Проверка и оценка знаний на уроках природоведения

Содержание

Введение.        2

Дидактические цели проверки знаний.        2

Организация проверки знаний.        3

Устная проверка знаний.        3

Работа с карточками.        5

Типы карточек, используемых на уроках природоведения.        5

Письменная проверка знания.        10

Пример письменной проверочной работы за 1 полугодие (2-ой класс)        10

Использование практических заданий при проверке знаний.        12

Заключение.         13

Литература.        14

Введение.

Проверка и оценка знаний учащихся на уроке тАФ завершающий этап обучения. ОсВнновная цель этой составной части урока тАФ определение качества усвоения учащимися учебного материала. Учитель имеет возможВнность убедиться в том, насколько эффективВнны организация урока, его содержание, метоВндика проведения. Если учитель обнаруживает неудовлетворительные знания у значительной части учащихся, он стремится внести те или иные изменения в организацию и методику учебной работы, совершенствовать урок. Если же пробелы в знаниях носят индивидуальВнный характер, учитель организует дополнительную работу с отдельными учащимися.

Дидактические цели проверки знаний.

Требования, предъявляемые к организации проверки знаний, умений и навыков по природоведению, сводятся к следующему:

а) индивидуальному подходу к проверке знаний учащихся, во время которой преподаватель учитывает разный уровень их развития, не завышая и не занижая предъявляемых требований;

б) тщательной подготовке проверки знаний детей, определению ее цели, видов и форм на разных этапах урока;

в) подготовке вопросов для проверки знаний учащихся.

С целью формирования основ материалистического мировоззрения в процессе проверки знаний необходимо устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Например, только анализируя и сопоставляя полученные знания, учащиеся смогут ответить на следующие вопросы учителя: почему птицы улетают на юг? Почему мать-и-мачеха цветет рано весной? Почему белка не засыпает на зиму? Почему медведь зимой спит? Почему на южной стороне холма снег начинает таять раньше и быстрее? И т. д.

Необходимо, чтобы вопросы будили мысль учащихся, развивали их познавательные способности, заставляли думать, анализировать обобщать и сравнивать. Например, учитель может дать следующие задания: сравните растения степей и пустынь, выделите черты их сходства и различия, объясните, почему листья осенью у деревьев и кустарников опадают, и т. п.

При работе с картой необходимо ставить вопросы, требуюВнщие чтения карты: где проходит Северный морской путь? КаВнкой океан омывает Евразию с запада? В каком направлении тянутся Уральские горы?

Полезно использовать вопросы, связанные с непосредственВнными наблюдениями учащихся, с практическими работами на местВнности, например как определяют на местности направление теВнчения реки? Как определяют правый и левый берег реки? Какие птицы прилетают в нашу местность в октябре и ноябре? Какие растения первыми зацветают в нашей местности?

При проверке знаний необходимо использовать наглядные пособия картины, таблицы, натуральные объекты, экранные пособия. Желательно сочетать их друг с другом: карту с картиной, таблицу с коллекцией, гербарий с рисунком. Например, рассказывая о тундре, необходимо показать на карте территорию, которую она занимает, демонстрируя изучаемое полезное ископаемое, рассказать по таблице о его добыче.

Организация проверки знаний. Устная проверка знаний.

Проверку знаний учащихся учитель осуществляет по-разному. Устная проверка может быть в форме фронтальной беседы, когда учитель задает вопросы всем учащимся. При этом происходит непосредственный контакт учителя с классом. При опросе кого-либо из учащихся все остальные должны внимательно следить за ответом, поправляя и дополняя его. Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом объекте или явлении, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. При фронтальном опросе учитель выставляет оценки в конце урока.

Метод индивидуального опроса позволяет выявить систему природоведческих представлений и понятий, умение формулировать и высказывать свои мысли данным учеником. Основной вопрос, способствующий выявлению наиболее характерных, суВнщественных сторон природного объекта или явления ставится всему классу. Ответ же на него дает определенный ученик. Дополнительные вопросы помогают выявить глубину понятий и знаний учащимися содержания основного вопроса. В III классе дополнительные задания связаны с показом тех или иных объектов по карте. Вспомогательные вопросы помогают учащимся дать их мыслям правильное направление. Учителю не следует прерывать ответ учащегося. Необходимо приучать весь класс внимательно слушать рассказ и не поднимать руки во время ответа товарища.

