Механизм государственного управления

Содержание

Содержание        2

Введение        3

1. Понятие механизма (аппарата) государства        4

2. Органы государства и их классификация        9

2.1. Представительные органы государственной власти        9

2.2. Исполнительные органы государственной власти центральные органы исполнительной власти        13

2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти        16

3. Вооруженные силы в механизме государства        18

Заключение        21

Список используемой литературы        22

Введение

В содержание основ конституционного строя включена норма, устанаВнвливающая, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправВнления, политические партии и общественные организаВнции, что в своей совокупности составляет политическую систему.

Особое место в этой системе занимает государство. Государство тАУ это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает общеобязательные нормативно-правовые акты.

Почему именно государство является основной формой реализации суверенитета народа?

Во-первых, государство тАУ это единственная полновластная организация в масштабе страны.

Во-вторых, государство представляет весь многонациональный народ России, выражает его совокупную волю.

В-третьих, государство является собственником значительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью.

В-четвертых, государство является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношения с другими государствами.

Российской Федерации, как государству, присущи определенные признаки, свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической формации, формы устройства и правления, политического режима и других критериев.

1. Понятие механизма (аппарата) государства

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованВнного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государВнственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функВнционирование. Структурное и функциональное разнообразие государВнственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и сущеВнственные признаки, характерные для подавляющего большинства госуВндарств прошлого и современности.

Механизм государства тАФ это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государВнственное управление обществом и защита его основных интересов.

Наиболее общие характерные признаки государственного мехаВннизма (аппарата) выражаются в следующем:

Во-первых, механизм государства состоит из людей, специВнально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением заВнконов, их охраной от нарушений).

Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.

В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необВнходимых случаях и принудительным воздействием.

В-четвертых, механизм государства призван надежно гаранВнтировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается праВнвом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

На различных ступенях развития человеческого общества мехаВннизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географиВнческим положением и другими факторами.

Уже в древневосточных и античных европейских странах мехаВннизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учрежВндений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Так, основными органами государственной власти Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.

1. Сенат тАФ один из высших органов Римского государства, который играл первостепенную роль в решении важнейших вопросов общественной жизни. В области законодательной полномочия сената заключались в утверждении законов, пришлых собраниями центуриатов и трибунов. Сенат также мог издавать и общие постановления, каВнсающиеся благоустройства и общественной безопасности. В области финансовой сенат разрабатывал государственный бюджет и устанавлиВнвал налоги. Во внешнеполитической области он вел переговоры с друВнгими государствами или наблюдал за ведением таких переговоров, заВнключал мирные соглашения. Важными полномочиями обладал сенат в области военного строительства: он устанавливал количество призыВнваемых в армию, распределял армии и провинции между военачальниВнками, выделял средства на ведите войны, объявлял чрезвычайное поВнложите, был наделен и многими другими полномочиями.

2. Народные собрания (комиции) осуществляли высшие законодательные и важнейшие управленческие функции. В их компеВнтенцию входило принятие или отклонение проектов законов, избрание высших должностных лиц государства (магистратов), рассмотрение жалоб лиц, присужденных магистратом к тяжкому наказанию.

3. Магистраты выполняли управленческие функции, в том числе руководство армией. Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но фактически их должности замещались крупВнными землевладельцами. Магистрат избирался на один год, причем на конкретную должность (кроме диктатора) выбиралось несколько лиц, однако распоряжение отдавал каждый магистрат самостоятельно. За выполнение своих должностных обязанностей магистраты не получали никакого вознаграждения. Властные полномочия магистратов сводиВнлись к следующим функциям: верховному командованию войском и заключению перемирий; праву собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них; праву суда и наложения наказаний; праву издавать общие распоряжения тАФ эдикты; праву налагать штрафы за невыполнение распоряжений.

В зависимости от конкретных задач управления магистраты подВнразделялись на консулов, диктаторов, преторов, цензоров, квесторов и других.

Консулы являлись верховными магистратами. Именно они осуВнществляли командование войском, созывали сенат и народное собрание, ведали внутренним управлением. Диктатор тАФ это чрезвычайный маВнгистрат, который назначался в особых случаях одним из консулов по предложению сената сроком на шесть месяцев. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восстаВнний и в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах. Преторы вначале являлись заместителями консулов, а затем стали постоянно выполнять функции судебного надзора за разрешением имущественных дел. Цензоры как должностные лица составляли списки сенаторов и расВнпределяли граждан Римской республики по военным и территориальВнным единицам, производя одновременно оценку имущества граждан, а также осуществляли надзор над ВлнравамиВ». Квесторы обладали разноВнобразными полномочиями: одни из них ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали деньВнги. Кроме того, были магистраты, контролировавшие торговлю, чеканВнку монет, строительство и эксплуатацию дорог.

Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал значительные изменения в зависимости от основных этапов его развиВнтия: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной моВннархии. В период раннефеодальной монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появВнляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти.

По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специальВнные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, разВнведывательные и другие государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении стоящих перед государством задач большое значение имели церковные учреждения и религиозные организации.

В XVIIтАФХVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государственного аппарата. В США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года вверяется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Сената. Главой государства и правительства становится президент США. Высшей судебной инстанциВней провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции. Формируется государственный аппарат и в штатах: законодательное собрание, праВнвительство, местные органы, полиция и суд; создается свое уголовное, гражданское и процессуальное законодательство.

Во Франции появляются новые элементы государственного мехаВннизма: Национальный конвент. Директория, Консульство при НаполеВноне, Парижская коммуна и другие. В России формируется ГосударственВнный совет как высший законосовещательный орган, состоящий из нескольких департаментов: департамента законов, департамента гражВнданских и духовных дел, департамента промышленности, науки и торВнговли, военного департамента и других. Позже появляется кабинет миВннистров, создается Государственная дума, обладающая правом законоВндательной инициативы. На местах в период царствования Александра II образуются губернская земская управа, уездные и губернские земские собрания, преобразовавшиеся впоследствии в более совершенные оргаВнны местной государственной власти. После Октябрьской революции в России старые государственные органы были упразднены.

Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возВнникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного апВнпарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.

Построение и деятельность механизма государства осуществляетВнся на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максиВнмальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука счиВнтала принцип широкого участия масс в управлении государством; демоВнкратический централизм; пролетарский интернационализм; социалиВнстическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, полиВнтической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельВнности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избиВнрательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деяВнтельностью всех государственных органов, направленной на удовлетвоВнрение интересов личности;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительВнной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государВнственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. ПрофесВнсиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. ПривлечеВнние же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственВнного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельВнскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обяВнзанности достаточно квалифицированно;

5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех соВнставных частей механизма государства в их взаимоотношениях с насеВнлением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6) принцип демократизма в формировании и деятельности госуВндарственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интереВнсы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является суборВндинация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальВнных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенций между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничеВнние обеспечивает суверенность членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.

Механизм государства выступает основным субъектом осущестВнвления государственной власти. Через государственный аппарат, его

органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказыВнвает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизВнни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударВнственные организации, если они на то уполномочены государством.

2. Органы государства и их классификация

Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

0рган государстватАФ это составная часть механизма государства,  имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующая единое целое.

Как видно из определения, государственный орган имеет опредеВнленные признаки:

1. Все органы государства образуются в законодательном порядке. который определяет их компетенцию, другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе.

2. Орган государства является самостоятельным элементом госуВндарственного аппарата, действует специализированно в системе других органов.

3. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защиВнта законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным признакам государВнственные органы можно подразделить на три основные группы: предВнставительные   органы;   исполнительные   органы;   судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора.

2.1. Представительные органы государственной власти

К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Функции законодательной власти осуществляют высшие предстаВнвительные органы государства. Законодательный орган занимает глаВнвенствующее положение в механизме государства, поскольку в соотВнветствии с принципом разделения властей законодательная власть явВнляется наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требоВнвания, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной  власти.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать : волю народа в форме закона. ВлПарламентВ» тАФ это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например, Сейм тАФ в Польше, Фолькетинг тАФ в Дании, Альтинг тАФ в Исландии, Конгресс тАФ в Соединенных Штатах Америки).

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуВнру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат тАФ нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законоВндательными полномочиями (в США тАФ это Палата представителей и Сенат, в Австрии  тАФ  Союзный совет и Национальный совет, в Индии тАФ Народная палата и Совет штатов). В Федеративной РеспуВнблике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата тАФ Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стремВнлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).

Однопалатные парламенты существуют главным образом в страВннах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, ПольВнша, Финляндия).

При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохраВннение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступВнностью, обороны страны и другими.

Наряду с непосредственным законотворчеством парламент облаВндает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Финансовые полномочия парламента. Решение финансовых вопроВнсов, прежде всего рассмотрение проекта государственного бюджета, составляет особую парламентскую прерогативу. Утверждая государВнственный бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с обВнщей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.

Контроль парламента над исполнительной властью. Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами. Первый из них заключается в том, что парламент участвует в назначении различных должностных лиц и органов. оставляющих исполнительную власть. Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в парламентарных республиках. При президентском правлении, где выбоВнры главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в форВнмировании главы высшей исполнительной власти номинально. К приВнмеру, Конгресс США занимается лишь подсчетом голосов избирателей при выборах президента, и только в том случае, если ни один из кандиВндатов не соберет абсолютного большинства голосов, Палата представиВнтелей избирает президента, а Сенат тАФ вице-президента. Во Франции в выборах кандидата на пост главы государства участвуют члены парлаВнмента, более того, каждый депутат должен заручиться поддержкой не менее 100 лиц, в числе которых должны быть члены парламента, члены Экономического и социального совета, генеральные советники или выВнборные мэры.

В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы правительВнства и кабинета и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. В ряде стран главы правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов государственной власти. При такой избирательной системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу правительВнства, который затем представляет для утверждения в парламент кандиВндатов в члены правительства.

В некоторых странах, согласно конституции, парламент выражаВнет свою точку зрения на кандидатуру главы правительства до формальВнного акта его назначения. Так, в Японии парламент назначает премьер-министра из числа своих членов, после чего император должен утверВндить его назначение. Премьер-министр выдвигается резолюцией каждой из палат парламента. Однако если Палата представителей и Палата советников не могут достичь соглашения в отношении кандидата, то по истечении 10 дней решение Палаты представителей становится решениВнем всего парламента. Премьер-министр назначает государственных миВннистров, которые образуют Кабинет. В соответствии с Конституцией Японии большинство членов Кабинета должны быть избраны из членов

парламента.

В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмеВнщаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косВнвенное участие. Однако даже в США члены президентского Кабинета назначаются не по прямому усмотрению президента, а Влпо совету и с согласияВ» Сената. По такому же принципу осуществляется назначение послов, консулов, судей Верховного суда.

Ответственность исполнительной власти перед парламентом. В циВнвилизованных странах высшие органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это выраВнжается в следующем:

тАФ во-первых, глава государства по решению высших предВнставительных органов государственной власти лишается своих полноВнмочий;

тАФ во-вторых, правительство одновременно с главой госуВндарства уходит в отставку;

тАФ в-третьих, парламент может лишить мандата отдельных членов правительства и на их место назначить новых;

тАФ в-четвертых, в соответствии с принципами, лежащими в основе парламентарной системы, роспуск парламента по требованию главы государства или правительства сопровождается их ответственВнностью перед парламентом.

Парламентский контроль предназначь для того, чтобы законоВндательная власть была в курсе проводимой правительственной политиВнки, конституционными методами способствовала ее общественной поВнлезности и реально гарантировала свободное развитие личности.

Несовместимость должностей. Под несовместимостью должностей понимается правило, запрещающее члену парламента в течение срока его полномочий занимать другие государственные или общественные должности. Цель этого правила тАФ не допустить, чтобы парламентарии могли попасть в зависимость от каких-либо государственных органов власти или интересов частных лиц.

Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция, включающая депутатов парламентского меньшинства, котоВнрые расходятся по определенным вопросам с политикой парламентского большинства и правительства.

Местные органы государственной власти и местного самоуправлеВнния. Эти государственные органы, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих администраВнтивно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, Советов народных депутатов, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных едиВнниц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного обраВнзования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие.

Исторически сложились две основные формы организации госуВндарственной власти на местах. Наиболее демократичной является такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (местного самоуправления) различных уровней. В Японии, например, все основные вопросы внутренней жизни в преВнфектурах, городах, поселках и деревнях решают выборные собрания. В нашей стране местные органы государственной власти также имеют широкие полномочия в самостоятельном решении разнообразных воВнпросов жизни той или иной административно-территориальной единиВнцы (поселка, села, города, района, области).

В ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, доВнрожным строительством и другими важными вопросами, тем не менее поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром. Характерным примером этого является организация местной власти во Франции, где в департаментах центральная власть представлена преВнфектом, который назначается президентом. Префекту подчинены все ведомственные службы, он осуществляет контроль над муниципальными службами, руководит полицией. Генеральный совет, как орган самоВнуправления, решает все остальные вопросы местного значения. МуниВнципальные советы, действующие в коммунах, в свою очередь избирают мэра, который также является представителем центра и главой местной полиции.

