Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении
Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении
Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к работникам народного хозяйства. Из этого, в частности, вытекает необходимость улучшения трудовой подготовки школьной молоВндежи. Между тем производство, по крайней мере в нынешний переходный период, не может оказыВнвать школе, как это было раньше, материально-технической, кадровой и финансовой поддержки. Вряд ли возможно в ближайшей перспективе усиВнление такой поддержки и со стороны государВнства. Общеобразовательной школе пока остается рассчитывать в основном на свои внутренние возВнможности, главным образом на более полное, активное и целенаправленное использование чисто педагогических средств тАФ пересмотр и модернизаВнцию содержания, совершенствование и создание новых методов и форм организации обучения.
Такую работу, пользуясь свободой педагогичеВнского творчества, опираясь на предшествующий опыт, уже не первый год ведут прежде всего практики тАФ учителя, руководители школ и межВншкольных УПК, методисты. Ею занимаются и теоВнретики тАФ педагоги-ученые, разрабатывая проекВнты стандарта образовательной области ВлТехнолоВнгияВ», соответствующих учебных программ, приВнступая к созданию учебных и методических поВнсобий. Чем теснее сотрудничество практиков и ученых, тем меньше неудач. Последние особенВнно досадны, если касаются программ, ведь ими предстоит руководствоваться тысячам учителей.
Неудачи происходят по разным причинам и, в частности, из-за игнорирования дидактических принципов, особенностей их применения в трудоВнвом обучении. Нередко забывают и принципиальВнные, основополагающие, подтвержденные практиВнкой положения педагогики трудового обучения о необходимости обеспечения: 1) его политехниВнческого характера, связи с производительным труВндом; 2) воспитательной, развивающей и проф-ориентационной направленности; 3) взаимосвязи с другими звеньями системы трудовой подгоВнтовки (общественно полезным, производительным трудом, профориентацией, внеклассной работой по техническому творчеству, сельскохозяйственному опытничеству, прикладному искусству и др.), с осВнновами наук. Пренебрежительное отношение к этим положениям крайне отрицательно сказыВнвается на результатах работы по улучшению трудовой подготовки школьников, но в статье мы хотели бы только обратить внимание читателей на данное обстоятельство и подробнее остановиться на принципах дидактики.
Дидактические (от греческого слова didaktikos тАФ поучающий) принципы тАФ это руководяВнщие идеи и положения, применяемые в обучении всем учебным предметам. В педагогической литеВнратуре описано более десятка таких принципов: целенаправленность, научность, доступность и др. Они в основном являются едиными по отношеВннию к различным школьным дисциплинам, но применительно к каждой из них имеют свою специВнфику. Мы остановимся на особенностях применеВнния дидактических принципов в трудовом обучеВннии, рассчитывая, что наши соображения и рекоВнмендации будут полезны и учителям, и разработВнчикам программ, и создателям учебных и методиВнческих пособий.
Целенаправленность обучения. ЛюВнбая деятельность эффективна, если определены ее цели. Обучение тАФ это деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение). Каковы же цели этой деятельности, каковы цели трудового обучения?
Сейчас перед общеобразовательной школой стоВнит задача формирования свободной, творческой, образованной, разносторонней и активной личВнности. Поскольку труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, одной из основных частей ее содержания, поскольку при рыночной экономике способность к труду (раВнбочая сила) является товаром, к которому предъВнявляются высокие и быстро меняющиеся требования, постольку важной составляющей процесса формирования личности должно быть становление работника, компетентного в своей области специаВнлиста, вместе с тем обладающего высокой проВнфессиональной мобильностью. Таким образом, труВндовое обучение должно быть направлено на компВнлексное решение задач умственного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся, приобщения их к общечеловеческим ценностям, формирования у них фундамента готовности к труду для себя и общества. Такой фундамент является совокупностью интересов, мотивов, нравственных качеств, знаний, умений и навыВнков. Это прежде всего трудолюбие, добросовестВнное и творческое отношение к труду, приВнвычка к нему, трудовая культура, честность, соВнвестливость и порядочность, предприимчивость и деловитость, инициативность и высокая дисциВнплина труда и, конечно, прочные знания и умеВнния в области основ техники, технологии, экоВнномики и организации производства, представлеВнние о путях его развития, его экологических проблемах, об основных направлениях научно-техВннического прогресса, а также о мире профессий, путях профессиональной подготовки, трудоустройВнства.
