Легитимность власти

Оглавление

1. Понятие ВлвластьВ»

2. Общество и власть.

3. Структура политической власти

4. Виды тАЬвластитАЭ

5. Вывод

6. Литература

1. Понятие ВлвластьВ»

Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых:

"власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т. д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику, все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

Власть выступает главным объекВнтом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинственВнным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что такое власть тАФ абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновременВнно и о власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество подчиняться кому-либо или чему-либо тАФ боязнь насилия или желание повиноваться? При всей своей таинственности и неопределенности власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищаВнлись и ее проклинали, ее возвышали до небес и ВлвтапВнтывали в грязьВ».

Политическая власть тАУ способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по  отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ.

Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

2. Общество и власть.

Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у политической власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев политическая власть может образоваться в результате свободВнных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны. Трагедии, тесно увязанные с установлением  власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народных масс держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными госуВндарствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти тАФ это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика известна под понятием "легитимность" (от лат. legitimus - законный). Сразу надо сказать, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правоВнвом, юридическом закреплении политической власти в соответВнствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностыо политической власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признаВнние ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

Понятие "легитимность власти" впервые было введеВнно крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же поВнказал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил три основных источника (основаВнния) законности, правомерности политической власти. Во - первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во - вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Харизма (от греч. harisma) означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, котоВнрые обнаруживает в себе лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя. В - третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально - правовую основу. Эта власть признаВнется народом потому, что она опирается на рациональные, признаВнваемые им законы.

Такая дифференциация нам говорит об очень многом. Так можно перефразировать известную поговорку в такой вид: "Скажи Мне, какой тип легитимности власти в данной стране, и я скажу тебе об уровне ее экономического и политического развития, о господствующем в ней политическом режиме, о целях, которые ставит политическая власть, и даже о "продолжительности ее жизни". По крайней мере, можно точности сказать, будет эта власть долговременной или краткоВнвременной и прогнозировать будет ли она воспринята народом.

Очень хорошо заметно, что первые два из названных типов легитимности политической власти - традиционный и харизматический - характерны для государств в которых  слаборазвита политиВнческая система. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты очень слабо. Если в таких странах высокий эконоВнмический уровень, то это как правило не результат закономерных процессов, а следствие особых каких нибудь обстоятельств (например, богатство энергоВнносителей в таких странах, как Арабские Эмираты, Кувейт, и др.). По форме правления - это чаще всего монархи либо политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами. Что же касается третьего из названных типов легитимности политической власти, то есть рационально - правовая власть, что характерно для государств с высокоразвитой политической системой.

Далее идет, традиционный и рационально - правовой типы легиВнтимности власти более долговременны. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия. Например, легитимность королевской власти Великобритании столь прочна, что и в настоящее время (несмотря на все скандалы, которые происходили там в последние годы) в соответствии с данными, полученными в январе 1995г., 36% опрошенных британцев твердо заявили, что поддерживают монархию; 34% сообщили, что не настаивают на упразднении монархии, потому что она все же лучше, чем тот неизвестный пока строй, который придет ей на смену.. И только 28% опрошенных англичан твердо выступили за ликвидацию института монархии". (Известия  от 11 января 1995 года)

Легитимность власти, основанная на рационально - правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает осноВнвание для прогноза ее долговременности. Этому способствует то, что данная форма характерна для политической власти в государВнствах с современными демократическими политическими режимаВнми, с высоким уровнем развития политической и экономической сиВнстем, отличающихся политической и экономической стабильностью. В качестве примера можно сказать о президентской власти в США.

