Спрос и предложение
Спрос, предложение и рыночные цены.
Как спрос, так и предложение могут быть представлены в виде таблиц. Таблица спроса показывает зависимость между различными возможными уровнями цен и количествами продукции, покупаемой потребителями по соответствующим ценам . Изображенная таким образом зависимость между ценами и количествами продукции, на которую предъявляется спрос, является обратной, или отрицательной. Как правило, потребители при высоких ценах покупают меньше, чем при низких. Эта очевидная зависимость называется законом спроса. На графике кривая спроса является нисходящей .
Таблица предложения демонстрирует зависимость между возможными цепами и количествами продукции, которую предложат на рынке производители по каждой из этих цен . Эта зависимость, является прямой, или положительной.
Закон предложения гласит, что производители сочтут выгодным направить большее количество ресурсов на производство данного товара при относительно более высоком уровне цены на нее, чем при более низком.
На графике прямая зависимость дает восходящую кривую предложения.
Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции.
Дефицит, сопутствующий ценам ниже цены равновесия, подскажет конкурирующим друг с другом покупателям, что им следует предложить более высокую цену, если они не хотят остаться без продукта. Растущая цена будет:
1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и
2) вытеснять некоторых потребителей с рынка.
Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с друюм продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут:
1) подсказывать фирмам, что необходимо сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции, и
2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.
Изменения в потребительских вкусах, доходах, ценах взаимосвязанных товаров, ожиданиях потребителей, а также числе потребителей на рынке - все это будет вызывать перемещения кривой спроса.
Изменения в любом из факторов, влияющих на издержки производства, например в технологии производства или в ценах ресурсов, в величине налогов или субсидий, приведут к определенным сдвигам в кривой предложения.
Зависимость между изменениями в спросе и проистекающими отсюда изменениями в цене равновесия и равновесном количестве продукции является прямой. Обратная зависимость существует между изменением предложения и последующим изменением цены. В то же время зависимость между изменением предложения и последующим изменением в количестве продукции является прямой.
Ценовая эластичность спроса
Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Более того, мы обнаружим, что, как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах. Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению ценыпродукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен, небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.
ФОРМУЛА ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ
Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ед, вычисленного по следующей формуле:
процентное изменение количества
спрашиваемой продукции
Ед = --------------------------------------------
процентное изменение цены
Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально. Поэтому формулу можно представить в виде:
изменение количества
спрашиваемой продукции изменение цены
Ед= --------------------------------------- : ------------------------
первоначальное количество первоначальная цена
спрашиваемой продукции
Использование показателей процентных изменений.
Однако какой смысл использовать для измерения чуткости потребителей проценты вместо абсолютных величин? Ответ заключается в том, что при использовании абсолютных величин на наше представление о степени чуткости покупателей будет воздействовать произвольный выбор единиц измерения. Покажем это на примере. Если цена продукта X падает с 3 до 2 дол., а потребители в результате увеличивают свои покупки с 60 до 100 фунтов, то нам представляется, что потребители весьма чувствительны к изменению цены, и спрос, таким образом, окажется эластичным. Действительно, ведь изменение цены на одну единицу привело к изменению количества спрашиваемой продукции на 40 единиц. Однако, заменив доллары на центы в качестве единицы измерения (почему бы нам этого не сделать?), мы обнаружим, что изменение цены на 100 единиц вызвало изменение количества спрашиваемой продукции на 40 единиц, что порождает представление о неэластичности. Изменение в процентах позволяет избежать подобных проблем. В данном случае падение цены составило 33%, измеряем ли мы его в долларах (1 дол./3 дол.) или в центах (100 центов/300 центов).
Нисходящая кривая спроса демонстрирует обратную зависимость, существующую между ценой и количеством спрашиваемой продукции. Это значит, что ценовой коэффициент эластичности спроса будет всегда иметь отрицательное значение. Например, если цена снижается, то количество спрашиваемой продукции растет. Это означает, что числитель в нашей формуле будет положительным, а знаменатель - отрицательным, давая в результате отрицательный коэффициент. Напротив, в случае увеличения цены числитель будет отрицательным, но знаменатель - положительным, что опять дает нам отрицательный коэффициент.
Экономисты взяли за правило игнорировать отрицательный знак, отмечая лишь абсолютную величину коэффициента эластичности. Делается это во избежание недоразумений, возможных в противном случае. Странно было бы утверждать, что коэффициент эластичности, равный - 4, больше, чем коэффициент, равный - 2. Вероятно, в таком случае путаницы можно избежать, сказав просто, что коэффициент, равный 4, свидетельствует о большей эластичности, чем коэффициент, равный 2. Поэтому в дальнейшем изложении мы будем игнорировать отрицательное значение коэффициента ценовой эластичности спроса и показывать только ее абсолютную величину. Заметим, что подобного недоразумения не возникает с коэффициентом эластичности предложения, поскольку зависимость между ценой и количеством продукции является прямой.
Интерпретация формулы. Теперь давайте займемся интерпретацией нашей формулы. Спрос является эластичным, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции. Например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, спрос является эластичным. Очевидно, что во всех подобных ситуациях, когда спрос эластичен, коэффициент эластичности будет больше единицы; в данном случае он равен 2. Если данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции, спрос является неэластичным.
Иллюстрация. Если снижение цены на 3% дает в результате рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, спрос неэластичен. Заметим, что коэффициент эластичности в этом случае составит 1/3.
Ясно, что при неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы. Между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, когда процентное изменение пены и последующее процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине. Например, когда падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%. Этот специфический случай называют единичной эластичностью, так как коэффициент эластичности в точности равен единице.
Следует подчеркнуть, что, говоря о "неэластичном" спросе, экономисты не имеют в виду абсолютную нечувствительность потребителей к изменению цен. Термин совершенно неэластичный спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Примером может служить спрос больных острой формой диабета на инсулин или же спрос наркоманов на героин. Графически этот случай показывают при помощи кривой спроса, параллельной вертикальной оси . И наоборот, когда экономисты говорят об "эластичном" спросе, они не имеют в виду, что потребители абсолютно чувствительны к изменению цены. В крайней ситуации, при которой самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, мы говорим, что спрос является совершенно эластичным. Кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, параллельную горизонтальной оси .
Такая кривая спроса имеет место в случае, когда фирма продает продукцию на чисто конкурентном рынке.
ФОРМУЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТОЧКИ
В процессе применения формулы ценовой эластичности возникает одно неприятное затруднение.Проиллюстрируем его конкретным примером. При вычислении коэффициента эластичности спроса на зерно в ценовом интервале от 5 до 4 дол., согласно данным таблицы 2, мы оказываемся перед дилеммой, какую из двух комбинаций характеристик цены и количества продукции (5 дол. - 2000 бушелей или 4 дол.- 4000 бушелей) взять в качестве базовой для подсчета процентных изменений, используемых в формуле эластичности? Наш выбор повлияет на результат вычислений. Исходя из комбинации 5 дол. - 2000 бушелей, мы обнаружим, что процентное уменьшение цены составит 20%, а процентное увеличение количества спрашиваемой продукции - 100%. Подставив эти данные в формулу, мы получим коэффициент эластичности, равный 100/20, или 5. Однако, исходя из комбинации 4 дол. - 4000 бушелей, мы обнаружим, что процентное увеличение цены составит 25%, а процентное уменьшение количества спрашиваемой продукции - 50%. Коэффициент эластичности будет в этом случае равен 50/25, или 2. Хотя и в том, и в другом случае формула свидетельствует, что спрос эластичен, эти два способа подсчета дают в результате существенно различную степень эластичности. В иных случаях - попробуйте, например, повторить расчет в ценовом интервале от 3 до 2 дол. - формула может показать слабо эластичный спрос при одной комбинации характеристик цены и количества и слабо неэластичный спрос - при другой комбинации.
Для преодоления этого затруднения экономисты условились о рабочем компромиссе, заключающемся в использовании в качестве исходной базы вычислений средних из анализируемых уровней цены и количеств спрашиваемой продукции. В случае с ценовым интервалом от 5 до 4 дол, базовыми являются цена, равная 4,5 дол., и количество, равное 3000 бушелей. Тогда процентное изменение цены составит 22%, а процентное изменение количества - около 67%, так что коэффициент эластичности будет равен 3. Вместо того чтобы измерять эластичность в одной из крайних точек ценового интервала, от 5 до 4 дол., такое решение позволяет оценить эластичность в центральной точке интересующего нас интервала.
