Литература XVIII столетия

Литература 18 столетия

Ва

Основным направлением в литературе XVIII в. стал классицизм (от лат. classicus тАФ образцовый) . Этот стиль развился в результате творческого освоения форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи Возрождения. Художник, по мысли основоположников классицизма, постигает действительность, чтобы затем отобразить в своем творчестве не конкретного человека с его страстями, а тип человека, миф, словом, вечное во временном, идеальное в реальном. Если это герой тАФ то без недостатков, если персонаж сатирический тАФ то до конца низменный. Классицизм не допускал смешения тАЬвысокоготАЭ и тАЬнизкого, а потому между жанрами (например, трагедией и комедией) устанавливались границы, которые не нарушались.

Русский классицизм придавал особое значение тАЬвысокимтАЭ жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде. Создателем жанра оды в русской литературе стал М. В. Ломоносов, трагедии тАФ А. П. Сумароков. В одах соединялись лирика и публицистика, позволявшая не только восхвалять царей, но и как бы тАЬучитьтАЭ их. Русские трагедии, как правило, писались не на античном материале тАФ их героями были деятели отечественной истории.

С 70-х годов XVIII в. в литературе возникает новое направление тАФ сентиментализм. С ним появляются новые жанры: путешествие и чувствительная повесть. Особая заслуга в развитии этого жанра принадлежит Н. М. Карамзину (повесть тАЬБедная ЛизатАЭ , тАЬПисьма русского путешественникатАЭ ) . В литературу вторгался новый взгляд на жизнь, возникала новая структура повествования: писатель внимательнее всматривался в действительность, изображал ее более правдиво.

Давая характеристику писателю или поэту, нельзя ограничиться лишь механическим причислением их творчества к тому или иному направлению. У каждого художника тАФ своя уникальная судьба..

Антиох Камтемир (1708тАФ1744)

Русский писатель Антиох Кантемир был младшим сыном молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича, приехавшего в Россию в 1711 г. Советник Петра 1, князь Дмитрий был известен также и как автор научных трудов (тАЬОписание МолдавиитАЭ , тАЬИстория возвышения и упадка Оттоманской империитАЭ и др.) По матери А. Кантемир был потомком византийских императоров. Недолгое время он учился в Славяно-греко-латинской академии. Увлеченный преобразованиями Петра Великого, Антиох Кантемир возлагал все надежды на монархическую власть. В своих сатирах он высмеивал тАЬзлонравныхтАЭ дворян и церковников. В этом жанре им было написано девять произведений (тАЬНа хулящих учениетАЭ , тАЬНа зависть и гордость дворян злонравных..тАЭ , тАЬО воспитаниитАЭ , тАЬНа человеческие злонравия вообще..тАЭ и др.) . 1 января 1732 г. А. Кантемир был назначен русским послом в Лондоне. Именно в это время расцветает его литературный талант. Он много пишет и переводит. Переведенная им книга Фонтенеля тАЬРазговор о множестве мировтАЭ была при Елизавете Петровне запрещена как тАЬпротивная вере и нравственноститАЭ . А. Кантемир написал также религиозно-философское произведение тАЬПисьма о природе и человекетАЭ . Умер он молодым 31 марта 1744 г. в Париже и был погребен в московском Никольском греческом монастыре.

В. К. Тредиаковский (1703тАФ1768)

Поэт и филолог Василий Кириллович Тредиаковский родился в Астрахани, в семье священника. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. В 1726 г. бежал за границу, в Голландию, позднее перебрался во Францию. В Сорбонне изучал богословие, математику и философию. В 1730 г. он вернулся в Россию, став одним из самых образованных людей своего времени и первым русским академиком. В том же году за счет своего покровителя, князя А. Б. Куракина, издал первое печатное произведениетАФ тАЬЕзда в остров любвитАЭ , перевод старинной книги французского автора. Были там и стихи самого Тредиаковского. Издание сразу сделало его знаменитым, модным поэтом. В 1733 г. В. К. Тредиаковскому поручено было в Академии наук тАЬвычищать язык русской пишучи как стихами, так и не стихами; давать лекции, ежели от него потребовано будет; окончить грамматику, которую он начал, и трудиться совокупно с прочими.. переводить с французского на русский язык все, что ему даетсятАЭ . По-разному относились к нему современники: одних он удивлял своей образованностью, знанием латинского, французского, итальянского языков, красноречием, других поражал лакейством придворного поэта, способного на грубую лесть и самоунижение. При поднесении императрице Анне Иоанновне своих од Тредиаковский должен был ползти на коленях от самых дверей залы до трона.. Поведение Тредиаковского, в самом деле, не всегда отличалось благородством, но и власть в эту пору не стеснялась собственной грубости и жестокости. Искренне преданный русской словесности В. К. Тредиаковский был автором десятков томов переводов и блестящим знатоком теории европейской поэзии. В 40-х годах XVIII в., в елизаветинское время, поэтическую пальму первенства отобрали у него М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков.

