Государственное регулирование логистической деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Ростовский государственный  строительный университет

Кафедра маркетинга и логистики

Курсовая работа

на тему:

ВлГосударственное регулирование логистической деятельностиВ».

Выполнил: ст-т  гр.Мр-301

Жахалов К.Ы.

                                                              Проверил:        Ляшко А.Г.

        

г. Ростов-на-Дону

1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ        3

1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НОВЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ        4

2. КООРДИНАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАВнНИЯ СКЛАДСКИХ ОБЪЕКТОВ        6        

2.1. Координация товаропотоков через места складирования

2.2. Основные условия создания интегрированной системы        7

2.3. Формы и методы участия органов управления в развитии

логистических систем интегрированной организации товародвижения        8

3.УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ        8

4. ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД        9

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        13

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночной экономики предполагает постоянное увеличение предложения над спросом. В этой ситуации ориентация всех предприятий подчиняется поиску наиболее эффективных способов привлечения и удержания потребителей. Тезис тАЬсоздать потребителятАЭ становится обобщением всех целевых установок любого предприятия. Достижение цели в такой постановке связано с удовлетворением всего спектра потребностей потребительского рынка по профилю выпускаемой продукции или видов услуг. Для этого необходимо налаживать тесные связи и постоянное взаимодействие функциональных подсистем всей совокупности предприятий-производителей, потребителей готовой продукции и поставщиков ресурсов, а также разработки и внедрения принципиально нового подхода в планировании производственных мощностей. Расширяются и усложняются функции самого предприятия как производственно-хозяйственной единицы.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило, это корректирует "несовершенства" рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии справиться.

В связи с этим намечается, чтобы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации стимулировали развитие новых функВнций предприятий, способствовали их научно-методическому обеспечению.

Участие государственных органов управления в организации оптово-торговой деяВнтельности посредников и промышленных фирм является ее неотъемлемым элементом. Оно выражается в использовании финансово-кредитных рычагов, в реализации координационных функВнций через государственные центры и заключении государственных конВнтрактов, связанных с выполнением целевых программ.

  1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НОВЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Рыночные отношения изготовителей и потреВнбителей продукции производственно-техниВнческого назначения нуждаются в постоянВнном совершенствовании и развитии. СущественВнную роль здесь могут сыграть многообразные поВнсреднические структуры: межотраслевые и отраслевые; межпроизводственные и выделившиВнеся из производственных предприятий. Все они призваны конкурировать между собой в эффективВнном обслуживании производства. Но при этом не упуская из виду интересы потребителей продукции. Широкие возможности в данной связи открыВнвает внедрение целевых систем логистического упВнравления товародвижением.

Системы логистических услуг могут формироВнваться и экономически поощряться местными оргаВннами управления с учетом специфических особенностей регионов и обслуживаемых предприятий. Причем в развитии услуг оптовых посредников заинтересованы сами региональные органы управления, учитывая приобретаемые ими дополнительВнные источники финансирования.

Органы государственного управления в услоВнвиях реформируемой экономики призваны коорВндинировать интересы оптовых посредников и обслуживаемых ими предприятий и организаций, содействовать обеспечению взаимовыгодной экономии в системе их взаимодействия, снижению издержек товарообращения.

К настоящему времени новые формы и методы логистического обслуживания производства полуВнчают развитие в отдельных районах России и шиВнроко освоены в ряде зарубежных стран. При фунВнкционировании на рынках товаров производственВнного назначения новых логистических посредников достигаются цели:

- повышение уровня рентабельности и конкуВнрентоспособности, относительное сокращение изВндержек товарообращения, диверсификация выполВнняемых функций и оказываемых услуг;

- снижение уровня коммерческих затрат у предВнприятий, обслуживаемых посредниками;

- ускорение оборачиваемости запасов продукВнции, повышение эффективности использования складских мощностей и подъемно-транспортных механизмов, обеспечение режима экономии в транспортно-складском процессе.

