Сущность, основные цели и условия социального развития организации

Государственный университет управления

Институт заочного обучения

Специальность тАУ менеджмент

Кафедра управления персоналом

Содержание.

1.        Введение        3

2.        Основные факторы развития социальной среды организации        5

2.1.        Потенциал и социальная инфраструктура организации        5

2.2.        Условия работы и охраны труда        7

2.3.        Социальная защищенность        8

2.4.        Социально-психологический климат коллектива        9

2.5.        Материальное вознаграждение        9

2.6.        Использование досуга        10

3.        Социальная политика государства        12

3.1.        Типы социальной политики государства        13

3.2.        Социальная роль государства        15

4.        Заключение        19

5.        Список использованной литературы        21

  1. Введение

Социальное управление по своему назначению ориентируется исВнключительно на людей. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать для работников организации надлежащие условия труда и быта, добиваться их постоянного улучшения.

Управление социальным развитием организации тАУ это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблеВнмы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многосторонВннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.

Непременный объект управления персоналом тАУ развитие социВнальной среды организации. Эту среду образуют сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификаВнционным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что так или иначе определяет качество трудовой жизни работниВнков, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через поВнсредство труда в данной организации.

Социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составВнляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном этапе развития общества особенно, успешная деятельность любой оргаВннизации зависит от высокой результативности совместного труда заВннятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

Социальное развитие организации означает изменения к лучшему в ее социальной среде тАУ в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и поВнтребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности. Соответственно этому социальное развитие в первую очередь должно направляться на:

  • совершенствование социальной структуры персонала, его демогВнрафического и профессионально-квалификационного состава, в том числе регулирование численности работников, повышение их общеВнобразовательного и культурно-технического уровня;
  • улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и обеспечения безопасности работВнников;
  • стимулирование средствами как материального вознаграждения, так и нравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;
  • создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупВнповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, расВнкрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;
  • обеспечение социального страхования работников, соблюдения их социальных гарантий и гражданских прав;
  • рост жизненного уровня работников и членов их семей, удовлетВнворение потребностей в жилье и бытовом устройстве, продуктах пиВнтания, промышленных товарах и разнообразных услугах, полноценВнное использование досуга.

Управление социальным развитием должно быть подчинено норВнмальному функционированию и рациональному использованию поВнтенциальных возможностей организации, достижению ее главных целей. Оно, как специфический вид менеджмента, имеет свой объВнект, свои методы, формы выработки и реализации управленческих решений.

  1. Основные факторы развития социальной среды организации

Социальные факторы применительно к организации выражают содержание изменений в образующих ее социальную среду условиВнях и адекватные этим изменениям последствия. Их различают прежде всего по направленности и формам воздействия на персонал как в пределах самой организации, где осуществляется совместный труд, так и в ближайшем ее окружении, где работники организации и их семьи живут.

К основным факторам непосредственной социальной среды органиВнзации относятся:

  • потенциал организации, ее социальная инфраструктура;
  • условия работы и охрана труда;
  • социальная защищенность работников;
  • социально-психологический климат коллектива;
  • материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;
  • внерабочее время и использование досуга.
  • Потенциал и социальная инфраструктура организации
  • Потенциал отражает материально-технические и организационВнно-экономические возможности организации, т.е. ее размеры и терВнриториальное расположение, численность персонала и характер веВндущих профессий, профиль производства и объемы выпускаемой продукции (товаров и услуг), форму собственности, состояние основВнных фондов, финансовое положение. Социальная инфраструктура представлена на рисункеВа1 и представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизВннеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетВнворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных поВнтребностей. В условиях Российской Федерации перечень таких объектов включает:

      • обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекВнты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо- и теплоснабжения, канализации, водопровоВнда, телефонизации и т.п.;
      • медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больниВнцы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, проВнфилактории и т.д.);
      • объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, Дома культуры, клубы, библиотеки, выВнставочные залы и т.п.);
      • объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продукВнтов);
      • объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);
      • спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;
      • коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищеВнства.

    Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственВнности, подчиненности, местоположения и других условий может расВнполагать целиком собственной социальной инфраструктурой, иметь набор только ее отдельных элементов или рассчиВнтывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальВнную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о социВнальной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.

