ВлМаленький принцВ» Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка

Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка

План.

  1. Антуан Де Сент-Экзюпери. Особенности творчества.

а) Авторский взгляд на мир.

б) тАЬМаленький принцтАЭ - итог исканий писателя-филисофа.

  1. Особенности жанра произведения.

а) Притча

б) Сказка

  1. Философская тематика сказки и Романтические традиции.
  2. Художественный анализ.
  3. Особенности языка, повествовательной манеры писателя и композиции произведения.
  4. Заключение.

а) тАЬМаленький принцтАЭ как детское произведение?

б) Выводы.

Антуан де Сент-Экзюпери был французским лётчиком, который героически погиб в воздушном бою с фашистами. Он создал трогательные философские произведения и тем самым оставил глубокий след в гуманистической литературе 20-ого века.

Он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой, был всесторонне развитым, человеком необычайно яркой одарённости. В своих произведениях он всегда вспоминает о детстве. Он играл и в рыцарей и королей, и в машинистов и в вождение его паровоза. Он увлекался всем, что видел. Он был родом из детства.

Экзюпери всегда ценил дружбу, она было для него мерилом искренности, считал самым драгоценным ее чувство, что есть на планете.

Его взрослая жизнь была полна драматических обстоятельств. Он нередко бывал на грани смерти: постоянные тяжёлые авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских республиканцев: тАЬОн не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на всё!тАЭ тАУ говорили о нем друзья.

Но в своем творчестве, своих письмах, рукописях и романах этот человек раскрывался полнее всего. В жизни Антуана были две великие страсти, которые почти одновременно вошли в его жизнь: авиация и литература. тАЬДля меня летать и писать - одно и то жетАЭ тАУ вот его ответ на вопрос, что для него важнее. Движение, полёт тАУ это жизнь, и самую жизнь он ощущал как полет и движение.

тАЬМы жители одной планеты, пассажиры одного кораблятАЭ тАУ говорил Экзюпери, он мечтал о спасении всего человечеств, он был готов спасти каждого на этой земле, он жил ради нее. Ему была чужда роль пассивного фиксатора происходящих событий, он всегда был в центре. В связи с этим Экзюпери писал: тАЬМне всегда была ненавистна роль наблюдателятАЭ.

Во время второй мировой войны в годы фашистской оккупации он жаждал попасть в ряды летчиков-истребителей французской авиации, и неоднократно подавал рапорт с просьбой принять его. тАЬЯ не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью.. В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места.. Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людямтАЭтАж Он погиб как герой, защищая свою страну, борясь за свободу целого мира, веря в свои идеалы. Военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание 31 июля 1944 г.

Новые замечательные люди живут в произведениях Экзюпери. У них великолепные, удивительные качества, которые открывает нам писатель. Они ищут пропавшего друга над Кордильерами или рисуют барашка для маленького гостя с другой планеты, они чисты и доверчивы, обладают огромной детской душой, не способной на подлость.

Красота мира и природы, восходов и закатов, каждого цветка тАУ вот те вечные идеалы, за которые воевал Антуан, которые остались с нами в его книгах. Его мысли для нас словно свет далекой звезды или маленькой планеты, с которой он смотрит на нас. Писатель-летчик, каким был Сент-Экзюпери, созерцает землю с высоты птичьего полета, с высот своих собственных радужных идеальных мыслей. С такой позиции вся земля представляется единой, большой родиной всех людей. Маленький дом в огромном космосе, но свой собственный, надежный и теплый.

Земля тАФместо, которое покидаешь и в которое возвращаешься, одна большая родина на всех, общая, единственная планета, тАЬземля людейтАЭ.

Интерес к книгам писателя определяется их непоколебимым во все времена нравственным содержанием. Экзюпери верит и ждет, что человечество услышит его голос и проникнется его идеалами, и тогда возникнет удивительный мир добра и справедливости. Это мы видим в его книгах: тАЬНочной полеттАЭ, тАЬЮжный почтовыйтАЭ и в особенности тАЬПланеты людейтАЭ.