Очень важным при индивидуальном опросе является установление связи нового материала с изученным ранее, умение учеВнника связать его со своими наблюдениями. При этом необходимо учитывать, насколько самостоятельно они проведены и правильно ли сделаны выводы. Важно использовать вопросы, требующие сравнения, установления причинно-следственных связей, основных характерных признаков и свойств, выводов и обобщений. Плохо, когда учитель задает вопросы, требующие механического пересказывания текста учебника. Чтобы избежать этого, следует при устной проверке предлагать учащемуся пользоваться пособиями картой, картиной, таблицей, коллекцией, гербарием, рисунком, схемой.

Чтобы учащиеся научились выявлять главное во время ответа на вопрос, необходимо приучать их сначала рассказывать по плану, ограничивая ответ определенным его пунктом.

Индивидуальный устный опрос позволяет учителю проверить глубину усвоения материала, умение ученика связно, в логической  Внпоследовательности изложить его. Но с другой стороны, этот вид опроса дает возможВнность выслушать всего одного-двух учеников, а учитывая, что занятие во II классе проходит только раз в неделю, это крайне непродуктивно. Поэтому учитель проводит индивидуальный устный опрос в сочетании с другими видами опроса. При этом в слушание ответа учитель включает учащихся всего класса, давая такое задание.

  • внимательно слушать;
  • задавать вопросы товарищу по тому маВнтериалу, который не будет им рассказан;
  • дополнить и исправить ответ.

Если учитель не может оценить ответ ученика так, чтобы поставить отметку, он задает дополнительные вопросы. 

Дополнительные вопросы для сильного ученика должны носить анализирующий характер, например, ВлПочему зимой идет снег, а осенью тАФ дождь?В». Ученику послабее можно предложить задание воспроизводящего характера, например, ВлПеречисли виды раннецветущих растенийВ».

Фронтальный устный опрос дает возможность спросить довольно большое количество учащихся, но их ответы будут короткими. При этом логику повторения задает учитель. При фронтальном устном опросе происходит непосредственный контакт учителя с классом. Когда отвечает кто-либо из учащихся, все остальные должны внимательно следить за ответом, поправляя и дополняя его. Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом объекте или явлении, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. При фронтальном опросе учитель выставляет оценки в конце урока.

Можно комбинировать различные виды опроса, используя при этом карточки. Например, это может проходить следующим образом. На уроке раздаются карточки 6-10 ученикам. Дети работают с карточками в течение времени, отведенного на опрос, примерно от 10 до 15 минут. В это время остальные учащиеся работают с учителем. Во II классе работа с учителем проводится сначала фронтально. Это дает возможность ученикам вспомнить и повторить предыдущий материал небольшими частями. После этого опрос проходит индивидуально в первую очередь спрашиваем ученика, хорошо знающего предмет, а затем ученика, более слабого по уровню. Это позволяет учителю приучить более слабых учащихся к  активной работе на уроке и дает им возможВнность поверить в свои силы. классе постепенно подводим учащихся к тому, что начинать будем с индивидуального устного опроса (после раздачи карточек) тАУ что позволит учителю проверить домашнюю подготовку учащихся, а затем переходим к фронтальной работе со всем классом, включая в активную деятельность и тех учеников, которые по каким-то причинам дома материал не доучили.

Работа с карточками.

Работе с карточками придается особое значение, так как такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей.

Карточки, которые предлагаются на уроках учащимся, могут быть очень разными по содержанию, объему, оформлению. Кроме того, следует сделать карточки для сильных, средних и слабых учащихся, что позволяет использовать Влзону ближайшего развитияВ» каждого ученика, а, соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся класса. На вопросы карточек ученики отвечают письменно, поэтому каждую карточку учитель раздает ученикам вместе с чистым листом бумаги.  Вопросы ученики не списывают, а только записывают номер карточки.

Типы карточек, используемых на уроках природоведения.

Первый тип карточек следует начать применять во 2 классе в начале учебного года. Методическая особенность при соВнставлении этих карточек заключается в том, что ответы на вопросы не должны требовать больших письменных ответов (учащиеся еще медленно пишут).

