Политическая социализация личности

Волчков А. ГиМУ 3 - 1.

Доклад на тему ВлПолитическая социализация личностиВ»

Понятие, агенты и типы политической социализации

Понятие политической социализации личности. Личность тАФ одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие тАФ в меньшей, а третьи вообще стараются ВлубежатьВ» от политиВнки. Одни стремятся к утверждению существующего политичеВнского строя и проявляют конструктивное политическое поведеВнние, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию.

Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политичеВнскому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов поВнлитического поведения во многом обусловлено характером поВнлитической социализации личности.

В общем плане социализация (от лат. socialis тАФ общественВнный) тАФ это процесс активного воспроизводства личностью соВнциального опыта, осуществляемый в ее деятельности и общеВннии. Политическую социализацию личности можно определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок полиВнтической деятельности и политических отношений. Можно скаВнзать и по-другому: политическая социализация личности тАФ это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов форВнмируются определенная картина политического мира, опыт поВнлитической деятельности и политического общения.

Политическая социализация имеет две основные функции:

  1. обеспечение достаточно эффективного в рамках данной соВнциальной системы политического взаимодействия с различныВнми политическими организациями;

2) сохранение динамичеВнского равновесия политической системы, а вместе с тем и саВнмого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.

Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, который выражен в политической культуре. Политическая культура тАФ это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убеждеВнний и норм политической жизни общества. По мере ее усвоеВнния человек все больше адаптируется к существующей политиВнческой системе, становится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни.

Таким образом, политическая социализация личности тАФ это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода поВнлитических субъектов, а с другой стороны, по мере социализаВнции сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

Процесс политической социализации включает в себя разВнличные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий тАФ международный уровень, охватывающий международные сообщестВнва и организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: неВндопущение распространения ядерного оружия, угрозы междуВннародных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.

Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, проВнфессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государВнство, правительство, политические партии, социально-эконоВнмические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий тАФ личностный уровень политической социаВнлизации, на котором личность испытывает воздействие со стоВнроны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психолоВнгию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к полиВнтическим условиям и сформировать политическую идентифиВнкацию.

Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важВннейшую роль в ее развитии. Они могут быть разных видов, каВнчества и широты воздействия на личность.

К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лидеВнры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образуВнет систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведеВнние личности.

Агенты политической социализации выступают также споВнсобами и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных этаВнпах развития личности и в разных странах на первый план выВндвигаются различные агенты в зависимости от конкретных обВнстоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д.

К числу агентов политической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические фактоВнры: семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные и женские организации, культурные и спорВнтивные объединения и т.д. Известно, например, какую больВншую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при агитации за или против того или иного полиВнтического лидера на выборах.

К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности сильВннейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социалиВнзации.

Важную роль в политической социализации личности играВнют и такие неполитические факторы, как социально-экономиВнческие условия и образ жизни человека, национальные традиВнции и даже отдельные важные для жизни индивида общественВнные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и тд. В определенных общественных ситуациях неполитические фактоВнры могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимосвязанного общества, где все политические и неполитиВнческие факторы тесно переплетены. В качестве примера можно привести роль шахтеров, недовольных своим экономическим положением, в политической жизни современной России.

Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни выВннуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном обществе этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в обществе, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической социализации, политическая аномалия, отчуждение личности от политики. Этот кризис проявляется прежде всего в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы и/или разрушаются старые механизмы их трансляции, что особенно наглядно обнаруживается при смене одного типа общества другим.

Типы (модели) политической социализации. Как уже сказано выше, политическая социализация личности происходит в проВнцессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимоВндействия обусловлен прежде всего соотношением экономичеВнских, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы или модели политической соВнциализации личности. Под типом политической социализации имеется в виду совокупность устоявшихся ценностных образВнцов взаимодействия личности и политических институтов обВнщества. На него оказывает влияние совокупность ряда фактоВнров: уровень исторического развития общества, экономические условия, политическая культура, социальная структура общестВнва, доминирующие агенты политической социализации и др.

В общем плане тип политической социализации определяВнется теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее политического поВнведения, соответствующий политической культуре данного обВнщества. В результате обеспечиваются политическая стабильВнность и преемственность в развитии общества. С большой стеВнпенью вероятности можно сказать: какой тип политической социализации личности господствует в обществе, таково и соВнстояние самого общества, и наоборот, каково общество, таков и доминирующий тип политической социализации личности.

В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности.

тАв Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической сисВнтеме в целом. Личность рассматривается как сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъВнект политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед властью и власти перед личностью. Понятно, что этот тип возможен только в условиях достаточной социальной однородности, гражданского общества и правового государства. По существу это идеальный тип политической социализации, обеспечивающий бесконВнфликтное развитие политической системы и личности как субъекта политики.

тАв Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности преобладает в странах политического либерализма, основанного на принциВнпах частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества. Личность рассматривается здесь как суверен, равноправный и независимый гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической социализации тАФ защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность гражданина перед законом, т.е. право выступает как основание и как реальность свободы личности. Это являетВнся гарантом, что. плюрализм не превратится в анархизм и не перерастет в гегемонизм.

тАв Гегемонистский тип характерен для общества закрытого па. Его сущностью является установка на резко отрицательные отношение личности к любым политическим системам и Организациям, кроме той, с которой она себя идентифицирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценностях и нормах своей группы, класса, общности. Девиз политиВнческого поведения человека: Влпартия (нация, государство и т.д.) !выше всегоВ».

Конфликтный тип характеризуется борьбой между разными политическими группировками общества, в основе >рой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить себя в качестве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к какой-либо группе, классу, касте, клану и т.д. Другого пути у нее не существует. Данная модель политической социализации формируется при недостаточном уровне экономического развития страны, закрытости общества, его большой социально-экономической и культурной дифференциации. ГлавВной принцип политического взаимодействия здесь тАФ лозунг Влкто не с нами, тот против насВ». Сегодня эта модель политической социализации сохранилась в странах, где еще сильны социально-политические элементы традиционного общества, деление людей на кланы и касты, сохраняются агрессивные реВнлигиозные объединения.

Стадии политической социализации личности

В современной политологии утвердилась точка зрения, что политическая социализация личности тАФ это непрерывный проВнцесс ее развития, продолжающийся в течение всей жизни чело века и в разных социальных группах и общностях. Можно выВнделить в нем разные стадии, играющие неодинаковую роль в политическом развитии личности. Однако при объяснении спеВнцифики этих стадий сегодня нет единой точки зрения,

Это обусловлено, на наш взгляд, двумя причинами. Первая связана с тем, что концепция политической социализации наВнчала формироваться после создания теории общей социализаВнции личности и на ее основе. Однако и по сей день существует несколько теорий общей социализации личности, наличие коВнторых и затрудняет создание концепции политической социаВнлизации. Назовем лишь некоторые из теорий общей социалиВнзации личности.

  1. Теория социализации личности Ч. Кули и Дж. Мида. СоВнгласно последнему, процесс развития личности включает три стаВндии, связанные с принятием на себя роли других людей:
  1. имитация тАФ дети копируют поведение взрослых, пока не понимая его;
  2. игровая стадия тАФ дети осознают свое поведение как исВнполнение определенных ролей взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта и т.д.);

3) стадия коллективных игр тАФ дети учатся осознавать ожидания не только близкого человека, но и всей группы, оценивают свое поведение по нормам и стандартам других людей.

II. Теория Э. Эриксона, одного из первых предложившего теорию социализации личности на протяжении всей жизни чеВнловека. Согласно этой теории личность проходит восемь стаВндий, каждая из которых связана с преодолением кризисов инВндивидуального развития.

III. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже, исследовавВншего процесс развития познания человека, обучение его мышВнлению. Согласно теории на каждой стадии развития личности возникают новые познавательные навыки. Таких стадий Ж. Пиаже выделяет четыре: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет) тАФ характеризуется тем, что у детей формируется способВнность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира; 2) предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет) тАФ связана с различением детьми символов и значений. В конце ее | дети понимают разницу между символами предметов и самими S предметами; 3) стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) тАФ | ребенок учится совершать мыслительные операции, переносить 1 в идеальный план те действия, которые он ранее выполнял I только руками; 4) стадия формальных операций (от 12 до 15 лет) тАФ характеризуется тем, что подростки могут решать абстрактные задачи, осмысливать нравственные вопросы, строить планы на будущее.

IV. Теория социализации Т. Парсонса. Согласно этой теории |в процессе социализации происходит обучение человека социальным ролям, через которые он и включается в ту или иную социальную систему. Личность аккумулирует в себе общие ценностные образцы поведения в процессе ее общения со знаВнчимыми для нее. Основной общностью первичной социализаВнции является семья, хотя на уровне семьи социализация не заВнканчивается. Она представляет собой постоянный процесс приВнспособления человека к существующим в обществе ценностВнным образцам поведения.

Вторая причина трудностей в создании единой концепции политической социализации личности носит социокультурный характер. На политическую социализацию большое влияние оказывает конкретный социокультурный контекст развития личности, прежде всего та политическая культура, в рамках коВнторой происходит политическая социализация. Кроме того, на политическую социализацию личности влияют разнообразные и разнокачественные факторы: характер социальной стратификаВнции общества, система образования и воспитания, национально-этнические особенности, религиозные верования и т.д. Поэтому и невозможно создать хорошо сбалансированную общую для всех стран теорию политической социализации личности, по крайней мере говорить сегодня об этом еще преждевременно.

Достаточно отметить, что концепции современных политоВнлогов по рассматриваемому вопросу расходятся уже на подстуВнпах к созданию концепции политической социализации. Так, одни полагают, что в ее основе должна лежать позиция, соВнгласно которой личность подчинена целому и в процессе своВнего развития сознательно и добровольно усваивает существуюВнщие ценности и нормы политической культуры общества. СоВнгласно другой точке зрения личность должна рассматриваться в качестве субъекта власти, поэтому процесс ее социализации реализуется во взаимодействии с существующей политической системой. Нам представляется, что правы те, кто рассматриваВнют политическую социализацию личности как двуединый проВнцесс, в котором она одновременно выступает и как субъект и как объект власти, политической деятельности и политических отношений. В процессе политической социализации личность одновременно и приспосабливается к ним, и изменяет их в соВнответствии со своими интересами, ценностями и установками.

Несмотря на имеющиеся расхождения, политологи согласВнны в том, что основными качественными этапами политичеВнской социализации являются первичная и вторичная стадии. В основе их различия лежат такие основания, как возраст, налиВнчие политического опыта и уровень политической идентификаВнции личности.

Первичная политическая социализация характерна для детВнского возраста. Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что она начинается уже с 3 лет. При этом базоВнвые детские впечатления играют важную роль в рассматриваеВнмом процессе. Они связаны с началом социальной идентифиВнкации ребенка и удерживаются наиболее прочно. Выделяются четыре фазы политической социализации личности с 3 до 13 лет.

тАв Политизация тАФ характеризуется непосредственным восВнприятием политической жизни, осуществляемым в процессе взаимодействия с родителями и близкими людьми. Ребенок формирует свое восприятие на основе их суждений и чувств по вопросам политической жизни.

тАв Персонализация тАФ ребенок персонифицирует политичеВнскую власть. Политическая система осознается и олицетворяется для ребенка через определенные политические ВллицаВ» и фигуры, принадлежащие к власти, например, президента страВнны, полицейского, которых он часто видит на экране телевизоВнра или на улице. В результате социализации на этой стадии у ребенка складывается определенное представление о том, как следует вести себя по отношению к представителям власти.

