Сатира в советской литературе 30-х годов. И. Ильф, Е. Петров
САТИРА В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 30-Х ГОДОВ.И. ИЛЬФ, Е. ПЕТРОВВлДВЕНАДЦАТЬСТУЛЬЕВВ», ВлЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОКВ».
Занятие сатирой тАФ непростое, не мирное дело. И. Ильфу и Е. Петрову приходилось доказывать право на сатиру, и не раз они слышали:
тАФВаНад кем и над чем смеетесь? На что замахиваетесь?
У сатиры были свои оппоненты и противники. Например, старый журналист В.И. Блюм сказал:
тАФВаСоветская сатира тАФ поповская проповедь. За ней очень удобно спрятаться классовому врагу.
Сатира нам не нужна. Она вредна рабоче-крестьянской государственности.
Блюм утверждает, что сатира является оружием классовой борьбы и направлена на поражение своего врага тАФ прежде всего, его государственности и общественности. Она требует ненависти и злобы к государственному и общественному строю в целом, а вовсе не к отдельным его представителям.
тАФВаКак же,тАФ восклицает тов. БлюмВатАФВасатира может существовать при диктатуре пролетариата? Ведь ей же придется поражать свое государство и свою общественность!!!
Отсюда тов. Блюм делает вывод, что сатира в советской России умерла 7 ноября 1917 г. и что сатира может существовать как сатира антисоветская. Подлинно советские сатирики участвовать в ней не должны; наоборот, видя недочеты в тех или иных областях, они должны не писать об этом в литературных произведениях, а попросту сообщать о замечаемых безобразиях в РКИ (Рабоче-крестьянскую инспекцию), а носителей этих безобразий направлять в уголовный розыск или ГПУ. Но В.В. Маяковский и М. Кольцов активно поддерживали молодых сатириков, отстаивая необходимость сатиры в советских условиях. На I Всесоюзном съезде советских писателей М. Кольцов сказал: ВлСатира нужна. На нее громадный спрос и в бытовой и в политической жизниВ».
И два великих советских сатирика Ильф и Петров блестяще доказали это.
Биография писателей.
До 1925 года сатирики не знали друг друга.
Илья Ильф (Настоящее имя тАФ Илья Арнольдович Файнзильберг) родился в Одессе в 1897 г. в семье банковского служащего. В 1913 г. окончил техническую школу. Работая в чертежном бюро на авиационном заводе, был внештатным сотрудником газеты ВлМорякВ» и редактором юмористического журнала ВлСиндетиконВ». В 1923 г., переехав в Москву, становится профессиональным литератором. Работает в газете ВлГудокВ». Печатает в Вл30-ти дняхВ», ВлСмехачеВ», ВлСоветском экранеВ», ВлВечерней МосквеВ» очерки, фельетоны, рецензии на фильмы, которые обнаруживают его склонность к сатире.
Евгений Петров (Настоящее имя тАФ Евгений Петрович Катаев) родился в Одессе в 1903 г. в семье учителя истории. В 1920 г. окончил классическую гимназию. В том же году стал корреспондентом Украинского телеграфного агентства. Затем был инспектором уголовного розыска. В 1923 году тоже переезжает в Москву, где также начинает заниматься журналистикой. Работает в сатирическом журнале ВлКрасный перецВ», печатает фельетоны на международные темы и юмористические рассказы. Выступает со своими произведениями в ВлКомсомольской правдеВ» и ВлГудкеВ».
В 1925 году происходит знакомство будущих соавторов и начинается их совместная деятельность, поначалу состоящая в сочинении тем для рисунков и фельетонов в журнале ВлСмехачВ».
Романы Ильфа и Петрова.
Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман ВлДвенадцать стульевВ», опубликованный в 1928 г. в журнале Вл30 днейВ». В том же году роман вышел отдельной книгой. Роман сразу же завоевал признание читателей.
История поисков драгоценностей мадам Петуховой, спрятанных в одном из двенадцати стульев, в сюжетном смысле не представлявшая новизны, не имела в романе самодовлеющего значения. Достоинство его заключалось во множестве блестящих по выполнению сатирических характеристик, сцен и подробностей, материалом для которых послужили злободневные жизненные наблюдения. И обстановка, в которой развертывается действие романа, и отдельные его эпизоды тАФ все это живые сатирические отклики на действительные события и факты.
