Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни Москва 2001 ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.3
- Здоровый образ жизни: определение феномена тАжтАжтАж4
- Здоровый образ жизни и физическая культура тАжтАжтАж.8
- Социологические аспекты взаимосвязи Влфизическая
культура тАФ здоровый образ жизниВ» тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.12
1.1.2. Свободное время и физическая культура тАжтАжтАжтАжтАжтАж.14
зАКЛЮЧЕНИЕ тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж19
БИБЛИОГРАФИЯ тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж20
ВВЕДЕНИЕФизическая культура, являясь одной из граней общей культуВнры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорВнта тАФ одно из важнейших слагаемых сильной социальной политиВнки, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гумаВннистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.
1. Здоровый образ жизни: определение феноменаВлЗдоровый образ жизниВ», по формулировке авторов программною документа ВлК здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеванийВ» (Р.Г.Оганов, Р.А.Халатов, Г'.С.ЖуковВнский и др., 1994) тАФ Влповедение, базирующееся на научно обоснованВнных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохраВннение и укрепление здоровьяВ». Укрепление же здоровья тАФ ВлмероприВнятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального блаВнгополучияВ».
Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориенВнтированность личности на укрепление и развитие личного и общеВнственного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний тАФ первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной поВнтребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В.К. Бальссвич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков и др.). ЗОЖ зависит от:
тАФ объективных общественных условий, социально-экономичеВнских факторов;
тАФ конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономичеВнских факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
тАФ системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.
До недавнего времени под ВлздоровьемВ» в преобладающем количеВнстве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальВнную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.
Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой тАФ важнейшая задача любого цивилизованного общества.
Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специаВнлистов в сфере физической культуры, тАФ это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в котоВнрой важное значение имеет правильное физическое воспитание, долВнжное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоВнциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипо-кинезии (Р.Е.Мотылянская, В.К.Велитчснко, Э.Я.Каплан, В.Н.АрВнтамонов, 1990).
Группа авторов монографии ВлФормирование здорового образа жизни молодежиВ» (1988) указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что таВнкой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основВнных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
Авторы монографии выделили три основных компонента здоровоВнго образа жизни: 1) объективные общественные условия; 2) конкретВнные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здороВнвый образ жизни; 3) система ценностных ориентации, направляюВнщих сознательную активность (Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский и др.).
Ю.П.Лисицин и Г.И.Царегородцев (1986) дают следующее опреВнделение: ВлЗдоровый образ жизни тАФ это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как услоВнвия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни В». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, оргаВннически присущую обществу и направленную на заботу о людях.
Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способВнностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.
Формирование ЗОЖ не сводится только к пропаганде или отдельВнным видам медико-социальной деятельности.
Здоровый образ жизни тАФ основа профилактики заболеваний (Изуткин Д.А., 1982). Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики тАФ первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.
Сотрудник сектора социологии ВНИИФК Г.В.Дивина (1993) справедливо отмечала, что понятие Влздоровый образ жизниВ» пока еще не определено, пользующиеся им вынуждены оговаривать, что конкретно они имеют в виду, для того, чтобы быть правильно понятыми Возможно, в скором будущем необходимость в этом отпадет, так как понятие обретет методологическую и концептуальную ВлуниформуВ» Пока же хотелось бы употребить вместо Влздоровый образ жизниВ» понятие Влкультурный образ жизниВ» (цивилизованный, гуманистичеВнский), подразумевая, что здоровье неотъемлемо от культурного обраВнза жизни и является не самоцелью, а органичным компонентом разВнвития и совершенствования как общества, так и отдельного индивида Древние говорили: ВлЗдоровый дух в здоровом телеВ», подчеркивая таким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами тАФ если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он не сможет не следить. Но в практику нашеВнго физкультурного движения эта древняя мудрость пришла в искаВнженном, перевернутом виде, что и сказалось на некоторых концептуальных просчетах. У нас она звучит, как Влв здоровом теле тАФ здоровый духВ», а значит, телесное как бы ставится, выпячивается на первый
план, являясь гарантом того, что телесное здоровье может служить залогом духовного здоровья, что, как мы тому имеем множество свидетельств совсем не так.
Образ жизни тАФ здоровый, культурный, цивилизованный тАФ реаВнлизуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время.
Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюдВнжета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстВнве, а не только в мыслях и мечтах.
Состояние человека, лежащее между здоровьем и болезнью, соВнвмещает в себе и то, и другое. Еще классик античной медицины Гален назвал его третьим состоянием.
Так же как и болезнь, третье состояние может быть вызвано самыми различными причинами. Современные условия жизни порождают воздействия на организм человека физической, химической, биолоВнгической, психической природы, они приводят к так называемым болезням цивилизации. Но, по мнению некоторых ученых, те же воздействия вызывают общие симптомы, свойственные третьему соВнстоянию. Это неврастения, потеря аппетита, раздражительность, гоВнловные боли, усталость, сухость кожи и т.д.
В основу ЗОЖ, по мнению Д.А.Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:
- здоровый образ жизни тАФ его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;
- человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;
- здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных
функций;
- здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании.
Здоровый образ жизни тАФ это Влтипичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетияВ» (1981).
Здоровый образ жизни тАФ совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деяВнтельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребноВнстей человека.
Сущность здорового образа жизни тАФ обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе опВнтимизации развития, состояния и функционирования организованВнных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.
Структура здорового образа жизни тАФ целостное единство предВнметно-вещного природного, социокультурного и духовного компоВннентов социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности человеВнка и общества. Структура ЗОЖ включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности родового человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производ-ственных. агрокультурных, коммуникационных факторов.
Формирование здорового образа жизни тАФ сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни соВнвременного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.
1.1. Здоровый образ жизни и физическая культура
Существует необходимый и достаточный уровень физической акВнтивности человека, характеризуемый общими показателями рациоВннального содержания, структуры и использования активного двигаВнтельного режима. Этот уровень определяется анаболическим восстаВнновлением после активной трудовой деятельности, при котором происходит увеличение и накопление пластических и энергетичеВнских ресурсов организма, повышающих его потенциал и работоспоВнсобность.
Регулярная физическая тренировка, повышенный двигательный режим у людей разного возраста способствуют повышению функциоВннальных возможностей организма, Улучшению здоровья (Н.Д. Граевская, Р.Д. Дибнер, В.П. Казначеев, Р.С. Карпов, А.В. Коробков, И.В. Муравов, Л .Н. Нифонтова. В.С. Фомин и др.). Особенно это проВнявляется у лиц, профессиональная деятельность которых имеет малоВнподвижный характер, не требует физических напряжений, а также у немолодых людей.
Рациональная форма двигательной активности тАФ такая двигаВнтельная активность, которая обеспечивает необходимые и достаточВнные показатели физического развития и физической подготовленноВнсти, физической готовности к выполнению основных социальных функций, высокую профессионально-трудовую работоспособность, относительно низкую утомляемость в процессе и циклах труда, устойВнчивость внутренней среды организма, прочное здоровье и низкую заболеваемость в стандартных и меняющихся условиях труда и быта. Важным компонентом рациональной двигательной деятельности является физкультурно-спортивная двигательная деятельность челоВнвека, которая характеризуется ее объемом тАФ количеством времени, затраченного на занятия физической культурой и спортом за опредеВнленный календарный цикл тАФ сутки, неделю, месяц, год; интенсивноВнстью занятий, измеряемой показателями физической нагрузки на организм, потреблением кислорода на килограмм веса человека; расВнпределением физкультурно-оздоровительных занятий в календарВнном цикле; содержанием средств, используемых в занятиях, и спосоВнбом их применения. Рациональный, удовлетворяющий биологичесВнкие потребности организма двигательный режим повышает устойчиВнвость организма к воздействиям внешней среды, в том числе различВнных неблагоприятных и критических факторов, способствует повыВншению общей и специфической работоспособности (М.И. ВинограВндов, Н.В. Зимкин, З.М. Золима, А.В. Коробков, С.Л. КосилоВ», В.В. Михайлов, И.В. Муранон, К.Л. Хайрова и др.).
По мнению философа И.М.Быховской, ФК может стать элеменВнтом образа жизни людей, стать неотъемлемой частью культуры лишь тогда, когда человеческое тело осознается обществом, группой, индиВнвидом как некоторая ценность или самоценность, как объект социВнально и индивидуально значимого характера (1993). А известный теоретик физической культуры Г.С.Туманян полагает, что формироВнвание ФК и прочных навыков здорового образа жизни человека предВнопределяется решением комплекса пяти групп задач:
1) Формирование духовной сферы личности.
2) Укрепление здоровья, усвоение правил и норм ЗОЖ, повышеВнние сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешВнней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза.
3) Физическое (точнее физкультурное) образование учащихся, включающее формирование специальных знаний в области ФК; соВнвершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры.
4) Совершенствование тех функциональных свойств или кондиВнционных возможностей, которые определяют успех двигательной деВнятельности.
5) Физическое развитие, формирование основных тотальных разВнмеров, массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждение плоскостопия и т.п. (1993).
Он же сетует, что в государственных учебных программах по ФК для учащейся молодежи все замыкается на уровне физической подгоВнтовки. Отсутствует указание на необходимость формирования ЗОЖ, т. с. умение правильно питаться, соблюдать режим дня, применять гигиенические и закаливающие процедуры, избирать для конкретноВнго случая правильный комплекс упражнений, определять рациональВнную последовательность и дозировку их выполнения и многие другие компоненты ФК.
Обобщая сказанное в предыдущих главах, следует заключить, что ФК способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высоВнкой и устойчивой общей и специальной работоспособности, надежной резистентности и лабильной адаптации к меняющимся и сложным условиям внешней среды обитания.ФК помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовом деятельности, обеспечивают необходиВнмую и достаточную двигательную активность, а также активный отВндых, то есть рациональным двигательный режим (РДР).
Занятия ФК обеспечивают формирование, развитие и закреплеВнние жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения.
В реальном осуществлении ЗОЖ возрастающую роль играет оргаВннизующая и регламентирующая деятельность общества, в частности необходимая стандартизация уклада быта и включение в него активВнных занятий ФК. Прогрессивная стандартизация бытового уклада тАФ рациональное добровольное и сознательное ограничение бытовой деВнятельности и наполнение ее наиболее полезными и общественно ценВнными занятиями с целью наилучшей реализации творческого потенВнциала людей для их всестороннего развития и совершенствования, всемерного развития способностей человека и на этой основе достиВнжения наивысшей эффективности полезного труда. Стандартизация бытового уклада предусматривает необходимость рационализации; упорядочения двигательного и гигиенического режима средствами ФК, исключения бесцельного время провождения, обязательного включения активных занятий ФК в структуру бюджета времени.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) как обновленное научное и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в физичеВнской культуре личности (В.Г. Агеевец, В.А. Астахов, Г.П. Богданов, И.М. Быховская, Н.Г. Валентинова, Н.Н. Визитей, Г.В. Дивина, А.Г. Кирищук, О.А. Мильштейн, В.П. Моченое, Б.И. Новиков и др., 1990). Характеризуя социокультурный аспект проблемы ЗОЖ, Н.Н. Визитей и В.П. Моченов справедливо отмечали, что проблема физической культуры как культуры телесного бытия человека не может быть сведена к какому-либо одному эмпирическому модусу своего проявления, хотя в настоящее время как в массовом, так и в теоретическом сознании преобладает узкое понимание физической культуры лишь как двигательной активности человека. В роли синтеВнтического собирательного понятия, способного разрешить трудности анализа эмпирического материала, помогающего осмыслить совреВнменные явления практики физкультурно-спортивного движения все чаще применяется понятие Влздоровый образ жизниВ». О.А. Мильштейн указывал, что ЗОЖ выступает важнейшей характеристикой образа жизни личности и общества, отражает объективную потребность современного общественного развития. Одним из важнейших социальных факторов формирования образа жизни вообще и здорового образа в частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 15тАФ20 лет во многих странах Влспортом для всехВ». ЗОЖ, по мнению В.Н. Мошкова (1990), тАФ это активная жизнедеятельность человека в гигиеническом и социальном аспектах. ЗОЖ неразрывно связан с природными и социальными условиями и реализацией человеческих способностей в области труда отдыха, питания, культурных развлечений, соблюдением режима. занятиями ФКС и полнотой духовной жизни. ЗОЖ тАФ это совершенВнствование активной адаптации к различным условиям внешней среВнды, а физическая культура представляет собой основу неспецифичеВнской профилактики нарушений различных функций организма.