Сама история о тАЬМаленьком принцетАЭ возникла из одного из сюжетов тАЬПланеты людейтАЭ. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение. Символ жизни тАУ вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.

В тАЬМаленьком принцетАЭ Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием. Первооснова жизни тАУ вода, одна из вечных истин, непоколебимая вещь, обладающая великой мудростью. Обезвоженная пустыня тАУ это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы тАУ одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении тАЬПланета людейтАЭ.

Точно та же тема и в тАЬМаленьком принцетАЭ, но здесь она получает более глубокое развитие. Ни одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал, и не вынашивалось столько времени, сколько тАЬМаленького принцатАЭ. Нередко мотивы из тАЬМаленького принцатАЭ встречаются в прежних произведениях писателя: любовь Берниса и Женевьввы из тАЬЮжного почтовоготАЭ тАУ это уже слабо намеченные отношения между Маленьким принцем и розой. А тема отношений между взрослым и ребенком, каким он был когда-то, между этими разными мирами детей, где всегда праздник и счастье и имром взрослых, где прекрасно только мужество, встречается нам и в тАЬЮжном почтовомтАЭ, и в письмах к Ренэ де Соссин, и в письмах к матери, и в последнем эпизоде тАЬПланеты людейтАЭ, и в заметках из тАЬЗаписных книжектАЭ.

И из всех произведений выпадает только одно - тАЬНочной полеттАЭ. Здесь другая тема, вернее не звучит заявленная и любимая автором тема отношений взрослых и детей. Но, скорее всего, это не из-зи сменившейся позиции писателя и не из-за смены интересов и принципов, а лишь потому, что она тАЬне уложиласьтАЭ в композицию произведения, писателю пришлось вычеркнул ее, но только как негармоничную в данной ситуации и не более.

В теме тАЬблудного сынатАЭ из тАЬПисьма к заложникутАЭ вновь предстают перед нами взрослые дети, забывшие свою тАЬвнутреннюю родинутАЭ, свои идеалы детства.

В тАЬВоенном летчикетАЭ с нами вновь воспоминания детства. Мальчик, расспрашивающий о служанке Пауле дают основания провести параллель со смертью младшего брата писателя, Франсуа. Это была не страшная смерть, можно сказать благостная. Все эти нежные, трогательные чувства очень близки по чувствам и ощущениям мира тАЬМаленькому принцутАЭ.

В тАЬЦитаделитАЭ также есть небольшие эпизоды, вновь близкие по духу к тАЬМаленькому принцутАЭ. Это три белых камешка, которые только и составляют настоящее, ценное богатство ребенка, а только когда утешишь маленькую девочку в слезах в мире будет восстановлен порядок и будет возможно счастье. Практически в каждом произведении Экзюпери можно найти отзвуки тем тАЬМаленького принцатАЭ.

Также в тАЬПланете людейтАЭ есть эпизод, когда автор видит чудного ребенка. Он сравнивает его с тАЬзолотым плодомтАЭ а еще с тАЬмаленьким принцемтАЭ. Повествователь говорит о том, что может быть именно в этом ребенке таился будущий Моцарт. Старый садовник, персонаж этой книги, уже на смертном одре не переставал думать о своем любимом деле: тАЬВедь копать тАФ это так прекрасно! Человек свободен, когда он копаеттАЭ.

И снова мы видим параллель. Ведь не случайно и Маленький принц из сказки тоже садовник. Оберегать, холить и лелеять прекрасную Розу, он считал своим призванием. тАЬЯ был создан, чтобы стать садовникомтАЭ, тАФ говорил о себе и Экзюпери. тАЬНо для людей нет садовниковтАЭ, тАФ с горечью подводил он итог.

Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери?

тАЬЛюбить тАФ это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлениитАЭ тАФ эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. тАЬМаленький принцтАЭ был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.

Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.

Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча тАЬМаленький принцтАЭ написана не только для детей, но и для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски вострым зрением.

То, что тАЬМаленький принцтАЭ тАФ сказка, мы определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза).