Для удобства вычислений мы можем усовершенствовать известную нам формулу эластичности, представив ее следующим образом:
изменение количества изменение цены
Ед= ----------------------------------- : ------------------------------
сумма количеств/2 сумма цен/2
Подставив в формулу числовые данные, соответствующие интервалу от 5 до 4дол., мы получим:
2000 1
Ед= ------------- : ------- = 3,00
6000 / 2 9 / 2
ОЦЕНКА ПО ПОКАЗАТЕЛЮ ОБЩЕЙ ВЫРУЧКИ
1.Эластичный спрос.
Если спрос эластичен, то увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки. Почему? Да потому, что прирост общей выручки, вызванный повышением цены единицы продукции (площадь P2P1AC), меньше, чем потеря выручки, связанная с параллельным сокращением продаж (Q1СВQ2).
Вывод: если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.
2. Неэластичный спрос. Если спрос нэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшениию общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, гак что в конечном счете общая выручка уменьшится. Такая ситуация имеет место в ценовом интервале от 2 до 1 дол, кривой спроса, изображенной на рисунке 3.
Первоначальная общая выручка представлена на нем площадью фигуры ОР4FQ4 (22 000 дол.) при цене Р4 (2 дол.) и количестве спрашиваемой продукции Q4 (11 000 бушелей). Снизив уровень цены до Р5 (1 дол.), мы увеличим количество спрашиваемой продукции до Q5 (16 000 дол.), что, очевидно, меньше площади ОР4РQ4. Это уменьшение объясняется тем, что потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции (площадь Р5Р4FH), оказывается больше прироста выручки, полученного благодаря сопутствующему расширению продаж (площадь Q4HGQ5). Например, падение цены на 1 дол, применительно к первоначальному количеству зерна, равному 11000 бушелей (Q4), ведет к потере 11000 дол. Рост объема продаж, сопровождающий это снижение цены, составит 5000 бушелей (от Q4 до Q5) и в результате даст дополнительную выручку, равную 5000 дол. (5000 х 1 дол.). В конечном счете чистая потеря общей выручки составит 6000 дол. (5000 дол. - 11 000 дол.). .Как и в предыдущем случае, эти рассуждения носят обратимый характер: если спрос неэластичен, рост цены приведет к увеличению общей выручки.
И опять эти рассуждения будут правомерны также и в обратном случае: если спрос неэластичен, увеличение цены приведет к увеличению общей выручки.
Вывод: если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.
3. Единичная эластичность.
В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, будет в точности компенсирована сопутствующим расширением продаж. И наоборот, прирост выручки, полученный благодаря росту цены единицы продукции, будет в точности компенсирован потерей выручки, вызванной сопутствующим сокращением количества спрашиваемой продукции.
В колонках 3 и 4 таблицы 2 отмечено применение показателя общей выручки ко всей кривой спроса на зерно. Рисунок 3 подтверждает правильность наших заключений. На нем изображены пять точек, соответствующих пяти значениям общей выручки и количествам спрашиваемой продукций, приведенным в колонках 1 и 3 таблицы 2) а затем проведена кривая, позволяющая судить о динамике этих соотношений. Высота кривой общей выручки соответствует площади прямоугольника, расположенного под кривой спроса на рисунке За, при каждой заданной комбинации цены н количества. Мы видим, что на ценовом отрезке от 5 до 4 дол, величина общей выручки действительно растет по мере уменьшения цены.Мы обнаружим также, что общая выручка растет при падении цены с 4 до 3 дол, и с 3 до 2 дол. Обратите внимание: коэффициент эластичности в колонке 5 таблицы 2 показывает, что спрос действительно эластичен на всех этих ценовых интервалах (отрезках). Однако на отрезке от 2 до 1 дол, мы заметим, что общая выручка, изображенная на рисунке 3б, будет понижаться. Это свидетельствует о неэластичности спроса, что подтверждается также и данными колонки 5 таблицы 2. На протяжении тех отрезков, в пределах которых снижение цены ведет к росту общей выручки, спрос является эластичным, на протяжении тех ценовых отрезков, в пределах которых снижение цены сопровождается снижением общей выручки, спрос неэластичен.
СВОЙСТВА ЭЛАСТИЧНОСТИ
В описанных выше вариантах применения формулы эластичности к показателя суммарного дохода внимательный читатель мог бы обнаружить два малоприметных, но значимых свойства эластичности.
Эластичность и ценовые интервалы.
Во-первых, эластичность, как правило, варьируется в зависимости от ценового интервала, выбранного в данной таблице или на кривой спроса. Для большинства кривых спроса, включая и использованный нами для иллюстрации спрос на зерно, описанный в таблице 2 эластичность оказывается более значительной в левом верхнем углу графика последствие арифметических свойств единиц измерения эластичности. Действительно, в левом верхнем углу процентное изменение количества продукции обычно довольно велико постольку, поскольку мало первоначальное количество, от которого ведется отсчет. Аналогичным образом изменение цены в этой части графика обычно невелико, поскольку велика первоначальная цена, по сравнению с которой подсчитывается процент изменения. Относительно большое процентное изменение количества продукции, деленное на относительно небольшое изменение цены, дает в результате эластичный спрос. Применительно к правому нижнему участку кривой спроса справедливым будет обратное рассуждение. Тогда процентное изменение количества продукции будет, как правило, невелико, поскольку велико первоначальное количество, от которого ведется отсчет процентного изменения. Аналогичным образом процентное изменение цены будет, как правило, большим, поскольку мала первоначальная цена, относительно которой подсчитывается изменение цены. Небольшое процентное изменение количества, деленное на относительно большое процентное изменение цены, дает в результате неэластичный спрос.
Эластичность и наклон кривой спроса.
Второе свойство ценовой эластичности спроса заключается в том, что внешний вид графика, а именно наклон кривой спроса, не может служить надежным основанием для суждения об эластичности последнего. Например, из рисунка 3 видно, что, поскольку кривая спроса становится более крутой при относительно высоких ценах и более пологой при относительно низких ценах, постольку возникает искушение связать неэластичный спрос с высокими ценами и эластичный - с низкими. Однако это ошибочный вывод. Разве мы только что не обнаружили, что формула эластичности и показатель суммарного дохода свидетельствуют как раз об обратном? Хитрость заключается в том, что наклон кривой спроса - его пологость или крутизна - зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с относительными, или процентными, изменениями цены и количества. Различие между наклоном кривой спроса и его эластичностью можно также вполне уяснить себе, подсчитав показатель эластичности для различных комбинаций цены и количества продукции, расположенных на прямолинейной кривой спроса. Вы обнаружите, что, хотя наклон, очевидно, остается неизменным на всем протяжении кривой, спрос является эластичным на отрезке высоких цен и неэластичным - на отрезке низких цен.
ФАКТОРЫ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА
Каких-либо строгих правил, касающихся факторов, определяющих эластичность спроса, не существует. Однако нижеследующие моменты обычно рассматриваются в качестве теоретически значимых и практически полезных.
1.Заменяемость.
Вообще говоря, чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него.
На чисто конкурентном рынке, где, по определению, существует огромное количество идеальных заменителей продуктов, предлагаемых любым продавцом, кривая спроса на продукты каждого отдельного продавца окажется совершенно эластичной . Если один из конкурирующих продавцов пшеницы или кукурузы повысит цену, покупатели переориентируются на легкодоступные идеальные заменители, предлагаемые его многочисленными соперниками. Другим крайним случаем является спрос диабетиков на инсулин, несомненно крайне неэластичный.
Стоит заметить, что эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта. Спрос на машинное масло фирмы "Тексако" является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще. Целый ряд других сортов масла легко заменит масло "Тексако", но хорошего заменителя масла, как такового, не существует.
2. Удельный вес в доходе потребителя.
Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. 10%-ный рост цен на карандаши или жевательную резинку составит всего несколько центов и вызовет минимальную реакцию в плане изменения количества спрашиваемой продукции. В то же время 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома будет составлять, скажем, 1,5 тыс. или 15 тыс. дол, соответственно.Подобные повышения цен составят существенную долю годового дохода многих семей, так что можно ожидать, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.
3. Предметы роскоши и предметы необходимости.
Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия общепризнаны в качестве предметов необходимости; без них мы "не протянем". Повышение цен не приведет к существенному сокращению потребления хлеба или электричества для освещения и других бытовых нужд. Еще более яркий пример: никто не отказывается от операции по поводу острого аппендицита по той причине, что плата за медицинское обслуживание только что повысилась! С другой стороны, французский коньяк и изумруды являются предметами роскоши, которые, по определению, могут быть исключены из потребления без особых затруднений. Если цены на коньяк и изумруды поднимутся, их можно не покупать, и, приняв такое решение, никто не столкнется с большими неудобствами. Спрос на соль обычно является крайне неэластичным по нескольким причинам. Это предмет необходимости; несоленая пища оставляет желать много лучшего. Хороших заменителей соли мало. И наконец, соль занимает ничтожное место в семейном бюджете.