2.2. Исполнительные органы государственной власти центральные органы исполнительной власти

Глава государства. В подавляющем большинстве стран глава гоВнсударства выступает носителем высшей исполнительной власти. В конВнституционных монархиях главой государства формально считается моВннарх. На основе конституционных норм или в силу сложившихся традиВнций монарх обладает рядом прав в отношении парламента: правом соВнзыва сессий, роспуска нижней палаты, назначения членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов, а в некоторых случаях и! правом ВлветоВ». В Японии, в соответствии с действующей Конституцией, император по представлению парламента утверждает премьер-министра, по представлению правительства тАФ председателя и членов Верховного суда, подтверждает назначение и отставку членов правиВнтельства, созывает парламент, даст согласие на акты амнистии и помиВнлования. Обычно монарх считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Фактически же все эти полномочия от его имени осуществляются правительством и его органами. Согласно той же Конституции Японии все действия импераВнтора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства, и правительство несет за них ответственность.

В странах с республиканским правлением главой государства обычВнно является президент. В цепом полномочия президента сводятся к следующему:

тАФ президент принимает иностранных дипломатических предстаВнвителей, назначает послов;

тАФ ратифицирует международные договоры и соглашения; тАФ является главнокомандующим вооруженными силами страны. В ряде стран в соответствии с конституционным законодательВнством президент имеет право:

тАФ распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв; тАФ отказать в одобрении законопроекта и передать его на втоВнричное рассмотрение парламента.

Наиболее широкими властными полномочиями обладает глава государства в президентских республиках. Как уже отмечалось, это хаВнрактерно для США, где президент, кроме вышеперечисленных полномоВнчий, имеет право назначать и смещать министров (секретарей), а также всех высших гражданских и военных чиновников. Он издает указы, коВнторые регулируют разнообразные стороны государственной жизни и являются актами высшей исполнительной власти.

В парламентарных республиках роль президента значительно скромнее. Являясь главой государства, он лишь формально представляВнет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет

глава правительства. В таких государствах роспуск парламента хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по решению правиВнтельства; акты президента не имеют юридической силы без подписи главы правительства.

Правительство тАФ это высший исполнительный и распорядительВнный орган государственной власти, который непосредственно осуществляВнет управление страной. В различных странах правительства имеют разВнные названия: например, кабинет министров, совет министров.

Правительство возглавляется главой правительства, который именуется премьер-министром, председателем совета или кабиВннета министров, первым министром, канцлером. В состав правительства входят члены правительства, возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты), которые называются министрами, секреВнтарями, статс-секретарями. В правительство входят также заместители главы правительства и помощники министров.

По всем вопросам своей компетенции правительство принимает ранения и издает правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы правительства. В унитарных государствах образуется только одно правительство, в федеративных государствах тАФ общефеВндеральное правительство и правительства членов федерации.

Правительства бывают коалиционными и однопартийными. В перВнвом случае в их состав входят представители двух и более партий, во втором тАФ только одной партии. Коалиционные правительства формиВнруются, как правило, в государствах с парламентарной формой правлеВнния.

Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. ПереВнчень министерств и других центральных государственных учреждений в различных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядВнка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важВнными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительВнством.

Министерства и ведомства формируются исходя из тех конкретВнных задач, которые они должны решать. Так, для обеспечения нормальВнного государственного управления американским обществом в КабинеВнте министров США действует четырнадцать министерств: госдепартаВнмент (министерство иностранных дел), министерства финансов, обороВнны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социальных служб, жилищного и городского строиВнтельства, транспорта и прочие.

При правительстве могут быть образованы и другие центральВнные ведомства (например, комитет по внешнеэкономическим связям, по делам религий). К числу специфических органов и учреждений исполниВнтельной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, полиВнция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержаниВнем и методами своей деятельности. При решении задач по охране законВнного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.

Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно темя и тугими органами при строгом разграничении их компетенций. Если в Японии исполнительная власть на местах в полном объеме осуществляется органами самоуправВнления, то в Италии она ограничена так называемыми комиссионерами, которые назначаются центральным правительством и координируют деятельность областных правительств (джунт); в провинциях же и комВнмунах наряду с собственными советами управленческие функции осуВнществляют префект и совет префектуры, которые назначаются презиВндентом. Значительной самостоятельностью обладают органы местного управления в Австрии. Все основные вопросы организации местной жизни решают земельные правительства, правление местных и областВнных общин совместно с представительными органами земель и их административно-территориальных единиц.

