Международная политика и международные отношения

Содержание

  1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействиятАжтАжтАж.2
  2. Основные теории международной политики тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..7
  3. Современные тенденции развития международных отношений тАжтАжтАж..9
  4. Россия в системе международных отношенийтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж14
  5. ЛитературатАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.17

1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия

Независимые госуВндарства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня тАФ мировой политики. То есть государства действуют в сфере межВндународных отношений.

Международные отношения тАФ это совокупность экономиВнческих, политических, правовых, идеологических, дипломатичесВнких, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. ПоэтоВнму в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) разВнличные силы: государственные, военные, экономические, политиВнческие, общественные и интеллектуальные.

Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудниВнчества.

Международная или мировая политика является ядром межВндународных отношений.

Мировой политикой называют процессы выработки, приняВнтия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообВнщества.

В современной мировой политике действует огромное колиВнчество различных участников. Но до сих пор преобладающим остаВнется взгляд, что основными субъектами мировой политики являВнются государства и группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расшиВнрения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся междунаВнродные организации. Они обычно разделяются на межгосударстВнвенные или межправительственные и неправительственные оргаВннизации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными оргаВннами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. НеправительственВнные организации имеют более сложную структуру, чем межгосуВндарственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а моВнгут иметь смешанный характер, то есть включать и правительстВнвенные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех госуВндарств, входящих в них. Число международных организаций постоВнянно растет.

Международные организации охватывают самые разные асВнпекты международных отношений. Они создаются в экономичесВнкой, политической, культурной, национальной областях, имеют опВнределенные особенности и специфику. В качестве примера различВнных международных организаций можно привести:

тАФ региональные организации, такие как Ассоциация ГосуВндарств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское ЭкономичесВнкое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

тАФ организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

тАФ организации в области отдельных отраслей мирового хоВнзяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

тАФ политико-экономические организации, например: ОрганиВнзация Африканского Единства (ОАЕ);

тАФ профессиональные организации: Международная ОрганиВнзация Журналистов (МОЖ); Международная Организация КримиВннальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

тАФ демографические организации: Международная ДемокраВнтическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

тАФ организации в области культуры и спорта: МеждународВнный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

тАФ военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

тАФ профсоюзные организации: Международная КонфедераВнция Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

тАФ различные организации в поддержку мира и солидарносВнти: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, МеждуВннародный Институт Мира;

тАФ религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (Вi), Христианская Мирная Конференция (ХМК);

тАФ Международный Красный Крест (МКК) тАФ организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

тАФ экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отноВншений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранноВнго взаимодействия различных государств в целях поддержания миВнра и безопасности, содействия экономическому и социальному проВнгрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 госуВндарств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остаВнется вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним отноВнсятся:

тАФ ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

тАФ МОТ (Международная Ассоциация Труда);

тАФ МВФ (Международный Валютный Фонд);

тАФ ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами кульВнтуры и науки);

тАФ МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

тАФ ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

тАФ Международный суд.

Международные правительственные организации имеют больВнше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

Огромным влиянием на мировой арене пользуются междунаВнродные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиВналы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обВнладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преВнимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Важными субъектами мировой политики выступают религиВнозные организации.

Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, котоВнрым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом.

Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается поВнка несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую лиВнбо отдельно взятую социальную группу или политическую органиВнзацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обесВнпечения суверенитета, безопасности, территориальной целостносВнти, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркиВнвают, что государство тАФ единственный общенациональный инстиВнтут, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. ГоВнсударства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

Влияние, силу государства на мировой арене можно предстаВнвить как его способность, защищая собственные интересы, воздейВнствовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считаВнлось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, воВненный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соВнответствующее положение на международной арене.

Реальное положение государства на мировой арене опредеВнляется более широкими показателями. К ним принято относить веВнличину территории, природные и людские ресурсы, структуру наВнциональной экономики, объем и качество промышленного и сельВнскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступаВнтельное развитие страны, гарантировать экономическую безопасВнность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивВнное влияние на международное развитие.

Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как Влвнешняя политикаВ». В конечВнном итоге международные отношения складываются, прежде всеВнго, из совокупности внешнеполитической деятельности госуВндарств, которые являются основными участниками международВнных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций.

Внешняя политика регулирует отношения данного государВнства с другими государствами, обеспечивает реализацию его поВнтребностей и интересов на международной арене.

Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие офиВнциальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать опреВнделенные методы и способы их реализации.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставВнленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипВнломатия. Дипломатия тАФ это официальная деятельность государВнства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций междунаВнродного права и имеющих конституционно-правовой статус. ДипВнломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухВнсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переВнписки, участия в работе международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для доВнстижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное полоВнжение на международной арене. Даже небольшие по территории гоВнсударства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономиВнка, которая базируется на передовых технологиях и способная расВнпространять свои достижения далеко за свои пределы. ДейственныВнми экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлеВнние инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие

военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенноВнго. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так, за поВнследние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяВнжении этих веков произошло 14,5 тысячи войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. Большинство людей на Земле согласно со словаВнми Дж. Бернала, что Влвойна тАФ всегда преступление против человеВнчества, сейчас же она еще и безумиеВ». Однако осознание губительВнности войн, а тем более ядерных, не означает отсутствия других тоВнчек зрения. Например, Гегель считал, что война тАФ двигатель проВнгресса. А по мнению Мальтуса: ВлВойна есть естественнонаучный закон борьбы против избыточного населенияВ». В современном общеВнствоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-прежВннему рассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики.

К косвенным военным средствам относится гонка вооружеВнний, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневВнры, угрозу применения силы. Например, военные расходы всего миВнра в последнее время составляли 1000 млрд. долларов в год, более половины ученых мира работали над созданием новых видов оруВнжия массового поражения.

К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достиВнжения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в последние десятилетия полуВнчил промышленный шпионаж.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал соВнвременных средств массовой информации, пропаганды и агитаВнции, которые используются для укрепления авторитета государстВнва на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости тАФ антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. ЧасВнто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

2. Основные теории международной политики

Путь научного обоснования международных отношений связан с созданием общеметодологических теорий, призванных сформулиВнровать ключевые принципы и приемы научного анализа этих отноВншений. К числу основных таких теорий относятся: марксистская теВнория мирового революционного процесса, теория прагматизма и поВнлитического реализма, модернистские теории международных отВнношений и геополитическая теория.

Заметное место среди теорий международной политики заниВнмает концепция революционной трансформации мирового порядка, разработанная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Для нее характерны: классовый подход к анализу мировых проблем, изуВнчение внешней политики государства в связи с внутренней, расВнсмотрение международных отношений в каждую историческую эпоху в соответствии с закономерностями развития конкретных общественно-экономических формаций, исследование объективВнных и субъективных факторов расстановки сил.

Считая эпоху после 1917 г. переходной от капитализма к социВнализму, марксисты-ленинцы выдвинули положение о мировом реВнволюционном процессе, об антиимпериалистической борьбе.

Согласно В. И. Ленину, содержанием внешней политики имВнпериализма является мировое господство, при капитализме невозВнможна иная основа, иной принцип дележа, кроме силы.

Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была разработана в середине XX в. Дж. Кеннаном, 3. Бже-зинским, У. Ростоу, Г. Киссинджером и другими учеными и политиВнками. Признанным авторитетом данного направления является Г. Моргентау.

Рассматривая несовершенство положения в мире как резульВнтат действия сил, заложенных в человеческой природе, ВлреалистыВ» призвали не противостоять этим силам. Согласно Г. Моргентау, ВлмоВнральные принципы никогда не могут быть полностью осуществлены и должны в любом случае приблизительно соответствовать друг другу через неизменно временный баланс интересов и всегда неВнпрочное урегулирование конфликтовВ». Международная политика понимается ВлреалистамиВ» как борьба за власть, начатая суверенныВнми государствами в погоне за превосходством. Из борьбы за власть выводится Влполитический детерминизмВ» мировых процессов.

