Антуан де Сент-Экзюпери

Антуан де Сент-Экзюпери

План

Введение

  1. Антуан де Сент-Экзюпери: детство, юность, зрелость

А) Антуан - тАЬмаленький принцтАЭ

Б) Полеты Антуана

  1. Творчество писателя

А) Повести о крылатых людях

Б) Сказка тАЬМаленький принцтАЭ

В) Мир в сердце человека в повести тАЬЦитадельтАЭ

Г) Образы, созданные Антуаном де Сент-Экзюпери

  1. Философия в жизни писателя

Заключение

Список литературы

Ва

Введение

Писатель Антуан де Сент-Экзюпери - поразительный пример единства творчества и собственной жизни. В своих произведениях он писал о полетах, о своей работе, о товарищах, о тех местах, где летал и работал и главное - о небе. Многие образы Сент-Экзюпери - это его друзья или просто знакомые люди. Все свои годы он писал одно-единственное произведение - его собственную жизнь.

Сент-Экзюпери принадлежит к числу немногих романистов и философов, действия которых породила земля. Он не просто восторгался людьми действия, он сам участвовал в деяниях, которые писал.

Неповторимый и загадочный Сент-Экзюпери завещал нам: тАЬИщите меня в том, что я пишу..тАЭ и в данной работе была предпринята попытка найти писателя через его произведения. Его писательский голос, нравственные концепции, понимание долга, возвышенное отношение к делу своей жизни - все в его личности было неизменно.

Желая узнать, что же это за человек и какие идеи он преследует во всех своих произведениях, мы изучаем его биографию, философию, творчество.

Основная задача работы состоит в том, чтобы узнать, какой Антуан де Сент-Экзюпери, какую цель он ставит перед собой в своих произведениях

В его жизни было все: и взлеты и падения, сражение и спокойствие, и любовь и страдание.

Небо, полеттАж На протяжении десяти лет он летал то над Рио-де-Оро, то над Андийскими Кордильерами; он затерялся в пустыне и был спасен владыками песков; однажды он упал в Средиземное море, а в другой раз - на горные цепи Гватемалы.

Он сражался в воздухе в 1940 году и вновь сражался в 1944-м. Покорители Южной Атлантики - Мермоз и Гийоме - были его друзьями. Отсюда та достоверность, которая звучит в каждом его слове, отсюда же берет начало и жизненный стоицизм, тАЬибо деяние раскрывает лучшие качества человекатАЭ.

Все любили Антуана де Сент-Экзюпери: коллеги, друзья, товарищи. И как было не полюбить его? Даже сейчас, узнав его поближе, невольно тянешься к нему, и очень его любишь.

Писатель обладал одновременно силой и нежностью, умом и интуицией. Он питал пристрастие к ритуальным обрядам, любил окружать себя атмосферой таинственности. Неоспоримый математический талант сочетался в нем с ребяческой тягой к игре. либо завладевал разговором, либо молчал, словно мысленно переносился на какую-нибудь совсем иную планету.

Антуан де Сент-Экзюпери всегда чувствовал себя в ответе за людей и перед людьми. И чем чаще он видел в лицо смерть, тем больше любил жизнь. Чем больше он был в небе, тем ближе и родней становилась ему земля, тем сильней он хотел видеть ее мирной, чистой, счастливой землей для людей. И тем богаче он был мыслями и чувствами, которыми не мог не поделиться с людьми. Поэтому он и стал писателем.

Ва

1. Антуан де Сент-Экзюпери: детство, юность, зрелость

Чтобы понять, что это за человек, каковы его идеалы, ценности и жизненные позиции, обратимся к его библиографии.

Граф Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери родился в июне 1900 года в замке Ла Молль во французском городе Лионе. Хотя его родители и происходили из старинных аристократических семейств, но столь родовитое происхождение никак не соответствовало фактическому социальному положению семьи Сент-Экзюпери: отец будущего писателя служил инспектором страховой компании.

После смерти отца четырехлетний мальчик остался на руках матери с пятерню братишками и сестренками. У матери не было собственных средств для существования. На помощь пришли бабушки, благодаря которым дети получили образование.

А) Антуан - тАЬмаленький принцтАЭ

В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, но увлекся техникой и машинами. Учился он неровно, в нем проявлялись проблески гения, но заметно было, что ученик этот не создан для школьных занятий.

В семье его называли тАЬКороль СолнцетАЭ из-за белокурых волос, венчающих голову. Товарищи же прозвали Антуана тАЬЗвездочеттАЭ, потому что нос его был вздернут к небу.

В действительности он уже тогда был тАЬМаленьким принцемтАЭ, надменным и рассеянным, радостным и бесстрашным. Всю жизнь он сохранял связь со своим детством, он всегда оставался восторженным, любознательным и с успехом играл роль мага-волшебника, как бы в ожидании восторженных возгласов: тАЬДа здравствует Антуан де Сент-Экзюпери!тАЭ И эти возгласы раздавались, но только чаще говорили: тАЬСент-Экзюпери, Антуан или ТониотАЭ, потому что он неизменно становился частицей внутренней жизни всех тех, кто его знал или читал его книги.

Б) Полеты Антуана

Уже в двенадцать лет Антуан знакомится с небом, получает тАЬвоздушное крещениетАЭ - его поднимает в воздух на своем самолете уже тогда знаменитый летчик, будущий ас воздушных сражений первой мировой войны, Жюль Ведрин.

Следует отметить, что первый полет особого впечатления на мальчика произвел. К авиации как основному (или одному из основных) делу жизни его потянуло значительно позже. Даже окончив школу, двенадцатилетний Сент-Экзюпери еще не решил твердо, какой профессии он посвятит свою жизнь.

В юности Антуана еще завораживала и архитектура, поэтому он поступает на отделение архитектуры Академии художеств. Но в 1921 году неожиданно для окружающих, он бросает свои занятия архитектурой и записывается добровольцем в авиационный полк, он окончательно выбрал свою дорогу - небо.

Довольно гладко складывалась жизнь Антуана на военном поприще. Через год Сент-Экзюпери получает звание младшего лейтенанта и назначение летчиком в авиационный полк, расположенный на парижском аэродроме Бурже. Но всего три месяца спустя, попадает в первую тяжелую аварию, получает серьезные ранения и по выздоровлению демобилизуется.

Вот так и начинается, наверно, не самая трудная, но, безусловно, самая неинтересная полоса жизни Сент-Экзюпери: он служит конторщиком на черепичном заводе, а затем торговым агентом небольшой автомобильной фирмы.

Но любовь к небу продолжает расти с огромной скоростью. Для него небо - это лучшее во всей Вселенной, это его покой, спокойствие и радость. Где Антуан только не летал! В двадцатые, тридцатые годы - в годы молодости молодость авиации - на еще несовершенных машинах он овладевал техникой ночного полета. Учился водить гидросамолет, прокладывал новые трассы. Побывал и над Кордильерами, и над Сахарой, не однажды разбивался со своей машиной, не однажды, рискуя жизнью, летел на помощь товарищу.

Как это не печально, но никогда еще, пожалуй, призвание авиатора не проявлялось в человеке более явственно и никогда еще человеку не было так трудно осуществить свое призвание. Военная авиация согласилась зачислить его только в запас. Лишь когда Сент-Экзюпери исполнилось двадцать семь лет, гражданская авиация позволила ему стать летчиком, а затем начальником французского аэродрома в Марокко, а в последствии - в Южной Америке.

В это время он опубликовывает свои первые произведения и приобщает небо к литературе, что не мешает ему оставаться смелым и энергичным пилотом, а затем и техническим директором филиала компании тАЬАэропостальтАЭ в Буэнос-Айресе - тут он работает бок о бок с его будущими товарищами Мермозом и Гийоме. Он попадает в многочисленные и тяжелые аварии, но только чудом остается в живых.

В 1931 году он женится на вдове испанского писателя Гомеса Карильо - Консуэло, уроженке Южной Америки. Фантазия этой женщины приводит Антуана в восторг. Но аварии продолжаются: то Сент-Экзюпери чуть не разбивается во время чудовищного падения, то после вынужденной посадки он оказывается затерянным в песках. И, мучимый изнурительной жаждой, в самом сердце пустыни, он испытывает острую потребность вновь отыскать тАЬПланету людейтАЭ!

