Демократический режим Испании
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ
При Правительстве Российской Федерации
Кафедра политологии
Р Е Ф Е Р А Т
На тему: Демократический режим Испании
Выполнил: студент
гр. ВКФ 3-4 Сурков А.А.
Научный руководитель:
доц. Завьялов В.Т.
Москва 1998 г.
Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К И Й Р Е Ж И М
Демократический режим - основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:
1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от проВнизвола власти и власть от произвола отдельных людей.
2. Политическая власть носит легитимный характер и осущестВнвляет свои функции в соответствии с принятыми законами. ОсВнновной принцип политической жизни демократического общестВнва тАФ "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти тАФ только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".
3. Для демократического режима характерно разделение влаВнстей (отделение друг от друга законодательной, исВнполнительной и судебной власти).Парламент наделен исключительным правом издаВнвать законы. ВысВншая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом опВнределять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.
4. Демократический режим характеризуется правом народа влиВнять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой инВнформации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие наВнрода в выработке принимаемых решений гарантируется констиВнтуцией страны, а также международными правовыми нормами.
5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возВнможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической опВнпозиции как в парламенте и вне его.
6. Демократический политический режим характеризуется высоВнкой степенью реализации прав человека. К. ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.
и с п а н и я
Итоги учредительных выборов, состоявшихся в Испании в 1977 г., отраВнзили мирный и плавный характер перехода страны к демоВнкратии. К 1970-м годам авторитарный режим Франке, ранее похожий на германский нацизВнм и итальянский фашизм, заметно смягчился. Преемник Франке тАФ король Хуан Карлос 1 тАФ не нуждался в ломке старого аппарата власти. Речь с самого начала шла о реформе, которой сочувствовали многие деятели старого режима.
Основная опасность для процесса демократизации исходила от военных и представителей репрессивного аппарата франкизма, которые давали понять, что не признают его итогов, если у власти окажутся партии, ранее действовавшие в подполье тАФ Испанская социалиВнстическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход деятеВнлей старого режима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не только по идеологическим причинам, но и по соображениям политической целесообразности. Поэтому ведущей силой демократизации стал "центристВнский" Союз демократического центра (СДЦ) А.Суареса (назначенного премьер-министром еще до "учреВндительных выборов") тАФкоалиция христианских деВнмократов, либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс деВнмократизации и отказались от любых действий, способных подтолкнуть воВненных к вмешательству в политику.
На "учредительных выборах" 1977 г. победил СДЦ тАФ партия, с которой большинство испанцев связывало успех демократизаВнции. На второе место вышла сравнительно хорошо организованная и безоговорочВнно поддерживавшая переход к демократии левая партия тАФ ИСРП. При таком раскладе политических сил роль оппозиции процессу демократизации естественно отходила к партии, наиболее тесно связанной с прежним режимом, и эта партия могла быть только правой по своей идеологической ориентации.
Организация, когда-то служившая опорой франкистского режима, тАФ ИсВнпанские традиционалистские фаланги хунт национал-синдикалистского соВнпротивления тАФ фактически прекратила свое существование еще при жизни диктатора. В момент своего создания испанская "партия-преемница", Народный альянс (НА), была не менее организационно слабой, чем СДЦ. Она представляла собой коалицию бывших фалангистов, сторонников католической организации Опус Деи и многочисленных консервативных групп, лидеры которых в 1976 тАФ начаВнле 1977 гг. пытаВнлись завоевать благосклонность короля. Лишь низкая представительность "центристского" и "левого блоков" заставила лидеров названВнных групп, забыв об амбициях и идеологических разногласиях, объединиться между собой.
Таким образом, расклад политических сил Испании, сложившийся в 1977 г. (и подтвержденный в 1979), исходно характеризовался сравнительно низкими уровнями представительности всех "блоков", что обусловливалось как соВнхранением единства правящего СДЦ, так и длительным организационным опытом левых оппозиционных партий. Можно предположить, что такой расклад мог бы сохраниться и по итогам выборов 1982 г. тАФ но лишь при условии успешВнной экономической политики. В действительности, цена демократиВнзации и сопровождавших ее экономических реформ оказалась непомерно высокой для значительной массы испанцев. Правящий СДЦ, поВнпав в "невыигрышный" сектор межпартийной конкуренции, больше не мог сохранять свое условное организационное единство. Он распался на несколько групп, и все они потерВнпели поражение на выборах. Испанский "центр" сохранился в основном в виде региональных партий.