Региональные органы исполнительной власти могут содействовать внедрению на предприятиях оптовой торговли следующих видов

логистических услуг:

  • консалтинговых - по организации хозяйВнственных связей, транспортно-складских процесВнсов, рациональной организации транспортно-экономических связей, регулированию производственВнных и товарных запасов;
  • информационных - по новым методам и технологиям отношений на товарном рынке, по его конъюнктуре, вопросам развития транспортно-складского хозяйства;
  • транспортно-экспедиционных - при обесВнпечении производственных нужд изготовителей и потребителей продукции;
  • складских - промышленным предприятиВням (приемка, хранение, отправка продукции, оргаВннизация и модернизация складского хозяйства).

Благодаря выполнению новых функций логисВнтического характера существенно увеличились возВнможности для развития коммерческой инициативы, расширился круг обслуживаемых предприятий, возросли объемы деятельности и повысилась ренВнтабельность оптовых посредников. Новые логисВнтические услуги не только значительно увеличиВнвают общий спектр оказываемых услуг, обогащают их ассортимент, повышают заинтересованность заказчиков, но и способствуют углублению специВнализации оптовых посредников, развитию прогресВнсивных форм обслуживания. На основании анкетВнного опроса более 50 коммерческо-посреднических структур установлено, что большинство из них (до 80% опрошенных организации) придают большое значение развитию усВнлуг по выполнению транспортно-экспедиционных операций, организации складирования и транспортировки продукции.

Для дальнейшего развития логистических поВнсредников необходимо использовать несколько методов их государственной поддержки: прогнозирования, индикативного, косвенного управления.

Значение государственной поддержки оптово-торговых структур возросло. Она должна способствовать: повышению эффективности и роли оптовых структур в обслуживании производства; экономической заинтересованности в  расширении и интенсификации оказываемых услуг; обеспечению общей экономии финансовых и материальных ресурсов.

Объективная необходимость в государВнственной поддержке оптово-торговых структур вызвана, по крайней мере, тремя обстоятельстваВнми.

Первое. Удовлетворяя собственные интересы, оптовые посредники должны обеспечивать с необВнходимым эффектом нужды обслуживаемых предВнприятий и организаций, ориентироваться на коВннечные результаты и, следовательно, опираться на поддержку со стороны органов управления.

Второе. Органы управления призваны коордиВннировать интересы оптовых посредников и обслуВнживаемых предприятий, содействовать обеспечеВннию взаимовыгодной экономии при взаимодействии субъектов товарного рынка.

Третье. В развитии системы услуг, оказываеВнмых посредниками, заинтересованы сами органы управления (с учетом возможности получения доВнполнительной экономии и пополнения бюджета, совершенствования с участием посредников сисВнтемы информационного обслуживания для регионов и т.д.).

2. КООРДИНАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАВнНИЯ СКЛАДСКИХ ОБЪЕКТОВ

Особенного внимания заслуживают системы и функции складского обслуживания, осуществляеВнмого оптовыми посредниками. Ввиду многообразия существующих складских предприятий, налиВнчия их как у посреднических организаций, так и на транспорте, функционирования производственВнных складов на обслуживаемых предприятиях возВнникает необходимость в координации использоваВнния и развития складских объектов. Оптовые посредники, осуществляя логистическое обслужиВнвание, должны использовать свои складские мощВнности во взаимодействии с производственными предприятиями и (что особенно важно), с трансВнпортными терминалами.

2.1. Координация товаропотоков через места складирования является важным направлением государственного возВндействия на функционирование инфраструктуры. Если поддержка логистической деятельности оптовых посредников преследует усиВнление их роли, расширение сферы деятельности повышение эффективности обслуживания, то координация товаропотоков обеспечивает экономию совокупных издержек на процесс товародвижения.

Ввиду многосложности объекта воздействия можно использовать методы прогнозирования товаропотоков, индикативного и косвенного управления, что предполагает развитие интегрированной организации товародвижения через места складирования. Предлагается, чтобы региональные органы управления с привлечением ученых и специалистов разработали на перспективу прогнозные и рекомендательные схемы скоординированного использования складов коммерческо-посреднических структур, транспортных терминалов и обслуживаемых предприятий для улучшения взаимодействия их на договорной основе.

Нужно учитывать, что оптовые посредники осуществляют в промышленных и транспортных узлах складские и грузовые операции, как правило, автономно и без увязки с транспортными складскими предприятиями. Не согласуется использование свободных складских мощностей между субъектами товарного рынка и с транспортными предприятиями при создании ими терминалов. Наряду с этим, складские площади, в том числе высокомеханизированные, хорошо оборудованные и оснащенные дорогостоящей техникой, загружены в среднем только на 40-60%, а остальная их часть сдается в аренду и продается.

Развитие системы интегрированной организации товародвижения  должно быть  направлено на маневренное использование складских мощностей и координацию материалопотоков через складские объекты.

2.2. Основные условия создания такой системы:

  • рациональное использование материально-технической базы коммерческо-посреднических организаций при развитии транспортных термиВнналов и в интегрированных с ними структурах;
  • интеграция функций коммерческо-посреднических организаций с функциями складов обВнслуживаемой клиентуры и создание ими на этой основе совместных структур.

Создание совместных структур может быть обусловлено, в свою очередь, развитием произВнводственных объединений, включающих территоВнриально рассредоточенные предприятия, которые размещаются в различных пунктах и городах. Вследствие чего расширяется внутрипроизводственная сфера обслуживания складов головных предприятий в составе объединений, что может сочетаться с отдельными функциями посредничесВнких организаций, но реализуемыми уже в сфере производства. В результате сочетания функций происходит кооперация либо объединение складсВнких предприятий посреднических организаций с крупными складами готовой продукции поставщиВнков, их выходными базами и кустовыми материальными складами потребителей.

Благодаря развитию системы интегрированной организации товародвижения достигается значиВнтельная экономия от сокращения складских, груВнзовых и транспортных операций, связанных с поВнвторными складскими перевалками и перевозками продукции. Расчет максимального количества складских перевалок показывает, что в новых усВнловиях оно сокращается в сфере товарообращения с 6-ти до 3-х (помимо транспортных терминалов, через межрегиональные и региональные складские предприятия оптовых посредников) и в сфере проВнизводства с 4-х до 3-х стадий складирования, т.е. соответственно в 2 раза и на 25%.  Кроме того, примерно в 12 раз сократится общее число вариВнантов товародвижения. Следовательно, интеграВнция товародвижения обеспечит сокращение объекВнтов (вариантных процессов товародвижения) управления и связанных с ним затрат на операВнтивное планирование, организацию и контроль за поставками и перевозками продукции.

В результате реализации интегрированного тоВнвародвижения получают воплощение основополаВнгающие требования современной логистики по достижению конечных результатов:

- обеспечение не индивидуальных, а совместВнных интересов субъектов инфраструктуры:

- сокращение не частных, а совокупных, наВнроднохозяйственных затрат в процессе товародвиВнжения.

2.3. Формы и методы участия органов управления в развитии логистических систем интегрированной организации товародвижения, помимо разработки и согласования индикативных, ориентирующих схем товаропотоков, могли бы заключаться в слеВндующем.

На региональном уровне. Разработка примерных договоров на участие заинтересованных стоВнрон в рациональной организации товародвижения через независимые склады и различной отраслевой принадлежности. Участие в договорных отношениях по поводу товародвижения через места складирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве организатора и координатора товаропотоков. Экономическое стимулирование активных участников рационализации товаропотоков за счет экономии инвестиционных расходов местных бюджетов на развитие транспортных терминалов либо других складских объектов регионального значения.

На федеральном уровне. Разработка мероприятий по: а) созданию в оптово-посредническом        звене совместных с клиентурой структур для маневренной организации товародвижения; б) кооперированию транспортных терминалов со складскими предприятиями коммерческо-посреднических организаций на основе сочетания их функций кратковременного и долговременного складирования продукции. Разработка методических рекомендаций по координации товародвижения в региональном масштабе и определению ее эффективности.        

        3.УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

Актуальным направлением косвенного государственного регулирования деятельности логиВнстических посредников служит участие в формировании цен на оказываемые услуги.

В настоящее время на федеральном уровне управления регулирование цен на услуги предусмотрено только для отдельных сегментов и секторов товарных рынков. Вместе с тем по большинВнству регионов и многим видам продукции производственно-технического назначения отменены ранее действовавшие предельные размеры цен на услуги, уплачиваемых оптовым посредникам.