       В 1934-1935 годах, по поручениям компании тАЬЭр-ФранстАЭ, Сент-Экзюпери едет в Советский Союз в качестве корреспондента газеты тАЬПарисуартАЭ. В те годы он публикует репортажи из СССР. К сожалению, дошедшие до нас отрывки из московских репортажей не позволяют достаточно уверенно судить о точности и глубине его проникновения в нашу сложную, многоплановую действительность тех лет. После возвращения из Советского Союза Сент-Экзюпери дважды едет на фронты гражданской войны в Испании и публикует несколько статей о виденном там.

Стремление летать приводит Антуана де Сент-Экзюпери к приобретению легкого самолета Кадрон тАЬСимунтАЭ, на котором он в конце 1935 года предпринимает попытку перелета по маршруту Париж-Сайгон, а в 1938 году - по маршруту Париж-Огненная земля. Обе эти попытки кончаются тяжелыми авариями на первых же этапах: первая - в Ливийской пустыне, вторая - в Гватемале.

Наступает 1939 год. Вспыхивает война. Сент-Экзюпери решительно принимает все возможные шаги, использует все связи, лишь бы добиться назначения на летную боевую работу в действующую армию. И хотя врачи упорно признают, что он совершенно не пригоден к полетам (следствие многочисленных переломов и контузий), он, в конце концов, добивается зачисления в разведывательную авиагруппу 2/33. В дни вражеского вторжения, после нескольких боев, группу эту отправляют в Алжир и личный состав ее демобилизуют.

Он уходит из армии, и теперь уже как гражданское лицо, возвращается во Францию - повидаться с родными, а затем переезжает в Нью-Йорк. Там он пишет книгу тАЬВоенный летчиктАЭ, снискавшую огромный успех в Соединенных Штатах, а также и во Франции, в то время оккупированной врагом.

Писатель Андре Моруа, хорошо знавший Антуана де Сент-Экзюпери, вспоминает: тАЬКогда генерал прибыл в Соединенные Штаты за вооружением, мы оба - Сент-Экзюпери и я - вновь попросили зачислить нас на службу во французскую армию в Африке. Антуан уехал из Нью-Йорка на несколько дней раньше меня, и, когда я сошел с борта самолета в Алжире, он уже встречал меня на аэродроме. Вид у него был несчастный. Ведь Антуан так сильно ощущал узы, объединяющие людей, он всегда чувствовал себя в какой-то мере ответственным за судьбы Франции, и вот теперь он обнаружил, что французы разделены. Два генеральных штаба противостояли друг другу. Он был зачислен в резерв командования и не знал, разрешат ли ему летать. Ему было уже сорок четыре года, а он упорно и настойчиво добивался, чтобы ему позволили управлять самолетом тАЬП-38тАЭ, быстрой машиной, созданной для более молодых сердец. В конце концов, благодаря вмешательству одного из сыновей президента Рузвельта, Сент-Экзюпери получил на это согласие.

Произведенный в чин майора он сумел присоединиться к дорогой его сердцу разведывательной группе 2/33 (в которую ранее был зачислен), но начальники, тревожась за его жизнь, неохотно разрешали ему полеты. Ему пообещали пять таких полетов, он вырвал согласие еще на три. Из восьмого полета он не вернулся. Он вылетел в 8 часов 30 минут утра, а к 13 часам 30 минутам его все еще не было. Товарищи по эскадрилье, собравшись в офицерской столовой, ежеминутно смотрели на часы. Теперь у него оставалось горючего всего на один час. Ровно через час не оставалось больше никакой надежды. Все долго хранили молчание. Потом командир эскадрильи сказал одному из летчиков: тАЬВы выполните задание, порученное майору де Сент-ЭкзюперитАЭ.

