Ценообразование на экспортную и импортную продукцию
Министерство образования Российской Федерации Вологодский государственный технический университет контрольная работа по ДИiИПЛИНЕ "ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ" ПО ТЕМЕ "цЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ЭКСПОРТНУЮ И ИМПОРТНУЮ ПРОДУКЦИЮ"
Выполнил: Лазарев М.Д. студент группы ЗМЭ-54 шифр 957301124 Вологда 2000 |
Содержание
Стр.
1. Внешняя торговля и цены |
2 |
2. КОНТРАКТНАЯ ЦЕНА И СПОСОБ ЕЕ ФИКСАЦИИ |
4 |
3. РАiЕТ ЦЕН НА ЭКСПОРТИРУЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ |
6 |
4. ПОПРАВКИ К ЦЕНАМ НА ЭКСПОРТИРУЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ |
8 |
5. Валютный курс и цены |
15 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА |
16 17 |
1. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ЦЕНЫ
Международное экономическое разделение труда в последние годы достигло невиданных в истории экономического развития масштабов, а мировая торговВнля становится господствующим фактором не только экономического, но и поВнлитического, общественного и культурного развития в мире и определяется в настоящее время все более распространяющимся партнерством в системе внешней торговли. Чем интенсивнее международное экономическое переплеВнтение предприятий, стран и экономических сообществ, тем сильнее заинтереВнсованность использовать другие страны в качестве потенциальных клиентов, поставщиков или должников. Четкое функционирование мировой экономики является сейчас решающим условием экономического роста и международной активности предприятий во многих странах мира. Внешняя торговля стала важной движущей силой экономического развития в мире.
Страна, участвуя в международной торговле, имеет возможность при данВнных производственных ресурсах увеличить степень удовлетворения общеВнственных (включая личные) потребностей. Основными источниками повышеВнния эффективности являются следующие.
1. Усиление конкуренции на внутреннем рынке. При запрете на внешнюю торВнговлю производство некоторого товара внутри страны может быть монополизироВн вано одним предприятием. Как известно, стремясь к максимуму прибыли, монопоВнлия сокращает выпуск продукции и повышает цену по сравнению с тем, что было бы в условиях совершенной конкуренции. При этом не достигается оптимальная с общественной точки зрения структура выпускаемой продукции. Товаров, выпусВнкаемых монополистами, производится слишком мало. Открытие внутреннего рынВнка для производителей из других стран уменьшает возможности манипулироваВнния ценами и объемами производства у отечественных производителей.
2. Экономия от расширения масштабов производства. Если бы не было межВндународной торговли, небольшая страна была бы вынуждена самостоятельно производить все потребляемые ею виды продукции. Но во многих отраслях миВннимум средних затрат в длительном периоде достигается при объеме произВнводства, который значительно превышает потребности одной страны. Если страна производит все виды продукции, она вынуждена использовать предприВнятия мощностью ниже оптимальной. Тем самым средние затраты на единицу продукции увеличиваются.
Целесообразно, если небольшая страна будет специализироваться на проВнизводстве некоторых видов продукции, при этом использовать предприятия оптимальной мощности, значительную часть этой продукции экспортировать за рубеж, а полученную выручку использовать для импорта товаров, ею не проВнизводимых.
3. Международная торговля дает стране возможность получить ресурсы, которыми она не обладает.
4. Международная торговля позволяет использовать принцип ВлсравнительВнного преимуществаВ».
Среди специфических черт, которыми обладает международная торговля, выделяются следующие:
тАв различия в мобильности (способности к перемещению) ресурсов между странами значительно ниже, чем внутри страны;
тАв наличие разных валют;
тАв разная финансово-бюджетная политика, порождающая свою собственВнную систему экспортных субсидий, пошлин и ограничений на импорт;
тАв разная степень политического вмешательства и контроля, заметно отлиВнчающаяся по степени и характеру от тех, что применяются в отношении внутренней торговли.
Динамика развития мировой экономики определяется не только экономиВнческим развитием отдельных стран и регионов мира, но и их политическим развитием, общественными структурами и влиянием культурных факторов, которые определяют направление и интенсивность внешнеторговых потоков. Экономический рост, конъюнктурное развитие, налоговая политика и прежде всего политика валютного курса на важнейших мировых рынках становятся факторами, оказывающими все большее влияние на экспортные возможности и другую зарубежную деятельность предприятия.
Цена товара тАФ один из существенных элементов контракта купли-продаВнжи. Каждая внешнеторговая сделка должна обязательно содержать в себе усВнловие о цене, по которой продается товар, или указание способа определения цены этого товара.
Многообразие связей мирового рынка порождает и множество цен в международной торговле. Товар одинакового качества, поставляемый на одиВннаковых условиях (фрахтовая база, форма оплаты, срок и объем поставки и т. п.), в одном и том же центре международной торговли имеет различные по уровню цены обычных регулярных коммерческих сделок. Данную множеВнственность цен можно объяснить перечисленными выше группами факторов (структура рынка, проводимая налоговая, бюджетная, таможенная политика и т. п .).
Вопрос о современных мировых ценах является сравнительно простым, когВнда речь идет о сырьевых товарах, в значительной мере однородных и стандартиВнзированных. Сложнее решается вопрос о мировых ценах, когда дело касается промышленных изделий вообще, и в особенности машин и оборудования, предВнставленных на рынках множеством видов с различными качественными и друВнгими характеристиками. Однако и в этой области покупатель, несмотря на разВннообразные конструктивные особенности предлагаемых ему в различных странах машин и оборудования, сравнивает их цены и путем соответствующеВнго анализа приходит к выводу о том, какое оборудование ему больше подходит и обойдется сравнительно дешевле.
2. КОНТРАКТНАЯ ЦЕНА И СПОСОБ ЕЕ ФИКСАЦИИ
При установлении цены товара в контракте купли-продажи определяются: едиВнница измерения цены, базис цены, валюта цены, способ фиксации цены и уроВнвень цены.
Единица измерения цены. Порядок определения единицы измерения цены зависит от характера товара и от практики, сложившейся в торговле данВнным товаром на мировом рынке. Цена в контракте может быть установлена за:
тАв определенную количественную единицу (или за определенное число едиВнниц) товара, указанную в обычно применяемых в торговле данным товаВнром единицах измерения (веса, длины, площади, объема, штук, комплекВнтов и т. д. или в счетных единицах тАФ сотни, дюжина);
тАв весовую единицу исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для таких товаров, как руды, концентраты, химикалии и др.);
тАв весовую единицу в зависимости от колебаний натурного веса, содержаВнния посторонних примесей и влажности. При поставке товара разного качества и ассортимента цена устанавливаетВнся за единицу товара каждого вида, сорта, марки в отдельности. Если по одному контракту поставляется большое число разных по качественным характерисВнтикам товаров, цены на них, как правило, указываются в спецификациях, соВнставляющих неотъемлемую часть контракта.
При поставках комплектного оборудования цены обычно устанавливаются по позициям на каждую частичную поставку или на отдельные комплектующие части и указываются в приложении к контракту.
Если в основу цены кладется весовая единица, необходимо определить хаВнрактер веса (брутто, нетто) , или оговорить, включает ли цена стоимость тары и упаковки. Это указание необходимо также в тех случаях, когда цена устанавВнливается за штуку, за комплект.
Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые, складВнские и другие расходы по доставке товара в цену товара.
Валюта це ны. Цена в контракте может быть выражена в валюте страны- экспортера, импортера или в валюте Влтретьей страныВ». При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, сущеВн ствующие в торговле этими товарами. Например, в контрактах на каучук, цветные металлы принято указывать цены в фунтах стерлингов, в контрактах на нефтепродукты, пушнину тАФ в американских долларах.
Экспортер, как правило, стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесценению (подробнее см. ниже).
Способ фиксации цены. Цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.
При установлении подвижной цены в контракт вносится оговорка, предусматривающая, что если к моменту исполнения сделки цена на рынке повысится или понизится, соответственно должна измениться и цена, зафиксированная в контракте. Эта оговорка носит название Влоговорки о повышении или снижении ценыВ».
Обычно в контракте оговаривается допустимый минимум отклонения рыночной цены от контрактной (2-5%), в пределах которого пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в конВнтракте обязательно должен быть оговорен источник, по которому следует суВндить об изменении рыночной цены. Подвижные цены чаще всего устанавливаВнются на промышленные сырьевые и продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным контрактам.
Цена с последующей фиксацией устанавливается в процессе исполнения контракта. В контракте в этом случае оговариваются условия фиксации и принцип определения уровня цены.
