История развития теории и практики менеджмента

Московская государственная геологоразведочная академия

Имени С. Орджоникидзе

Экономический факультет

Учебно-методический Центр высшего и второго высшего

экономического образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

По учебной дисциплине ВлМенеджментВ»

На тему: ВлИстория развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)В»

       Выполнила студентка

       группы ЗЭГт тАУ 2000К

       Кафырина Ирина Евгеньевна

       Научный руководитель тАУ

       Профессор Е. И. Комаров

Москва тАУ 2001 г.

ПЛАН

Введение        3

Цель курсовой работы        5

Основная часть        

1. Эволюция управленческой мысли        6

2. Возникновение, формирование и содержание различных

    школ менеджмента        9

       2.1. Школа научного управления        9

       2.2. Классическая (административная) школа в

               управлении        10

       2.3. Школа психологии и человеческих отношений        11

       2.4. Школа науки управления (количественная школа)        13

3. Разнообразие моделей менеджмента        15

       3.1. Особенности американской модели        15

       3.2. Характеристика японской модели        16

       3.3. Западноевропейская модель менеджмента        17

4. Развитие менеджмента в России        20

Заключение        24

Словарь основных понятий        25

Список литературы        26

   ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:

   Любая наука базируется на использовании историчеВнского опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать проВнтиворечий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

   Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого поВнзволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

тАв всегда интересно и нужно;

тАв позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;

тАв дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизироВнвать их;

тАв позволяет извлечь соответствующие уроки из проВншлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будуВнщем.

   Знание и осмысление прошлого способствует лучшеВнму пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науВнки управления свидетельствует, что нежизненные конВнцепции гибли, а оставались только самые ценные, проВнверенные практикой и временем.

   Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происхоВндило в критические, судьбоносные периоды жизни обВнщества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реВнформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения.

   Аналогичный всплеск интереса к прошлому, связанный с реформированием системы управления в СССР в 1979 г., произошел в СССР в 80-е гг., когда также пояВнвился целый рад работ по изучению эволюции зарубежВнного опыта управления. Перестройка системы управлеВнния, начатая в нашей стране М.С. Горбачевым, также сопровождалась возрастанием интереса к изучению разВнвития управленческой мысли.

   Создание принципиально новой системы управления в России адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.

   Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовВнлетворение потребностей рынка, на постоянное повыВншение эффективности производства (получение оптиВнмальных результатов с наименьшими затратами), на своВнбоду в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в заВнвисимости от состояния рынка.

    Менеджмент тАУ это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои произВнводственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут опреВнделять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

   Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенВнность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического проВнгресса в сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать - тоже вопрос эффективного менеджмента.    

   Термин ВлменеджментВ» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин тАУ Влгосударственное управлениеВ», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин ВладминистрированиеВ».

  

ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

   Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития  теории и практики менеджмента.

В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:

1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.

2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.

3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.

4.Определить этапы эволюции менеджмента в России.

  1. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
    Ни одна организация, ни одно предВнприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

Как только доисторические люди стали жить органиВнзованными группами, у них появилась необходимость управления

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеВнком тАФ вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разВнрастания групп и усложнения выполняемых ими функВнций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

  Египетские пирамиды, построенные в 3000тАФ2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только кульВнтуры древних египтян, но и их управленческого искусстВнва. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

   Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процесВнсами, заботились о четкой специализации рабочих.

   У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человеВнка на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

В практике управления существуют примеры органиВнзаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созВнданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиВнболее простую структуру управления: папа, кардинал, арВнхиепископ, епископ и приходской священник.

К сожалению, эволюция управленческой мысли в России этого периода изучена недостаточно.

Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.

С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.

На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

Промышленная революция дала толчок развитию теоВнретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли ангВнлийские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит  и Давид Рикардо.

Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна  в разВнвитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета котоВнрого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистиВнческом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс вывоВндит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостояВнтельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлаВнгался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом.Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.     

В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиВнваться многие ученые в своих исследованиях.

Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль спеВнциально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляюВнщие развивали систему знаний о том, как лучше испольВнзовать ресурсы.

Таким образом, предпосылками и источниками формироВнвания менеджмента как управления особого рода являются:

  • индустриальный способ организации производства;
  • развитие рыночных отношений, основными элеменВнтами которых являются спрос, предложение и цена.

    Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался  исторический подход  с  применением  хронологического принципа.

    Американские ученые Г. Кунц и С. 0'Доннел разработаВнли более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаеВнмых результатов

На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринимаВнли попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объясВнняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации.

В американском учебнике по управлению описан современный взгляд на классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие управленческой мысли. В настоящее время известны чеВнтыре важнейших подхода, которые позволили выделить чеВнтыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах:

Подход с точки зрения научного         Школа научного управления

управления

Административный подход                  Классическая (административная)

                                                                 школа в управлении

Подход с точки зрения человече-        Школа психологии и человеческих     

ских отношений и подход с точки       отношений

зрения науки о поведении

Подход с точки зрения количест-         Школа науки управления

венных методов                                      (количественная)

    Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса.

Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении.

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ

2.1.  ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    Возникновение современной науки управления отноВнсится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно ВлнаучноВ», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на наВнучный анализ явлений и фактов управленческого проВнцесса и их обобщение.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженеВнром Ф.У. Тейлором, которого следует счиВнтать основоположником научного управления производВнством.

Термин Влнаучное управлениеВ» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составВнные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной оргаВннизации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его оргаВннизации.  

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. ЗнаВнчительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределиВнтельное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.

Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению тАФ это определенная специальность.Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответстВнвующей системы оплаты труда можно добиться максиВнмальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеВнров.  Цели не были достигнуты.

Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.          

Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационаВнлизации труда рабочих и исследованием возможВнностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деяВнтельности применительно к любому производству независиВнмо от рода его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручВнной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

2.2.  КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА В        

    УПРАВЛЕНИИ

    Классическая или администраВнтивная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инжеВннер, выдающийся менеджер-практик, один из основопоВнложников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной оргаВннизации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители класВнсической школы занялись разработкой подходов к совершенВнствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универВнсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классичеВнскую школу называют административной.

Заслуга Файоля заключается в том, что он раздеВнлил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относяВнщиеся непосредственно к управлению промышленным  предприятием.

Последователями Файоля, развившими и углубившиВнми основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базиВнрующейся на четырех главных принципах:

  • четкое функциональное разделение труда;
  • передача команд и распоряжений сверху вниз;
  • единство распорядительства (Влникто не работает более чем на одного боссаВ»);
  • соблюдение Влдиапазона контроляВ» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения органиВнзации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них опредеВнленный отпечаток. Так, широкое использование в пракВнтической деятельности электронно-вычислительной техВнники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедлиВнвой критике со стороны теоретиков и практиков меВннеджмента.

  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  •     Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осозВннавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффекВнтивности организации. Поэтому школу психологии и чеВнловеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.

        Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята  профессором Гарвардского университета США  Г. Мюнстербергом.

    В 20тАФ30-е годы нашего стоВнлетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение докВнтрины Влчеловеческих отношенийВ» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в обласВнти социологии производственных отношений.

    Одним из главных отличий школы психологии и чеВнловеческих отношений является внесение в нее бихевиоВнризма, т. е. теории человеческого поведения.

    Одним из основателей школы психологии и человеВнческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.

    Представители школы Влчеловеческих отношенийВ» реВнкомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидеВнром, завоевав Влпривязанности людейВ». Это тАФ не простая задача, а Влсоциальное искусствоВ».

    К недостаткам школы психологии и человеческих отВнношений можно отнести игнорирование вопросов саВнмоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.

    Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

    Большое место в исследованиях ученых, примыкаюВнщих к школе психологии и человеческих отношений, заВннимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам знаВнчительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.

    Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и чеВнловеческих отношений, профессором школы менеджВнмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие соВндержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руковоВндства, поведения людей в организациях.

  • ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛИЧЕСКТВЕННАЯ
  •              ШКОЛА)

          Становление школы науки управления связано с разВнвитием математики, статистики, инженерных наук и друВнгих смежных с ними областей знаний. Наиболее известВнными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

    Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:          

    1. Рассмотрение производства как Влсоциальной сисВнтемыВ» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
    2. Исследование проблем управления на основе сисВнтемного анализа и использования кибернетичеВнского подхода, включая применение математичеВнских методов и ЭВМ.

       Системный подход предполагает, что каждый из элеВнментов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенВнные цели.

    Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

    Ситуационный подход непосредственно связан с сисВнтемным и процессным подходами и расширяет их приВнменение на практике. Сущность его заключается в опреВнделении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказыВнвающих влияние на организацию в определенное время.

    Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

    Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это наВнправление новой школой.

    Начало применения математических методов в экоВнномических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801тАФ1877).

    Возможность использования математики для решеВнния экономических проблем вызвала большой интерес в России.

    Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

    Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью ВлК теории сбалансированности бюджета потребителяВ», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта стаВнтья получила мировое признание.

       Первая в стране Лаборатория экономико-математиВнческих методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.

    В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована асВнсоциация ВлМеждународное общество для развития экоВнномической теории в связи со статистикой и математиВнкойВ», в которую входили известные буржуазные эконоВнмисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал ВлЭконометрикаВ». Образование этой ассоциации послуВнжило отправным моментом создания математической школы экономистов.

    Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

         Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются форВнмированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшеВнствующие периоды, исследователи пришли к пониманию  необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление тАФ это не только наука, но и искусство.

    3. РАЗНООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

    3.1. ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ  

       Изучение американВнской модели менеджмента представляет известный интерес.  Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.

    Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является АнВнри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.

    Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20тАФ30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что для выживания производВнства необходимо изменить отношение к положению раВнбочего на предприятии, выработать новые методы мотиВнвации и сотрудничества между рабочими и предприниВнмателями.

    Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

    1. Наличие рынка.

    2. Индустриальный способ организации производства.

    3. Корпорация как основная форма предпринимаВнтельства.

    Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это тАФ традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества поВнсредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределеВнние ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматВнривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход являВнется наиболее эффективным.

    Современная американская модель менеджмента ориВнентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акциоВннерное общество), возникшую еще в начале XIXв.

        Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60тАФ70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.

        Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.

        Важнейшей составной частью плановой работы корВнпорации является стратегическое планирование, возникВншее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

    Для снижения сопротивления рабочих организациВнонным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения Влкачества труВндовой жизниВ», с помощью которых работники корпоВнрации привлекаются к разработке стратегии ее развиВнтия, обсуждению вопросов рационализации производВнства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

    Американские ученые продолжают ставить и разрабаВнтывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работниВнков делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

    3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ

        За последние два десятилетия Япония заняла лидиВнрующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.                     

    Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей.

    Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стиВнмулы) они воспринимают через призму социальных поВнтребностей.

    В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поВнведение менеджера и принятие им решений всецело заВнвисит от ситуации. Главное в управленческом процессе тАФ это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение.

        До развития в Японии капиталистического способа производства ей было присуще уравнительное вознаграВнждение за труд.  Становление машинного производства потребовало разработки системы мотивации труда с учетом сложившегося стремления работников к уравниловке и личного вклада каждого из них. Выход был найден в разработке системы оплаты труда работников по выслуге лет.

    Сильнейшим средством мотивации в Японии являетВнся Влкорпоративный духВ» фирмы. В осноВнве его лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников.

    Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством.  Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбоВнев. Это является результатом ее продуманности и простоты.

    В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании ВлТоётаВ» Т. Оно предложил систему организации труда ВлКанбанВ». Суть ее заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупВнными партиями и создали непрерывно-поточное произВнводство.

    В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху.

    Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учеВнта ее специфических условий и, прежде всего, психолоВнгических и социально-культурных факторов.

    3.3 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА  

        Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английские исследователи.  Так, англичане Р. Фэлк  и Л. Урвик занимались разработкой принципов управления.

         Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода Влисследования операцийВ», коВнторый впервые зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегиВнческих и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.

    Во Франции вопросами научного управления занимаВнлись Анри Луи Ле Шателье Шарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.

    Проблемами научного управления производством в Германии занимался Вальтер Ратенау. ОгВнромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разраВнботавший Влидеальный типВ» административной организаВнции, названный им термином ВлбюрократияВ». Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адамецкцй. Западногерманские теоретики школы Влчеловеческих отношенийВ» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и ЯпоВннии.

    В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались также вопросы привлечения работников к Влучастию в управленииВ».

    Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции Влсоциального человекаВ». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.

        В 1929тАФ1933 гг. передовые капиталистические страВнны охватил мировой кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулироваВнния экономики. Кейнс обосновал необхоВндимость государственного вмешательства в экономику.

    Большое влияние на развитие всей Европы в послеВнвоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добиВнлась экономического чуда. Концепция Влсоциального рыночного хозяйстваВ» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:

    1. Усиление государственного регулирования во всех сферах      

          хозяйствования.

    1. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену           директивного  планирования.   Индикативное             планирование

    предполагает установление планов и показателей, достиВнжение которых является наиболее желательным.

        Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимаюВнщихся вопросами управления.

    Определенный интерес представляет шведская модель социализма.   Успехи Швеции в 50тАФ60-е гг. XX в., как и ФРГ, объВнясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан учеВнным, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.

    Большинство исследователей считают, что теория и практика управления в США достигли значительно боВнлее высокого уровня развития, чем в других странах миВнра. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации проВнизводства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспоВнсабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отВнставанием в организации произВнводства и подбора кадров западноевропейские ученые

    объясняют так называемый технологический разрыв межВнду США и Европой. Одной из причин создавшегося поВнложения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.

    4. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ

    Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили изВнвестный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управлеВнния России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности тАФ министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребоВнвало создания новой общественной организации управВнления социалистическим производством.

    В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. БогдаВннов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.             

    Известный советВнский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулироВнвана и обоснована концепция, получившая название ВлтруВндовые установкиВ». Внедрением методики трудовых установок в практиВнческую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудоВнвых движений отводилось инструктажу.

    Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая разработка самой методики трудовых усВнтановок, выбор слишком узкой базы исследования, ориВнентация на индивидуальность рабочего.

    Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительВнный вклад в создание теории социалистической рационаВнлизации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственВнного строительства в СССР.

    Проблемы научной организации труда получили шиВнрокое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.

    Особого внимания заслуживает дискуссия, разверВннувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна тАФ от группы ВлСемнадцатиВ» во главе с КерВнженцевым, другая тАФ от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась созВнданием центральной платформы, принятой на II ВсесоВнюзной конференции по НОТ, в которую вошли положиВнтельные моменты обеих дискутировавших платформ.

      Крупный вклад в развитие теоретических основ соВнциалистической организации производственных процесВнсов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производВнственном процессе на три вида: последовательное, паВнраллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.

    В 30-е гг. была проделана большая научная и практиВнческая работа по созданию науки об организации производВнства, труда и управления, результатом которой был выВнход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию систеВнмы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность тАФ инженер-экономист отраслеВнвого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экоВнномических специальностей.

    В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшеВнствующие годы, не претерпела принципиальных изменеВнний. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

    В послевоенный период времени возобновилась наВнучная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расшиВнряться.

    Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по терВнриториальному принципу через Советы народного хозяйстВнва (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение веВндомственных тенденций в развитии промышленности.

    К этому же времени относится рождение такой важВнной самостоятельной ветви экономики, как экономичеВнская кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руковоВндством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. КиберВннетика сыграла важную роль в развитии теории управлеВнния производством.

    Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

    Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реВнформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

    1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
    2. Реформа системы управления 1979 г.
    3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

         В связи с произошедшими серьезными измеВннениями  в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиВнком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

    1. внесение отдельных элементов рынка в сущестВнвующую командно-административную систему управления;
    2. быстрый переход к рынку без какого-либо госуВндарственного регулирования;
    3. создание системы управления на основе регулиВнруемой рыночной экономики. Этот вариант соВнвершенствования системы управления соответстВнвовал предложениям правительства.

    Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую назваВнние Вл500 днейВ», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемоВнму рынку. Эта программа многими учеными рассматриВнвалась как Влшоковая терапияВ».

    По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регуВнлируемому рынку. В его основу была положена программа Вл500 днейВ», основной целью которой было полное разВнрушение административно-командной системы управлеВнния. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

    Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приВностановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшатьВнся. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экоВнномику регионов и импортно-экспортные операции. НеВнуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране миВнра. Рынок требует управления, руководства, регулироваВнния со стороны государства.

    В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. ОтеВнчественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

    1.Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науВнку. Значительное влияние на формирование менеджменВнта оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеВнческих отношений, школа науки управления (количестВнвенная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

         2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактоВнром успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

         3.Большое значение приВнобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

          В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретичеВнских и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления примениВнтельно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

    СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

    БЮРОКРАТИЯ (BUREAUCRACY) тАФ тип организации, для которой характерВнно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерарВнхия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, осноВнвывающиеся на компетенции работниВнка.

    ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (SECONDARY NEEDS) тАФ потребноВнсти, имеющие психосоциальную прироВнду, такие как оценка, привязанность и власть.

    ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ (MASLOWS HYERARCHY OF NEEDS) тАФ подразделение всех потребВнностей людей на пять групп: физиВнологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.

    КОНТРОЛЬ (CONTROLLING) тАФ процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.

    КРУЖОК КАЧЕСТВА (QUALITY CIRCLE) тАФ группа работников подразВнделения, которые на добровольных наВнчалах собираются для того, чтобы обсудить проблемы качества и вырабоВнтать идеи, направленные на повышение качества. Обычно члены группы полуВнчают специальную подготовку, позволяВнющую им выявлять проблемы, свяВнзанные с качеством.

    МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (MECHANISTIC STRUCTURE) тАФ траВндиционно-бюрократическая форма орВнганизации, в противоположность органической или адаптивной структуВнре.

    МОТИВАЦИЯ (MOTIVATING) тАФ проВнцесс стимулирования самого себя и друВнгих на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

    ПЕРВИЧНЫЕ  ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) тАФ психологичеВнские, обычно врожденные потребности, такие, например, как потребность самоВнсохранения.

    ПЛАНИРОВАНИЕ (PLANNING) -

    процесс выбора целей и решений, необВнходимых для их достижения.

    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ(ENTREPRENEUR)- человек, котоВнрый идет на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.

    ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ (MANAВнGEMENT PROCESS) тАФ общий объем взаимосвязанных непрерывных дейстВнвий или функций в рамках организации.

    РЕОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (WORK REDESIGN) -тАФ в передовых организаВнциях изменение условий труда путем расширения объема или углубления соВндержательности работ в целях повышеВнния внутренней удовлетворенности работников.

    СТРАТЕГИЯ (STRATEGY) тАФ общий, всесторонний план достижения целей.

    ТАКТИКА (ТАСПС) тАФ краткосрочная

    стратегия для достижения цели, разраВнбатываемая обычно на уровне руководиВнтелей среднего звена.

    УБЕЖДЕНИЕ (PERSUASION) тАФ приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.
    Основы менеджмента: Пер. с англ. тАУ М.: Дело, 2000. тАУ 704 с.
    1. Семенова И.И.

    История менеджмента: Учебное пособие для вузов. тАУ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. тАУ 222 с.

    1. Попов А.В.

    Теория и организация американского менеджмента. тАУ М.: МГУ, 1991. тАУ С.12.

    1. Кунц Г., ОтАЩДоннел С.

    Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. тАУ М.: Прогресс, 1981. Т. 1. тАУ С.92.

    Вместе с этим смотрят:

    Кадровая политика
    Кадровая политика в организации
    Кадровая политика фирмы при создании производства мирового класса
    Кадровый менеджмент