Методика преподавания имени существительного
СодержаниеВведение 3
1. Методика изучения имени существительного В.В.Бабайцевой 4
1.1. Краткая характеристика программы обучения 4
1.2. Организация методических материалов 5
1.3. Методика изучения имени существительного 6
2. Методика изучения имени существительного Т.А.Ладыженской 17
2.1. Краткая характеристика программы обучения 17
2.2. Структура изучения имени существительного 18
2.3. Практическая методика изучения имени существительного 20
Заключение 26
Литература 27
ВведениеМетодика тАУ это педагогическая наука, которая разрабатывает вопросы содержания принципов и методов обучения конкретному предмету. Актуальными вопросами в современной методике являются формирование интереса к русскому языку и совершенствование самой методики.
В данной курсовой работе рассматриваются методики изучения одной из частей речи тАУ имени существительного.
Приступая к изучению имени существительного, пятиклассниВнки владеют некоторым объемом знаний об этой части речи. Задача уроков в V и VI классах - углубить и систематизировать имеющиеся знания, пробудить интерес к дальнейшему изучению одной из центВнральных частей речи в русском языке.
Цель данной курсовой работы - сравнить различные подходы к изучению имени существительного. В рамках достижения цели будут рассмотрены две методики: В.В. Бабайцевой и Ладыженской Т.А.
1. Методика изучения имени существительного В.В.Бабайцевой 1.1. Краткая характеристика программы обученияЦель изучения русского языка по методике Бабайцевой тАУ обучение русскому языку и русской речи, предполагающее ее совершенствование. В связи с этим для достижения цели ставятся следующие задачи:
1) изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развития, о месте русского языка среди языков мира, а также умения применять эти знания на практике;
2) развитие речи учащихся: обобщение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся; овладение нормами литературного языка; формирование и совершенствование у них грамотного и свободного владения устной и письменной речью; формирование умения связно излагать свои мысли в устной и письменной формах.
3) формирование орфографических и пунктуационных навыков.
Основные лингвометодические принципы построения учебно-методического комплекса:
- системное изложение теории
- опора на расчасовку традиционной программы обучения русскому языку
- усиление практической направленности обучения
- концентрический принцип подачи материала
Что касается имени существительного, то данная часть речи основательно изучена учащимися в начальных классах. Не заостряя внимания на пробелах в знаниях учеников, Бабайцева В.В. рекоменВндует как можно скорее непосредственно обратиться к практичеВнской работе. Задания к упражнениям помогут учащимся вспомнить знаВнчение имени существительного и его роль в предложении, заВнкрепить грамматические умения изменять имена существительВнные по падежам и числам, правильно определять род, склонение, падеж и число имени существительного. Одновременно повторяВнется правописание окончаний существительных. По мнению Бабайцевой, новизну в уроки повторения привносит отработка способа распознавания падежа: 1) найти слово, от которого зависит существительное, 2) постаВнвить от этого слова к существительному вопрос, 3) по вопросу опВнределить падеж существительного.
Систематизации знаний помогает работа над термином морВнфологические признаки имен существительных. Наглядное оформВнление записи учит находить окончание у любых имен существительных и по нему определять род, число, падеж, т. е. морфологические признаки данной части речи. Такая запись исподволь готовит учащихся к пониманию того, что каждое слово в языке имеет лексическое и грамматическое значение (об этом учащиеся узнают в дальнейшем).
Обобщая материал, дети учатся строить аргументированное рассуждение ВлПочему данное слово является именем существиВнтельным?В». Желательно, чтобы в рассуждении использовались для связи аргументов слова во-первых, во-вторых и т. п.
1.2. Организация методических материаловУчебно-методический комплекс по русскому языку Бабайцевой представлен учебником ВлРусский язык. ТеорияВ», сборник задач и упражнений ВлРусский язык. ПрактикаВ». И методическими рекомендациями. Учебник дает систематизированное изложение материала всего школьного курса русского языка. Сборник задач и упражнений призван помочь организовать практическую работу (над понятиями и правилами, над способами оперирования ими, над умениями опознавать, анализировать, характеризовать определенные явления языка, видеть особенности их употребления в речи, самостоятельно отбирать, конструировать языковой материал в соответствии с изучаемой темой, правильно тАУ в соответствии с нормами литературного языка, и целесообразно тАУ в соответствии с обстоятельствами речи использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.