Например, цена может устанавливаться по договоренности сторон перед поставкой каждой предусмотренной контрактом партии товара или при долгосрочных поставках перед началом каждого календарного года. Покупателю может быть предоставлено право выбора момента фиксации цены в течение срока исполнения сделки с оговоркой: какими источниками информации о ценах ему следует пользоваться для опредеВнления уровня цены. Так, при сделках на биржевые товары оговариваетВнся, по котировкам какой биржи и по какой рубрике ко пировального бюлВнлетеня будет определяться цена, а также срок, в течение которого покупатель обязан уведомить продавца о своем желании зафиксировать цену в контракте. Такие сделки носят название Влонкольные В».
Контрактная цена устанавливается на основе изучения конкурентных маВнтериалов по данному товару, выбора цены конкурентов на аналогичные товары и внесения необходимых поправок на реальную сопоставимость технического уровня, качества, коммерческих условий сделок и т. п.
Роль экспортеров и импортеров в контрактном ценообразовании неодинаВнкова, так как они представляют разные интересы. Поэтому у контрагентов внешнеторговой сделки существует различная специфика подхода к определеВннию цены и учету отдельных ценообразующих факторов.
3. РАiЕТ ЦЕН НА ЭКСПОРТИРУЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ
Экспортер определяет цену предложения одним из трех методов: 1) на базе издержек производства; 2) исходя из уровня спроса; 3) ориентируясь на уроВнвень цен конкурентов.
Основное преимущество метода установления цен на основе издержек проВнизводства заключается в его простоте. Основой определения цены являются базовые издержки на единицу продукции, к которым прибавляется величина, покрывающая неучтенные затраты и включающая прибыль фирмы.
Учет издержек производства осуществляется на основе калькуляции. ФорВнмальная схема калькуляции экспортных цен мало отличается от схемы, испольВнзуемой при расчете внутренних цен. Основное отличие экспортной калькуляВнции от внутренней заключается в дополнительных расходах по сбыту, а именно:
тАв комиссионное вознаграждение продавцов и представителей;
тАв импортные таможенные расходы в стране покупателя;
тАв транспортные издержки;
тАв затраты на финансирование;
тАв расходы по страхованию товара;
тАв расходы по упаковке;
тАв резерв ы, необходимые для покрытия непредвиденных рисков;
тАв расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и прочих бумаг.
На практике существуют два основных подхода к использованию данного метода при определении цены:
1) с использованием полных издержек производства;
2) с использованием предельных издержек производства.
Суть первого метода состоит в исчислении совокупности затрат на единицу продукции, то есть полных изд ержек производства. К полученной сумме совоВнкупных издержек добавляется процентная надбавка в виде прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
При установлении цены товара на основе метода предельных издержек учиВнтываются только те затраты, которые имеют непосредственное отношение к его производству.
Согласно методу определения цен с ориентацией на спрос, цена товара опВнределяется исходя только из спроса на него, то есть из того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. Производственные затраты рассматриваются в этом случае как ограничительный фактор, который показыВнвает, может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью или нет.
Данный метод успешно используется при условии наличия на рынке взаиВнмозаменяемых товаров, позволяющих покупателю сравнивать аналогичные товары между собой и делать для себя выводы о них. Применение данного метоВнда при определении цен на экспортную продукцию вряд ли оправдано, поскольВнку спрос в данном случае есть лишь число заключенных контрактов. Ни у проВндавцов, ни у покупателей нет в этом случае возможности сравнивать между собой различные типы изделий, поскольку конкретные, четко обусловленные качественные характеристики этих изделий уже оговорены в контракте, где зафиксирована и соответствующая этому изделию цена.
Помимо действующих на рынке факторов спроса фирма должна также приВннимать во внимание и действия конкурентов.
Расчет экспортных цен по методу с ориентацией на уровень конкуренции производится следующим образом:
тАв из имеющейся базы данных делают выборку наиболее свежих сведений о ценах на товары конкурентов, аналогичные (сопоставимые) тем, котоВнрые мы желаем экспортировать;
тАв заносят в заранее приготовленную таблицу основные технико-экономиВнческие показатели того и другого товара, включая условия поставки и цены;
тАв с помощью поправок цену Экспортируемого товара приводят к условиям
реализации на выбранном рынке;
Поскольку конкурирующих товаров несколько, получают усредненную цену относительно всех упомянутых товаров. Эта цена и является базой для перегоВнворов с покупателями.
4. ПОПРАВКИ К ЦЕНАМ НА ЭКСПОРТИРУЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ
Поправка на условия продажи (оптом и в розницу). В случае приобретеВнния товара оптом фирма-поставщик обычно предоставляет значительные скидВнки для импортера. Поэтому если конкурентный материал относится к сделке, где в качестве покупателя выступает оптовый торговец (например, крупное внешнеторговое объединение), а расчет цены ведется для контракта, который заключает импортер, приобретающий данный товар непосредственно для эксплуатации, а не для дальнейшей реализации на рынке (то есть относиВнтельно небольшое его количество), то необходимо сделать поправку на размер оптовой скидки к цене конкурентного материала (и наоборот, в случае, если рассчитывается цена товара, закупаемого оптом, а имеется конкурентный маВнтериал на розничную цену).
Поправка на снижение издержек производства и рост производиВнтельности труда. При увеличении объема поставки, как правило, уменьшаютВнся издержки производства и растет производительность труда у фирмы-поставВнщика. Импортер должен обязательно учитывать этот факт при расчете цены. Проведение данной поправки осуществляется следующим образом:
тАв цена продукции раскладывается на составные части: А тАФ доля в цене материальных затрат; В тАФ доля в цене трудовых затрат; С тАФ неизменная часть цены (прибыль, накладные расходы и т. д.);
тАв вводятся поправочные коэффициенты: член А будет включать поправочВнный коэффициент К1, который является частным от деления издержек производства поставщика при единичной закупке на издержки произВнводства поставщика при большом объеме партии импортируемой проВндукции; член В будет включать поправочный коэффициент К 2, который является частным от деления производительности труда рабочего (выВнпуска продукции) при единичной закупке на производительность труда при увеличении размера импортируемой партии. Поправка на серийность. Объективной предпосылкой применения скиВндок на серийность является снижение издержек производства на единицу выВнпускаемой продукции у поставщика при повышении объема производства. Данная поправка может применяться в двух случаях:
тАв если импортер увели чивает объем закупки продукции у фирмы произвоВндителя и вследствие этого данный товар становится серийной продукциВней для этой фирмы;
тАв если имеется конкурентный материал-контракт, заключенный с поставВнщиком, для которого предмет контракта является серийной продукцией, а расчет цены ведется для импортной сделки, где в качестве поставщика выступает производитель, выпускающий аналогичную продукцию как единичную или мелкосерийную. Рассмотрим практическое применение данной поправки. Цена единичной машины может быть представлена следующим образом:
Цед=С+И+Н,
где С тАФ стоимость проектирования и изготовления оснастки;
И тАФ издержки производства; Н тАФ неизменная часть цены (прибыль, амортизация, накладные расходы).
При серийном производстве стоимость проектирования будет распростраВнняться на всю партию, а издержки производства за счет роста производительВнности труда и экономии сырья будут снижаться.
Таким образом, цена оборудования с поправкой на серийность может быть представлена следующим образом;
Цпс =+(К1 хМхИ)+(К2 хРхИ)+Н,
где: n тАФ число машин в серии; М тАФ доля стоимости материалов в издержках производства; Р тАФ доля затрат на рабочую силу в издержках производства; К1 тАФ коэффициент, учитывающий изменение средней стоимости затрат на материалы за счет серийности заказа; К2 тАФ коэффициент, учитывающий снижение трудовых затрат за счет сеВнрийности заказа.
Скидка с цены за счет серийности заказа может достигать 10%.
Поправка на комплектацию. При расчете цен на комплектное оборудоваВнние, закупаемое у фирмы тАФ генерального поставщика, можно вводить обосноВнванную поправку на комплектацию в зависимости от числа и происхождения фирм-субпоставщиков, объема и суммы поставок по контракту.
Данная поправка определяется следующим образом: из цены, имеющейся в конкурентном материале, вычитаются цены тех комплектующих изделий, коВнторые импортер рассчитывает получить иным путем (например, от отечественВнного производителя) либо в которых он не нуждается.
Если в комплекте поставки товара по конкретному материалу отсутствуют какие-либо изделия, а импортер желает, чтобы они были поставлены, то цены этих изделий прибавляют к цене конкурентного материала.