Поэтому предлагается рассмотреть в Минэкономики России и по согласованию с Минфином России решить вопрос о возможности нормирования цен на услуги, которые оказывают        предприятия оптовой торговли, реализующие товары производственного назначения (вместо установления предельного уровня их рентабельности, так как оно приводит к преднамеренному завышению затрат для снижения рентабельносВнть). Имеется в виду разработать меры по льготам для предприятий, снижающих цены против установленных нормативов. В результате смогут быть обеспечены взаимовыгодные интересы оптовых посредников и обслуживаемых ими предприятий и сокращение издержек, связанных с повторными складскими перевалками продукции.

       Однако меры по нормированию цен на обслуживание будут рассчитаны не на жесткое регулирование, а гибкое применение механизма наценок, но вместе с тем должны предусматривать возможность их потенциального, относительного снижения. Экономия заготовительных расходов предприятий в результате снижения уровня наценок за посреднические услуги создаст условия для поВнвышения доходов государственною бюджета.

4. ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Оптово-торговые и логистические посредники, оказывая логистические услуги потребителям и изготовителям, формируют их хозяйственные связи, в том числе по поставкам продукции для государственных нужд, принимают участие в размещении заказов и осуществлении закупок продукции для государственных нужд.

Нормативно-правовой основой для этого служит Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Оно предусматривает, что размещение заказов на закупки продукции для государственных нужд осуществляется как государственными заказчиками, так и юридическими лицами (поставщиками), которым они на конкурсной основе передали выполнение части своих функций по закупкам продукции для государственных нужд за счет средств субъектов Российской ФедераВнции. В результате региональные органы управления получили право шиВнроко использовать оптово-торговые предприятия для выполнения целевых программ и обеспечения других государственных нужд.

Во-первых, возникла возможность для развития функций оптовых посредников не только как подрядчиков органов исполнительной власти по закупке и завозу продукции, но и частично переданных им функций государственных заказчиков но размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд. Во-вторых, органы исполнительной власти получили возможность привлекать отдельные посреднические организаВнции к выполнению функций закупки и завоза продукции для государВнственных нужд без проведения торгов (конкурсов).

В результате у предприятий, занятых закупочно-торговой и логистической посреднической деятельностью по обслуживанию производства, сосредотачиваются три группы функций:

1) по закупке и поставкам свободно реализуемой продукции, когда они непосредственно осуществляют хозяйственные связи с изготовителями и производственными потребителями продукции;

2) по размещению заказов и осуществлению закупки продукции для государственных нужд, когда они организуют и осуществляют хозяйственВнные связи;

3) по оказанию новых видов логистических услуг, когда они организуют хозяйственные связи изготовителей с производственными потребителями.

При участии региональных посреднических организаций в поставках продукции для государственных нужд создаются благоприятные экономические условия для развития в указанных организациях логистических услуг. В связи с этим возможны следующие два варианта структуризации всех указанных функций.

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

       Для реализации предложений по использованию методов косвенной поддержки, стратегического и индикативного управления деятельностью логистических посредников органы управления должны располагать необходимой информацией.

Информационное обеспечение может предусВнматривать, помимо статистических наблюдений, потоки информации, регулярной и эпизодической.

В первом случае необходимая информация должВнна поступать из местных органов исполнительной власти (соответствующих департаментов, наприВнмер, областных администраций) в Минэкономики России как экономический центр государственноВнго управления регулярно, не реже одного раза в полугодие. Во втором случае она может представВнляться по тем же каналам, но эпизодически, по разовым запросам.

Регулярная информация должна включать:

  • сведения об изменениях в статусе и основВнной деятельности коммерческо-посреднических и обслуживающих структур за последний период;
  • данные об особенностях и качественных поВнказателях их деятельности;
  • сведения местных органон управления об имеющемся в регионах прогрессивном опыте коммерческо-посреднической деятельности и новых, наиболее эффективных услугах, оказываемых производственным предприятиям;
  • информацию о возможных инициативах и предложениях по дальнейшему развитию логистиВнческих посредников.

Информация по разовым запросам. АдаптиВнрованная к возможностям современных средств пеВнредачи и обработки, она могла бы, в основном,

заключаться в ответах на вопросы, возникающие по мере накопления и анализа информации, ранее полученной федеральным органом управления. В оперативном режиме возможны взаимные консульВнтации федерального и местных органов управлеВнния или по их рекомендациям с отдельными логистическими посредниками по вопросам: организации и технологии коммерческой деятельВнности; отечественного и зарубежного опыта логистического обслуживания; формирования межреВнгиональных хозяйственных связей и грузопотоков.

