Управленческие идеи в России
РЕФЕРАТ
ВлУправленческие идеи в РоссииВ»
Рыночные отношения в нашей стране на протяжении всей ее истории вплоть до с егодняшнего дня были развиты о чень слабо а в период 1930- 1990-х гг. полностью отсутствовали . Поэтому необходимых предпосылок для развития теории и практики менеджмента в том его виде , который здесь рассматривается в России не было.
Однако необходимость координировать производственные процессы и деятельность людей существует в любых условиях командно-административная система, а следовательно имеют место и определенные общие моменты, без которых не может обойтись никакое управление. Именно на этих моментах сосредотачивали свое внимание отечественные специалисты.
Первые шаги в области научного менеджмента они сделали задолго до Фредерико Тейлора. В 1860-1870 гг. сотрудники Московского высшего технического училища (ныне МГТУ имени Н.Э.Баумана ) разработали собственную методику рационализации трудовых движений, которая получила ВлМедаль преуспеянияВ» на Всемирной торговой выставки в Вене в 1873 г.
В 1908 г. В России начали выходить сборники передовых зарубежных изданий в области научного менеджмента : Вл Административно-техническая библиотекаВ» . А в ряде высших учебных заведений страны началось преподавание дисциплин, связанных с управлением. Так , в 1911-1912 гг. в Петербургском политехническом институте И.Семеновым был прочитан курс Вл Организация заводского хозяйстваВ» .
Прерванные Первой мировой и Гражданской войнами отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 1920-х гг. Первым из результатом стала формулировка Влосновных законов научной организации производства и НОТВ» , во многом сохраняющих значений до сегодняшнего дня.
1. Закона наименьших при цепной связи, гласящего, что конечВнный объем выпуска продукции, последовательно проходящей обраВнботку в нескольких подразделениях, определяется возможностями слабейшего из них, как бы ни были сильны остальные.
2. 3а кона взаимного замыкания , суть которого состоит в том, что сначала создаются подразделения основного производства, а заВнтем "подсобные", работающие на них и друг на друга, а после удовВнлетворения внутренних потребностей тАФ на сторону.
3. Закона ритма, в соответствии с которым рациональное фунВнкционирование хозяйства невозможно без ритмичной работы как производства, так и отдельных работников.
4.Закона параллельности - последовательности работ , требующего чтобы частные производственные нетрудовые процессы соВнвершались не только последовательно, но и параллельно, "дабы обВнщий конечный результат не задерживался отстающими".
5. Закона фронта работ, предполагающего, что нагрузка на людей должна соответствовать их реальным возможностям, иными словами "не нужно ставить два человека там, где с работой может справиться один".
6. Закона реальных условий, говорящего о необходимости при организации любой деятельност и ставить только достижимые цеВнли, исходящие из реальных условий, наличных потребностей и возВнможных результатов.
Наиболее плодотворным в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е г. наше й столет ия , когда в период нэпа допусВнкалась не только определенная свобода предпринимательства, но и "на учной м ысл и в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологи.
Именно , в это время чётко обозначились две основные группы концепций управления : организационно- технические и социальные.
К первой можно отнести концепции Вл Организационного управленияВ» А.А.Богданова (Малиновского); ВлФизиологического оптимумаВ» О.А Ерманского ; ВлО узкой базыВ» А.К. Гастьева
Ко второй группе-концепцию ВлОрганизационной деятельностиВ» П.М. Керженцева ВлСоциально-трудовую концепцию управления производствомВ» Н.А. Витке и ВлТеорию административной емкостиВ» Ф.Р.Дунаевского.
А.А. Богданов (1873-1928) был выдающимся естествоиспытателем, экономистом, философом. Разносторонность увлечений помогла ему заметить , что все виды управления и в природе, техники и обществе имеют сходные черты, что позволяет говорить о возможности существования особой науки- организационной.
Техническая организация по мнению Богданова была определяющей по отношению ко всем остальным, таким образом он по сути пренебрегал самостоятельным характерам социально-экономической деятельности людей.
Частным случаем организации Богданов считал дезорганизацию, возникающую в следствии того , что каждый субъект пытается организовать окружающий мир для себя и по-своему, что является результатом обособленности и отсутствия единства самых организующих сил.