Кроме вышеперечисленных поправок приведение по количественному приВнзнаку включает также введение специальных скидок продавцов за большие заВнкупки их товаров. Продавцы заинтересованы в расширении продаж и предоВнставляют покупателям дополнительные скидки за большие объемы заказов. Размеры снижения цен и дополнительных скидок зависят от конъюнктуры рынВнка, видов товаров и объема заказов. Их величины определяются на основании знания специфики производства и опыта коммерческой работы с данной фирВнмой-поставщиком.
Поправки на валюту предстоящей сделки. Расчеты цен, выполняемые в ходе работы над импортным контрактом, проводятся следующим образом:
1 . Цены товара по конкурентным материалам в иностранной валюте переВнсчитываются на единицу измерения товара в соответствии с исходными услоВнвиями рассчитываемой цены.
2. Затем цены товаров по конкурентным предложениям, контрактам и друВнгим материалам в иностранной валюте переводятся в рубли по курсу ЦентральВнного банка России на дату расчета или, что будет правильнее, на даты конкуВнрентных материалов с учетом изменения курса этих валют к рублю за период от дат конкурентных материалов до даты проведения расчета цены.
Часто расчет внешнеторговых цен ведется в инвалютных рублях для того, чтобы было проще пересчитывать цены предложений и контрактов в различные валюты будущих сделок. Пересчет ведется по курсу рубля к валюте конкурентВнного материала на момент его действия. Этим моментом для различных видов конкурентного материала будет:
тАв для коммерческого предложения тАФ дата предложения, продленная на указанный в нем срок поставки товара;
тАв для контрактов с фиксированной ценой тАФ дата поставки;
тАв для контрактов со скользящей ценой тАФ дата подписания. Курс пересчета валюты цены в валюту платежа равен текущему рыночному курсу на день платежа или предшествующий.
На товары, импортируемые из развитых капиталистических стран, цены устанавливаются в местной валюте страны-поставщика, а из развивающихся стран тАФ в валюте третьей страны. При импорте из стран, валюта которых имеВнет тенденцию к росту (Германия, Швейцария, Япония), выгоднее фиксировать цены в американских долларах, а платить тАФ в национальной валюте этих стран.
Импортер заинтересован в том, чтобы цена в пересчете на национальную валюту была как можно ниже, экспортер же делает все возможное, чтобы остаВнвить ее на более высоком уровне. Следовательно, импортер предпочтет ту ваВнлюту, курс которой, по его мнению, со дня подписания контракта до момента платежа будет падать.
Поправка на срок предстоящей сделки. Внесение подобных поправок происходит в целях учета изменения цен, инфляции, изменения курса валют и т. д. в тех случаях, когда не хватает современных конкурентных материалов и привлекаются аналоги за предыдущие годы.
Данные поправки имеют целью привести цены предложений, относящихся к разным датам, к их уровню на период расчета цены предстоящей сделки. Это приведение осуществляется путем сравнения цен предложений на сопоставиВнмое оборудование за ряд лет с помощью индекса или другого аналогичного поВнказателя. Данные индексы публикуются в официальной печати за границей. Для машин и оборудования чаще всего используются индексы промышленно развитых капиталистических стран. Приведение цен осуществляется по формуле:
Р1 =Ро х х К вал,
где Р1 тАФ расчетная (приведенная) цена сделки; Р0 тАФ цена конкурентного материала; J1 тАФ предполагаемый индекс цен на срок предстоящей сделки; J2 тАФ индекс цен на дату конкурентного материала, то есть на предложенВнный инофирмой срок поставки; Квал тАФ коэффициент, показывающий изменение курса валют за период от даты конкурентного материала до даты проведения импортной сделки.
Кроме этой поправки приведение к сроку предстоящей сделки должно вклюВнчать также и поправку на инфляцию, которая применяется в тех случаях, когда в качестве конкурентного материала используется абсолютно идентичный контракт с тем же поставщиком, но заключенный несколько ранее.
Данная поправка вносится в виде коэффициента, который равен величине среднегодовых темпов инфляции в стране поставщика, возведенной в степень, равную количеству лет от предшествующей сделки до предполагаемой. Цена, указанная в конкурентном материале, умножается на этот коэффициент.
Поправки на условия платежа. Условия платежа играют важную роль при установлении цены на ввозимую продукцию. Цена предполагаемой импортВнной сделки может значительно колебаться в зависимости от различных услоВнвий платежа. Приведение по условиям платежа проводится в следующих ситуациях:
тАв когда рассматриваемый контракт предполагает одни условия платежа, а конкурентные материалы, используемые при расчете цены, содержат иные платежные обязательства и необходимо скорректировать рассчиВнтываемую цену соответствующим образом;
тАв когда импортер располагает несколькими коммерческими предложенияВнми и ему необходимо выбрать поставщика с максимально выгодными усВнловиями платежа. В данном случае цены, зафиксированные в предложеВнниях фирм-производителей, приводятся к сопоставимому уровню путем корректировки на различные условия платежа;
тАв когда фирма-поставщик предлагает импортеру несколько вариантов осуВнществления платежей за приобретаемое оборудование и он должен выВнбрать самый эффективный из них.
Приведение цен по условиям платежа (по кредитным условиям) учитывает в цене те преимущества, которые получает импортер при покупке в кредит по сравнению с платежами за поставленный товар наличными (аккредитив, чек, инкассо). Поэтому методически целесообразно цены всех конкурентов, предоВнставивших кредиты покупателям, привести к платежам наличными.
Цена товара при платеже наличными ниже, чем при кредите, на величину банковского процента кредитуемой части цены и на скрытые в кредитной конВнтрактной цене затраты продавца, которые он несет в связи с кредитом (его страхование и т. д .).
Влияние кредитных отношений на цену экспортируемого товара проявляетВнся следующим образом:
1 . Если мы покупаем товар за наличные, то цена товара должна быть уменьВншена на скрытую часть стоимости кредита, то есть на ту часть, которая остаетВнся неучтенной в процентах годовых, взимаемых поставщиком с импортера.
2. Если товар импортируется на условиях кредита, то цена товара должна быть увеличена на скрытую часть стоимости кредита. Скрытая часть кредита, которая включается поставщиком в контрактную цену, состоит из следующих элементов:
тАв дополнительные расходы фирмы-поставщика, связанные с получением кредита в банке и вытекающие из разницы между ставкой, уплаченной фирмой-поставщиком банку за пользование кредитом, и процентами, взимаемыми поставщиком с импортера;
тАв стоимость страхования кредита в государственной и частной страховых организациях;
тАв прочие расходы по получению кредита фирмой поставщиком. Приведение цены по кредитным условиям осуществляется подсчетом коэфВнфициентов кредитного влияния (Ккр ), экономическая сущность которых состо ит в том, что конкурентная цена ( Цкон к), умноженная на Ккр , соответствуВнет уровню цены при расчетах наличными ( Цнал):
Цнал =Цконк х Кр
Чем короче срок кредита, тем меньше разница между кредитными ставками банков и годовыми процентами по предоставленному коммерческому кредиту, тем ближе величина Ккр к единице.
Таким образом, чтобы привести цены конкурентов, предоставивших кредиВнты покупателям, к платежу наличными, эти цены следует уменьшить на велиВнчину Ккр.
Общая формула для определения коэффициентов кредитного влияния слеВндующая:
Ккр=Ан (1 +в )ан +В(1 +в ) ам х
где Ан тАФ доля очередного платежа в общей сумме контракта, предусмотренВнная его условиями; в тАФ средняя величина банковского процента для заемщиков, спрогнозированная на период кредита по предстоящему импортному контракту или действовавшая во время кредита, предоставленного конкурентами; ан тАФ разница в годах между датой приведения цены, которой является момент поставки товара, и датой очередного платежа; В тАФ доля кредитуемой части общей суммы контракта, то есть общей сумВнмы за вычетом авансовых и других предшествующих платежей; ам тАФ льготный срок отсрочки начала погашения кредита от даты завершеВнния поставки товара в годах; Р тАФ годовой процент, взимаемый с покупателя за предоставленный товарВнный кредит В.
Множитель Д рассчитывается по следующей формуле:
Д =,
Где A=(1+B) t
t тАФ время в годах на погашение кредита В.
Поправку на условия платежа вводят, если в конкурентном материале укаВнзана рассрочка платежа на срок более 12 месяцев.
Более длинные сроки платежа предполагают более высокую цену, немедВнленный платеж обусловливает некоторое снижение цены. Но вариант коммерВнческого предложения с более низкой ценой не всегда может быть предпочтиВнтельнее, ос обенно в условиях отсутствия наличности.
Если же импортер все же выбирает контракт с немедленной оплатой (а для российских импортеров иного сейчас и не предлагают, только предоплата), то в данном случае цена должна быть меньше, чем цена в предложении с более длинными сроками платежа, на сумму процентов, которые импортер должен уплатить за кредит, взятый им для осуществления немедленной оплаты.
Кредитные отношения при осуществлении внешнеторговых операций являВнются взаимными тАФ как поставщик может кредитовать импортера (рассрочка), так и покупатель поставщика (аванс). Однако для российских импортеров в настоящее время данное утверждение не является правомочным, поскольку поставщики им не верят и поэтому кредиты и рассрочки не дают, предпочитая предоплату, а российским покупателям кредитовать зарубежных поставщиков нечем. Но учитывать данную поправку все-таки необходимо.
В зависимости от того, какой вид кредитных отношений мы имеем (рассрочВнку или аванс), определяется знак (плюс или минус) кредитной составляющей, размер которой зависит от величины предоставленной в кредит суммы, срока кредитования и процентной ставки.
Если импортер кредитует поставщика (предоставляет ему аванс), то аванВнсовая цена должна быть ниже цены, которая была бы без аванса. Поправка на аванс рассчитывается следующим образом:
П а=Кб,
где Кб тАФ величина банковского процента при кредитовании для данной страны; а1 .., anтАФ авансовые платежи в размерах от базисной цены; 1 ,.., nтАФ сроки авансирования в месяцах.
Поправка на дополнительные условия контракта тАФ это корректировВнка рассчитываемой цены импортного контракта на величину добавленных или недостающих составляющих контракта, которые входят в состав цены, по сравВннению с конкурентным материалом. В группу таких составляющих можно отВннести следующие элементы цены, не являющиеся основными:
тАв стоимость обучения специалистов, направляемых импортером на стаВнжировку в фирму-поставщика;
тАв стоимость услуг посредника, если сделка проводится через него. В таком случае цена уменьшается или увеличивается на 3-5%, которые были выплачены в качестве комиссионного вознаграждения;
тАв стоимость дополнительных гарантий фирмы-поставщика. Если сроки гарантий, указанные в конкурентном материале, превышают обычную длительность гарантий по сделкам подобного рода, то в рассчитываемую цену вносятся поправки со знаком ВлминусВ». И наоборот, если в импортВнном контракте, цена которого рассчитывается, зафиксированы более длинные сроки гарантий, а конкурентный материал представляет инфорВнмацию об обычных гарантиях, то в рассчитываемую импортную цену вноВнсятся поправки со знаком ВлплюсВ».
Поправки на уторговывание. Поправка на уторговывание тАФ это скидка с первоначальной цены предложения, которая бывает, как правило, завышена. Она определяется субъективно исходя из практики работы с данной фирмой-поставщиком и на основе экспертных оценок и поэтому вносится в последнюю очередь.
Объективными факторами, влияющими на размеры скидок при уторговывании, являются: конъюнктура рынка товара; степень освоенности поставщиком производства импортируемого изделия; степень монополизации производства; финансовое положение фирмы-поставщика; отношения между продавцом и покупателем; экономическая и внутриполитическая обстановка в стране проВндавца.
Поправка на уторговывание вводится в том случае, если в качестве конкуВнрентного материала используется ценовая информация, не являющаяся твердо установленной (цены коммерческих предложений).
Величина скидки зависит от наличия информации. Если соответствующей информации о работе данной фирмы нет, то поправка принимается в размере 10-15% от первоначальной цены, указанной в коммерческом предложении. Если в основе расчета лежит цена на оборудование, взятая из прейскуранта фирмы-поставщика, то скидка на уторговывание может превысить 50%. В средВннем размер поправки на уторговывание колеблется в пределах 15-30% от перВнвоначальной цены.
Поправки на разницу в тех нико-экономических параметрах. ТехниВнко-экономические сопоставление продукции функционально однородной, но предлагаемой разными фирмами-поставщиками, сводится к сопоставлению основных характеристик товара, цена которого рассчитывается, с характерисВнтиками товаров ведущих в этой области производителей или с характеристиВнками товаров-конкурентов. Суммарная величина поправок на разницу в техниВнко-экономических параметрах импортируемой продукции по сравнению с конкурентными материалами не должна превышать 30-40%.
Технико-экономические сопоставления могут производиться различными методами, основными из которых являются следующие: метод прямого сопоВнставления; параметрические методы и методы обоснования цен импортируеВнмых товаров на основе оценки их конкурентоспособности.
