Патриархально-патерналистская концепция государства Конфуция

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Р Е Ф Е Р А Т

по курсу тАЬПолитологиятАЭ

на тему:

тАЬПатриархально-патерналистская концепция государства КонфуциятАЭ

Выполнил:    

Студент 3-го курса, группы МВД-97-1 Федоренко Р.Л.

Руководитель:

доц. Колганов В.А.

Донецк

1999

В 3 - 2-м тыс. до н. э. в дельтах великих рек (Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ) возникают мощные государственные образования тАУ Египет, Шумер и  Аккад, Вавилон и Ассирия, древнеиндийские и древнекитайские государства. Необходимость постоянной организации сложного ирригационного хозяйства обусловила развитие этих обществ по пути жесткой государственной централизации, что привело к созданию политических структур деспотического типа. Деспотизм (от греч. деспот тАУ господин, владыка) тАУ абсолютная и беззаконная власть, произвол, самоуправство, самодурство. Основными их особенностями являются: административно-командное управление обществом посредством мощного бюрократического аппарата; поглощение государством собственности и хозяйственных функций низовых единиц; централизованная редистрибуция (перераспределение) аккумулируемых государством ресурсов.

       Социально-политические представления древневосточных обществ носят преимущественно религиозно-мифологический характер, подчеркивающий божественное (небесное и надчеловеческое) происхождение существующих отношений власти и порядка. Мифологическая традиция санкционирует соответствующий наличный порядок, она является как бы идеологической основой его существования, тАЬтеоретическимтАЭ оправданием вечной необходимости его неизменного сохранения.   

       Собственно политические теории (и политические интерпретации) феномена централизованного агродеспотического государства, носящие принципиально новый (рационалистический и демифологический) вид, были созданы, пожалуй, в рамках только китайской общественной мысли. Древнекитайские философы сразу нащупали основной нервный узел существования азиатского деспотизма тАУ деление общества на тех, кто работает, и тех, кто управляет, -  и выносят эту проблему в центр своих размышлений. Вопросом вопросов для китайских мыслителей становится проблема эффективного управления и оптимального администрирования, стабилизирующего имманентно конфликтную конфигурацию социальной структуры агродеспотического общества. Ими же было предложено несколько вариантов решения этой проблемы, среди которых можно выделить два базовых (заложивших фундамент политической культуры китайской цивилизации) и два побочных варианта, оказавших дополнительное, но не основное влияние на китайскую политическую теорию и практику. К первым двум следует отнести политические концепции конфуцианства и легизма, а к двум другим тАУ доктрины моизма и даосизма.

       Конфуцианское решение проблемы состоит в разработке патриархально-патерналистской версии деспотического государства. Основатель самого влиятельного направления китайской мысли Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Конфуций родился на склоне грязевой горы на востоке Китая в княжестве Лу. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, к тому времени почти разорившемуся. Отец Конфуция Шулян Хэ правил в Лу уездом Цзоу, ко времени рождения мудреца ему было 70 лет. В три года Конфуций остался без отца, в 17 лет остался без матери. В семье к тому времени было девять дочерей и мальчик-калека. Конфуций имел высокий рост (191 см) и грузное телосложение, голова была тАЬбугромтАЭ. В 19 лет женился. Имя, данное при рождении, у него было Кун Цю. Стараниями его поклонников имя Кун Цю мало-помалу сменилось почетным прозвищем Кун Фу-цзы, что означает Почетный Учитель Кун. А много веков спустя в 18-м веке миссионеры-иезуиты, приехавшие в Китай и там ознакомившиеся с его учением, сделали китайского мудреца достоянием и европейской культуры, латинизировав его имя тАУ Конфуций.

Конфуций не выступал со своими собственными учениями. Конфуций сам о себе говорил: тАЬИзлагаю старое и не создаю новоготАЭ. Но собрал, прокомментировал и пересказал 5 классических произведений Древнего Китая. Их основное содержание составляет 5 простых и великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющиеся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей:

  • Мудрость;
  • Гуманность;
  • Верность;
  • Почитание старших;
  • Мужество.

Эти добродетели в определенной мере и определенных границах должны быть признаны. Практически это означает добросовестность и глубокое уважение к себе и к другим, на что действительно способны лишь избранные и полноценные люди. В то же время простое нагромождение законов не может быть признано. Исправление иментАЭ должно теоретически помогать практическому самосознанию, для того, чтобы могло возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и дающее индивиду возможность не только заниматься самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение в действиях для всех. 

Самая краткая формулировка учения Конфуция содержится в его ответе Цзин-чуну (царю государства Ци) на его вопрос, как управлять государством. Конфуций сказал: тАЬГосударь должен быть государем, сановник тАУ сановником, отец тАУ отцом, сын тАУ сыномтАЭ.

Конфуций  считал, что стабильности и эффективности бюрократического направления можно достичь лишь в том случае, если построить его на принципах патриархально-клановой формы подчинения тАУ по старшинству в семье. Государство у Конфуция выступает как одна большая семья, где власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных тАУ семейным отношениям: народ (тАЬпростые людитАЭ), как и младшие в семье, должны подчиняться старшим, а последние в свою очередь, обязаны заботиться и опекать младших членов государственной тАЬбольшой семьитАЭ. Соотношение между правителем и народом по Конфуцию таково: император тАУ всадник, чиновники и законы тАУ тАЬуздатАЭ и тАЬвожжитАЭ, народ тАУ лошадь. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздать, нужно правильно держать вожжи и стимул, следует соразмерить силы лошадей и наблюдать за согласованным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом тАУ лошади сами собой побегут.

Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Записи изречений Конфуция  и его учеников в книге тАЬБеседы и суждениятАЭ (Лунь юй) являются наиболее надежным источником для исследования его воззрений. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредотачивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу.  В его социальной этике личность является личностью не тАЬдля себятАЭ, но для общества. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание тАУ это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции. Такой подход имел большое значение для политического и социально-экономического упорядочения жизни в аграрном Китае, однако он вел к редукции индивидуальной жизни, к определенному социальному положению и деятельности. Индивид был функцией в социальном организме общества.

Изначальное значение понятия порядок (ли) как нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии Западных Чжоу Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношения между людьми. Порядок выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения тАУ этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. тАЬЕсли благородный муж (цзюнь цзы) точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядок, то люди между четырьмя морями являются его братьямитАЭ. Порядок наполняется добродетелью (дэ): тАЬО Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частности поведения он вежлив, на службе тАУ точен, человечен и справедлив к людямтАЭ.

Такое исполнение функций на основе порядка с необходимостью приводит к появлению человечности (жэнь). Человечность тАУ основное из требований, предъявляемых к человеку. Человеческое существование является настолько социальным, что оно не может обойтись без следующих регуляторов:

  • помогай  другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;
  • чего не желаешь себе, того не делай другим.

Люди различаются в зависимости от семейного, а затем социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводит принцип сыновей и братской добродетели (сяо ти). Социальные отношения являются параллелью отношений семейных.

Квинтэссенция политической философии Конфуция заключена в тезисе тАЬруководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведениятАЭ. тАЬХорошеетАЭ политическое администрирование должно строиться, по Конфуцию, на этических нормативах внутрикланового патернализма. Принципиальная однотипность строения клановых структур и структур тАЬвосточноготАЭ государства дает возможность эффективного, результативного внедрения в ткань последнего апробированных и отшлифованных в течение веков принципов тАЬсемейноготАЭ управления. Конфуций предлагает строить отношения внутри государства на основе ненасильственных принципов добродетели (среди которых ключевое место занимает человеколюбие); эти приемы формализуются им через систему тАЬправил поведениятАЭ тАУ норм и ритуалов ли.  Глубинный смысл правил ли заключается прежде всего во всеобъемлющей  функции социального контроля и повседневного строгого регулирования поведения. Только механизм власти, действующий на основе правил ли, обеспечивает стабильность социальной структуры общества и успешное управление им.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности. Справедливость и исправность не связаны с онтологическим пониманием истины, чем Конфуций специально не занимался. Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение тАУ это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо тАЬблагородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгоднотАЭ. Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

       Политическую тАЬсверхзадачутАЭ конфуцианства тАУ постоянное воспроизведение механического подчинения народа и иерархической централизации тАУ четко определил другой великий конфуцианец Мэн-цзы (372-279 гг. до н.э.). тАЬОдни напрягают свой ум, другие напрягают мускулы. Те, кто напрягает свой ум, управляют людьми. А те, кто напрягает свои мускулы, управляемы другими людьми. Управляемые содержат тех, кто ими управляет. А те, кто управляет людьми, содержатся теми, кем они управляют. Таков всеобщий закон в ПоднебеснойтАЭ (Мэн-цзы. Глава 3. Часть 1). Народ тАУ это дети, которые нуждаются  в опеке старших, в неустанной заботе со стороны тех, кто призван ими управлять, думать и заботиться о них; благо народа тАУ высшая цель деятельности политической администрации.

       В концепции Мэн-цзы последовательно проводится выдвинутый Конфуцием принцип сыновей и братской добродетели (сяо ти). К иерархии пяти связей в этом принципе Мэн-цзы относит также правителя, который должен быть знающим, мудрым и обладать моральной силой (дэ). Для его власти характерен принцип человечности (жэнь чжэн). Если же правитель игнорирует этот принцип, а личную власть, исходящей от знания, заменяет тиранией (ба), народ имеет право его свергнуть. Эта политическая программа тесно связана также с принадлежностью человека к миру, обращенному к небу (тянь).  Небо Мэн-цзы понимает как идеальную силу, наделяющую человека существованием и социальной функцией (значит, и властью). Человек существует благодаря небу, и поэтому является его частью, так же как и природа. Различие между тянь, которое сообщает человеку природу его существования, и человеком может быть преодолено культивирование, совершенствованием этой природы до чистой формы.

       Политическая философия конфуцианства тАУ умеренно-консервативная тАЬмягкаятАЭ версия тАЬопекающеготАЭ деспотизма. По своей сути она направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества с помощью гипертрофированной роли традиционных правил поведения, установлений церемониала ли в качестве важнейшей и самой эффективной дисциплинирующей и стабилизирующей основы общества.

       

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. История философии в кратком в кратком изложении / пер. с чешского И.И. Богута. тАУ М.: Мысль, 1994. тАУ 590 с.
  2. Основы политологии: Курс Лекций: Учебное пособие для вузов / Н. Сазонов, Б. Решетняк, А. Авксентьев и др.; Под ред. Н. Сазонова. тАУ Харьков: Основа, 1993. тАУ 464 с.
  3. ПОЛИТОЛОГИЯ: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянова. тАУ М.: Издательство Московского коммерческого университета. 1993. тАУ 431 с.
  4. Таранов П.С. Антология мудрости6 120 философов: в 2-х т. тАУ Симферополь: Таврия, 1996. тАУ 624 с. тАУ Т.1.

Вместе с этим смотрят:

Перестройка, случайность или закономерность
Персоналии по политологии
Пласт
Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера и современный политический процесс