Значительное внимание ВлреалистыВ» уделяли определению целей и задач международной политики: что движет деятельносВнтью государств на международной арене, во имя чего они вступают во взаимоотношения друг с другом. Реалисты считают, что если в политике всегда выражаются общезначимые или групповые интеВнресы, то в международной политике тАФ преимущественно нациоВннальные интересы. Поэтому в их работах получила основательную разработку концепция национальных интересов. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельносВнти его лидеров коренных потребностей национального государстВнва. К постоянным интересам относятся Влнациональная безопасВнностьВ» (защита от внешней опасности), Влэкономические интересыВ» (сохранение связей с партнерами, наращивание экспортного потенВнциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка), ВлинВнтересы поддержания мирового порядкаВ». Существуют интересы, играющие подчиненную роль или возникающие одновременно.

Подчеркивая значимость понятий ВлнациональныеВ» и ВлгосуВндарственныеВ» интересы следует отметить, что между ними сущестВнвуют и определенные различия. При некоторых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать.

Борьба за реализацию интересов позволяет державе занять в мире положение, соответствующее ее силе. ВлМеждународная поВнлитика, как и всякая другая, тАФ подчеркивает Г. Моргентау, тАФ есть борьба за силу. Каковы бы ни были абсолютные цели международВнной политики, сила всегда является непосредственной цельюВ».

ВлМодернистскиеВ» теории, созданные в противовес традициВнонной теории реализма, заявили о намерении связать процессы и достижения НТР с моделями международных отношений. ФормиВнрование данных теорий происходило под сильным влиянием колиВнчественным методов исследований. Представители данного течения сконцентрировали свои усилия на сборе фактических данных и соВнздании таких моделей, которые можно было бы анализировать с поВнмощью ЭВМ.

Пионерами ВлмодернизмаВ» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Ка-план. В русле этого направления сложились школы структурно-функционального и системного анализа внешней политики. МодерВннисты иначе, чем реалисты, анализируют политику государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные единицы, определяющие свой курс на основе национальных интересов, то модернисты рассматривают государства как системы, подверженВнные влиянию извне и изнутри. Г. аллисон.и Дж. Розенау описали социальные и политико-психологические факторы, действующие на формирование и осуществление внешнеполитического процесса. Это позволило выделить во внешней политике три области: бюроВнкратическая сфера с ее вниманием к особенностям функционироваВнния действующих в этой сфере организаций; специфика принятия решений по вопросам внешней политики государственным рукоВнводством; роль элит и групп давления в формировании внешней поВнлитики. Все они объединялись изначально концепцией внутриполитических истоков внешней политики.

Повышенное внимание модернисты уделяют международВнным организациям, транснациональным корпорациям и другим субъектам международных отношений, влияющим на формироваВнние мировой политики.

Если с традиционной точки зрения угроза силой наиболее эфВнфективное средство внешней политики, то модернисты делают упор на стимулирование или препятствование развитию процессов взаВнимной зависимости.

Введение в научный оборот самого термина ВлгеополитикаВ» связывают с именем шведского исследователя и политического деВнятеля Р. Челлена (1846-1922). Он характеризовал геополитику как Влнауку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространствеВ».

Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются американский историк А. Т. Мэхен, британский географ и политик Г. Маккиндер, британский географ Дж. Фейргрив, америВнканский исследователь международных отношений Н. Спайкмен, германский исследователь К. Хаусхофер.

В трактовке отцов-основателей геополитики центральное меВнсто в детерминации международной политики того или иного госуВндарства отводилась его географическому положению. Смысл геопоВнлитики виделся в выдвижении на передний план пространственноВнго, территориального начала.