Все закончилось так, как в романе Сент-Экзюпериа, и можно было легко представить себе, что, когда у него не осталось больше горючего и, быть может надежды, он, подобно одному из своих героев, устремил самолет ввысь - к небесному полю, густо усеянному звездамитАЭ.

Итак, 31 июля 1944 года его самолет не вернулся на базу.. По прихоти судьбы это задание состояло в аэрофотосъемке объектов вблизи Лиона - того самого города, в котором сорока четырьмя годами раньше родился. Нет, он жил не очень долго и написал не очень много, но и жизнью своей, и смертью, и своими книгами, и письмами, которые потом были опубликованы, он сумел многое сказать людям.

2. Творчество писателя

ВаМожно ли назвать его книги романами? Едва ли. От произведения к произведению элемент вымысла все сокращается. Скорее всего это эссе о деянии, о людях, о Земле, о жизни. Декорация почти всегда изображает летное поле. И дело тут не в стремлении писателя прослыть специалистом, а в его тяге к искренности. Ведь именно так живет и мыслит автор.

А) Повести о крылатых людях

Он начал с повестей тАЬЮжный почтовыйтАЭ и тАЬНочной полеттАЭ - о жизни и труде крылатых людей. В 1935 году он побывал в Советском Союзе и написал вдумчивые и доброжелательные очерки о Москве. Во время гражданской войны в Испании он с тревогой пишет о судьбах Европы, о будущем, которому угрожает фашизм. Подлинной, деятельной любовью к людям дышит лучшая его повесть - тАЬПланета людейтАЭ (1939). Когда началась война, он уже был признан негодным для службы в авиации, но вернулся на самолет и воевал до того дня, пока Францию захватил враг. И вот Экзюпери в эмиграции, в Америке. Скорбью о поверженной родине, гневом и ненавистью к фашизму дышат страницы повестей тАЬПисьма к заложникутАЭ и тАЬВоенный летчиктАЭ. Но есть во всем, что он пишет еще и страстная вера в будущее человечества и страстное убеждение, что за это будущее каждый из нас в ответе и каждый должен всеми силами его отстаивать.

тАЬЮжный почтовыйтАЭ - это самая романтическая книга Сент-Экзюпери. Летчик Жак Бернис, пилот компании тАЬАэропостальтАЭ, возвращается в Париж и встречает там подругу своего детства - Женевьеву Эрлен. Муж у нее человек посредственный; ее ребенок умирает; она любит Берниса и соглашается уехать с ним. Но почти тотчас же Жак понимает, что они не созданы друг для друга. Чего он ищет в жизни? Он ищет сокровище, в котором заключена истина его жизни. Сначала он надеялся найти его в женщине - неудача. Позднее он пытался найти его в соборе Парижской Богоматери, куда Бернис зашел, потому что он чувствовал себя слишком несчастным - но и эта надежда обманула его. Быть может ключ к разгадке лежит в ремесле? И Бернис упорно, мужественно везет почту в Дакар, летя над Рио-де-Оро. Однажды автор находит труп Жака Берниса - летчика сразили пули арабов. Но почта была спасена. Она будет доставлена в Дакар в установленный срок.

тАЬНочной полеттАЭ относится к южноамериканскому периоду жизни Сент-Экзюпери. Для того чтобы почта, полученная из Патагонии, из Чили, из Парагвая, вовремя прибыла в Буэнос-Айрес, пилотам необходимо лететь ночью над нескончаемыми горными хребтами. Если там их настигнет буря или они собьются с пути, они обречены. Но их начальник, Ривьер, знает, что на такой риск необходимо идти. Вместе с Ривьером, одним из инспекторов, Робино и с женой Фабьена, мы следим за полетом трех самолетов во время грозы. Один из них, самолет Фабьена, сбивается с курса. Перед ним словно смыкаются цепи Кордильер. У него остается горючего всего на полчаса - он понимает, что надежды больше нет. И тогда он поднимается к звездам, туда, где нет ни одного живого существа, кроме него самого. Завоеватель легендарных сокровищ, Фабьен, погибает. Тем не менее Ривьер, который тоже любил Фабьена, с холодным отчаянием занимается отправкой почты в Европу.

тАЬПланета людейтАЭ - это прекрасный сборник эссе. Рассказ о первом полете над Пиренеями, о том, как старые, опытные летчики приобщают к ремеслу новичков. О том, как во время полета происходит борьба с тАЬтремя изначальными божествами - с горами, морем и бурейтАЭ. Портреты товарищей автора - Мермоза, исчезнувшего в океане, Гийоме, который спасся в Андах, благодаря своему мужеству и упорству. Эссе о тАЬсамолете и планететАЭ, небесные пейзажи, оазисы, посадки в пустыне, в самом стане мавров (первобытное племя, жившее в пустыне), и рассказ о том, как затерявшись в ливийских песках, сам автор чуть не умер от изнурительной жажды. Но сюжеты сами по себе мало что значат, главное то, что человек, который обозревает с такой высоты планету людей, знает: тАЬОдин лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее ЧеловекатАЭ. За последние двадцать лет слишком много писателей прожужжали нам уши о недостатках и слабостях человека. Наконец-то нашелся хоть один автор, который говорит нам о его величии: тАЬЕй-богу, я такое сумел, - восклицает Гийоме, - что ни одной скотине не под силу!тАЭ

Наконец, тАЬВоенный летчиктАЭ. Во время немецкого наступления во Франции капитан де Сент-Экзюпери и экипаж его самолета получают от своего начальника, майора Алиаса, приказ совершить разведывательный полет над Аррасом. Вполне возможно, что во время этого полета их встретит смерть, смерть бесполезная, так как им поручено собрать сведения, которые они уже никому не смогут передать - дороги будут безнадежно забиты, телефонная связь прервана, генеральный штаб переместится в другое место. Отдавая приказ, майор Алиас и сам знает, что этот приказ бессмыслен. Но что тут можно сказать? Никому и в голову не приходит сетовать. Подчиненный отвечает: тАЬСлушаюсь, господин майор.. Так точно, господин майор..тАЭ, но ведь дисциплина прежде всего. Книга состоит из возвышенных размышлений летчика во время полета к Аррасу, а затем во время его возвращения посреди рвущихся вокруг снарядов и висящих над ним вражеских истребителей.

Б) Сказка тАЬМаленький принцтАЭ

Незадолго до своей гибели Сент-Экзюпери написал еще одну небольшую, совсем не похожую на другие, книжку - сказку тАЬМаленький принцтАЭ и сам ее иллюстрировал. Печальная насмешливая книжка эта, конечно, больше для взрослых, чем для детей. Ведь и в подлинной народной сказке под первым, простым и понятным даже малышу смыслом скрыто порою мудрое иносказание. Не все здесь маленький читатель поймет разумом, но многое разбудит его воображение, западет в памяти и через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Над нею и улыбнешься, и взгрустнешь, а главное - непременно задумаешься. Ибо сказка, рассказанная Антуаном де Сент-Экзюпери, не только лирична, но и по-хорошему, без сентиментальности трогательна.

Сказка эта - мудрая и человечная, и автор ее не только поэт, но и философ. Просто и проникновенно, как и в повестях и в письмах, говорит он о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу и о том, каким же быть человеку на этой еще не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земле.

В) Мир в сердце человека в повести тАЬЦитадельтАЭ

тАЬЦитадельтАЭ - посмертно изданная книга Сент-Экзюпери. Он составил для нее множество набросков и заметок, но у него не хватило времени, чтобы отшлифовать произведение и поработать над его композицией. Сент-Экзюпери восхваляет условности. Потому что, если уничтожить условности и забыть о них (те же праздники, воспоминания, привычки и т.д.) то человек снова становится дикарем.

Тема тАЬЦитадельтАЭ характерна для Сент-Экзюпери. Старый владыка пустыни, который делится с нами своей мудростью и опытом. В прошлом он был кочевником, но потом понял, что человек может обрести мир, только если он воздвигнет свою цитадель. Человек испытывает потребность в собственном крове, в своем поле, в стране, которую он может любить. Груда кирпичей и камней - еще ничто, ей не хватает души зодчего.