Касаясь проблем ЗОЖ, Ю.Н.Теппер отмечал, что принцип здравостроительства был выдвинут еще в 20-х годах и что в наше время теория здоровья должна получить новое содержание и обеспечить деятельность в небывалой по остроте эколого-технологической ситуВнации, где речь идет не столько об укреплении здоровья, сколько о проблеме выживания. Президент ассоциации ВлСпорт для всех" А.В. Царик подчеркивал, что физическая культура тАФ стержневое, главное условие здорового образа жизни и в значительной степени охватывает собой понятие и явление ЗОЖ. Этот же автор признавал, что процесс формирования физической культуры тесно связан с такиВнми объективными факторами образа жизни, как экономика и налиВнчие свободного времени, экология и условия труда, жилищно-бытовые и другие условия, а также условия физкультурно-спортивных занятий.
1.1.1. Социологические аспекты взаимосвязи Влфизическая культура тАФ здоровый образ жизниВ»
Много лет в общественное сознание насаждалась мысль о том, что здоровье, его обретение и сохранность тАФ поприще медицины, хотя даже в Большой медицинской энциклопедии сказано, что ВлмедициВнна тАФ одна из древнейших наук, имеющая целью лечение и предупВнреждение болезней человекаВ», а это означает, что предписанВнная деятельность медицины тАФ преимущественно на поле нозологии, но не в жизни здорового человека. В 1994 тАФ 1995 годах по заданию Совета безопасности группа медицинских экспертов (профессор Д.Д. Венедиктов, А.Н. Разумов, академик РАМН О.П. Щепин и др.) производила оценку состояния здоровья населения России и предлаВнгала меры по его охране. В заключительной справке к заседанию Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по охране здоВнровья населения эксперты свидетельствовали, что работы МосковскоВнго центра проблем здоровья при правительстве Москвы, Института проблем гуманизма и милосердия, НИИ социальной гигиены, эконоВнмики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко показываВнют, что основной задачей социальной политики государства должно
стать сохранение и укрепление здоровья народа, а не борьба с уже возникшей болезнью. Существующая система здравоохранения, ориентированная главным образом на борьбу с возникшими заболеваниями, неспособна радикально улучшить состояние здоровья населения нашей страны.
Действительно, выявление, изучение и смягчение последствий таких факторов риска, как социальные конфликты и социально-психологические напряжения, стрессы и психологический дискомфорт, а такие факторы риска охватывают более 70% населения, выходят из зоны профессиональной деятельности медицины. Здесь главным образом необходимы усилия социологов и психологов, социальных работников и педагогов. А к ряду приоритетных и действенных средств снятия социально-психологических напряжений, предотвращения и смягчения конфликтов и психических стрессов относятся занятия ФК, спортом, туризмом, рекреационные занятия физическими упражнениями.
О внедрении и развитии физической культуры и спорта (ФКС) среди трудящихся и членов их семей обстоятельно рассказывал преВнзидент Международной конфедерации спортивных организаций "Профспорт" Б.Н. Рогатин на международном симпозиуме ВлФизичеВнская культура и спорт в жизни трудящихсяВ», состоявшемся в середине августа 1994 года в Москве. Он указывал, что основным девизом конфедерации является достижение высокой трудовой и общественВнной активности трудящихся при максимальной продолжительности жизни. Основной задачей является помощь людям любого возраста, независимо от состояния здоровья, найти наиболее удачный вариант физкультурных рекомендаций, которые бы продлили им жизнь, сдеВнлал и работоспособными с наибольшей отдачей сил. (Б.Н. Рогатин, 1995). Ссылаясь на данные социологов, Б.Н. Рогатин подчеркнул, что человек, систематически занимающийся спортом, в 2тАФ3 раза легче переносит тяготы жизни, на 15тАФ20 % более инициативен в работе, общественной жизни коллектива, оказывает больше помощи своим товарищам, у него выше творческая активность, общительность, он больше уверен в себе, стремится добиться лучших результатов на том участке, где прилагает усилия, будь то производственная или общеВнственная деятельность, учеба.
Это теоретизированное обобщение социальных функций ФКС в структуре ЗОЖ корреспондирует, соотносится с заключениями В.П. Моченова в его диссертации о социально-педагогических аспекВнтах использования нетрадиционных форм и средств ФК в практике физкультурно-оздоровительной работы (1994). Автор сформулироВнвал одну из исходных теоретико-методологических позиций как приВнзнание, что физическая культура как феномен культуры не может быть сведена к природным явлениям, к физическим качествам челоВнвека, свойствам его организма и биологическим системам жизнеобесВнпечения, телесность человека является базисной характеристикой человека, но его духовность, интеллект неотделимы от человека и от его физической культуры.
Все высказанное выше позволяет заключить, что активная роль ФКС в реализации ЗОЖ несводима к выполнению систем физичеВнских упражнений, но охватывает среду формирования, развития и совершенствования личности, социализации человека. СледовательВнно, проблема внедрения ЗОЖ в быт не может решаться изолированно от решения других экономических, политических, социокультурных проблем, стоящих перед обществом. Г.В.Дивина (1989) указала, что проблема ЗОЖ и использования ФКС в его осуществлении решаема на трех уровнях: социальном, инфраструктурном и личностном.
Иными словами, создание и обеспечение экономических, правоВнвых, этических и прочих общесоциальных норм отношения к ФКС и ЗОЖ должно осуществляться самим обществом на общесоциальном уровне.
Это значит, что решение проблем ЗОЖ, развития ФКС в значиВнтельной мере и весьма тесно связано с использованием людьми, общеВнством в целом своего свободного времени, являющегося неизмеримым социальным богатством и объективным пространством осуществлеВнния культуры человека.
1.1.2. Свободное время и физическая культура
Социальная сущность свободного времени в том, что оно превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекВнта он вступает затем в непосредственный процесс производства. В челоВнвеке воедино заключены объект и одновременно субъект деятельности свободного времени, а также субъект трудового процесса.
Безусловно, различаются особенности личного отношения челоВнвека к трудовой деятельности, с одной стороны, и к занятиям в сфере свободного времени, тАФ с другой. Если в первом случае определяюВнщим выступает необходимость, то во втором преимущественную роль играет свободное волеизъявление при выборе форм и видов деятельВнности. Общество в историческом процессе развития выявило и опреВнделило ценности свободного времени, которые необходимы для дальВннейшего социального прогресса. Общество заинтересовано в том, чтоВнбы такого рода ценности, и в частности занятия физическими упражнениями, спортом, избирались и включались индивидом, разуВнмеется, с личной добровольностью, в состав деятельности свободного времени. Осознанное принятие личностью необходимых видов социВнального поведения составляет сущность свободной деятельности в свободное время.