Этими общими целями трудового обучения учиВнтелю следует руководствоваться при определении целей каждого урока, а последние в свою очередь в значительной степени обусловливают не только содержание, но и формы и методы работы с учаВнщимися. Необходимо добиваться того, чтобы они содействовали воспитанию учащихся на трудовых традициях народа, на примере жизни и деятельВнности новаторов производства, развитию у школьВнников стремления к изобретательской и рациоВннализаторской деятельности, способности восприВннимать и чувствовать красоту и преобразующую силу труда, формированию активного отношения к жизни, чувства хозяина, других положительных качеств работника, личности.
При планировании работы учитель определяет, какие понятия, практические умения необходимо сформировать на данном занятии, ставит в связи с этим воспитательные и развивающие задачи и выВнбирает соответствующие методы. В ходе занятий с целью решения воспитательных задач учитель поВнощряет учащихся, правильно выполняющих трудоВнвые приемы, осознанно применяющих знания на практике, соблюдающих требования безопасности труда.
Учитель пользуется такими приемами активизаВнции мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), которые способствуют развитию внимания, мышления, паВнмяти, речи, т. е. выполняют развивающую функцию обучения. Широко практикуется также создание общественного мнения вокруг участия школьников в труде, всемерное развитие ученичеВнского самоуправления.
При реализации принципа целенаправленности учителю следует добиваться того, чтобы его усиВнлия по обучению и воспитанию школьников сливались с их ответными усилиями по освоению учебного материала, саморазвитию, самосовершенВнствованию, профессиональному самоопределению, т. е. с их активным отношением к учению. Такое сотрудничество возможно, если учащимся известВнны и понятны цели всего учебно-воспитательВнного процесса и каждого урока, если они видят пользу для себя в их реализации. Отсюда следует, что учитель постоянно должен уделять внимание мотивам учения школьников, корректировать неВнправильно сложившиеся, поощрять позитивные, формировать новые.
Не просто, разрабатывая учебную программу, реализовать цели формирования у учащихся опреВнделенной суммы знаний и умений, но гораздо сложнее обеспечить при этом осуществление цеВнлей воспитания, развития школьников. Часто дело ограничивается формулированием этих целей в объяснительной записке. Этого, конечно, мало. Необходимо, чтобы линия воспитания, развития была тщательно проработана, чтобы она наличестВнвовала во всей программе.
Научность обучения. Данный принцип требует, чтобы в результате обучения у школьВнников было сформировано научное мировозВнзрение, сложилась система знаний о тенденциях развития техники и производства, конкретизиВнровалось понятие о науке как непосредственной производительной силе.
Научность трудового обучения достигается в том случае, если учащимся рассказывают не только, например, о том, как устроен и действует техниВнческий объект или протекает технологический процесс, но и дают ответ на вопрос, почему именно так. Для этого привлекают знания учаВнщихся, полученные на уроках физики, химии, биоВнлогии, математики. Так, например, в процессе проВнфессиональной подготовки по специальностям радиоэлектронной промышленности школьники знакомятся с одним из направлений научно-технического прогресса тАФ микроминиатюризаВнцией радиоэлектронной аппаратуры. Научность в изучении этого вопроса будет достигнута при условии, если учитель не только расскажет о ведуВнщих направлениях микроминиатюризации тАФ микВнромодульном конструировании, методе пленочных микросхем и твердых схем, но и объяснит, поВнчему возникла необходимость уменьшения габаВнритов и массы изделий и потребления ими энергии при одновременном повышении надежВнности радиоаппаратуры и облегчении ее производВнства. При этом, опираясь на знания учащихся по физике, учитель подчеркивает, что микроминиатюВнризация позволяет во много раз увеличить полезВнный объем радиоэлектронной аппаратуры.