Авторы вспоминают, как легко писались ВлДвенадцать стульевВ», хотя в первом отдельном издании роман их не удовлетворил: они вынуждены были править его и сокращать.
Ильфом и Петровым был создан яркий, искрометный персонаж, образ которого до сих пор актуален и популярен у читателя тАФ главный герой романа Остап Бендер, великий комбинатор, проходимец, тонкий психолог, играющий на пороках человека и несовершенстве общества. Остап тАФ человек, столь противоречиво сочетавший в себе беззастенчивость и тАФ обаяние, наглость и тАФ тонкий юмор, цинизм и тАФ неожиданное великодушие.
Великий комбинатор узнает о бриллиантах, спрятанных в мебельном гарнитуре, от Ипполита Матвеевича Воробьянинова, бывшего мелкопоместного дворянина, а нынешнего регистратора советского загса. Тот, в свою очередь, узнал о наследстве от умирающей тещи Клавдии Ивановны. Но не только эти два человека знали о кладе и искали его. Отец Федор, священник, исповедовавший мадам Петухову, использовал тайну исповеди умирающей в своих интересах. Он мечтал найти клад, чтобы купить свечной заводик в Самаре,тАФ цель всей его жизни. И начинаются невероятные приключения героев романа. Стулья, как будто спасаясь от погони, расползаются, подобно тараканам, в разные стороны, и в какие только блестящие авантюры не пускается Бендер, чтобы добыть денег на их поиски. Невозможно не восхититься его идеей создания ВлСоюза Меча и ОралаВ», предводителем которого он ВлназначилВ» Воробьянинова. Роль его заключалась в том, чтобы молчать и иногда для важности надувать щеки. Умело шантажируя трусоватых нэпманов, Остап зарабатывает на этой ВлоперацииВ» ни много, ни мало 400 рублей тАФ приличные для того времени деньги. И в дальнейшем встречи с членами тайного общества приносили хороший урожай денежных знаков. Остап знал, как нужно нажать на человеческие слабости. Бендеру даже приходится жениться на вдове, мадам Грицацуевой, чтобы только добыть один из вожделенных стульев. В поисках все тех же стульев судьба заносит наших героев в Москву, в общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца. Авторы со смаком рассказывают об особенностях национального коммунального жилища, приводя детальные описания условий, в которых приходилось жить немалой части москвичей, имеющих из мебели один только матрац и обитающих на двух квадратных метрах, отделенных фанерными перегородками.
Казалось бы, уже найдены все стулья и осталось их только купить с молотка на аукционе, и роман вот-вот подойдет к своему логическому завершению, а наших прохиндеев ждет сказочное богатство, как вдруг читателю открывается неожиданно резкий поворот сюжетной линии. Накануне торгов Ипполит Матвеевич, которому вдруг пришло в голову тряхнуть стариной и приударить за молоденькой барышней Лизой, неизвестно как ухитряется за одну ночь потратить половину суммы, добытой у членов ВлСоюза Меча и ОралаВ», те деньги, которых так не хватало для покупки последних десяти стульев. Нашим друзьям вновь приходится пуститься на поиски ускользающих предметов меблировки.
Попутно с изложением процесса поиска стульев авторы открывают перед нами панораму убогого мирка обывателей того времени. Это и ВллюдоедкаВ» Эллочка Щукина, словарный запас которой составлял тридцать слов, и мастер острот Авессалом Владимирович Изнуренков, и ВлпоэтВ» Никифор Ляпис-Трубецкой, который продавал различным бульварным изданиям свои третьесортные стихи про многоликого Гаврилу:
Гаврила шел кудрявым лесом,Бамбук Гаврила порубалтАж и т.п.
А чего стоит его очерк в газету ВлКапитанский мостикВ»: ВлВолны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратомтАжВ»!
Дальнейшие приключения ВлкладоискателейВ» происходят на пароходе ВлСкрябинВ», куда из-за драгоценных трех стульев Остап Бендер устраивается вольнонаемным художником, не умея при этом рисовать. Киса Воробьянинов предстает нам в ипостаси Влмальчика-ассистентаВ», причем сомневающемуся завхозу Остап говорит: ВлМальчик! Разве плох? Кто скажет, что это девочка, пусть первым бросит в меня камень!В». Мошенников очень быстро разоблачили и с позором изгнали с парохода.
Но великий комбинатор не теряет присутствия духа, и новые планы уже созрели в его голове. Концессионеры идут покорять город Васюки. Прельстив наивных васюкинских любителей шахмат захватывающей картиной межпланетного шахматного турнира, новоявленный гроссмейстер устраивает сеанс одновременной игры, с которого скрывается вместе со своим компаньоном, не забыв прихватить с собой выручку.
Направившимся по следам артистов с парохода ВлСкрябинВ» героям книги приходится побывать на Кавказе и в Крыму, где они повстречали своего конкурента, отца Федора, который гонялся по всей России за гарнитуром госпожи Поповой, наведенный на ложный след архивариусом Коробейниковым. Истратив все свои деньги на ложную мебель и не найдя в ней искомого клада, священник сходит с ума. А наши друзья, добыв у артистов оставшиеся два стула и распотрошив их, отбывают в Москву на поиски последнего и, как они были уверены, содержащего их заветное сокровище стула.
И вот стул был найден, но тАФ увытАж Бриллианты успели превратиться в шикарный дом культуры.
В конце романа Киса Воробьянинов, обуреваемый жадностью, перерезает бритвой горло великого комбинатора. У авторов, как они сами пишут в воспоминаниях, возникла крупная ссора по следующему поводу: убить ли главного героя Вл12 стульевВ» Остапа Бендера или оставить его в живых? Участь героя решил жребий. В сахарницу были положены две бумажки, на одной из которых дрожащей рукой был изображен череп и две куриные косточки. Вынулся череп тАФ и через полчаса великого комбинатора не стало.
Читатели не согласились с таким концом. В многочисленных письмах они требовали продлить жизнь Остапа. И авторы не дали герою умереть.
Когда Ильф и Петров принимались за свой первый роман, они еще были сравнительно мало известны. И не было у них опыта совместного писания. Теперь, в 1929 году, когда они сели за свой второй сатирический роман, они уже писательски не представляли себя друг без друга. Позади были восторженные отзывы, выступления, письма читателей и довольно кисловатые, а то и откровенно ругательные рецензии.
За первый роман садились два начинающих автора. За второй тАФ два прославленных мастера сатиры.
В первом романе Остап охотился за двенадцатью стульями. Во втором романе Влтоварищ БендерВ» уже не охотник за стульями тАФ он ведет трудное и долгое единоборство с одним из ничтожнейших служащих учреждения ВлГеркулесВ», тайным обладателем десяти миллионов Александром Ивановичем Корейко.
Казалось бы, силы неравны: Остап энергичен, изобретателен, находчив, неутомим. Корейко на службе Влисполнителен, трудолюбив, искателен и туповатВ». Однако он наделен огромной волей, выдержкой, способностью упорно и терпеливо ждать своего часа.
Приглядимся внимательней к Остапу Бендеру тАФ как он раскрывается во втором романе. Описывая его, авторы замечают: ВлГлаза сверкали грозным весельемВ». Важная подробность тАФ без нее портрет великого комбинатора, кавалера ВлЗолотого тельцаВ» был бы неполон. Его томят жажда наживы, но одной этой чертой он не исчерпывается.
Остап Бендер не расстается с шуткой. Вот уже Корейко в его руках, сейчас Остап станет обладателем миллиона. Но неожиданно начинаются гражданские маневры, Остап ВлотравленВ», и Корейко исчезает. Все надо начинать сначала; поймать миллионера теперь будет гораздо трудней, чем раньше. Казалось бы, Остап должен отчаяться. Но он узнает, что Шура Балаганов и Паниковский похитили у Корейко гири, вообразив, что они золотые. А потом передрались друг с другом.
ВлОн затрясся, ловя руками воздух. Потом из его горла вырвались вулканические раскаты, из глаз выбежали слезы, и смех, в котором сказалось все утомление ночи, все разочарование в борьбе с Корейко, так жалко спародированный молочными братьями,тАФ ужасный смех раздался в газоубежищетАж Смех еще покалывал Остапа тысячью нарзанных иголочек, а он уже чувствовал себя освеженным и помолодевшимтАжВ»
Смех тАФ постоянный союзник Остапа.
тАФ В конце концов,тАФ невесело шутит он по поводу исчезновения Корейко,тАФ ничего страшного нет. Вот в Китае разыскать нужного человека трудновато: там живет четыреста миллионов населения. А у нас очень легко: всего лишь сто шестьдесят миллионов, в три раза легче, чем в Китае.
