Политическое развитие молодежи

Политическое развитие молодежи

Ва

Актуальность темы исследования.

Кризисные явления, возникшие в российском обществе в конце 80-х начале 90-х годов, побудили общественное сознание к поиску эффективных путей их преодоления. Перед обществом в целом и перед каждым человеком в отдельности встают задачи оценки предшествующей эпохи, определения путей дальнейшего развития. В этих условиях приобретает особое значение процесс согласования и сбалансированности интересов всех социальных групп российского общества, который, конечно, не может происходить однозначным образом, прежде всего, по причине многообразия спектра социальных интересов: политических, экономических, духовных, культурных и т.д. Другой причиной, обусловливающей высоту согласования интересов граждан России, является уровень их культуры (политической, экономической, духовной и т.д.) , без которой найти приемлемый консенсус интересов социальных групп представляется невозможным.

В связи с этим во весь рост встает проблема оптимизации интересов людей и их культуры, и, в том числе, политических интересов и политической культуры, поскольку именно они вместе с экономическими интересами определяют степень прогрессивного развития общества в целом. Надо сказать, что исследование проблем политических интересов и политической культуры субъектов общественной жизни было достаточно широким и глубоким. Вместе с тем из поля внимания исследователей этих проблем выпали весьма существенные вопросы взаимосвязи политических интересов субъектов общественного развития и их политической культуры, их соотношение между собой, а также с рядом таких важных политических феноменов, как властные структуры, обществено-политические движения и т.д. К нерешенным вопросам философии и социологии политики относится определение исторического места и социальных функций политических интересов и политической культуры в становлении личности на всех этапах ее развития. Особую актуальность в настоящее время приобретает исследование механизма взаимодействия интересов и политической культуры с точки зрения его влияния на политическое развитие молодежи, которой на протяжении десятилетий отводилась пассивная роль объекта воспитания, что, естественно, отчуждало ее от решения проблем общества, ставило на обочину общественного развития.

Между тем стремление более глубоко понять природу механизма взаимосвязи интересов молодежи и ее политической культуры отвечает внутренним потребностям российского общества, заинтересованного в расширении теоретических представлений об этих явлениях, имеющих фундаментальное, в том числе и практическое, значение, в деле реформирования политического устройства общественной жизни.

Актуальность исследования определяется: необходимостью широкого и глубокого изучения сущности политических интересов молодежи и ее политической культуры в условиях современного российского общества; необходимостью создания оптимальных условий для развития у молодежи интереса к политической жизни страны на основе новой политической культуры, формирующейся в 90-х годах; потребностью поиска оптимальных форм политического становления молодежи в условиях демократического обновления общественно-политического устройства общества; необходимостью нахождения средств и способов утверждения молодежи в качестве полноправного и полноценного субъекта политических интересов в обществе.

В конце 70-х начале 80-х годов появились многочисленные публикации, посвященные анализу проблем политической культуры. [1] Во многих из этих работ политическая культура определяется через понятия "политика", "политическое сознание". Нельзя согласиться с теми авторами, которые ограничивают политическую культуру сферой политического сознания, так как последнее, в конечном счете, зависит от политических отношений и находится с ними в тесной взаимосвязи. Методология научного исследования феномена политической культуры предполагает анализ ее содержания с позиции единства духовных и практических начал. Формировать политическую культуру людей без заботы об экономике - пустая затея. Функциональные элементы политической культуры молодой личности: политическая образованность, политическая сознательность, политическая деятельность - наиболее полно раскрыты в работах Боровика В. С., Когана Л. Н., Васильева В. П., Яковлева А. И., Щегорцова В. А., Ожегова Ю. П., Блинова Н. М., Шендрика А. И., Шереги Ф. Э., Чупрова В. И. и других авторов.

Внимание отечественных ученых к понятию "интерес" как категории исторического материализма, и, в меньшей мере, как социологической, появилось в начале 80-х годов. Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли такие авторы, как Ануфриев Е. А., Глезерман Г. Е., Здравомыслов А. Г., Лавриненко В. Н., Ханинов А. Т., и многие другие.

В их работах рассматриваются специфика и особенности политических интересов молодежи через такие составляющие их элементы, как потребность в политических знаниях и политической информации, интерес к политической власти и способам ее осуществления, к политическим деятелям, их деятельности и собственно политической работе.

Мне кажется, что политическое просвещение необходимо. Молодежь как социальная группа не избежала негативного воздействия административно-бюрократической системы, выразившегося в разочаровании ее в идеалах социалистического общества. Новые политические силы, пришедшие к власти, не смогли предложить молодежи идей, которые могли бы служить для нее путеводной звездой. Идеи капитализации общества, в котором "каждый сам за себя, один бог за всех", усиленно пропагандируемые средствами массовой информации, с неизбежностью приводят к духовному разложению значителной части молодежи. Очень важно политическое просвещение в среде молодежи, особенно в данный период. Перед грядущими выборами в Думу и выбором кандидата на пост Президента России очень важно сделать молодежи правильный выбор.

Васильев В. П., Щегорцов В. А., ЯковлевА. И. Политическая культура трудящихся: понятие, содержание и функции. М. 1981;

Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. М., 1990;

Боровик В. С. Политическая активность современной молодежи. М., 1990г.

Вместе с этим смотрят:

Половое воспитание детей
Понятия об уровнях языка, раздел науки о языке
Поощрение и наказание в воспитании младших школьников
Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении