Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера и современный политический процесс
Заглавие для реферата по политологии
"Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера
и современный политический процесс"
Всё!
Проблема взаимоотношений политических лидеров,бюрократии,
народных масс представляет не только теоретический, но и прак-
тический интерес, особенно в условиях кризисов или ломки поли-
тических институтов и большей индивидуализации политики. Эти
проблемы приобретают особую актуальность в настоящее время для
нашей политической системы, так как стоит задача ее радикаль-
ной, перестройки с целью создания правового государства. Реше-
ние этой задачи, в частности, требует серьезного осмысления
достижений мировой социально-философской и политологической
мысли по данным вопросам. Этим обусловлен интерес к веберовской
теории, которая находится и сейчас в центре внимания политоло-
гической мысли,так как с ее помощью вскрываются некоторые сущ-
ностные связи между основными действующими субъектами полити-
ческого процесса.
Интерес западных политологов к работам Вебера обусловлен
рядом обстоятельств. За последние три десятилетия западные
страны вступили в полосу глубокой экономической трансформации.
Сложившиеся к началу 60-х годов основные концепции в политичес-
кой теории, объясняющие как принципы организации, так и порядок
функционирования западных обществ, оказались непригодными для
понимания сложившихся новых реальностей. Наиболее известные на
Западе теории демократии-плюралистическая, элитарная и партиси-
параторная-оказались не в состоянии объяснить взаимосвязь ряда
явлений в жизни западных обществ.
Во-первых, в ХХ веке усиливается бюрократизация всех сто-
рон общественной жизни. Вебер одним из первых обратил внимание
на возможность конфликта между бюрократией и демократией. Он
отметил парадокс демократизации: вовлечение масс в социаль-
но-политическую жизнь создает большие организации,институциона-
лизирует их, а затем эти организации становятся деструктивными
для демократического политического функционирования. Большие
бюрократизированные институты вступают в обществе в конкурент-
ные отношения, итогом которых оказываются компромисс и монопо-
лия на принятие всех важнейших решений. Как отмечают теоретики
современного корпоратизма на Западе, бюрократическая централи-
зация бизнеса, государства и профсоюзов создала современное
корпоративное государство, причем элиты этих трех корпораций
самостоятельно принимают решения, имеющие жизненно важное зна-
чение для миллионов людей. Таким образом, эта тенденция в раз-
витии политической системы западных стран приходит в явное про-
тиворечие с принципом демократии. Следует заметить, что бюрок-
ратизация и корпоратизм, вынесение процесса принятия важнейших
решений из-под контроля общественной политики в какой-то степе-
ни соответствуют теориям демократического элитизма. Однако как
теория демократического элитизма, так и плюралистические теории
могут объяснить функционирование политической системы лишь при
стабильном состоянии экономической и социальной жизни, когда
элиты принимают решения, массы не вмешиваются в политический
процесс или пассивно поддерживают соответствующие элиты. Неиз-
бежен кризис этих теорий в условиях, когда общество вступает в
полосу длительного кризисного развития, когда бюрократический
способ принятия решений оказывается невозможным и начинаются
массовые движения протеста против существующей системы.
Активное вовлечение массовых движений протеста в полити-
ческую жизнь,выдвижение харизматических лидеров на авансцену
политической жизни на Западе, усиление авторитарных тенденций,
даже угроза появления фашизма, о чем пишут некоторые левые по-
литологи, делают необходимым поиск теоретических концепций,
объясняющих взаимоотношения между политическими лидерами и мас-
сами, массами и политическими институтами.
В концепции М.Вебера демократия выступает как способ и
средство, а не цель в себе. Это способ избрания лидеров, это
средство как для придания их правлению законности, так и для
привлечения значительной массы населения к политическим делам
нации. Тем не менее демократия, по мнению М.Вебера, не является
подходящим средством для решения обычных политических вопросов,
в подобных случаях необходимы скорее компромиссы через перего-
воры, чем голосование. Поэтому он считал утопичными теории "на-
родного суверенитета", такие понятия, как "воля народа", "муд-
рость народа"и т.д., цель которых-исключить господство одного
человека над другим. По мнению Вебера, этого нельзя достичь в
современных условиях, поскольку прямая демократия и правитель-
ство непрофессиональных политиков принципиально невозможны вне
пределов мелких государств-городов, ограниченных своими разме-
рами и населением. Согласно Веберу, любая рационализация или же
формализация взаимоотношений между людьми в современных больших
обществах и государствах неизбежно ведет к авторитаризму. Не
случайно поэтому именно анализ английской парламентской демок-
ратии, которая подавляющим большинством исследователей рассмат-
ривалась как модель наиболее успешной демократии, дал повод Ве-
беру усомниться в демократическом характере функционирования
этого института власти.
Выводы Вебера основаны на проведенном им анализе принципов
организации и деятельности бюрократий и "железного закона оли-
гархии", действующего в рамках любой организации.
В противовес англосаксонской политической традиции Вебер
предлагает теорию плебисцитарной демократии, с помощью которой,
по его мнению, можно было бы избежать тирании бюрократов. В
рамках этой теории народу и отдельным индивидам отводится роль
пассивного участника политического процесса. Единственная форма
политического участия для масс-это участие в выборах и реализа-
ция права на голосование.
Главной фигурой в веберовской теории выступает харизмати-
ческий лидер, избранный прямым голосованием народом, перед ко-
торым он несет ответственность. Подобный лидер стоит над бюрок-
ратической администрацией, избираемой, в свою очередь, формаль-
но легальным образом. Степень легитимности харизматического ли-
дера определяется масштабами его успехов.Так как, по Веберу,
роль масс в политическом процессе ограничивается лишь участием
в избрании харизматического лидера, им, по существу, отказыва-
ется в праве осуществлять контроль над бюрократией снизу. Эти
функции граждане делегируют харизматическому лидеру, который
осуществляет контроль за деятельностью бюрократии сверху; одна
из главных его задач-борьба с бюрократией, необходимая для пре-
одоления олигархического принципа правления.
Разрабатывая "идеальный тип" бюрократии, Вебер предпола-
гал, что бюрократия выступит в роли беспристрастного техничес-
кого исполнителя в расчлененном на составные элементы процессе
управления. Он считал, что идеальный руководитель управляет
своим аппаратом в духе формалистической безличности, без гнева
и пристрастия. По мнению Вебера, "идеальный тип" бюрократии по
своей эффективности выглядит в сравнении с другими формами ор-
ганизации управления так же, как машина в сравнении с немехани-
ческими видами производства.
Однако анализ функционирования бюрократии привел Вебера к
выводу о том, что система правил и инструкций и иерархическая
структура в организации бюрократии таят в себе очень опасные
семена ее перерождения. Они могут стать тормозом эффективного
функционирования любой бюрократической организации. Приученные
к определенному способу приложения своих знаний, к известной
рутине и шаблону, бюрократы оказываются беспомощными, когда
сталкиваются с реальными проблемами социальной жизни, не подда-
ющимися решению на основе предписанных заранее известных правил
и стандартов.
Стремясь решить задачу предохранения общественных институ-
тов от бюрократического окостенения, Вебер в последние годы
своей жизни особенно много внимания уделял проблеме лидера в
рамках организации и вопросам, связанным с выявлением взаимоот-
ношений лидера, бюрократии и масс.
Плебисцитарная теория бюрократии Вебера-это, по существу,
попытка найти некую идеальную модель организации политической
системы с необходимыми элементами, обеспечивающими ее динамизм.
По мнению Вебера, харизматический лидер, стоящий вне клас-
сов, статусов и демагогической политики, имея независимый от
бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи
сильно интегрированным в бюрократическую иерархическую струку-
туру, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида
перед лицом наступления бюрократии и "социалистического коллек-
тивизма".Основное значение плебисцита для Вебера сводится к то-
му, чтобы в результате прямого участия всего народа в голосова-
нии создать харизматический авторитет.