А. П. Сумароков (1718тАФ1777)

Среди предков Александра Петровича Сумарокова, поэта и театрального деятеля, известен Иван Богданович, который спас на охоте царя Алексея Михайловича от медведя, за что получил прозвище Орел. Его родной племянник тАФ отец поэта Петр Панкратьевич дослужился до чина действительного статского советника и был по меркам того времени человеком широко образованным. В 13 лет А. П. Сумароков был отдан в тАЬрыцарскую академиютАЭ тАФ Сухопутный шляхетский корпус. Здесь оказалось так много любителей русской словесности, что было даже организовано тАЬобществотАЭ : в свободное время кадеты читали друг другу свои произведения. Открылся талант и у Сумарокова, он увлекся французскими песенками, по их образцу стал сочинять русские. Песни его дошли до императорского двора, их исполняли в аристократических салонах. Одно из наиболее зрелых произведений этой поры тАФ поэтическое послание А. П. Сумарокова к своему товарищу М. М. Хераскову. В кадетском корпусе впервые разыгрывали трагедию А. П. Сумарокова тАЬХоревтАЭ . Герои ее тАФ киевский князь Кий, его брат и наследник престола Хорев, Оснельда, дочь бывшего киевского князя Завлоха, боярин Сталверх. Все они тАФ люди благородные, исполненные чувства долга. Отрицательные персонажи тАФ весь тАЬподлый народтАЭ . Хорев и Оснельда любят друг друга, но их брак невозможен из-за вражды Кия и Завлоха. В конце трагедии влюбленные гибнут. Обращение к отечественной истории было, конечно, достаточно формальным: первые русские трагедии подражали французским образцам. Елизавета Петровна узнала о постановке тАФ и спектакль был повторен уже при императорском дворе.

А. П. Сумароков писал не только трагедии (тАЬПустынниктАЭ (1757) ; тАЬЯрополк и ДимизатАЭ (1758) и др.) , но и комедии. Одна из лучших тАФ тАЬОпекунтАЭ , поставленная в 1768 г. Прототипом главного действующего лица, ростовщика Чужехватова, стал зять автора. Поэт так описал его в прошении, поданном императрице: тАЬЧеловек праздный, прибытко-жадный, непросвещенный и кроме часовника ничего не читавший.. Науки он называет календарем, стихотворство лихою болестью, воспитательный дом непристойным именемтАЭ . У Сумарокова был тяжелый, крайне неуживчивый характер, необузданный нрав. Он мог, например, яростно обругать человека, помешавшего ему писать, а однажды в бешенстве погнался за слугой с обнаженной шпагой и не заметил, как оказался.. в пруду. Естественно, что почти со всеми родственниками он был в ссоре. Сама Екатерина II вынуждена была однажды вмешаться в отношения поэта с матерью.

Одним из первых Сумароков воспользовался реальной свободой печати, появившейся с восшествием на престол Екатерины II. Он публично изложил свои мысли об идеальном устройстве общества: тАЬСделать русских крепостных людей вольными нельзя.. будет ужасное несогласие между помещиками и крестьянами, ради усмирения которых потребны многие полки; и непрестанная будет в государстве междоусобная брань.. А это примечено, что помещики крестьян, а крестьяне помещиков очень любят, а наш низкий народ никаких благородных чувствий еще не имееттАЭ .

Екатерина II с раздражением написала на полях рукописи А. П. Сумарокова: тАЬГосподин Сумароков хороший поэт, но слишком скоро думает, чтобы быть хорошим законодавцом, он связи довольной в мыслях не имееттАЭ .

Сумароков дослужился до чина действительного статского советника и стал популярнейшим поэтом своей эпохи. Его перу принадлежали также философские и математические труды. Последние годы он провел в Москве. Слава его увядала. Желчный поэт имел много врагов, и они ему мстили. Сумароков жаловался Г. А. Потемкину: тАЬЯ человек. У меня пылали и пылают страсти. А у гонителей моих ледяные перья приказные: им любо будет, если я умру с голода или с холодатАЭ . Преследуемый, несчастный поэт пристрастился к спиртному, что и ускорило его смерть.

