Литература Древнего Рима
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Содержание
I. Зарождение литературы в Риме
- Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.
- Ранние формы римской прозы
- Первые римские поэты
- Плавт
- Теренций
- Сатиры Луцилия
II. Римская литература позднереспубликанского периода
- Римская проза
- Римская поэзия I в. до н.э.
III. Литература ранней Империи
- Литературная жизнь эпохи Августа
- Вергилий
- Творчество Горация
IV. Римская литература I-II вв. н.э.
- Общий характер литературы
- Марциал
- Ювенал
V. Литература поздней Римской империи
VI. Литературное наследие Римской цивилизации
XII. Список литературы
I. Зарождение литературы в Риме
- Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.
Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы
римские сюжеты и некоторые римские формы. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом.
Так возник религиозный гимн, священная песнь (carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов.
В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Одним из видов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвящённая Л. Корнелию Сципиону Бородатому, которая также даёт образец сатурнического размера. Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронные песни, исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания, также слагавшиеся стихами. Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами.
Зачатки римской народной драмы следует искать в различных сельских празднествах, но развитие ее связано с влиянием соседних народов. Основным видом драматических представлений были ателланы.
Оки появились в Этрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта форма осками, и самое название ВлателланВ» происходит от кампанского города Ателлы. Ателланы были особыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни и жизни маленьких городов.
В ателланах в главных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.). Первоначально ателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н. э., эта импровизационная форма была использована римскими драматургами как особый комедийный жанр.
2. Ранние формы римской прозы
К древним временам относится и начало римской прозы. В раннюю эпоху появляются писаные законы, договоры, богослужебные книги. Условия общественной жизни способствовали развитию красноречия. Некоторые из произнесённых речей были записаны.
Цицерону, например, была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая в сенате по поводу предложения Пирра заключить с ним мир. Находим мы указания и на то, что уже в раннюю эпоху появляются в Риме надгробные речи.
3. Первые римские поэты
Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык ВлОдиссеюВ».
По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей своего патрона и других аристократов. Перевод ВлОдиссеиВ» был выполнен сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по переводу ВлОдиссеиВ», сделанному Андроником.
Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений.
При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около 274тАФ204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическое произведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории.
Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.
Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм тАУтогу с пурпурной каймой, тАУ сочинения эти называются fabulae praetextae.
Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: ВлСудьбою злой Метеллы в Риме консулыВ». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось удалиться из Рима.
После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния(239-169 гг.). Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пунической войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился с Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Энний жил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Энний получил права римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близок он был к кружку Сципионов.
Главным произведением Энния была ВлЛетописьВ» (ВлAnnalesВ»), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческие стихотворные размеры, основанные на определенных чередованиях долгих и коротких звуков, могли быть использованы и для латинской поэзии.
Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один из лучших поэтов.
От сочинения всех трёх перечисленных поэтовтАФЛивия, Андроника, Невия и Энния тАФ до настоящего времени дошли лишь отрывки.
3.1. Плавт
Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254тАФ184 гг.). Плавт родился в Умбрии. Прибыв в Рим, он поступил служителем в труппу актёров, затем занимался торговлей, но неудачно, после этого работал по найму, а в свободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать. Дальнейшая судьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он в 184 г. Плавту пришлось много путешествовать, встречаться с людьми, принадлежавшими к самым разнообразным прослойкам населения Италии.
По сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются подражательными. Они созданы под влиянием новоаттической комедии, которая в отличие от политической комедии классической эпохи была комедией бытовой. Герои Плавта носят греческие имена, действие его комедий происходит в греческих городах. В комедиях Плавта, как и в новоаттической комедии, фигурируют условные типы.
Большую роль играют в пьесах рабы; почти всегда фигурируют в комедии прихлебатель (паразит) и сводник; женские роли несколько однообразны; на сцене они исполнялись мужчинами. В основе комедии обычно лежит любопытная интрига. Все комедии Плавта кончаются благополучно для главных героев.
Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется ВлАмфитрионВ». Сюжет в ней следующий. Фиванец Амфитрион отправляется на войну. К его жене приходит Юпитер в образе самого Амфитриона и Меркурий в обличье амфитрионова слуги. Через некоторое время возвращается истинный слуга, чтобы уведомить о приезде своего господина его жену, но его изгоняют из дома. Такая же участь постигает и самого Амфитриона. Жена не признает его и уверяет, что муж её давно уже возвратился. Наконец, боги решили удалиться. Юпитер открыл Амфитриону всю тайну и вместе с Меркурием улетел на небо. Амфитрион счастлив, что сам Юпитер снизошёл к его жене.
