Социальная фантастика А. и Б. Стругацких
Социальная фантастика А. и Б. СтругацкихАркадий и Борис Стругацкие - пожалуй, самые известные русскоязычные фантасты в мире. Хотя то, что они писали, тАУ это не просто фантастика и даже не просто фантастическая литература, а Литература в самом полном смысле этого слова.
Писать братья Стругацкие начали в конце 50-х гг. В своем творчестве они прошли путь, на который постепенно развивающейся фантастике потребовалось более ста лет. В конце творческого пути Стругацкие во многом определяли развитие этого жанра. Ранние вещи Стругацких тАУ тАЬСтрана багровых тучтАЭ, тАЬИзвнетАЭ, тАЬПуть на АмальтеютАЭ, тАЬШесть спичектАЭ, тАЬСтажерытАЭ - представляли собой почти классическую научную фантастику, характерную своего времени. Помимо стандартных сюжетов и научно-фантастического реквизита в повестях есть что-то еще, что и заставляет употребить слово тАЬпочтитАЭ.
Уже здесь видно, что писателей люди занимают куда больше самой фантастической техники. Техника и научные достижения в этих произведениях, конечно, есть. Более того, именно в ранних вещах Стругацкие и создают свой фантастический мир с глайдерами, скорчерами, нуль-транспортировкой и т.п. Но все это не более чем фон, прекрасно выписанный, продуманный, почти ощутимый, но все же фон.
В этой связи вспоминается эпизод из повести тАЬПонедельник начинается в субботутАЭ, где герой путешествует в Описанное Будущее (как представляют его писатели-фантасты): тАЬВ большинстве своем тАж люди были какие-то нереальные, гораздо менее реальные, чем могучие, сложные тАж механизмы тАжтАЭ Для Стругацких такое невозможно.
Внимательный читатель не может не заметить, как часто многие детали опущены. Авторы не утомляют читателя длинными описаниями устройства и принципов работы своих изобретений. Это касается не только технических подробностей, но и некоторых сюжетных моментов. Как попал в будущее заключенный концлагеря Саул Репнин ? ( тАЬПопытка к бегствутАЭ ) При каких тАЬстранных обстоятельствахтАЭ найдена рукопись Малянова? ( тАЬЗа миллиард лет до конца светатАЭ ) Что такое Зона? ( тАЬПикник на обочинетАЭ ) Писатели не считают нужным отвечать на эти вопросы. Сознательная недосказанность не мешает развитию сюжета ; напротив, она создает ощущение тайны или приближает читателя к действию, делая его соучастником событий.
Что же происходит в этом прекрасном фантастическом мире, созданном писателями? Он отлично приспособлен для жизни, удобно организован, почти безопасен, населен очень здоровыми и прекрасно образованными людьми с невиданными творческими возможностями. Одна из известных ранних вещей Стругацких, так и названная тАЬПолдень. ХХII вектАЭ, описывает светлое будущее Земли, солнечный полдень человечества. Почти утопия!
Однако более поздние произведения братьев Стругацких уже не назовешь утопией. Выясняется, что в этом безоблачном мире полно своих проблем, не менее значимых, чем проблемы сегодняшней цивилизации. И, самое главное, авторы не считают это неправильным. Развитие человечества, прогресс, не может быть беспроблемным. Вопросы и проблемы остаются, они просто меняются.
В нескольких произведениях Стругацких упоминаются цивилизации, сознательно отказавшиеся от прогресса, тормозящие его. тАЬЭто ужасный тупик!тАЭ тАУ так говорит о подобной цивилизации планеты Тагора один из героев тАЬЖука в муравейникетАЭ, Экселенц.
Миры Стругацких не исчерпываются солнечным ХХII веком. В особом сказочном мире с Бабой-Ягой, Вием и Змеем-Горынычем разворачивается действие самой жизнерадостной повести Стругацких тАУ тАЬПонедельник начинается в субботутАЭ. Однако в сюжетно связанной с тАЬПонедельникомтАжтАЭ тАЬСказке о ТройкетАЭ сказочная ирония превращается в злую сатиру.
Действие других, особенно поздних, произведений разворачивается в более или менее реальной действительности (тАЬОтель тАЬУ погибшего альпинистатАЭ, тАЬПикник на обочинетАЭ, тАЬЗа миллиард лет до конца светатАЭ). В тАЬПикникетАжтАЭ в реальную действительность вклинивается жуткий фантастический мир Зоны. Странные события нарушают размеренность нашей жизни и в других книгах.