Д. И. Фонвизин (1745тАФ1792)

Волшебный край!

Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

тАФ писал А. С. Пушкин в тАЬЕвгении ОнегинетАЭ . И в самом деле, тАЬдруг свободытАЭ острее, чем кто-либо в конце XVIII в., чувствовал историческое зло тАФ отсутствие в России тАЬгосударственных законовтАЭ . А потому тАФ пророчески писал: тАЬГде.. произвол одного есть закон верховный, там прочная общая связь и существовать не может; там есть государство, но нет отечества, есть подданные, но нет граждан, нет того политического тела, которого члены соединялись бы узлом взаимных прав и обязанностейтАЭ .

Д. И. Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 г. (по другим сведениям тАФ 1744 г.) . Отец его, служивший в Ревизион-коллегии и вышедший в отставку в 1762 г., был замечательный человек, бескорыстный, честный, о котором сын вспоминал с теплотой и гордостью: тАЬВ передних тогдашних знатных вельмож никто его не видывалтАЭ . Некоторые его черты нашли воплощение в положительных героях писателя.

В 1762 г. Фонвизин закончил дворянскую гимназию при Московском университете и поступил на службу в коллегию Иностранных дел. С 1769 г. он тАФ один из секретарей графа Н. И. Панина.

В середине 60-х годов XVIII в. Фонвизин становится известным писателем. Славу ему принесла комедия тАЬБригадиртАЭ . Ее действующие лиц тАФ дворяне. Комедийный конфликт, казалось бы, традиционен: благовоспитанной девушке навязывают в женихи несимпатичного и неумного Иванушку. Он, только что побывавший в Париже, с презрением относится ко всему, что видит у себя дома: тАЬВсякий, кто был в Париже, имеет уже право, говоря про русских, не включать себя в число тех, затем, что он уже стал более француз, нежели русскийтАЭ . Успех тАЬБригадиратАЭ был оглушительным. Н. И. Панин говорил про героиню комедии Акулину Тимофеевну: тАЬКогда он (Д. И. Фонвизин) роль ее читает, то я самое ее вижу и слышутАЭ . В русской литературе рождался новый тАФ подлинный тАФ характер героев.

В 1787 г. Д. И. Фонвизин побывал во Франции. Восхищенный развитием в этой стране тАЬфабрик и мануфактуртАЭ , театрального драматического искусства, писатель разглядел и другое: тАЬПервое право каждого француза есть вольность; но истинное настоящее его состояние есть рабство, ибо бедный человек не может снискивать своего пропитания иначе, как рабскою работою, а если захочет пользоваться драгоценною своею вольностью, то должен будет умереть с голодутАЭ .

В последние годы жизни Д. И. Фонвизин напряженно думал о высоких обязанностях русского дворянства. В забвении дворянством собственного долга перед страной он видел корень всех общественных бед. В 1783 г. писатель обращался к Екатерине II: тАЬМне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие.. Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих. Я дворянин, и вот что растерзало мое сердцетАЭ .

Одно из самых значительных произведений Д. И. ФонвизинатАФ комедия тАЬНедоросльтАЭ .

тАЬЭта комедия тАФ бесподобное зеркалотАЭ , тАФ писал о тАЬНедорослетАЭ В. О. Ключевский. И добавлял: тАЬКомедия не лиц, а положенийтАЭ . Почему же литературное произведение XVIII века вызвало столетие спустя жгучий интерес великого историка? тАЬФонвизин взял героев тАЬНедорослятАЭ прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений.. Эти герои, выхваченные из общественного толока для забавы театральной публики, оказались вовсе не забавны, а просто нетерпимы ни в каком благоустроенном обществе: автор взял их на время для показа из-под полицейского надзора, куда и поспешил возвратить их в конце пьесы при содействии чиновника Правдина..тАЭ , тАФ писал историк.

Что же объясняет нам тАЬНедоросльтАЭ своими художественными образами, как помогает понять XVIII век? Когда госпоже Простаковой захотелось высечь свою дворню, всех слуг, ей заметили, что никто не волен тиранствовать. И вот тогда из глубины простаковской души вырвалось знаменательное возражение: тАЬНе волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан указ о вольности дворянства?тАЭ В этих словах тАФ исторический смысл комедии. Простакова тАФ тАЬмастерица толковать указытАЭ тАФ хотела сказать: существует закон, оправдывающий ее беззаконие.

Многие дворяне, не привыкшие к самостоятельной ответственности, поняли подписанный Петром III указ как освобождение от всех обязанностей и получение новых прав по отношению к крепостным. тАЬЗначительная часть дворянства в прошлом столетии не понимала исторически сложившегося положения своего сословия, и недоросль, фонвизинский недоросль Митрофан, был жертвой этого непониманиятАЭ , тАФ писал В. О. Ключевский. Комедия Д. И. Фонвизина отразила момент перелома в положении русского дворянства. Оно освобождалось от рабской привязанности к государству, но еще с трудом привыкало к мысли о гражданской ответственности.

Дворянству предстояло освоить новую роль тАФ хозяина на земле, рачительного, доброго, бережливого, сознающего свой долг, свои права и обязанности. Только постигнув эти азы свободы и вольности, можно было искупить тАЬисторический грехтАЭ обладания крепостными тАЬдушамитАЭ . В ту осень 1782 г., когда актеры впервые смешили публику, представляя на сцене Митрофанушку и госпожу Простакову, произошло знаменательное событие: был открыт памятник Петру Первому. Если бы дворяне учились, как того хотел великий преобразователь, то Фонвизин написал бы оду. Вышла же комедия. Писатель из своего XVIII века как бы предупреждал грядущие поколения дворян: тАЬкомедиятАЭ может кончиться настоящей драмой..

А. Н. Радищев (1749тАФ1802)

Александр Николаевич Радищев родился в Москве, детство провел в саратовском имении. Богатейшим помещикам Радищевым принадлежали тысячи крепостных душ. Во время восстания Пугачева крестьяне их не выдали, спрятали по дворам, измазав сажей и грязью, тАФ помнили, что хозяева добрые. В юности А. Н. Радищев был пажом Екатерины II. Вместе с другими образованными юношами его отправляют в Лейпциг учиться, а в 1771 г. 22-летний Радищев возвращается в Россию и становится протоколистом Сената. По долгу службы ему приходилось иметь дело со множеством судебных документов. В 1775 г., выйдя в отставку в чине секунд-майора, он женится на Анне Васильевне Рубановой (у них родится четверо детей) . В 1777 г. Радищев тАФ на гражданской службе в Петербургской таможне в чине коллежского асессора. Служил, по-видимому, успешно: был награжден орденом, а в 1780 г. получил повышение тАФ стал помощником управляющего таможней. А тем временем уже сочинялись первые главы тАЬПутешествия из Петербурга в МосквутАЭ . 22 июля 1789 г. тАФ через несколько недель после начала Великой Французской революции тАФ петербургский обер-полицмейстер разрешает публикацию книги А. Н. Радищева. В январе -1790 г. книга была набрана в домашней типографии писателя. В конце мая тАФ начале июня она выходит тиражом около 600 экземпляров. На титульном листе нет имени автора. Эпиграф тАФ тАЬЧудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяйтАЭ тАФ символизировал ненавистное крепостное право и был взят Радищевым из поэмы В. К. Тредиаковского тАЬТелемахиадатАЭ . В поэме чудище было тАЬтризевнотАЭ (с тремя глотками) . У РадищеватАФ тАЬстозевнотАЭ .

25 июня 1790 г. экземпляр тАЬПутешествия..тАЭ был на столе у Екатерины II.

После смерти Екатерины II А. Н. Радищев был переведен в ссылку в Калугу, и лишь Александр 1 в 1801 тАФ 1802 гг. амнистировал его и разрешил вернуться в Петербург..

Еще в Сибири, в Илимском остроге, Радищев узнает о событиях Французской революции, о казни королевской четы, о страшной якобинской диктатуре, унесшей тысячи жизней, о взаимном истреблении якобинцами друг друга, о реакции, наконец, тАФ о появлении нового деспота, Наполеона. Ему революция виделась иной.. Наступило жестокое разочарование: тАЬИз мучительства рождается вольность, из вольности рабствотАЭ .

При императоре Александре 1 недавний ссыльный становится важной персоной, участвует в разработке законов империи тАФ и тем не менее, внешнее благополучие отравлено тяжкими сомнениями. Писатель не выдерживает их тАФ кончает жизнь самоубийством. Чем объяснить его решение? В революции он разочаровался, в мирном просветительстве не видел смысла, светский круг, в его представлении сплошь крепостнический, был ему ненавистен.

Писатель ушел из жизни, а книга, из 600 экземпляров которой уцелели от сожжения лишь 26, тАФ стала бессмертной.

Г. Р. Державин (1743тАФ1816)

Знаменитейший русский поэт конца XVIII в. Гаврила Романович Державин родился в Казани в семье армейского офицера. В детстве он был хилым, слабым, но зато отличался тАЬчрезвычайной к наукам склонностьютАЭ . В II лет он потерял отца. Его мать, оставшаяся с детьми без средств к существованию, вынуждена была, по была, по воспоминаниям поэта, тАЬходить по судьям, стоять у них в передних у дверей по несколько часов.. но когда выходили, не хотел никто выслушать ее порядочно, но все с жестокосердием ее проходили мимо, и она должна была ни с чем возвращаться домойтАЭ . Мальчик на всю жизнь запомнил эти унижения. В 1759 г. Державин все же поступил в Казани в гимназию. Хотя учили в ней плохо, будущий великий поэт усовершенствовался в немецком языке, пристрастился к рисованию и черчению, научился танцевать и фехтовать. Недостатки образования он восполнял чтением.

В 1762 г. Г. Р. Державин поступает на военную службу. Она оставила в его душе горестные воспоминания. Тяжелая черная работа отупляла, кутежи казались единственной отдушиной. Державин, натура увлекающаяся, пристрастился к азартным играм и однажды проиграл в карты деньги, присланные матерью на покупку имения. Державин писал о себе в воспоминаниях в третьем лице: тАЬЕздил, так сказать, с отчаяния, день и ночь по трактирам, искать игры. Познакомился с игроками, или, лучше, с прикрытыми благопристойными поступками и одеждою разбойниками; у них научился заговорам, как новичков заводить в игру, подборам карт, подделкам и всяким игрецким мошенничествамтАЭ . Правда, до тАЬковарного предательстватАЭ не опускался. На помощь нравственно чистой натуре Державина пришла возвышавшая душу поэзия: тАЬЕсли же и случалось, что не на что не токмо играть, но и жить, то запершись дома, ел хлеб с водою и марал стихи при слабом иногда свете полушечной сальной свечки или при сиянии солнечном сквозь щелки затворенных ставнейтАЭ . тАЬМаратьтАЭ начал он еще в гимназии. В казарме волей-неволей пришлось забыть и о науках, но иногда он все же умудрялся читать случайно добытые русские и немецкие книги.

После десятилетней солдатской службы Г. Р. Державин был произведен в офицеры и в' 1773 г. лично явился к генералу А. И. Бибикову, командующему войсками, посланными подавлять восстание Пугачева, с просьбой взять его с собой в Казань. В последующие четыре года службы Державин проявил себя находчивым, сообразительным офицером и сумел обратить на себя внимание начальства. Во время пугачевского восстания оренбургское имение Державина сильно пострадало: две недели в нем находился на постое обоз в 40 тыс. телег, везший в армию провиант. Солдаты тАЬразорили крестьян до основаниятАЭ . Тяжких трудов стоило Державину добиться хоть какой-то компенсации.

В 1777 г. тАЬпо неспособноститАЭ к военной службе он тАЬвыпускался в штатнуютАЭ службу с пожалованием 300 душ в Белоруссии. Державин имел все основания считать себя обиженным. Гораздо удачливее оказался он в картах и в любви. В 1775 г., тАЬимея в кармане всего 50 рублейтАЭ , выиграл 40 000 руб., а в 1778 г. женился на любимой девушке и был счастлив в браке.

Публикуя свои первые поэтические произведения, Г. Р. Державин признавался, что тАЬв выражении и слоге старался подражать Ломоносову, но так как не имел его таланта, то это и не удавалосьтАЭ .

Державин точно определил время своего творческого перерождения: тАЬНе хотел парить, но не мог постоянно выдерживать изящным подбором слов, свойственных одному Ломоносову, великолепия и пышности речи. Поэтому с 1779 г. избрал я совершенно особый путьтАЭ . Путь этот действительно особый тАФ державинский. Первые оды, написанные после 1779 г., отличались небывалой в русской поэзии звучностью стиха, силой поэтического выражения.