1.3. Методика изучения имени существительного 1.3.1. Понятие о существительном. Одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительныеВ определении данной части речи отражено общее грамматиВнческое значение существительного (Влобозначает предмет и отвечаВнет на вопрос кто? или что?В»). Изменение по числам и падежам, наличие рода тАФ морфологические признаки существительных. В процессе анализа предложений и словосочетаний рассматриваютВнся синтаксические признаки данной части речи. По этим трем основаниям (значению, морфологическим и синтаксическим приВнзнакам) дети учатся находить имена существительные в тексте.
Значительное время отводится работе с Учебником: предусматривается не только чтение параграфа, но и составление таблиц, опорных схем и т. п.
Новыми для пятиклассников являются сведения о делении имен существительных по значению на конкретные, вещественные и отвлеченные. В процессе выполнения упражнений углубляются знания учащихся по лексике, активизируется их словарный запас: ученикам надо не только распределить имена существительные на разряды по значению, но и дополнить каждый лексический ряд.
При рассмотрении одушевленных и неодушевленных имен суВнществительных обращается внимание на разные формы их склоВннения, на использование свойств одушевленных имен существиВнтельных для обозначения предметов неживой природы в произвеВндениях художественной литературы. Признак Влодушевленность тАФ неодушевленностьВ» дополняет известный учащимся ряд признаков существительного.
Главное внимание при изучении нарицательных и собстВнвенных имен существительных уделяется отработке правил правоВнписания собственных имен. Как пишутся имена людей, клички жиВнвотных, названия городов и т. п.? Ответ на этот вопрос учащиеся знают из начальной школы. А на вопрос почему? вряд ли ответят. Так можно вызвать потребность в чтении соответствующеВнго параграфа Учебника. При этом особо выделяется часть правила, которая является новой для учащихся: о правописании в кавычках названий книг, газет, журналов, кинофильмов и т. п. Эта часть параграфа усваивается на уроке и отрабатывается в проВнцессе выполнения упражнений.
Морфологический признак Влсобственное тАФ нарицательноеВ» является постоянным признаком существительного. Например, слово Волга, в каких бы формах оно ни стояло (Волга, Волги, Волге и др.), всегда является собственным именем, а слово река (реки, рекой, о реках и др.) тАФ всегда нарицательным.
1.3.2. Род, число, падеж имен существительныхРассмотрение одного из наиболее характерных морфологичесВнких признаков имени существительного тАФ рода сопряжено с треВннировкой в согласовании существительных с прилагательными и глаголами в словосочетаниях и предложениях, в правильном исВнпользовании родовых признаков существительных при изменении падежных форм. В упражнениях предусмотрено закрепление и углубление (на более сложном по сравнению с начальной школой лексическом материале) навыка определения рода у существиВнтельных. Работу можно организовать как игру: кто быстрее и правильнее заполнит таблицу, распределяя по родам имена суВнществительные. Продолжается формирование умений работать со словарями русского языка.
При рассмотрении числа имен существительных сообщаются новые для пятиклассников сведения о разрядах существительных, имеющих форму только единственного числа, и существительных, имеющих форму только множественного числа.
Важно заботиться о совершенствовании не только грамматиВнческих (определения и образования форм числа существительВнных), но и речевых, общеучебных умений: определения лексиВнческого значения слов, работы со словарем, соединения имен существительных с другими словами и т. п.
Упражнения содержат материал для активизации словарного запаса учащихся, обогащения их грамматических знаний и наВнвыков.
Сведения об изменении существительных по падежам и спосоВнбах определения падежных форм в основном знакомы учащимся, и поэтому работа организуется с опорой на их самостоятельную деятельность. Возможны задания: выделить основное правило в параграфе (правило определения падежа), указать новые термиВнны (косвенные падежи).
Упражнения рассчитаны на осмысление учащимися падежа не только как морфологической, но и как синтаксической катеВнгории, во многом определяющей роль существительного в предлоВнжении и словосочетании: форма падежа существительного непоВнсредственно связана с его ролью в предложении.
1.3.3. Склонение имен существительных в единственном и множественном числеПри повторении типов склонения существительных учащиеся вспомнят, что морфемой, указывающей на определенное склонеВнние, является окончание именительного падежа единственного чисВнла; что род существительного учитывается только тогда, когда в слове нулевое окончание (конь тАФ мужской род, значит, 2-е склонеВнние, ночь тАФ женский род, 3-е склонение).
Новыми для учащихся в данной теме являются сведения об особенностях склонения и правописания существительных на -ия, -ий, -ие, о разносклоняемых и неизменяемых именах существиВнтельных.
Этому материалу отводится значительная часть времени.
Опираясь на схемы и таблицы, данные в Сборнике, и правила в Учебнике, организуется работа над правописанием окончаний существительных в единственном числе.
В работе над падежными формами множественного числа существительных внимание уделяется нормам формообразования (см.: инженеры, шофёры, торты и т. д.), произношения и правоВнписания, в частности, существительных с основой на шипящую и с основой на ен (с беглой гласной в основе перед н).
В работе над разносклоняемыми именами существительными уместно сделать предметом обсуждения термин (почему данная группа имен существительных получила такое название?) и сосреВндоточить внимание на нормах употребления этих существительных, предупреждая ошибки типа Влсколько времяВ».
Умение определять род неизменяемых существительных, сохраВннять их неизменяемость, употребляя в позициях косвенных падеВнжей, правильно согласовывать с ними другие слова составляет главную заботу при рассмотрении данной группы имен сущестВнвительных.
1.3.4. Словообразование имен существительныхВ задачи изучения данного раздела входит закрепление и соВнвершенствование умения учащихся осознанно членить по составу существительные с разным значением словообразовательных морВнфем (разбор существительных со значением лица, конкретного предмета, с отвлеченным значением, со значением эмоциональной оценки); формирование на этой основе орфографических навыков, связанных с правописанием приставок и суффиксов существиВнтельных.
Общие сведения о способах словообразования, уже знакомые учащимся, конкретизируются применительно к имени существиВнтельному. Внимание учащихся сосредоточивается на группировке слов по значению словообразовательных суффиксов.
Каждый из них учащемуся полезно знать Влв лицоВ», чтобы уметь их выделять и правильно писать.
Не все из указанных в первой части параграфа суффиксов изучаются на последующих уроках в орфографическом плане. В связи с этим уделим больше внимания таким суффиксам, для написания которых нет специальных правил и орфографический облик которых следует запомнить (писатель, верность, доброта, отечество).
Выполняя упражнения этой части раздела, учащиеся практиВнчески осваивают терминологические сочетания исходное слово и словообразовательная морфема,
Организуя работу над словами, помещенными на полях Сборника, с точки зрения способов их образования, можно создать проблемную ситуацию при помощи таких вопросов и заданий:
1. Для чего разные слова объединены в одной записи? Какую мысль это передает? 2. Какой вывод о словообразовании имен существительных можно сделать, рассмотрев слова на полях СборВнника? 3. Найдите тот абзац, которому соответствует запись на полях Сборника. Проиллюстрируйте этими словами свое изложение материала Учебника (при сопоставлении содержания упражнений с материалом Учебника заостряется внимание на логике изложения теоретиВнческих сведений, проверяется их осознание и усвоение, формируВнются умения самостоятельно осмысливать языковой материал). При выполнении упражнений выявляются Влорфографические точкиВ», связанные как с повторением ранее изученных орфограмм, так и, прежде всего, с освоением написания суффиксов сущестВнвительных.
Основой усвоения этого учебного материала является осознаВнние и запоминание правила.
Развитию памяти учащихся способствуют как разнообразные средства контроля, так и приемы работы, облегчающие запоминаВнние. Это четкая логика объяснения нового материала; сопоВнставление явлений, категорий, правил; соревнование: кто быстрей, кто лучше запомнит; графическое обозначение признаков орфоВнграммы; мнемонические (облегчающие запоминание) приемы при освоении формулировки правила; разнообразная наглядность: таблицы, схемы, выявляющие логику правила, и т. д.
На этапе тренировки в применении правила формируется необВнходимый орфографический навык.
Исходя из сказанного, в практическом материале Сборника прежде всего выделяются упражнения, помогающие усвоению и запоминанию правила, а затем тАФ способствующие выработке навыков. Упражнения второй группы при планировании урока располагаются в той последовательности, какая необходима для отработки и закрепления основных пунктов правила (логику праВнвила учащиеся должны чувствовать и в организации тренировочВнной работы).
Необходима систематическая (ежеурочная) тренировка в морВнфемном разборе как важнейшей части орфографической подгоВнтовки. Для этого используются в первую очередь слова, в которых учащиеся допускают ошибки, а также другие слова разных частей речи, желательно многоморфемные. Целесообразно и самих учаВнщихся привлекать к подбору слов, интересных для морфемного анализа. Например, слов с историческим корнем, с исконным (прежним, старинным) значением корня, проясняющим (при сопоВнставлении родственных слов) жизнь слова в языке: усвоить тАФ Влсделать своимВ», различные тАФ Влс разными лицамиВ», стрелять тАФ Влпосылать стрелуВ», ошеломить тАФ Влударить по шлемуВ», разумВнный тАФ от умный, осознание тАФ от знание и т. д. К числу интеВнресных для разбора можно отнести и слова, прежнее родство которых открывается благодаря знанию чередования звуков. НаВнпример: воротник и вратарь, полотно и платок, бережливый и небрежный, переворот и превращение, наволочка и облако, волокита и увлечение.
На примере морфемного и орфографического разбора таких слов учащиеся осваивают значение чередования в определении родственных связей слов и их орфографии. Решение подобных морфемно-орфографических задач развивает языковое чутье, расВнширяет диапазон оперирования словом, облегчает подбор родстВнвенных слов и выделение морфем, понимание лексического значеВнния корневой морфемы, выделение суффиксов, приставок. При усВнловии систематического проведения полный морфемный разбор становится важнейшим фактором в формировании орфографичесВнкой грамотности.
Заметим, что проведение полного морфемного разбора треВнбует отработанной до уровня навыка техники. У каждого учаВнщегося должно стать привычкой при решении морфемной задаВнчи не только выделять в нужной последовательности все морфемы, но и указывать в скобках чередование. При этом слова, подВнтверждающие наличие чередования, могут записываться или наВнзываться устно. Например: песочек (ч // к тАФ песок), дружочек (ж // г тАФ друг, ч // к тАФ дружок).
Для освоения орфограммы, связанной с выбором суффикса -чик- или -щик-, целесообразно сначала показать учащимся, что в ряде слов эти суффиксы совпадают в произношении. Так, наприВнмер, мы произносим в конце слов бетонщик и грузчик одинаковое сочетание звуков [ш'ик]. А пишем эти слова по-разному. РазлиВнчить их написание помогает знание правила о выборе суффикса -чик- или -щик-.
Такое начало урока наглядно покажет учащимся, почему и заВнчем нужно изучать правило о суффиксах -чик-, -щик-, заострит восприятие орфографических сведений.
Объяснение правила выбора суффикса -чик- или -щик- можно провести при анализе примеров, иллюстрирующих обозначение данной орфограммы (в Учебнике эта часть правила отсутствует), Учащиеся могут (с помощью учителя) сформулировать правило: ВлВ существительных, обозначающих лицо, суффикс -чик- пишется после основ на д тАФ т, з тАФ с, жВ». Для активизации самостоВнятельной мысли учащихся при изучении и применении правила, выработки внимания ко всем его деталям в упражнения Сборника включены слова с суффиксом -ик- и предшествующим ч в корне, что создает сходство с суффиксом -чик-: калачик, кирпичик; ряды слов, где суффикс -чик- не имеет значения лица, а придает назваВнниям предметов уменьшительное значение: рукавчик, тюльпанчик и др. Разбор слов по составу, выделение словообразовательной морфемы, осмысление ее значения позволяют точно определить сферу применения изучаемого правила.
Повторное обращение учащихся к формулировке правила (для разгадки противоречивых, на первый взгляд, написаний: в словах пишется -чик- там, где Влпо правилуВ» должно быть -щик-) убежВндает, что к словам, обозначающим предметы, а не лиц, это правило (о выборе суффикса) не относится.
Повышенная трудность этого задания определяет его место в предложенной последовательности упражнений: работа проводитВнся после закрепления и тренировки в применении основного тезиса правила (о выборе суффикса -чик- или -щик-).
Поскольку указанная тренировка проводится на фонетической основе (путем сопоставления написания и произношения), привеВнденный в упражнениях дидактический материал может быть исВнпользован для повторения изученных ранее фонетических законоВнмерностей (в частности, оглушения согласных), для развития речеВнвого слуха учащихся. Они должны уметь выделять (слышать) те места в слове, где произношение и написание ВлрасходятсяВ». Это помогает осознавать и запоминать орфографический облик слова. В качестве приема работы здесь возможно и послоговое проговаривание.