По мнению Г. Маккиндера: ВлТот, кто управляет Восточной ЕвВнропой, руководит Хартлендом (срединной землей) Евразии; кто упВнравляет Хартлендом, руководит мировым островом Европы, Азии, Африки, а тот кто управляет мировым островом, руководит миромВ». Хартленду противостоит Влостровной комплексВ» (Америка, АвстраВнлия, Океания, Великобритания), родина либерализма.

Идея значения географических: факторов для положения государств, их политики и исторической судьбы может считаться плодотворной. Все эти аспекты имеют существенное значение в распределении ресурсов держав и при планировании ими внешВнней политики.

Главный недостаток этой модели международных отношений, как, впрочем, и многих других, тАФ в абсолютизации какого-то одного из разнообразных компонентов уравнения мировой политики.

Таковы основные теории внешней политики, лежащие в осноВнве политической науки о международных отношениях и внешней политике. Многие из них в той или иной степени берутся на вооруВнжение политическими деятелями, оказывают влияние на формироВнвание внешнеполитического курса государств нашей планеты. РаВнзумеется, ни одна из этих теорий не является исчерпывающей и не обладает монополией на истину в последней инстанции. Однако, взятые вместе, они с разных сторон и по-разному проливают свет на сложный и противоречивый мир внешней политики.

3. Современные тенденции развития международные отношений

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав тАФ СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной тАФ двухполюсной.

В пестрой картине ломки старых и строительства новых межВндународных отношений все же можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций развития.

Первая тенденция развития современных международных отношений тАФ рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мироВнвую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня явВнляется Влэкономической сверхдержавойВ». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постинВндустриальные государства тАФ так называемые ВлАзиатские тигрыВ». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой полиВнтике сильнее всего заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем систеВнмы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективВнного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследоВнватели полагают, что надо признать США единственным мировым лидером. Третьи не исключают возрождения биполярной системы, в которой место СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США займет Китай.

Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (С1оЬе тАФ земной шар), заключаВнющаяся в интернационализации экономики, развитии единой сисВнтемы мировой связи, изменении и ослаблении функций нациоВннального государств, активизации деятельности транснациональВнных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его чаВнстях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.

В международной области эта тенденция стремительно реаВнлизуется в форме взрывоопасного роста международного сотрудВнничества, влияния международных институтов тАФ политических, экономических, гуманитарных, тАФ а также создания по своей сути наднациональных органов.

Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремлеВнние государств мира к совместному их решению.

Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в сереВндине XX века, в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшественВнников. Она способствовала резкому повышению производительносВнти труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: возВнникло множество неординарных, так называемых глобальных проВнблем, которые встали перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же вреВнмя взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, императивно, повелительно требующий не разобщения и проВнтивостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя соВнхранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как ныВннешнего, так и грядущих поколений людей.

Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можВнно разделить на четыре основные группы: политические, экономичеВнские, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, тАФ появление, быстрое накопление и совершенствование оружия масВнсового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. ХаВнрактер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. ИнаВнче говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран, либо ее воВнобще не может быть.

Положительные сдвиги в отношениях между ведущими страВннами мира, обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническим потенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонки вооружений, сняли былую наВнпряженность в международных отношениях.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становитВнся международный терроризм, среди различных форм которого наВниболее опасной является государственный терроризм.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаеВнмой группе экологических проблем следует отнести проблемы соВнхранения окружающей среды. Опасность нарушения экологичесВнкого равновесия возникла не сразу. Она надвигалась как бы исподВнволь, иногда в результате неосведомленности, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности.

Проблема сохранения окружающей среды органически свяВнзана с резким возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленной закономерными тенденциями общественного развиВнтия: увеличением численности населения, его стремлением к проВнгрессу, улучшению материального благополучия и т. д. .

