Компьютер в детском саду

Компьютер  в детском саду.

Компьютеризация школьного обраВнзования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров на заВннятиях в детских садах только начиВннается. Но это новшество требует тщательного изучения не только со стоВнроны педагогов и психологов, но и медиков. Основания для беспокойства самые весомые. Гигиенические исследоВнвания, проведенные в школах, показаВнли, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт тАФ усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуютВнся школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения, не скорригированные очками.

Степень утомления на занятиях с ЭВМ определяется качеством изобраВнжения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находитВнся в состоянии интенсивного развиВнтия. Именно в возрасте 5тАФ6 лет форВнмируется нормальная рефракция глаВнза, происходит переход физиологичеВнской дальнозоркой рефракции в норВнмальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соотВнветствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряВнженная длительная зрительная рабоВнта на близком расстоянии, неразВнборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т. д.). Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, форВнмируется произвольное внимание и мноВнгие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного   воздействия   на   здоВнровье.

С этой целью в НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР и НИИ фиВнзиологии детей и подростков АПН СССР были проведены наблюдения за состоянием здоровья и работоспособВнности детей шести лет одного из детВнских садов Москвы, в учебно-воспитаВнтельном процессе которого использоВнвался компьютерно-игровой комплекс (КИК) ВлЭлектроникВ». В сосстав КИК входит ЭВМ БК 0010 с видеотермиВнналом цветного изображения. Занятия проходят в специально оборудованном компьютерном зале. Содержание проВнграммного обеспечения занятий разВнработано НИИ дошкольного воспитаВнния АПН СССР. Анализ используемых игровых программ показал, что все они соответствовали возрастным возможноВнстям детей.

Для оценки влияния игровых занятий с использованием КИК до и после этих занятий у детей определялись функциоВннальное состояние зрительного аналиВнзатора, центральной нервной системы (ЦНС) и умственная работоспособВнность. В процессе игровой деятельности проводились хронометражные наблюдеВнния за поведением дошкольников, в том числе и за характером изменения позы. Дополнительным контролем служили исследования умственной работоспоВнсобности в течение всего дня преВнбывания в детском саду. Результаты показали: доля непосредственного обВнщения дошкольников с экраном дисВнплея во время занятий высока и соВнставляет 78тАФ82 %. Для определения допустимой одноразовой длительности оценивалось влияние 5-, 10- и 15-минутВнных занятий с компьютером. ПродолВнжительность игровых занятий в 5 минут не вызывала неблагоприятных изменеВнний в организме детей: функциональВнное состояние ЦНС и зрительного анаВнлизатора практически не изменялось. При 10-минутной игре внешние признаВнки утомления (двигательное беспокойВнство, отвлечения) отмечались лишь в отдельных случаях и в самом конце игры тАФ на последней минуте. Однако

были выявлены признаки снижения функционального состояния ЦНС (в 5 % случаев) и отмечено ухудшеВнние показателей состояния аккомодаВнционного аппарата глаза (в 20 % слуВнчаев), что особенно нежелательно для детей этого возраста. Таким образом, 10-минутная продолжительность игроВнвых занятий с компьютером у части дошкольников приводит к появлению признаков утомления. В первую очередь страдает аккомодационная система глаВнза, обеспечивающая четкое рассматриВнвание предметов на близком расстояВннии, Это может привести к развитию близорукости.

При 15-минутной продолжительности занятия у всех детей уже на 10тАФ12-й минутах появлялось двигательное бесВнпокойство, которое нарастало и усилиВнвалось к концу занятия. УвеличиваВнлось число ошибок при игре, ослабевал интерес к ней. Все это сопровождаВнлось снижением функциональных возВнможностей зрительного анализатора и ЦНС,

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что предельно допустимая длительность игровых заняВнтий на ЭВМ для детей шести лет не должна превышать 10 минут.