О настроении Остапа Бендера, получившего, наконец, миллион, сказано так: ВлВеликому комбинатору хотелось сейчас всех облагодетельствовать, хотелось, чтобы всем было веселоВ».
Когда Остап объявляет ВлАнтилопуВ» Адама Козлевича головной машиной автопробега и выводит надпись: ВлАвтопробегом по бездорожью и разгильдяйству!В» тАФ это не только хитрость жулика, но и усмешка пародиста, обладающего даром весело принимать любое обличье.
Вспомним Влторжественный комплектВ», который вручает Бендер журналисту Ухудшанскому,тАФ Влнезаменимое пособиеВ», в котором собраны все газетные штампы, банальности и стереотипы. Это блестящая пародия.
Смех для Остапа Бендера тАФ безотказное средство Влнаводить мостыВ» при общении с людьми. Вот он беседует с фоторепортером.
ВлВы, я вижу, фотограф,тАФ говорит он,тАФ я знал одного провинциального фотографа, который даже консервы открывал только при красном свете, боялся, что иначе они испортятсяВ». Шутка приходится репортеру по вкусу и сразу сближает его с Остапом.
У нас все еще дает себя знать бедное и одностороннее представление: сатира клеймит, обличает, разоблачает. Во многом так и есть. Однако дело этим не ограничивается. Сатира не только скорбит и бичует, она сливается с юмором: сатирик тАФ не только Влжелчный авторВ». В советской литературе поднимается Влновая волна юмораВ».
В этом смысле Остап Бендер тАФ не только сатирический персонаж, но и юмористический. Он состоит не только из одних лишь грехов, проступков, жульнических комбинаций. Рассказывая о его шутовских делах и проделках, авторы не упускают случая, чтобы напомнить о его человеческих задатках, о том, кем он мог бы стать, если бы не был ВлкомбинаторомВ».
Прощаясь с компаньонами, Остап перед тем, как вспрыгнуть на подножку уходящего поезда, успевает сунуть Козлевичу свои последние пятнадцать рублей.
Это человек с искаженным человеческим обликом. Но он наделен необыкновенной энергией, неослабевающим жизненным азартом, жадность не вовсе иссушила его душу.
В этом своеобразие характера Остапа Бендера. Как видим, сатира тут одной только сатирой не ограничивается, она смешивается с юмором. Отталкивающие черты натуры Остапа тАФ беззастенчивость, цинизм, расшатанность моральных устоев тАФ противоречиво соединены с другими тАФ с неожиданными проблесками добродушия, по-своему понимаемого товарищества и даже человечности.
Сопоставляя два романа тАФ ВлДвенадцать стульевВ» и ВлЗолотой теленокВ»,тАФ мы убеждаемся, что эволюция образа главного героя состоит в его усложнении, в нарастании противоречивых черт. В самом деле, его главная цель во втором романе тАФ добыть миллион. Но вот цель достигнута.
ВлВот я и миллионер! тАФ воскликнул Остап с веселым удивлением. тАФ Сбылись мечты идиота!В» ВлОстап вдруг опечалилсяВ». И дальше: ВлСтало ему немного скучноВ».
К одной лишь удовлетворенной алчности настроение Остапа в этой сцене не сведешь. Пусть потом эта Влминутная слабостьВ» пройдет, но она была и, думая о главном герое, забыть ее трудно.
С этой же точки зрения любопытно проследить отношение Остапа к Зосе Синицкой. Она интересует его потому, что он надеется у нее выведать, где скрывается Корейко. И вот на свидании, наконец, он узнает все, что ему нужно. Он теряет к ней интерес, уходит, а потом останавливается, бормочет: ВлНежная и удивительнаяВ», поворачивает Влназад вслед за любимойВ» и в конце концов все-таки мчится домой. Став миллионером, Остап будет посылать Зосе телеграммы: ВлГотов лететь Черноморск крыльях любвиВ». А когда встретится с ней, с ее мужем, поймет, что опоздал на Влпраздник любвиВ». Об этом сказано так: ВлДелать больше было нечего. Надо было уходить, но мешала неизвестно откуда подоспевшая застенчивостьВ». Так строится образ Остапа: все время ему ВлмешаютВ» неизвестно откуда подоспевшие человеческие чувства. Потом они исчезают, оттесненные другими, более привычными тАФ корыстью, жадной хваткой, напором.