тАв Идеализация тАФ тем фигурам, которые наиболее важны и заметны в политической жизни, приписываются только позиВнтивные качества и свойства, т.е. они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической поддержке представителей власти.

тАв Институционализация тАФ по мере накопления политичеВнского опыта и представлений, по мере усложнения образа поВнлитической картины мира осуществляется переход от персониВнфицированного представления о власти и политики к надличностному, институциональному уровню. Формируется осознаВнние политической системы как сложного образования, вклюВнчающего государство, партии, органы правосудия, полицию итд.

Представленная модель политической социализации личноВнсти относится к направлению, которое получило название поВнлитической поддержки власти и которое призвано обеспечить стабильность политической системы. В этой модели политичеВнская социализация ребенка происходит таким образом, что разВнвивающаяся личность без особых проблем ВлвписываетсяВ» в имеющуюся политическую систему.

Однако более или менее сносно такая модель может функВнционировать лишь в стабильной и достаточно однородной социокультурной среде. В действительности политическая социаВнлизация осуществляется не только посредством сознательного и добровольного принятия и поддержки существующего политиВнческого строя, но и путем его критики, в конфликтной форме. В таком случае особая роль принадлежит семье и ближайшему окружению личности в опосредовании отношения между реВнбенком и официальной властью. Причины такой конфликтной формы политической социализации могут носить экономичеВнский, социальный, расовый, этнический, религиозный и другой характер. Семья вообще является самым первичным условием полиВнтической социализации. Именно здесь формируется основа поВнлитических установок и взглядов личности. Семейный уклад, социальный статус семьи, ее нравственные характеристики игВнрают важнейшую роль в способах и направленности политичеВнской социализации личности.

Помимо семьи в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные группы, т.е. группы, на которые человек ориентирует свое поВнведение. Прежде всего, это сверстники и ближайшее окружеВнние, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет пример. Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека значение реВнферентных подростковых групп, как правило, возрастает. СреВнди других институтов и групп политической социализации слеВндует назвать дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др.

Вторичная политическая социализация начинается с того времени, когда заканчивается базовая политическая идентифиВнкация личности. К этому периоду у человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки, предВнставления и нормы, которые дают ему возможность самостояВнтельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъВнектом политики, способна независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действоВнвать в соответствии со своей политической позицией.

Вторичный этап политической социализации личности проВндолжается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость индивида, но и вреВнмя завершения активного участия в общественно-политической жизни.

Политическая социализация носит, таким образом, динамиВнческий характер в силу постоянного изменения всей совокупВнности социокультурных, в том числе и политических, факторов, которое влечет за собой возникновение новых политических ценностей и установок личности. Непрерывность и динамичВнность процесса политической социализации личности тАФ харакВнтеристики объективные и необходимые для ее развития. Для того, чтобы жить нормальной политической жизнью, человек должен постоянно социализироваться. Личность, живущая во всех отношениях и в полной мере образами, чувствами и ценВнностями прошлой жизни, тАФ это личность невротика. Хотя это вовсе не означает, что нормальная личность каждый день должна менять свои ценностные ориентации в политике или вообще отказываться от своих стержневых политических убежВндений. Другими словами, политическая социализация личности на вторичной стадии характеризуется динамическим равновеВнсием. Оно выражается в том, что личность, адаптируясь к ноВнвым политическим условиям, вместе с тем активно воздействуВнет на них, не теряя своей политической самоидентификации.

Специфика политической социализации личности б современной России

Особенности политической социализации в нашем общестВнве сегодня обусловлены, прежде всего, его переходным состояВннием и общей нестабильностью. Модель Влполитической подВндержкиВ», о которой сказано выше, в сегодняшней России явно неприменима. Страна поражена системным кризисом, охваВнтившим все сферы общественной жизни: экономическую, поВнлитическую, социальную и духовную. Экономические реформы буксуют. Динамика социальной стратификации крайне неблаВнгоприятная. Неуклонно растет пропасть между богатством и бедностью. Происходит массовое обнищание населения, достаВнточно сказать, что сегодня 1,5% россиян владеют 65% нациоВннального богатства страны. Среднего класса тАФ основы стаВнбильности тАФ у нас нет. Перманентные забастовки, голодовки, марши протеста, пикеты тАФ неотъемлемая характеристика сегоВндняшней социально-политической жизни.

Все перечисленные изменения в общественном бытии выВнзвали крутую ломку в сознании людей. Произошла утрата стаВнрых ценностей и установок, в том числе и политических, у большинства населения, а новые еще не сформировались. СиВнтуация экзистенциального вакуума, связанная с потерей смысла жизни, никчемности своего существования, стала реальностью для многих членов общества. В стране растут наркомания, алВнкоголизм, преступность и суицид. Вместе с тем происходит тотальное отчуждение многих россиян от политики. Нарастает чувство неуверенности, отчаяния и страха перед будущим. ПоВнлитическая психология народа все больше характеризуется песВнсимизмом и негативизмом.

Все это непосредственно воздействует на процессы политиВнческой социализации личности. В советское время партия комВнмунистов была единственной Влруководящей и направляющей силой обществаВ», охватывающей своим влиянием и контролем деятельность всей системы политического воспитания и обраВнзования тАФ от университетов марксизма-ленинизма до политиВнческих кружков пенсионеров ЖЭКа, а также и такие важнейВншие институты политической социализации, как дошкольные учреждения, школы, вузы, производственные коллективы, арВнмия. Теперь же при наличии огромного числа конкурирующих и часто маловлиятельных политических партий и организаций политическая социализация осуществляется стихийно и протиВнворечиво. Основным ее типом является конфликтный. При этом человек все чаще теряет смысл и ценность политической жизни. Он все больше находится в постоянном противоречии с политической реальностью, которую ему трудно понять в силу ее неопределенности и неясности. Отсюда и все нарастающий процесс политической дезидентификации личности.

Выход из сложившейся ситуации зависит от успехов в экоВнномике. Пока не начнет эффективно работать производство, пока не будет вовремя выплачиваться заработная плата, пока не улучшится благосостояние народа и не сформируется на этой основе мощный средний класс, до тех пор ни о какой гармонической модели политической социализации не может быть и речи. Переход к такой модели требует общности или хотя бы совпадения основных интересов, а этого нельзя досВнтигнуть, не ликвидировав пропасть между богатством и бедноВнстью. До тех пор, пока в стране не будут положительно решатьВнся социально-экономические проблемы, люди, в том числе наВнходящиеся на начальных этапах политической социализации, будут совершенно по-разному воспринимать политических лиВндеров, власть, правительство и само государство. Одни будут говорить Влэто наше правительствоВ», другие тАФ Влэто их правиВнтельствоВ».

Без единства общества, без гармонизации его интересов неВнвозможен бесконфликтный тип политической социализации, ее институтов. В условиях экономической и политической неопВнределенности люди даже в одной социальной среде придержиВнваются порой разной политической ориентации. Кроме того, сами институты тАФ семья, школа, вуз, армия находятся в соВнстоянии глубокого кризиса.

Каким образом и насколько успешно будет проходить разВнвитие России, в конечном счете зависит от степени политичеВнской социализации каждого гражданина, от политической воли, ценностей и идеалов ВлрядовойВ» личности, от того, насколько она является субъектом политической деятельности. СовременВнное переломное время дает шанс каждому проявить себя и тем самым на деле обнаружить качество и степень своей политичеВнской социализации. Вместе с тем именно в такие периоды исВнтории политическая социализация происходит наиболее интенВнсивно, ибо снимаются многие старые ограничения и запреты и создаются условия для более свободного проявления своей поВнлитической воли. Правда, следует иметь в виду, что с этим свяВнзано и возрастание ответственности каждого за свои поступки.

Вместе с этим смотрят:

Политическая элита
Политические взгляды Макиавелли
Политические взгляды Сталина И. В. и его политическая деятельность
Политические воззрения Платона и Аристотеля