Тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне

Тема подвига советского народа в ВОВ в литературе

Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили.

А. Чаковский

Ва

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир тАФ обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне тАФ огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне, большие эпические произведения, в которых дается осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой истории (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и др.) ; психологическая проза, раскрывающая основы личности в трагических коллизиях войны (В. Быков, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и др.) ; художественно-документальные произведения (Д. Гранин, К. Воробьев, С. Смирнов и др.) ; драматургия (пьесы К. Симонова, Б. Корнейчука) ; поэзия (стихи М. Джалиля, М. Луконина, С. Гудзенко) .

Независимо от жанра, все произведения объединены одним тАФ тАЬпамятью сердцатАЭ , страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.

Автобиографическая повесть тАФ тАЬЭто мы, господи!тАЭ была написана в 1943 году. Ровно 30 дней находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось ему пережить в фашистском плену. Страшные картины проходят перед глазами читателя: тАЬСтриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук тАФ лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути.. и молчаливо и грозно шлют проклятья убийцам, высунув из-под снега руку, словно завещая тАФ Мстить! Мстить! Мстить!тАЭ Откроем лирическую повесть В. Астафьева тАЬПастух и пастушка (Современная пастораль) тАЭ . Ее герой, двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил товарищей, слышал, как тАЬтрещали кости пехотинцев, утюженные гусеницами танковтАЭ , одним словом, воевал, а умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три дня любви. Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, запело, заговорило стихами и.. не смогло находиться среди крови, насилия, смерти.

Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В. Быков, его произведения отличает нравственно-психологическая проблематика. Бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Повесть тАЬСотниковтАЭ . Зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, раненными, окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое тАФ Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, Рыбак ценою предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства тАФ вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Рыбак тАФ смелый боец, когда за его спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на компромисс, потом тАФ на предательство и убийство товарища.

Анализируя этот характер, В. Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака выходят из детства, когда он шел на, казалось бы, мелкие жизненные уловки.

Сотников тАФ скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и необыкновенной личности, простой учитель. Почему же будучи больным и слабым он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они оказались в руках врага, явилась его болезнь тАФ он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака.

Измученный пытками, шантажируемый фашистами (тАЬМы все равно их найдем, а тебя запишем в предателитАЭ ) , он остается не сломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним и убеждается, что честно выполнил свой долг.

Тема повести В. Козько тАЬСкудный деньтАЭ тАФ оборванное войной детство, душевная незаживающая рана. Место действия тАФ небольшой белорусский городок; время действия тАФ 10 лет спустя после войны. Основное, что характеризует произведение, тАФ это напряженный тон повествования, который зависит не столько от сюжетного развития событий, сколько от внутреннего пафоса, психологического накала. Этот высокий трагедийный пафос определяет весь стиль повести.

Колька Летичка (это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит) , маленьким ребенком попал в концлагерь, где содержались дети доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом.

И вот через 10 случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает тАФ и убивает Кольку Летичку. Но смерть его предопределена теми событиями, которым уже больше 10 лет. Он обречен: никакие силы не способны восстановить того, что у него было отнято в детстве.

Крик Кольки, прозвучавший в зале суда, тАФ это эхо зова о помощи всех детей, насильно отторгнутых от матерей: тАЬМама, спаси меня!тАЭ тАФ закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далеком 1943, как кричали тысячи и тысячи его сверстников.

Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: тАЬИмя твое неизвестно, подвиг твой бессмертентАЭ Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания тАФ учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. Оружие писателя тАФ вклад в общее дело борьбы за мир.

Вместе с этим смотрят:

Тема Родины в творчестве Федора Абрамова ВлПряслиныВ»
Теория литературы
Трагедия
Трагедия Григория Мелихова в романе М. Шолохова ВлТихий ДонВ»