4. Фактор времени.
Вообще говоря, спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители - это люди привычки. Если цена на продукт растет, нам требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу, на которые у них теперь "появился вкус". Другое объяснение этого правила связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что "краткосрочный" спрос на бензин менее эластичен (0,2), чем "долгосрочный" спрос (0,7). Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами. В предпринятом недавно прикладном исследовании, посвященном системе пригородного железнодорожного сообщения г.Филадельфии, утверждается, что "долгосрочная" эластичность спроса на железнодорожные билеты почти в 3 раза превышает его "краткосрочную" эластичность. Точнее, краткосрочная реакция пассажиров (определяемая непосредственно в момент изменения целы билета) неэластична и равна 0,68. Наоборот, долгосрочная реакция (определяемая за четырехлетний период) эластична и равна 1,84. Более высокая долгосрочная эластичность объясняется тем, что при наличии достаточного количества времени потенциальные пассажиры железнодорожного транспорта получают возможность принять необходимые решения относительно покупки автомобиля или изменения местонахождения дома и работы. Во всяком случае, такое различие эластичности привело автора к выводу о том, что система пригородного сообщения, обслуживающая около 100 тыс. Пассажиров, могла бы немедленно увеличить ежедневную выручку на 8 тыс. дол., повысив цену билета на 0,25 дол., или примерно на 9%. Почему? Потому что краткосрочный спрос неэластичен. Однако в долгосрочной перспективе те же 9% роста цены приведут, согласно оценке, к уменьшению общей выручки более чем на 19 тыс. дол, в день, поскольку спрос эластичен. Общий вывод гласит, что повышение цены, выгодное в краткосрочном аспекте, чревато финансовыми затруднениями в долгосрочной перспективе .
ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
Концепция эластичности спроса имет огромное практическое значение. Несколько примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью.
1. Переговоры об уровне эаработной платы. Объединенный Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел к выводу, что руководству автомобильной промышленности следует повысить заработную плату рабочим и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен поможет затормозить инфляцию, увеличить суммарную выручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли производителей. Однако представитель компании "Форд мотор" утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производителей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы.
2. Небывалый урожай.
Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства (см. гл. 35).
3. Автоматизация.
Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт.Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих.Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу,так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.
4. Дерегулирование воздушного транспорта. Первым следствием дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных регулирующих мер усилило конкуренцию между авиакомпаниями, снизив, таким образом, плату за поле. Пониженная плата в сочетании с эластичным спросом на воздушные путешествия привела к росту доходов. Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, постольку рост доходов опережал рост издержек, и прибыли увеличивались. К несчастью для авиакомпании, эта высокая прибыльность продержалась недолго. Причины были троякого рода. Конкурентная борьба за новые маршруты привела к резкому сокращению прибылей, рост цен на топливо повысил эксплуатационные затраты, длительная "война тарифов" сказалась на прибылях.
5. Акцизный налог.
Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Предположим, что на какой-то продукт установлен налог в 1 дол., а объем продаж составляет 10 000 единиц. Доход от налогообложения, очевидно, равен 10 000 дол. Теперь, если налог будет повышен, скажем, до 1,5 дол, и соответственно более высокая цена приведет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса, доход от налогообложения упадет до 7500 дол. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, например. алкогольные напитки и сигареты.
6. Героин и уличная преступность.
Тот факт, что спрос наркоманов на героин крайне неэластичен, создает своеобразные проблемы для борьбы за соблюдением законности. Обычный метод, применяемый для сокращения потребления героина, заключается в ограничении его поставок в страну.Чтобы сделать наркотик менее доступным, создаются препятствия на пути его транспортировки в Соединенные Штаты. Однако что произойдет,если такая политика окажется успешной? При крайне неэластичном спросе уличная цена наркотиков резко повысится, тогда как количествопокупаемого героина сократится лишь незначительно. С точки зрения продавцов наркотиков, это будет означать рост доходов и прибылей. С точки зрения наркоманов - увеличение суммарных расходов на героин. Поскольку существенная часть денег, затрачиваемых наркоманами, извлекается из преступной деятельности - магазинных краж, ограблений, проституции, карточной игры, количество такого рода преступлений увеличится по мере роста суммы расходов наркоманов на героин. Таким образом, стремление правоохранительных органов поставить под контроль распространение наркомании может привести к росту количества преступлений, совершаемых наркоманами.
