Самообучение и самообразование студента
Самообучение и самообразование студента
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ УСТАНОВОЧНЫХ И ОБОБЩАЮЩИХ ЛЕКЦИЙ 6
2. ПРАКТИКУМ. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 11
3. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ 14
4. ПОДГОТОВКА К ОТЧЕТНОСТИ (КОЛЛОКВИУМ, ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН) 18
5. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ 20
6. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ДИПЛОМ) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 34
ВВЕДЕНИЕПуть труден, тАФ потому что требует больших усилий, преодоВнления себя, твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, тАФ потому что эти трудности преодолеваются осознанВнно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее. Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с первоВнго шага. Тем более тАФ дорога, новая для ступившего на нее, к тому же тАФ в новый для него мир интенсивного познания.
Однако тАФ таков жизненный парадокс! тАФ чем самостоятельВнней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразованиВнем, тем сильнее нуждаемся в помощи, всегда деловой и конкВнретной, но становящейся со временем все более тонкой и деВнликатной. И начинается она с рекомендаций, как учиться, чтоВнбы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приВнносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.
Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сложился положительный опыт самостоятельного овлаВндения знаниями, либо наши университетские преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколения стуВндентов.
Для самостоятельной работы студентов-заочников предВнлагаются такие формы, как работа с первоисточниками, учебВнниками, сборниками педагогических задач и ситуаций, разраВнботка моделей занятий, анализ дополнительной литературы, материалы для участия в круговом семинаре и др.
Оценивание результатов самостоятельной работы студенВнтов может происходить по рейтинговой системе, что позволит автоматически получить ВлзачетВ» по педагогике, успешно подВнготовиться к экзамену. тАвТвккак активизация самостоятельной познавательной деятельности возможна только при условии развития познавательной активности личности и диалога стуВндента с преподавателем, то в пособии представлены методиВнческие р.екомендации по организации преподавателем учебВнной работы студентов.
Активизация познавательной деятельности учащейся моВнлодежи во многом зависит от инициативной позиции преподаВнвателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой поВнзиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обоВнснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преВнподавательской деятельности.
Содержательной стороной активизации учебного процесВнса является подбор материала, составление заданий, констВнруирование образовательных и педагогических задач на осВннове проблемного обучения с учетом индивидуальных особенВнностей каждого студента.
Активизация учебного процесса начинается с диагностиВнрования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При этом преподаватель помнит прежВнде всего о создании положительно-эмоционального отношеВнния у студента к предмету, к себе и к своей деятельности.
Далее, на втором этапе, преподаватель создает услоВнвия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
На третьем этапе преподаватель стремится создать усВнловия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформироВнванных интересов. При этом преподаватель проводит индиВнвидуально-дифференцированную работу с учащимся с учеВнтом его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации.
Учебно-познавательная деятельность тАФ многоуровневая сиВнстема, включающая активные формы регуляции и преобразоВнвания разных систем: теоретических и методических. ОсобенВнно продуктивна может быть совместная деятельность препоВндавателя и студента (студент тАФ студент; преподаватель тАФпреВнподаватель).
Л. С. Выготский писал: ВлОбучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития. Оно поВнбуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые наВнходятся в стадии созревания и лежат в зоне ближайшего разВнвитияВ».
Итак, начнем с поисков путей активизации самостоятельной познавательной деятельности как условия непрерывности и эффективности вашего образования.
1. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ УСТАНОВОЧНЫХ И ОБОБЩАЮЩИХ ЛЕКЦИЙРекомендации по работе над текстами лекции сводятся к конкретным советам, с первого взгляда кажущимся до примиВнтивности простыми.
На обороте обложки тетради записывается фамилия, имя, отчество преподавателя, его ученая степень и ученое звание. Эта запись расшифровывается кратким рассказом преподаВнвателя о себе, о своих студенческих годах, об опыте слушаВнния лекций и ведения записей.
Рекомендуется вести записи на одной стороне листа, оставляя вторую сторону для размышлений, разборов, вопроВнсов, ответов на них, для фиксирования деталей темы или свяВнзанных с ней фактов, которые припоминаются самим студенВнтом в ходе слушания. Иногда для этого оставляются лишь широкие поля.
Студентам не следует много и подробно все записывать. В свою очередь, многие преподаватели диктуют основные поВнложения тАФ определения, отличающиеся от приводимых в учебниках, выводы, параметры, критерии, аксиомы, постулаВнты, парадоксы, парадигмы, концепции, ситуации, факты-маяВнки, а также мысли-маяки (ими часто являются остроумные изВнречения) и др. На первых лекциях стоит специально упВнражняться в использовании полей: фиксировать вопросы, выВнзывающие личный интерес, варианты ответов на них, сомнеВнния, проблемы, спорные положения тАФ т. е. превратить тетВнрадные поля в поля размышлений, бесед с собой, диалогов с товарищами, с преподавателем.
Уже на первом курсе нередко практикуются контрольные задания, ответы на которые в виде рассуждений даются стуВндентами в форме мини-лекции продолжительностью в нескольВнко минут. Остальные студенты кратко записывают основные поВнложения, отмеченные товарищами. Всем важно быть готовыВнми к тому, что вступление к лекции на новую тему преподаваВнтель сопровождает вопросом по предыдущей лекции: что проВнизвело наибольшее впечатление? какие мысли запомнились? какие факты запомнятся надолго? В это время студенты ведут работу на полях тетрадей.
Запись лекций ведется в произвольной форме. Это может быть стиль учебной программы (назывные предложения); неВнкоторые студенты важнейшие мысли выделяют цветными флоВнмастерами или применяют боковые ВлфонарикиВ», выделяющие подтемы. Самим слушателям важно стремиться к специальВнной тАФ предметной интерпретации сообщаемых общих знаний. Предполагаются и систематические возвращения к предыдуВнщим текстам.