Большей популярностью пользовалась комедия ВлХвастливый воинВ». Действие происходит в Эфесе. Главное действующее лицо тАФ Пиргополиник тАФ воин, состоящий на службе у Селевка. Ему удалось увезти из Афин девушку. В Эфес приезжает афинский юноша, её возлюбленный, который прилагает усилия к тому, чтобы освободить девушку. Главное участие принимают в этом раб Палестрон и добрый старец, сосед воина. Клиентка старца прикинулась влюблённой в воина, назначила ему свидание, и тот, желая освободиться от афинской девушки, отпустил её с богатыми подарками. В последнем действии интрига раскрывается, хвастливый воин при всеобщем смехе избивается рабами мудрого старца. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается
в греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых откликов на римскую действительность.
У Плавта не было патронов-аристократов, он зависел, прежде всего, от массового зрителя, в его комедиях отражаются в известной степени интересы и взгляды широких масс городского плебса. Мы находим в его комедиях протест против ростовщичества, против аристократического чванства. Комедия ВлХвастливый воинВ» была направлена, вероятно, против наемных войск и напоминала зрителям о победе над Ганнибалом.
Сюжети Плавта не оригинальны, в его комедиях выведены условные типы, но у Плавта неподражаемы комические ситуации. Они легко запоминаются. Плавт создал язык комедии, который отличается свежестью и разнообразием; искусно пользуясь игрой слов, он создавал новые образные выражения, удачно вводил неологизмы, пародировал выражения, принятые в официальном языке и в суде. Многое он взял из разговорной речи, из языка низших классов. В языке Плавта найдётся немало грубых выражений, но тем не менее, он считался образцовым.
3.2. Теренций
К кругу Сципиона Эмилиана принадлежал другой автор комедий, Публий Теренций Африканец (около 190тАФ159 гг.). Он был родом из Карфагена и ещё в раннем возрасте попал в Рим в качестве раба. Его господин дал ему образование и отпустил на волю.
Теренций вращался в кругах высшего римского общества, и его комедии рассчитаны на образованных зрителей. Теренций тоже подражал греческим авторам, а больше всего тАУ Менандру, знаменитому автору новоаттической комедии. Все произведения Теренция отличались изяществом языка. В этом отношении они считались образцами и неоднократно комментировались грамматиками.
3.3. Сатиры Луцилия
Другой представитель сципионова кружка, Луцилий (180тАФ102 гг.) известен своими сатирами, в которых отразилась общественная жизнь эпохи. Луцилий нападал на пороки современного ему общества: он осуждал клятвопреступление, жадность и роскошь, но наряду с этим он касался литературных и других тем. Слово satura первоначально обозначало блюдо, состоящее из разных плодов, и до Луцилия имело различные значения. Луцилий применил его к своим произведениям, чтобы указать на смешанную литературную форму, но с его времени это понятие относится обычно к дидактическим произведениям, ставящим своей целью осуждение пороков и исправление нравов современного поэту общества. От сатир Луцилия сохранились лишь отрывки.
Со времени Луцилия сатира стала чисто римским литературным жанром, получившим своё развитие в последующую эпоху. В период с конца III в. до середины II в. до н. э. Римская литература, вначале подражательная, постепенно приобретает оригинальные черты и развивается самостоятельно. Литература знакомила римское общество с новыми идеями, она способствовала созданию того латинского языка, который изучался потом в течение многих столетий.
II. Римская литература позднереспубликанского периода
- Римская проза
- Гай Юлий Цезарь
Видное место в римской литературе конца Республики занимает Гай Юлий Цезарь. За ним утвердилась слава второго, после Цицерона, римского оратора. Замечательными и по форме и по содержанию являются его военные мемуары, известные под названием ВлЗаписок о Галльской войнеВ» и ВлЗаписок о гражданской войнеВ». Ему принадлежали и другие, не дошедшие до нас сочинения. Как оратор Цезарь примыкал к аттицистам. Речей его не сохранилось, но Цицерон называл их изящными и говорил об умении Цезаря держаться на трибуне; произносились они, говорится в другом источнике, с таким же пылом, с каким Цезарь вел войны.
