Сочинение-рецензия на рассказ В. Астафьева ВлЛюдочкаВ»

Сочинение-рецензия на рассказ В. Астафьева ''Людочка''

Ва Ва

Ва

тАЬНам незачем наши сердца холодить;

И так уж на улице вьюгатАЭ .

(С. Куняев)

Ва

тАЬНравственность есть ПравдатАЭ , - писал Василий Шукшин. Правда и нравственность в литературе неотделимы. Светлая любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли высказывается в произведениях Виктора Астафьева тАЬот первого лицатАЭ , со всей прямотой и бесстрашием. тАЬПо натуре своей он моралист и певец человечноститАЭ , в судьбах своих героев тАЬвыделяет этические моменты, какие понятны всякому времени, и нынешнему, и завтрашнемутАжтАЭ - отмечает критик А. Макаров, говоря о творчестве Виктора Петровича.

В сентябрьском номере журнала тАЬНовый миртАЭ за тысяча девятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева тАЬЛюдочкатАЭ .

Он о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей.

Особенно поражает в героях Астафьева тАУ одиночество. Жуткое и неизменное. Людочка пытается вырваться из этого чувства. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относился к ней. тАЬЖил он, жила она в одном доме и толькотАЭ . Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей.

Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа тАЬЛюдочкатАЭ , в образе которой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве.

Рассказ легко вписывается в литературный процесс современности. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича тАУ умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности.

Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом тАУ работа тАУ дом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, её товарки, как должное принимающие всё горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползёт по этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать.

Речь героев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. тАЬПокуль ты ученицей будешь тАУ живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь, тАЬтАУ наставляла Гавриловна девушку.

Биография главной героини даётся писателем в самом начале повествования. тАЬЛюдочка родилась в небольшой угасающей деревнетАЭ тАЬслабенькой, болезненной и плаксивойтАЭ . При помощи эпитетов автор создаёт у читателя соответствующий психологический настрой на развитие основной сюжетной линии.

Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке.

Цинизм, бездуховность тАУ первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт тАУ экологическая катастрофа.

Картины природы в произведении тАУ не просто фон, на котором развёртывается действие, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность.

Мы видим деревню тАЬзадыхающуюся в дикоростетАЭ , прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её тАЬароматытАЭ .

Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.

В. Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко тАЬоперироватьтАЭ судьбами тысяч людей. Но не хватало внимания к конкретным судьбам. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе) . Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать тАУ предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться. тАЬЖивые не хотели приносить себя в жертву умирающему. Сама Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресениютАЭ .

Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Вот что подвело девушку к трагическому исходу.

Обращает на себя внимание композиция рассказа. После повествования о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает нас памятью героини в прошлое, чтобы найти объяснение происшедшему.

Ва Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним.

Сюжет тАУ не только и не просто видимая событийная, но чаще и больше сокрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторской мысли. В нашем случае тАУ мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущих в разъединённом, расколотом, но в одном мире, на одной земле.

Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это то, с чем не мог согласиться ещё Достоевский тАУ искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов.

Трагедия девушки тАУ недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви.

Смерть героини тАУ это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили.

Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов (тАЬзолотко моётАЭ , тАЬголубонька сизокрылаятАЭ , тАЬласточкатАЭ , тАЬкасаточкатАЭ ) . Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств.

Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а тАЬвыразитель всех сил умственных и нравственныхтАЭ .

тАЬПлохиетАЭ выписаны со смаком. Остаётся только поаплодировать писателю за великолепное знание жаргона (тАЬрвём когтитАЭ , тАЬкорешитАЭ , тАЬотвалитАЭ , тАЬпахантАЭ ) .

Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность. Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи (тАЬвтемяшилось в головутАЭ , тАЬгнуть спинутАЭ , тАЬработала как коньтАЭ ) .

Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева.

Помимо простых олицетворений (таких, как тАЬдеревня задохнулась в дикоростетАЭ , тАЬиспустившего резиновый дух крокодила ГенутАЭ ) используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину (тАЬпьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердцетАЭ , тАЬсеребряные заморские пуговицы отстреливались от фракатАЭ ) . Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.

Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, кои не переводятся на Руси.

Вспоминается сцена сенокоса, когда тАЬЛюдочка и мать метали стогтАЭ , а потом девушка тАЬв родной реке смывала с себя сенную пыль и трухутАж с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшимтАЭ .

Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной отсталости.

Посмотрите вокруг: раздоры, злость, гордыня мучают и терзают нашу землю. Если не мы, то кто прорвёт этот замкнутый круг? Поэтому особенно актуальны проблемы в свете сегодняшнего дня, поднятые В. Астафьевым.

Думая о Людочке, о её судьбе, о той растлевающей, гнетущей обстановке, в которой живут её ровесники и их близкие, невольно хочется воскликнуть: тАЬЭто хуже правдытАжтАЭ

Вместе с этим смотрят:

Споры о человеке в пьесе М. Горького ВлНа днеВ»
Способы выравнивания когнитивного диссонанса в переводе поэтических произведений
Способы создания комического в произведениях П. Г. Вудхауза
Стилистический приём эпитета в сказках Оскара Уайльда