Антисциентизм в современной западной философии
ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИВнЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Доклад по
Философии
на тему :
Антисциентизм в современной западной философии (неокантианство, экзистенциализм, персонализм)
Группа М-78
Таганрог, 1999 г.
Общим философским источником антисциентистской интерпретации философии, как мы уже показали в начале данной главы, выступает кризис классической модели философии и своеобразный разрыв того единства рационально-теоретических и ценностных компонентов, котоВнрое было ее важнейшим признаком. Если сциентизм базируется на абВнсолютизации рационально-теоретических компонентов философского знания, то антисциентизм исходит из того, что важнейшим признаком философии является ее ценностный характер.
Представители баденской школы неокантианства, такие, например, как В. Виндельбанд (1848-1915), Г. Риккерт (1863-1936), развивают трансцендентально-психологическое истолкование философии Канта, в .котором особое внимание обращается на роль субъекта в процессе поВнзнания. В противовес теоретикам вышеизложенной марбургской школы, они обращают внимание на то, что познание - это особый феномен, который, несмотря на всю его специфицированность, нельзя оторвать от культуры, в рамках которой он развивается. Поэтому наука не является особым доминирующим фактором культуры, а ее методы и принципы не могут рассматриваться в качестве абсолютного эталона для других форм познавательной деятельности. Более важными во взаимоотношеВннии объекта и субъекта, по мнению представителей баденской школы, выступают системы ценностей, на которых основаны в том числе и гноВнсеологические отношения человека с миром. Человек не может освобоВндиться от своей изначальной субъективности, которая оказывает влияВнние на все богатство его взаимоотношений с миром и другими людьми.
Цель философии не может быть сведена к анализу только научного познания, она должна исследовать все системы ценностей, которые суВнществуют в человеческой культуре. Такая установка дает начало, с одВнной стороны, выяснению специфики гуманитарного знания и его. отлиВнчия от естественных и математических наук. А с другой стороны, имВнпульс для анализа философии прежде всего как формы вненаучного, а позже и внерационального сознания.
Еще более остро эта проблема решается в различного рода иррационалистических концепциях типа бергеонианства или "философии жизВнни" с их ограничением разумного познания и абсолютизацией значения внерациональных (интуитивных, оценочных) факторов философского понимания бытия. Именно в этот исторический период возникает целая серия философских концепций, так или иначе развивающих антисциентистскую традицию, что характерно для творчества таких мыслителей, как А. Шопенгауэр (1788-1860), С. Кьеркегор (1813-1855), ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1833-1911), А. Бергсон (1859-1941) и др. I Не имея возможности подробно излагать философские взгляды всех представителей антисциентистской традиции, остановимся на тех, котоВнрые, с одной стороны, выражают ее в развернутом и последовательном виде, а с другой - наиболее распространены в наше время.
Классическим выражением антиспиентизма в философии выступает экзистенциализм, который мы рассмотрим на примере творчества М. Хайдеггера и К. Ясперса.
М. Хайдеггер (1889-1976) впрямую полемизирует с представителями марбургской школы неокантианства. Сведение философии к гносеолоВнгии, отмечает он, приведет ее к уподоблению естественным наукам, и прежде всего математике. Марбуржцы неверно проинтерпретировали Канта, который, выдвигая положение о невозможности существования метафизики как науки, имел в виду ошибочность трактовки философии по образцу физики или математики и выдвигал программу ее построеВнния как особой науки, которая должна заниматься критикой разума, метафизикой природы и метафизикой нравов.
В этом плане, отмечает М. Хайдеггер, кенигебергский мыслитель оказался гораздо глубже его ближайших интерпретаторов. У него метаВнфизика и философия - это не одно и то же, поэтому выводы относиВнтельно метафизики не распространяются на всю философию в целом. Связано это с тем, что область философского мышления принципиально отлична от научного. Во-первых, философия есть рефлексия (т.е. осоВнбое применение разума) к анализу самих наук, основанная на выявлеВннии их гносеологических предпосылок и ограниченности. Уже в этом смысле философия является своеобразной метанаукой по отношению к другим, так как затрагивает вопросы предпосылок научного знания в целом. Во-вторых, философия хотя и опирается на знания, но не должВнна к ним сводиться. В противном случае мы получим "циклопическую ученость" (Кант) и не более.
Хайдеггер отмечает, что неокантианцы попытались рассмотреть КанВнта лишь как гносеолога. Однако даже в этой области он далеко выходит за рамки чистой гносеологии. Обосновывая возможность знания. Кант осуществляет это с более широких философских позиций, фактически давая этому онтологическое обоснование. "Введением проблемы трансценденции на место метафизики ставится не "теория познания", а онтоВнлогия, рассмотренная в ее внутренней возможности".
Далее Хайдеггер дает иррационалистическую интерпретацию, пожаВнлуй, самой рациональной части философии Канта, усматривая сущность философии в особом философском созерцании, которое является предВнпосылкой мышления. С помощью созерцания философ должен уловить особенности мира, то есть сделать их предметом своего внутреннего размышления. Роль рассудка, говорит мыслитель, здесь, конечно, очень высока, но он не может быть оторван и от чувственности, так как и то и другое являются проявлением "сущностного единства", занимая внутВнри его лишь разные иерерахические уровни. Именно Кант, считает Хайдеггер, расчистил место для современной философии, в качестве которой и выступает экзистенциальная метафизика.
Наука (научное познание), безусловно, является одной из форм поВнстижения бытия, отмечает мыслитель, но она выражает собой лишь огВнраниченное, по сравнению с философией, знание, так как она не касаВнется бытия в целом. Наука не может претендовать на "чистое" описание мира уже потому, что она, как и любая конструктивная деятельность разума, базируется на определенных ценностях и представляет собой прежде всего особую мировоззренческую ориентацию. В основе этой ориентации лежит очень сильная (и никак не обосновываемая) предпоВнсылка о полном постижении мира с помощью конкретно-научных метоВндик. Но ни о какой полноте постижения бытия здесь и речи быть не может, так как оно всегда предметно ограничено. Таким образом, наука тАУ лишь одно из средств упорядочивания (конструирования, интерпретаВнции) мира с позиции "опредмечивания сущего", т.е. накладывание на любой исследуемый объект системы упорядочивания, характерной для данной конкретной науки. В результате возникает нечто, которое вовсе не является выражением сущности явления как такового. "Именно для того, чтобы исследовать состояния бытия, были развиты методы наук, но они не приспособлены к тому, чтобы исследовать бытие этого сущеВнго.."
Хайдеггер указывает, что в философии существует область, связанВнная с разработкой общей онтологической картины мира, которая лежит в основе конкретных наук, является наукой сама по себе. Науки описыВнвают как бы локальные картины мира по сравнению с общефилософВнским представлением его в целом. Полная картина может быть предВнставлена лишь в философии.
В поздних работах Хайдеггер под воздействием негативных последВнствий научно-технического прогресса занимает еще более жесткую позицию по отношению к научному познанию, отходя от поисков того общего, что есть между философией и наукой, проводя резкую дифференциацию между ними, утверждая, что наука все более отчуждается от философии и культуры. Он характеризует науку как "вычисляющее мышление", которое является принципиально односторонним, основанВнным на узких и прагматичных задачах. Сущность многих областей знаВнния и феноменов жизнедеятельности людей (история, искусство, поэзия, язык. Бог) не поддается жесткому опредмечиванию и поэтому недоступВнна науке. Именно в этом плане можно сказать, делает вывод мыслиВнтель, что наука вообще не мыслит. "От науки в мышление нет мостов, возможен лишь прыжок. А он переносит нас не только на другую стоВнрону, но и в другую истинность".
Попытки науки претендовать на всестороннее исследование, а это одна из целей науки, реализующиеся в ее экстремизме как желании сделать своим объектом все что угодно, на самом деле представляют собой лишь суммативную всесторонность, достигаемую за счет накопВнления количества исследуемых явлений, которое не позволяет раскрыть в процессе познания сущностную всесторонность бытия. Именно устаВнновка познать "что угодно и насколько угодно" и достижение действиВнтельной беспредельности в ее реализации выдают ограниченность науки, не позволяющую ей познать бытие как таковое. Бытие средствами науВнки познать нельзя, им лишь можно овладеть с помощью философии, которая и представляет собой истинное мышление. Философия мыслит о смысле, который делает вещь именно таковой, какая она есть. Истина бытия не связана с ее практическим использованием, как это осуществВнляется в науках. Цель наук - овладение миром, но не понимание смысВнла. Философия не стремится овладеть бытием, а направлена на постиВнжение его смыслов.
Антисциентистская позиция характерна и для другого великого неВнмецкого философа, Карла Ясперса (1883-1969).
Исходя из того, что и наука, и философия как формы сознания осВннованы на определенных ценностных системах, философ утверждает, что они абсолютно несовместимы. "Философское мышление по своему смыслу радикально отличается от научного". В науке в качестве высВншей выступает познавательная ценность, тогда как в философии устаВнновка на обязательное достижение истины отступает на второй план. Именно поэтому философия принципиально не должна строиться по образцу каких-либо наук, являясь совершенно иным способом постижеВнния бытия. Примером последнего служит тот факт, пишет Ясперс, что логическое доказательство, признающееся сциентистски настроенными мыслителями своеобразным эталоном доказательства, оказывается неВндостаточным в философии. Более того, те формы рассуждения, которые в логике считаются ошибочными, а именно "противоречия, круг, тавтоВнлогия.. выступают как признаки различия между философским и научВнным мышлением". Если в науках мышление является лишь средством овладения знаниями и с их помощью предметным миром, то философия есть мышление в чистом виде - самомышление, которое реализуется через внутреннюю деятельность человека.
Философия не ставит перед собой задачу предметного овладения миВнром. Она ближе стоит к искусству. Философ создает уникальные проВнизведения, являющиеся результатом его собственного творчества. СоотВнветственно философия - глубоко непрактичная форма духовного освоеВнния бытия. "Если науки в своих областях получили убедительно достоВнверные и общепризнанные знания, то философия не добилась этого, несмотря на свои старания в течение тысячелетий". Таким образом, в философии отсутствует критерий общезначимости результатов, так как в ней нет единой системы методов. Поэтому наука развивается линейно-прогрессивно, постоянно накапливая знания о предметной области. ПоВнследняя по времени научная теория одновременно выступает и как наиВнболее истинная. В философии данная направленность и линейность отВнсутствуют. Философа могут интересовать проблемы, поставленные тыВнсячи лет назад. Устремленность науки в будущее порождает такую ее особенность, как нацеленность на абсолютное познание мира. Это ценВнтральная ценностная установка ученых. Философы же, начиная с СоВнкрата, ставили эту возможность под сомнение, выдвигая для этого весоВнмые аргументы. Спиентистская мировоззренческая установка является важной предпосылкой научной деятельности, однако нельзя ее распроВнстранять на познание бытия в целом, так как это порождает своеобразВнное суеверие, что "нашему рассудку доступна вся истина и вся действиВнтельность мира. Она заставляет питать абсолютное доверие к науке и беспрекословно подчиняться ее авторитету, воплощенному в представиВнтелях социальных инстанций". Претензии науки беспредельны, там, где философ задумывается, ученый осуществляет. Последующая оценка этого действия, однако, может оказаться весьма негативной как со стоВнроны самой науки, так и общества, вынужденного потом преодолевать "работу, сделанную за дьявола". В результате, занимая в каком-то смысле лидирующее положение в рамках общечеловеческой культуры, беря на себя несвойственные ей функции по выработке жизненных ориВнентиров для человека и человечества, наука в конечном счете "не моВнжет дать никаких целей для жизни. Она не выставляет ни одной общеВнзначимой ценности".