Мемуары Цезаря преследовали политические цели. ВлЗаписки о Галльской войнеВ» оправдывали его войны в Галлии и указывали на значение новых завоеваний. ВлЗаписки о гражданской войнеВ» возлагали всю ответственность за войну на противников Цезаря и показывали их военную неспособность.
Рассказ Цезаря поражает своею последовательностью и ясностью. Суждения его о своих действиях отличаются сдержанностью, нигде не даёт он комментариев тем своим поступкам и мероприятиям, о которых повествует. Живому и непринуждённому рассказу соответствует простой и отточенный язык. Цицерон находил ВлЗапискиВ» Цезаря прелестными; по его словам, они лишены искусственных приёмов, как бы обнажены.
Тот жанр, к какому принадлежат ВлЗапискиВ» Цезаря, нашёл своих подражателей: близкий к Цезарю офицер его Гирций (консул 43 г., погибший при Мутине) продолжил труд Цезаря и написал восьмую книгу ВлЗаписок о Галльской войнеВ». Гирцием и другими участниками войн Цезаря описаны были и другие походы Цезаря.
1.2. Гай Саллюстий Крисп
Близко к мемуарной литературе стояли и исторические произведения, посвящённые отдельным событиям римской истории. Из историков того времени особенно прославился Гай Саллюстий Крисп, сторонник Цезаря. Его сочинения ВлО заговоре КатилиныВ», ВлЮгуртинская войнаВ» и даже ВлПисьма к ЦезарюВ» являются не только важными историческими источниками, но и крупными литературными произведениями.
1.3. Марк Теренций Варрон
Одним из самых плодовитых писателей того времени был Марк Теренций Варрон (116тАФ27 гг.). Он изумлял своих читателей разнообразием сюжетов, какие затрагивались в его произведениях, и количеством всего написанного.
Произведения Варрона охватывали, чуть ли не все отрасли знаний. Но Варрон не только прозаик, ему принадлежит и ряд поэтических произведений. Известностью пользовались его сатиры. На основании дошедших до нас отрывков мы можем сказать, что они преследовали определённые политические и дидактические цели. Бесплодным философским рассуждениям, например, противопоставляется римская житейская мудрость. Касался Варрон и животрепещущих политических вопросов. После установления первого триумвирата он издал сатиру под названием ВлТрёхглавое чудовищеВ».
2. Римская поэзия I в. до н. э.
Последний век Республики отмечен не только расцветом латинской прозы, но и выдающимися успехами в области поэтического творчества. Версификации учили в школах, и умение сочинять, стихи было признаком хорошего тона.
В римской поэзии того времени боролись два течения: одно из них стремилось найти пошло поэтические формы, использовать многообразные поэтические приемы, которые культивировались эллинистическими, особенно александрийскими, поэтами; другое отстаивало традиционную форму стихосложения, какая шла от Энния. Приверженцем этой формы считал себя Цицерон; к этому же течению примыкал и Тит Лукреций Кар, автор знаменитой философской поэмы ВлО природе вещейВ».
2.1. Тит Лукреций КарО жизни Лукреция нам мало известно. Свою поэму он посвящает претору Меммию, обращаясь к нему, как к равному. Возможно потому, что он принадлежал к высшему кругу, хотя некоторые склонны считать его человеком демократического происхождения. Христианский писатель IVтАФV вв. н. э. Иероним говорит, что от употребления любовного напитка Лукреций потерял рассудок, что писал он свою поэму лишь в те моменты, когда приходил в сознание, и жизнь кончил самоубийством. Однако в поэме нет никаких следов болезненности сознания; версия эта относится, видимо, к последующему периоду и сочинена противниками философии Лукреция.
Поэма ВлО природе вещейВ» тАФ философское произведение. Автор использовал ритмическую речь и многообразные формы поэтического изложения, чтобы сделать предмет своего сочинения доступным читателю. Излагая своё учение Влв звучных и сладких стихахВ», он поступает, по его словам, как врач, Влкоторый обмазывает мёдом края чаши, когда даёт детям горький целебный напитокВ».
Лукреций тАФ убеждённый сторонник и страстный проповедник учения Эпикура, которое, по его мнению, должно избавить людей от суеверия и дать им счастье.