2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.

В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в праВнвовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транВнспортные и иные суды.

Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обВнвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.

Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции констиВнтуционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо презиВндентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

Так, судебная система США включает федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы назначаются персонально президентом с согласия и одобВнрения Сената. Верховный суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятельВнностью нижестоящих судов. Верховный суд США одновременно исполВнняет функции конституционного суда.

В Италии судебная система включает Высший Кассационный суд, суды по гражданским делам, суды по уголовным делам, а также апелляВнционные суды. Обособленное место в механизме государства занимает Конституционный суд в составе 15-ти судей, назначаемых (по третям) президентом, совместным заседанием палат парламента и Высшими общей и административной магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства. В Англии все судьи назначаются монархом. В Российской Федерации члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. В других странах существуВнют иные правила формирования судебных органов. Однако среди них преобладает правило, согласно которому судьи не избираются, а назнаВнчаются пожизненно, что повышает стабильность правосудия и гарантиВнрует независимость судебных органов от других органов государственВнной власти.

Прокуратура. В одних странах она является составной часВнтью суда, а в других организационно отделена от него. Функции прокуВнратуры заключаются обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка, санкционировании арестов. ПрокуВнратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом госуВндарстве.

Нотариат. Это система государственных органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление наВнследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности. Существуют различные формы организации нотариата. В ряде стран (например, в Италии, Франции, ФРГ) ноВнтариальные действия осуществляются только государственными нотаВнриусами, в других тАФ государственными и церковными нотариусами (например, в Англии). В США нотариальные функции возложены на государственных нотариусов, назначаемых законодательным органом штата, а также на комиссаров по вопросам установления фактов, назВнначаемых муниципальными советами. Нотариальная деятельность приВндает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

3. Вооруженные силы в механизме государства

Существование государства неразрывно связано с вооруженными силами (войском, армией). Они всегда играли заметную роль в решении внутренних и внешних задач государства и сейчас являются важным элементом его механизма. На ранних и более поздних этапах развития человеческого общества армия использовалась государством для завоеВнвания новых территорий и подавления выступлений собственного нароВнда, протестующего против проводимой государством политики. ВспомВнним военные походы Александра Македонского, завоевания ЧингисхаВнна, подавление восстания Спартака, крестьянских выступлений в ЕвроВнпе, войну Белой и Алой Розы, Крымские войны, Отечественную войну 1812 года, опустошительные первую и вторую мировые войны и многие другие конфликты, где вооруженные силы играли первостепенную роль в решении экономических, политических и других задач государства.

С формированием правовых начал в государственной жизни миВнрового сообщества деятельность вооруженных сил цивилизованных стран стала постепенно переводиться в русло чисто оборонительных задач. Отмирают внутренние функции вооруженных сил, их основной задачей становится оборона страны от возможной внешней агрессии. В настоящее время структура и функции вооруженных сил большинства стран мира определяются конституцией государства и специальными законодательными актами (Законом об обороне, Законом о вооруВнженных силах, Законом о военной службе и др.).

Верховное руководство вооруженными силами осуществляют высВншие представительные органы государственной власти, глава государства или глава правительства.

В конституционных монархиях номинально эти полномочия возВнлагаются на монарха тАФ короля, королеву, императора. Верховным главнокомандующим вооруженными силами, как правило, является

глава государства, при котором функционируют специальные органы: комитет обороны, совет национальной безопасности и другие.

Непосредственное руководство вооруженными силами осуВнществляет министерство обороны, состоящее из различных органов воВненного управления, возглавляемых министром обороны. В состав миниВнстерства обороны ряда стран входят генеральный штаб, управления главнокомандующих видами вооруженных сил, управление тыла, главВнные и центральные управления. Министру обороны, генеральному штаВнбу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаютВнся повседневным управлением воинскими соединениями и частями.

В некоторых странах министерство обороны имеет несколько иную структуру. В Англии, например, основными органами миниВнстерства обороны являются Совет обороны, Комитет начальников штаВнбов, Штаб обороны и департаменты видов вооруженных сил. Министр обороны тАФ гражданское лицо, являющееся представителем правящей партии. Министерство обороны США осуществляет оперативное рукоВнводство вооруженными силами через Комитет начальников штабов и главнокомандующих объединенными и специальными командованиями. При министре обороны имеется консультативный орган тАФ Совет по вопросам строительства вооруженных сил, в состав которого входят председатель Комитета начальников штабов, заместитель министра обороны, министры и начальники штабов видов вооруженных сил.