Другой пример. Уже в VтАФVII классах при изучении на уроках труда обработки металлов и древесины учащимся следует дать элементарное представление о теории резания и ее научных основах, используя их знания по физике. ШироВнкие возможности для реализации данного принВнципа есть у учителей труда при изучении в этих классах многих других вопросов (материалоВнведение, устройство инструментов, приспособлеВнний, технологических и других машин, различВнные технологии).
Учитель должен знакомить школьников с объективными научными фактами, понятиями, заВнкономерностями, теориями, с современными достиВнжениями науки, применением ее в производстве, привлекая их самих к активной познавательной деятельности, к овладению ее методами.
Одна из важных и постоянных задач педагоВнгики тАФ это приведение содержания и методов обучения в соответствие с изменениями в науке, технике и производстве. В связи с этим обновВнляются учебные программы, из них исключается устаревший материал. Однако, как правило, измеВннения происходят быстрее и чаще, чем это отраВнжается в содержании программ и учебных пособий. Поэтому учителям необходимо самим проявлять инициативу и творчество, чтобы знакомить школьВнников с научно-техническими новинками, приВнемами и методами труда новаторов. Это позволит учащимся в будущем лучше приспособиться к современному производству, частым изменениям, происходящим в нем, к работе в условиях рынка труда и профессий. Например, знакомя школьниВнков с методами раскроя ткани, необходимо расВнсказать о современных достижениях по моделироВнванию, конструированию одежды, основанных на применении микропроцессорной и лазерной техВнники.
Однако далеко не со всеми новейшими сведеВнниями нужно и возможно знакомить учащихся. И учителям, и разработчикам программ следует тщательно отбирать такие сведения, оценивая их с точки зрения следующих требований: соВнответствие прогрессивным и наиболее устойчивым тенденциям в развитии науки, техники и производВнства; доступность для понимания учащимися; возможность усвоения в школьных условиях.
Связь с практикой, жизнью. Трудовое обучение призвано играть важную роль в обеспеВнчении будущей социальной защищенности, выжиВнваемости учащихся в условиях рыночной эконоВнмики, конкуренции на рынке рабочей силы. Оно должно помочь им в профессиональном самоВнопределении, в адаптации после окончания школы к обучению в профессиональном учебном заведеВннии или самостоятельной работе в условиях многоВнукладной экономики.
Из этого дидактического принципа вытекает необходимость, во-первых, соответствия целей и содержания трудового обучения современным треВнбованиям (см. выше), а также региональной местной специфике (особенности социально-экоВнномического развития, традиции и т. п.), во-втоВнрых, его практической направленности по форме и методам. Особая педагогическая ценность труВндового обучения состоит в том, что благодаря своему практическому, прикладному характеру оно предоставляет гораздо большие возможности, чем другие учебные предметы, для того чтобы учить школьников соединять теорию с практикой, ценить знания, и не только технологические, но и по основам наук, т. е. учить эффективВнно работать, творить, созидать, соединяя умственВнную деятельность с физической.
Учителю следует иметь в виду, что практиВнческие методы, прежде всего самостоятельная работа учащихся, должны преобладать при решеВннии педагогических задач, связанных не только с формированием знаний и умений у школьниВнов, но и с их воспитанием и развитием. НаВнпример, умственному развитию учащихся будут способствовать вопросы, задания проблемного характера, но, главное, не отвлеченные, а имеюВнщие прямое отношение к работе учащихся по конструированию, разработке технологии изготовВнления изделия, к самому процессу изготовлеВнния или к работе по проведению какого-ниВнбудь сельскохозяйственного опыта.
Формирование экономических знаний и умеВнний, экономической воспитанности, культуры проВнисходит успешнее, если учитель, не увлекаясь объяснениями, добивается приближения условий практической работы учащихся к производственВнным.
Нравственное воспитание школьников в проВнцессе трудового обучения тАФ это не столько слоВнва учителя о пользе трудолюбия и добросовестВнности, порядочности, дисциплины труда, сколько формирование этих и других положительных каВнчеств работника в практической трудовой деяВнтельности, конечно, при продуманном педагогиВнческом руководстве ею.