Наблюдения также показали, что наиболее неблагоприятные изменения в функциональном состоянии отмечаВнлись преимущественно в понедельник и пятницу. Так, к концу недели снижалВнся уровень умственной работоспособВнности дошкольников, более половины из них заканчивали компьютерные занятия с выраженным утомлением. У всех детей ухудшались показатели, отражающие состояние аккомодационного аппарата глаза. Примерно такая же картина отВнмечалась и в понедельник. Таким обВнразом, в качестве наиболее благоприятВнных дней для проведения занятий с комВнпьютером в группе детей седьмого года жизни могут быть рекомендованы вторВнник, среда и четверг. Анализ данных показал: без ущерба для состояния здоровья дети могут заниматься на ЭВМ лишь один-два раза и неделю. При увеличении занятости (три и более раз в неделю) большинство детей знаВнчительно утомлялись.

Выраженное утомление диагностироВнвалось и в том случае, если занятия с компьютером проводились после трех обязательных занятий или в период, отВнведенный для прогулки.

Для поддержания устойчивого уровВння работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют услоВнвия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответВнственность за безопасность ребенка.

Для проведения таких занятий необВнходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Наши исследования показали: в тех случаях, когда вместо стульев испольВнзовались кубы, ухудшение осанки детей к концу года отмечалось в два раза чаще, чем в группах, где не было заняВнтий с ВДТ. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендиВнкулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расВнстояние глаз до экрана составляет 55тАФ65 см. За видеотерминалом недоВнпустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изоВнбражения на экране.

Для уменьшения зрительного напряВнжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и конВнтрастным, не имело бликов и отражеВнний рядом стоящих предметов.

Необходимо также исключить возВнможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.

Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана тАФ не более 200 лк.

При работе компьютеров в помещеВннии создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростаВнтического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами.

Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального миВнкроклимата, предупреждения накоплеВнния статического электричества и ухудВншения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание каВнбинета до и после занятий и влажная уборка тАФ протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.

Признавая, что компьютер тАФ ново-мощное средство для интеллектуальВнного развития детей, необходимо помВннить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной оргаВннизации как самих занятий, так и всего режима в целом.

Компьютерно-игровой комплекс дейВнствует с января 1989 года. Он размещен в комнате площадью 40 м2, смежной с физкультурным залом. Установка комплекса произведена под контролем медико-технической комиссии (в состаВнве главного энергетика и инженера-электроника, инспектора по технике безВнопасности, представителей пожарной инспекции и санэпидемстанции, офтальВнмолога и психоневролога). Комплект учебной вычислительной техники ВлЭлекВнтроника КУВТ-86В» состоит из ЭВМ ДВК-2Ш и 10 рабочих мест ВлЭлектроВнника БК-ОО10ШВ» (на базе цветных телеВнвизоров ВлЭлектроника Ц-431В», с интерВнпретатором языка ВлБейсикВ», 72-кла-вишный). Клавишный вариант констВнрукции БК-0010 оказался неприемлеВнмым для применения в дошкольном учВнреждении из-за невозможности испольВнзования символьных накладок для учебВнных и игровых программ. Попытки изготовления различных приспособлений к стандартной клавиатуре не даВнли желаемого результата. Поэтому клаВнвишная аппаратура была переделана вручную на мембранную с символьВнными накладками.

На занятиях используются развиВнвающие , и обучающие программы, разработанные ЦНИИ ВлЭлектроникаВ» МЭП СССР совместно с лабораторией игры НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Занятия проводятся со старшими доВншкольниками один раз в неделю по подВнгруппам в 8тАФ10 человек (предельное нахождение детей у дисплея 15 мин). Пока одна подгруппа находится в комВнпьютерно-игровом зале, другая заниВнмается в спортивном зале. Затем дети меняются местами. Таким образом чеВнредуется умственная и физическая наВнгрузка. Кроме того, создается положиВнтельная эмоциональная атмосфера, позволяющая детям легко, с большим интересом усваивать необходимые знания.

Каждое занятие структурно разделеВнно на четыре части: вводная (объясВннение), основная (игры на компьютеВнрах), заключительная (анализ игры) и двигательная тАФ для снятия мышечного напряжения (гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения).

Все работы по созданию условий в компьютерно-игровом зале и заняВнтия с детьми находятся под строгим контролем медиков. С этой целью заВнключен договор с кафедрой детских болезней лечебного факультета Горь-ковского медицинского института.

Медицинский    контроль    включает:

1. Изучение влияний на уровне орВнганизма как целостной системы; анаВнлиз адаптационных возможностей орВнганизма (АВО) по методике А. В. Або-ленской (ВлПедиатрияВ».тАФ 1989.тАФ № 6).

