Предмет, методология и периодизация истории политических учений

Предмет, методология и периодизация истории

политических и правовых учений

Оглавление

  1. Понятие и структура политико-правовых учений.        3
  2. Методы и методология истории политических и правовых учений.        8
  3. Периодизация истории политических и правовых учений.        10
  4. Библиографический список        19
  1. Понятие и структура политико-правовых учений.

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учеВнние) взгляды на государство, право, политику.

За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин. СоВнзданные различными мыслителями концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочиВннение, политический памфлет, проект конституции и т. п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще реВнзультаты индивидуального творчества. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отВнношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретиВнческое содержание учения). Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретичесВнкую, философскую или иную (например, религиозную) осВннову;

2)выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхожВндении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношеВннии с государством, личностью, обществом и др.;

3) проВнграммные положения тАФ оценки существующего государВнства и права, политические цели и задачи.

Логико-теоретическая основа политико-правовой докВнтрины связана с другими формами общественного сознаВнния, с мировоззрением эпохи. Политические учения ранВннего классового и рабовладельческого обществ опирались преимущественно на религиозные (в государствах ДревнеВнго Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний |Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было (теологическим.

Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного и политического (развития, с одной стороны, исследование социальной и |политической структуры общества тАФ с другой, подготовиВнли почву для возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государВнство и право.

Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категоВнриях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.

Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения. К ним относятся вопросы о происхожВндении государства и права, об их связи с обществом, с личВнностью, с отношениями собственности, проблемы форм государства, его задач, методов политической деятельносВнти, связи государства и права, основных принципов и форм (источников) права, проблема прав личности и др.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почти каждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю (исВнтория основных школ и направлений в теории уголовноВнго права, история понятия юридического лица и других гражданско-правовых концепций, история науки междуВннародного права и др.). К взглядам мыслителей прошлоВнго на решения проблем отраслевых юридических наук история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются формой ее выражения.

Закономерностью развития политико-правовой идеоВнлогии на ее теоретическом уровне является то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абВнстрактном теоретическом построении. Так же, как филоВнсофия, по словам Гегеля, тАФ это эпоха, схваченная в мысли, политико-правовая доктрина тАФ это выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи. Каждая большая эпоха сословного и классового обВнщества имела свои, свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объясВннения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные полиВнтико-правовые проблемы, связанные с особенностями гоВнсударственных учреждений и принципов права соответстВнвующего исторического типа и вида. Так, в рабовладельВнческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к участию в политической деятельности, госуВндарственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены повыВншенное внимание к теоретическому определению и класВнсификации форм государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии XVIIтАФXVIII вв. стояла уже проблема не столько формы правления, сколько формы политического режима, проблема законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности. XIXтАФ  XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гаВнрантиях прав и свобод человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического режима государства была существенно дополнена исследованием связей с политическими партиями и другими политическими органиВнзациями.

Особенности разных исторических эпох предопредеВнляли различное соотношение права и государства в обВнщественной жизни, а тем самым тАФ разную степень вниВнмания, которое в содержании политико-правовых доктрин уделялось теоретическим вопросам государства, поВнлитики, права. Понятие "политико-правовое учение" осВнновано на тесной связи проблем государства и права, но не означает сведения права на уровень надстройки над государством, придатка к нему, "формы политики". В содержании ряда политико-правовых учений на первом месте стояли именно проблемы права, по отношению к которым устройство государства и другие политические проблемы рассматривались как второстепенные. Право занимает ведущее по отношению к государству положеВнние в некоторых религиях (брахманизм, ислам), и потоВнму правовые проблемы являются главными в содержаВннии политико-правовых учений, построенных на идейВнной основе соответствующей религии. В истории полиВнтико-правовых учений было также немало не связанных с религией проектов детальной регламентации неизменВнными законами жизни общества, проектов, отводящих государству второстепенную роль хранителя этих законов ("Законы" Платона, "Кодекс природы" Морелли, "ПутеВншествие в землю Офирскую.." Щербатова и др.). ПроВнблемы права по-новому вышли на первый план в эпоху, становления гражданского общества в тех политико-правовых учениях, которые обосновывали юридическое равенство людей, их права и свободы, отводя государству роль гаранта прав человека (Локк, Кант и др.). Вместе с тем в истории было немало политико-правовых учений, уделявших большее внимание проблемам политики и гоВнсударства (Макиавелли, Боден и др.).

Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выраВнжен идеологический характер доктрины; через них полиВнтико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы опредеВнленных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.

Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим, связываюВнщим воедино ее элементы началом, придающим политиВнко-правовой доктрине монолитность, поскольку офорВнмление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на идеологичесВнкой основе.

Наиболее обширной частью политико-правовых докВнтрин является их теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически построенным в духе мировоззреВнния эпохи. Связь содержания политико-правовой докВнтрины с логико-теоретической основой и с программныВнми положениями зачастую сложна и опосредованна. РеВншение ряда проблем теории государства и права допусВнкает разные варианты в пределах единого мировоззрения и идеологической направленности.

Теоретическое содержание политико-правовых докВнтрин разнообразно, и это разнообразие зависит от ряда индивидуальных факторов: от объема познаний мыслиВнтеля, идейных влияний, особенностей его мышления, жизненных условий и т. п. Однако в общем и целом взаВнимосвязь содержания, логико-теоретического основания и программной направленности доктрин все же сущестВнвует. Так, идея общественного договора (договорного происхождения государства) в большинстве теорий XVIIтАФXVIII вв. была органически связана со стремлениВнем рационалистически объяснить государство и право при помощи логических конструкций, основанных на элементарных понятиях частного права; в программном отношении эта идея направлялась против теологических идей о "богоустановленности" власти феодальных моВннархов. Сама идея общественного договора допускала самые разные варианты и толкования, которые, как праВнвило, были связаны с- историческими условиями теореВнтической деятельности идеологов. Различные варианты идеи общественного договора (кто, с кем и почему заВнключал договор о создании общества и государства?) Всели свои права, участники договора передали государству? Каков объем прав суверена? Возможно ли и при каких условиях расторжение общественного договора?) отражаВнли социальные симпатии и антипатии теоретиков, их отВнношение к общественно-политическим противоречиям страны и эпохи, в конечном счете определялись ориенВнтацией на соответствующий общественный идеал.

  1. Методы и методология истории политических и правовых учений.

Метод в переводе с греческого означает Влпуть (к чему-либо)В» или способ достижения цели. Изучение экономических явлений предполагает наличие особых методов научного познания. Сами методы как средства познания совершенствовались по мере разВнвития экономической науки.

Первым способом изучения политических явлений стал эмпирический метод, который заключается в сборе и описании фактов и событий. Эмпирический метод опирается на данные наблюдений и эксперименты. Выявленные новые факты, в свою очередь, подготавливают основу для научного обобщения.

Причинно-следственный метод, или каузальный (от латинского causa тАФ причина), метод. Суть этого метода заключается в выявлении причинно-следственных связей между отдельными явлениями.

Важную роль в его использовании игВнрает создание четкого понятийного или, как еще говорят, категориального аппарата науки.

Причинно-следственный метод, анализируя сущность явлений с качественной точки зрения, помогает создать логическую иерарархическую модель политичеких категорий, по принципу: из явления А вытекает следствие Б, оно порождает событие В и т.д. Это создает предВнпосылки для объяснения и предвидения политических событий  в том случае, когда они связаны между собой не прямо, а чеВнрез длинную цепь последствий. Развитие причинно-следственного метода во многом опиралось на достиВнжения философии и таких общих методов научного познания, как индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение и др. 

Метод позитивного и норВнмативного анализа. Позитивный анализ направлен на выявление объективных закономерностей и явлений в том виде, как они существуют, т.е. имеет целью констатацию факта. НорВнмативный анализ предполагает оценочные суждения. Это подход с точки зрения долженствования, выяснения того, благоприятно или нет данное экономическое явление.