Слов, хотя, как правило, нужных, полезных, в виде объяснений, рассказов, нравоучительных бесед, в школе чрезмерно много. Следует сохраВннять практическую направленность трудового обучения, обеспечивающую воспитание и развитие учащихся в духе единства слова и дела, теории .и практики, возможность для школьников попроВнбовать свои силы, найти себя в деле, смолоду выработать бесценную привычку к труду.
Вместе с тем хотелось бы предостеречь учитеВнлей от излишнего заземления трудового обучения, от превращения его в ремесленнический учебВнный предмет. Требуется немалое педагогическое мастерство, чтобы школьники на занятиях по труду работали не только руками, но и головой, да и чтобы душа их не бездействовала. Что касается разработки программ, то тут следует не допускать чрезмерного увлечения широтой темаВнтики, объемом информации. При небольшом колиВнчестве учебных часов на трудовое обучение это ведет к его превращению в теоретический предВнмет. Надо стремиться к такому соотношению теории и "практики, чтобы в процессе трудового обучения школьники учились не говорить о работе, а добросовестно, творчески и со знанием дела трудиться.
Систематичность и последовательВнность в обучении. Знания и умения учаВнщихся должны представлять собой определенную систему, а их формирование тАФ осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элеВнмент учебного материала был логически связан с другими его элементами. Выдающийся русВнский педагог К. Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в коВнторой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно.
В результате трудового обучения у выпускников школы должна быть сформирована целостная сиВнстема знаний и умений, как общетрудовых, общеВнпроизводственных, так и специальных (при профобучении), необходимых для труда по конкретной профессии. "
Поэтому, например, от класса к классу учаВнщиеся знакомятся все более широко и глубоко с вопросами технологии, овладевают умениями по выполнению различных технологических операций, в результате получая целостное представление о процессе создания продукта труда от его конВнструкторской разработки и воплощения в технолоВнгической документации до отделки и технического контроля. Аналогично в ходе изучения станков, автомобиля, швейной машины, трактора, ЭВМ у школьников формируется целостное представление о системе, классификации современных машин, об их устройстве и работе. Этому будет способВнствовать, в частности, такой подход, при котором, объясняя устройство и принцип действия токарного или сверлильного станка, учитель вместе со школьВнниками вспомнит классификацию машин, изученВнную ранее, и подчеркнет, что токарный и сверВнлильный станки относятся к технологическим машинам, а электрический двигатель является соВнставной частью большинства таких машин. С этой же целью учителю необходимо в процессе изучеВнния токарно-винторезного и фрезерного станков выявить общность в их устройстве и устройстве изученных ранее токарного станка по дереву и сверВнлильного станка.
Другой пример. Учитель, обучая старшекласВнсников профессии токаря или фрезеровщика, должен опираться на их знания об устройстве и принципе действия станков учебного типа, полуВнченные ранее, объяснять сущность отличий, имеюВнщихся в устройстве станков, применяемых на проВнизводстве. В процессе изучения станков с числоВнвым программным управлением, в частности, очень важно обратить внимание учащихся на совершенВнствование управляющего органа в станке.
Для приведения знаний учащихся в систему важную роль играет обобщение изучаемого матеВнриала. В связи с этим учащимся дают знания о наиболее общих закономерностях развития проВнизводства, знакомят с такими предметами, средВнствами и процессами труда, в которых наиболее полно отражается комплекс научных знаний и выВнражаются достижения и тенденции научно-техниВнческого прогресса.
Систематичность и последовательность вкупе с преемственностью позволяют за меньшее вреВнмя достичь больших результатов. В практике раВнботы учителя этот принцип реализуется в перВнвую очередь в тематическом и поурочном плаВннировании, в обеспечении четкой структуры кажВндого занятия. Учителю следует приучать к систеВнматичности и последовательности школьников, формировать у них умение планировать свою учебную и трудовую деятельность, например разрабатывать сначала планы своей практической работы, затем тАФ технологические карты.
Особая ответственность в осуществлении данВнного дидактического принципа лежит на разработВнчиках учебных программ. Именно в программах, прежде всего, учебно-воспитательный процесс (формирование знаний и умений, воспитание и развитие) должен быть представлен в тщательно продуманной, обоснованной, логичной, обеспечиВнвающей преемственность структуре, системе и поВнследовательности.