тАЬФелицатАЭ , опубликованная в 1783 г., вызвала настоящий восторг читателей. Это произведение было ново и по форме, и по содержанию. Прежние высокопарные оды стали уже тАЬдокучатьтАЭ всем, их тАЬбумажный громтАЭ раздражал. В тАЬФелицетАЭ читатель встретил живую поэзию, пронизанную жизненными реалиями, которые без труда угадывались. Название оды связано со тАЬСказкой о царевиче ХлоретАЭ тАФ нравоучительной аллегорией, которую сама императрица написала для внука тАФ Александра Павловича. Героиня сказки тАФ дочь киргизского хана Фелица, помогает царевичу найти розу без шипов. Но разве такое бывает? Да, роза без шипов тАФ это добродетель.

Читатель угадывал намеки поэта и на придворных: тАЬСкачу к портному по кафтантАЭ тАФ характерное времяпрепровождение Г. А. Потемкина; тАЬЕзжу на охоту/И забавляюсь лаем псовтАЭ тАФ характеристика П. И. Панина; тАЬЯ тешусь по ночам рогамитАЭ тАФ музыку охотничьих рожков ввел в моду обер-егермейстер С. К. Нарышкин; тАЬПолкана и Бову читаютАЭ тАФ это про непосредственного начальника Державина князя Вяземского, который забавлялся тем, что заставлял подчиненных читать ему вслух лубочные романы..

Друзья Державина отговаривали его печатать столь дерзкую оду, но Екатерине II она понравилась. Более того, императрица с ехидством дарила тАЬФелицутАЭ своим приближенным, подчеркивая те места, которые относились к грешкам получателя.

В 1784 г. Г. Р. Державин, испортив отношения с начальством в Сенате, вынужден был выйти в отставку. Но в том же году был назначен олонецким губернатором. Не ужившись с наместником края, он был переведен губернатором в Тамбов тАФ и тут испортил отношения с наместником! Поэт-губернатор оказался даже под судом. Началось долгое разбирательство. Державин прибыл в Петербург тАЬдоказать императрице и государству, что он способен к делам, неповинен руками, чист сердцем и верен в возложенных на него должностяхтАЭ . Державину передали, что императрица не может обвинить автора ФелицытАЭ , тАФ ему приказано было явиться ко двору. Державин писал о себе в третьем лице: тАЬУдостоясь с благоволением лобызать руку монархини и обедав с нею за одним столом, он размышлял сам себе, что он такое: виноват или не виноват? в службе или не в службе?тАЭ Более двух лет поэт, жаждавший государственной деятельности, ждал ответа и, не теряя времени, писал оды. Одну из них тАФ тАЬИзображение ФелицытАЭ (1789) тАФ он вновь посвятил Екатерине. Столь же большой успех имела ода тАЬНа взятие ИзмаилатАЭ . Теперь многие царедворцы мечтали, чтобы Державин посвятил им тАЬпохвальные стихитАЭ . В 1791 г. поэт был назначен статс-секретарем Екатерины II.

Это был знак особой милости. Но служба и на столь почетном поприще оказалась для Г. Р. Державина неудачной. Он вмешивался в дела, боролся с бюрократией тАФ тАЬканцелярской крючкотворной дружинойтАЭ , а от него ждали совсем не этого. Екатерина II не раз намекала, что ему следует писать нечто тАЬв роде оды ФелицытАЭ . Но поэт не обнаруживал прилива чувств, вдохновения. тАЬОхладел духомтАЭ , тАФ писал он о себе. Может быть, потому, что Державин ближе узнал двор и видел теперь Екатерину II в ином свете? Императрица тоже охладела к поэту, удалив от себя и назначив сенатором. Державин и в Сенате со всеми перессорился: жить тАЬкак всетАЭ мешали упорство, усердие, служебное рвение. Даже по воскресным дням он ездил в Сенат.

В 1796 г. (после многих служебных неурядиц и личных драм) он написал, подражая оде Горация тАЬК МельпоменетАЭ , стихотворение тАЬПамятниктАЭ .

С вступлением на престол Павла 1 положение Г. Р. Державина в целом не изменилось, несмотря на то что вначале он подвергся со стороны монарха гонению тАЬза непристойный ответ, государю учиненныйтАЭ . Продолжал служить Г. Р. Держа-тАЭ вин и при Александре 1, был даже министром юстиции (1802тАФ 1803) . Но дух преобразований он порицал и планам нового императора не сочувствовал. В 1807 г. окончательно вышел в отставку, после чего проводил время в основном в деревне Званке Новгородского уезда.

Вместе с этим смотрят:

Литература Древнего Рима
Литературные критики о произведениях Пушкина
Любимая героиня Льва Николаевича Толстого
Любовная лирика А. С. Пушкина