Свободное время используется отдельным человеком преимущеВнственно в соответствии с его индивидуальными представлениями о целесообразности его расходования, которые складываются, как праВнвило, эмпирическим путем. В поведении человека в свободное время, в том числе в занятиях физическими упражнениями, спортом, туризВнмом, играми, сказываются социально-психологические явления траВндиций и конформизм в принятии норм поведения непосредственно окружающей общественной среды.
ФКС имеют в современных условиях весьма высокую социально-экономическую значимость для общества в целом и для отдельного человека (В.У. Агеевец, А.М. Алексеев и др.), поскольку занятия ими развивают, совершенствуют многие важные социальные и биологиВнческие качества людей, оказывают прогрессивное влияние на формирование и гармоническое развитие и воспитание человека (П.А. ВиВнноградов, В.М. Ныдрин, А.П. Душанин, К.А. Кулинкович, Л.П. МатВнвееВ». О.А. Милыптейн,. Н.И. Пономарев, В.А. Пономарчук, В.И. СтоВнляров, 13.И. Старшинов, П.С. Стеновой и др.). Это учитывается общеВнством при планировании и осуществлении затрат свободного времени общества в целом и отдельными людьми, поскольку свободное время должно использоваться рационально и эффективно с точки зреВнния интересов общества в целом. В свою очередь, каждый человек должен получить в сфере свободного времени максимум реально возВнможного в конкретных условиях и обстоятельствах для своего всестоВнроннего и гармоничного развития, постоянного совершенствования личности.
Анализ отношения разных групп населения к ФКС Показал, что 7тАФ18 % взрослого населения участвовали в каких-либо физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, организованных в производственных коллективах, и 23тАФ29 % занимались физической культурой самостоятельно, по месту жительства и отдыха.
По данным исследований ВлПравда-77В», ВлСоветская Россия-81В», ВлСоветский спорт-83тАФ84В» (П.А. Виноградов и др.), из 1796 обследоВнванных соответственно (данные первого, второго и третьего исследоВнваний) среди мужчин и женщин: занимались ФКС самостоятельно (%) 30.0 и 1.5.6; 49,1 и 38.3; 47,9 и 39,4; в группах ОФП, здоровья тАФ 1,8 и 2,0; 10,6 и 6,3; 10,8 и 9,8. Эти данные корреспондируют с многочисленными материалами других исследований и свидетельстВнвуют о том, что ФКС среди трудящихся развиты еще недостаточно.
В монографии ВлФизическая культура и здоровый образ жизниВ» приведены многочисленные данные социологических исследований, которые показывают реалистическую, но безрадостную картину масВнштабов физкультурно-оздоровительного движения, использования свободного времени для занятий ФКС и развития ЗОЖ. Выяснилось, что учащиеся 9тАФ10-х классов, особенно девушки, затрачивали на занятия ФКС не более 1тАФ5 % свободного времени (1983). Среди восьмиклассников в Красноярском крае постоянно занимались ФКС 40,3 %, от случая к случаю тАФ 35,3, совсем не занимались тАФ 24,4 %. У десятиклассников эти показатели выглядели так: постоянно заниВнмались тАФ 39,9 %, от случая к случаю тАФ 41,2, совсем не занимаВнлись тАФ 18,9 %. Оздоровительным бегом, велосипедными прогулкаВнми, катанием на коньках не занимались около 80 % школьников. Зимой 59,3 % юношей и 55,4 % девушек выходили на лыжню от 1 до 5 раз, а 69,9 % юношей и 93,5 % девушек вообще не катались на коньках. Всего 30 % школьников были привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, а остальные 70 % поВнсещали только уроки физической культуры (1986). Среди студентов вузов регулярно занимались в спортивных секциях и участвовали в внутривузовских соревнованиях 21,8 % студентов, вообще же не заВннимались ФКС тАФ 67,2 % (Л.Я.Рубин, 1981). Исследования Л.И. Лубышевой (1988) в четырех пузах Западной Сибири выявили, что лишь 10 % студентов систематически использовали средства физичеВнской культуры в свободное время. В.А.Бауэром (1987) установлено, что ФКС являются реальным компонентом образа жизни только для 25 % студентов и для 12 % учителей школ.
В 1987тАФ1988 годах при опросе более 500 врачей и медицинского персонала учреждений здравоохранения Ленинского района Москвы выяснилось, что 35% из них совсем не занимались ФКС и лишь около 5% занимались в спортивных секциях и группах ОФП, ГТП, здоровья (П.Д.Виноградов).
Наиболее объективным показателем развития ФКС является вреВнмя, затрачиваемое на занятия физическими упражнениями, и для взрослых оптимальные временные режимы в недельном объеме коВнлеблются от 6 до 10 часов (П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, Л.Н. Ни-фонтова, Ю.В. Окуньков. 1973).
Опрос же показал, что 86 % занимающихся физической культурой не выходят на оптимальные режимы занятий. Среди рабочих занимались в неделю 6 тАФ 8 часов 6,3 %; среди работников сферы обслуживания тАФ 8; среди ИТР тАФ 8,7; среди интеллигенции тАФ 10,7; среди пенсионеров тАФ 4; среди учеников 9 тАФ 10-х классов тАФ 6 %.
В 80-х годах все более широкое распространение получили самоВнстоятельные индивидуальные и групповые физкультурно-оздоровительные занятия. Все больше людей ориентировались не на традициВнонные тренировки в спортивных секциях или на подготовку к сдаче нормативов комплекса ГТО. а на либерализованные занятия по интеВнресам, увлечениям, пристрастиям, организованные вблизи места жиВнтельства или в зонах отдыха, в парках, на пляжах.
Особенности отношения людей к занятиям физической культурой и спортом в современных условиях явились предметом специального исследования (В.А.Астахов), поскольку в последние годы произошли значительные изменения в социально-экономической структуре обВнщества, что не могло не отразиться на состоянии массовой физкультурно-оздоровительной работы. С целью изучения общественного мнения по вопросам ФКС в период социально-экономических реВнформ 1986 тАФ 1992 годов был проведен анкетный опрос лиц, самостоВнятельно занимающихся в местах массового отдыха населения, и сравВннительный анализ с данных опросов, проводимых в 1980 тАФ 1985 годах. Опрос был проведен в два этапа тАФ в 1990 году (2-й период) и в 1993 году (3-й период), причем последний проведен дифференцированно среди лиц, живущих вблизи и далеко от зон массового отдыха.
Всего было опрошено 594 человека, из них во втором периоде тАФ 374, в третьем тАФ 220 человек. По профессии респонденты распредеВнлялись следующим образом: работники физического труда составляВнли 140 человек (20,3 %), работники умственного труда тАФ 464 (79,7 %). Из общего количества опрошенных женщин было 364, мужчин тАФ 230.
Сравнительный анализ данных всех трех периодов показал, что количество лиц, систематически занимающихся ФКС, за период 1986тАФ1991 годов уменьшилось почти в 1,2 раза. При этом снижение более заметно (почти в 1,5 раза) среди лиц умственного труда (18,5% против 28,44 %).
Во втором периоде обследования отмечалось заметное увеличение числа лиц, совсем не занимающихся ФКС, 39,4 % против 34,9 % в первом периоде обследования.
Несколько иная картина наблюдалась в третьем периоде обследоВнвания: наибольшее количество систематически занимающихся ФК отмечалось в возрастной группе 19тАФ25 лет, затем количество занимающихся резко снизилось (с 33 % до 9 % и 11 % в возрастных группах 26тАФ30 лет и 31тАФ40 лет соответственно). Количество занимаюшихся вновь повышается в возрастной группе 41тАФ50 лет (21 %).
В старших возрастных группах число систематически занимающихся снизилось до 1 %.
Среди совсем не занимающихся ФК наибольший процент составляли лица в возрастных группах 18тАФ25 лет. 31тАФ40 лет и старше 60 лет во втором периоде обследования и в возрастных группах 31тАФ40 лет и 41тАФ50 в третьем периоде обследования.
Во втором периоде обследования уменьшилось количество лиц, систематически занимающихся ФК, имеющих высшее образование (20 % против 28,8 % в предыдущие годы). Однако этот показатель возрос почти в два раза в третьем периоде обследования (59 % против 28,8 % первого периода).
Интерес к занятиям ФКС в большей степени проявлен у лиц, имеюших детей, 58,8 % и 25,4 % бездетных.
Возрос интерес к самостоятельным занятиям физическими упражВннениями и спортом на свежем воздухе и в спортивных секциях, осоВнбенно у лиц, живущих вблизи зон отдыха.
За период социально-экономических реформ изменились и форВнмы проведения активного отдыха. Так, в последние годы посещаеВнмость парков культуры и отдыха увеличилась в 1,5 раза (44,5 % против 25.6 % в первом периоде), пляжей тАФ в 1,1 раза (43,6 % против 38,4 % в первом периоде). В то же время резко уменьшиВнлось количество лиц. посещающих водноспортивные базы, тАФ почВнти в 3,7 раза во втором периоде и в 3,3 раза тАФ в третьем периоде обследования.
Это до некоторой степени можно объяснить понижением жизненВнного уровня трудящихся, особенно в первые годы социально-эконоВнмических реформ.
В числе основных причин прекращения занятий в период социальВнно-экономических реформ было, по мнению большинства респонденВнтов, отсутствие времени, большая занятость домашними делами и уходом за детьми, плохое состояние здоровья и отсутствие спортивВнной одежды и обуви. В последние полтора тАФ два года существенно изменилось отношение широких слоев населения к занятиям спорВнтом. Систематические учебно-тренировочные занятия существенно сокращены (до 2тАФ4 раз) многими любителями спорта. Все возрастаВнющую популярность получили самодеятельные групповые и индивиВндуальные физкультурно-оздоровительные занятия по месту жительВнства и отдыха. Этот период в отношении городского населения к фиВнзической культуре и спорту можно оценивать как современную тенденцию развития и функционирования физкультурно-спортивного движения.
Увеличение свободного времени, расширение досуга может сопроВнвождаться растущим распространением пассивных форм деятельноВнсти, потреблением материальных благи информации и сокращением активной деятельности, в том числе занятий ФКС при условии, если регуляция досуга, свободного времени будет осуществляться стихийВнно, самотеком.
Важную социально-педагогическую роль играет организующая и регламентирующая деятельность общества, в частности необходимая стандартизация уклада быта, которая в той или иной степени имела место во все времена и в различных социальных общностях.
Прогрессивная стандартизация бытового уклада означает выбор и активное потребление полезных и ценных для развития и совершенВнствования человека и общества благ и оптимальную структуру затрат добровольно расходуемого времени.
Она отвергает бесполезные, бесцельные и вредные для гармоничВнного развития человека виды досуга, наполняя его полезным и приятВнным содержанием в соответствующих гуманистическому назначеВннию этой деятельности привлекательных формах.
Включение и использование средств ФКС в свободном времени зависит от сложившихся или создаваемых заново бытового режима, повседневного быта семьи, обычного распределения затрат времени на различные виды деятельности.
При этом определяющее влияние оказывают экономические услоВнвия семьи, существующие в ней и преобладающие ценностные ориенВнтации и социально-психологические отношения, а также интенсивВнность и эффективность воздействия внешних стимулов, формируюВнщих социальное поведение членов семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, тАФ не тольВнко основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем совреВнменной России.
БИБЛИОГРАФИЯ- Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.
- Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.
- Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.
- Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью. Москва.,1987.
- Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. Москва.,1992.
Вместе с этим смотрят:
Здоровый образ жизни студентаЗимние олимпийские игры - история, хронология, статистика
История бокса
История Олимпийских игр