В распоряжении испанского избирателя, стремившегося "наказать" правиВнтельство, были две возможности тАФ он мог проголосовать либо за левую, либо за правую оппозицию. Результаты выборов показывают, что обе эти возможВнности были использованы, причем наибольшего относительного успеха добиВнлась "партия-преемник" тАФ НА, в то время как абсолютными победителями стали социалисты. Подобный исход выборов можно объяснить тем, что, голоВнсуя против правительства, испанские избиратели не хотели выразить негаВнтивное отношение к процессу демократизации как таковому. В этом контекВнсте оппозиционная, но демократическая ИСРП оказывалась идеальным кандидатом.
Правые в лице НА были настроены более оппозиционно, чем социалисты, но их приверженность демократии не была столь очевидной. В то же время НА не имел существенных конкурентов в "правой" части полиВнтического спектра, и его лидерам удалось постепенно преодолеть франкистский имидж. Коммунисты же оказались в крайне неблагоприВнятной ситуации: обыграть ИСРП они могли лишь за счет большей оппозициВнонности по отношению к экономической политике правительства, но чем критичнее в этом плане становились отдельные фракции КПИ, тем сомниВнтельнее казалась их приверженность демократии. Неспособность коммуниВнстов разрешить эту дилемму обернулась расколом и электоральным крахом КПИ.
Поэтому выявляется роль таких факторов, как итоги "учредительных выборов" и характер "партии-преемницы", в становлении формата испанской партийной системы. Учредительные выборы определили общее соотношение политических сил в стране, обеспечив лидирующее положение организационно неустойчивому СДЦ и превратив сплоченную ИСРП, выступавшую основным партнером "центристов" в процессе демократизации, в главную оппозиционную партию, что предотвратило фрагментацию "правого блока" и обуВнсловило крах основной левой альтернативы социалистам.
Э Л Е К Т О Р А Л Ь Н Ы Е Д А Н Н Ы Е
В качестве эмпирических данных по Испании использованы результаты парламентских выборов 1977 и 1982 гг. (в % голосов). Пропущены выборы 1979 г., которые с очевидностью не были "критическими", ибо почти ничего не изменили ни в расстановке политических сил, ни даже в объемах голосования за отдельные партии. К партиями "левого блока" относятся Испанская социалиВнстическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании(КПИ). Последовательно правые позиции по социально-экономическим воВнпросам отстаивал лишь Народный альянс (НА), являвшийся одновременно "партией-преемницей". "Центр" распадается на две части. С одной стороны, это партии, в предвыборной кампании которых преобладали лозунги, связанВнные с процессом демократизации страны, тАФ Союз демократического центра (СДЦ) и Демократический и социальный центр (Дi), а с другой тАФ многочисленные региональные партии (прежде всего, каталонВнские и баскские), выступавшие за расширение полномочий своего региона. Результаты выборов по "блокам" и партиям представлены в Таблице.
Т А Б Л И Ц А
Результаты выборов 1977 и 1982 гг. в Испании (в % голосов)
1977 |
1982 |
||
Правые |
Всего: |
8,4 |
25,8 |
НА |
8,4 |
25,8 |
|
Центр |
Всего: |
51,9 |
23,7 |
СДЦ |
34,8 |
6,7 |
|
Дi |
- |
2,8 |
|
Каталонские партии |
4,5 |
3,9 |
|
Баскские партии |
2,0 |
2,9 |
|
Другие региональные партии |
10,6 |
7,4 |
|
Левые |
Всего: |
39,6 |
50,6 |
ИСРП |
30,3 |
46,5 |
|
КПИ |
9,3 |
4,1 |
Источник: Leonard D., Natkiel R. World Atlas of Elections: Voting Patterns in 39 Democracies. L., 1986.
Вместе с этим смотрят:
Демократия как идеал общественного строяЗбигнев Бжезинский. Великая шахматная доска
Идеи правового государства и его основные признаки
Идеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе