучительно проходивший через рогатки петербургской цензуры и искалеченной ею. В 1881 году Лесков с достаточной объективностью высказался о своем произведении в письме к И. С. Аксакову: тАЬНекудатАЭ частию есть исторический памфлет. Это его недостаток, но это и его достоинствотАжтАЭ Действительно, роман вышел в свет как раз тогда, когда самодержавная власть обрушила на демократический лагерь репрессии: в 1862 году томился в Петропавловской крепости Д. Писарев, был осужден к каторге Н. Чернышевский. В такой накаленной обстановке прогрессисты приняли роман тАЬНекудатАЭ с негодованием и объявили его враждебным всему демократическому движению. С этого времени Лесков надолго был отвержен от демократических изданий.
Однако же в романе тАЬОбойденныетАЭ (1866) Лесков продолжил разговор о тАЬнетерпеливцахтАЭ , только повел его по-другому. Он противопоставил новым людям Н. Чернышевского людей обыкновенных.
Неприятие анархического экстремизма доходило до раздражения и он вновь обращается к теме, стремясь наконец тАЬуязвитьтАЭ самых нелепых и зловредных из тех, кто тАЬпримазывалсятАЭ к демократическому движению. Так появился роман тАЬНа ножахтАЭ (1871) , который писатель на склоне лет назовет самым безалаберным своим произведениемтАж В обстановке, в которой, кажется, можно потерять голову, писатель решительно отводит деловые предложения, не соответствующие его воззрениям и его совести. Он не участвует в изданиях полицейского характера, не хочет и думать о службе, не подходящей к его понятиям о свободе и достоинстве. Он резко отходит от тех, чье поведение и взгляды перестают вызывать у него доверие. Писатель не примкнул к реакционным кругам. Тяжелые годы во многом повлияли на его характер. Испытав на себе силу общественного мнения, он всю жизнь избегал тАЬнаправленчестватАЭ и не желал тАЬприносить живых жертв бездушным идолам направленийтАЭ . С неизменной настойчивостью подчеркивал писатель самостоятельность своих суждений. Иногда в его тоне появлялись нотки раздражительности обиженного человека. В корне лесковского характера лежала демократическая идея уважения к человеческой свободе.
Произведения Лескова, отличались широким тАЬзахватомтАЭ современной ему действительности. И одновременно были удивительно проникнуты историей. Он, как никто другой, умел передать внутренний мир обыкновенного человека. В начале 70-х годов появляются одно за другим замечательные лесковские произведения: тАЬСоборянетАЭ , тАЬЗапечатленный ангелтАЭ , тАЬОчарованный странниктАЭ и несколько позже тАУ тАЬПавлинтАЭ , тАЬНа краю светатАЭ и др.
тАЬПЕРЕЛОМтАЭ В ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ
Хроника тАЬСоборянетАЭ тАУ одно из лучших произведений писателя повествующая о жителях тАЬстаргородской соборной поповкитАЭ , их обыденных заботах, личных переживаниях, сомнениях, надеждах и поисках справедливости в жизни. После выхода романа Лесков постепенно вновь завоевывает сочувственное внимание многих читателей. В общем, отношении к нему произошел перелом. Стало, наконец тАЬустраиватьсятАЭ положение Лескова в литературе.
В 1874 году писатель получает возможность служить. Его назначают членом особого отдела Ученого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа. С присущей ему ответственностью начинает Лесков работу, но независимость его поведения не могла нравиться начальству и в 1883 году он оставил это место. До самой своей смерти Лесков живет в Петербурге. Лишь в 1875 и 1884 годах он выезжает за границу, да изредка навещал добрых знакомых, несколько раз встречался с Л. Н. Толстым.
За внешним однообразием его жизни скрывалась огромная и напряженная творческая работа, отраженная в полном собрании сочинений в 12-ти томах. Он оставался страстным и непримиримым, когда речь шла о его убеждениях. И все это делало его жизнь сложной и полной драматических столкновений. Он был беспощаден ко всем своим ошибкам и слабостям. За два года до смерти писатель с присущей ему бескомпромиссностью безжалостно оценил свою жизнь: тАЬНа похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицалтАЭ .
Его похоронили 23 февраля (7 марта) 1895 года в Петербурге, на Волковом кладбище при завещанном им молчаниитАж
тАЬОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИКтАЭ - КАК ОБРАЗ РОССИИ
Хотелось бы остановиться на повести тАЬОчарованный странниктАЭ , написанная во второй половине XIX века, в трудное, противоречивое для России время, но чем-то похоже на наше время, конец XX столетия. Основной образ произведения тАУ Россия. Но описывает ее автор при раскрытии характеров русских людей, основных героев повести: Ивана Северьяновича Флягина, цыганки Груни, князя и других. Писатель не только рассказывает об отдельных людях, но и открывает читателям черты русского национального характера. Все россияне различаются, но есть общая национальная черта характера тАУ пассивность русского народа. Лесков раскрывает причину формирования такого характера. Главный герой повести является обычный русский мужик Иван Флягин, а описание его жизни и испытаний тАУ основной сюжет произведения. Рожден он был в обычной крестьянской семье и предназначен для служению Богу. Но судьба была жестока к нему, он постоянно совершал серьезные преступления, хотя не хотел этого делать, презирал и укорял себя за грехи: убийство невинного монаха, женщины, которую любил. По сути же дела он не был виновен в своих преступлениях, так как совершал их под действием злого рока. Флягину было предсказано умирающим старцем: тАЬА воттАжтебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, а ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецытАЭ . В конце Иван оправдан, очищен от грехов. Он стал монахом, чернецом, как говорил умирающий, и обрел успокоение, даже тихое счастье в монастыре. Так и наша Россия проходит через тысячи испытаний, страданий. Наша страна тАУ это тАЬочарованная странницатАЭ . В этом есть глубокий смысл названия повести Лескова. Хотя Иван Флягин и является главным героем, но он не единственный образ, олицетворяющий нашу Родину. Иван тАУ это Россия страдающая, несчастная, постоянно сражающаяся со злым роком, преследующим ее, а есть еще Россия любящая, романтическая. Такой предстает она перед нами в образе вольной цыганки Груни. Красивая, молодая, свободолюбивая, она вызывает симпатию читателя. В своей повести Н. Лесков описывает грустную историю любви девушки. Груню полюбил богатый князь и захотел сделать своей женой против ее воли, так как она не испытывала к нему никаких чувств. И все же богач сделал все и девушка полюбила князя, но он будучи низким человеком, бросил ее, засадив под замок. Несчастная, свободная, любящая Груня! Наверное, нет более точной характеристики для образа нашей Родины. Судьба Груни грустная тАУ цыганка утопилась, но осталась свободной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Н. С. ЛЕСКОВ О РОССИИ
Лесков с его обостренным интересом к национальной культуре и тончайшим ощущением всех оттенков народной жизни создал удивительно своеобразный художественный мир и разработал самобытный, неповторимый тАУ тАЬлесковскийтАЭ - способ изображения. В художественном мире Н. Лескова отразилось движение общественной мысли, суть его заключалась в поисках такого развития России, которое позволило бы опереться в первую очередь на национальные традиции и культурные ценности.
И в заключении хочется привести отрывок из одной статьи, в которой Н. С. Лесков писал, возражая неумеренным скептикам: тАЬОбращаемся к истории, и здесь же мы видим, что этот народ отнюдь не лишен способности понимать общественную пользу и служить ей без подгона и притом служить с образцовым самопожертвованием даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение Отечества представлялось невозможнымтАжтАЭ . Лесков считает, что тАЬпростой человектАж спасает Россию, ввергнутую в омут крамолами бояртАЭ , он с глубокой страстностью заключает: тАЬЭтот ли народ надо изображать дурашливым сборищем, неспособным понимать своего призвания?тАЭ Отрывки из статьи написанные аж 122 года назад Николаем Семеновичем Лесковым звучат современно для нашего 1999 года.
Использованная литература:
1. Собрание сочинений в двенадцати томах. Н. С. Лесков тАЬПравдатАЭ 1989 год.
2. Жизнь Николая Лескова по его личным семейным и несемейным записям и памятям. А. Н. Лесков тАЬХудожественная литературатАЭ 1984 год.
3. Энергическая бестактность. Н. С. Лесков тАЬПравославное обозрениетАЭ 1876 год.
Вместе с этим смотрят:
Житие как жанр древнерусской литературыЖурнально-публицистическая деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина
Заглавия книг А. А. Ахматовой как метатекст
Западно-Европейская поэзия эпохи Возрождения