А вот харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политического лидера все меняется. Есть и другие причины. Данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее становление связано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен тАФ революций, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей "поднять", мобилизовать, повести за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в обществе порядки, преодолеть общественную инерцию. Для выполнения целей, поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие своему лидеру. Относительная (в масштабах истории) кратковременность, основанная на харизме власти, определяется и теми средствами, которыми она пользуется. Это стремление лидера к единоличной власти, всемерное поддержание культа его личности, пресечение всех демократических форм в развитии общества, постоянный поиск "врагов народа", физические расправы и т.д. Очевидно, что рано или поздно все эти проявления харизматической легитимности осознаются народом как проявление далеко не лучшей (из известных цивилизации) формы политической власти.

Легитимность политической власти является обстоятельВнством, которому придается большое значение. Практика покаВнзывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти обставляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимуВнлировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политичеВнский режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель. Недавние события в России дают пример легитимации политической власти: после событий октября 1993 г. создание новой системы власти сопровождалось принятием новой Конституции, проведением референдума, выборами в Федеральное собрание. С помощью этих средств новая власть осуществляла процесс своей легитимации, т.е. обретения поддержВнки и доверия народа.

В легитимации политической власти большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации отмечается, что Президент Российской Федерации является ее гарантом и, следовательно, он является гарантом легитимности.

Существенное значение для укрепления доверия к власти со стороны народа имеют такие средства, как различного рода ритуаВнлы, символика, использование традиций. Как пример приверженВнности традициям и ритуалам можно привести английскую политиВнческую систему. В современной России стала традиционной клятва государственных деятелей на Конституции.

С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти. Например, большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.

3. Структура политической власти

Политическая власть отражает определенное взаимодействие, отношение (господство, управление одних другими). И как любое отношение, она предполагает как минимум две стороны. На одной стороне тАФ властвующие. В политологии их принято обозначать понятием "субъект" (это может быть целый народ, государстВнвенный орган, отдельная облеченная властью личность). На другой стороне данного отношения - подвластные, подчиненные. Это тАФ объект, на который направлены властные отношения. Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности.

Казалось бы, все ясно: субъект - это те, кто властвует, а объект тАФ те, кто подчиняется власти, следует ее приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ может быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. РеспубВнликанская форма правления, демократический политический режим предполагают власть народа, которую он реализует непосредственно (непосредственная демократия) и опосредованно, через своих представителей в высших органах политической власти (представительная демократия). Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референВндумы). Во-вторых, политическое управление обществом тАФ это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа тАФ это прежде всего представительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законоВндательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр).

Суть представительной демократии хорошо выражена в "Декларации независимости США", где "отцы-основатели" Американской республики записали: "Мы считаем самоочевидВнным следующие истины: все люди созданы и наделены своим Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии управляемых".

Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демоВнкратических стран), но он одновременно и объект власти, поскольку, передав по доброй воле ("согласие управляемых") выполнение властных функций соответствующим властным структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность подчиняться избранной им политической власти.

Разумеется, в обществах с недемократическими политическиВнми режимами (например, тоталитаризм и др.) о понятии "народ" можно говорить только как об объекте политической власти. По крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной.

Субъект и объект политической власти тАФ это два важных ее компонента, но в ее структуре есть еще одно слагаемое тАФ ресурсы власти. Речь идет о тех средствах, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект).

4. Виды тАЬвластитАЭ

Особенности различных элементов властитАФсубъекта, объекта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является, ее деление в соответствии Влресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную.

Экономическая властьтАФэто контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Социальная власть тАФ это распределение положения социальной структуре, статутов, должностей и привилегий.

Политическая власть тАФ всякая организованная воля - одной группы людей по отношению к другой, которая осуВнществляет подчинение во имя общих целей.    

Политическая власть характеризуется рядом признаков:

1) легитимностью в использовании силы в пределах государства;

2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;

3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значиттАФ обращение ко всем гражданам от имени всего

общества с помощью права (закона);                   |

4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра

принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);                                        

5) многообразием ресурсов. Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений,  во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической  элиты государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответсвующие должности, принимать политические решения, т. е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодательных актах, прежде всего в Конституции государства.