В некоторых повестях и романах события разворачиваются вообще непонятно когда и где (тАЬГадкие лебедитАЭ, тАЬВторое нашествие марсиантАЭ, тАЬУлитка на склонетАЭ, тАЬГрад обреченныйтАЭ ). Описанные миры вовсе не прекрасны, некоторые из них просто чудовищны. Ужасны даже не сами миры, а люди, их населяющие. Что страшнее: непонятный Лес или непонятно чем занимающееся Управление по делам Леса? ( тАЬУлиткатАжтАЭ ) тАЬВторое нашествие марсиантАЭ, тАЬХищные вещи векатАЭ и, особенно, тАЬГрад обреченныйтАЭ, в котором проводится чудовищный социальный Эсперимент, звучат весьма пессимистично и выглядят классической антиутопией. Это не просто критика конкретного социального строя и не только сатира на мещанское общество, людскую приземленность, эгоизм и просто глупость. Это нечто большее тАУ пример того, как не должно быть. В этом и есть смысл антиутопии.
Проблемы, которые ставят Стругацкие в своих книгах, - это вечные проблемы литературы. Вопрос о ценности жизни каждого человека ставился русской литературой с незапамятных времен, и Стругацкие не могли обойти его стороной. Наиболее остра эта проблема в уже упомянутой повести тАЬЖук в муравейникетАЭ. Можно ли пожертвовать жизнью одного реального человека ради потенциальной безопасности всей Земли? Авторы не дают ответа на этот вопрос. Выбор был сделан, но правильно ли - решать нам.
Одна из важных черт поздних Стругацких тАУ отсутствие не только готовых рецептов и советов, но и вообще открытый финал. Для большинства вещей конец должен додумывать читатель, причем возможны самые разные варианты.
Вопрос о жизни и доверии приходится решать полицейскому инспектору из тАЬОтеля тАЬУ погибшего альпинистатАЭ - можно ли рискнуть общей безопасностью и поверить инопланетянам, сохранив им тем самым жизнь? Здесь встает еще один, важный для литературы, вопрос тАУ выбор между долгом и чувством.
Вопрос выбора важен почти для всех героев Стругацких. Принципиальный выбор должен сделать герой тАЬПикника на обочинетАЭ сталкер Рэдрик Шухарт, человек далекий от идеала, один из миллиардов. Счастье для себя или для всех? Скорее всего, выбор будет верным. тАЬСчастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!тАЭ - этой молитвой Шухарта заканчивается повесть.
Малянов, герой повести тАЬЗа миллиард лет до конца светатАЭ тоже стоит перед мучительной дилеммой. Что важнее для него, ученого с одной стороны, и просто человека тАУ с другой, : вклад в прогресс науки ( = человечества ) или безопасность своих близких. Для Стругацких вопрос выбора в такой ситуации далеко не однозначен. Для них ученый и любой человек творческий тАУ единственный двигатель прогресса.
Возможность творчества и творческой работы для каждого тАУ одно из важнейших достижений будущего Стругацких. тАЬРазве бывает неинтересная работа?тАЭ - искренне удивляется молодой герой повести тАЬПопытка к бегствутАЭ Вадим. Лев Абалкин из тАЬЖука в муравейникетАЭ рискует жизнью ради свободы, причем не абстрактной свободы, а свободы творчества. У героев повести тАЬПонедельник начинается в субботутАЭ ( говорящее название! ) нет выходных дней, так как работать им интереснее, чем отдыхать. Настоящий гимн творчеству, звучащий, впрочем, вполне обыденно, слышится в словах Вечеровского, персонажа повести тАЬЗа миллиард лет до конца светатАЭ: тАЬКогда мне плохо, я работаютАж Когда мне скучно жить, я сажусь работатьтАжМожет быть, существуют другие рецепты, но я их не знаютАжтАЭ В самой знаменитой повести Стругацких тАЬТрудно быть богомтАЭ чуть ли не открытым текстом сказано, что историю движут люди творчества, а не воины и политики.
О повести тАЬТрудно быть богомтАЭ нужно сказать особо.
Чисто внешне это блестящая смесь фантастики и историко-приключенческого романа с явными элементами того, что сейчас называется тАЬфэнтезитАЭ, однако идея повести значительно глубже, чем кажется на первый взгляд.