Цитадель возникает, прежде всего, в сердце человека. Она соткана из воспоминаний и обрядов. И самое главное - хранить верность этой цитадели, тАЬибо мне никогда не украсить храм, если я каждое мгновение начинаю возводить его зановотАЭ. Если человек рушит стены, желая этим обрести свободу, он сам уподобляется полуразрушенной крепости. И тогда им овладевает тревога, потому что он перестает ощущать свое реальное существование. тАЬМои владения - это не стада, не поля, не дома, это нечто совсем иное, это то, что главенствует над ними и связует их воединотАЭ

Г) Образы, созданные Антуаном де Сент-Экзюпери

Самый прекрасный образ, созданный Антуаном де Сент-Экзюпери, даже более прекрасный, чем образ Ривьера, - это образ человека, чье мужество исполнено такой простоты, что рассказывать о его мужественных поступках было бы просто смешно. Ошеде - бывший сержант, недавно произведенный в младшие лейтенанты. Разумеется, образования ему не хватает. Сам он никак не мог объяснить себя. Но он сложен, он целен. Когда речь идет об Ошеде, слово тАЬдолгтАЭ теряет всякую напыщенность. Каждый хотел бы исполнять долг так, как его исполняет Ошеде. Прекрасно древо, уходящее глубоко в почву. Прекрасна стойкость Ошеде. В нем нельзя обмануться. Мужество не может возникнуть в результате ловко выставленной речи, оно рождается от своего рода наития, которое становится действием.

А какую же роль играет в его произведениях женщина? Порой В романах Сент-Экзюпери на заднем плане проходят жены летчиков - нежные, любящие, покорно обрекшие себя на жизнь, связанную с постоянным ожиданием человека, которого каждый день подстерегает смерть. В былые времена человек действия идеализировал женщину, с которой он был разлучен. Так, крестовые походы вызвали к жизни Прекрасных дам, Знатных дам средневековых героических песен. Но когда наблюдаешь за героями Сент-Экзюпери , начинает казаться, что у летчика гораздо меньше времени грезить об отсутствующей возлюбленной, чем у солдата или моряка. Для летчика опасность, связанная с его профессией, более непосредственна, более постоянна. Если глохнет мотор - это смерть. Если во время полета на большой высоте засорится баллон с кислородом, летчик засыпает вечным сном. Что для такого человека далекие города и женщины? Всего лишь остановка в пути. Юная девушка, которую мельком видит герой, на мгновение пленит его своей красотою. Но что делать? Ему ведь надо лететь дальше.

Сент-Экзюпери часто обращается к образам садовника, плотника, пахаря, вообще человека простого труда - обращается почти всегда, когда ищет вокруг себя что-то устойчивое, осмысленное, человечное. Механик Леру, тАЬоглядываясь на прожитую жизнь.. испытывал спокойное удовлетворение столяра, отполировавшего великолепную доску: Вот и все! Готово!тАЭ Герой тАЬЮжного почтовоготАЭ, летчик Жак Бернис, вылетая в рейс, думает: тАЬСейчас я только рабочий..тАЭ - и даже оставшееся за хвостом его самолета пространство, называет тАЬотработаннымтАЭ. Наконец, сам Сент-Экзюпери, летая на тАЬЛайтингетАЭ, говорит: тАЬЯ чувствую себя здоровым плотником..тАЭ

В большинстве произведений Сент-Экзюпери многократно упоминаются самолеты, моторы, их устройство, неисправности, эволюции в воздухе - словом, то, что принято называть тАЬтехникойтАЭ и рассматривать как тело, в художественной литературе вполне инородное. Но писатель говорит обо всем этом не как инженер. А как поэт: тАЬПятьсот лошадиных сил, впряженных в мотор, породили в недрах вещества тончайшие токи - холод металла преобразился в бархатистую плотьтАЭ - это летчик коснулся рукой стального лонжерона. Кто еще так писал о тАЬмертвой техникетАЭ!

3. Философия в жизни писателя

Антуан де Сент-Экзюпери не только летчик, не только писатель. Он еще и выдающийся философ. Были люди, которым хотелось, чтобы Сент-Экзюпери удовольствовался тем, что он только писатель и небесный путешественник. И они говорили: тАЬЗачем он все время пытается философствовать, когда он отнюдь не философтАЭ. Но они ошибались - это же здорово, когда человек много путешествует, пишет произведения, да еще и философствует!

Писателя не пугали препятствия, стоящие на пути человеческого взаимопонимания, он считал их почти всегда искусственными. И зло высмеивает их. Так, в тАЬМаленьком принцетАЭ он рассказывает о том, как турецкому астроному открывшему астероид В-612 и доложившему об этом на Международном конгрессе, поначалу никто не поверил, потому что ученый.. был одет по-турецки. Когда же через несколько лет он повторил слово в слово свое сообщение, на этот раз в европейской одежде, - все с ним согласились.

Ничто так не меняет людей как война. Так и в жизни Антуана де Сент-Экзюпери вторая мировая война, трагический разгром Франции, сложности жизни в эмиграции вызвали заметный сдвиг в общественных воззрениях Сент-Экзюпери. Он до тАЬмозга костейтАЭ подавлен всеобщим развалом и обвиняет во всем происшедшем прежде всего несостоятельность государственной власти - тАЬадминистрация, не способная к какому-либо творческому акту..тАЭ. Так от терпимости Сент-Экзюпери остается немного. Даже в сказке тАЬМаленький принцтАЭ - в сказке! - он находит нелишним напомнить людям, что баобабы надо выпалывать не откладывая - тАЬкак только их можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковыетАЭ, и заклинает: тАЬБерегитесь баобабов!тАЭ. Это говорит тот самый человек, который всего несколькими годами раньше отнесся хотя с неодобрением, но, в общем, более или менее терпимо к тому, что его друг, известный летчик Мермоз, примкнул к фашисткой организации!

В философии Антуан де Сент-Экзюпери, как и подобает истинному философу, размышляет о человеке, которому не следует задавать следующие вопросы: тАЬКакому он следует этикету? Какой он придерживается доктрины? К какой партии он принадлежит?тАЭ. А следует спрашивать: тАЬЧто он за человек?тАЭ Французы начертали на фронтонах своих общественных зданий: тАЬСвобода, равенство и братствотАЭ. Они были правы - это прекрасный девиз. Но при том условии, если осознают, что люди могут быть свободны, равны и могут чувствовать себя братьями только в том случае, если кто-то или что-то их объединяет.

тАЬЧто значит освободить?тАЭ - размышляет Антуан де Сент-Экзюпери: тАЬЕсли в пустыне я освобожу человека, который никуда не стремится. Чего будет стоить его свобода? Свобода существует лишь для кого-то, кто стремится куда-то. Освободить человека в пустыне - это значит возбудить в нем жажду и показать ему путь к колодцу. Только тогда его действия обретут смысл. Бессмысленно освобождать камень, если не существует силы тяжести. Потому что камень не сдвинется с местатАЭ.

Что касается равенства, то вот что Сент-Экзюпери говорит: тАЬВерующие равны в Боге. Выражая Бога, они были равны в своих правах. Служа Богу, они были равны в своих обязанностях. Я понимаю, почему равенство в Боге не влекло за собой ни противоречий, ни беспорядков. Демагогия возникает тогда, когда за отсутствием общей веры принцип равенства вырождается в принцип тождестватАЭ.

И наконец, о братстве - тАЬЯ понимаю происхождение братства между людьми. Люди были братьями в Боге. Братьями можно быть только в чем-то, а если нет узла, связывающего людей воедино, они будут поставлены рядом друг с другом, а не связаны между собой. Нельзя быть просто братьями. Мои товарищи и я - братья в группе 2/33. Французы - братья во ФранциитАЭ.

Ва

Заключение

Вот и подошло к концу наше знакомство с летчиком, писателем и философом Антуаном де Сент-Экзюпери.

Рассмотрев пристрастия Антуана к небу, литературе и размышлениям, мы убедились в силе духа, мужестве, стойкости и великодушии писателя.