Во-вторых, нормы, определяющие порядок формироВнвания политической элиты. Они подвижны и меняются по мере развития общества. Так, в феодальном обществе вхождеВнние в поитическую элиту было предопределено принадлежВнностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты-парламента. В основном же в современных демократических странах норВнмой становится конкурентная борьба на выборах.

В-третьих, нормы, определяющие права и обязанносВнти правляющих и управляемых, их взаимную ответственВнность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской ФедераВнции тАФ все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений.

Нормы создаются обоими участникам и властного взаимодействия, хотя вид закона иВ» придают государственные органы.

Политическая элита, конечно, может проявить иниВнциативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие моВнжет быть обеспечено только силой или угрозой ее применеВнния. Особым видом политической власти является государВнственная власть. Это социально организованная власть, расВнполагающая монопольным правом издавать законы, обязаВнтельные для всего населения и опирающаяся на особый аппаВнрат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тесно смыкается с принудительной властью. Но отождествлять её нельзя, т.к. насилие и принуждение могут использоваться и не политической властью (деспотизм, терроризм).

Духовно-информационная власть тАФэто власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные обраВнзовательные и просветительские учреждения, а также чеВнрез средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только распростВнранению объективных сведений о деятельности правительВнства, положении общества, но к манипулированию, осноВнванному на специальных методах обмана, на управлении соВнзнанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

В зависимости от субъектов власть делится на партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.

По широте распространения выделяются мегауроВнвень- международные организации (ООН, НАТО); макроВнуровень-центральные органы государства; мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

Есть классификация власти по функциям ее органов:

законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют деВнмократическая, авторитарная и т. п. власти.

Различные общественные власти находятся в сложВнном взаимодействии. Многие политологи важнейшей считаВнют экономическую власть.

Политическая власть, испытывая сильное воздейстВнвие со стороны власти экономической, достаточно самостояВнтельна и способна иметь над ней первенство подчинять ее своим целям.

В определенных условиях доминирующее влияние яВ» общество может оказывать власть информационная (например, в период избирательных компаний)

Слияние политической, экономической, социальной и

духовно-информационной властей при командной роли поВнлитики наблюдается в тоталитарных государствах. ДемоВнкратический строй предполагает разделение властей, а такВнже сфер влияния внутри этих властей.

Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностыо. Это понятие возникло в начале XIX в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть коВнроля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Наполеона.

Легитимная власть характеризуется обычно как праВнвомерная и справедливая. Легитимность связана с верой поВндавляющего большинства населения, что существующий порядок является   наилучшим для данной страны.

Сам термин ВллегитимностьВ» переводят с французскоВнго как ВлзаконностьВ». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином ВллегальностьВ» .ВлЛегитимностьВ» и "легальность" - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а втоВнрое тАФ юридический.

Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающих особенноВнсти мотивов подчинения.

Традиционная легитимность. Она возникает благоВндаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоВнколебимость и священность издавна существующих порядВнков. Традиционное господство присуще монархиям. Подавляющая тяжесть традиций приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей мотивации традиВнционная легитимность во многом схожа с отношениями в паВнтриархальной семье, основанными на беспрекословном поВнвиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Власть традиции такава, что когда лидеВнры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. В этом смысле власти элиты жестко ограничена той же традицией, которая придает ей легитимность. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение

наследственного монарх, подкрепляющего авторитет

государства многовековыми традициями почитания власти.

Легальная или рационально-правовая легитимность. Она основывается на добровольном признании установленных юридических норм, направленных на регуВнлирование отношений управления и подчинения. НаибоВнлее развитой формой этого типа власти является констиВнтуционное государство, в котором беспристрастные нормы четко обозначают правила  его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для чего имеются установленные законом процедуры.

В систеВнмах подобного вида власть политической элиты легитиВнмируется Влцарством закона. Для обоснования своей влаВнсти элита обращается к действующему законодательству (Конституции).