Слушание и записывание лекций является одной из решаВнющих форм самообразования студентов-заочников. С ней, с
этой формой, связана и работа с литературой, и составление планов, тезисов, конспектов, и приучение к использованию соВнвременной техники хранения информации, и подготовка к колВнлоквиуму, зачету, экзамену, к написанию докладов, рефератов, курсовых работ. Именно активное слушание лекций создает предварительные условия для вовлечения первокурсников в самостоятельные исследования.
Необходима подготовка к слушанию установочной лекции. Она начинается с ознакомления с общей учебной програмВнмой, с просмотра записей предыдущих лекций, восстановлеВнния в памяти их материала, с психологического настроя на предстоящую работу.
Слушание лекций тАФ сложный вид интеллектуальной деяВнтельности, успех которой обусловлен, во-первых, общим ВлумеВннием слушатьВ», во-вторых, стремлением воспринимать маВнтериал (воспринимать осмысленно, а не механически), нужВнное записывая в тетрадь. Запись лекции помогает сосредотоВнчить внимание на главном, в ходе самой лекции продумать и осмыслить услышанное, осознать план и логику изложения материала преподавателем.
Такая работа нередко, особенно поначалу, вызывает трудВнности у студентов: некоторые стремятся записывать все досВнловно, другие пишут отрывочно, у третьих запись получается хаотическая. Чтобы избежать этих ошибок, целесообразно приВндерживаться ряда правил.
1. После записи ориентирующих и направляющих внимаВнние данных (тема, цель, план лекции, рекомендованная литеВнратура) важно попытаться проследить, как они раскрываются в содержании, подкрепляются формулировками, доказательВнствами, а затем и выводами.
2. Записывать следует основные положения и доказываюВнщие их аргументы, наиболее яркие примеры и факты, поставВнленные преподавателем вопросы для самостоятельной проВнработки.
3. Стремиться к четкости записи, ее последовательности, выделяя темы и подтемы, вопросы и подвопросы, используя цифровую и буквенную нумерацию (римские и арабские цифры, большие и малые буквы), красные строки, выделение абВнзацев, подчеркивание главного и т. д.
Форма записи материала может быть различной тАФ в завиВнсимости от специфики изучаемого предмета; уместны и свои краткие пояснения к записям.
Запись лекции лучше вести в сжатой форме, короткими и четкими фразами. Каждому студенту полезно выработать свою систему сокращений, в которой он мог бы разобраться легко и безошибочно. Даже отлично записанная лекция предполагаВнет дальнейшую самостоятельную работу над ней (глубокое осмысление ее содержания, логической структуры, выводов). Особенно важно в процессе самостоятельной работы над лекВнцией выделить новый понятийный аппарат, уяснить суть ноВнвых понятий, при необходимости обратиться к словарям и друВнгим источникам, заодно устранив неточности в записях.
Работа над лекцией стимулирует самостоятельный поиск ответов на самые различные вопросы: над какими понятиями следует поработать, какие обобщения сделать, какой дополВннительный материал привлечь.
Главным же средством, направляющим самообразование, является выполнение различных заданий по тексту обобщаВнющей лекции, например, составить ее развернутый план или тезисы; ответить на вопросы проблемного характера, скажем, об основных тенденциях развития той или иной проблемы; наВнконец, придумать и составить проверочные тесты по проблеВнме, написать и ВлзащититьВ» по ней реферат, сделать графиВнческие схемы.
Если установочная лекция вводит в изучение курса, предВнмета, проблем (что и как изучать), то обобщающая лекция поВнзволяет подвести итоги (зачем изучать), выделить главное, усВнвоить законы развития знания, преемственности, новаторства, чтобы применить обобщенный позитивный опыт к решению соВнвременных практических задач. Обобщающая лекция ориентиВнрует в истории и современном состоянии научной дискуссии, раскрывает теоретическое и прикладное значение проблемы.
Обобщающая лекция может быть и введением в историоВнграфию науки, ее разделов, тем, проблем, и историко-научным материалом, позволяющим подробно рассмотреть Влметоды выдающихся исследований, открытий, перепроверок и опроверВнжений прежних теорий в той или иной наукеВ» (Б.М. Бим-Бад).
Алгоритм работы над обобщающей лекцией предполагает ответы на такие вопросы:
тАв над какими понятиями следует поработать;
тАв какие обобщения выявить (обобщение тАФ это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенВнным признакам);
тАв какой учебный материал и как систематизировать;
тАв какие общие закономерности и принципы удалось выяВнвить;
тАв какими материалами следует дополнить текст;
тАв как и по каким параметрам можно провести сравнительВнный анализ материалов обобщающих лекций.
Система работы над материалами обобщающих лекций вхоВндит и в выполнение определенных заданий по тексту лекций.
Задания можно разделить на три уровня.
Задания репродуктивного уровня (составить развернутый план обобщающей лекции, составить тезисы по материалам лекции).
Задания продуктивного уровня (ответить на вопросы проВнблемного характера, составить опорный конспект по схеме, выявить основные тенденции развития проблемы).
Задания творческого уровня (составить проверочные теВнсты по теме, защитить реферат и графические темы по данВнной проблеме).
Студенту-заочнику не могут быть даны полные лекционные курсы по предмету, в том числе по педагогике. Ему представВнляются варианты лекционных курсов по введению в специВнальность, по основам педагогики, дидактике и теории воспиВнтания, варианты лекций и занятий по истории педагогики и ряд других специальных курсов. Все они носят обобщающий характер, в них выделены наиболее актуальные научные и практические проблемы, в том числе и из тех областей фунВндаментальных знаний, которые еще не нашли практического применения. Это очень важно понимать учащемуся, так как именно на спецкурсах он может начать свое исследование, включившись в учебную и научно-исследовательскую работу студента.
Обобщающая лекция по проблеме социализации личносВнти включает в себя актуальную тему ВлОбразовательная среВндаВ». В Концепции университета записано: ВлОбразование приВнобретается благодаря действию человека в специально оргаВннизованной среде. Образовательная среда учит извлекать познания из собственной деятельности, из наблюдений и восВнприятияВ».