По замыслу с тАЬТрудно быть богомтАЭ связан ряд других вещей Стругацких: тАЬПопытка к бегствутАЭ, тАЬПарень из преисподнейтАЭ, тАЬОбитаемый островтАЭ. В них Стругацкие вводят понятие Прогрессора тАУ человека Земли, ускоряющего прогресс отсталых внеземных цивилизаций.
По понятиям Земли, Прогрессор действует во благо, но стоит ли даже во имя прогресса лишать человечество его истории, искусственно ускоряя развитие? Имеет ли право человек вершить судьбы других цивилизаций? Герой тАЬПарня из преисподнейтАЭ Прогрессор Корней понимает это вовремя. Он отправляет своего подопечного Гага на родную планету самому разбираться со своей историей.
И не менее важное: может ли человек вмешиваться в чужую историю, оставаясь беспристрастным, оставаясь человеком? Прогрессор Антон ( он же дон Румата из Арканарского королевства ) из повести тАЬТрудно быть богомтАЭ богом остаться не смог. Он по-человечески мстит за своих близких, а другие земляне не понимают его.
Нельзя осчастливить против желания, нельзя единым махом осчастливить всех. В связи с этим интересен эпизодический персонаж тАЬПонедельникатАжтАЭ тАУ некий Саваоф Баалович Один, величайший маг в истории, не могущий реально совершить никакого чуда. Объясняется это очень просто: совершенное чудо не должно навредить абсолютно никому, а такого чуда придумать не может даже величайший маг.
тАЬИсторическиетАЭ повести объединяет еще одно. О каких бы планетах не идет речь, мы понимаем, что это наше прошлое, даже кое в чем, наше настоящее. Не случайно герой тАЬПопытки к бегствутАЭ Саул возвращается в прошлое, где его ждет смерть. Он понимает, что его дело там.
Идея Прогрессорства у Стругацких имеет и обратную сторону. Они моделируют ситуацию, в которой какая-нибудь могучая цивилизация может заниматься Прогрессорством по отношению к землянам. Так возникает цивилизация Странников тАУ могущественная и непонятная, а поэтому потенциально опасная. Действительность оказывается понятнее, но страшнее. В повести тАЬВолны гасят ветертАЭ виновником непонятных и пугающих событий оказываются не таинственные Странники, а само развивающееся человечество.
Человечество само должно отвечать за свои поступки и не вправе ожидать помощи или даже советов свыше. Вообще, заинтересуем ли мы Вселенную? В повести тАЬИзвнетАЭ человека просто не заметили. Однако надежда на Вселенную все же есть. Сложный и опасный диалог с ней происходит в тАЬПикникетАжтАЭ Может быть, Зона поможет людям, если они будут людьми. В конечном итоге все зависит от нас самих и от нашего выбора.
Стругацкие предупреждают, что последствия деятельности человека могут стать необратимыми, и прекрасное будущее (и будущее вообще) могут так и не наступить. Вспомним погубленную экспериментами планету Радуга (тАЬДалекая РадугатАЭ) разоренный Саракш после ядерной войны (тАЬОбитаемый ОстровтАЭ), уничтоженную планету Надежда (тАЬЖук в муравейникетАЭ). Кстати, в истории Надежды остается неясным вопрос, спасли ли пресловутые Странники население экологически загаженной планеты или освободили планету от загадившего ее населения.
Стругацкие придумали даже слитую с природой цивилизацию Ковчега (тАЬМалыштАЭ) как возможный вариант развития. Такова же цивилизация разумных киноидов Голованов, чье развитие ушло во внутренние способности мимо техники (тАЬЖук в муравейникетАЭ ).
Стругацкие не пессимистичны. Они предлагают выход даже в самых критических ситуациях. В тАЬГадких лебедяхтАЭ его ищут и находят дети как наименее испорченная часть человечества. В тАЬХищных вещах векатАЭ у детей есть шанс начать строить жизнь заново и добраться до прекрасного завтра. Важно понять это сегодня, пока еще не стало поздно тАУ основной лейтмотив произведений братьев Стругацких.
Ва
Вместе с этим смотрят:
Сочинение-рецензия на рассказ В. Астафьева ВлЛюдочкаВ»Споры о человеке в пьесе М. Горького ВлНа днеВ»
Способы выравнивания когнитивного диссонанса в переводе поэтических произведений
Способы создания комического в произведениях П. Г. Вудхауза