Хотя из-за абстрактности взгляды Богданова не получили широкого распространения, они содержали ценные для развития современной кибернетики и сетевых методов планирования идей.
О.А.Ерманский (1866-1941) в своих работах сформулировал предпосылки науки об организации трудами управления, связав ее необходимость с появлением определенных социально-экономичесВнких условий, и прежде всего крупного машинного производства, все факторы которого нужно было использовать рационально. Одним из основных законов этой науки Ерманский считал "закон организационной суммы". ПримениВнтельно к производству это озн ачало, например, необходимость правильного подбора инструментов для работы с учетом конструкции, "вида, формы обрабатываемого объекта, особенностей технологического про це сса, физических и психических качеств работников.
Из учая данные о соотношении числа руководителей и исполниВнтелей, которое стремительно уменьшалось (середина XIX века 1:10 00 ; начало XX века 11:12; 2 0-е гг . 1:5; идеал Тейлора). Ерманский , исходя из этой тенденции, сделал вывод, что вне далеком будущем оно составит 1:0, то есть все станут руководителями, а , вместо людей будут работа ть машины-автоматы.
Крупный организатор науки, оригинальный само бытный поэт А.К.Гастев ,трагически погибший в годы сталинских репресси й, считал , что всю работу в области научной организации труда (НОТТ) и управления нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был тАФ рук ово дителем или рядовым исполнителем.
Методологической основой такого подхода стала разработанная им и его к оллегами тАФ сотрудниками Цент рального института труда, концепция трудовых установок, содержавшая в зародыше основы кибе рнетики инженерной психологии, эргономики. Составными элементами этой к онцепции были: теория труд овых движений в производствен ном про це ссе ; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения и пр. .С помощью содержащихся в них практических положений и выводов можно было задавать определенные стандарты для производственных операций, облегчать адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать их личную инициативу.
Так например : Влпри работе ищи удобного положения тела ; набл юдай за все й установкой; п о возможности садись; если стоишь,то ноги расставляй, чтобы была экономная опора"; "не работай до по лной усталости , делай равномерные отдыхи "во время работы не кушай ,не пей, не кури; делай это в твои рабочие перерывы"; "если работа нейдет тАФ не волноваться; надо сделать перерыв, успокоитьс я и тАФ снова за работу; кончил работ утАФ прибери все до последне го гвоздя, а рабочее место вымети".
В отличие от западных специалистов Гастев и его ученики полагалй что внедрение НОТ управления возможно и необходим о нетоль ко в технически оснащенном производстве, но и в "любом сарае", в самом "неустроенном медвежьем углу России", что в период доиндустриальйого уровня развития страны было кра йне важно .
Была разработана им методика быстрого об учения высококвалифи цированных работников, позволявшая сократить сроки последнего в 6 раз тАФ с 3тАФ4 лет до 4тАФ 6 месяцев.
Еще одним напра влением тво рчества Гастева была разр аботка концепции узкой базы, суть которой можно было выразить словами: "рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия которое известно под именем станка" , и закономерности управления последним можно распространить не только на предприятие , но и на государство в целом . Эти закономерн ост и, по м ысли Гастева, действуют в следующем порядке: ВлрасчеттАФустановкатАФ обработкатАФконтрольтАФучеттАФсистематикатАФрасчетВ» . Гастев распространял эту формулу на упр авление как вещами, так и людьми, поскольку считал, что , как и опера ции , производимые с помощью обор удования, труд любого работника может быть разложен на такого рода элементы , легко поддающиеся регулированию.
Идеи Гастева составили основу предложенно й им науки о труде и управле нии тАФ "со циально й инженерии", в которой широко применялся математический аппара т, фор мулы и чертежи.
Исходным пунктом "производственной трактовки" управлен ческих процессов Е.Ф. Розмирович (1886-1953) были общие черты, им еющиеся в процессе производства и управления, организаций физического и умственного труда. Розмирович понимала управление как процесс чисто технический, состоящий из совокупности распорядительских, планирующих, надзорных, контрольных, регулятивных действий и представляющий собой разновидность производственного. Управление можно рациона лизировать, механизировать, автоматизировать теми же мето дами, что и производственный процесс.