2. ПРАКТИКУМ. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯПрактические занятия имеют целью закрепить знания, пеВнренести их в новую ситуацию, сформировать у студентов обВнщепедагогические понятия и основные педагогические умеВнния в решении практических задач и ситуаций. При этом проВнисходит и обобщение, и конкретизация, и использование пракВнтических сведений из ряда других предметов, прежде всего практической психологии, что способствует интеграции знаВнний о ребенке.
Основными методами при проведении практических заняВнтий становятся:
тАв упражнения;
тАв конструирование педагогических ситуаций;
тАв моделирование обобщающих схем;
тАв поиск нужной информации;
тАв самостоятельное пополнение знаний.
Два последних метода свидетельствуют о том, что на заВннятии будут использованы поисковые методы, будет провеВндено небольшое исследование. Студенты работают с научВнными текстами, справочной и историко-педагогической литеВнратурой, добиваясь умения быстро ориентироваться в ситуаВнциях (стандартных, критических, экстремальных) и принимать правильное психолого-педагогическое решение, а также соВнставлять программу дальнейшего исследования.
Для преподавателя важно демонстрировать образцы псиВнхолого-педагогических исследований, оптимальные способы решения теоретических и практических задач.
На лабораторно-практических занятиях студенты знакоВнмятся с новыми психолого-педагогическими диагностиками и методиками, работают с ними, группируют их с учетом испольВнзования в разных возрастных группах, а также анализируют педагогические технологии.
На лабораторно-практических занятиях используются в основном частично-поисковые и исследовательские уровВнни проблемности. Студенты работают в микрогруппах саВнмостоятельно.
Формы проведения практических занятий различны: от конструирования педагогических ситуаций и решения педаВнгогических задач, выполнения упражнений (педтехника), раВнботы с опорными схемами до встреч, бесед с учителями, псиВнхолого-педагогических игр, тренингов и выполнения творчесВнких работ.
Практические работы проходят и в форме анализа проблеВнмы у педагогов-мастеров (например, проблема творчества у Ш.А. Амонашвили и Л.В. Занкова; проблема активности в исВнследованиях синтетически-антропологического течения начаВнла XX в.; особенности развивающего и воспитывающего обуВнчения в начальной школе В.А. Сухомлинского).
Актуальные проблемы современного образования в конВнтексте исторических знаний могут стать материалом для ввеВндения в современную научную дискуссию и представить возВнможность для приращения знаний, поиска нового в уже извесВнтном, переноса знаний в новую ситуацию, изучения студенВнтом методики исторического обзора.
Программу практических и лабораторно-практических заняВнтий можно расширить за счет практикумов (в том числе готовяВнщих студентов к педагогической практике).
Особое внимание обратите на блоки практических работ, которые расположены с учетом тематического плана и рабочих планов преподавателя. Практические работы касаются отВндельных авторских подходов в организации педагогического процесса и представлены обобщающими схемами и системаВнтизацией материалов, в том числе и по дидактике.
Общим для всех практических работ является использоВнвание индивидуальной и групповой деятельности; обязательВнным видом является коллективная деятельность студентов в период сессии.
Важна и парная работа (статические и динамические пары), где по одной и той же проблеме студенту представляется возВнможность несколько раз проверить себя, встретившись со стуВндентами с различным уровнем знаний.
Обязательные приемы, используемые во всех видах групВнповой деятельности: организация успеха, уверенности в собВнственных силах; организация взаимной ответственности; окаВнзание доверия; экспертный анализ, имеющий свои оценочные критерии; вопросы к преподавателю.
Обязательные методы: метод временных ограничений, коллективных обсуждений в совокупности с другими методаВнми.
Обязательные средства: проведение практических занятий (технология); использование аудио- или видеотехники; испольВнзование справочного материала; средства контроля (графиВнки, схемы, таблицы, листы самоконтроля, мониторинговые срезы и др.).
Цели проведения практических работ заключаются в отраВнботке умений и навыков, в систематизации и обобщении поВнлученной информации, переводе ее в личностные знания, что способствует формированию ВлЯ-концепцииВ» и таких практиВнческих умений, которые необходимы в профессиональной деВнятельности преподавателя.
3. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУВ ходе познания и практического действования студент должен понять, осознать педагогический процесс как жизненВнно важный; научиться оперировать понятиями, категориями
педагогики; применять способы, приемы, методы практичесВнкой конструктивной деятельности и общения, приучая себя к постоянному пересмотру и совершенствованию педагогики общения, к выработке собственных убеждений.
Студент-заочник, дистантник, готовясь к зачетам, экзамеВннам, самостоятельно проводит ряд практикумов, что позволяВнет ему получить зачет автоматически. Представленные в пракВнтических материалах вопросы и задания составляют актуальВнные темы практики и позволяют проверить умения и навыки студента в пользовании первоисточниками, учебниками, спраВнвочниками, дополнительной литературой.
Решение типовых и нетиповых задач и ситуаций помогает студенту-заочнику подготовиться не только к экзаменам, но и к написанию контрольных, курсовых и дипломных работ, к практике. Особенно важно упражняться в решении нетиповых задач, позволяющих переносить знания в новые ситуации, реВншать задачи нового класса.
Необходимо подготовить письменно ряд вопросов по выВнбору к семинару, практикуму и представить их преподаватеВнлям на сессию, это поможет подготовиться к третьему вопроВнсу экзаменационного билета, представляющему собой нетиВнповую задачу.
Семинар тАФ вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участВнниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п. С тематикой семинаров студенты-заочники знакомятся зараВннее, поэтому они могут подготовить ряд вопросов для выступВнления на семинарах, которые проводятся в период сессии. АлВнгоритм подготовки к семинару следующий: выбрав тему, стуВндент составляет свой план-график подготовки к семинару. Для приобретения широкого видения проблемы студент стараетВнся осмыслить ее в общем объеме; познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой основной рекомендуВнемой литературе; выявить основные идеи, раскрывающие данВнную проблему; сверить их определения со справочниками, энВнциклопедией; подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения; составить тезисы выВнступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщеВнния на семинаре; проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара; готовясь к выступлению на семинаре, по возможности проконсультироВнваться с преподавателем; относиться к собранному материаВнлу, как к источнику будущих исследований.
Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заВнложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, осоВнбенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару тАФ предварительВнное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данВнной теме.
Современная практика предлагает широкий круг типов сеВнминарских занятий. Среди них особое место занимает семиВннар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая инВнформация, видны убеждения студента; обсуждаются протиВнворечия (явные и скрытые) и недостатки; для обсуждения беВнрутся конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для педагогической и интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проВнблемные вопросы); дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заВнслушиваются и защищаются проектные задания. После этоВнго проходит Влмозговой штурмВ» по нерешенным проблемам дискуссии, а также выявляются прикладные аспекты, котоВнрые можно рекомендовать для включения в курсовые и дипВнломные работы или в апробацию на практике. На сессии преВнподаватель обобщает результаты проделанной студентом раВнботы.
Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнеВнния студентов по актуальным вопросам образования и чаще всего носят такие названия, как ВлВстреча умов и мненийВ», ВлМое мнение таково..В», ВлКаждый решает по-своему..В». Попытайтесь выборочно выполнить задания из базового учебВнника, что позволит вам подготовиться к третьему вопросу экзаменационных билетов по педагогике и научит умению расВнсуждать на проблемные темы.
Семинар-исследование предполагает предварительную раВнботу тАФ написание реферата, доклада по итогам опытной раВнботы. Участие в нем тАФ это, прежде всего, диалог студента-дистантника с преподавателем. Результаты обсуждаются на семинаре или конференции с наглядным показом исследоваВнтельского материала (схемы, таблицы, графики, диагностиВнческие методики). Частично материал может быть включен в дипломную работу. При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, соВнставляет библиографию по теме, учится писать исторические обзоры.
В пособии мы представляем также семинар-зачет, которым заканчивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготоВнвиться к нему, следует решить как можно больше практических упражнений, в том числе нетиповых. При подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах. Так, например, при подготовке к зачету по педагогике дается такой тест: ВлЧто есть педагогика тАФ наука об искусстве воздействия воспитателя на поведение воспитанника; наука, изучающая закономерности развития ребенка и определяющая направления его воспитания; наука о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с потребностями общеВнственно-экономического развития; наука, которая определяет общие закономерности становления личности..?В»
Проблемный семинар готовится преподавателем достаточВнно основательно: подбираются проблемные и контрольно-проВнверочные вопросы. Такой семинар возможен только после проВнхождения темы. К нему студенты готовятся по пособиям,а такВнже используют хрестоматии, энциклопедии, справочники, слоВнвари, журналы.
К проблемному семинару просматривается литература в рамках различных исследовательских школ (например ВлТраВндиционные и нетрадиционные подходы к проблеме..В»).
Многолетняя практика показала, что наибольшую эффективВнность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности, имеющей определенные особенВнности, а именно:
тАв разделение студентов на группы по их желанию (с обязаВнтельным
тАв участием студента с устойчивым интересом к данному предВнмету);
тАв постановка общих целей и задач для группы;
тАв работа в последовательности тАФ индивидуальная, парВнная (чаще всего
тАв перекрестный опрос), работа в группе, коллективная;
тАв обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа занятий;
тАв экспертный анализ;
тАв оценка работы группы преподавателем;
тАв проведение самооценки.
4. ПОДГОТОВКА К ОТЧЕТНОСТИ (КОЛЛОКВИУМ, ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН)Наиболее ответственным этапом в обучении студентов явВнляется экзаменационная сессия. На ней студенты отчитываВнются о выполнении учебной программы, об уровне глубины и объеме полученных знаний. Это государственная отчетность студентов за период обучения, за изучение учебной дисципВнлины, за весь вузовский курс. Поэтому так велика их ответВнственность за успешную сдачу экзаменационной сессии. На сессии студенты сдают экзамены или зачеты. Зачеты могут проводиться с дифференцированной отметкой или без нее с записью в зачетной книжке ВлзачтеноВ» или Влне зачтеноВ». ЭкзаВнмен как высшая форма контроля знаний студентов оцениваВнется по пятибалльной системе.
Залогом успешной сдачи всех экзаменов являются систеВнматические, добросовестные занятия студента. Однако это не исключает необходимости специальной работы перед сессией и в период сдачи экзаменов. Специфической задачей раВнботы студента в период экзаменационной сессии являются поВнвторение, обобщение и систематизация всего материала, коВнторый изучен в течение года.
Начинать повторение рекомендуется за месяц-полтора до наВнчала сессии. Прежде чем приступить к нему, необходимо устаноВнвить, какие учебные дисциплины выносятся на сессию и, если возможно, календарные сроки каждого экзамена или зачета.
Установив выносимые на сессию дисциплины, необходиВнмо обеспечить себя программами. В основу повторения долВнжна быть положена только программа. Не следует повторять ни по билетам, ни по контрольным вопросам. Повторение по билетам нарушает систему знаний и ведет к механическому заучиванию, к ВлнатаскиваниюВ». Повторение по различного рода контрольным вопросам приводит к пропускам и пробеВнлам в знаниях и к недоработке иногда весьма важных раздеВнлов программы.
Повторение тАФ процесс индивидуальный; каждый студент повторяет то, что для него трудно, неясно, забыто. Поэтому, прежде чем приступить к повторению, рекомендуется сначаВнла внимательно посмотреть программу, установить наиболее трудные, наименее усвоенные разделы и выписать их на отВндельном листе.
В процессе повторения анализируются и систематизируВнются все знания, накопленные при изучении программного маВнтериала: данные учебника, записи лекций, конспекты прочиВнтанных книг, заметки, сделанные во время консультаций или семинаров, и др. Ни в коем случае нельзя ограничиваться тольВнко одним конспектом, а тем более чужими записями. Всякого рода записи и конспекты тАФ вещи сугубо индивидуальные, поВннятные только автору. Готовясь по чужим записям, легко можВнно впасть в очень грубые ошибки.