Таким образом, философия не имеет целью познать нечто как коВннечное, то есть окончательно и навсегда. В философии более важной выступает цель личной удостоверенности в проблеме, в той или иной ситуации, в личном желании человека поразмышлять над ней. Наука всегда направлена на предмет. Это ее стихия, и ей нет здесь равных. Стихия философии - это бытие и место человека в нем, и здесь наука бессильна. Это не значит, что необходимо отказаться от наук, нет, боВнлее того, философия должна опираться на них, но всегда осознавая их принципиальную ограниченность. Философия нацелена на поиск и реаВнлизуется как всегда незавершенный процесс. Особенностью философии является также и отсутствие необходимости доказывать свою правоту для другого. Если науки борются за истину, то философия открывается лишь тому, кто этого хочет сам, она безразлична к числу ее слушающих и понимающих.
Человек как бы ощущает, что сущеВнствует мир надпредметаый. В человеке "просыпается философ", котоВнрый начинает приобщаться к тайнам надпредметного мира, расшифроВнвывая смысл и значение его шифров. Ведущая роль при этом принадлеВнжит не рассудку, а фантазии, интерпретации символов надпредметного мира.
Человек чувствует свою слабость и бессилие перед объективными и необходимыми законами природы и общества, и одновременно он чувВнствует свою зависимость от случайности, которая все время ставит его в разные жизненные ситуации. Причем сменяемость таких ситуаций бес. конечна, и одних только знаний оказывается слишком мало для их пре. одоления. Более того, люди могут оказаться в особых ситуациях, где они в наибольшей степени проявляются как личности, в ситуациях, "из которых мы не можем выйти, изменить которые мы не в силах". Это этап преодоления "пограничных ситуаций", наиболее важный для самоВнсознания человека. Осознание их является главным источником филоВнсофии, пишет К. Ясперс. В обыденной жизни человек "забывает", наВнпример, что он смертей и что его жизнь конечна, что он может быть виновным и нести внутреннюю ответственность за свои поступки. ЧелоВнвек легко выходит из перипетий обыденной жизни, отбрасывая такого рода размышления в сторону. Лишь в пограничной ситуации, когда воВнпрос его существования ставится в наиболее радикальной форме, челоВнвек становится самим собой, вынужден прямо выбирать между добром и злом, жизнью и смертью, верой и разумом и т.д. Наука же - это своеобВнразная попытка людей обезопасить себя перед необходимостью отвечать на подобного рода вопросы за счет освоения предметного мира, овладеВнния им.
Возникает вопрос, а для чего тогда существует философия, ведь с ее рационалистической установкой она не может дать надежду подобно вере. Философия, отвечает на этот вопрос мыслитель, "является преВнодолением мира, аналогом спасения". Это интеллектуальное спасение, спасение внутри размышлений, внутри рефлексии над предельными осВннованиями бытия. Философия - это аналог веры, но на интеллектуальВнном уровне, некий синтез веры и убеждения. Вера дает надежду, филоВнсофия - осознание ее, выступая в виде концептуального коммуникациВнонного каркаса веры. Это высший этап трансцендентной философии.
В русле классического антиспиентизма решается проблема специВнфики философии в современном персонализме. Его представители также исходят из противопоставления рациональному подходу к постиВнжению мира иррационализма, рассматривая его как реакцию "на недосВнтатки определенной формы рациональности". Лишь новое понимание рациональности и ее синтез с верой составляют сущность философии в персоналистском понимании. Поэтому "персонализм есть не что иное, как рациональная вера".