2. Изучение реакции организма на уровне клетки; анализ особенностей высшей нервной деятельности; динаВнмический контроль за состоянием деВнтей на клиническом уровне.

3. Разработку доступных методов контроля за здоровьем детей (типа прогностических сценариев обучения), методов профилактики возможных сдвигов.

Медицинский контроль, проводимый в течение года, позволяет констатиВнровать:

1. Никакого негативного влияния на нервную систему, органы чувств, кожу при занятиях, регламентированВнных временными методическими рекоВнмендациями ВлГигиенические условия организации учебных занятий с приВнменением компьютеров..В», не установВнлено.

2. Выявлены некоторые, сдвиги адапВнтационных возможностей организма (АВО) ребенка в ходе занятий. Так, при нормальном исходном уровне АВО посВнле игры отмечается его снижение, что можно объяснить затратой энергии. При исходном сниженном уровне АВО в процессе игры он повышается, т. е. психоэмоциональное напряжение (ожиВндание неизвестного) по'сле игры сниВнмается. Отсюда следует, что, возможВнно, главным стрессовым фактором являВнется элемент ВлэкзотикиВ» при контакте с компьютером, который при постоянВнных занятиях исчезает.

3. Выявлено положительное влияние на восстановление адаптационных возВнможностей детского организма занятий физкультурой и плаванием.

Таким образом, полученные медицинВнские данные позволяют сделать слеВндующие выводы:

тАФ занятия в компьютерно-игровом зале допустимы и безопасны для деВнтей старше 5 лет (младший возраст пока не изучался);

тАФ нормативы количества занятий в неделю целесообразно пересмотреть в сторону их увеличения: проводить 2 занятия в неделю по 15 минут (это снизит элемент напряженности у деВнтей);

тАФ при работе с видеотерминалами перспективно использование физкульВнтурной реабилитации, витаминоэнергетических комплексов и адаптогенов (типа элеутерококка, пантокрина) за 30 минут до занятий.

В   течение   года   нами   опробовано около 40 игр, предложенных в комплекВнтах ВлЗнайкаВ». В перспективном планиВнровании работы  в  компьютерно-игро- вом    зале    обязательно    учитывались  программные задачи на данный период,

степень сложности конкретной игры, а также чередование разных серий игр (ВлматематикаВ», Влизобразительное творВнчествоВ», ВлконструированиеВ» и т. д.).

Последовательная и систематическая работа с детьми в компьютерно-игровом зале в течение года позволила сделать следующие выводы:

1. Занятия с применением компьютеВнров очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваиВнвают программы, добиваясь их правильВнного решения.

.2. Психологическая готовность доВншкольников к использованию компьюВнтерных программ различного содержаВнния и уровня формируется всей сисВнтемой жизни ребенка в детском саду, т. е. процесс овладения элементарной компьютерной грамотностью требует от педагогов высокого уровня воспитаВнтельно-образовательной работы.

3. Большое значение имеет правильВнный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям.

4. Особое место занимает предвариВнтельная работа с детьми (обогащение знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами). Так, например, игры ВлВодителиВ» и ВлДоВнрожные знакиВ» представляют значиВнтельные трудности для детей-шестиВнлеток, которые ранее не посещали детВнский сад или поступили к нам из других дошкольных учреждений. Наши воспиВнтанники, как правило, легко справляютВнся с заданиями, так .как имеют возВнможность еще в младших группах осВнвоить все необходимые знаки и символы в автогородке.

5. Игры серий ВлМатематикаВ» и ВлАзВнбука в картинкахВ» помогают детям лучше усваивать знания, полученные на занятиях, стимулируют приобретеВнние новых знаний. Так, например, блаВнгодаря огромному интересу к компьюВнтерным математическим играм, все деВнти, старшей группы в кратчайший срок усвоили цифры до 10 без специальной подготовки (игра ВлПриглашение в гостиВ»).

6. Практика показала: большое знаВнчение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка игровой задачи.

С этой целью разработаны конспекты занятий-игр, занятий-сказок, позволяюВнщих повысить интерес детей (для игр ВлПострой домикВ», ВлШарикиВ», ВлСадикВ», ВлДомВ» и т. д.).