тАЬПрообразомтАЭ литературной сказки тАЬМаленький принцтАЭ можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.

Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.

Но это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно, за казалось бы простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой тАУ он выбирает телесную смерть.

В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра тАУ сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор тАУ это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.

Немецкие философы-идеалисты выдвинули тезис тАУ человек равен Богу в том, что он может, подобно Всевышнему, может продуцировать идею и реализовывать ее в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забывает о том, что он подобен Богу. Человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства.

Но главная трагедия тАЬвзрослыхтАЭ героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они тАЬрастерялитАЭ все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.

Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны тАУ это тАЬмикрозлотАЭ, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. тАЬЗемля тАУ планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев тАУ итого около двух миллиардов взрослыхтАЭ. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.

Второй аспект темы зла можно условно озаглавить тАЬмакрозломтАЭ. Баобабы тАУ это персонифицированный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло тАЬбаобабытАЭ, грозившие разорвать планету на части. тАЬБерегитесь баобабов!тАЭ тАФ заклинает писатель. Он сам иллюстрировал сказку, и когда смотришь на корни этих деревьев, опутавших маленькую планету, невольно вспоминаешь знак фашистской свастики. Сама сказка была написана потому, что это было тАЬстрашно важно и неотложнотАЭ. Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра тАФ вырастает кедр, а из семян терновника тАФ терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. тАЬВедь все взрослые сначала были детьми..тАЭ. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными ко злу и насилию.

Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.

Впервые тему личности и толпы в философии выделил немецкий философ-романтик И. Фихте. Он доказывает, что все люди делятся на обывателей (толпа) и художников (личность), по их отношению к материальному (зло). Конфликт между личностью и толпой изначально неразрешим.

Так же неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет (тАЬстранными взрослымитАЭ). Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. тАЬСерьезные людитАЭ живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных (у каждого своя планета!) и считают его истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма тАУ принцип двоемирия. Миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника (Маленький принц, автор, Лис, Роза), которому присущи нравственные качества, никогда не соприкоснуться.

Только Художник способен увидеть сущность тАУ внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: тАЬКогда он зажигает фонарь тАУ как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь тАУ как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красивотАЭ. Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.

В разговоре с географом затрагивается еще одна важная эстетическая тема тАУ эфемерность прекрасного. тАЬКрасота недолговечнатАЭ, - горестно замечает главный герой. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя тАУ красоту души и сердца.

Но самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей тАУ это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе.

Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по тАЬвнешней оболочкетАЭ, не видя главного в человеке тАУ его внутренней нравственной красоты: тАЬКогда взрослым говоришь: тАЬЯ видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голубитАЭ, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: тАЬЯ видел дом за сто тысяч франковтАЭ, - и тогда они восклицают: тАЬКакая красота!тАЭ

Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы: тАЬГде же люди? тАУ вновь заговорил наконец Маленький принц. тАУ В пустыне все-таки одинокотАж - Среди людей тоже одиноко, - заметила змеятАЭ.

Одиноким, никем не понятым чувствует себя и автор. Его одиночество среди людей близко одиночеству Маленького принца. Истинное дарование человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым и чистым сердцем. Именно поэтому так легко и быстро Маленький принц обретает друга в лице автора, именно поэтому принц понимает автора без слов и готов открыть другу все тайники собственного сердца.

Одна из ключевых философских тем сказки тАЬМаленький принцтАЭ - тема бытия. Она делится на реальное бытие тАУ существование и идеальное бытие тАУ сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное тАУ вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности.

тАЬСерьезные людитАЭ с Земли и с планет-астероидов растворены в реальном бытии и не стремятся постичь сущность непреходящих ценностей. А душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема тАЬзоркоститАЭ сердца, умения тАЬвидетьтАЭ сердцем, понимать без слов.

Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко тАУ на его родной планете.

Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.

Маленький принц тАУ это символ человека тАУ странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

Пустыня тАУ это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.

Рассказчик терпит аварию в пустыне тАФ такова одна из сюжетных линий в повести, ее фон. В сущности, сказка и родилась в пустыне. Сказки, которые мы знаем и любим, родились в лесу, в горах, на берегу моря тАФ там, где обитают люди. В сказке Сент-Экзюпери лишь пустыня и звезды. Почему? Давно замечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на грани жизни и смерти, словно заново переживает, переосмысливает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее и отмести мишуру. Человек по новому воспринимает и саму жизнь: что в ней главное, а что случайно. Рассказчик оказывается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, пришелец с тАЬпланеты детстватАЭ. Поэтому значение этого образа в произведении особое тАФ он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Поэтому тема детства с его незамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести. Поистине тАФ тАЬустами ребенка глаголет истинатАЭ.

В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и тАФ линия Маленького принца, история его жизни.

Первая глава повести является вводной, ключевой к одной из важных проблем произведения тАФ проблеме тАЬотцовтАЭ и тАЬдетейтАЭ, к вечной проблеме поколений. Летчик, вспоминая свое детство и неудачу, которую он потерпел с рисунками № 1 и № 2, рассуждает так: тАЬВзрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковыватьтАЭ. Эта фраза служит исходным моментом в последующем развитии темы тАЬотцовтАЭ и тАЬдетейтАЭ, в сложном пути взрослого летчика к пониманию ребенка, к возвращению автора в свое детство. Взрослым не дано было понять детский рисунок рассказчика, и только Маленький принц смог быстро распознать слона в удаве. Благодаря этому рисунку, который летчик всегда носил с собой, устанавливается взаимопонимание между ребенком и взрослым.

Малыш, в свою очередь, просит нарисовать ему барашка. Но каждый раз рисунок получается неудачным: барашек был то тАЬслишком хилымтАЭ, то тАЬслишком старымтАЭ.. тАЬВот тебе ящик, тАФ говорит рассказчик ребенку, тАФ а в нем сидит такой барашек, какого тебе хочетсятАЭ. Мальчику эта выдумка понравилась: он мог фантазировать сколько угодно, по-разному представляя себе барашка. Ребенок напомнил взрослому его детство, они обретают способность понимать друг друга. Умение войти в мир ребенка, понять его и принять тАФ вот что может сблизить мир взрослых и мир детей.

Маленький принц немногословен тАФ о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, тАЬкоторая вся-то величиной с домтАЭ и называется тАЬастероид Б-612тАЭ. Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, тАЬэто очень скучная работатАЭ. Но у него есть тАЬтвердое правилотАЭ: тАЬ..встал поутру, умылся, привел себя в порядок тАФ и сразу же приведи в порядок свою планетутАЭ. Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема тАФ экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки тАЬпредвиделтАЭ будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее тАФ философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.

Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. тАЬОднажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!тАЭ тАФ говорит он летчику. И немного погодя добавляет: тАЬЗнаешь.. когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце..тАЭ Ребенок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых.

Установившаяся было гармония взаимоотношений взрослого и ребенка едва не нарушается в главе седьмой. Малыша волнует мысль о барашке и розе: сможет ли он съесть ее и если да тАФ тогда зачем цветку даны шипы? Но летчик очень занят: в моторе заело гайку, и он старался ее отвернуть, поэтому отвечал на вопросы невпопад, первое, что приходило в голову, раздраженно бросая: тАЬТы видишь, я занят серьезным деломтАЭ. Маленький принц изумлен: тАЬТы говоришь, как взрослыетАЭ и тАЬничего не понимаешьтАЭ, как тот господин тАЬс багровым лицомтАЭ, что живет один на своей планете. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не посмотрел на звезду, никогда никого не любил. Он только складывал цифры и с утра до вечера твердил одно: тАЬЯ человек серьезный! Я человек серьезный!. Совсем как тытАЭ. Маленький принц, побледневший от гнева, объясняет рассказчику, как это важно тАФ уберечь единственный в мире цветок, который растет только на его планете, от маленького барашка, который тАЬв одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворилтАЭ. Малыш объясняет взрослому, как важно думать и заботиться о том, кого ты любишь, и чувствовать себя от этого счастливым. тАЬЕсли барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!тАЭ

Ребенок преподает урок взрослому человеку, становится его мудрым наставником, отчего тот устыдился и почувствовал себя тАЬужасно неловким и неуклюжимтАЭ.

Далее по повести следует рассказ о Маленьком принце и его планете и здесь особое место занимает история Розы. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но тАЬзато она была так прекрасна, что дух захватывало!тАЭ, и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.

Роза тАУ это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина тАУ красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. тАЬВы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. тАУ Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вастАжтАЭ

Рассказывая эту историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. тАЬНадо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!тАЭ Это еще раз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно тАЬувидетьтАЭ только сердцем.

Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки.. И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью.. По мнению Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений.

На планете короля Маленький принц не может понять, зачем вообще нужна власть, но испытывает к королю симпатию, ибо тот был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. Экзюпери не отрицает власть, он просто напоминает сильным мира сего о том, что правитель должен быть мудр и что власть должна опираться на закон.

На следующих двух планетах Маленький принц встречает честолюбца и пьяницу тАФ и знакомство с ними повергает его в растерянность. Их поведение для него совершенно необъяснимо и вызывает только отвращение. Главный герой видит насквозь всю бессмысленность их жизни, поклонение тАЬложнымтАЭ идеалам.

Но самым страшным в нравственном аспекте оказывается деловой человек. Его душа настолько омертвела, что он не видит ту красоту, которая его окружает. Он смотрит на звезды не глазами художника, глазами дельца. Автор не случайно выбирает звезды. Этим он подчеркивает полную бездуховность делового человека, его неспособность созерцать прекрасное.

Единственный, кто делает свое дело, тАФ это фонарщик: тАЬ..вот человек, которого все стали бы презирать тАФ и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себетАЭ, тАФ так рассуждает малыш. Но тАЬверность обычаютАЭ бедного фонарщика, который обречен на то, чтобы без отдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, так же нелепа и грустна.

Бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязания на власть, богатство, на особое положение или почести тАФ все это свойства людей, воображающих, что они обладают тАЬздравым смысломтАЭ. Планета людей кажется герою черствой и неуютной: тАЬКакая странная планета!. Совсем сухая, вся соленая и в иглах. У людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешьтАЭ. Если этим людям рассказываешь о друге, они никогда не спросят о самом главном тАФ их вопросы касаются совершенно несущественного: тАЬСколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец? И после этого воображают, что узнали ЧеловекатАЭ. Заслуживает ли доверия тАЬздравомыслящийтАЭ человек, спутавший тАЬудава, проглотившего слонатАЭ с обыкновенной шляпой? Что дает истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами? И наконец тАФ перестала бы существовать планета Маленького принца, если бы открывший ее турецкий астроном отказался переодеваться в европейский костюм, а его открытие так и не получило бы признания?

Слушая звонкий и печальный голосок Маленького принца, понимаешь, что во тАЬвзрослыхтАЭ людях отмерла естественная щедрость сердца, прямота и искренность, хозяйская заботливость о чистоте планеты. Вместо того чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, они ведут войны, иссушают мозги цифирью, оскорбляют суетой и алчностью красоту восходов и закатов. Нет, не так надо жить!

За недоумением маленького героя скрывается горечь самого писателя по поводу того, что происходит на земле. Сент-Экзюпери заставляет читателя посмотреть на привычные явления под иным углом зрения. тАЬГлавного глазами не увидишь. Зорко только сердце!тАЭ тАФ утверждает автор.

Не найдя того, что искал малыш, на маленьких планетах, он по совету географа отправляется на большую планету Земля. Первой, кого встречает Маленький принц на Земле, была Змея. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: тАЬВсякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышелтАЭ. Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что тАЬсреди людей тоже одинокотАЭ. На Земле принцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение. Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда.

Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад роз. Он почувствовал себя еще более несчастным: тАЬего красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселеннойтАЭ, а перед ним тАЬпять тысяч точно таких же цветовтАЭ. Выходит, у него была самая обыкновенная роза да еще три вулкана тАЬростом мне по коленотАЭ, какой же он после этого принц..

Вот тут-то и приходит на помощь герою Лис. Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания.

Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Не даром цветок говорит о людях: тАЬИх носит ветромтАЭ. А стрелочник в разговоре с главным героем, отвечая на вопрос: куда же спешат люди? Замечает: тАЬДаже сам машинист не знает этоготАЭ. Это иносказание можно истолковать так. Люди разучились смотреть ночью на звезды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания розы. Они подчинились суетности земной жизни, забыв о тАЬпростых истинахтАЭ: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: тАЬЕсли любишь цветок тАУ единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звезд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливымтАЭ. И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование.

Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. тАЬНо если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете.. если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других..тАЭ Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать тАФ значит создать узы любви, единения душ.

Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: тАЬЗорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.. Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу.. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручилтАЭ. Приручить тАФ значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить тАФ значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить тАФ значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема тАЬрасширения душитАЭ через любовь проходит сквозь всю сказку.

Маленький принц постигает эту мудрость, а вместе с ним она открывается и пилоту-рассказчику, и читателю. Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.

О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования тАУ в посвящении. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.

тАЬЭто печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть другтАЭ, тАФ говорит герой сказки. Маленькая героиня из рассказа А. Гайдара тАЬГолубая чашкатАЭ. Светланка, подобно Маленькому принцу, обладает способностью видеть истинную сущность окружающего мира. Она смотрит на мир не предвзято. А ее отец схож с автором. Среди вечной суеты тАЬвзрослойтАЭ жизни он не вспоминает о человеческом счастье. Постоянно руководствуясь разумом, он забывает прислушаться к самому главному - к голосу собственного сердца. А маленькая девочка, независимо от своего желания, сумела показать своему отцу совершенно новый мир человеческих взаимоотношений, отношений детства; мир тоже сложный, но более богатый чувствами и каким-то внутренним пониманием красоты окружающих людей и природы.

В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. тАЬНет в мире совершенстватАЭ, тАФ скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.

Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. тАЬХотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он /Маленький принц/. тАУ Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать своютАЭ. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду ,и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.

тАЬМаленький принцтАЭ тАУ это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Оно подойдет, как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет рядом на корточки и, спросит, с любопытством глядя на разбитый самолет: тАЬА что это за штука?тАЭ Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей.

Маленький принц спросил у летчика: тАЬ..Знаешь, отчего хороша пустыня?тАЭ И сам же дал ответ: тАЬГде-то в ней скрываются родники..тАЭ Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа воды очень значим для Сент-Экзюпери.

В древних летописях, поверьях и преданиях воду стерегли драконы, но у пустыня Сент-Экзюпери может стеречь ее не хуже, чем драконы, она ее может спрятать так, что никто и никогда не найдет ее. Каждый человек сам властитель своих родников, источников своей души, но мы сами порой не можем их отыскать.

тАЬОна родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилии рук.. Она была как подарок сердцу..тАЭ тАУ это не просто вода. Ее нашли герои книги. Мы все верим, что когда-нибудь нам удастся отыскать чистый родник, эту вечную, непоколебимую истину, которую хранит в своих произведениях писатель. В каждом из нас живет такой маленький принц, справедливый творец которого прячет воду и ждет пока вера выведет нас к ней.

Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения.

Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола тАУ основной компонент структуры традиционной притчи. тАЬМаленький принцтАЭ не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему, находит решение.

Начало и конец повести тАЬМаленький принцтАЭ имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, летчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету, ухаживать и растить прекрасную Розу.

Время, которое летчик и принц тАУ взрослый и ребенок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны.

Мы уже говорили о жанровых особенностях повести в начальной части нашего исследования. В итоге стоит отметить и выделить следующее: тАЬМаленький принцтАЭ тАУ это не традиционный и общепринятый, знакомый нам всем вид сказки-притчи. Мы видим перед собой новый ее вариант, измененный, приспособленный к законам настоящего времени. Это подтверждает и насыщающие произведение огромное количество деталей, намеков, образов, взятых из реалий XX столетия.

В повести очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: тАЬ..А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков..тАЭ. Его проста тАУ это детская истина и точность.

Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве:

тАЬ..Когда мне было шесть лет.. я увидел однажды удивительную картинку..тАЭ или: тАЬ..Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинултАЭ.

Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-.Экзюпери тАФ это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Нужно обладать великим писательским талантом, что видеть мир так, как Экзюпери.

Язык его произведения естественен и выразителен: тАЬсмех, точно родник в пустынетАЭ, тАЬпятьсот миллионов бубенцовтАЭ. Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл: тАЬводатАЭ, тАЬогоньтАЭ, тАЬдружбатАЭ и т. д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: тАЬони (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснутьсятАЭ; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: тАЬдети должны быть очень снисходительны к взрослымтАЭ, тАЬесли идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь..тАЭ или тАЬу людей уже не хватает времени что-либо узнаватьтАЭ.

В такой манере выражать свои мысли заключена тайна, она по новому рассказывает старые истины, открывается их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься.

Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей тАУ так автор общается с читателем. Поэтому хочется ему верить, зная, что он никогда не обманет.

Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения.

Феномен сказки тАЬМаленький принцтАЭ в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.

Не все доступное взрослым откроется сразу детям. Но дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни.

Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия. Ибо только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их тАЬпрактической пользойтАЭ!

Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

тАЬ тАФ На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч розтАж и не находят того, что ищуттАж

тАФ Не находят, - согласился я.

тАФ А ведь то, чего они ищут можно найти только в одной единственной розе, глотке водытАжтАЭ

Главное, для чего написана эта сказка, это то, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного тАУ надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относится ко злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.

Ва

Библиография.

  • Кубарева Н.П. Современная зарубежная повесть в школьном изучении. М. : Московский лицей, 1999.
  • Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. М.: Радуга, 1983.
  • Григорьев В.П. Антуан де Сент-Экзюпери. Л.: Просвещение, 1973.
  • Смирнова В. А. Книги и судьбы. Статьи и воспоминания. М.: Советский писатель, 1968.
  • Грачев Р. Писатели Франции. М.: Просвещение,1964.
  • Мижо М. Сент-Экзюпери. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1963.
  • Моруа А. Сент-Экзюпери. // Моруа А. Литературные портреты. М.: Прогресс,1970.
  • Губман Б.Л. тАЬИстина для человека тАУ это то, что делает его человекомтАЭ. [Предисл.] // Сент-Экзюпери А. Маленький принц и другие проивед. М.: Высшая школа, 1992.
  • Полторацкая Н.И. Французская литературная сказка в XX веке. [Предисл.] // Сказки французских писателей. Л.: Лениздат, 1988.
  • Лунгина Л.З. Живое чудо сказки. [Предисл.] // Родари Дж. Приключение Чиполлино и др. Минск: Наука и техника, 1986.
  • Вайсман Н. И., Гарват Р.Ф. тАЬЗорко одно лишь сердцетАЭ. // Литература в школе, 1992, №1.
  • Филатова М. Маленький принц, больной любовью. // Культура, 1993, №31.
  • Зверев А. Поэзия и жестокость испытания. // Книжное обозрение, 1997, 4 марта.
  • Коротков А. Сент-Экс, разрушитель машин: о летчике, который сочинил великую сказку. // Первое сентября, 1995, 11 марта.
  • Соломно Н. тАжИ Маленький принц приручил Лиса. // Пионер, 1983, №2.
  • Ва

    Ва

    Вместе с этим смотрят:

    ВлПоднятая целинаВ»
    ВлПутешествие из Петербурга в МосквуВ» в художественном и идеологическом контексте эпохи
    ВлСудьба человекаВ» Шолохова
    ВлТихий ДонВ» - роман-эпопея