Кроме вышеперечисленных поправок, при расчете цен при внешнеторговых операциях необходимо учитывать курс как национальной валюты, так и валют иностранных государств.
5. Валютный курс и цены
Цена единицы национальной валюты, выраженная в единицах иностранной валюты, называется валютным курсом.
Валютная котировка тАФ способ определения валютного курса тАФ может быть прямой, когда курс единицы национальной валюты выражается определенным количеством единиц иностранной валюты, и косвенной тАФ в обратном случае. По временному горизонту валютные курсы делятся на с лот-курс, по которому валюты обмениваются друг на друга в течение не более двух рабочих дней с момента соглашения о котировке курса, и форвардный курс, по которому обмеВнниваются валюты в определенный момент в будущем. Для выяснения реальных тенденций движения валютного курса испо льзуются его расчетные виды: ноВнминальный тАФ текущая валютная котировка, реальный тАФ номинальный курс, пересчитанный с учетом инфляции, номинальный эффективный тАФ индекс ваВнлютного курса по отношению к валютам стран торговых партнеров и реальный эффективный тАФ номинальный эффективный курс с поправкой на изменение уровней цен. В рамках отдельных государств может действовать единый валютный курс или существовать множество валютных курсов, когда испольВнзуются различные курсы в зависимости от видов валютных операций и их учасВнтников. По степени жесткости определения валютные курсы делятся на фиксированные, предусматривающие жестко установленное соотношение между валютами; ограниченно гибкие курсы, предполагающие возможность плаваВнния курса в определенных пределах, и плавающие под воздействием спроса и предложения. Гибридными видами валютного курса, сочетающими элементы фиксированных и плавающих курсов, являются валютный коридор, ползущая фиксация и управляемое плавание.
Иностранная валюта, как и любой другой товар, имеет цену, которая устаВннавливается на валютном рынке под воздействием спроса и предложения. Спрос на нее возникает в основном в силу необходимости оплачивать импортВнные товары, приобретать иностранные ценные бумаги и другие активы, а ее предложение тАФ из-за получения доходов от экспорта, а также приобретения иностранцами национальных ценных бумаг и прочих активов.
Под воздействием спроса и предложения валютный курс изменяется. При режиме плавающего (фиксированного) валютного курса снижение курса нациВнональной валюты называется ее обесценением (девальвацией), а повышеВнние тАФ подорожанием (ревальвацией). При этом изменение плавающего курса происходит автоматически, а фиксированного тАФ по решению государственВнных органов.
Падение курса национальной валюты приводит к снижению цен нациоВннальных товаров на мировом рынке, выраженных в иностранной валюте, что способствует росту экспорта, который в результате становится более конкуВнрентоспособным. В то же время цены на иностранные товары, выраженные в национальной валюте, становятся выше, в результате чего их импорт сокращаВнется. В результате падения курса национальной валюты деноминированные в ней национальные активы и ценные бумаги дешевеют и становятся более приВнвлекательными для иностранных инвесторов, что приводит к увеличению приВнтока капитала из-за рубежа.
Рост курса национальной валюты приводит к росту цен национальных товаВнров на мировом рынке, выраженных в иностранной валюте, что приводит к сокращению их экспорта, который в результате становится менее конкурентоВнспособным. При этом цены на иностранные товары, выраженные в национальВнной валюте, снижаются, в результате чего их импорт увеличивается. УвеличиВнвается также экспорт капитала.
Заключение
Таким образом, ценообразование на экспортную продукцию является многогранным процессом, в результате которого определяется конкретная цена на товар, работы или услуги. В связи с активным развитием внешнеэкономической деятельности отечественными товаропроизводителями умение определять цены на свои товары, поставляемые на экспорт, является наиболее значимой задачей для них. Необходимость работы в этом направлении должно позволить выявить как негативные, так положительные тенденции в ценообразовании на экспортную продукцию.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике. Минск: Полымя, 1997
- Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент - Спб: Питер, 1999
- Уткин Э.А. Цены. Ценообразование - М: Экмос, 1997
- Цены и ценообразование / под ред. проф. В.Е. Есипова - Спб: Петер, 1999
- Экономика предприятия // под ред. проф. О.И. Волкова - М:Инфра-М, 1998
Вместе с этим смотрят:
Что такое реинжинирингШколы менеджмента
Эволюция управленческой мысли
Экономическая психология, модели экономического поведения, стратегический альянс