№ 1. К теме ВлЧасти растенийВ».

  1. (Рисунок растения со всеми частями.) Подпиши части растения.
  2. Подчеркни, что относится к неживой природе - мышь, камень, снег, дерево, солнце, ветер.

№ 2. К теме ВлТермометрВ».

1. (Рисунок термометра.) Подпиши части термометра.

2. Что означает каждое деление на термометре?

3. Запиши числами: пять градусов тепла, три градуса мороза, ноль градусов.

Второй тип карточек тАФ карточки, в котоВнрых содержится по 2тАФ4 вопроса, дающие возможность учителю проверить уровень усвоения материала по изученной теме и поВнставить отметки. Вопросы в карточках этого типа разные по уровню трудности, поэтому с их помощью мы имеем возможность индиВнвидуально подойти к проверке каждого учаВнщегося.

№ 1. К теме ВлНасекомые и птицы летом и осеньюВ». тАФ для слабого ученика

1. Перечисли 3тАФ5 видов насекомых

2. Какие изменения происходят с насекомыми осенью?

3. С какими изменениями в неживой природе эти изменения связаны?

№ 2. К теме ВлНасекомые и птицы летом и осеньюВ» тАФ для среднего ученика;

1. Подпиши названия бабочек, изображенных на рисунке. (На рисунке изображены боярышница, крапивница, капустница, павлиний глаз).

2. Что ты знаешь о подготовке насекомых к зиме?

3. Какие из бабочек зимуют взрослыми?

№ 3. К теме ВлРастения и животные летом и осеньюВ» тАФ для сильного учеВнника.

1. Назови признаки насекомых.

2. Почему паук тАФ это не насекомое?

3. Почему количество насекомых осенью уменьшается?

Третий тип карточек отличается от предыВндущего вида тем, что требует меньше времеВнни на написание ответа. Условно их можно назвать программированными В этих карточВнках можно помещать различное количество вопросов, заданий, ответ на которые предуВнсматривается в виде выбора правильного отВнвета, который фиксируется или каким-то значком, например, Вл+В», или написанием отдельных букв.

№ 1. К теме ВлЖивотные лесаВ»

1. Из данного перечня видов птиц выдели насекомоядных и отметь буквой ВлнВ», хищных и  отметь  буквой  ВлхВ»,  растительноядных и отметь буквой ВлрВ», питающихся смешанВнной пищей и отметь буквой ВлсВ»:

ястреб

чечетка

дятел

синица

клест

поползень

снегирь

орел

тетерев

глухарь

иволга

сойка

2. Выдели особенности каждой группы птиц.

Образец ответа. Насекомоядные птицы отВнличаются тонким, удлиненным клювом, котоВнрым захватывают насекомых. Поедают они самых различных насекомых, отыскивая их на деревьях и других растениях.

Хищные птицы имеют особое строение клюва, который заканчивается мощным крючком, и пальцы ног, которые заканчиВнваются мощными когтями. Все это помогает им схватывать и удерживать добычу. ПитаютВнся они грызунами, другими птицами, зайВнцами и др.

Растительноядные птицы имеют короткий, широкий клюв. Питаются плодами, семена ми, молодыми побегами.

Дятел, поползень, сойка питаются смешанной пищей, т. е. растительной и животной.

№ 2. К теме ВлВесенние изменения в неживой природе.

Выбери правильный ответ (Варианты ответов написаны на листочках, которые вкладываются в кармашки приклеенные на карточку Листочки, на которых написаны варианты отвеВнтов, сделаны из твердой бумаги, могут иметь разную форму, цвет, размеры)

1. Основное изменение весной в неживой приВнроде. (варианты -похолодание, потепление). (Учащиеся выбирают правильный ответ и вставляют в кармашек)

2. Назови другие признаки весны в неживой природе.

Варианты ответа: Другие признаки осадки в виде дождя, ледоход и половодье, оттаяла почва, небо голубое, высокое.

Четвертый тип карточек тАФ это карточки с дидактическими заданиями. В этих карВнточках помешаем тексты, читая и анализиВнруя которые, учащиеся должны узнать, о ком или о чем говорится в этом тексте.

№ 1. К теме ВлРастения веснойВ».

  1. Подумай, какое это растение.
  2. Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются желтые цветки с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветет, а ветер унесет легкие плодики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья.

2. Ответь на следующие вопросы. Как называется это растение? По каким признакам ты узнал его? Почему оно так называется?

№ 2. К теме ВлДикие животные зимойВ» (Карточка для сильного ученика)

1. О каком зверьке здесь говорится?

2. Как ты это узнал?

3. Если сможешь, нарисуй следы этого животного.

Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро с ВлжировВ» Там, тревожно прислуВншиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины да на се ново зной дороге лакомился застрявшими под кустами пучками душистых травинок. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру тАФ уснул, не закрыв глаза.

Пятый вид карточек тАФ карточки, содерВнжащие задания, выполнение которых предпоВнлагает практические действия учащихся. У школьников эти карточки одни из самых любимых Само задание помещаВнется прямо на карточке, или учитель дает его в качестве дополнения к карточке.

№ 1. К теме ВлЛиственные и хвойные растения зимойВ»

1. Перечисли известные тебе виды хвойных растений

2. Разложи листочки (хвоинки) хвойных растеВннии на 3 группы: сосны обыкновенной, ели обыкновенной, сосны сибирской.

(Пакет со смешанными хвоинками)

3. Как ты их узнал?

№ 2. К теме ВлРастения летом и осеньюВ»

1. Помоги Красной Шапочке разложить грибы на 2 группы: съедобные и несъедобные. Подпиши названия этих грибов. (Грибы, изображенные на карточках: белый гриб, лисичка, подосиновик, мухомор, бледная поганка, опята, сыроежка, желчный гриб).

2. Напиши основные правила, которые необхоВндимо соблюдать, когда будешь собирать грибы.

Шестой тип карточек тАФ карточки на орВнганизацию сравнения. Это карточки для сильВнных учащихся и позволяют учителю выясВннить, как ученики умеют сравнивать, т. е. выделять различия и устанавливать сходство между изученными явлениями природы, объектами природы.

№ 1. К теме ВлВесна в природеВ»

Признаки

Время года

Осень

Весна

1. Основные

признаки

в нежиВнвой природе

2. Другие признаки

в неживой природе

3. Основные изменения в мире растений

4. Основные

изменения в мире животных

Похолодание, часто идут дожди

Хмурое, низкое небо,

холодная почВнва

Изменение окраски листьВнев, листопад, засыхают траВнвянистые растения, растеВнния готовятся

к зиме

Запас жира,

линька

Потепление, ледоход и половодье

Небо голубое, высокое,

оттаяла почва

Сокодвижение, набухание почек, их распускание,

цветение деревьев и кус-тарников, появление ра-ноцветущих трав

Линька, роВнждение детеВннышей, некоторые просы-паются от спячки

Даны примерные варианты ответов

Особый тип карточек тАУ это карточки, на которых помещены вопросы, помогающие ученикам составить связный рассказ по изученной теме. Такие карточки предлагаются учащимся, которым необходимо время, чтобы сосредоточиться, вспомнить домашнее задание, продумать последовательность рассказа, преодолеть робость. Эти карточки даются 2-3 ученикам в самом начале опроса, ученик 5-7 минут думает (в то время учитель работает, например, фронтально с классом), после чего его вызывают к доске.

№ 1. К теме ВлНасекомые и птицы летом и осеньюВ».

1. Каких птиц называют перелетными?

2. Назови 5 видов перелетных птиц

3. Составь рассказ о животном, изображенВнном на иллюстрации, по плану (на иллюстрации изображен грач):

тАФ название,

тАФ опиши внешний вид размеры, окраску, особенности клюва,

тАФ чем питается,

тАФ где живет,

тАФ какое значение имеет в природе,

тАФ как необходимо к этому относиться?

Письменная проверка знания.

В редких случаях могут быть проведены небольшие письменные проверочные работы. Во II и особенно в III классе можно проводить индивидуальные и фронтальные ответы на вопросы, котоВнрые не требуют, развернутого письменного объяснения и связаны со знанием фактического материала. Продолжительность таких работ не должна превышать 5 мин. Например, у доски учащимся можно предложить такие задания: напишите названия растений тундры, основных животных пустыни, напишите, какие зерновые культуры сеют в вашей местности, какие свойства воды вы знаете и др.

Во II классе можно давать учащимся следующие задания: подчеркните названия животных, которые зимой спят (белка, заяц, медведь, лиса, еж, барсук, волк), съедобных грибов (под осиновик, подберезовик, моховик, мухомор, рыжик, бледная по ганка, сморчок).

Для успешного выполнения этих заданий многие учителя используют магнитную доску, набор аппликаций или рисунков тех или иных природных объектов.

Можно дать учащимся письменную работу, которая позволит проверить, как они ведут наблюдения. Так, во II классе по теме ВлВесенние явления в природеВ» учитель записывает на доске вопроВнсы задания, а учащиеся, не переписывая, сразу отвечают на них, например назовите птиц, которые первыми прилетают весной в наши края, раннецветущие растения нашей местности (не более 5 названий), насекомых, которые появляются ранней весной. Такая письменная работа не отнимает много времени, но позволяет проверить знания сразу у всех учащихся.

В начальных классах хорошо осуществлять тематическую проВнверку природоведческих знаний, когда все учащиеся теми или иными способами проверяются по данной теме (даже в том случае, когда эта тема пройдена). Это дает возможность учителю иметь четкое представление о том, как учащиеся усвоили ту или иную тему (в журнале внизу можно обозначить основные темы и в этих графах выставлять оценки всем учащимся).

Пример письменной проверочной работы за 1 полугодие (2-ой класс)

1-ый вариант

1. Подчеркни одной чертой то, что относится к неживой природе, двумя - то что относится к живой природе.

Облако        окунь        звезда        берега        Луна                мухомор

2. Запиши числами:

пятнадцать градусов мороза

восемь градусов тепла.

3. На уроке природоведения проделали опыт: опустили колбу горлышком в воду и стали нагревать колбу в ладонях. Увидели, что из колбы начали выходить пузырьки воздуха. О чем говорит этот опыт? Подчеркни правильный ответ.

1) Воздух плохо проводит тепло.

2) Воздух не имеет запаха.

3) При нагревании воздух расширяется.

4) При охлаждении воздух сжимается.

  1. Впиши пропущенные слова:

Корни растении дышат          , который содержится в почве. Они всасывают из почвы                и растворенные в ней                    .

5. Что к чему приводит? Соедини линиями.

Вырубка лесов для строительства дач

Выброс выхлопных газов автомобилями

Истребление диких животных ради меха или мяса

Плохая очистка городских сточных вод

Загрязнение воздуха

Уменьшение количества лесов на Земле

Загрязнение водоемов

Исчезновение некоторых видов животных

2-ой вариант.

1. Подчеркни одной чертой то, что от носится к неживой природе двумя тАФ то, что относится к живой природе.

Солнце        ворона        сосулька        сосна        камень    подосиновик

2. Запиши числами:

семь градусов выше нуля

десять градусов ниже нуля

3. На уроке природоведения проделали опыт колбу с трубкой заполненную под крашенной водой поставили в тарелку со льдом. Увидели, что вода в трубке опускается. О чем говорит этот опыт? Подчеркни правильный ответ:

1) Вода растворяет некоторые вещества.

2) Воде бесцветна.

3) При нагревании вода расширяется.

4) При охлаждении вода сжимается.

  1. Впиши пропущенные слова:

Растения укрепляют почву своими            , защищают ее от действия потоков                       и от сильного                   .

5. Что к чему приводит? Соедини линиями.

Заготовка древесины.

Выброс дыма заводами и фабриками.

Неумеренная охота на диких зверей и птиц.

Слив сточных вод с заводов и фабрик.

Загрязнение воздуха.

Уменьшение количества лесов на Земле.

Загрязнение водоемов.

Исчезновение некоторых видов животных.

Использование практических заданий при проверке знаний.