Само повторение рекомендуется вести по темам програмВнмы и по главам учебника. Закончив работу над темой (глаВнвой), необходимо ответить на вопросы учебника или выполВннить задания, а самое лучшее тАФ воспроизвести весь матеВнриал.
Консультации, которые проводятся для студентов в периВнод экзаменационной сессии, необходимо использовать для угВнлубления знаний, для восполнения пробелов и для разрешеВнния всех возникших трудностей. Без тщательного самостояВнтельного продумывания материала беседа с консультантом неизбежно будет носить ВлобщийВ», поверхностный характер и не принесет нужного результата.
5. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМЕсть целый ряд принципов тАФ ВлсекретовВ», которыми слеВндует руководствоваться при подготовке к экзаменам.
Первый тАФ подготовьте свое рабочее место, где все должВнно способствовать успеху: тишина, расположение учебных поВнсобий, строгий порядок.
Второй тАФ сядьте удобнее за стол, положите перед собой чистые листы бумаги, справа тАФ тетради и учебники. ВспомниВнте все, что знаете поданной теме, и запишите это в виде плана или тезисов на чистых листах бумаги слева. Потом проверьте правильность, полноту и последовательность знаний по тетраВндям и учебникам. Выпишите то, что не сумели вспомнить, на правой стороне листов и там же запишите вопросы, которые следует задать преподавателю на консультации. Не оставляйте ни одного неясного места в своих знаниях.
Третий тАФ работайте по своему плану. Вдвоем рекомендуВнется готовиться только для взаимопроверки или консультаВнции, когда в этом возникает необходимость.
Четвертый тАФ подготавливая ответ по любой теме, выВнделите основные мысли в виде тезисов и подберите к ним в качестве доказательства главные факты и цифры. Ваш отВнвет должен быть кратким, содержательным, концентрированВнным.
Пятый тАФ помимо повторения теории, не забудьте подгоВнтовить практическую часть, чтобы свободно и умело показать навыки работы с текстами, картами, различными пособиями, решения задач и т. д.
шестой тАФ установите четкий ритм работы и режим дня. Разумно чередуйте труд и отдых, питание, нормальный сон и пребывание на свежем воздухе.
Седьмой тАФ толково используйте консультации преподаВнвателя. Приходите на них, продуктивно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами, а не просто послуВншать, о чем будут спрашивать другие.
Восьмой тАФ бойтесь шпаргалки тАФ она вам не прибавит знаВнний.
Девятый тАФ не допускайте как излишней самоуверенносВнти, так и недооценки своих способностей и знаний. В основе уверенности лежат твердые знания. Иначе может получиться так, что вам достанется тот единственный вопрос, который вы не повторили.
Десятый тАФ не забывайте связывать свои знания по любоВнму предмету с современностью, с жизнью, с производством, с практикой.
Одиннадцатый тАФ когда на экзамене вы получите свой биВнлет, спокойно сядьте за стол, обдумайте вопрос, набросайте план ответа, подойдите к приборам, картам, подумайте, как теоретически объяснить проделанный опыт. Не волнуйтесь, если что-то забыли.
Контрольные задания и листы самоконтроля уровня знаний
Проверка уровня знаний, умений и навыков студентов проВнводится в соответствии с требованиями, изложенными в станВндартах, и ожидаемыми результатами по итогам каждого курса, а также с учетом начального уровня знаний и способностей стуВндента.
Индивидуально-ориентированное обучение как главный принцип современного образования предполагает и ряд дифВнференцированных заданий трех уровней тАФ репродуктивного, продуктивного и творческого.
Особенно важно, чтобы в контрольных заданиях чаще использовались задания творческого уровня тАФ на развиВнтие критического мышления, исследовательских умений
(сравнить, систематизировать, найти логическую ошибку, ее причину, оценить преимущества и недостатки, привести арВнгументы и контраргументы, составить проверочные тесты по теме, защитить реферат по проблеме) и достижения ноВнвого знания.
Использование рейтинговой методики особенно помогает в организации самостоятельной работы и со студентами-дистантниками, и с заочниками, как по отдельным проблемам, так и по любому заданию и по всем видам учебной нагрузки за семестр.
Если преподаватель хочет проверить, как студент работаВнет над проблемой, то оценка заданий производится в компВнлексе (выполнены все 15 заданий тАФ ВлотличноВ», 10 заданий тАФ ВлхорошоВ» и т. д.).
Если преподаватель оценивает все практические задания за семестр на 150 условных единиц, то ВлотличноВ» тАФ 100 усВнловных единиц, ВлхорошоВ» тАФ 80, ВлудовлетворительноВ» тАФ 60, из них: обобщающее задание тАФ 30, исследовательское задаВнние тАФ 50 условных единиц.
Для оперативной информации о результатах всей учебно-познавательной деятельности студентов-заочников можно провести мониторинговые исследования по вопросам:
тАФ планирование развития психолого-педагогических знаВнний на курсе, факультете;
тАФ результативность нововведений (спецкурсов, специалиВнзаций и т. д.);
тАФ качество работы преподавателей и студентов;
тАФ соотношение инвариантной и вариативной части базисВнного учебного плана.
Мониторинг демонстрирует лишь общую картину действий всех факторов, влияющих на обучение, а также показывает по итогам результативности направления, нуждающиеся в более детальном исследовании.
Методика проведения мониторинга заключается в следуюВнщем:
тАФ выделяются учебные дисциплины, составляющие опреВнделенную образовательную область;
тАФ определяются сроки проведения (например посемест-ровые);
тАФ выделяется количественный состав учащихся;
тАФ выписывается таблица оценок учащихся по всем предВнметам;
тАФ вычисляется индивидуальный средний балл по групВнпе и т. д.