Выполнение заданий, посвященных написанию ь перед суффикВнсом -щик-, также важно проводить на фонетической основе, помоВнгая учащимся соотносить произношение мягких согласных с отсутВнствием знака мягкости на письме (бетонщик, арматурщик).
Напомним необходимость четкого использования системы граВнфических обозначений орфограммы (обозначить морфему, содерВнжащую орфограмму; подчеркнуть орфограмму одной чертой; выдеВнлить причины ее появления и условия выбора написания двумя чертами).
Приступая к объяснению правила правописания гласных в суфВнфиксах -ик- тАФ -ек-, показываем учащимся причину, породившую необходимость изучать правило: суффиксы -ик- тАФ -ек- в произВнношении не различаются. Чтобы в этом убедиться, удобно сопоВнставить по произношению ряды слов: калачик тАФ платочек, клюВнчик тАФ комочек, ножик тАФ овражек. Учащиеся делают вывод: раз эти суффиксы одинаково звучат, значит, нужно искать способ разВнличить их на письме. Таким способом и вооружает нас правило.
Правило заучивается по Учебнику, закрепляется на материале упражнений, позволяющих осознать значение изучаемых суффиксов (уменьшительно-ласкательное); осмыслить необходимые граВнфические обозначения основных признаков данной орфограммы, в том числе условия выбора написания.
Работа над данной орфограммой требует особого внимания к словам с чередованием звуков. Например, платок тАФ платочек (к // ч). Длительной и кропотливой работой над слоВнвами с чередованием нужно формировать навык восприятия ваВнриантов морфемы как одной и той же морфемы. Например, корень друг- тАФ друж- тАФ друз- (в словах: друг тАФ дружба тАФ друзья) имеет три варианта, но это один и тот же корень; суффикс -ок- тАФ -оч- (в словах: дружок тАФ дружочек) тАФ один и тот же суффикс.
Формулировка правила правописания о тАФ е после шипящих в суффиксах существительных -онок- тАФ -онк-, -еньк-, -ок- тАФ -ек-предельно проста. Главная задача урока тАФ в закреплении навыка безошибочного написания гласных после шипящих и в обобщении (сопоставлении) правил правописания гласных после шипящих в корне и суффиксе.
Попутно повторяется орфограмма-гласная в суффиксах -оньк- тАФ -еньк-. В процессе тренировки уделяется внимание опреВнделению значения суффиксов (уменьшительно-ласкательного).
В Вз 81 Учебника дается общая характеристика приставочного и приставочно-суффиксального способов словообразования суВнществительных. Эти сведения способствуют усвоению орфографии приставок, совершенствованию умений и навыков морфемного и словообразовательного анализа существительных, осмыслению антонимичного значения приставок.
В практику морфемного разбора включаются и такие случаи, когда в силу особенностей русской графики морфема в сущестВнвительном оказывается ВлскрытойВ», как, например, суффикс -й- в слове бездорожье: дорогатАФбездорож [ й э ] (г // ж).
Такие случаи усложненного фонетико-морфемного разбора на основе данных в Учебнике образцов должны быть показаны учащимся. Однако не следует считать ошибочным и такой вариант разбора слова с суффиксом -й-: безоорожье. Это допущение возможно в школе.
На материале анализа существительных, образованных приставочно-суффиксальным способом, совершенствуется навык словоВнобразовательного анализа. Например, при разборе слова подоконВнник сначала отделяется приставка тАФ остается -оконник, затем отВнделяется суффикс тАФ остается подокон-. Поскольку нет слов ВлоконВнникВ» и ВлподоконВ», делается вывод, что приставка под- и суфВнфикс -ник присоединены к основе слова окно не поочередно, а одновременно, т. е. слово подоконник образовано с помощью приВнставки и суффикса тАФ прнставочно-суффиксальным способом.
В Сборнике этим теоретическим положениям и практическим задачам соответствуют упражнения.
Главной и самой трудной практической задачей в рамках данВнной темы является освоение слитного и раздельного написания не с существительными.
Правило написания не с существительными содержит два ноВнвых для учащихся способа орфографического действия: замена слова синонимом и анализ смысла предложения с точки зрения наличия противопоставления. На них и следует обратить главное внимание.
Материал по теме ВлОбразование имен существительных при помощи сложенияВ» включает три орфографических правила, на которых и следует сосредоточить внимание: соединиВнтельные гласные о - е в сложных существительных (повтореВнние), правописание сложносокращенных существительных, сложВнные слова с усеченным корнем -пол-.