Нормативный анализ очень важен при формировании эконоВнмической политики. Вместе с тем при нормативном подходе особенно сильно затрагиваются интересы людей и, следовательно, резко возрастает субъективизм оценок.

метод научной абстракции, который заключается в выделении наиболее важных, существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепенных деталей. Этот метод позволяет расчленять объект исследования и анализировать основные взаиВнмосвязи в ВлчистомВ» виде. Метод научных абстракций лежит в основе любого (в том числе математического) моделирования эконоВнмических процессов.

методы диалектического и историВнческого материализма. Главный тезис материалистического подхода к истории состоит в том, что сознание определяется общественным бытием.

Вопрос о том, всегда ли бытие действительно первично по отВнношению к сознанию, продолжает дискутироваться в политической науке. Высказываются мнения об ограниченных возможносВнтях материалистической диалектики.

Функциональный метод. Для него характерен анализ всех категорий не в ВлвертикальнойВ» причинно-следственной связи, как в каузальном методе, а в их взаимодействии друг с другом в качестве равнозначВнных.

  1. Периодизация истории политических и правовых учений.

Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока;

Политические и правовые учения в Древней Греции;

Политические и правовые учения в Древнем Риме;

Политические и правовые учения в западной Европе в период средних веков (Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский, политические и правовые идеи средневековых ересей, учение о законах и государстве Марсилия Падуанского)

Политические и правовые учения в странах арабского востока в период средних веков политические и правовые учения в России в период возникновения и развития феодализма и образования единого русского государства 

Политические и правовые учения в западной Европе в XVI в. ( Учение Н. Макиавелли о государстве и политике,. политико-правовые идеи Реформации, политические идеи тираноборцев, Этьен де Ла Боэси, теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена, политико-правовые идеи раннего социализма. "Утопия" Томаса Мора. "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы)

Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций (возникновение теории естественного права, учение Г. Греция о праве и государстве, теоретическое обоснование демократии. Б. Спиноза, обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и государстве)

Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещения XVII-XVIII вв. (Естественно-правовые теории в Германии, правовая теория Ч. Беккариа)

Политические и правовые учения в России в период укрепления абсолютизма (Политико-правовая идеология купечества. И.Т. Посошков) политические и правовые учения во Франции XVIII в. (политико-правовая программа Вольтера, учение Ш. Монтескье о государстве и праве, политический радикализм Ж.-Ж. Руссо, политико-правовые учения социализма и коммунизма в предреволюционной Франции, проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства")

Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость (Пейн о государстве и праве, политико-правовые взгляды Т. Джефферсона, взгляды А. Гамильтона на государство и право)

Политические и правовые учения в России в период дальнейшего укрепления дворянской монархии (вторая половина XVIII в.) (идеология "просвещенного абсолютизма", политико-правовая идеология феодальной аристократии, политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, политико-правовая идеология крестьянских движений, А.Н. Радищев о праве и государстве).

Политические и правовые учения классиков немецкой философии конца XVIII- начала XIX в. (учение И. Канта о праве и государстве, учение Гегеля о государстве и праве).

Реакционные и консервативные политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII -начале XIX в. (традиционализм Э. Бёрка, историческая школа права);

Буржуазная политическая и правовая идеология в Западной Европе первой половины XIX в. (либерализм во Франции. Б. Констан, либерализм в Англии. Взгляды И. Бентама на право и государство, возникновение юридического позитивизма. Дж. Остин, теория "надклассовой монархии" Л. Штейна, политико-правовое учение Огюста Конта);

Социалистическая политико-правовая идеология в Западной Европе в первой половине XIX в.