Поэма начинается с гимна всеблагой Венере, олицетворению единой и вечно живой природы. В первой книге формулируется закон вечности материи как основа учения обо всём сущем: из ничего ничего не происходит, а всё рождается и произрастает от мельчайших первичных тел, из которых состоят все тела. Развитию этой мысли посвящена и значительная часть следующей книги.
В книге третьей трактуется вопрос о жизни и смерти. Лукреций отрицает бессмертие души. Дух и душа человека родятся и умирают вместе с телом. Поэтому смерть - неизбежный конец существования. В книге четвёртой устанавливается, что наши чувства являются основным источником познания вещей. В книге пятой развёрнута величественная картина мироздания. Мир возник вследствие разнообразных сцеплений отдельных тел. Мир не коснеет в своём положении, всё преходяще, природа вечно изменяется. Лукреций излагает историю образования земли и появления на ней живых существ. Он даёт набросок развития первобытного общества. Первые люди походили больше на животных, у них не было законов и правил общежития, среди них царило насилие. Но постепенно люди подчиняли себе силы природы, они научились делать огонь, стали пользоваться шкурами зверей, появилась семья, в результате договора возникло и общество. В книге шестой объясняются различные явления природы: грозы, землетрясения, колебания температуры, эпидемические болезни.
Поэма раскрывает целостное, в основе своей материалистическое и механистическое мировоззрение. Автор её тАФ не только рационалист-мыслитель, но и поэт, он не только изучает природу, но и преклоняется перед ней.
Некоторые описания (грозы, облачности) говорят о силе поэтического восприятия автором явлений природы. Одна из основных задач Лукреция тАФ освободить людей от страха смерти и от суеверий. Естественная картина мира не оставляет места для божественного вмешательства. В согласии с Эпикуром Лукреций говорит о том, что боги ведут безмятежную жизнь и не касаются людских дел. Бессилие человека перед природой, его беспомощность в объяснении её явлений были причинами религиозных заблуждений, которые могут быть источником всяких зол.
Идеал Лукреция тАФ мудрец, познавший законы жизни и природы, освободившийся от суеверия, удалившийся от треволнений и наслаждающийся своим душевным покоем. Эпикурейская этика в основе своей аполитична. Она оправдывает индивидуализм, отстранение человека от общественной жизни.
Жизни, полной суетливых забот, удалённой от природы и отягощённой борьбой, он предпочитает жизнь первобытного общества. Однако Лукрецию чужд пессимизм. Преклонение перед природой, вера в её неиссякаемые силы соединяются у него с апологией человеческого разума, проникающего в самые глубокие тайны мироздания и являющегося источником истинной мудрости. В этом сила оптимизма Лукреция.
Поэма ВлО природе вещейВ»тАФвеличайшее произведение мировой литературы, оно продолжает поражать глубиной мысли, и не раз являлось источником творческого вдохновения. Учение, в существе своём находящееся в противоречии со многими явлениями римского общественного уклада, наполненного обрядностью и суеверием, Лукреций облекал в традиционную латинскую поэтическую форму. Он следовал не александрийским образцам, а римскому поэту Эннию, к которому он относился с большим уважением.
Произведённая Лукрецием реформа стиха Энния имела значение для последующих поэтов, особенно для Вергилия. Ещё около 100 г. до н. э. появляются латинские стихотворения, написанные под влиянием александринизма. Направление это возникло при дворе Птолемеев, и для него характерны следующие черты: 1) подчёркнутая эрудиция автора (особенно в вопросах мифологии); 2) изящество и изысканность формы; 3) исключительное внимание к личным переживаниям, особенно любовным. В конце первой половины I в. александринизм входит в моду и в Риме. Он находит немало сторонников, главным образом среди аристократической молодёжи. Люди консервативного направления стояли за старый энниев стих, и Цицерон пренебрежительно называл новых поэтов неотериками (ВлюношиВ», Влнововводители).
2.2. Гай Валерий КатуллПервое место среди новых поэтов принадлежит, несомненно, Катуллу. Гай Валерий Катулл (около 87-54 гг. до н.э.) родился в транспаданском городе Вероне. Поселившись в Риме, он сблизился с представителями аристократической молодёжи, среди которой было немало талантливых людей.