7. Непременным условием организаВнции компьютерных игр является высоВнкий уровень сформированности творВнческой игры. Именно в творческой игре у ребенка развирается способность наВнделять тот или иной предмет каким-то игровым значением, что необходимо для осмысленного оперирования симвоВнлами на экране дисплея,

8. Следует подчеркнуть, что режисВнсерские игры, а также игры из серии ВлИзобразительное творчествоВ» имеют много общего в способах и этапах выВнполнения задания. Поэтому, освоив последовательность выполнения дейВнствий в одной игре (например, ВлКосВнмосВ»), дети легко переносят их в другие (ВлГородВ», ВлМореВ»),

9. Замечено, что дети лучше справВнляются с заданием, если работают за компьютером парами, Работа Влодин на одинВ» является усложнением заВндания,

10. Параллельно с обычными групВнпами в компьютерно-игровом зале заВннимаются дети логопедических групп (даже с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития). И хотя качество их работы несколько хуВнже, но большинство из них справляются с предложенными заданиями, часто не решая подобных вопросов на обычных занятиях.

11. Важным моментом, на наш взгляд, является и то, что компьютерВнные игры (особенно математические) являются своеобразной диагностикой деятельности воспитателя, так как сраВнзу выявляют пробелы в тех или иных вопросах воспитательно-образовательВнной работы.

Компьютерная техника используется не только для игр детей. Благодаря множительному печатному устройству к каждому педсовету выпускается ВлПеВндагогический вестникВ». Кроме того, в соответствии с научным договором с медицинским институтом внедряется программа индивидуального прогноза здоровья ребенка. Суть данной методики в следующем: путем автоматизироВнванного (компьютерного) тестирования родителей (о состоянии здоровья малыВнша и всех членов его семьи, социально-бытовых условий и т. д.) определяВнется предрасположенность ребенка к каким-либо заболеваниям, прогнозиВнруется вероятная патология и даются конкретные рекомендации по профилактическим физкультурно оздоровительным мероприятиям. Причем все данные о детях закладываются в память комВнпьютера и могут в любое время восВнсоздаваться для контроля и сравнения результатов.

Приведем примерный конспект заняВнтия по игре ВлПострой домикВ».

Воспитатель   обращается   к детям : ВлПосмотрите, какую интересную книгу я для вас приготовила. Как она называетВнся?   (ВлТри  поросенкаВ».)   Кто  помнит, о ком эта книга? Как звали поросят ?: Почему Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа назыВнвают  глупыми  поросятами?   В   каком доме они спаслись от волка? Хотите прослушать продолжение этой интересВнной сказки?

Некоторое время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф жили у своего брата Наф-Нафа в его крепком каменном доме. Но со  вреВнменем поросята подросли, и им стало тесно даже в этом просторном помещении. Решили два глупых поросенка поВнстроить себе каждый по кирпичному дому. Достали грузовик, погрузили в него кирпичи и поехали на строительВнную площадку. Но поросята очень тороВнпились и ехали по кочкам и ухабам, не разбирая дороги. Добравшись до стройки, они увидели, что все кирпичи раскололись, осколки растерялись по дороге. Прикладывали поросята один кирпич к другому, прикладывали, да все равно дырки получаются. Давайте поможем им найти кусочки, сложить кирпичи и построить домики, чтобы не замерзли поросята зимойВ».

После краткого объяснения способов работы с клавиатурой дети пристуВнпают к выполнению задания. Построив домик, ребенок получает поощрительВнную карточку с изображением поросенВнка и, если позволяет время, пристуВнпает к повторному строительству.

Примерный комплекс упражнений для глаз

Комплексы гимнастики для глаз, реВнкомендованные методическими разВнработками НИИ дошкольного воспитаВнния АПН СССР, доступны детям. ОдВннако мы считаем, что для повышения интереса к упражнениям и качественВнного выполнения их желательно провоВндить в игровой форме.

ВлПоиграем с матрешкамиВ» Упражнения   выполняются   стоя,   у каждого  ребенка   в  руках  матрешка.

1. ВлПосмотрите, какая красивая матВнрешка пришла к вам в гости, какой красивый у нее платочек (2тАФ-3 сек).

Посмотрите, какая у меня матрешка (2тАФ3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою матрешку (2тАФ3 сек)В». Повторить 4 раза.