Чрезмерная, без оглядки, эксплуатация человеком природы привела к массовой вырубке леса, ухудшению качества ресурсов пресной воды, загрязнению морей, озер, рек, нарушению озонового слоя, что представляет опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе. Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серы), следствием которых являются Влкислотные дождиВ». Происходит потепление климата на планете, ведущее к возникновению так называемого Влпарникового эффектаВ». Ярким показателем загрязнения окружающей среды стала Чернобыльская катастрофа.

Безобразная, неконтролируемая хозяйственная деятельВнность людей опасна своими последствиями, не знающими государВнственных границ и не признающими никаких преград. Это обязываВнет все страны и народы объединить усилия, направленные на защиВнту и улучшение окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономичесВнкими тАФ с проблемами роста общественного производства, и возрасВнтанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научВнно обоснованный подход к их использованию, Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них обусловлена резким отставанием развивающихся стран по уровню потребления энергии на душу населения от промышленно развитых стран. ДруВнгая трудность вызвана технологическим несовершенством произВнводства многих государств, в том числе и России, в результате чего происходит большой перерасход сырья, энергии, топлива на выВнпуск единицы продукции.

Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятилеВнтия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызванВнной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный хаВнрактер и стали одной из глобальных проблем.

Весь мир не может не тревожить углубляющееся различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. СлабоВнразвитые страны нередко посещает голод, в результате которого гибнет большое количество людей. Усугублению данных проблем способствует также несоответствие в соотношении между демограВнфическим ростом населения и динамикой производительных сил.

Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии.

Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.

Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений. Действительно усилия, направленные на предотвращение экологической катастрофы, борьба с голодом, смертельными болезнями, попытки преодолеть отсталость не могут дать результатов, если будут решаться в одиночку, на национальВнном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют планеВнтарного объединения интеллектуальных, трудовых и материальВнных ресурсов.

Четвертой тенденцией современных международных отноВншений является усиление разделения мира на два полюса тАФ полюВнса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, АвстВнралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый Влзолотой миллиардВ». В этих странах преобВнладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 тыВнсяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не меВннее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики.

На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нищеВнты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения. В экономике эти государства поставляли развитому миру энергоносители и сырье и выступали в качестве свалки для тАв ядовитых отходов.

Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкновеВнние социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

Шестой тенденцией стала демократизация как международВнных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюВндается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием Влхолодной войныВ» даже в усВнловиях самых авторитарных режимов значительно сузились возВнможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения гоВнсударством личной свободы граждан, их естественных и политичеВнских прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решеВнний, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. Достижения постиндустриальной революции тАФ спутникоВнвая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почВнта, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгноВнвенное распространение и получение необходимой информации едВнва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, тАФ стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире. Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть удеВнлом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных инстиВнтутов, тАФ как правительственных, так и неполитического характера. В свою очередь это оказывает глубокие последствия на политичесВнкие отношения с точки зрения их непосредственных участников.

4. Россия в системе международных отношений

В конце XX века для россии возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообщестВнве. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роВнли одного из центров мировой политики, равновесного США и их соВнюзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распаВндом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в восточВнную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослабВнлена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развиВнтой своей частью.

После роспуска Варшавского договора соотношение сил в ЕвВнропе изменилось не в пользу России, усилилось влияние НАТО, коВнторое вскоре выйдет на государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и не приобрела ни одного нового.

Обширность географического пространства и неравномерное распределение природных богатств на территории страны, этноцивилизационное многообразие ее населения, включающее более 150 различных народов, большая протяженность сухопутной и морской государственной границы, большое количество примыкающих к ним или расположенных рядом плотнозаселенных и имеющих ограВнниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы в расчленении России и включении отВндельных ее богатых природными ресурсами регионов в состав своВней территории, тАФ все это накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.

В результате непродуманных реформ экономический и военВнный потенциал страны заметно снизился. Происходит ее вытеснеВнние на периферию, на задворки мировой экономики. По большинстВнву параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономиВнческой, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практиВнчески не учитывается.

Когда-то действительно великой стране, мировой державе сегодня приходится искать более или менее удобное место и играть скромную роль в условиях интенсивного наращивания геополитиВнческого потенциала США, Китаем, объединенной Европой и рядом других стран.

Стремление вернуть геополитический статус сверхдержавы или даже перворазрядной великой державы сегодня пока несостоВнятельно и, может, даже губительно.

В поисках своего места в международной политике, которое бы соответствовало ее возможностям, ее традициям, России приВндется учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при геВнгемонии США, так и вероятные перспективы формирования полиВнцентризма в мировом геополитическом пространстве и изменяюВнщихся международных отношениях.

Современной России следует избегать негативных аспектов формирования нового мирового порядка, следует научиться исВнпользовать благоприятные факторы.

Сегодня Россия имеет значительные возможности для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянВнного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население.

Следует отметить своеобразное геополитическое положение России. Наша страна занимает центральную позицию на карте миВнра. Этот регион иногда называют сердцевиной Земли. Западной чаВнстью страна входит в Европу, восточной в Азию.

Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. ПоВннятно, что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного соВнтрудничества с определенными странами. Но до сих пор четко не сформулированы национальные или государственные интересы страны. Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии становления.

Но уже сегодня можно выделить основные черты этой полиВнтики:

1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство достижения политических, экономических и других внешних целей.

2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало поВнложение о том, что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.

3. Заявлено, что Россия будет защищать не идеологию, а свои жизненно важные интересы.

4. Внешняя политика не должна быть ВлзатратнойВ», а быть взаимовыгодной.

Все больше людей в России осознают, что сохранение сувереВннитета, целостности и единства России выступает в качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления внешней политики Российского государства.

Первостепенной важности задачей внешней политики России является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада.

В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает Европа. Для стран Западной Европы Россия и в блиВнжайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье.

Но Россия является также крупнейшей азиатской державой, и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии РосВнсия может стать партнером именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования.

Уникальное географическое положение России должно быть также использовано к ее экономической и политической выгоде. ЧеВнрез Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны ЗападВнной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком.

В российской внешней политике постепенно происходит осоВнзнание объективного закона тАФ закона региональной общности, укаВнзывающего на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеютВнся общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отВнношений, экономической кооперации. Если даже отвлечься от факВнта многовекового пребывания в едином государстве, географичесВнкая близость, единство региональных проблем сами по себе являютВнся фактором установления все более тесного сотрудничества и инВнтеграции со странами, образовавшимися на территории бывшего СССР, со странами СНГ.

Внешнеполитической стала проблема защиты прав 25 млн. этнических русских, оказавшихся против своей воли иммигрантаВнми в новых суверенных государствах.

Внешняя политика в настоящее время должна быть сориентиВнрована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообВнщество в качестве суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойное место в системе международных отношеВнний, основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовыВнгодном сотрудничестве.

Наряду с защитой своих сугубо национальных интересов, РосВнсия должна принимать активное участие в решении глобальных проВнблем современности.

Однако самыми важными условиями обретения достойного статуса в международных отношениях являются укрепление целоВнстности Российской Федерации, а также развитие собственного экоВнномического потенциала. Лишь при выполнении этих условий возВнможно решение труднейшей задачи тАФ превращения России из униВнженного и завистливого наблюдателя в самодостаточный и свободВнный субъект международных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С. В., Каламанов В. А., Черненко А. Г. Идеологические ориентиры России (Основы новой общерусской идеологии): в 2-х тт. Т. 1. тАФ М., 1998. тАФ С. 228тАФ315

2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостраВнтегические императивы. тАФ М., 1998.

3. Мурадян А. А. Самая благородная наука (Об основных понятиях международВнно-политической теории).тАФМ., 1990

4.   Цыганков П. А. Международные отношения. тАФ М., 1996.

Вместе с этим смотрят:

Межнациональные противоречия в России
Межрегиональные ассоциации как фактор региональной политики РФ
Механизм государственного управления
Михаил Бакунин