Катуллу была хорошо известна греческая и эллинистическая поэзия. Ряд его стихотворений написан в чисто александрийском духе (ВлСвадьба Фетиды и ПелеяВ», две брачные песни тАФэпиталамии и др.). Катулл отдал дань той подчёркнутой учёности, которая требовалась от поэта александрийской школы, но вместе с тем он дал верные, полные реализма характеристики человеческих чувств и страстей. Особое значение приобрели в мировой литературе лирические стихотворения Катулла, главные из которых он посвятил своей возлюбленной Лесбии.
Под этим вымышленным именем скрывалась, как это установили ещё в древности, аристократка Клодия, сестра известного трибуна 58 г., не раз упоминаемая в произведениях Цицерона. Стихотворения Катулла знакомят нас с перипетиями всего романа: Катулл говорит о своей страсти, приводящей его к робости. За первым увлечением и радостью успеха последовало разочарование: у Катулла появляются подозрения, вызывающие ревность и вскоре подтверждающиеся. Катулл переживает противоположные чувства, с особенной силой запечатленные им в двустишии, начинающемся словами: ВлХоть ненавижу, люблюВ».
В конце концов, Катулл порывает с Клодией, и разрыв этот вызывает у него как бы оцепенение. Он молит богов избавить его от любовной болезни; он разочарован в любви и впоследствии не пожелал вернуться к своей прежней возлюбленной.
Любовь к Клодии тАФ не единственный мотив лирических произведений Катулла. Он пишет стихи о смерти любимого брата и многочисленные и разнообразные стихотворения, посвящённые друзьям. Замечательны стихи Катулла о природе. Стихотворение, обращённое к родному полуострову Сирмию, написано поэтом по возвращении из Вифинии; родные края дороже Катуллу всех других Влполуостровов и островов, тинийских и вифинских полейВ».
Таким образом, лирика Катулла отражает сложную гамму личных переживаний поэта. На него влияли не только александрийцы тАФ он находился под влиянием ранних греческих лириков (особенно Сафо и Архилоха). Катуллу удалось найти исключительные по силе и прелести слова для выражения сложных человеческих переживаний, и его можно с полным основанием считать первым крупным римским лирическим поэтом. В лирических произведениях Катулла наиболее ярко отражено развитие индивидуализма в римском обществе.
Катуллу не чужды были и политические мотивы. Отец его считался другом и гостем Цезаря, сам же Катулл вращался в кругу антицезарианской молодёжи; ему принадлежит несколько резких эпиграмм по адресу Цезаря и особенно по адресу любимца последнего, Мамурры. Правда, в одном из стихотворений Катулл восторгается успехами Цезаря в Британии.
В конце рассматриваемого периода начали свою деятельность выдающиеся поэты начала Империи тАФ Вергилий и Гораций, но произведения их, изданные ими в годы последних гражданских войн, неотделимы от всего их творчества, которое тесно связано с политическими и социальными отношениями времён принципата Августа.
III. Литература ранней Империи1. Литературная жизнь в эпоху Августа
Эпоха Августа тАФ период расцвета римской культуры. В его время были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое значение и в течение многих столетий оставались образцами. Эти произведения тАФ результат многовекового развития римской культуры, но в то же самое время они выражают те идейные течения, какие характерны для эпохи Августа.
Ко времени правления Августа относится расцвет римской поэзии. Гражданские войны не пресекли той линии развития, начало которой относится к середине I в. до н. э. Поэты августовой эпохи продолжали традиции Лукреция и Катулла.
Несомненное значение имел мир, установленный Августом, который особенно благоприятен был для привилегированных слоев италийского общества. Недаром все поэты тАФ италики по своему происхождению. Италия дала Риму таланты, сделавшие бессмертной римскую поэзию.
Для художественной прозы этого времени характерен исторический жанр. Выдающимся произведением эпохи является ВлИсторияВ» Тита Ливия. Другие исторические произведения эпохи Августа до нас не дошли. Многие из них, судя по тем скудным сведениям, какие имеются в нашем распоряжении, по-видимому, носили публицистический характер.
Век Цицерона тАФ расцвет римского красноречия. Риторика сохраняет своё значение в эпоху Августа; ее преподают в школах, она оказывает влияние на самые разнообразные литературные жанры. Но ораторское искусство начинает клониться к упадку, общественные условия не способствовали его процветанию. Тацит так объяснял это явление: ВлПродолжительное спокойствие, непрерывное бездействие народа, постоянная тишина в сенате и всего более строгие порядки принцепса умиротворили и самое красноречие, как и всё остальноеВ».