В свете такого п одхода аппарат управле ния рассматривался Розмирович как сл ожная машина ил и систе ма машин, ра бота который воплощается в материальных объектах: приказах, телефонограммах и т.п.
Главное же внимание направляется на выработку наиболее целесообразных приемов планирования, учета, организации, ве дения делоп роизводства и пр.
Представителем со циального направления был прежде всего П.М. Кержен цев (1881тАФ1940), сформулировавший теорию организа ционной д еятельности. Выделив в НОТ три объекта тАФ тр уд, произ водство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным. Под научно й орга низацией управления он поВннимал определение наиболее рациональны х приемов и методов выполнения управленческих действий, таких как формирование оргаВннизационных структур , распре деление обязанностей, планирование ", учет, подбор и распределение кадров, поддержание д исци плины.
Керженцев считал, что в в работе по руко водств у организациями разных сфер деятельности есть общие черты , поэтому возможен об мен опытом и фо рм улировка на основе этого опре деле нных общих принцыпов управления. К ним Керженцев отнес постановку целей и задач , разработку планов, учет , контроль , координацию использования людских и материальных ресурсов.
Керженцев б ыл убежден, что процесс на учной организации труВнда и управления невозможен без поддер жки шир оких масс трудящихся которые должны быть не только точными дире ктив по лученных сверху, но и проявлять широкую инициативу , при дающую организации дополнительные жизненные силы.
В то же время Керженцев не умалял роли и профессиональных руководителей, считая её в значительной мере определяющей , поскольку в их руках сосредоточены рычаги воздействия на трудовой коллектив, а следовательно, на общие результаты деятельности организации.
Другой сторонник социального подхода к управлению Н.А.Витке в своей социально - трудовой концепции управления производством четко разграничил управлеВн ние вещами и л юдьми и ско нцентрировался на последнем.
По мнению Витке, управление представля ет собой единый цеВнлостный процесс, чьи элементы с оединяются с помощью административной функции , учение о которой стало краеугольным камВннем его концепции. Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническим, тем более важную роль играет административная функция.
Существо административной работы в соответствии с концеп цией Витке состояло в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах тАФ "духа улья" , чего ни идеальная организация технологического процесса, ни регламентация служебных ф унк ций, ни своевременное их регулирование обеспечить не могли.
Витке сформулировал также совокупность требований к руководителям тАФ носителям административно й функции. Среди них: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности , намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом Влне мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на мелочи техникиВ».
Наконец, еще одной важной вехой в развитии социального подВнхода к управлению можно считать теорию административной емкости, выдвинутую в работа х Ф.Р. Дунаевского (1887тАФ1960). Под административной ёмкостью Дунаевский понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных в независимости от их личных качеств , что на современном, что на современном управВнленческом языке принято называть диапазоном контроля.
Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, связанноес необходимостью компенсировать превышение "административн ой ёмкости'' центра . В связи с этим возникает огромная иерархия каж дая ступень ко торои последовательно расширяет Владминистративную емкостьВ» вышестоящей , что в конечном итоге ведет к бюрократизации. Таким образом, он заметил проблему нарастания информаВнционного барьера в управлении и сформул ировал пути ее решения.
По мнению Дунаевского , трудности могут быть преодолены или на основе тщательного подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования и т.п., или расширения границ "административной емкости" с помощью техники , то есть передачи машинам всей вспомогательной, механической работы.
В после дующие годы в управленческих исследованиях стал абсолютно преобладать отраслевой или народно- хозяйственный подход, а на уровне отдельных организаций они были сосредоточены на решении технических проблем и лишь с начала 1960 гг. начал постепенно возро ждат ься интерес к п ервичному хозяйственному звену. Толчком к этому послужили два обстоятельства. Во-первых, повсеместное внедрение автоматизированных систем управления предприятиями ( АСУП) и во вторых развертывание знаменитых косыгинских ре форм. В результате научных исследований сформировалась идея комплексного подхода к управлеяию и концепция хозяйственного механизма как единства организационной. экономической и социальной систем управления.
Вместе с этим смотрят:
Управленческий учет в системе менеджментаФинансовый менеджмент в малом бизнесе
Финансы и кредит
Формальная и неформальная организация