Анализ сцены (Лариса у гроба Юрия Живаго) из романа Б. Пастернака ВлДоктор ЖивагоВ»

АНАЛИЗ iЕНЫ (ЛАРИСА У ГРОБА ЮРИЯ ЖИВАГО)ИЗ РОМАНА Б. ПАСТЕРНАКА "ДОКТОР ЖИВАГО"

Сцена прощания Лары с мертвым Юрием Живаго ассоциируется со сладким, терпким запахом цветов, глубоким, оглушающим молчанием и тишиной, которая изредка прерывается чуть слышным плачем Лары. Остальные же громкие рыдания родственников и друзей как будто где-то вдалеке, они почти не нарушают этого необыкновенного молчания. Б. Пастернак очень хорошо выразил это ощущение, говоря о цветах на гробе Юрия: "Они не просто цвели и благоухали, но как бы хором, может быть, ускоряя этим тление, источали м, громким и каким-то бестолковым горем Марины, приятелей покойного. Она не "тягалась горем" с ними, казалось, у нее были "особые права на скончавшегося", и все родственники и друзья будто чувствовали и понимали это. Лара так много хотела сказать Юрию, все. Сколько раз, наверное, Лара мечтала снова увидеть Юрия, представляла их свидание, сколько раз думала о том, что расскажет ему, как поделится своими огорчениями и радостями, и вот "как опять Бог привел свидеться". Сколько в ее жизни было "судьбы скрещений", как часто и неожиданно по воле случая она встречала Юрия Живаго, как будто сам Бог толкал их друг к другу, как будто их "вольная, небывалая, ни на что не похожая" любовь была предназначением свыше, неизбежным предначертанием судьбы. И теперь воспоминания овладевали ею.Когда Тоня написала в письме Юрию, что они разлучены навсегда, слово "никогда" звучало действительно страшно, пугающе и неотвратимо, хотя их разделяло только расстояние. "Вот я написала эти слова, уясняешь ли ты себе их значение?" - писала Тоня. А теперь, у гроба Юрия, Лара даже ни разу не произносит этого страшного слова, хотя их разделяет не расстояние, а нечто непреодолимое: она живет, а его уже нет, он где-то в другом мире, где она не может с ним . встретиться. Но у нее такое ощущение, что она все равно вместе с ним. Для нее в мире сейчас существует только он один, она с ним наедине и даже не замечает, что в комнату входят люди, что они разговаривают, плачут.. она говорит со своим Юрочкой, и для нее в ее слезах - "счастье освобождения". Она не помнит себя, она "точно упала на самую глубину, на самое дно своего несчастья".Наверное, ей представляется, что она сама скоро умрет, потому что, раз Юры нет, ей тоже конец,,  и она полна "темным, неотчетливым знанием о смерти, подготовленностью к ней", как будто она уже не в первый раз переживает потерю любимого, как будто "она уже двадцать раз жила на свете" и у нее "целый опыт сердца", как перенести такое горе. И она то плачет, не в силах более сдерживать слезы, то молчит, впадая в оцепенение, забывая все происходящее вокруг, и словно улетает куда-то с душой Юрия, переживает, как когда-то с ним вместе, то "наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенное  их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной". А вокруг нее все так же благоухают цикламены, сирень, как будто исполняют реквием, живые, яркие цветы, которые "так легко себе представить ближайшими соседями царства смерти".

Вместе с этим смотрят:

Анализ художественного текста (на материале рассказа В. В. Набокова ВлКругВ»)
Анализ художественного текста (на материале сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина ВлПремудрый пескарьВ»)
Аналогии в ВлКапитанской дочкеВ» и реальных событиях пугачевщины
Андрей Белый