Вместе с тем эпоха АвгустатАФвремя творчества лучших римских поэтов. Старшие из нихтАФВергилий и Гораций - начали свою поэтическую деятельность ещё во времена гражданских войн.
2. Вергилий
Публий Вергилий Марон (70тАФ19 гг. до к, в.) родился в северной Италии, недалеко от города Мантуи, в семье богатого землевладельца, он получил хорошее образование, изучал литературу, риторику, был знаком с эпикурейской философией. Бурные события эпохи гражданских войн отразились и на судьбе Вергилия. Небольшое имение его должно было перейти к ветеранам. Его спасло, однако, заступничество друзей перед Октавианом. На этот раз Вергилий сохранил свою землю, но ему всё-таки пришлось потерять её при следующем разделе. Однако с помощью Мецената (в круг которого вошёл Вергилий) он стал собственником другого небольшого имения.
Вергилий приобрёл известность своими ВлБуколикамиВ». Они состоят из десяти стихотворений, эклог, написанных под влиянием идиллий греческого поэта III в. до н. э. Феокрита. В ряде эклог Вергилий изображает пастухов, состязающихся на лоне природы в поэтическом творчестве. Они воспевают окружающую природу, свои стада. В некоторых эклогах есть любовные мотивы; уделено значительное место и различным мифологическим образам. Как и у Феокрита, действие в некоторых эклогах происходит в Сицилии, в других же оно развёртывается в родной поэту северной Италии. В этих произведениях, посвящённых природе, мирным стадам и деревенской жизни, отразились и современные автору политические мотивы. В девятой эклоге говорится о безбожных воинах, которые захватывают землю. В первой эклоге (написанной, вероятно, позднее других) один из пастухов вынужден оставить родную пашню, другой же обещает возносить молитвы в честь нового божества, которое находится в Риме и под которым Вергилий разумел, несомненно, Октавиана.
Несколько особняком стоит эклога четвертая, написанная в 40г., после Брундизийского мира. В ней автор предсказывает рождение божественного младенца, который принесёт на землю мир и счастье людям. Эта эклога не похожа на другие; она носит характер торжественного пророчества. Уже в древности спорили о том, кого имел Вергилий и виду под предвечным младенцем, рождение которого предсказывал. Комментаторы видели в нём сына Азинния Поллиона, консула 40 г., известного общественного деятеля и писателя, которому посвящена эклога. Но, по всей вероятности, это произведение создалось под влиянием восточных пророчеств, которые под названием Сивиллиных книг получили в то время широкое распространение.
Около 29 г. до н. э. появляется новое произведение ВергилиятАФВлГеоргикиВ». ЭтотАФдидактическое произведение, дающее наставление сельскому хозяину. Произведение написано по инициативе Мецената; в нём поощрялся почётный труд земледельца, и воспевалась Италия. Достоинство ВлГеоргикВ» заключается в том, что это не сухой трактат о сельском хозяйстве, написанный стихами. Различные отступления, жанровые сцены, описания природы, звучные стихи, умелое пользование образными средствами речитАФвсё это позволяет отнести ВлГеоргикиВ» к высокохудожественным сочинениям. Вергилий поэтизирует Италию, сатурнову землю, самую плодородную и самую лучшую в мире. Славным прошлым Рима должна гордиться вся Италия. Немало строк посвящено прославлению Октавиана. Главное поэтическое произведение Вергилия по имени легендарного предка рода Юлиев Энея носит название ВлЭнеидаВ». Оно создано по образцу величайших греческих поэм - ВлИлиадыВ» и ВлОдиссеиВ».
Замысел и основная идея ВлЭнеидыВ» вполне соответствуют политическим тенденциям Августа. Вергилий воспел легендарного его предка, добивающегося успеха не только благодаря своей храбрости, но и вследствие своего благочестия, которое проявляется как в отношении божеств, так и своих близких. В образе благочестивого Энея дан идеальный римлянин, поведение которого должно служить примером для потомков. Поэма носит религиозно тАУ дидактический характер. Она должна восстановить старое римское благочестие, уважение к богам, страх перед ними, веру в знамения и побудить к выполнению заветов благочестия и религиозных обрядов.