Весьма важны вопросы, выявляющие и оценивающие умения учащихся применять свои знания на практике. На уроках прироВндоведения имеются большие возможности для организации такого опроса по результатам систематических наблюдений за сезонВнными изменениями в природе ВлДневник наблюденийВ» позволяет систематически проводить такую работу, применяя приобретенные практические умения и навыки. Так, в III классе в сентябре можно предложить учащимся следующие задания:

  1. Выкопайте на школьной клумбе одно цветущее растение, посадите его в горВншок и ухаживайте за ним. Результаты наблюдений записывайте.
  2. Определите с помощью компаса, в каком направлении от вашего дома находится школа, магазин, сквер, лес.
  3. Начертите схемы реки с притоками и озера.
  4. Заполните сводную таблицу наблюдений.

Система практических работ и заданий имеет большое значение в проверке умений учащихся применять полученные знания на практике. Во II классе учащиеся могут показать части растения на живых объектах, выбрать те или иные веточки лиственных растений, продемонстрировать умение пользоваться термометром. В III классе учащиеся могут находить и показывать на карте географические объекты, читать карту по условным знакам, измерять расстояния между объектами. Давая в классе топографический диктант, учителя проверяют умение изображать направление на чертеже, знание условных обозначений и умение изобраВнжать их на бумаге. Учителя проверяют знания детей при демонстрации опытов индивидуально, когда опыт делает один из учеников, а остальные следят за его действиями, или фронтально, когда опыт проводит весь класс.

Во время проверки знаний учителя применяют работы графического характера, которые выражаются в умении изобразить объект природы схематично. Учащиеся рисуют схемы холма, реки, оврага, контуры различных деревьев, следов животных на снегу и т. п. Проверка знаний при помощи графических работ позволяет определить качество усвоения пройденного, осмысленВнность и умение выразить это наглядным образом.

Важно проводить проверку умений работать с простейшими приборами (компасом, термометром, флюгером). Проверка таких умений проводится не только в классе при выполнении практичеВнских заданий, но и во время домашней учебной работы, при проведении экскурсий, практических занятий на открытой местности, во время внеклассной работы.

Заключение.

Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит формирование природоведческих представлений и понятий всего класса, а учащимся осознавать, как они продвигаются вперед в процессе усвоения учебного материала. В результате проверки накапливаются объективные оценки знаний детей, что имеет больВншое воспитательное значение.

Необходимо помнить, что в начальных классах нужно сочетать все виды проверки, отдавая на том или ином уроке наибольшее предпочтение одному из них, исходя из цели урока, его содержания и методов работы.

Трудности проверки знаний путем опроса связаны с тем, что по программе 1тАФ3 во II классе всего один урок природоведения в неделю, а в III классе - по два. Поэтому лучше комбинировать на уроках различные виды опроса: опрос по карточкам (письменно), фронтальный и индивидуальный устный опрос. Каждый вид опроса в отдельности имеет свои преимущества и недостатки.

Выставляя оценку за четверть или год, учитель учитывает результаты своих наблюдений за повседневной работой школьВнника на уроках природоведения, устного его опроса, общий уровень теоретических знаний и умений применять их на практике (прежде всего при работе с ВлДневником наблюденийВ» и проведении практических занятий).

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что учителям на уроках природоведеВнния следует проводить опрос различными способами, сочетать опросы по карточкам, фронтальВнный и индивидуальный. Все это позволяет учителю повысить интерес учащихся к уроВнку, проверять знания программного материала у большой группы учащихся, накопить отметки, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.           

Литература. 
  1. В.П.Горщенко, В.С.Никитина. Методика изучения природоведы в начальной школе.
  2. Клепина З.А.и др. Уроки природоведения во 2 классе.
  3. Бельская Е.М. и др. Уроки природоведения в 3 классе.
  4. Начальная школа. № 9, 1998
  5. Начальная школа. № 2, 1992
  6. Начальная школа. № 1, 1993
  7. Начальная школа. № 6, 1994
  8. Начальная школа. № 6, 1998
  9. Начальная школа. № 11-12, 1998
  10. Начальная школа (приложение к газете Вл1-ое сентябряВ»). № 45, 1996
  11. Начальная школа (приложение к газете Вл1-ое сентябряВ»). № 19, 1997

Вместе с этим смотрят:

Программа и методические рекомендации по проведению педагогической практики студентов 5-го курса
Программа контроля знаний студентов по дисциплине ЭРМ и РК в процессе учебы
Программа социологического исследования о факторах, влияющих на выбор формы обучения абитуриентами
Профилактика девиантного поведения