Особенности физического воспитания глухих и слабослышащих детей

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

(реферат)

Выполнил: студент гр. 04183

Поморцев А.В

Проверила: Аюрова Эльвира

Бальжинимаевна

Улан-Удэ

2001

ПЛАН:

  1. Физиология глухонемых детей
  2. Организация занятий
  3. Планирование программного материала в учебном году
  4. Приёмы и методы обучения физическим упражнениям глухонемых детей
  5. Показания и противопоказания к занятиям физическими упражнениями

ВлГлухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше прочих людей. Он носит в себе одинаковые зародыши страстей, владеет одинаковыми стихиями усовершенствованиятАжВ»

В.И. Флери

Физиология глухонемых детей

Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к цеВнлому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. НаруВншение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказываВнется на развитии всех познавательных процесВнсов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательВнных навыков (Л.С.Выготский, 1956; Н.Г.МороВнзова, 1973; В.Трофимов, 1980 и др.).

Глухим школьникам свойственны разнообВнразные нарушения в двигательной сфере, к наВниболее характерным относятся:

  • недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей (Н.А.Рац, 1947), и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки;
  • относительная замедленность овладения двигательными навыками (А.П. Гозова, 1979; Ю.Н. Комаров, 1976 и др.);
  • трудность сохранения статистического и динаВнмического равновесия (В.А. Какузин, 1973 и др.);
  • относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве (О.И. КукушкиВнна, 1986 и др.);
  • замедленная скорость выполнения отдельВнных движений, всего темпа деятельности в цеВнлом по сравнению со слышащими (Б.М. ЗайВнцев, 1974; Б.И. Орлов, 1975 и др.);
  • утрата слуха отражается и на уровне развиВнтия физических качеств, в частности, по уровВнню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания глухих от слышащих быВнла равна 6 тАФ 8%, а к семнадцатилетнему возрасВнту достигала 53,3%)1.

Особенности моторики глухих порождаютВнся целым комплексом причин, одной из котоВнрых являются нарушения функций отдельных систем организма.

В многочисленных работах по этому воВнпросу указывается на значительную роль веВнстибулярного аппарата в развитии двигательВнной сферы. Так, Н.Л. Надеина (1989) с помоВнщью специального исследования выявила различные проявления вестибуляторной дисВнфункции у 62% детей, имеющих нарушения слуха. Даже незначительные нарушения в раВнботе вестибулярного аппарата вызывают суВнщественные изменения моторики глухих. Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что количество глухих, у которых проявляютВнся своеобразные особенности в двигательной сфере, превышает число лиц, страдающих веВнстибулярными нарушениями.

Эти положения можно объяснить тем, что патологический процесс в слуховом анализаВнторе изменяет не только функции вестибулярВнного аппарата, но и функции кинестезического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глуВнхих (Т.В. Розанова, 1962; А.О. Костанян, 1963).

С точки зрения физиологии о состоянии двигательной сферы можно судить по некотоВнрым неврологическим показателям. Данные, полученные в исследованиях Н.И. Букуна (1988), свидетельствуют о том, что у 64% глухих имеются резкие изменения характера рефлекВнторного ответа и у 43% отмечено невыраженВнное снятие тормозного влияния коры головноВнго мозга. (Данный факт очень важен при проВнведении занятий физкультурой и спортом.)

Таким образом, анализ литературы свидеВнтельствует, что состояние двигательной сферы детей с нарушением слуха зависит от ряда приВнчин. При этом в разных случаях любая из них может играть важную роль. Вместе с тем можВнно утверждать, что особенности развития двиВнгательной сферы у глухих детей обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением некоторых функциональВнных систем и недостаточным развитием речи.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о следующем:

  • показатели физического развития глухих 15-летних юношей уступают показателям физического развития слышащих сверстников по всем основным соматометрическим признакам. Уровень их двигательной подготовленности также ниже уровня физической подготовленности 15-летних слышащих сверстников;
  • физическое развитие глухих 17-летних юношей практически идентично уровню физического развития слышащих юношей, но показатели уровня двигательной подготовленности 17-летних глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности 17-летних слышащих юношей;
  • вместе с тем уровень физической подготовленности 15-и 17-летних глухих юношей практически остается неизменным;

Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:

  • недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;
  • относительная замедленность овладения двигательными навыками;
  • трудность сохранения статического и динамического равновесия;
  • низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
  • низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей);           
  • замедленная скорость обратной реакции;
  • невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.

Результаты  исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих юношей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др.

И наконец, традиционное сложившиеся система физического воспитания молодёжи в школе для глухих и слабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физических качеств учащихся.

Проанализировав полученные данные пришли к заключению, что в условиях учебного заведения методика физического воспитания глухих и слабослышащих юношей основанная на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включённых в основные разделы программы, будет способствовать не только эффект росту силовых качеств учащихся, но и двигательной подготовленности в целом2.

Организация занятий

Мной была посещена специально-корекционная школа 1-го вида №1, г. Улан-Удэ. Встретившись с преподавателем, заслуженным работником физической культуры и спорта, Рыморевой Ольгой Васильевной, я узнал, что организация физического воспитания в школе включает в себя следующее:

1. Проведение занятий, как правило треВннирующей направленности, с широким исВнпользованием метода круговой тренировки (в процессе прохождения основных разделов программы), метода повторных и максимальВнных усилий с использованием умеренно больВнших сопротивлений, а также метода станВндартно - повторяющегося отягощения (в проВнцессе занятий атлетической гимнастикой).

2. Преимущественное  внимание при развитии силовых качеств уделялось основВнным, наиболее важным мышечным группам: спины, груди, плечевого пояса, живота и нижВнних конечностей.

3. Уменьшение количества часов из основВнных разделов программы с целью вынесения этих часов на занятия атлетической гимнастиВнкой (всего 14ч.)

4. Проведение по специальному расписанию экспериментальных уроков в конце учебного дня.

5. Изменение структуры урока за счет пракВнтически полного исключения его вводной части (кроме ознакомительных уроков). Это позволиВнло увеличить основную часть урока в среднем на 5 тАФ 8 мин. Подобный подход был использован и в отношении заключительной части урока.

Планирование программного материала в учебном году

План-график урочных занятий по физичеВнской культуре на год составлялся на основе содержания экспериментальной программы и сетки учебных часов с учетом сроков провеВндения каждой четверти.

В зависимости от сезонно-климатических условий школой использовались различные вариВнанты распределения материала занятий в течеВнние года: параллельно-комплексный (когда маВнтериал основных разделов программы сочеталВнся со специальными комплексами силовой направленности) и поочередно-избирательный (предметный) тАФ когда поочередно внимание уделяют одному из разделов.

На основе годового плана было составлено 58 планов-конспектов, в которых сформулироВнваны основные задачи, средства и методичесВнкие приемы их решения.

Приемы и методы обучения физическим упВнражнениям глухих и слабослышащих юношей

Уроки физической культуры в школе глуВнхих и слабослышащих имеют свои особенносВнти. Отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные трудности при обучении физическим упражнениям.

Учитывая психофизиологические особенВнности глухих и слабослышащих юношей, своеВнобразие развития их двигательной сферы, неВнобходима организованная система обучения силовым упражнениям, которая позволяла бы оказывать комплексное воздействие на развиВнтие индивида.

В связи с этим курс обучения упражнениям силовой направленности необходимо условно делить на три этапа3

.

Первый этап обучениятАФсоздание у учащихся общего представления об изучаемых локомоциях, а также о их связи с ранее изученВнными упражнениями на уроках физической культуры.

Второй этап педагогического воздейстВнвия должен осуществляться за счет комплексВнного применения различных упражнений. На этом этапе отводится особая роль коррекции техники выполнения упражнений. При этом исключаются те способы их выполнения, котоВнрые закрепляли бы отрицательные навыки, с технической точки зрения,

Третий этап направлен на стабилизаВнцию и совершенствование навыков выполнеВнния упражнений в условиях повышения наВнгрузки и увеличения интенсивности занятий.

На протяжении всех этапов основной акВнцент надо делать на развитие силовых качеств. При этом для успешного использования метоВндики необходимо применять следующие педаВнгогические методы: практические (предписаВнние алгоритмического типа), наглядные (показ и метод графической записи упражнений), слоВнвесные (объяснение, метод коррекции ошиВнбок). Роль этих методов в процессе выполнения упражнений силовой направленности неодиВннакова и зависит от задач конкретного урока.

Так, на начальном этапе обучения силовым упражнениям желательно предпочтение отдаВнвать наглядным и словесным методам.

Без предварительного создания у учащихся образного представления об изучаемом упражВннении формирование правильных двигательВнных навыков заторможено уже в самом начале. Поэтому для создания образа и формирования мысленной модели изучаемого упражнения неВнобходимо использовать: его показ, объяснение (в данном случае использовать все виды речи, жестовую, дактильную, устную и письменную), предварительную коррекцию ошибок на осноВнве графической записи упражнения.

В последнее время широкое распространеВнние получило положение о том, что обучение движениям может идти успешно только в том случае, если при объяснении физических упВнражнений будут одновременно использоватьВнся методы слова и показа. Для учащихся, у коВнторых этот процесс затруднен в результате наВнрушений одного из анализаторов (слуха), при обучении любым упражнениям наиболее целеВнсообразным является поочередное применеВнние методов показа и объяснения. Это положеВнние находит подтверждение в исследованиях А.П. Гозовой (1989).

Однако на начальном этапе обучения глухих юношей упражнениям силовой направленносВнти несколько большее значение, на наш взгляд, необходимо уделять методам, предусматриваюВнщим наглядное восприятие учебного задания (показ упражнения и его графической записи).

После показа упражнения и демонстрации его графического изображения (рисунка, фоВнто) надо дать название упражнения, его основВнных элементов (термины). Ученикам предлагаВнется несколько раз повторить их вместе с пеВндагогом (проговаривание вслух). Такого рода обучение позволяет активизировать деятельВнность сигнальных систем, акцентировать вниВнмание занимающихся на восприятии техничеВнской основы упражнения, закрепить ассоциаВнтивную связь между зрительным образом упВнражнения и обозначающим его термином.

Таким образом, в результате применения методов наглядной информации (показ, демонВнстрация графического изображения упражнеВнния) удается значительно интенсифицировать процесс создания представления и уточнения знаний глухих о методике занятий и технике выполнения силовых упражнений. ИспользоВнвание методов наглядного восприятия в сочеВнтании со словесными способствует более осоВнзнанному выполнению комплексов упражнеВнний, повышает интерес к занятиям.

В процессе обучения глухих юношей комВнплексам упражнений силовой направленности необходимо применять метод алгоритмичесВнких предписаний. Под этим понимаются опреВнделенные предписания о порядке и характере действий каждого обучаемого. Методика соВнставлений предписаний алгоритмического тиВнпа предусматривает разделение комплекса упВнражнений на части, которые осваиваются в строгой последовательности. Эти предписания должны отвечать следующим требованиям:

  • точно указывать характер воздействия кажВндого упражнения;
  • все упражнения в комплексе должны быть взаимосвязаны и расположены в определенВнной последовательности.

Выбор метода алгоритмических предписаВнний удобен прежде всего тем, что при обучении это дает возможность моделировать педагогиВнческий процесс. Этот метод применим как к обучению умственным, так и к физическим операциям. Он обеспечивается наличием наВнглядной информации, осуществляемой по принципу обратной связи, что позволяет непреВнрывно корректировать процесс обучения. КроВнме того, данный метод позволяет уменьшить ВлнепроизводительнуюВ» трату времени и требуВнет от ученика постоянной активной работы на уроке.

А.М. Шлемин (1981) отмечал, что из различВнных типов программированного обучения наиВнболее эффективным является алгоритмизация двигательных действий.

Перед занятием для любого, относительно сложного и незнакомого упражнения составВнляются предписания алгоритмического типа.