  • Условия работы и охраны труда
  • Условия и охрана труда включают факторы, которые связаны с содержанием совместной работы, техническим уровнем производства, организационными формами трудового процесса и качеством рабоВнчей силы, занятой в данной организации, а также факторы, так или иначе воздействующие на психофизиологическое самочувствие раВнботников, на обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеВнваний. Сюда включается:

      • оснащенность организации современной техникой, степень меВнханизации и автоматизации работ, применение эффективных техВннологий и материалов;
      • организация труда с учетом внедрения современных научно-технических достижений в производство, поддержки автономности рабочих групп, укрепления трудовой, производственной и технолоВнгической дисциплины, усиления самостоятельности, предприимчиВнвости, личной и групповой ответственности работников;
      • сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ, выдача при необходимости специальной одежды и других средств индивидуальВнной защиты;
      • соблюдение санитарно-гигиенических норм, в том числе по соВнстоянию производственных помещений и оборудования, чистоте воздуха, освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации;
      • наличие (и удобства) бытовых помещений (раздевалок, душевых), медпункта, буфетов, туалетов и т.п.

    Опыт зарубежных и отечественных организаций подтверждает, что внимание к людям, забота об улучшении условий и охраны их труда приносят заметную отдачу, повышают деловой настрой. Средства, потраченные на производственную эстетику, благоустройство рабоВнчего быта, создание комфортных условий для отдыха в перерывах во время трудового дня, окупаются с лихвой ростом производительноВнсти труда и качества работы.

  • Социальная защищенность
  • Социальную защиту работников организации составляют мероВнприятия по социальному страхованию и соблюдению других социВнальных гарантий, установленных действующим законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами. На сегодняшний день в Российской Федерации эти меры, преВндусматривают:

      • обеспечение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада);
      • нормальную продолжительность рабочего времени, компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, ежеВнгодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней;
      • возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обяВнзанностей;
      • отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды социВнального страхования;
      • выплату пособий по временной нетрудоспособности, ежемесячВнных пособий матерям на период их отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессиональной подготовки или повышения квалификации.

    Указанные гарантии реализуются при прямом участии организаВнции. Денежные выплаты, как правило, производятся из средств орВнганизации, их размеры ориентированы на среднюю зарплату или доВнлю минимальной оплаты труда. Система социальной защиты должна страховать работников от риска оказаться в затруднительном матеВнриальном положении из-за болезни, утраты трудоспособности или безработицы, придавать им уверенность в надежной защищенности своих трудовых прав и привилегий.

  • Социально-психологический климат коллектива
  • Социально-психологический климат тАУ это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Нормальная атмосфера этих отВнношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя чаВнстицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходиВнмый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.

    В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: психологическая совмеВнстимость работников, их социальный оптимизм, нравственная восВнпитанность. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом опредеВнляющих ее стремление к полезной деятельности, творческой рабоВнте, сотрудничеству и сплоченности с другими. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологиВнческая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, котоВнрые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экоВнномическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.

  • Материальное вознаграждение
  • Материальное вознаграждение труда выступает узловым пунктом социального развития организации. В нем состыковываются основВнные расходы на рабочую силу, компенсация трудовых затрат работВнников, их общественный статус и вместе с тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных потребностей людей в жизненных благах.

    Оплата труда должна основываться на социальном минимуме тАУ на том, что необходимо для поддержания достойного уровня жизни и воспроизводства работоспособности человека, получения им средств существования не только для себя, но и для своей семьи. ЗаВнработная плата в индустриально развитых странах составляет приВнмерно две трети общих денежных доходов населения. В Российской Федерации к ней добавляются все виды пенсий, стипендии студенВнтов и учащихся образовательных учреждений, пособия на детей и ухоВнду за ребенком, стоимость натуральных продуктов подсобного хоВнзяйства, используемых на личное потребление, а также доходы от собственности, реализации продуктов подсобного хозяйства на рынВнке и предпринимательской деятельности, включая дивиденды и проВнценты от вкладов в банки.

    Расходную часть семейного, по преимуществу потребительскоВнго, бюджета составляют денежные расходы на уплату налогов и внеВнсение различных взносов (в том числе проценты за кредиты), на поВнкупку товаров краткосрочного и длительного пользования тАУ продуктов питания, одежды, обуви, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на оплату жилищных, комВнмунальных, транспортных, медицинских и иных услуг. Баланс расВнходной и доходной частей бюджета и есть показатель объема благ, получаемых семьей в течение определенного времени (месяца, года) в расчете на одного человека. Среднедушевой доход и соответствуюВнщие расходы отражают степень семейного достатка, качество и уроВнвень ее жизни.

  • Использование досуга
  • Внерабочее время образует еще одну группу факторов социальной среды организации. С ними связаны устройство домашнего быта раВнботников, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга.

    Временной ресурс работающего человека распадается в будний день на рабочее время (продолжительность рабочего дня в разных странах неодинакова, разнится она также по отраслям хозяйства и профессиям) и внерабочее время в соотношении примерно 1:2. В свою очередь внерабочее время включает затрату 9-9,5 часов на удовВнлетворение естественных физиологических потребностей человека (сон, личная гигиена, прием пищи и т.п.). Оставшееся время заниВнмают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего хозяйВнства, уход за детьми и занятия с ними, свободное время тАУ досуг.

    Очевидно, что изменение продолжительности любого из названВнных временных отрезков автоматически приводит к удлинению или сокращению других. Потому-то так актуальны в плане социального развития проблемы продолжительности рабочего дня, жилищного строительства, выпуска производительной, удобной, доступной по цене электробытовой техники, организации работы пассажирского транспорта, торговых предприятий и служб по оказанию услуг насеВнлению. В этом заключен значительный социальный резерв, в том чисВнле для увеличения продолжительности свободного времени.

    Досуг занимает особое место в гармоничном развитии человека-труженика. Величина, структура, содержание, культура использоваВнния свободного времени влияют на гуманистическую наполненность образа жизни, мировосприятие работника, его гражданскую позиВнцию и нравственные ценности.

    1. Социальная политика государства

    Наряду с условиями непосредственной социальной среды на социВнальное развитие организации воздействуют и более общие факторы, от которых в значительной, а нередко решающей степени зависят поведеВнние и трудовой настрой персонала, эффективность совместной работы. Имеются в виду прежде всего факторы, влияющие на отдельные отрасВнли экономики или регионы, на положение дел в стране тАУ находится ли она в данный момент на подъеме, в расцвете сил либо, напротив, переживает спад, кризис, испытывая резкое усиление социальной напряженности.

    С социальВнно-экономическим и духовно-нравственным состоянием общества теснейшим образом связаны реализация личных прав и свобод человека, утверждение индивидуальности и развитие коллективных наВнчал, своеобразие исторического пути населяющих страну народов, сложившиеся традиции и нравственные устои. Речь идет, в частноВнсти, об особенностях трудовой морали, этике личного и общественВнного поведения, критериях гражданской добродетели.

    Конечно, общезначимым фактором социального развития является и социальная политика государства. Проводимая правительством, всеВнми ветвями и органами власти, она призвана аккумулировать, фокуВнсировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели его развития. В задачи социальной политики вхоВндят стимулирование экономического роста и подчинение производВнства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и делоВнвой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природВнного наследия, национального своеобразия и самобытности. ГосуВндарство должно выступать гарантом социальной направленности экономики. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций оно располагает такими мощными рычагами воздействия, как национальный бюджет, система налогов и пошлин.

    Государственная социальная политика тАУ это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

  • Типы социальной политики государства
  • Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

    Вторая группа тАУ институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

    Обе группы различаются между собой не наличием или отсутВнствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, роВнлью перераспределительных процессов, степенью приоритета социВнальных проблем в деятельности государства.

    Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.

    Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типоВнлогии. Например, в Бельгии очень высок уровень социальных расВнходов государства, однако социальная политика преимущественно пассивная, компенсационная. Скандинавские страны преимущестВнвенно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также нет и либеральных реВнжимов чистого типа. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.

    Из социальной практики стран с развитой рыночной экономиВнкой можно сделать следующие выводы.