В структурном отношении вооруженные силы состоят из армии не о б н но- морского флот а. В свою очередь, армия делится на сухопутные войска, ракетные войска стратегического назначения, войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В США, Англии, ФРГ, Франции, Японии и в некоторых других странах вооруженные силы включают три вида: армию (сухопутные войска), военно-воздушные и военно-морские силы. В составе вооруженных сил США имеется также корпус морской пехоты, а ракетные войска стратегического назначения и войска ПВО страны входят в состав военно-воздушных сил.

Виды вооруженных сил состоят из родов войск (сил), которые в организационном отношении объединяются в подразделения, части, соединения и объединения. Наиболее распространенными родами войск в сухопутных войсках являются мотострелковые, танковые, артиллерия и другие. В военно-воздушных силах обычно различают рода авиации: истребительную,   бомбардировочную,   разведывательную,   военВнно-транспортную. Военно-морской флот состоит из надводных коВнраблей, подводных лодок, морской авиации, морской пехоты. Кроме родов войск в вооруженные силы входят специальные войска: инженерВнные, связи, автомобильные и прочие.

Комплектование вооруженных сил осуществляется на началах добровольности, на основе всеобщей воинской обязанности или по смеВншанному принципу, когда используются элементы добровольности и обязательности военной службы. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба, которая позволяет дифференциВнровать граждан, призываемых на военную службу, в зависимости от состояния их здоровья, религиозных, национальных и других убеждеВнний. Вооруженные сипы совращенных государств характеризуются выВнсоким профессионализмом, оснащенностью высокоэффективными средствами вооруженной борьбы, в том числе ядерным оружием, высоВнкой боевой готовностью и высокими боевыми возможностями. ВооруВнженные силы ряда государств в мирное время содержатся в сокращенВнном составе, развертываясь с началом войны путем мобилизации гражВндан призывного возраста. Применение национальных и вооруженных сил ООН для разрешения межгосударственных конфликтов осуВнществляется на основе международных договоров, решений ООН и ее специализированных органов. Другими словами, международный асВнпект вооруженной борьбы всегда должен решаться мировым сообВнществом на правовых началах, с учетом коренных интересов противоборВнствующих стран и их народов.

Вооруженные силы большинства стран мира деполитизированы и департизированы. Их главная задача тАФ защищать суверенитет и терВнриториальную целостность государства независимо от интересов разВнличных партий и политических течений.

В современном мире четко проявляется тенденция разблокироваВнния ранее противостоящих военных союзов. Распад Организации ВарВншавского Договора, последующая реформация НАТО, взаимные конВнтакты и договоренности по военным вопросам различных государств свидетельствуют о возможности исключения мировых военных конВнфликтов из жизни человечества. В этой связи становятся более интенВнсивными внутренние и внешние мирные функции государств. Их деяВнтельность концентрируется на решении экономических, социальных и правоохранительных задач своих стран, развитии духовности, обеспеВнчении экологической безопасности человека.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интереВнсы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.

Заключение

Суверенитет народа относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII-XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета, разработанное еще в XVI веке Ж. Боденом (Франция), для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять. Суверенитет народа тАУ это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличить реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опытных демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени. Отсюда исключительна важность правовой детализации принципа суверенитета народа, создание надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав и свобод человека и гражданина тАУ самое важная их этих гарантий.

Список используемой литературы
  1. Конституция Российской Федерации. тАУ М.: Издательская группа НОРМА тАУ ИНФРА-М, 1999.
  1. Исполнительная власть в Российской Федерации (научно-практическое пособие) / Под ред. А. Ф. Ноздрачева, Ю. А. Тихомирова. тАУ М.: Изд-во БЕК, 1996.
  1. Крылов Б. С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал Российского права. - 1998. - № 6.
  1. Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеральных отВнношений // Государство и право. 1998.- №12.
  1. Исаев И.А. История государства и права России: полный курс лекций. тАУ М.: Юристъ, 2000
  1. Атанян С.В.,Визнер Д. В., Основы государства и права, Ростов-на-Дону, 2001.
  1. ВлТеория государства и праваВ» О.Скакун, М.Подберезский Харьков 1999
  1. ВлОсновы государства и праваВ» под ред. А.Васильева Одесса 2000

Вместе с этим смотрят:

Михаил Бакунин
Модели развития демократии в России
Монтескье Ш. Л
Монтескье Ш. Л. о разделении властей