тАЬЖизнь человека действия полна опасностей; смерть все время подстерегает его; абсолютной истины не существует; однако жертвенность формирует людей, которые станут владыками мира, ибо они - владыки самих себятАЭ - такова суровая философия летчика. Достойно удивления, что он извлекает из нее некую форму оптимизма. тАЬПисатели, проводящие жизнь за письменным столом, в которых медленно остывает жар души, становятся пессимистами, потому что они изолированы от других людей. Человеку действия неведом эгоизм, потому что он осознает себя частью группы товарищей. Боец пренебрегает мелочностью людей, ибо он видит перед собой важную цель. Те, кто вместе трудятся, те, кто разделяют общую ответственность с другими, поднимаются над враждоютАЭ.

Желая узнать, что же это за человек и какие идеи он преследует во всех своих произведениях, мы изучили его биографию, философию, творчество. Вся жизнь была посвящена небу. Своими моральными качествами, своим интеллектом, своей деятельностью - одним словом, своей судьбой Сент-Экзюпери возвышается над обычным человеческим уровнем и относится в некотором роде к числу людей, которые должны служить для других примером. Он относится к разряду людей, которые не укладываются в обычные рамки.

В работе была выполнена поставленная задача, а именно, мы узнали какой Антуан де Сент-Экзюпери, какую цель он ставит перед собой в своих произведениях. Прежде всего, он преследует идею о взаимопонимании между людьми. Главные проблемы, всю жизнь волновавшие Сент-Экзюпери, находили отражение во всех его произведениях - и в прозе, и в публицистике, и даже в сказке. В одном из писем другу он так прямо и заявляет: тАЬЯ писал.. чтобы сказать моему поколению: вы - обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля!тАЭ. Судьба этого корабля была ему не безразлична. Сент-Экзюпери верил в братство, объединяющее людей. И придавал неоценимое значение их взаимопониманию. тАЬВеличие всякого ремесла, может быть, в этом и состоит, что оно объединяет людей: ибо нет ничего дороже этоготАЭ, - говорит он. Может быть, в этом и заключался один из элементов притягательной силы, которую имела для Сент-Экзюпери авиация; мало какая другая работа так не сближает людей.

Произведения Сент-Экзюпери напоминают настойчивый вопросник. Писателю уже предъявляется упрек о тАЬне решениитАЭ этих вопросов, но в действительности же Сент-Экзюпери не только разрешал вопросы, но и показывал ход мыслей, путь рассуждения, который мог бы привести к их разрешению. В то же время он звал читателя самого пуститься в этот путь.

Жизнь небесного путешественника Сент-Экзюпери завораживает своей неповторимостью, яркостью, бессмертием: тАЬТебе покажется, будто я умираю, но это не правдатАЭ - говорит Маленький принц, он говорит также: тАЬИ когда ты утешишься (в конце концов, всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал менятАЭ. И мы рады, что узнали его, и мы всегда будем ему друзьями, общаясь через его произведения, ведь в них он описывают свою "маленькую", но поистине интересную, насыщенную жизнь, оставив свой отпечаток в небе, литературе, в философиитАж

Список литературы

1.ВаВаВаВаВа Андре Моруа тАЬЛитературные портретытАЭ, Кишинев, тАЬЛитература артистикетАЭ, 1983год.

2.ВаВаВаВаВа Антуан де Сент-Экзюпери тАЬПланета людейтАЭ, вступительная статья Норы Галь, Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1985 год.

3.ВаВаВаВаВа Антуан де Сент-Экзюпери тАЬЮжный почтовый. Ночной полет. Планета людей. Военный летчик. Письмо заложнику. Маленький принц. Пилот и Стихии.тАЭ, вступительная статья Марка Галлая, Москва, тАЬХудожественная литературатАЭ, 1983 год.

4.ВаВаВаВаВа Марсель Мижо тАЬСент-ЭкзюперитАЭ, Москва, Издательство тАЬМолодая гвардиятАЭ, 1965 год.

Вместе с этим смотрят:

Антуан Франсуа Прево и его знаменитая ВлМанон ЛескоВ»
Аркадий и Базаров
Афанасий Афанасьевич Фет
Б. Л. Пастернак