7. Минимум заработной платы.
Федеральный закон о минимуме заработной платы не позволяет нанимателям пленить занятым у них рабочим меньше чем 3,35 дол. в час. Критики закона утверждают, что введение минимума заработной платы, превышающего ее равновесный уровень, толкает найм назад и вверх вдоль нисходящих кривых спроса на труд и приводит к безработице, особенно среди рабочих моложе 20 лет.С другой стороны, рабочие, имеющие минимальную заработную плату, получают более высокие доходы, чем при отсутствии закона. Величина доходи, теряемого в связи с безработицей, и дохода, приобретаемого теми, кто сохраняет занятость, зависит от эластичности спроса на труд молодых рабочих. В целом ряде исследований высказывается предположение, что спрос достаточно неэластичен, коэффициент эластичности, возможно, составляет всего лишь 0.15 и 0,25. Если эти оценки верны, из них следует, что выигрыш дохода, связанный с соблюдением закона о минимуме заработной платы, превышает его потерю.
Аргументация критиков закона была бы убедительнее, если бы спрос на труд молодых рабочих был эластичным.
Эти примеры можно было бы продолжить, но основная идея уже ясна. Эластичность спроса жизненно важна для бизнесменов, фермеров, наемных рабочих, а также дня разработчиков государственной экономической политики.
ТАБЛИЦА 1. Спрос и предложение на рынке зерна
КОЛИЧЕСТВО СПРАШИВАЕМОЙ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ ПРОДУКЦИИ (ЕД.) |
ЦЕНА ЗА 1 БУШЕЛЬ (ДОЛ.) |
КОЛИЧЕСТВО ПРЕДЛАГАЕМОЙ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ ПРОДУКЦИИ (ЕД.) |
ИЗЛИШЕК (+) ИЛИ ДЕФИЦИТ (-) (ЕД) |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 000 |
5 |
12 000 |
+ 10 000 |
4 000 |
4 |
10 000 |
+ 6 000 |
7 000 |
3 |
7 000 |
0 |
11 000 |
2 |
4 000 |
- 7000 |
16 000 |
1 |
1 000 |
- 15 000 |
ТАБЛИЦА 2. Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью показателя общей выручки и коэффициента эластичности.
КОЛИЧЕСТВО СПРАШИВАЕМОЙ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ ПРОДУКЦИИ (ЕД.) |
ЦЕНА ЗА 1 БУШЕЛЬ (ДОЛ.) |
ОБЩАЯ ВЫРУЧКА (РАСХОДЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ) (ДОЛ) |
ОЦЕНКА ПО ПОКАЗАТЕ-ЛЮ ОБЩЕЙ ВЫРУЧКИ |
КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ Ед (округленно) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 000 |
5 |
10 000 |
эластичен |
(2000:(6000/2))/ (1:(9/2))=3,00 |
4 000 |
4 |
16 000 |
эластичен |
(3000:(11000/2))/ (1:7/2))=1,91 |
7 000 |
3 |
21 000 |
эластичен |
(4000:(18000/2))/ (1:(5/2))=1,11 |
11 000 |
2 |
22 000 |
неэластичен |
(5000:(27000/2))/ (1:(3/2))=0,56 |
16 000 |
1 |
16 000 |
ТАБЛИЦА 3. Ценовая эластичность спроса.
ВЕЛИЧИНА КОЭФФИЦИЕНТА |
ТЕРМИНОЛО- ГИЯ |
ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕРМИНОВ |
ВЛИЯНИЕ НА ВЫРУЧКУ |
ЦЕНЫ ОБЩУЮ |
ЭЛАСТИЧНОСТИ |
УВЕЛИЧЕНИЕ |
УМЕНЬШЕНИЕ |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ед > 1 |
эластичный или относительно эластичный спрос |
процентное изменение количества спрашиваемой продукции превышает процентное изменение цены |
общая выручка падает |
общая выручка растет |
Ед = 1 |
единичность или единичная эластичность спроса |
процентное изменение количества спрашиваемой продукции равно изменению цены |
общая выручка неизменна |
общая выручка неизменна |
Ед < 1 |
неэластичный или относительно неэластичный спрос |
процентное изменение количества спрашиваемой продукции меньше,чем изменение цены |
общая выручка растет |
общая выручка падает |
Вместе с этим смотрят:
Ссылки в ИнтернетеСтили управления
Стиль руководства
Стратегии предприятия на разных этапах жизненного цикла