Смысл названия драмы Островского ВлГрозаВ»

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ А.Н. ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА"

А.Н. Островский - крупнейший драматург второй половины XIX века. В его пьесах отражены практически все стороны русской жизни. Он один из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму "Гроза" Александр Николаевич написал под впечатлением от путешествия по Волге. Эту пьесу можно смело назвать жемчужиной русской литературы. В ней главное место занимает описание быта и нравов купечества, но и роль пейзажа тоже немаловажна. Сама драма начинается с рассказа Кулигина о красоте природы в городе Калинове: ".. Вот братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу". Но это великолепие нарушено жестокими нравами и какой-то духотой перед началом грозы. Кулигин говорит: " Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!" Порядки в Калинове устанавливают два главных и богатых человека, по словам Добролюбова, представители "темного царства": Кабанова и Дикого. Кабанова - "ханже, нищих оделяет, а домашних заела совсем" - говорит Кулигин в разговоре с Борисом. И правда, при первом появлении Марфы Игнатьевны на сцене мы слышим властные интонации хозяйки дома, привыкшей к беспрекословному повиновению. Она донимает близких не столько бранью, сколько вечными упреками за непочтительность, непослушание. Кабанова гневается, так как чует ее сердце какое-то неблагополучие вокруг, какие-то веяния, ей глубоко враждебные. Даже в своей семье, где безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение новых чувств, новых отношений, несмотря на то, что ее сын Тихон говорит: "Да я маменька и не хочу своей волей жить." Кабанова является самой влиятельной женщиной в городе, ей даже подчиняется сам Дикой - знатный купец Калинова. Они оба злые, жестокие люди, но Дикого отличает беспридельная жадность. Он прибрал к рукам деньги собственного племянника и говорит, чтобы тот подчительнее к нему относился, если хочет получить их обратно. Крестьянам, Савел Прокофьевич денег совсем не платит. Кулигин рассказывает о мужиках, которые пришли к городничему жаловаться, "что Дикой ни одного из них путем не разочтет". Также, как и Кабаниха, он получает удовольствие, унижая людей, подчиняя их своей воле. Нужно отметить, что Дикой боится Марфу Игнатьевну, Савел Прокофьевич позволяет себе повысить голос на Кабаниху и в ответ слышит: "Ну ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!" В драме на путь борьбы с самодурством встает Катерина - невестка Кабановой, девушка из купеческой семьи, которая насильно была выдана замуж. Она с нежностью и грустью вспоминает о своих деньках, проведенных в родительском доме, о прошедшем беззаботном времени: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала.." После замужества Катерина оказалась в неволе, ее светлая и чистая душа все время тянулась на свободу, она хотела вырваться из крепких тисков свекрови. И несмотря на все то, что ей приходилось терпеть, она говорила: "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой". Тяжело Катерине в доме Кабановой, стремящейся привести к полной покорности домашних и прежде всего своеправную Катерину. Но чем больше унижают ее, тем сильнее пробуждается порыв к свободе, любви и счастью. Полюбить Тихона она не может, он не способен защитить свою жену от нападок своей матери, так как сам является орудием в ее руках. Поэтому в чувстве к Борису выражается и смертельная тоска от однообразной жизни, и горячие желание воли, простора. Полюбив всей душой, Катерина не хочет и не может притворяться да обманывать, то есть приспосабливаться к "темному царству". Она делает попытку найти помощь, поддержку у любимого человека: "Возьми меня с собой отсюда" - просит она Бориса и слышит в ответ: "Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: "дядя посылает". Таким образом для Катерины осталось два выхода: один - жить с мужем, покоренной и растоптанной, другой - уйти из жизни. Она выбрала последний - освобождение ценой смерти. После того, как Катерина ушла из жизни, жители города Калинова увидели все, происходящее у них. Даже послушный и покорный сын Кабанихи Тихон прозрел, он осмеливается обвинить мать в смерти своей любимой жены, склоняясь над ее безжизненным телом: "Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы.." Жители города Калинова как бы сами создали эту трагическую ситуацию, не сумев, побоявшись вовремя выступить против самодурства и зла!

Вместе с этим смотрят:

Современное газетное интервью - виды и стилистика
Солженицын
Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собой
Социальная фантастика А. и Б. Стругацких