Методика анализа литературного произведения

Методика анализа литературного произведения

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

А. Идейное содержание включает:

1.ВаВаВаВаВа тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;

2.ВаВаВаВаВа проблематику - наиболее существенные для автора стороны и свойства уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;

3.ВаВаВаВаВа пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действиям героя или коллектива свойственна свободная инициатива, к тому же эти действия обычно направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба с силами природы, за независимость и национальную свободу, за свободный труд людей, борьба за мир.

Когда автор описывает дела и чувства людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического пафоса весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека неличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в тАЬГрозетАЭ и Ларисы в тАЬБесприданницетАЭ Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.

Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается важность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и автора. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.

Общей эстетической категорией отрицания негативных проявлений является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.

Б. Художественная форма включает:

1.ВаВаВаВаВа Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);

2.ВаВаВаВаВа Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);

3.ВаВаВаВаВа Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.

Ва

Схема анализа литературно-художественного произведения

1.ВаВаВаВаВа История создания.

2.ВаВаВаВаВа Тематика.

3.ВаВаВаВаВа Проблематика.

4.ВаВаВаВаВа Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

5.ВаВаВаВаВа Жанровое своеобразие.

6.ВаВаВаВаВа Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7.ВаВаВаВаВа Центральные персонажи.

8.ВаВаВаВаВа Сюжет и особенности строения конфликта.

9.ВаВаВаВаВа Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

10.Ва Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

11.Ва Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.

12.Ва Место произведения в творчестве писателя.

13.Ва Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя

А. Место писателя в развитии русской литературы.

Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

1.ВаВаВаВаВа Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

2. Традиции и новаторство писателя в области:

а) идей;

б) тематики, проблематики;

в) творческого метода и стиля;

г) жанра;

д) речевого стиля.

В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

1.ВаВаВаВаВа Социальное и материальное положение.

2.ВаВаВаВаВа Внешний облик.

3.ВаВаВаВаВа Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4.ВаВаВаВаВа Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

5.ВаВаВаВаВа Авторское отношение к персонажу.

6.ВаВаВаВаВа Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через тАЬсоседствотАЭ с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

План разбора лирического стихотворения

ВаВаВаВаВаВаВа I.ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа Дата написания.

ВаВаВаВа II.ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа Реально-биографический и фактический комментарий.

ВаВа III.ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа Жанровое своеобразие.

Ва IV.ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа Идейное содержание:

1.ВаВаВаВаВа Ведущая тема.

2.ВаВаВаВаВа Основная мысль.

3.ВаВаВаВаВа Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

4.ВаВаВаВаВа Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

5.ВаВаВаВаВа Преобладание общественных или личных интонаций.

ВаВаВаВа V.ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа Структура стихотворения:

1.ВаВаВаВаВа Сопоставление и развитие основных словесных образов:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.

2.ВаВаВаВаВа Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

3.ВаВаВаВаВа Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

4.ВаВаВаВаВа Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

5.ВаВаВаВаВа Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

6.ВаВаВаВаВа Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

7.ВаВаВаВаВа Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах

1.ВаВаВаВаВа Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.

2.ВаВаВаВаВа Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.

3.ВаВаВаВаВа Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).

4.ВаВаВаВаВа Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).

5.ВаВаВаВаВа Краткий план содержания.

Вместе с этим смотрят:

Метрические средства, характеризующие речь шекспировского героя
Мечта и трагедия в творчестве А. Платонова
Мир прозы Довлатова
Мифология в литературе