Доступность обучения. Из этого принВнципа вытекает, что трудовое обучение следует осуществлять с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем доступВнность не тождественна легкости в обучении, изуВнчаемый материал должен требовать от школьников определенных усилий для его усвоения.
Реализуя этот принцип, учителю следует иметь в виду не только теоретические сведения, но и физическую нагрузку на организм учащихся при выполнении ими практических работ, регулироВнвать ее. Одним из средств обеспечения доступВнности изучаемого материала, посильноетДв пракВнтических работ является дифференциация задаВнний с учетом особенностей учеников.
Учитель достигает доступности в обучении лучВнше, если на каждом занятии учитывает уровень подготовленности учащихся по основам наук, умеВнло применяет учебные демонстрации, наглядные пособия. Например, при объяснении нового матеВнриала по теме ВлМонтажные проводаВ» учащимся целесообразно показать стенд с образцами разВнличных проводов, применяемых в электрорадиоВнтехнике и электронике. Это поможет школьникам лучше запомнить их по внешнему виду, а также усвоить знания об их физико-химических свойстВнвах. При объяснении видов вязки монтажных жгутов полезно показать выполненные крупным планом образцы жгутов, чтобы школьники лучше поняли технику крепления ниток и увязывания петель на жгуте, способ развертки объемного жгута в плоскость.
Иногда авторы проектов программ, проявляя, по нашему мнению, излишнее стремление к инноВнвациям, уже в начальных классах дают такие, например, сложные темы, как информационные технологии, радиоэлектроника. Они, видимо, исходят из бытовавшего сравнительно недавно в некоторых научных педагогических кругах мнения о том, что принцип доступности относится не к содержанию, а только к методам обучения. Опыт показал неправомерность, нежизненность данного подхода. На практике такого рода матеВнриал подавался младшим школьникам либо в упроВнщенном до крайности, примитивном виде, либо требовал от учителя слишком много времени на разъяснение, а от учеников чересчур большого наВнпряжения, тогда как по достижении определенВнного возраста они могли усвоить его сравнительВнно быстро и без чрезмерных усилий.
Сознательность, активность и саВнмостоятельность учащихся в обучеВннии. Этот принцип заключается в активном овладении школьниками знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной рабоВнты. Непременными условиями реализации данВнного принципа являются осознание учащимися целей обучения, сотрудничество учителя и учеВнников в их достижении.
Учителю следует ставить учащихся в такие условия, когда им самим нужно добывать знания, проявлять самостоятельность в овладении уменияВнми, методами учения. Актуальность рассматриваеВнмого принципа для трудового обучения опредеВнляется тем, что вне активной самостоятельной деятельности невозможно сформировать трудовые умения. Поэтому деятельность учащихся должна быть организована так, чтобы они самостоятельно (но под руководством учителя, с помощью его объяснений, показа и т. п.) выполняли упражнеВнния, лабораторно-практические, практические и учебно-производственные работы, решали техничеВнские, технологические и экономические задачи, учились при этом пользоваться технической, особенно справочной, литературой, а также докуВнментацией (чертежами, технологическими картаВнми, схемами и др.).
Рассматриваемый принцип предполагает, в частВнности, применение в обучении проблемного подВнхода к выполнению трудовых заданий школьниВнками и к изложению учебного материала, провеВндению бесед учителем. . Например, получив задание изготовить деталь, учащиеся должны саВнмостоятельно планировать предстоящую работу, подбирать необходимые материалы, инструмент и оборудование, составлять схемы и чертежи, делать расчеты, а затем изготавливать изделие и испытывать его. Конечно, выполнять все укаВнзанные выше действия в полном объеме учащиеся сразу не могут. Постепенно, по мере накопления знаний и умений, трудового опыта, школьники переходят к выполнению заданий творческого хаВнрактера, например решают задачи с неполными данными, наблюдают за каким-либо явлением или процессом, делают выводы, путем провеВндения сельскохозяйственных опытов принимают участие в решении проблем повышения урожайВнности различных культур или продуктивности жиВнвотных. При проблемном изложении учебного материала учитель рассказывает, как возникла та или иная проблема на производстве, какими путяВнми она решалась.
