Биографии З. Н. Гиппиус и Д. Д. Бурлюка

БИОГРАФИИ З.Н.ГИППИУС И Д.Д.БУРЛЮКА

Содержание:

1. Гиппиус Зинаида Николаевна (8.11.1869 - 9.9.1945)

2. Бурлюк Давид Давидович(09.07.1882 тАУ 15.01.1967)

3. Список используемой литературы

1. Гиппиус Зинаида Николаевна (8.11.1869 - 9.9.1945)

Зинаида Николаевна ГиппиустАУ поэт, прозаик, критик. В 70-е г. её отец служил товарищем обер-прокурора сената, но вскоре переехал с семьей в Нежин, где получил место председателя суда. После его смерти, в 1881 году, семья переселилась в Москву, а затем в Ялту и Тифлис. Женской гимназии в Нежине не было, и основам наук Гиппиус обучали домашние  учителя. В 80 гг., живя в Ялте и Тифлисе, Гиппиус увлекается русской классикой, особенно Ф. М. Достоевским.

Выйдя замуж за Д. С. Мережковского, летом 1889 г. Гиппиус вместе с мужем переезжает в Петербург, где и начинает литературную деятельность в кружке символистов, который в 90 гг. складывается вокруг журнала   ВлСеверный вестникВ» (Д. Мережковский, Н. Минский, А. Волынский, Ф. Сологуб)  и популяризует идеи Бодлера, Ницше, Метерлинка. В русле настроений и тем, свойственных творчеству участников этого кружка, и под влиянием новой западной поэзии начинают определяться поэтические темы и стиль поэзии Гиппиус.

В печати стихи Гиппиус появились впервые в 1888 г. в ВлСеверном вестникеВ» за подписью Зинаиды  Гиппиус. Позже она берет псевдоним Антон Крайний. Основные мотивы ранней поэзии Гиппиус тАУ проклятия скучной реальности и прославление мира фантазии, искание новой нездешней красоты (Влмне нужно то, чего нет на свететАжВ»), тоскливое  ощущение разобщенности с людьми и в то же время тАУ жажда одиночества. В этих стихах отразились основные мотивы ранней символической поэзии, ее этический и эстетический максимализм. Подлинная поэзия, считала Гиппиус, сводится лишь к Влтройной бездонности мираВ», трем темам тАУ Вло человеке, любви и смертиВ». Поэтесса мечтала о примирении любви и вечности, но единственный путь к этому видела в смерти, которая только и может спасти любовь от всего преходящего. Эти размышления определили на Влвечные темыВ» определили тональность многих стихов Гиппиус.

В двух первых книгах рассказов Гиппиус господствовали те же настроения. ВлНовые людиВ» (1896) и ВлзеркалаВ» (1898). Основная мысль их тАУ утверждение истинности лишь интуитивного начала жизни, красоты Влво всех ее проявленияхВ» и противоречиях и лжи во имя некоей высокой истины. В рассказах этих книг тАУ явное влияние идей Достоевского, воспринятых в духе декадентского миропонимания.

В идейно-творческом развитии Гиппиус большую роль сыграла первая русская революция, которая обратила ее к вопросам общественности. Они начинают теперь занимать большое место в ее стихах, рассказах, романах. После революции выходят сборники рассказов ВлЧерное по беломуВ» (1908), ВлЛунные муравьиВ» (1912), романы ВлЧертова куклаВ» (1911), ВлРоман-царевичВ» (1913). Но говоря о революции, создавая образы революционеров, Гиппиус утверждает, что истинная революция в России возможна лишь в связи с революцией религиозной (точнее тАУ в результате ее). Вне Влреволюции в духеВ», убеждала Гиппиус, изображая в ВлЧертовой куклеВ» русскую послереволюционную действительность, социальное преображение тАУ миф, вымысел, игра воображения, в которую могут играть лишь неврастеники-индивидуалисты.

Встретив враждебно октябрьскую революцию, Гиппиус вместе с Мережковским в 1920 г. эмигрировала. Эмигрантское творчество Гиппиус состоит из стихов, воспоминаний, публицистки. Она выступала с резкими нападками на Советскую Россию, пророчествовала ее скорое падение. Из Эмигрантских изданий наибольший интерес представляет книга стихов ВлСияниеВ» (Париж, 1939), два тома воспоминаний ВлЖивые лицаВ» (Прага, 1925), очень субъективных и очень личных, отразивших ее тогдашние общественные и политические взгляды, и незаконченная книга воспоминаний и Мережковском (Гиппиус тАУ Мережковская З. Дмитрий Мережковский тАУ Париж, 1951), о которой даже критик эмигрант Г. Струве сказал, что она требует больших поправок Влна пристрастность и даже озлобленность мемуаристаВ» (Струве Гиппиус. Русская литература в изгнании. тАУ Нью-Йорк, 1956 тАУ с. 139).

2. Бурлюк Давид Давидович (09.07.1882 тАУ 15.01.1967) Бурлюк Давид Давидович - поэт, теоретик футуризма, прозаик, художник. Родился на хуторе Семиротовщина ХарьковВнской губернии. Отец  - выходец из "купцов-козаков" тАФ с 1885 г., продав хуВнтор, занимал должность управляющего в ряде имений Харьковской, Курской, Тверской, Московской, Херсонской губерний. Мать тАФ урождённая Л. И. Михневич тАФ сестра фельетониста В. И. Михневича. Младшие братья тАФ Владимир и Николай тАФ стали художниками, одновременно печатали стихи в футуристических изданиях.

Так как семья часто переезжала, Давид учился в гимназиях г. Сумы, Тамбова, Твери. В 1892 г. увлёкся живописью под влиянием художника К. Первухина, брата домашней учительницы Бурлюков. Первое стихотворение Бурлюк датирует 1897 г. В 1898 г. поступил в Казанское художественное учиВнлище, в 1899 г. перевёлся в Одесское художественное училище, однако в 1901Ваг., вернулся в Казань. Писательский дебют состоялся в херсонской газете "Юг" (первая публикация тАУ 2 февраля 1899 г.). С 1902 по 1905 г. учился живоВнписи (Мюнхенская Королевская академия искусств тАУ у профессора Вилли Дица; парижская мастерская "Эколь де Базар" тАУ у художника Кормона). В Париже познакомился с К.Бальмонтом, Б.Борисовым-Мусатовым, М. ВолошиВнным, Е. Кругликовой. В 1904 г. принял участие в художественной выставке в Херсоне, где познакомился с Вс. Мейерхольдом.

В 1907 г. семья в очередной раз переезжает. На этот раз - в Чернодолинное имение гр. А. Мордвинова, где отец занял должность управляющего. В этом же году Бурлюк впервые принял участие в московской выставке "Стефанос". С этого времени системаВнтически участвовал в выставках в Москве, Петербурге, провинции и за граниВнцей. В 1909 г. вновь поступил и окончил Одесское художественное училище. В 1910 г. поступил в Московское художественное училище живописи и ваяВнния. В 1909-1910 гг. Бурлюк выступил в роли организатора группы "будетян", объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны симвоВнлистской эстетики. "Будетяне" искали новые пути развития искусства и поэВнзии, ориентируясь на художественный опыт французских "проклятых" поэтов (Рэмбо, Бодлера, Лафорга). Группа именовала себя также "Гилея" (древнеВнгреческое название Таврической губернии, где жила семья Бурлюков), а несколько позднее, под влиянием критики, - футуристами. Первый сборник группы тАУ "Садок судей" (1910), при участии Давида, Николая и Владимира Бурлюков, Е. Гуро, В. Каменского, В. Хлебникова тАФ почти не был отмечен в критике, однако формирование новой поэтической школы продолжалось блаВнгодаря энергичным усилиям Бурлюка, выступавшего как её организатор и пропагандист. К концу 1911 г. относится встреча Бурлюка с В. В. Маяковским, также учившимся в Училище живописи и ваяния.