2. ВлМатрешки у нас веселые, любят . бегать, прыгать. Вы за ними внимательВнно   следите   глазами:   матрешка   подВнпрыгнула   вверх,   присела,   побежала вправо,   влевоВ».   Повторить   4   раза.

3. ВлМатрешки любят кружиться в хоВнроводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за нимиВ». Повторить 4 раза.

4. ВлМоя матрешка очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ееВ». Повторить 4 раза.

О роли интереса в приобщении

старших дошкольников к компьютеру

Компьютеризация, постепенно прониВнкающая практически во все сферы жизВнни и деятельности современного человеВнка, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей доВншкольного возраста. Отечественные и зарубежные исследования по использоВнванию компьютера в детских садах убеВндительно доказывают не только возможВнность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии инВнтеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

И действительно, компьютер, облаВндая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодейстВнвии педагога (воспитателя), ребенка и компьютера можно достичь положиВнтельного результата. То, какие цели ставит перед собой воспитатель, какиВнми путями добивается их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает компьютер на ребенка. И если сегодня уже можно говорить о допустимости использования компьюВнтера в работе с детьми дошкольного возраста, то теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения.

Предлагаемая вашему вниманию статья отражает результаты экспериВнмента, проводимого кафедрой доВншкольной педагогики Российского гоВнсударственного педагогического униВнверситета им. А. И. Герцена и Центра гармоничного развития детей доВншкольного возраста ВлСказкаВ» (С.-ПеВнтербург) на протяжении ряда лет.

В ходе эксперимента осуществлялось теоретическое осмысление целей, заВндач, принципов использования компьВнютера в педагогическом процессе, разВнрабатывались и апробировались пракВнтические основы и методика работы, определялись критерии оценки эффекВнтивности применения компьютера.

Разделяя точку зрения многих исслеВндователей, мы считаем основной целью использования компьютера в дошкольВнном учреждении всестороннее развитие ребенка, его подготовку к жизни и деятельности в Влкомпьютерной дейстВнвительностиВ», т. е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначеВнния и возможностей для достижения поставленных целей. Адаптация к миру компьютеров не только облегчит реВнбенку вхождение во взрослую жизнь, но и будет способствовать эффективноВнсти обучения с помощью компьютера и использования его в игровой деяВнтельности.

Ведущая роль в процессе адаптации ребенка к компьютеру принадлежит интересу к нему и деятельности с ним, причем особенно важны возникновение интереса и его развитие на этапе знакомства с компьютером, поскольку без этого не произойдет переход на более высокий уровень овладения им (Н. Чудова).

Интерес к компьютеру у детей старВншего дошкольного возраста проявляетВнся в устойчивом положительном отноВншении к нему, в желании и стремлеВннии действовать с ним, в предпочтеВннии этого вида деятельности другим.

Нам могут возразить: все дети, знаВнкомясь с компьютером и узнавая его возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ним. Действительно, подобное имеет место тАФ это не что иное, как реакция на новизну, рефлекс Влчто такое?В» (И. П. Павлов), но, как и любой рефлекс, такой интерес без соответстВнвующего подкрепления быстро сходит на нет, и повторное его возбуждение требует больших усилий. Более того, наш опыт показывает, что при непраВнвильной организации и методике проВнведения знакомства с компьютером интерес не только не возникает, но и уступает место такому нежелательному эмоциональному состоянию, как страх. Следовательно, первоначальная реакВнция на компьютер и действия с ним не может служить достаточным основаниВнем для формирования адекватного поВнложительного отношения, она является лишь отправной точкой для развития интереса к компьютеру.

В зависимости от длительности и устойчивости проявления интереса опВнределяются основные ступени (уровни) его развития. Это:

1) поверхностный интерес к особенВнностям внешнего вида объекта, его наиболее впечатляющим действиям (Влреакция на новизнуВ»);

2) ситуативный интерес, проявляюВнщийся кратковременно, эпизодически при непосредственном контакте и угаВнсающий с его прекращением;

3) интерес, проявляющийся в полоВнжительном, достаточно устойчивом отВнношении к компьютеру и действиям с ним и существующий наравне с интеВнресом к другим объектам и явлениям окружающего мира;

4) элементарный познавательный инВнтерес, в котором, в отличие от предыдуВнщего, определяющую роль играет познаВнвательный мотив тАФ настойчивое желаВнние больше узнать о компьютере, освоВнить новые способы действия с ним; инВнтерес, проявляющийся как выраженное предпочтение деятельности с компьютеВнром другим видам деятельности .