Соответственно с таких позиций философия противопоставляется науке как нечто нерациональное рациональному, а философское мышВнление - научному. "Наука есть утверждение или отрицание, философия есть вопрошание". Поскольку философия принципиально расходится с научным познанием, она не может претендовать на какое-либо отражение действительности и не связана с поиском объективной истины. Фи-дософия вообще не нацелена на результат, а в силу этого и своей He-Практичности, связанной с удаленностью от реального мира, философия не может ничего создать в предметном мире. Она не овладевает истиной, не познает мир, а является внутренним творчеством субъекта.
Философию нельзя строить как строгую рациональную систему, тем более по образу какой-либо науки, как чаще всего это происходит, так как в этом случае все ее богатство сводится к узким критериям выВнбранной науки. Она противостоит науке, как категория субъективного противостоит категории объективного. Однако, оговаривается Лакруа, субъективность в философии - это не психофизиологическая субъекВнтивность, а некая универсальная субъективность, когда субъект в реВнзультате личной рефлексии познает универсальные закономерности быВнтия. Субъективен сам метод, но не то, что получается в его результате. философия не познает, но знает.
Один из любимых тезисов, так или иначе варьируемый в антисциентизме, связан с утверждением о том, что философия - это не теория, а особый мыслительный процесс. Современный немецкий философ И, Шмуккер-Гартман, развивая данный тезис, строит своеобразную философскую концепцию, которую он обозначает как "дидактика фиВнлософии".
Тезисы, из которых он исходит, нам уже знакомы. Философия и наука - это антиподы. Наука - это теория. Философия - акт мышления. Поэтому науку мы можем усвоить путем определенной методики, свяВнзанной с запоминанием. В философии все обстоит по-другому. СпособВнность к философии присутствует в каждом человеке, и обучение филоВнсофии поэтому есть умение раскрыть ее в конкретной личности. В этом заключается талант философа как наставника. Было бы желательно, пишет немецкий мыслитель, вообще отказаться от употребления термиВнна "философия", так как в этом случае чаще всего под ней понимается Признание какой-то одной концепции в качестве эталонной. Иногда же обучение философии подменяется кратким изложением концепций, коВнторые были в ее истории. В итоге такого обучения человек не столько Раскрывает себя, сколько относительно полно усваивает какую-то одну концепцию или же получает поверхностное представление о многих из них.
Философию надо понимать именно как "дидактику философии", в которой на первый план выступает сам процесс обучения и самообучеВнния особой культуре мышления. Причем исходным пунктом обучения философии должно стать осознание человеком того факта, что он являВнется особой частью бытия, его элементом. Обучение философии должно начинаться с выявления степени этой самоосознанности, которая "обусВнловлена его личным горизонтом и поэтому не точно измерима"'. ЧелоВнвека необходимо научить ориентироваться в мире, показав ему, что обВнщепринятая ориентация (на уровне обыденного сознания) является во многом лишь случайной. Человек к ней, конечно, не безразличен, так как она также связана с осознанием бытия, но бытия на самых его приВнмитивных уровнях, тогда как философское мышление приводит к поВнзнанию наиболее сложных структур.
Понимание слитности человека с бытием позволяет осознать тот факт, что наука направлена на разрыв этого единства мира и человека, ввергая его самого и сообщества людей, реализующиеся в современных государствах, в царство антигуманности и борьбы с природой. СтройВнность и точность научного мышления, выражающиеся в системе развиВнтых теорий, когда каждая из последующих является более истинной по отношению к предшествующей, на самом деле весьма условны и связаВнны с сужением предметной области. В философии, собственно говоря, нельзя создать концепции такого рода, так как она "не может найти ничего нового, а лишь пытается выявить то, что лежит в сознании челоВнвека". Наука, делает вывод Шмуккер-Гартман, основанная на вере в рациональное, разрушает мир, а философия ведет к надрациональному постижению бытия, сливая познание, сознание и веру в единую гармоВннию.
Список литературы.
1. В.В. Миронов. Философия. М., 1998 г.
Вместе с этим смотрят:
Античная мифология и ее влияние на современностьАнтичная философия
Аристотель
Аристотель об этике