По инициативе Бурлюка в 1912 г. был выпущен сборник "Пощёчина общественному вкусу" (1912) с девизом "В защиту свободного искусства". Сборник открывался коллективным манифестом, в котором прокламировался отказ от классических традиций, разрыв с существующими школами в совВнременной литературе и утверждались принципы нового поэтического направВнления, основанные на самодовлеющем самотворчесве. Эпатирующий тон манифеста спровоцировал  критику на яростные нападки на сборник, что одновременно оказывалось и рекламой для нового направления: футуристы быстро приобрели шумную, скандальную известность. В 1912-1914 гг. Бурлюк развивает бурную издательскую деятельность, направленную на дальнейшее  объединение поэтов и художников, близких футуризму. По его инициативе и при его участии выходят сборники "Садок судей" (второй) (1913), "Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов ГиВнлея" (1913), "Затычка" (1913), "Требник троих. Сборник стихов и рисунков" (1914), "Рыкающий Парнас" (1914), а также журнал "Футуристы. Первый журнал русских футуристов" (1914). В сборниках печатались стихи, теоретиВнческие статьи и манифесты футуристов, а также кубистские рисунки офорты.

Тогда же Бурлюк активно выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живоВнписи, принимает участие в диспутах. В 1913-1914 гг. вместе с В.Маяковским и В.Каменским предпринял большое лекционное турне по русской провинВнции (в автобиографии Бурлюк называет 27 городов). Пропагандистская деятельность Бурлюка, как и В.Маяковского, раздражала администрацию Училища живописи и ваяния. В начале декабря 1913 г. совет преподавателей училища запретил ученикам вести лекции, а после возвращения Бурлюка и Маяковского из турне 21 февраля 1914 г. единогласно исключил их из училиВнща. В 1915 г. выходит сборник "Весеннее контрагентство муз", в 1916 тАУ сборВнник "Четыре птицы". В 1915-1917 гг. Бурлюк поселился на станции Иглино под Уфой, занимался живописью, поставлял в армию сено. В 1918 г. принял участие в последней выставке "Бубнового валета" в Москве. Летом 1918 г. остался за линией фронта. В 1918-1919 гг. уехал на Дальний Восток, читал лекции в городах Сибири. В 1919-1920 гг. выступал с лекциями и устраивал выставки в Харбине. В 1920-1922 гг. жил в Японии. С 1 сентября 1922 г. жил в США, занимаясь живописью и литературой. Выпустил ряд поэтических сборников, несколько книг по искусству, сборники новел в издательстве, основанном его женой М. Н. Бурлюк, издавал журнал "Цвет и рифма". В 1956 г. приезжал в СССР.

Бурлюк активно пропагандировал футуристскую эстетику, что создало ему репутаВнцию "отца российского футуризма", всячески им поддерживаемую (это опреВнделение вынесено на обложки всех американских изданий Бурлюка). В своих теоретических декларациях он отстаивал идею самоценности и независимоВнсти искусства, право поэта на формальное изобретательство. Однако собстВнвенное поэтическое творчество Бурлюка, как это было отмечено уже его современниками, отличается не столько ярко выраженной индивидуальноВнстью, сколько умением перевоплощаться, усваивая чужие стилевые манеры, от народнической или символической поэзии до французских "проклятых" поэтов; а позднее тАУ экспрессионистских течений в поэзии и прозе.

3. Список используемой литературы:

  1. Русский язык. Р. Г. Чечет.
  2. Русские писатели. Библиографический словарь. П. А. Николаева.
  3. Справочник по математике Гуринович К. М.

Вместе с этим смотрят:

Биография Владимира Владимировича Маяковского
Биография М. Ю. Лермонтова
Болконский на поле Аустерлица
Борьба двух миров в поэме Блока ВлДвенадцатьВ»