А.В. Луначарский в статье ВлИльф и ПетровВ», говоря о лилипутском мире обывательщины в ВлЗолотом теленкеВ», замечал: ВлНо в этом лилипутском мире есть свой Гулливер, свой большой человек тАФ это Остап Бендер. Этот необыкновенно ловкий и смелый, находчивый, по-своему великодушный, обливающий насмешками, афоризмами, парадоксами все вокруг себя плут Бендер кажется единственно подлинным человеком среди этих микроскопических гадовВ».
В ВлЗолотом теленкеВ» сатира слита с юмором. Повествование романа то сатирически заостряется, то юмористически смягчается, а то и вовсе приобретает почти лирическую окраску.
Главные объекты сатиры в этом романе: жажда наживы, хищническая страсть к деньгам, обывательщина и бюрократическая казенщина.
Остап Бендер тАФ самая крупная фигура в мире жуликов. Если он замахивается, то на миллион, не меньше.
Компаньоны Остапа тАФ Шура Балаганов и незадачливый Паниковский, который так любит гусей и так несуразно-неловко их ворует,тАФ не столько помогают своему предводителю, сколько пародируют его решительные, наглые, безнаказанные действия.
Сюжет романа состоит в том, что Остап преследует миллионера Корейко, пока, наконец, не настигает его. Казалось бы, перед нами просто два хапуги, мошенника. Во многом так и есть, но тАФ не во всем. Остап полон жизни, веселой энергии. Рядом с ним Корейко выглядит, как мумия. Деньги он любит больше жизни тАФ и она постепенно оставляет его. Жажда обогащения иссушает душу Влнищего миллионераВ».
Рядом с хапугой тАФ большим и маленьким тАФ в романе живо выписана фигура обывателя. Это Васисуалий Лоханкин и другие обитатели коммунальной квартиры ВлВоронья слободкаВ». Перед нами тАФ один из самых наглядных и колоритных примеров того, как много заразительно смешного, озорного в злой, беспощадной сатире Ильфа и Петрова. Лоханкин, объявивший голодовку в знак протеста ухода жены к Птибурдукову, потрясает жену своей жертвенностью, но неожиданно она застает его, тайком пожирающего холодный борщ с мясом.
В описании ВлВороньей слободкиВ», исступленных ничтожных страстей, склок, препирательств, взаимных оскорблений, всей этой уморительной коммунальной Влгражданской войныВ» противоречиво сочетаются гиперболизм, всякого рода сюжетные крайности с редкой бытовой достоверностью житейских наблюдений.
Название ВлВоронья слободкаВ» Е. Петров сначала дал своей квартире, а потом уже перенес его в роман. Наверное, поэтому страницы, посвященные ВлВороньей слободкеВ», полны жизни, смелый вымысел не мешает ощущению глубокой правдивости эпизодов, которые как будто выхвачены из реальной действительности. И до сих пор еще живы обыватели, для которых любая квартира тАФ своя хата с краю.
И наконец,тАФ бюрократ, фигура для авторов ВлЗолотого теленкаВ», может быть, особенно отвратительная. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план. Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех ВлпрочихВ», быть наставником, руководителем, хозяином. ВлУчреждение тАФ это яВ» тАФ говорит Полыхаев, начальник учреждения с горделивым названием ВлГеркулесВ». Восседая на своем кресле, как на престоле, он может только повелевать. Даже деловых бумаг он не подписывает собственноручно. Для этого у него изготовлен универсальный набор штемпелей: ВлНе возражаю. Полыхаев.В», ВлНе мешайте работать. Полыхаев.В», ВлНе морочьте мне голову. Полыхаев.В».
Бюрократ тАФ родной брат хапуги. Что же он ВлхапаетВ»? Да все, что можно, до чего достает его руководящая рука: оклад, персональную машину, служебную дачу и т.д.
Когда Остап Бендер берется за доскональное исследование темной биографии Корейко. Он устанавливает: Полыхаев тАФ единственный геркулесовец, который знал, кто скрывается под видом сорокашестирублевого конторщика Корейко; они вместе выколачивали деньги из ВлГеркулесаВ».
К числу положительных сторон романа, увлекающего своей буйной веселостью, беззаботной атмосферой смеха,тАФ писал Луначарский,тАФ нужно отнести проявление рядом с обывательщиной некоторых моментов настоящей жизни.
Так, например, вслед за карикатурным автопробегом Остапа Бендера и его друзей, пролетает в ночи, сияя огнями, заражая быстротой, подлинный советский автомобильный пробег. Это выглядит эффектно и доказательно.
Так же точно поездка Бендера в погоню за его миллионером вместе с иностранцем-журналистом, едущим на открытие Турксиба, показывает читателям огромное серьезное дело, которое творится где-то за пределами достижения способного, но погрязшего в своих плутовских комбинациях, в своей пустоте остроумного Бендера.
Среди бушующих волн сатирического повествования эти отступления тАФ как лирические островки. Они посвящены пешеходам тАФ Влбольшей и лучшей части человечестваВ», дорогам, описанию июньского утра, моря, ночи в черноморском порту. Без них общий ВлпейзажВ» романа был бы неполон.
Юмор Ильфа и Петрова часто строится на контрастах и столкновениях. Дешевая папка, в которой Остап Бендер завел ВлделоВ» против Корейко, с нужными ему разоблачительными документами, а стоит она со всем своим содержимымтАж миллион. Корейко тАФ низкооплачиваемый служащий, а между тем этот бедный конторщик тАФ владелец десяти миллионов.
Авторы любят неожиданные сравнения, когда сопоставляются далекие друг от друга явления и вдруг возникает снайперски точная картина.
Гиперболичность образов, их часто почти фантастическая заостренность как бы уравновешивается меткостью и точностью, зримостью деталей. В этом одна из особенностей юмора Ильфа и Петрова. В начале романа Остап и Балаганов, в рассуждении чего бы покушать, бродят мимо магазинных прилавков. ВлВ другое время,тАФ читаем дальше,тАФ Остап Бендер обрати бы внимание и на свежесрубленные, величиной в избу, балалайки, и на свернувшиеся от солнечного жара граммофонные пластинки, и на пионерские барабаны, которые своей молодцеватой раскраской наводили на мысль о том, что пуля-дура, а штык-молодец,тАФ но сейчас ему было не до того. Он хотел естьВ».
И здесь тоже тАФ двойное зрение. В результате тАФ чрезвычайно рельефное, объемное изображение, увиденное как бы с разных сторон.
Паниковский тАФ смешная и жалкая фигура. Он смешон и сам по себе, своим поведением, поступками, смешон тем, что и как он говорит. И одновременно смешон тем, что пишут о нем авторы. Например, они заставляют его вспомнить, что Влего часто били отдельные лица и целые коллективыВ». Столкновение сугубо личных побоев с официальными словами Влцелые коллективыВ» усиливает юмористическую реакцию. Верные себе авторы строят сравнение по принципу сопряжения ВлдалековатыхВ» понятий. И чем больше отстоят эти понятия друг от друга, тем разительней комический эффект.
Описывается Черноморская кинофабрика. На ней Влбыл тот ералаш, который бывает только на конских ярмарках, и именно в ту минуту, когда всем обществом ловят карманникаВ».
Большую роль тАФ и в авторском повествовании, и в речи героев тАФ играет слово: каламбуры, смешные фамилии, переиначенные цитаты. Увидев на борту диковинной автомашины Адама Козлевича игривую надпись ВлЭх, прокачу!В», Остап тут же выражает желание Влэх-прокатитьсяВ».
Когда в контору ВлРога и копытаВ» начинают приносить рога, Остап грозится: ВлЕсли Паниковский пустит еще одного рогоносца, не служить больше ПаниковскомуВ». А о самом Паниковском отзывается: ВлГусик радВ».
В сумасшедшем доме один больной тАФ мужчина с усами тАФ выдает себя за голую женщину. О нем сказано так: ВлЖенщина с усами закурил трубкуВ»тАж
Один из характерных приемов авторского повествования тАФ столкновение слов из разных стилистических рядов, например: Влначалась экзотика, корабли, пустыни, вольнолюбивые сыны степей и прочее романтическое тяглоВ».
В ВлЗолотом теленкеВ» мы находим множество неожиданных шутливых фамилий (ВлХворобьевВ», ВлКукушкиндВ», ВлСкумбриевичВ», ВлДолжностнюкВ», ВлВайнторгВ», ВлБорисохлебскийВ», ВлМармеламедовВ»). А как подходит маленькому, суетливому и пугливому персонажу его фамилия тАФ ВлПаниковскийВ».
Слово в романе ВлЗолотой теленокВ» радует своей точностью, целенаправленностью. В то же время мы сталкиваемся с такими случаями, когда оно оказывается как бы не подходящим, и в этой-то кажущейся его немотивированности тАФ весь комический эффект.