Алгоритмы конкретных упражнений заноВнсятся в учебные карточки и сопровождаются графическими изображениями двигательного действия; кроме того, против каждого упражВннения указывается его дозировка (см. рис. 1 тАФ 6). Затем учащимся предлагается выполВннить все упражнения в строго установленной последовательности на основе речевого обесВнпечения (использование дактильной и устной речи) и показа. Таким образом, метод предпиВнсаний опирается на методы обучения, известВнные в физическом воспитании, которые объеВндинены в определенную систему:

  • управление коррекционно-педагогическим процессом на занятиях по силовой подготовке сводится к созданию необходимых условий для выполнения упражнения, при которых поВнстепенно исчезает необходимость во внешней информации;
  • применение данного метода позволяет в комплексе решать задачи физического воспиВнтания и дает возможность управлять процесВнсом обучения.

Анализ специальной литературы позволяет говорить о необходимости речевого ВлобеспечеВннияВ» уроков физической культуры. Результаты экспериментальной работы В.В. Дзюрича (1970) показали, что обучение физическим упражнеВнниям глухих детей с использованием словесной речи имеет большое положительное значение. Слово способно повышать интеллектуальную и двигательную активность ученика, а также споВнсобствовать более быстрому и прочному освоеВннию физических упражнений. Рассматривая роль речи в физическом воспитании глухих школьников, Н.Г. Байкина (1989) отмечает, что глухим учащимся мало известны многие глагоВнлы, обозначающие двигательные действия. В связи с этим юношам, занимающимся силовыВнми упражнениями, в процессе занятий необхоВндимо предлагать называть упражнения, позвоВнляющие решить конкретные задачи урока. КроВнме этого, речевой материал обеспечивает усвоеВнние глухими учащимися названий учебного оборудования, тренажеров, инвентаря и техниВнческих средств обучения. Применение различВнных видов речи на уроках по силовой подготовВнке позволяет решать широкий круг задач. ВмесВнте с тем следует заметить, что чрезмерное упоВнтребление речи на занятиях физической кульВнтурой приводит к значительному снижению моВнторной плотности урока, что позволяет говоВнрить о недостаточной двигательной нагрузке.

По мере освоения упражнений необходиВнмость в применении жестовой и дактильной речи резко уменьшается. Задачи закрепления и совершенствования учебного материала неВнобходимо решать преимущественно на основе использования устной речи. Закрепление осВнновных положений на уроках по силовой подВнготовке осуществляется в следующем порядке:

название выполняемого упражнения, его выполнение учащимися и проговаривание наВнзвания упражнения, последующее выполнеВнние упражнения с соответствующей коррекВнцией со стороны педагога.

Таким образом, применение метода алгоритВнмических предписаний с рациональным сочетаВннием наглядных и словесных методов, а также своевременная коррекция ошибок позволяет резко уменьшить их количество и повысить каВнчество выполнения силовых упражнений.

Обучение комплексам упражнений можно также проводить с использованием звуковой и световой сигнализации. Использование данВнных приемов позволяет создать тактильные (вибрация пола при громком звуковом сигнаВнле) и зрительные ориентиры (световой прибор) для начала и окончания выполнения как отдельного подхода, так и самого упражнения.

Использование данных приемов обучения позволяет задавать глухим юношам нужный темп движений, а также значительно повысить моторную плотность урока.

Показания и противопоказания к занятиям силовыми упражнениями

Среди некоторых специалистов в обласВнти физической культуры бытует мнение о том, что юношам-инвалидам по слуху не реВнкомендуется выполнять нагрузки, связанВнные с тяжестями. Однако в специальной литературе мы не обнаружили конкретных противопоказаний для глухих и слабослыВншащих к занятиям силовыми упражненияВнми. Практика показывает, что подобные заВннятия не только способствуют развитию двигательных качеств, но и повышают инВнтерес самих учащихся к занятиям.4

Тем не менее наблюдения показывают, что глухие и слабослышащие, помимо глуВнхоты, имеют сопутствующие заболевания и отклонения в здоровье. Подобное обстояВнтельство необходимо учитывать при заняВнтиях.

Известно, что некоторые виды спорта и, в частности, атлетическая гимнастика связаВнны с нагрузками на позвоночник. А наши исВнследования показали, что 86% юношей 15тАФ 17 лет (из 90 обследованных) имеют те или иные нарушения в осанке в виде сутулости, различных видов сколиоза, плоской грудной клетки. Тем не менее занятия спортом даже при болезнях позвоночника (исключение составляют тяжелые заболевания и заболеВнвания в острой форме) вполне допустимы.

В качестве примера хочу привести всю ту же школу-интернат, в кружке ОФП руководитель Орлов В.В., занимается три раза в неделю с ослабленными детьми, с различными видами нарушения осанки, плоскостопия, сколиоза.

К примеру представляю общие годовые задачи школы:5
  1. Качественное усвоение программного материала учащимися через коммуникативную направленность на уроках и внеклассных занятиях.
  2. Совершенствование слухо-речевой среды в школе-интернате.
  3. Развитие элементов нацианально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе.
  4. Воспитание здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью, обучение основам медицинских и психологических знаний.
  5. Совершенствовать работу по воспитанию у учащихся самосознания, самоорганизации, самореализации; культуры поведения на каждой возрастной ступени.

Прекрасно со своей задачей справляются преподаватели физической культуры школы интерната. Результативно работают все спортивные секции школы-интерната под руководством Андреева С.Д., Орлова В.В., Калашникова Н.Ф.

В течение года регулярно проводятся соревнования и спортивные праздники (рук. Рымарева О.В.). В прошедшем учебном году борцы участвовали на различных турнирах городского и республиканского масштаба и показали хорошие результаты, проявив мужество и волю, настойчивость и достижение конечной цели. В первенстве по вольной борьбе среди школ-интернатов 1 и 2 видов, посвящённых ВлДню инвалидовВ» 9 наших борцов стали чемпионами, 4 стали серебряными призёрами. В открытом первенстве ОГО БР ВФСО ВлДинамоВ» среди юношей Павлихин Стас занял 1 место, Мункуев Саша тАУ 1 место, Цыренжапов Серёжа тАУ 2 место.

В республиканском турнире на призы афганца Батуева, пос. Оронгой и открытого первенства спортивных школ по вольной борьбе Мункуев Саша и Павлихин Стас заняли 4-е места. Также приняли участие в республиканском турнире на призы мэра города Айдаева Г.А., где Павлихин Стас Мункуев Саша, Цыренжапов Сергей заняли 4-е места, Маленьких Женя 6-е место.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой; Науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. Пед. наук СССР. тАУ М.: Педагогика, 1991.-176 с.: ил.
  2. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников / Ю.А. Пеганов, А.Г. Спицин // Дефектология.-1998.-№2, март-апрель. С.37-48.
  3. Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. Я не хочу молчать!: Из опыта работы. тАУ М.: Просвещение, 1990. тАУ 112 с.: ил.
  4. Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. Произношение: школа глухих. тАУ М.: Просвещение, 1989. тАУ 175с.: ил.
  5. А.И. Дьячков. Системы обучения глухих детей. тАУ М.: Изд-во академии пед. наук РiСР, 1981. тАУ 241с.
  6. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. наук. тАУ М.: Просвещение, 1985. тАУ 339с.
  7. Учебный план на 2001-2002 год, специально-коррекционной (общеобразовательной) школы первого вида №1, г. Улан-Удэ.
  8. Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др.; Под ред. М.И. Никитиной. тАУ М.: Просвещение, 1989.-384с.

1 Журнал ВлДефектологияВ», Ю.А. Пеганов, с 37.

2 Журнал ВлДефектологияВ», Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников. №2, 1998. С37-49.

3 Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. наук. тАУ М.: Просвещение, 1985. тАУ 152-156с.

4 Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др.; Под ред. М.И. Никитиной. тАУ М.: Просвещение, 1989.-263с

5 Учебный план на 2001-2002 год, специально-коррекционной (общеобразовательной) школы первого вида №1, г. Улан-Удэ.

Вместе с этим смотрят:

Питание спортсменов
Плавание
Построение дистанций туристических соревнований
Построение и структура учебно-тренировочного занятия