Предлагаемые виды информации предполагают сочетание с государственной статистической инфорВнмацией. Необходимо ее максимально использовать и анализировать с учетом изменений в методичесВнкой работе органов Госкомстата России, вызванных переходом на систему национальных счетов.

Необходимо учитывать в выборочных обслеВндованиях Госкомстата России следующие вопросы о взаимодействии оптовых посредников с другими субъектами товарных рынков:

  • с какими другими посредническими структурами взаимодействует данная оптово-посредническая организация при скупке и реализации тоВнваров;
  • удельный вес других оптовых посредников в объеме этих закупок и реализации (по видам проВндукции);
  • перечень и объем услуг, оказываемых предВнприятиям-поставщикам и покупателям; источниВнки доходов по видам услуг;
  • размеры взимаемых наценок, в том числе наценок, взимаемых и уплачиваемых при взаимодействии с другими оптовыми посредниками.

Назрела также необходимость в проведении Всероссийской переписи предприятий оптовой торговли товарами производственного назначения.

При подготовке к се проведению могут быть учтеВнны опыт и результаты Всероссийской переписи всех предприятии оптовой торговли (товарами произВнводственного назначения и потребительскими тоВнварами) по состоянию на 1 мая 1995 г.

На основе информации, надежно поступающей в органы управления, могут подготавливаться с непосредственным участием исследователей научно-методические материалы, адресуемые коммерческо-посредническим и другим обслуживающим структурам. Такие материалы могли бы включать:

во-первых, методические положения по определению и повышению эффективности деятельности логистических посредников, методические положеВнния по сокращению издержек товарообращения, методические рекомендации по расчетам цен на услуги и наценок при складских поставках проВндукции; во-вторых, рекомендации по формам и методам коммерческо-посреднической деятельноВнсти, основанные на научном обобщении имеющегося опыта, научные обоснования преимуществ и рентабельности логистического обслуживания; в-третьих, обобщенную научно методическую инВнформацию об особенностях различных коммерческо-посреднических и обслуживающих структур, функционирующих в настоящее время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация государственной поддержки развития логистических посредников и повышения их роли в процессе товародвижения охватывает, главВнным образом, выполнение органами исполнительВнной власти определенных функций и их структуВнризацию. Эти функции должны быть направлены на решение следующих задач:

  • разработку и реализацию государственной политики развития процессов товародвижения и товаропроводящей сети;
  • регулирование формирования и функциоВннирования инфраструктуры товарных рынков на основе использования методов стратегического, косвенного и индикативного управления;
  • координацию процессов товародвижения и деятельности субъектов товарных рынков по оргаВннизации и осуществлению товародвижения.

Реализация указанных функций может быть возложена на федеральный и региональные оргаВнны управления. На федеральном уровне - Министерство экономики России, на региональных - соответствующие службы местных администраВнций. Последние представляли бы  собой структуры по координации товародвижения либо комплексВнные службы по организации товарных рынков (рынков товаров производственного назначения и конечного потребления). Наряду с координацией процессов товародвижения, они осуществляли бы анализ и прогнозирование товарных рынков, подВндержку развития в регионах логистических поВнсредников для обслуживания производства и повышения его эффективности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Гаджинский А.М. Логистика:  Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. тАУ 2-е изд. тАУ М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999
  2. Логистика : учебное пособие / Под ред. Аникина Б.А. тАУ М.: ИНФРА тАУ М, 1999
  3. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика. Учебник для вузов тАУ М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, - 1997
  4. Кособоков А.Л. Государственное регулирование экономики: формы и методы. Курсовая работа. тАУ М.: МГУ, 1996
  5. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. тАУ М.: Центр экономики и маркетинга, 1998
  6. Гордон М.П. Государственное регулирование логистики. // РИСК. №1, 1999
  7. Плотников Л. Выгоды от логистической интеграции. // РИСК №5-6, 1998

Вместе с этим смотрят:

Государственное управление
Государственное управление социально-экономическим развитием региона
Делегирование полномочий и ответственности в организации
Деловая стратегия