Классную и домашнюю работу по данной теме можно дополВннить заданиями на самостоятельный подбор слов, иллюстрируюВнщих правило, на составление (или выписывание из книг и газет) словосочетаний, предложений и миниатюрных текстов, позволяюВнщих учащимся употребить изучаемую языковую категорию в своВнбодной речи.
2. Методика изучения имени существительного Т.А. Ладыженской 2.1. Краткая характеристика программы обученияЦелью программы обучения русскому языку Ладыженской является познавательно-практическая направленность, то есть знание учащимися родного языка и формирование у них языковых и речевых навыков. Ладыженская также выделяет специфическую цель своей программы тАУ формирование лингвистической и коммуникационной компетенции учащихся.
Для достижения цели выделяются три группы задач:
- Познавательные:
- формирование научно-лингвистического мировоззрения;
- вооружение учащихся основными знаниями о русском языке;
- развитие эстетического идеала.
- Практические:
- формирование орфографических, пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
- Общепредметные
- воспитание учащихся средствами данного предмета;
- развитие логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно получать знания по русскому языку;
- формирование общепредметных умений (работа с книгой, справочной литературой)
- совершенствование навыков чтения и т.д.
Программа обучения построена с учетом принципов системности. Доступности, научности, а также преемственности межу разделами курса.
2.2. Структура изучения имени существительногоИзучение имени существительного начинается в V классе. Дается понятие имени существительное как части речи, рассматривается синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Содержание изучения имени существительного в V классе включает:
1. Существительные одушевленные и неодушевленные (повтоВнрение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных; измеВннение существительных по падежам и числам.
2. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
3. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласВнных в их падежных окончаниях.
Кроме того, в V классе формируется:
- умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
- умение правильно образовывать формы именительного (инжеВннеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д.).
- умение использовать в речи существительные-синонимы для боВнлее точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
В VI классе структура изучения имени существительного следующая:
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.
II. Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существиВнтельные. Текстообразующая роль существительных. СловообразоваВнние имен существительных.
III. Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -oнк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
IV. Сложные имена существительные.
V. Разносклоняемые имена существительные.
Кроме того формируются следующие умения и навыки:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
- употреблять одно и то же имя существительное в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
- согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляюВнщимися только в ед. или во мн. числе, с несклоняемыми существиВнтельными и со сложносокращенными словами; соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях (по списку);
- использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения.
При систематизации знаний об имени существительном как части речи целесообразно составить следующую таблицу:
Имя существительное как часть речи |
Морфологический разбор слова (у) подножия |
|
I. Общее значение |
I. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? |
I. Подножие тАФ обозначает предмет |
II. МорфологиВнческие признаки |
II. Нач. форма (им. падеж, ед. ч.); собств., нариц.; одуш., неодуш.; м., ж., ср. р.; скл.; нзм. по падежам и числам |
II. Подножия Нариц., неод., ср., 2, в род. п., ед. ч. |
III. СинтаксичеВнская роль |
III. Чаще подл. или дополн.; может быть любым чл. предл. |
III. В предложении - обстоятельВнство |
Вывод о том, какой частью речи является слово |
Итак, это имя существительное |
При изучении имени существительного Ладыженская предлагает использовать следующие практические упражнения1.
Диктант с продолжениемНапишите, какие книги есть у вас дома, какие книги стоят (или их можно было бы поставить) в первом ряду книжной полки, как у Ю.Нагибина.
Я начал собирать книги еще школьником. С тех пор у меня скопилось так много книг, что они едва умещаются на книжных полках. И вот мне пришлось поставить их в два ряда. В первый ряд, откуда книгу легче достать, я поставил самых любимых авторов, любимые произведения.
И вот сейчас я с некоторым удивлением и радостью обнаруживаю, что в этот первый ряд попало множество книг, приобретенных в детстве. Книги, которые я полюбил еще школьником, оказались и по сию пору в числе моих самых верных и надежных друзей. (85 ел.)
Следующие абзацы читаются, но не диктуются.
На меня смотрят разноцветными корешками свифтовский ВлГулливерВ» и ВлРобинзон КрузоВ» Дефо, ВлДон-КихотВ» Сервантеса и ВлТиль УленшпигельВ» Шарля Де Костера, Майн Рид и Фенимор Купер, Марк Твен и Джек Лондон, Вальтер Скотт и Александр Дюма и уж, конечно, Пушкин, ЛерВнмонтов, Гоголь, Тургенев, Лев Толстой, Горький.
В этом нет ничего удивительного. Книги великих писателей тем и велики, что сопровождают человека всю жизнь, от ранних лет до глубокой старости. Каждый возраст находит в этих книгах что-то близкое ему. (Ю. НаВнгибин.)
Контрольная работа (ответы на вопросы-задания)1. Запишите пример предложения, где имя существительное выступало бы в роли сказуемого. Укажите его падеж.
2. Запишите пример предложения, где имя существительное выступало бы в роли обращения. Укажите падеж.
3. Запишите три-четыре примера существительных, которые имеют форму только множественного числа.
4. Запишите три-четыре примера существительных, которые имеют форму только единственного числа.
5. Запишите два примера существительных собственных, которые заключаются в кавычки.
6. Запишите собственные наименования нашей Родины.
Контрольная работа1. Запишите три примера имен существительных 2-го склонения в именительном падеже, затем поставьте и запишите их в форме предложного падежа.
2. Запишите два существительных на -ия и на -ея в предложном падеже единственного числа.
3. Запишите названия косвенных падежей и падежные вопросы.
4. Запишите два-три примера ВлверныхВ» предлогов.
5. Запишите два-три примера существительных, у которых на конце пишется ь после шипящих.
6. Запишите два примера существительных, у которых в оконВнчаниях после шипящих пишется о.
7. В каком случае для написания и в окончаниях имен сущеВнствительных не нужно знать склонения?
8. В каком случае для написания и в окончаниях имен сущеВнствительных достаточно знать только склонение?
Карточки для разбора1. Выпишите любые два-три существительных и разберите их.
2. Выпишите все существительные и разберите их. Дополнительное задание: синтаксический разбор предложения (общая характеристика предложения, разбор по членам).
1. Зашумела, разыгралась в поле непогода; принакрылась снегом гладВнкая дорога. (И. Никитин.)
2. Проносятся мальчишки угорело на лыжах от села и до реки. (Н. ГриВнбачев.)
3. Солнце пестрые узоры разбросало по стене. (Е. Трутнева.)
4. Иней синим бисером на окне блестит, над столом висячая ламВнпочка коптит. (И. Бунин.)
5. За насмешницей-сорокой с лаем прыгает Дружок. (Е. Трутнева.)
6. Дед Морозко на крылечке оттоптал все каблуки. (Е. Трутнева.)
7. Тихо-тихо сидят снегири на свету меж стеблей прошлогодней краВнпивы. (Н. Асеев.)
8. Под утро снегом поле забелело. (И. Суриков.)
9. Белый снег, пушистый, в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. (И. Суриков.)
10. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
(С. Есенин.)
11. Закатным пожаром дымится кедровый загадочный бор. (Л. Кондарев.)
12. На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин.)
1.3. И стоит береза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне. (С. Есенин.)
14. От скрипа лыж поднялась в кустах снегириная стая. (В. Песков.)
15. У самой верхушки свисают гроздья розовых шишек. (В. Песков.)
16. Елка в темном махровом платье гордо идет через лес. (В. Песков.)
17. Раз шел я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. (М. Пришвин.)
18. Забилась брусника под рыжие стебли травы. (Л. Кондарев.)
Контрольная работа(10 карточектАФ 10 вариантов работы)
I. 1. Запишите примеры (не меньше пяти) одушевленных имен существительных.
2. Почему в слове плащом пишется -ом, а в слове рощей - -ей? Запишите еще два-три примера на каждый случай.
II. 1. Запишите по три примера существительных на -ий, -ия, -ив. К какому склонению относятся записанные слова?
2. Какая часть речи называется именем существительным? На какие вопросы оно отвечает?
III. 1. Запишите пять существительных 3-го склонения. ПроВнсклоняйте одно из них. Какие окончания имеют эти существиВнтельные?
2. Запишите четыре существительных, которые имеют форму только множественного числа.
IV. 1. Запишите пять существительных 1-го склонения. Поставьте их в родительном, дательном и предложном падежах 1-го склонения единственного числа. Запишите примеры существительных, которые в предложном падеже единственного числа оканчиваются на -и.
2. Запишите четыре существительных, которые имеют формы только единственного числа.