В начале романа у председателя горсовета г. Арбатова сталкиваются Остап Бендер и Шура Балаганов. Оба выдают себя за сыновей лейтенанта Шмидта. Только находчивость Остапа спасает их от разоблачения. Они выходят. Бендер возмущен тем, что Балаганов ворвался в кабинет председателя, хотя видел, что там уже сидит он, Остап.
ВлКстати, о детстве,тАФ сказал первый сын,тАФ в детстве таких, как вы, я убивал на месте. Из рогатки.
тАФ Почему?тАФ радостно спросил второй сын знаменитого отцаВ».
ВлРадостноВ» стоит на том месте, где, казалось бы, должны быть совсем другие слова тАФ например, ВлнастороженноВ», ВлсмущенноВ», ВлрастерянноВ». Но подчеркнутое несовпадение слова и контекста не может не вызвать улыбки.
Юмор часто бывает основан на неожиданности. И нарочито неуместное Влне тоВ» слово порой оказывается самым подходящим.
Снова и снова мы убеждаемся во внутренней сложности, конфликтности, парадоксальности сатирического повествования.
Авторы описывают тихое июньское утро в Черноморске. ВлВ городе светло, чисто, и тихо, как в государственном банке. В такую минуту хочется плакать и веритьтАжВ» Тут, кажется, должно следовать нечто очень приподнятое. Но фраза кончается так: ВлтАжчто простокваша на самом деле полезнее и вкуснее хлебного винатАжВ» ВлПростоквашаВ» и Влплакать и веритьВ» тАФ два стилистических полюса, между которыми движется повествование.
Говоря о стиле повествования в ВлЗолотом теленкеВ», нельзя пройти мимо еще одной особенности тАФ она не подчеркнута, но скрыто дает о себе знать. Прозаический текст здесь обладает некоей ритмичностью, которая прямо никак не выявлена. Многие главы начинаются краткой лаконичной фразой. Вот некоторые фразы, открывающие текст глав: ВлПешеходов надо любитьВ», ВлЧем только не занимаются люди!В», ВлРовно в шестнадцать часов сорок минут Васисуалий Лоханкин объявил голодовкуВ», ВлЖил на свете частник бедныйВ», ВлВеликий комбинатор не любил ксендзовВ», ВлПоезд шел в ЧерноморскВ». За первой фразой, звучащей, как удар гонга,тАФ он возвещает, что действие началось,тАФ следует вторая, обычно более распространенная.
Бывают обратные случаи: глава начинается с развернутого предложения, а первый абзац заканчивается краткой, отточенной, словно высеченной из камня, фразой.
Оба романа Ильфа и Петрова изобилуют фразами, которые впоследствии стали крылатыми: ВлКомандовать парадом буду я!В», ВлЛед тронулся, господа присяжные заседатели!В», Влключ от квартиры, где деньги лежатВ», ВлУтром деньги тАФ вечером стульяВ», ВлСпасение утопающих тАФ дело рук самих утопающихВ», ВлЗаграница нам поможет!В», ВлАвтомобиль тАФ не роскошь, а средство передвиженияВ», ВлДышите глубже: вы взволнованы!В», ВлПилите, Шура, пилите!В» и др.
Так же, как и ВлДвенадцать стульевВ», ВлЗолотой теленокВ» тАФ сатирический роман. Но это не до конца исчерпывает его своеобразие. Сатира здесь слита с юмором. В веселом, озорном, насмешливом повествовании все время непосредственно ощущается живой голос авторов тАФ неповторимо-остроумный и сдержанно-лиричный.
Глубоко ошибется тот, кто станет отделять сатиру от других литературных жанров и родов. Можно сказать, что сатира это лирика, доведенная до ярости, сражающая лирика.
Именно такими предстают перед нами романы Ильфа и Петрова тАФ беспощадными, но не беспросветными, разящими и тАФ человечными. Они не только рисуют персонажей с ВлискаженнымВ» нравственным обликом, с ущербной натурой, но и напоминает о том, каким может и должен быть человек.
Вместе с этим смотрят:
Сатирические и утопические мотивы в романе Ф. Рабле ВлГаргантюа и ПантагрюэльВ»Свобода и несвобода в романах М. Булгакова и Ч. Айтматова
Сентиментализм
Сентиментализм в творчестве Томаса Грея