Понимая значимость этих общих мер комплексной проверВнки результативности образования, следует учесть особое знаВнчение системности и последовательности контроля со стоВнроны каждого преподавателя и самоконтроля знаний со стоВнроны студентов. В нашей практике для контроля за деятельВнностью студентов используются системы контрольных вопроВнсов по каждой теме, контрольно-срезовые задания по отдельВнным вопросам, темам, проблемам.
Коллективно-познавательная деятельность также предполаВнгает разные типы контроля со стороны студентов тАФ в парной и групповой деятельности (листы взаимоконтроля, таблицы, сводВнные таблицы по анализу занятия в группе и др.).
Особое внимание мы придаем контрольно-срезовым задаВнниям, проводимым по итогам темы. Каждое задание имеет не менее трех взаимосвязанных вопросов, позволяющих не тольВнко провести ВлсрезВ» знаний студентов по теме, но и подумать над педагогической технологией подачи данной темы в услоВнвиях разных категорий обучающихся.
Кроме контрольно-срезовых заданий по одной теме, есть и контрольные вопросы по ряду тем, носящих проВнблемный характер. Для самостоятельной работы студенВнтов часто используется лист самоконтроля знаний по разВнным разделам программы. Эти листы студенты выбирают сами. Они могут сдать несколько разделов программы в любой очередности.
Технология подготовки и сдачи зачетов по листам самоВнконтроля разная: можно работать индивидуально по конкретВнному предмету или консультируясь с преподавателем по мере выполнения заданий; можно подготовить весь материал по учебному плану и привезти его на сессию.
Работа с дидактическими материалами
Учебные установки:
1. Знания по дидактике необходимы, так как учат самостоятельной познавательной деятельносВнти; нужны тем, кто будет обучать других; помогают отобрать методы, способы, приемы, необходимые для конкретной сиВнтуации.
2. Самостоятельную работу по дидактике следует начать с изучения примерного учебного плана.
3. В примерном плане занятий по дидактике акцентируется деятельность студентов, работающих в школе. Эти студенты обращаются к основам дидактики, чтобы составить свой урок, а главное, сравнить его с современным уроком, как особой формой реализации педагогического процесса. Пройдя школу традиционной педагогики, они анализируют и моделируют уроВнки с учетом новой образовательной парадигмы, апробируют в своей практике новые педагогические технологии.
4. Студентам психологического отделения, проходящим практику в среднеспециальном и высшем учебном заведениях, знания по дидактике позволят педагогически целесообразно поВнстроить зачетное занятие по психологии.
5. Понимание сущности педагогического процесса и умеВнние его организовать необходимо любому руководителю, раВнботающему с людьми. Знания по дидактике необходимы и в семейной педагогике.
6. Студенту-заочнику следует обратить внимание на блок-схемы ВлКлассификация дидактических принципов обученияВ», ВлКлассификация методов обученияВ», которая представлена тремя группами тАФ традиционная (Б. П. Есипов, М. А. Данилов и М. Н. Скаткин), классификация Ю. К. Бабанского, современВнная классификация, а также на схему ВлФакторы, влияющие на динамику позиции школьника и развитие его познавательной активностиВ». Изучив классификации дидактических принципов обучения и методов обучения, студент выбирает наиболее приВнемлемую классификацию методов, обосновывая свой выбор. Эти знания помогут при прохождении ознакомительной и акВнтивной педагогической практики.
7. Студенту-заочнику необходимо самостоятельно проработать (и представить на зачет) материалы семинаров-пракВнтикумов ВлМоделирование урока в начальной школеВ», ВлОбщее и различия в трех дидактических системах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. В. ЗанковаВ».
Инновационные методы. В современном образовании используется ряд активных методов обучения, способствуюВнщих формированию интеллектуальных умений студентов. СреВнди них часто используются такие, как: метод мозгового штурВнма, временных ограничений, манипулятивный метод, метод абсурда; обучение по алгоритму и др.
Классификация методов достаточно условна. Выбор меВнтодов зависит от цели и задач обучения, от содержания учебВнного материала, специфики обучаемости учащихся. Природа педагогических явлений требует прежде всего систематичесВнких наблюдений за учащимися, постановки новых задач и реВншения проблемных ситуаций, т. е. методов, ведущих к цели, входящих в систему данных действий преподавателя и стуВндента.
Работа с опорными схемами
Учебные установки. Понимание схемы как внутренней инВнтеллектуальной психологической структуры, управляющей организацией мышления и поведения человека, позволяет увидеть изложение темы логико-графическим языком с поВнмощью значимых опор. Опорная схема подкрепляет словесВнную форму изложения материала наглядно-образным его видением.
Опорные схемы помогают студенту подготовиться к зачету (часто являются третьим вопросом на экзамене по педагогиВнке). Зачетная письменная работа студента выглядит более выВнигрышно, если часть материала систематизирована в ней с помощью опорных схем.
По классификации опорные схемы могут быть обобщающиВнми, конкретизирующими, разъясняющими проблему или тему. В пособии представлены группы схем к обобщающим лекциям, к раскрытию теории и практики проблем дидактики, разъясняВнющие современный урок и педагогические технологии. Их предВнставление единым блоком свидетельствует о их взаимосвязи, которую мы рассматриваем как взаимодействие, взаимопроникВнновение, взаимообогащение.
Студент, изучив обобщающую схему, не только выбирает наиболее приемлемую, но и учится обосновывать свой выбор с помощью определенных смысловых опор. Для обобщающих опорных схем, вбирающих в себя обширный материал, сразу же после схем дается ряд заданий для лабораторно-практической работы.
Среди обобщающих групп схем много внимания уделяетВнся схемам по теории и практике дидактики, которые особенно необходимы студенту-заочнику, не работающему в школе (см. схемы по дидактике).
Среди конкретизирующих выделяются схемы, построВненные на сравнении, сопоставлении дидактических и восВнпитательных систем, систем клубной работы и др. В таких схемах чаще всего даются параметры, по которым происВнходит сравнение. Так, например, дидактические системы (традиционные и инновационные) сравниваются по целям, признакам и возможностям данной системы для развития личности.
Разъясняющие опорные схемы несут иную смысловую нагрузку. Их используют при объяснении нового, закрепВнлении или для систематизации конкретного материала по теме. Так, например, среди этих схем могут быть такие: ВлСовременный урок и его дидактические особенностиВ»; ВлОценка тАФ отметка. Их роль в педагогическом процессеВ»; ВлЛогика непосредственной подготовки учителя к урокуВ». Блок разъясняющих схем часто сопровождают педагогиВнческие технологии.
Алгоритм самостоятельной работы с опорными схемами может быть следующим:
тАв обратить внимание на название схемы;
тАв выявить ключевые понятия;
тАв выявить по схеме критерии и показатели, по которым групВнпируется материал;
тАв системно работать с каждым критерием и показателем;
тАв особое внимание обратить на графу ВлРезультативностьВ» тАФ в образовании тАФ это важный психолого-педагогиВнческий результат.
На наш взгляд, итоговым результатом использования опорВнных схем является умение самостоятельно составлять опорВнную схему любого изучаемого материала.
6. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ДИПЛОМ)Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоретическое изучение, опытно-экспериментальную деяВнтельность, обоснование научно-методических выводов и реВнкомендаций.
В университете ее организуют кафедры по специальным программам учебно-научной исследовательской работы стуВндентов. Преподаватели или принимают предложения студенВнтов, или предлагают темы, входящие в общую проблему наВнучной работы лаборатории, кафедры. Последний вариант отВнличается большей возможностью базового, организационного и материального (приборы, оборудование) обеспечения. МаВнтериалы исследований вводятся преподавателями в лекции, семинары, практикумы, включаются в программы спецкурсов, экспериментов и др.
Подготовка к исследовательской работе интенсифициВнруется на третьем курсе, когда студенты выбирают специаВнлизацию, тему дипломной работы и начинают сбор материВнала к исследованию. Совместно с руководителем составВнляются общая программа деятельности, план-проспект дипВнломной работы, ведется подбор литературы. Программа рассчитана на три года. Сначала студент изучает литераВнтуру и делает историко-теоретический обзор, выделяя тенВнденции развития изучаемого объекта, описывает состояние изученности избранной проблемы. Далее конкретизируетВнся план опытно-экспериментальной работы, создается теоВнретическая модель исследуемого процесса, определяются критерии и показатели его эффективности на основе сравнения первоначального и последующих срезов и комплексВнного анализа достигнутых результатов. В ходе всех видов учебной практики ознакомительной, производственной и преддипломной тАФ происходит сбор исследовательского маВнтериала путем разных видов наблюдения за объектом, опВнросов, обобщений.
В любом случае составляется программа собственно опытно-экспериментальной работы, включающей констатиВнрующий, формирующий и корректирующий этапы, по каждоВнму из которых определяются его цель, задачи, содержание, методы, база.
На первом этапе ведется включенное наблюдение за экспериментальной и контрольной группами; проводятся наВнчальные срезы уровня развития, например, тех качеств, котоВнрые необходимо сформировать; разрабатываются методики исследования.
На следующем этапе идет поиск путей совершенствоваВнния изучаемого процесса: его содержания, форм и методов организации, познавательной деятельности учащихся. СтуВндент-исследователь прежде всего знакомится с программно-методическими материалами тАФ Законом об образовании (1994); Государственными стандартами по общеобразоваВнтельной школе; учебниками и учебными пособиями по предВнмету. Совместно с учителем-экспериментатором проводитВнся апробация рабочих материалов тАФ программ сквозных курВнсов по предметам, пособий, хрестоматий, конспектов уроков, материалов для учащихся, дневников наблюдений и др. В условиях активной практики (8 недель) студент-исследоваВнтель может не только посетить занятия товарищей, но и опВнробовать свои идеи, применяя комплексные методики и техВннологии, отрабатывая коллективные и индивидуальные форВнмы работы.
Корректирующий этап эксперимента позволяет проверить по выделенным критериям и показателям результаты сделанВнного, внести уточнения в предлагаемые рекомендации, сдеВнлать общие выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕСтудентам-заочникам необходима разноплановая педагогиВнческая поддержка в поиске и овладении ими приемами и споВнсобами эффективной самостоятельной учебной работы.
Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненВнты. Овладевая все более сложными интеллектуальными дейВнствиями, студент приходит к активной смысловой ориентиВнровке, позволяющей ему отрабатывать собственные подхоВнды к решению проблемы самообразования. Целевой и исВнполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора спосоВнбов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельВнности.
Студенту-заочнику предстоит динамика от овладения приВнемами работы с учебной и научной литературой до развития умений и навыков самостоятельной познавательной деятельВнности и выработки привычки к систематическому самообразоВнванию. Содержательно такая динамика у первокурсника свяВнзана с развитием умений восприятия и воспроизведения изуВнчаемого материала, его анализа и сравнения, сопоставления и обобщения, составления тезисов, схем, таблиц, графиков, аргументации выводов. Целесообразны решения познавательВнных задач и анализ ситуаций, подготовка письменных контВнрольных работ, особенно творчество с элементами экспериВнмента, исследования. Все это достаточно сложно при заочВнной, тем более тАФ дистантной форме обучения, требующей особо четкого программирования и планирования общего и профессионального самообразования.
Конкретная помощь преподавателя связана, прежде всего, с созданием дидактических и психологических условий для возникВнновения и развития у студентов самой потребности в самообраВнзовании, стремления к активности и самостоятельности в этом процессе. В работе с заочниками велика роль организации соВнвместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов. Он создает обучающую среду, определяет структуру и логику интеллектуальных отношений и общения, предлагает гибкие и ваВнриантные программы при единой линии научного познания, пракВнтические задания на сравнение и рефлексию, опытно-эксперименВнтальную работу, решение задач нового класса, сопоставление разных точек зрения на одно и то же явление и т. д.