V. 1. Запишите пять существительных 2-го склонения в имениВнтельном и предложном падежах единственного числа. Запишите два примера существительных 2-го склонения, которые в предложном падеже оканчиваются на -и.
2. Запишите два-три примера собственных наименований.
VI. 1. Запишите пять существительных с шипящей на конце. Когда в существительных после шипящих пишется ь?
2. Запишите предложение, где существительное выступает в роли сказуемого.
VII. 1. Какие падежи называются косвенными? Запишите падежные вопросы и ВлверныеВ» предлоги.
2. Запишите предложение, где существительное выступает в роли дополнения.
VIII. 1. Запишите примеры существительных на каждое склонение.
2. Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам? Почему?
IX. 1. Запишите пять существительных на -ие и -ье. Какие оконВнчания имеют эти существительные в предложном падеже единстВнвенного числа?
2. Запишите предложение, где существительное пишется с большой буквы и заключается в кавычки.
X. 1. Запишите пять существительных на -ия и -ья. Какие окончания имеют эти существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа?
2. Запишите предложение, в котором обращение выражено имеВннем существительным собственным.
ИзложениеЯ вышел на поляну и чуть не ахнул. На самой ее середине возвыВншалась могучая, величавая ель. Широкие мохнатые лапы опускались к земле с высоты трех-четырех метров А под этими густющими ветвями образовался вместительный шатер.
Я зашел в зеленый шатер, походил по упругому игольчатому ложу. Ни травинки, ни кустика не росло под елью
Но что это? В противоположной стороне я вдруг заметил тянувшийся вверх лиловато-шоколадный ствол-ниточку. Упрямая ниточка эта, достигнув мохнатой еловой лапы, выбросила в сторону ветку И ветка устремилась в просвет между иссиня-черными широкими лапищами
Охваченный любопытством, я вышел из шатра. И что, вы думаете, увидел? Над еловыми ветвями, сверкая на солнце светлой кудрявой голоВнвой, праздновала свою победу тонюсенькая березка.
Стоял я, охваченный волнением, и думал: ВлОткуда у хилой, крошечной березки нашлось столько силы и упрямства, чтобы пробиться к свету?В» (В. Баныкин.) (108 сл.)
Примечание. Выделенные слова необходимо записать на доске.
ЗаключениеРусский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе который формируются практические навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
Основой программы изучения русского языка в начальной школе является программа, созданная в НИИСиМО АПН СССР Ладыженской Т.А., Барановым М.Т.и Кулибабой И.И. в 1965-1967 годах. В ходе ее применения она постоянно совершенствуется. А с сентября 1992 года в практику преподавания русского языка в практику школы вошел учебный комплекс, подготовленный лабораторией обучения русскому языку НИИ школ МО РФ в качестве стабильного, параллельного действующим учебникам по русскому языку. Научным редактором этого комплекса является В.В.Бабайцева.
В научном плане обе рассмотренные программы соответствуют основным положениям грамматики. Однако в методическом плане наблюдаются некоторые различия. Программа Бабайцевой В.В. ориентирована на функциональный подход. Она практически не дает речевых навыков. Программа Ладыженской Т.А. имеет четкую практическую ориентацию на формирование знаний о языке, но в меньшей степени ориентирована на умение применять эти знания в речи.
ЛитератураЛадыженская Т.А. Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. - М.: Просвещение, 1992
Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя. тАУ М.: Просвещение. 1990
Бабайцева В.В. Русский язык: практика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. тАУ М.: Просвещение, 1996
Бабайцева В.В. Русский язык: практика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 6-7 кл. общеобразовательных учреждений. тАУ М.: Просвещение, 1996
Купалова А.Ю. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. тАУ М.: Просвещение, 1994
Бараков М.Т. Обучение русскому языку в 5-6 классах. Методические указания к учебнику. тАУ М.: Просвещение, 1986
Бараков М.Т. Обучение русскому языку в 6 классах. Методические указания к учебнику. тАУ М.: Просвещение, 1990
Программы общеобразовательных учреждений. тАУ М.: Просвещение, 1998
Ладыженская Т.А., Бараков М.Т. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1994
Ладыженская Т.А., Бараков М.Т. и др. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1994
1 Ладыженская Т.А. Практическая методика русского языка.
Вместе с этим смотрят:
Методика преподавания иностранных языковМетодика преподавания написания сочинения в начальных классах
Методическое пособие
Методы и приемы обучения изобразительной деятельности в ДОУ