Однако последовательное изменение отношения ребенка к компьютеру, проВнходящее через все ступени, не является абсолютной закономерностью. В соотВнветствии с особенностями мыслительВнной деятельности, личностными качеВнствами, склонностями и предрасполоВнженностью к подобного рода деятельВнности тенденция в динамике изменеВнний интереса может осуществляться по одному из следующих направлений.

1. Нейтральное отношение. Ребенок не проявляет интереса к компьютеру ни при знакомстве с ним, ни в дальнейшем. Такие дети вообще отлиВнчаются низким уровнем развития поВнзнавательной активности и, как правиВнло, не проявляют интереса и к другим видам деятельности. (Однако следует помнить, что некоторые дети не готоВнвы к овладению именно этим видом деятельности, они еще не созрели до уровня, позволяющего им самостояВнтельно контактировать с компьютером, значит, отсутствие интереса будет проВнявляться у них только по отношению к компьютеру.)

2. Постепенное снижение интереса. Чаще всего наблюдается у детей, не готовых к подобной деятельности. ХаВнрактерно, что угасание интереса не всегда означает неразвитость мотива-ционно-потребностной сферы, но моВнжет свидетельствовать о склонности ребенка к другим видам деятельности. Первоначальный интерес к компьютеВнру может быть достаточно сильным, но, удовлетворив потребность в новых впечатлениях, доступных ребенку по уровню его развития, он неизбежно снижается.

3. Стабильный интерес. Может хаВнрактеризоваться различными уровняВнми. Особое внимание педагогов должВнны вызывать дети, проявляющие стаВнбильный интерес высокого уровня. Изучение особенностей их мыслительВнной деятельности, склонностей и личВнностных качеств позволяет не только найти индивидуальный подход к ним, но и выявить (что вполне реально) их дальнейшую профессиональную ориенВнтацию.

4. Постепенное повышение интереса. Детей этой группы характеризует доВнстаточно развитая познавательная потребность, выражающаяся в активном заинтересованном отношении к новому, в стремлении к новым знаниям, в пытливости, любознательности.

Определение направления развития интереса имеет большой практический смысл. Результаты нашего эксперимента свидетельствуют : преобладающими являются второе и четвертое направления. Объединение детей с разными тенденциями в отношении к действительности, с разными потребностями в уровнях познавательной активности в одну группу не позволит достичь желаемого результата, т.е. качественного усвоения детьми необходимой информации. Дифференциальное отношение к детям  в соответствии с направлением развития интереса должно найти отражение в специфических приемах организации и руководства взаимодействием ребенка с компьютером.  Таким образом, изучение уровня и динамики развития интересов детей является  эффективным диагностическим средством, позволяющим скорректировать методику работы в соответствии с индивидуальными особенностями личности каждого ребенка.

Для изучения интереса может быть использована методика выявления предпочтений ВлВыбор привлекательного вида деятельностиВ», позволяющая получить достаточно объективные данные. Ребенку предлагается три серии картинок, изображающих детей, занятых разными видами деятельности (сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные игры, различные занятия, в том числе и за компьютером), из которых он должен выбрать наиболее привлекательную для него. Оценка и анализ полученных данных, сопоставление их на разных этапов приобщения детей к компьютеру позволяют определить, как протекает процесс развития интереса к нему.

Развитие детей в условиях взаимодействия с компьютером основывается на создании у них соответствующих мотивационных установок, на изменении (при необходимости) характера и объема заданий, на обеспечении активности в работе с компьютером, в ходе которой дети постепенно становятся субъектами деятельности. А все это ведет к осознанию ребенком своих возможностей, их росту, увеличению самостоятельности в общении с компьютером и итоге тАУ к решению основной задачи тАУ развитию личности, адаптированной к Влкомпьютерной деятельностиВ».

Вместе с этим смотрят:

Компьютерные технологии в обучении студентов (составление интерьера)
Конспекты уроков по биологии в школе
Контроль знаний и умений учащихся по физике
Концепция дошкольного воспитания