Условно выделяются две функции анализа педагогом оргаВннизации деятельности по самообразованию студентов:
позитивно-творческая тАФ соответствие собственных дейВнствий преподавателя требованиям современной вузовской пеВндагогики, прежде всего умение выделить разные теоретичеВнские концепции и тенденции массового опыта;
практически-действенная тАФ критическое осознание приВнчин своих трудностей и неудач, приведение своих педагогиВнческих приемов в соответствие с конкретными условиями раВнботы тАФ с данной группой студентов в зависимости от ее спеВнцифики.
Подобный самоанализ стимулирует умение сочетать теоВнретические знания с обращением к практическим ситуациям, введение задач, приближенных к актуальным проблемам соВнвременности, использование контекстного подхода к обучению, ориентирующего студента на решение профессиональных заВндач. Правильно, когда при подготовке контрольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные задания включаВнются преподаватели родственных дисциплин: использование межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенствования, правильном и своевременном осознании своей индивидуальности тАФ способностей и склонВнностей, характера ценностных ориентации, потребностей и моВнтивов, интересов, темпов обучаемости и уровня инВнтеллектуального развития, особенностей эмоциональной и воВнлевой сферы.
Чтобы стимулировать и постоянно поддерживать у стуВндентов интерес к получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их системе самообразоВнвания. Студенты должны овладеть основными и отдельныВнми конкретными составляющими элементами труда учитеВнля: работать с научной, методической и учебной литератуВнрой; излагать учебный материал, составлять систему дифференцированных упражнений и управлять ею в проВнцессе решения задачи; использовать приемы постановки вопроса, формулировать организующие и управляющие вопВнросы, а также варианты одного и того же вопроса; быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию; уметь контролировать и оценивать знания и т. д.
Знаниями и умениями нужно овладевать целенаправленВнно шаг за шагом, и чтобы закрепить их, постоянно активно исВнпользовать в практике. Для формирования профессиональВнных умений важно познакомить студента с функциональным содержанием данного приема работы, а затем научить приВнменять его в конкретных условиях.
В решении этой задачи эффективно помогает контекстВнное обучение, управление практической деятельностью в конВнтексте будущей профессии студента. Главным критерием при этом является возможность побуждения уровня активности, возникают устойчивая внутренняя ориентированность на раВнботу, самокритичность. Развиваются определенные коммуниВнкативные, организаторские, конструктивные, гностические каВнчества.
Прохождение последовательных дидактических шагов по овладению основами профессионального труда можно осуВнществить с помощью конкретных практических упражнений в процессе подготовки студента-заочника к семинару, практикуму, лабораторной работе, активной практике. ПрорабаВнтывая эти материалы, студент актуализирует и использует в активной творческой практике целый комплекс теоретических знаний разных дисциплин, а затем и самостоятельно может приготовить как учебное занятие, так и методическую его разработку.
Подготовка и проведение практических занятий студентаВнми-заочниками предусматривают индивидуальный поиск материала (библиографический, информационный, диагностиВнческий, научно-исследовательский).
Заочнику, начинающему путь в высшее образование, поВнлезно познакомиться с требованиями соответствующих госуВндарственных стандартов, с учебным планом по всем годам обучения и по каждому курсу, с рабочими планами на семестр, с программами и учебными пособиями.
Из представленной информации студенту-первокурснику полезно выбрать и освоить в первую очередь то, что поможет организовать себя для самостоятельной работы.
При заочном обучении особенно целесообразен перенос акцента с приоритета деятельности преподавателя на самоВнстоятельную познавательную деятельность студента, на соВнздание у него положительно-эмоционального отношения к учебной работе. Показателями сформированности такого отВнношения выступают критичность мышления (личное мнение, оценка, новое решение), умение вести дискуссию, обосноваВнние своей позиции, способность ставить новые вопросы, гоВнтовность к адекватной самооценке, в целом устойчивая поВнтребность в самообразовании.
Подводя итог, заметим: с первых семестров у студента с помощью преподавателя формируется индивидуальный стиль работы, рождаемый стремлением к самосовершенствованию, раскрытием своей индивидуальности, своих ценностных устаВнновоктАФ стиль непрерывного самообразования.
Хотелось бы акцентировать внимание студентов-заочниВнков на следующих положениях:
1. Самостоятельная работа студента тАФ это особым обраВнзом организованная деятельность, включающая в свою струкВнтуру такие компоненты, как:
тАФ уяснение цели и поставленной учебной задачи;
тАФ четкое и системное планирование самостоятельной раВнботы;
тАФ поиск необходимой учебной и научной информации;
тАФ освоение собственной информации и ее логическая пеВнреработка;
тАФ использование методов исследовательской, научно-исВнследовательской работы для решения поставленных задач;
тАФ выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
тАФ представление, обоснование и защита полученного реВншения;
тАФ проведение самоанализа и самоконтроля.
2. Студент-первокурсник должен понимать, что учебно-познавательная деятельность отличается от обычной учебВнной деятельности. Она носит поисковый характер, в ходе ее решаются несколько познавательных задач, ее результат тАФ решение проблемных ситуаций.
3. Позиция обучающегося учебно-познавательной деятельВнности тАФ субъектно-субъектная, она всегда проводится на проВндуктивном уровне. Поэтому, при оптимальном варианте учебВнно-познавательная деятельность студента является самореВнгулируемой, самоуправляемой, внутренне мотивированной, носит избирательный характер.
Представление студенту-заочнику материалов по органиВнзации преподавателем его деятельности по самообразоваВннию тАФ это приглашение к сотрудничеству преподавателя и студента.
ЛИТЕРАТУРА1. Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития. тАФ М., 1996.
2. Барышникова 3. А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. тАФ М., 1998.
3. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. тАФ М., 1972.
4. Словарь-справочник будущего учителя. тАФ М., 1996.
5. Барышникова 3. А. Организация самостоятельной поВнзнавательной деятельности студдентов-заочников. тАФ М., 2000.
Вместе с этим смотрят:
Саморегуляция учителем эмоционального состоянияСамостоятельная работа как условие эффективного усвоения нового материала
Система воспитания как условие становления личности
Словарь ребенка как основа развития речи