Харизматическая легитимность, она основана  на

вере в исключительные качества руководителя, которыВнми он наделен Богом, т. е. вера в его харизму поэтому он иногда даже обожествляется, создается культ его личности. Харизматическая власть является относительно неВнстабильной по сравнению её традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то вреВнмя как традиция и закон являются фактами общественВнной жизни. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционны перемен, когда новая власть для признания населением не может опеВнреться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способВнствует их признанию и принятию населением. ХаризмаВнтическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие например идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в сознание. Идеология обоснововает право на управление соответствием власти нтересам народа, нации или класса. Идеологическая лигитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью метода убеждеВнния и внушения. Но в отличие от рационально-правовой легитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, идеологиВнческая тАФ однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.

Во второй половине .XX в. многие молодые государстВнва в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимности. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам. Следует иметь ввиду, что типы власти связаны с конкретной политической действительностью. Реально сущеВнствующие политические системы представляют собой пеВнреплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяеВнмые в качестве теоретической концепции, с конкретной реВнальностью политических систем, где они проявляются лишь частично ив сочетании друг с другом. В то же время без выВнделения этих идеальных типов осмысление реальных полиВнтических систем было бы невозможно.

Исследователи выделяют несколько источников легитимности.

1. Участие граждан в управлении, что создает общую

причастность людей к политике, проводимой властью, позВнволяет гражданам чувствовать себя в определенной мере ее субъектов.

2. Технократическая легитимность, т. е. легитимность посредством экономической, военной, образовательВнной и т.п. деятельности власти.

В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности. Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, ЯпоВнния, Южная Корея, Сингапур и др.).

3. Легитимность через принуждение. Все направлено тАФ принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила - это последний аргумент власти, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность

Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации, обострение которой может выВнзвать кризис и даже крах политического режима.

Основными причинами делегитимизации являются

следующие:

а) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересаВнми властвующей элиты;

б) противоречие между идеей демократии и социальВнно-политической практикой. Это проявляется в попытке реВншить проблемы силовым путем, нажимом на средства масВнсовой информации;

в) отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;

г) нарастание бюрократизации и коррумпированности;

д) национализм, этнический сепаратизм в многонациВнональных государствах, проявляющиеся в отвержении феВндеральной власти;

е) потеря правящей элитой веры в правомерность своВней власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

Таковы наиболее важные проблемы легитимности власти, которая в современных условиях приобретает чрезВнвычайно важное значение.

5. Вывод

Исторически сформировались несколько типов легитимности:

  • ЛЕГАЛЬНЫЙ тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции;

Основа тАУ общее понимание норм, установленных законом;

  • ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ тип легитимности тАУ признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью;

Основа тАУ идеологические ценности;

  • ТРАДИЦИОННАЯ легитимность тАУ признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс;

Основа тАУ традиции, традиционное сознание;

  • СТРУКТУРНАЯ легитимность тАУ правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения;

Основа тАУ специфические политические структуры;

  • ПЕРСОНАЛЬНАЯ (ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ) легитимность тАУ признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя;

Основа тАУ личный авторитет правителя;

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ тАУ соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.

Проблема легитимности тАУ это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.

Признаками падения легитимности власти являются:

  1. Рост степени принуждения;
  2. Ограничение прав и свобод;
  3. Запрещение политических партий и независимой прессы;
  4. Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;
  5. Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп  населения) тАУ наиболее существенные показатель делегитимизации власти;

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты тАУ открытые формы недовольства режимом.

Литература
  1. Д.П. Зеркин  ВлОсновы политологииВ» // Изд. ВлФениксВ», Р.-н-Д., 1996
  2. Р. Т. Мухаев   ВлОсновы политологииВ» // Изд. ВлНовая ШколаВ», Москва, 1996
  3. МГУ им. М. В. Ломоносова   ВлОсновы политологии. Краткий словарьВ» // Изд. Общества ВлЗнаниеВ», Москва, 1993

Вместе с этим смотрят:

Либерализм
Либерально-демократическая партия России
Лидер
Личность в истории