Политические и правовые учения в России в период кризиса самодержавно-крепостнического строя (либерализм в России, проекты государственВнных преобразований М.М. Сперанского, охранительная идеология, политико-правовые идеи Н.М. Карамзина, революционная идеология, политические и правовые идеи декабристов

Буржуазные политические и правовые учения в Европе во второй половине XIX в. (юридический позитивизм, социологические концепции государства и права, политико-правовая идеология либерализма в России);

Социалистическая политико-правовая идеология во второй половине XIX В. (Политико-правовое учение марксизма, политико-правовое учение и программа социальной демократии,  политико-правовая идеология анархизма, политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)

Политические и правовые учения в европе в начале XX В.  (Социалистические политико-правовые учения, политико-правовая доктрина солидаризма, неокантианские концепции права. Р. Штаммлер, психологическая теория права, школа "свободного права");

Современные политические и правоВнвые учения в Западной Европе и США (неолиберализм и консерватизм, концепции плюралистической демократии, концепции социального государства и полиВнтики всеобщего благоденствия, теория "демократического социализма", современная западная политическая наука, социологическая юриспруденция, нормативизм Г. Кельзена, теории естественного права).

История политических и правовых учений представляВнет собой процесс развития соответствующей формы общеВнственного сознания, подчиненный определенным законоВнмерностям.

Связь политических и правовых учений разных эпох обусловлена уже влиянием созданного идеологами предВншествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политико-правовой идеологии. Такая связь (преемственность) особенно заметна в те эпохи и периоды истории, в которые воспроизводятся фиВнлософия и иные формы сознания предыдущих эпох и реВншаются политико-правовые проблемы, в чем-то аналогичВнные тем, которые решались в предшествующие времена. Так, в Западной Европе разложение феодализма, борьба с католической церковью и феодальными монархиями выВнзвали широкое воспроизведение в политико-правовых трактатах идеологов буржуазии XVIтАФXVII вв. идей и метоВндологии античных авторов, не знавших христианства и обосновывавших республиканский строй. В борьбе против католической церкви и феодального неравенства испольВнзовались идеи первоначального христианства с его демоВнкратической организацией; в периоды революционных соВнбытий вспоминались демократические идеи античных авВнторов, республиканские доблести политических деятелей Древней Греции и Древнего Рима.

Ряд историков придавал таким влияниям решающее значение, пытался представить всю или почти всю истоВнрию политической мысли как чередование, круговорот одних и тех же идей и их различных сочетаний ("филиация идей"). Такой подход преувеличивает возможность чисто идеологических влияний, которые сами по себе неспособВнны породить новую идеологию, если нет социальных интеВнресов, создающих почву для восприятия идей и их распространения. Важно и то, что сходные исторические условия могут порождать и порождают аналогичные и даже одинаВнковые идеи и теории без обязательных идейных связей и влияний. Не случаен и выбор каким-либо идеологом полиВнтико-правового учения, если оно берется за образец, поВнскольку каждая страна и каждая эпоха имеют несколько значительных политико-правовых теорий, и выбор одной из них (или идей нескольких теорий) опять же обусловлен в конечном счете социально-классовыми причинами. Наконец, влияние и воспроизведение далеко не одно и то же:

доктрина, сложившаяся под влиянием других доктрин, чем-то отличается от них (иначе это та же самая доктрина, которая просто воспроизводится); новая теория соглашаВнется с одними идеями, отвергает другие, вносит изменения в наличный запас представлений. В новых исторических условиях прежние идеи и термины могут приобретать соВнвершенно другое содержание и толкование. Так, термин "естественное право" возник еще в Древнем мире; этим термином, например, пользовались софисты в рабовлаВндельческой Греции V в. до н.э. В XVII в. возникла теория естественного права, выражавшая интересы буржуазии и народа, боровшихся против феодального строя. При сходВнстве терминологии суть доктрин противоположна по той причине, что если теоретики естественного права XVIIтАФ XVIII вв. требовали соответствия положительного права (т.е. законов государства) праву естественному (люди равны от природы и т.д.), то именно этого требования у большинства софистов не было.

История политических и правовых учений тАФ это не чередование идей, воспроизведение их в различных соВнчетаниях и комбинациях, а отражение в терминах и поВннятиях развивающейся теории права и государства меняВнющихся исторических условий, интересов и идеалов разВнличных классов и социальных групп.

Однако и попытки представить содержание истории политических и правовых учений как отражение классоВнвых противоречий и борьбы не привели к созданию связВнной картины развития соответствующих доктрин от древВнности до наших дней уже по той причине, что интересы различных классов, существовавших в истории, крайне разнообразны, несопоставимы. Неудачной оказалась и поВнпытка разделить историю политических и правовых учеВнний на две части, на домарксистский и марксистский пеВнриоды, из которых первый тАФ рассматривался лишь как преддверие второго, содержал только отдельные "догадки" о государстве и праве, второй же тАФ считался периодом развития единственно научного учения о государстве и праве. Помимо идеологических деформаций курса такой взгляд породил спорное представление об истории политических и правовых учений как о процессе накопления, развития, кумуляции знаний о политике, государстве и праве.

На всех своих этапах развития история политических и правовых учений действительно связана с прогрессом теоВнрии государства и права и учения о политике. Прогрессом в развитии политико-правовой теории вообще является постановка какой-либо важной социальной проблемы, хотя бы сопряженная с неверным ее решением, либо преВнодоление старого, мертвящего теоретический поиск мироВнвоззрения, даже если оно заменяется мировоззрением, осВннованным на ошибочной методологии.

Если попытаться представить историю политических и правовых учений как "кумулятивный процесс накоплеВнния и трансляции знаний", то нельзя понять, какое место в такой истории принадлежит иллюзорным, утопиВнческим доктринам и теориям, владевшим умами миллиоВннов людей целые эпохи. Например, господствовавшая в XVIIтАФXVIII вв. идея общественного договора о создании общества и государства в комплексе современных теореВнтических знаний заслуживает упоминания разве только в связи с критическим обзором различных устаревших идей о происхождении государства. Но в период борьбы против феодализма идея общественного договора как способ выражения сопричастности человека и народа к власти противостояла идее богоустановленности власти феодальных монархов. Обе эти идеи далеки от науки, но на основе каждой из них, толкуемой как основной метоВндологический принцип, строились обширные теоретиВнческие концепции, притязающие на объяснение прошлоВнго, истолкование настоящего и предвидение будущих судеб государства и права. Объяснение оказалось надуВнманным, истолкование тАФ ошибочным, предвидение тАФ ложным. Но это не значит, что в истории политико-праВнвовой мысли смена теологического мировоззрения рациВноналистическим вообще не была прогрессивной.

История политических и правовых учений тАФ не проВнцесс постепенного познания государства и права, накопВнления и суммирования знаний, а борьба мировоззрений, каждое из которых стремится найти опору в общественВнном мнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права, опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии.

Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное тАФ неВнистинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов). Поэтому к политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выВнражать интересы той или иной социальной группы. ПредВнставление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с истоВнрией естественных наук, не подтверждается в реальной исВнтории политико-правовой идеологии.

Развитие этой идеологии ведет к приросту знаний о гоВнсударстве и праве, но политико-правовая теория была и остается эмпирической, классификационной, описательВнной наукой, прогностическая функция которой очень соВнмнительна. Большую давность имеет спор о политике тАФ наука это или искусство?

Значительное влияние на практику имеют те политико-правовые доктрины и идеи, которые основаны на обобщеВннии, теоретическом осмыслении опыта развития государВнственных и правовых учреждений передовых стран. Теория разделения властей, выразившая практику государственВнного развития Англии в XVII в., оказала громадное влияВнние на конституции США, Франции и других стран. ДокВнтрина прав человека и гражданина, обобщившая практику революционного перехода от сословного строя к гражданВнскому обществу, нашла воплощение в международных пактах и законодательстве почти всех государств XX в. С помощью политико-правовых доктрин политический опыт передовых стран становится достоянием других стран, воспринимающих этот опыт в теоретически обобВнщенном виде.

Однако многие политико-правовые доктрины остались только достоянием умов порой многочисленных их приВнверженцев, но не были внедрены в практику (анархизм, анархо-коммунизм, синдикализм и пр.), некоторые же в процессе осуществления претерпели значительные дефорВнмации (например, теория народного суверенитета Руссо) либо дали побочные результаты, которых никто не предвиВндел и не желал (например, теории государственного социаВнлизма). Из привлекательных идеалов, теоретически сконВнструированных в отрыве от исторической действительносВнти, проистекали бедственные последствия для стран и наВнродов, если общество, государство и право пытались переВнстроить с помощью власти и принуждения. Еще в начале XVI в. великий гуманист Эразм Роттердамский, ссылаясь на опыт истории, справедливо заметил: "Ничего не бывало для государства пагубнее, нежели правители, которые баВнловались философией или науками". При современном уровне развития общественных наук ни одна политико-правовая доктрина не может притязать на научное предвиВндение долговременных результатов преобразования госуВндарственных и правовых учреждений какой-либо страны на основе этой доктрины.

При разработке политико-правовых доктрин главным стимулом теоретической деятельности были не только люВнбознательность, стремление постигнуть причины сущестВнвования и перспективы развития государства и права, но и страстное, эмоционально окрашенное стремление опроВнвергнуть противостоящую политико-правовую идеологию, представить государство и право такими, какими их хочет видеть или изобразить идеолог, стремление преобразовать или защитить подвергающиеся нападкам государство и право, повлиять на массовое и государственное политико-правовое сознание общества. Основная причина многоВнчисленности, разнообразия и сложности политических и правовых учений тАФ желание каждого из идеологов отстоВнять идеалы своего класса или своей группы и опровергнуть идеологию противоположных класса или группы.

Реальная связь времен в истории политических и праВнвовых учений более всего основана на возрастании значеВнния в политико-правовых доктринах гуманистических начал. В идеологической борьбе, обусловливающей развиВнтие политико-правовой мысли, во все исторические эпохи существовали и существуют два противоположных направВнления: одно стремится преодолеть политическое отчуждеВнние, другое пытается его увековечить.

Политико-правовой  идеологии  преимущественно передовых, прогрессивных классов и социальных групп присущи идеи подчинения государства народу, требования обеспечения прав человека, защиты личности и общества от произвола и беззакония, подчинения государственной власти закону.

Идеями и теориями, оправдывающими политическое отчуждение, были и остаются те, которые стремятся обоВнсновать ничтожность личности и народа перед государстВнвом, неограниченность государственной власти, необязаВнтельность для нее элементарных норм нравственности, пытаются идеализировать авторитарное, деспотическое, тоталитарное государство. С оправданием политического отчуждения связаны не только те доктрины, которые отриВнцают права человека, но и те, которые видят в праве только приказ власти".     

Библиографический список
  1. Алюшин А. Л., Порус В. Н. Власть и политический реализм. Власть. Очерки современной философии Запада. М., Наука 1989
  2. Байтин. М. И. Государство и Политическая Власть. Саратов, 1972.
  3. Белов. Г. А. Политология. М., Наука 1994
  4. Гончаров Д. В., Гоптарева И. Б. Введение в политическую науку. Юрист М., 1996
  5. Исаев. И. А. История государства и права Росси. М., 1994
  6. Панарин. А. С. Политические системы современности. Политология. М., 1997
  7. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995.
  8. Радугин. А. А. Политология. М., Центр 1996
  9. Шаран. П. Сравнительная Политология; Ч.1., М.,1992. Общая и прикладная политология. МГСУ, М., 1997. Стр. 210-237.
  10. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1986.
  11. История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1988.

Вместе с этим смотрят:

Президентская форма правления и ее особенности
Президентские выборы в Югославии в 2000 году
Президентские республики Латинской Америки
Природа политической власти