Успешная реализация данного дидактического принципа в значительной степени зависит от учебВнных программ, которые должны не только нацелиВнвать и направлять учителя на развитие сознательВнной, активной и самостоятельной учебной деятельВнности учащихся, но и оказывать ему конкретную помощь в осуществлении систематического педаВнгогического руководства этой деятельностью.
Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения. Со времени Я. А. Коменского изВнвестен принцип наглядности обучения: оно должно включать непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов, проВнцессов и действий. Однако наглядность тесно свяВнзана с мышлением. Успеха в обучении можно достигнуть при сочетании чувственной и абстрактВнной деятельности, на что указывали И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. Дистервег: ощущеВнния должны превращаться в понятия, из поняВнтий тАФ составляться мысль, облеченная в слово.
В процессе трудового обучения живое восприяВнтие объектов и явлений неразрывно связывается с их осмыслением. Это достигается сочетанием наглядности с объяснениями учителя и беседами, направленными на разъяснение смысла и сущности изучаемых учащимися предметов, средств и проВнцессов труда. В результате трудового обучения ученики должны подготовиться к практической деятельности. Последняя же возможна на основе понятий, суждений и умозаключений, связанных в сознании ученика с четкими конкретными обраВнзами соответствующих объектов, процессов и дейВнствий. Поэтому в обучении широко применяют показ наглядных пособий, технологических проВнцессов, действующих технических устройств, труВндовых приемов и операций.
Многие производственные процессы и явления в технике, изучаемые школьниками, невозможно воспринимать непосредственно. Например, нельзя наблюдать непосредственно вращающееся магВннитное поле в асинхронном трехфазном электриВнческом двигателе или процесс перестройки внутВнренней структуры стали в ходе ее термической обработки. Поэтому в трудовом обучении широко используют условно-символическое отображение процессов и явлений в виде схем, таблиц, графиВнков, а также различные модели и макеты. Иногда условно-символическими изображениями польВнзуются в тех случаях, когда необходимо подВнчеркнуть то общее, что характерно для неВнскольких объектов.
Графическое изображение выполняемых опеВнраций в инструкционной карте способствует более осознанному их выполнению и дает возможность учащемуся контролировать свои действия. ОсобенВнно это важно в младших классах, когда школьники еще недостаточно хорошо представляют резульВнтаты своего труда.
В трудовом обучении широко используют разВнличные модели станков, машин, а также натуВнральные объекты. Например, при изучении свойств тканей используют стенды с образцами, при изучении устройства двигателя автомобиля в качеВнстве наглядного пособия применяют настоящий двигатель.
Учителю следует иметь в виду, что к наглядным средствам обучения можно отнести и оборудоваВнние, и оснащение учебных, учебно-производственВнных мастерских, цехов и участков. Внешний вид, состояние, расположение, способы хранения инВнструментов, приспособлений, станков, верстаков, материалов, заготовок, комплектующих изделий и т. п.тАФ все это зрительно воспринимается школьниками, отражается в их сознании и оказыВнвает, в засисимости от качества, уровня увиденного, положительное или отрицательное образовательное и воспитательное воздействие.
Именно наши отечественные психологи и педагоВнги показали, что необходимо расширить традиВнционный дидактический принцип наглядности, расВнсматривать его в сочетании с абстрактным мышВнлением, словом, практическими действиями. Ю. К. Бабанский пишет: ВлВозникла потребность в том, чтобы сформулировать специальный принВнцип, ориентирующий педагогов на оптимальное сочетание живого созерцания, абстрактного мышВнления и практики в учебном процессе, то есть на оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых, индуктивных и дедуктивных методов обученияВ»1.
Возлагать реализацию принципа наглядности, тем более в таком его понимании, на одного учителя было бы неправильно. И этот дидактиВнческий принцип, как и все прочие, должен найти свое отражение в учебных программах.
Учет индивидуальных особенноВнстей учащихся. Этот принцип требует от учиВнтеля оптимального сочетания коллективных и инВндивидуальных форм обучения. Последние приобВнретают особую актуальность в настоящее время, когда социально-экономические и другие изменеВнния в обществе требуют от школы усиления вниВнмания к развитию личности каждого ученика.
Индивидуальный подход к учащимся обусловВнлен главным образом их физиологическими (тип высшей нервной деятельности, соотношение сигВннальных систем), психологическими и личностВнными (процессы восприятия, внимания, мышления, памяти, нравственные качества, черты характера, мотивы поведения, отношение к труду и др.) осоВнбенностями.
С целью осуществления рассматриваемого принВнципа задания школьникам дают дифференцированно2 (в соответствии с требованиями принциВнпа доступности), а также проводят индивидуальВнные инструктаж, беседы и консультации. Для школьников, у которых недостаточно развиты те или иные способности, организуют дополнительВнные упражнения развивающего и корректируюВнщего характера.
Особенно большие возможности для осущестВнвления данного принципа представляют различные виды практических работ, трудовая практика и проВнизводительный труд учащихся. Индивидуализации способствует также применение методов програмВнмированного обучения.
В целях оказания воспитательного воздействия на отдельных учащихся учитель нередко с поВнмощью ученического коллектива проводит индиВнвидуальную работу, направленную на укрепление трудовой дисциплины, развитие профессиональВнных интересов, аккуратности, точности, трудоВнлюбия, ответственности, других нравственных, а также волевых качеств.
Особое внимание следует уделять ученикам, которые увлечены каким-либо делом, например радиолюбителям, автолюбителям и др. Для таких школьников желательно подбирать задания повыВншенной трудности, творческого характера, выполВннение которых требует самостоятельного изучеВнния научно-технической литературы, разработки проектов, выполнения сложных и ответственных трудовых операций.
Необходимое условие правильного осуществлеВнния индивидуального подхода тАФ систематичеВнское и всестороннее изучение учителем каждого из учащихся в процессе бесед с ним и наблюдеВнний за его работой, поведением на занятиях и внеклассных мероприятиях, на производственной практике, в ученических бригадах, а также при ознакомлении с его семейно-бытовыми услоВнвиями.
Прочность и действенность резульВнтатов обучения. Усвоение знаний и умений учащимися будет успешным, если они совершают полный цикл познавательных действий, состояВнщий из восприятия изучаемого материала, его осмысления, запоминания и применения на практике.
Реализация этого принципа требует от учителя тщательного отбора материала для каждого заняВнтия. При этом внимание прежде всего необходиВнмо уделять его основному содержанию, которое только постепенно должно расширяться, дополВнняться новыми сведениями, а затем использоВнваться для повторения в различных ситуациях и для применения на практике. В прочном формиВнровании практических умений решающую роль играют тренировочные упражнения, практические, лабораторно-практические и учебно-производстВнвенные работы, производительный труд. ОпредеВнления основных понятий, важнейшие формулы, последовательность технологических операций, правила безопасной работы и подобные сведеВнния ученики должны осмысленно заучить и твердо запомнить. Вместе с тем, чтобы не перегружать память школьников, следует научить их пользоВнваться справочной литературой.
Рассматриваемый принцип требует не только прочности знаний и умений, но и их действенности: способности применять их при решении различВнных практических задач, при осуществлении самоВнстоятельной трудовой деятельности различного хаВнрактера. Действенность результатов обучения характеризуется уровнем сформированности треВнбуемых для жизни и труда в современных условиях качеств личности, качеств работника, воспитанностью выпускников школы в духе единВнства знаний и убеждений, слова и дела, сознаВнния и поведения.
Каждый из дидактических принципов одинаВнково важен, каждый из них в отдельности, все принципы в совокупности следует учитывать и учиВнтелям, и создателям учебных программ, и автоВнрам учебных пособий при определении задач, соВндержания, форм и методов трудового обучения. Все дидактические принципы взаимосвязаны, взаВнимозависимы, все они не являются раз навсегда данными и неизменными. Перемены в социально-экономической, политической жизни общества, развитие педагогической науки и практики вызыВнвают появление новых принципов, трансформацию существующих, традиционных. Рассмотренные принципы, рекомендации по их реализации тАФ это не готовые рецепты, не догма, их следует испольВнзовать творчески, опираясь на знание методики и опыта трудового обучения, и обязательно компВнлексно. Последнее очень важно, поэтому в заклюВнчение еще несколько рекомендаций обобщающего характера.
При комплексной реализации дидактических принципов следует предусматривать;
использование трудового обучения для формиВнрования у учащихся системы знаний и умений в области основ производства; подбор (в соответВнствии с требованиями учебной программы) для усвоения школьниками прочно установленных в науке, технике, на производстве знаний о предВнметах, средствах и процессах труда; применение строго научной терминологии;
организацию самостоятельных упражнений учаВнщихся, практических, лабораторно-практических и учебно-производственных работ, внедрение проВнблемного обучения, привлечение школьников к выполнению сельскохозяйственных опытов, в том числе по производственной тематике, и других заданий, требующих творческого мышления;
ознакомление учащихся с тенденциями научВнно-технического прогресса, прогрессивными форВнмами и методами организации труда; использоВнвание всех этапов трудового обучения для формиВнрования у школьников политехнических тАФ общеВнтрудовых и общепроизводственных тАФ умений и навыков, целостной системы знаний по общим научным основам современного производства;
составление перспективного (календарного) плаВнна по каждой теме программы; тщательное и сиВнстематическое планирование работы на каждое предстоящее занятие с установлением его связи с предыдущими и последующими занятиями; сиВнстематическое применение методов обобщения изучаемых сведений и обучение этим методам школьников;
обучение от известного к неизвестному, от проВнстого к сложному, от легкого к трудному, соВнздание в учебном процессе условий, требующих определенного напряжения умственных и физиВнческих сил школьников; подбор объектов труда, отвечающих возрастным и познавательным возВнможностям учащихся; нормирование труда с учеВнтом физических возможностей и учебных успехов школьников;
побуждение учащихся к самостоятельности в приобретении знаний и умений, в выполнении практических работ; развитие у школьников наВнблюдательности, логического мышления, памяти, внимания, воображения; постановка перед учащиВнмися проблемных технических, технологических, экономических задач и заданий; организация самостоятельной работы школьников с техничеВнской литературой и документацией, формироваВнние у учащихся умений и навыков конструироВнвания, проектирования, выполнения опытнической работы; рациональное сочетание творческой и исВнполнительской деятельности школьников;
сочетание показа изучаемых учащимися техниВнческих объектов, технологических процессов, трудовых действий, а также наглядных пособий, опытов, условно-символических изображений (схем, чертежей, таблиц и т. п.), учебных киноВнфильмов, диафильмов, диапозитивов и т. п. с объясВннением учителя и беседами, с аналитико-синте-тической деятельностью школьников;
систематическое и всестороннее изучение инВндивидуальных особенностей школьников и на этой основе корректирование учебно-воспитательного процесса;
создание изменяющихся ситуаций для примеВннения учениками приобретенных знаний и умеВнний (по выражению академика А. Н. НесмеяноВнва, применение тАФ истинная мать учения); пеВнриодическое проведение обобщающих зачетных и контрольных работ (прежде всего практичеВнского характера);
участие в составлении характеристик учащихся, в которых отражаются результаты обучения (при этом следует иметь в виду его образоваВнтельное, воспитательное и развивающее значение); использование информации о дальнейшем жизненВнном и профессиональном пути выпускников школы для оценки результатов работы с учащиВнмися и внесения коррективов в учебно-воспитаВнтельный процесс.
1 Бабанский Ю.К. Принципы обучения в современной общеобразовательной школе // Начальное образование. тАУ 1970, - № 2. - С. тАУ 107
2 Терещук Г. В. Дифференцированные заВндания как средство индивидуального подхода к учащимся // Школа и производство. тАУ 1992, - № 11-12. тАУ С. тАУ 8.
Вместе с этим смотрят:
Применение технических средств обучения в языковом вузеПринципы организации дискуссионных клубов. Дебаты в средней школе
Причины неуспеваемости школьников
Проблема взаимоотношений родителей и детей