В истории римской литературы творчество Вергилия является одним из важнейших этапов. Вергилий был знаком с александрийской школой; александризм оказал влияние на его творчество, но, тем не менее, Вергилий создал чисто римские поэтические произведения.
3. Творчество ГорацияК кружку мецената принадлежал и другой выдающийся поэт времени Августа Крит Гораций Флакк (65-8 г.г. до н.э.). Одними из ранних произведений Горация были сатиры. Гораций следует примеру Луцилия, но больше, чем тот обращает внимания на изящество формы. Гораций порицает пороки и недостатки окружающих его людей: скупость, чванство, чрезмерную роскошь, погоню за наследством. Он осуждает бездарных поэтов, разбогатевших выскочек. В стихах его нет горечи и негодования. Сатиры писались в тяжелые времена господства вторых триумвиров; этим объясняется, может быть, то, что автор не называет ни имен, ни общественных групп.
Свои политические настроения Гораций выразил в ВлэподахВ», которые, также как и сатиры, написаны в ранний период его творчества.
Лучшими произведениями Горация, бесспорно, являются его оды. И в них нашла отражение политическая жизнь того времени. Однако главное в одах Горация тАУ не политические темы. Подобно Катуллу Гораций - лирический поэт. Он проповедует умеренность, но вместе с тем разумное пользование наслаждением. Carpe diem тАУ ВлПользуйся днемВ» тАУ вот его лозунг.
В знаменитом своем произведении, известном под названием ВлПамятникВ», вызвавшем впоследствии немало подражаний, Гораций говорит, что его имя будет почитаться до тех пор, пока существует Рим, так как он Влперелил эолийский напев в италийскую песньВ».
IV. Римская литература I - II вв. н.э.
1. Общий характер литературы
Эпоха Августа отмечена леятельностью римских поэтов; недаром время это называется золотым веком римской литературы. Но уже в последние годы правления Августа можно заметить некоторый упадок литературы; но несмотря на это, поэзия Влвошла в модуВ». Увлечение поэзией характерно как для времен Нерона, так и для последующих периодов. Плиний Младший говорит об Влурожае поэтовВ», которые жаждут слушателей и ценителей. О том же свидетельствуют произведения римских сатириков Марциала и Ювенала.
На основании того, что дошло до нас из произведений поэтов того времени, можно установить некоторые черты, характерные для художественной литературы I-II веков. Поэзия получила распространение в Риме. Обычай реоцитации, публичного чтения своих произведений, введенный при Августе Азинием Поллионом, стал общепринятым. Появились поэты-профессионалы, жившие не столько изданием своих произведений, сколько милостью своих покровителей.
В этот период получили распространение всякого рода афоризмы и короткие, рассчитанные на эффект стоихотворения. В поэзии этой эпохи мало оригинальности. Подражание латинским образцам является одной из характерных черт. Канонизировался Вергилий. Ему подражают многие поэты, даже Колумелла, написавший вполне прозаическое произведение о сельском хозяйстве, книгу об уходе за фруктовыми деревьями, изложил его в стихах, как бы восполняя тем самым существенный пропуск в ВлгеоргикахВ». Италия и Рим во времена Юлиев-Клавдиев и Флавиев сохраняли свой приоритет в культурной жизни. Но если во времена Августа почти все поэты были италийскими уроженцами, в последующие периоды большое значение приобрели провинциалы. Лукан, Коломелла, Сенека, Марциал, Квинтилиан были выходцами из испанских городов, а Апулей тАУ африканец.
Из писателей этого времени наибольшую известность приобрели два поэта тАУ Марциал и Ювенал.
2. Марциал Марк Валерий Марциал (около 40 тАУ 104 г.г.), уроженец Испании, получил на родине риторическое образование и прибыл в Рим еще во времена Нерона. В своих произведениях он не раз возвращается к описанию жизни бедняка тАУ поэта, питающегося подачками богачей, зависящего от своих патронов, среди которых оказываются люди высокомерные, скупые и бессердечные. Не щадит Марциал и клиентов, ждущих милости от своих покровителей. 3. ЮвеналО жизни Децима Юния Ювенала известно мало. Родился он в италийском городе Аквине во второй половине I века нашей эры, получил риторическое образование; писательская деятельность его протекала во времена Трояна и Адриана. Ювенал заслужил славу одного из непримиримых и суравых сатириков.
Осуждение современных ему нравов граничит у Ювенала с полным пессимизмом. Сохранившиеся 16 сатир касались различных сторон римской жизни. Он затрагивал ту же тему, что и Марциал, когда писал о том, как трудно честному и талантливому человеку найти патронов, которые воздали бы ему по заслугам, а также об унизительном положении клиентов. Одна из сатир посвящена порокам римских женщин. Ювенал осмеивает пороки знатных людей, их тщеславие, хвастовство отдаленными предками.
V. Литература поздней Римской империиЭтот период в истории римской литературы не прошел незаметно. Были созданы произведения выдающиеся, не уступавшие памятникам классической эпохи. Для IV века характерным было то, что высшее общество оставалось еще верно языческим традициям. В литературе этого времени сохранялись еще языческие мотивы и раздавались голоса, выражавшие резкий протест против христианства. Мифологические сюжеты продолжали быть излюбленными для поэтов, но произведения эти удовлетворяли лишь ограниченный круг людей. Среди последних античных поэтов выделяются Деций Магн Авзоний (310 тАУ 393 г.г), Клавдий Клавдиан (конец IV тАУ начало V веков) и Клавдий Рутилий Намациан.
VI. Литературное наследие Римской цивилизации
Западная Римская империя пала, и некоторым исследователям представляется, что вместе с нею погибло почти все, созданное Римом, а дальнейшее развитие началось чуть ли не на пустом месте. Но если даже в ранний период истории западных тАЬварварских королевствтАЭ было забыто значительное число достижений материальной и духовной культуры античности, многое ею созданное продолжало жить и на Западе. На Востоке же, в Византии, античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на западе, и на востоке Европы господствовало христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры. Благодаря трудам тАЬотцов церквитАЭ грамотные люди знакомились с некоторыми положениями античной философии, с историей, мифами.
Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, эти труды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения, исторические хроники, романы об Александре Македонском, стали известны и здесь. На Западе же латынь оставалась языком церкви и науки еще много столетий после падения Рима. В монастырях переписывали рукописи античных авторов, благодаря чему они дошли до нас.
Если восточноевропейские и славянские страны знакомились с античным наследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то, что осталось от Рима. Только когда с наступлением турок на Византию многие византийские ученые стали переселяться в Италию, здесь они познакомились с античным наследием в его полном объеме, что стимулировало расцвет культуры Возрождения. Теперь труды римских авторов извлекались из монастырских хранилищ, переписывались, изучались, комментировались.
С течением времени влияние античного наследия все более крепло. Европейская литература постоянно обращалась к античности, и все более прочной становилась связь между ними. Обрабатывались античные сюжеты: тАЬАнтоний и КлеопатратАЭ, тАЬЮлий ЦезарьтАЭ у Шекспира, тАЬФедратАЭ, тАЬБританиктАЭ у Расина, тАЬМедеятАЭ, тАЬГорацийтАЭ, тАЬПомпейтАЭ у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы: тАЬКомедия ошибоктАЭ Шекспира повторяла тАЬМенехмовтАЭ Плавта, а тАЬСкупойтАЭ Мольера тАУ плавтовский тАЬЛарчиктАЭ. Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони навеяны образами ловких, умных рабов Плавта, помогающих господам устроить их любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые.
Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные римские реминисценции у классиков русской литературы. В России еще в 18 веке переводили античных авторов и уже Державин написал свой тАЬПамятниктАЭ в подражание тАЬПамятникутАЭ Горация. Прекрасно знал римскую литературу А.С. Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себе равных. К античным сюжетам обращались Мережковский (тАЬЮлиан ОтступниктАЭ), Брюсов (тАЬАлтарь победытАЭ), Андреев (пьесы тАЬПохищение сабиняноктАЭ и тАЬКонь в сенатетАЭ).
XII. Список литературы
- Машкин Н.А. ВлИстория Древнего мираВ», Л., 1948
- Троянский И.М. ВлИстория античной литературыВ», 3-е издание, Л., 1957
- Под редакцией Блаватского В.Д. ВлАнтичная цивилизацияВ», М., 1973
Вместе с этим смотрят:
Литературные критики о произведениях ПушкинаЛюбимая героиня Льва Николаевича Толстого
Любовная лирика А. С. Пушкина
Любовная лирика Н. Гумилева