Смерть и бессмертие в поэзии Державина
Смерть и бессмертие в поэзии ДержавинаТема смерти неотступно сопровождает поэзию Державина с его первых нам известных одических творений.
В старости, на покое, живописуя званские красоты и натюрморты, увенчанные голубым щучьим пером, поэт словно бы опять видит: тАЬГде стол был яств, там гроб стоиттАЭ - и горько пророчествует: тАЬРазрушится сей дом, засохнет бор и сад..тАЭ
В самые разные годы, в самых разных стихотворениях у поэта, умеющего так ярко воспевать радость жизни, то почти резонерски, то лирически страстно прорывается извечное тАЬпомни о смертитАЭ.
тАЬНа свете жить нам время срочно..тАЭ - замечает он тАЬпервому соседутАЭ.
Радуясь выздоровлению мецената И. И. Шувалова, рисует Харона:
На брег из лодки вылезаетСтарик угрюмый и седой.И, озираясь, подпираетСебя ужасною косой.
Вздыхает над гробом графини Румянцевой:
С убогим грузом иль богатым,Всяк должен к вечности пристать.
Рядом с алмазной горой водопада Кивач поэт вновь возвращается к мучающей мысли:
Не зрим ли всякой день гробов,Седин дряхлеющей вселенной?Не слышим ли в бою часовГлас смерти, двери скрыт подземной.
Так один из самых жизнелюбивых и бодрых русских поэтов оказывается и одним из самых завороженных видением смерти.
Державин был отважным человеком. Перед пугачевской разбойной вольницей, перед бушующим, захлестывающим утлую лодку Белым морем, перед вельможным и царевым гневом он не робел, не падал духом.
А каково не теряться перед начальством? Известно, что в коридорах власти подобострастно сгибались даже те, кто не кланялся и пулям на поле боя.
Волевая державинская отвага в стихах, в которых поэт вдохновенно переживал собственную жизнь (в каких бы формах это ни проявлялось), присутствовала и в неутомимом напоминании о дежурстве смерти рядом с живущим. Умение полнокровно, распахнуто жить и чувствовать, страстно переживать эту единственную жизнь в слове, может быть, и не давало ему отвести взгляд от смерти.
Но рядом с бренной жизнью у Державина всегда бессмертие, в ней и над нею - Бог.
В своей удивительной оде он говорит о своем философско-религиозном понимании и жизни, и смерти, и бессмертия, обращаясь к Создателю:
Твоей то правде нужно было,Чтоб смертну бездну преходилоМое бессмертно бытие:Чтоб дух мой в смертность облачилсяИ чтоб чрез смерть я возвратился,Отец! - в бессмертие Твое.
В тАЬОбъясненияхтАЭ на собственные сочинения Державин в связи с одой тАЬБогтАЭ привел о себе (говоря о себе в третьем лице, как бы продолжая цезаревскую традицию, блестяще подхваченную у нас Денисом Давыдовым) следующий тАЬанекдоттАЭ: тАЬРодился он в 1743 году 3 июля, а в 1744 году, в зимних месяцах, когда явилась комета.. то он, быв около двух годов, увидев оную и показав пальцем, быв у няньки на руках, первое слово сказал: тАЬБогтАЭ.
Рассказывая о своем младенчестве, о том, как его, хилого новорожденного, запекали, по обычаю, в хлеб, и о хвостатой комете, поэт делает в своих тАЬЗапискахтАЭ примечание, где разъясняет, что два этих события, может быть, были Провидением, они предсказали поэту трудный жизненный путь и создание им поэмы тАЬБогтАЭ, тАЬкоторая от всех похваляетсятАЭ.
Из мыслей поэта о жизни и смерти ясно, что он все же дошел в своих исканиях до гармоничного постижения этих вселенских крайностей, дошел через веру в Спасителя. Созрев духом, Державин уже не только самому себе, но и другим людям сумел сказать слова утешения и надежды:
Почто ж терзаться и скорбеть,Что смертный друг твой жил не вечно?Жизнь есть небес мгновенный дар;Устрой ее себе к покоюИ чистою твоей душоюБлагословляй судеб удар.
Итак, только в гармонии со всем сущим, включая рождение, жизнь и смерть, по Державину, утверждается связь дольнего мира с Богом, достигается победа над злом и смертью, отнюдь не являющейся преградой на пути к вечной жизни души человеческой.
Вместе с этим смотрят:
Смех сквозь слезы в поэме Гоголя ВлМертвые душиВ»Смешное в творчестве Чехова
Смысл названия драмы Островского ВлГрозаВ»
Современное газетное интервью - виды и стилистика