    1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хоВнтя, естественно, зависит от него.
    2. Существует прямая зависимость между уровнем многих соВнциальных индикаторов развития нации и масштабами перераспреВнделительной деятельности государства тАУ это, в частности, подтверВнждается многочисленными в последние годы исследованиями межВндународных организаций (например, расчеты индекса развитая чеВнловеческого потенциала).
    3. Общество всегда стоит перед выбором тАУ рост личных дохоВндов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных дохоВндов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значиВнтельной части).
    4. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу тАУ степени вмешательства государства в социальную сферу тАУ претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы.
  • Социальная роль государства
  • Для всех стран Влзолотым периодомВ» в развитии социальной деятельности государства были 60-70-е годы. В эти годы наиболее благоприятного развития доля расходов на социальные цели в валовом национальном продукте в США и развитых странах Европы удвоилась и достигла в начале 80-х годов: 21% тАУ в США; 24% тАУ в Англии; 30% тАУ во Франции; 31,5% тАУ в Германии; более трети тАУ в Швеции и Дании. В 80-е годы маятник качнулся в другую сторону.

    Во всех развитых странах в эти годы происходил пересмотр масштабов, форм организации и финансирования социальных проВнграмм. Причины пересмотра, как правило, одинаковые тАУ это необВнходимость увеличения гибкости предоставления выплат, усиления их способности соответствовать потребностям, расширения потребительского выбора, сокращения присутствия государства в эконоВнмике и обществе, усиления контроля над государственными расхоВндами.

    Циклическая смена приоритетов в социальной политике развиВнтых государств привела к перераспределению средств между отВндельными статьями социальных расходов, но, как правило, не заВнтронула серьезных социальных достижений предшествующего разВнвития, доля расходов на социальные нужды в ВВП также не преВнтерпела существенных изменений. В большинстве стран финансоВнвый кризис социальной сферы был так или иначе преодолен блаВнгодаря некоторому сокращению расходов, ряду протекционистских мер, усилению налоговой дисциплины и другим мерам.

    В середине 90-х годов вновь можно говорить об обратном движении маятника, общественный выбор в большинстве стран диктует необходимость нового пересмотра социальной роли госуВндарства в сторону ее усиления.

    Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяВнся в России к началу экономических преобразований, в целом соВнответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль гоВнсударства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.

    Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

    Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

    Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

    Социальная политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политики фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политики. Учитывая тесную взаимосвязь современного мира, можно говорить о государственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической групп стран и даже континентов).

    Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т. д.). Для оценки уровня жизни используется такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на семью (обычно используется показатель обеспеченность в расчете на 100 семей). Немаловажное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (например, какова доля в структуре потребления продуктов питания наиболее биологически ценных продуктов).

    Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является Влпотребительская корзинаВ», включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. В этой связи выделяют Влминимальный уровень потребленияВ» и Влрациональный уровень потребленияВ». Под первым понимают такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая Влчерта бедностиВ». При этом не следует путать Влминимальный уровень потребленияВ» с Влфизическим уровнем потребленияВ», ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося за Влчертой бедностиВ», является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране.

    ВлРациональный уровень потребленияВ» отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет статистика, приближенная к такому потребителю.

    Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей, как условия и безопасность труда, состояние Среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и т. п. Здесь требуется интегральные социологические оценки, имеющие скорее качественную, чем количественную определённость.

    Необходимо также отметить, что оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегка превышать Влчерту бедностиВ». То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональным образом жизни. Это подтверждает печальный опыт ВлвнедренияВ» европейской или американской цивилизации в быт и культуру малых народов Севера. Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.

    В этом плане заметим, что Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

    Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

    1. Заключение

    Перемены в жизни общества, вызываемые ускорением научно-технического и социального прогресса, ведут к возрастанию роли чеВнловеческого фактора трудовой деятельности и значения личностных качеств работников. Это обстоятельство на всех уровнях, включая и организации, усиливает потребность в регулировании социальных процессов, в грамотном, действительно научном управлении социВнальным развитием. В настоящее время социальные службы действуют в услоВнвиях перехода от планового, чрезмерно централизованного хозяйВнствования к социально ориентированной рыночной экономике. Их структура определяется, с одной стороны, размерами и особенноВнстями организации, а с другой тАУ сложностью решения как произВнводственно-экономических, так и социальных задач.

    В сегодняшних условиях ответственность руководителей и социальных служб предприятий повышается. При этом необходиВнмо учитывать:

    1. многообразие форм собственности;
    2. последствия приватизации бывшего государственного имущества;
    3. изменения в системе оплаты труда, диктуемые развитием рыночных отношеВнний, расширением платности социальных услуг и их удорожанием;
    4. реформирование социального страхования и других видов социальной защиты населения.

    Забота о социальной сфере все больше перекладывается на негосударственные органы, в первую очередь на муниципальный уровень и сами организации.

    В зависимости от конкретной ситуации управление социальным развитием осуществляется либо руководством организации, либо специально уполномоченными на то лицами, либо автономными подразделениями функционального назначения, которые являются частью системы управления персоналом. Типовой вариант органиВнзационной структуры такой системы, как указывалось выше, преВндусматривает должность заместителя директора по персоналу с подВнчинением ему соответствующих подразделений.

    Если организация располагает разветвленной сетью собственной социальной инфраструктуры, управление ею может осуществляться отдельно. В этом случае подходит вариант, предусматривающий долВнжность заместителя директора по социально-бытовым вопросам с приданием ему подразделений, ведающих соответствующими объВнектами социальной сферы (см. рисунокВа1), предоставлением жилищно-коммунальных, бытовых, оздоровительных, досуговых и иных соВнциальных услуг.

    Чтобы действовать в социальной сфере целесообразно, нужны прогнозные проекты, целевые программы, планы тАУ краткосрочные (в пределах одного года), среднесрочные (до пяти лет), долгосрочВнные (до десяти и более лет). Примером осмысленного планироваВнния в социальной сфере могут служить программы повышения каВнчества трудовой жизни, нашедшие с середины 70-х годов распространение в США и ряде других стран, а также относящаяся к 70-80-м годам практика социального планирования на предприяВнтиях бывшего СССР.

    Прогнозирование и планирование тАУ важнейший инструмент управВнления социальным развитием, предполагающий анализ состояния соВнциальной среды организации, учет воздействующих на нее фактоВнров, разработку проектов и программ, рассчитанных на перспективное использование потенциальных возможностей.

    Должны приниматься во внимание положение дел не только в саВнмой организации, но также обстановка в отрасли и регионе, ситуаВнция в стране.

    Существенную сторону деятельности социальной службы составляВнет использование разного рода стимулов, побуждающих коллектив к акВнтивной работе по выполнению целевых программ и планов социального развития, повышению результативности солидарных усилий. Сюда вхоВндит материальное и моральное поощрение тех, кто проявляет в деле социального развития полезную инициативу, показывает добрый пример.

    Обязанностью социальной службы являются постоянный контроль за практической реализацией намеченных социальных мероприятий, инВнформирование коллектива о переменах в социальной среде организаВнции. Осуществление этих функций связано с получением, анализом и обобщением сведений, касающихся социального развития, эксперВнтизой условий труда и быта работников, подведением итогов, оценВнкой экономической и социальной эффективности улучшений, доВнстигнутых в социальной среде организации.

    1. Список использованной литературы
    1. БаткаеваВаИ.А. Организация оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике. Учебное пособие. тАСВаМ.: ГАУ, 1994.
    2. ВорожейкинВаИ.Е. История труда и предпринимательства. Учебное пособие. тАСВаМ.: ГАУ, 1995.
    3. ГенкинВаБ.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. тАСВаМ., 1998.
    4. СлуцкийВаГ.В. Управление социальным развитием персонала предприятия. тАСВаМ.: ГАУ, 1994.
    5. Социальный менеджмент. Учебник для вузов под ред. С.Д. Ильенковой. тАСВаМ.: ЮНИТИ, 1998.
    6. Социология труда . Учебник. /Под ред. Н.И.ВаДряхлова, А.И.ВаКравченко, В.В.ВаЩербины. тАСВаМ.: МГУ, 1993.
    7. Управление персоналом организации. Учебник. /Под ред. А.Я.ВаКибанова. тАСВаМ.: Инфра-М, 2000.

    Вместе с этим смотрят:

    Сформулировать миссию предприятия
    Тайм-менеджмент
    Тайм-менеджмент - способы эффективного использования рабочего времени
    Теория атрибуции