Как отмечает видный западногерманский политолог В.Момм-
зен,"Вебер верил в то, что, только обращаясь прямо к массам,
вместо того, чтобы получать советы от административной демокра-
тии, великий политический лидер может проводить дальновидную и
смелую политику". Условие успешности деятельности такого лиде-
ра-слепое повиновение ему со стороны народа. По мнению Вебера,
подобный лидер, с независимой от парламента базой власти, смог
бы преодолеть раздробленность классовых интересов, представлен-
ных в парламенте, и быть объединяющим началом нации. Парламенту
отводится в этой теории функция воспитания плебисцитарных лиде-
ров.
Необходимость плебисцитарного лидера, по Веберу, обуслов-
лена рядом обстоятельств. Во-первых, он хотел добиться для по-
литического лидера верховенства над бюрократией, а одновременно
вывести его из-под власти экономических интересов и отдельных
групп давления. Во-вторых, условия начала ХХ века и послевоен-
ный период в Европе, и особенно в Германии, при острой социаль-
но-классовой поляризации, вызывали у Вебера опасения, что любая
политическая система в Германии,перенятая у англичан или фран-
цузов, рухнет под натиском бескомпромиссного давления разных
интересов. Поэтому в его теории плебисцитарный лидер с незави-
симой от парламента базой избирателей должен был символизиро-
вать единство нации. Вебер, пытаясь отделить сферу политики от
сферы экономики, предлагал искать решение экономических конф-
ликтов парламентарным путем. Он стремился добиться весьма уто-
пической, в условиях господства частной собственности, цели:
сохранить экономическую сферу вне контроля государства, однов-
ременно выведя принятие политических решений из-под контроля и
доминирования экономики.
Вебер считал, что для роли плебисцитарных лидеров наиболее
подходят представители экономически достаточно обеспеченного
слоя, что определяет независимость суждений и дистанцирован-
ность от групп интересов, непосредственно вовлеченных в процесс
производства. Они также должны быть достаточно подготовленными
для того,чтобы стать профессиональными политиками. Одновременно
эти качества, по мнению Вебера, могли дать подобному лидеру бо-
лее широкое видение национальных интересов и позволили бы под-
няться над узкоклассовыми и социальными интересами.
Какими бы благородными мотивами ни руководствовался Вебер,
отдавая всю полноту политической власти элитам профессиональных
политиков, имеющих независимую экономическую и избирательную
основу, развитие политических систем наглядно демонстрирует не-
возможность отделения политической сферы от экономической и
свидетельствует о наличии относительно гомогенной правящей эли-
ты, которая представляет господствующий в экономике и полити-
ческой сфере класс общества.
Хотя разобщенность и индивидуализм, характерные для англо-
саксонских обществ, создавали сложности для политического функ-
ционирования социальных систем, а бюрократия по-прежнему усили-
вала свои позиции, тем не менее существовавшая там демократи-
ческая система, опиравшаяся на исторические традиции и обычаи
политической культуры, избежала появления харизматического ли-
дера,который разрушил бы демократические институты и ценности.
Но совершенно иная ситуация сложилась в 30-х годах в Германии,
где теория плебисцитарной демократии потерпела полный крах. Ха-
ризматический лидер, избранный народом, вместо того чтобы бо-
роться с бюрократизмом и разобщенностью и защитить отдельного
индивида от "социалистической коллективности", использовал сле-
пое подчинение и веру в фюрера оболваненных геббельсовской про-
пагандой миллионов людей для уничтожения всякой законности, об-
щепринятых норм морали и низведения последователей до уровня
слепых орудий его преступной воли, низменных страстей и вожде-
лений. Вместе с тем отсутствие в Германии демократических тра-
диций и обычаев, могущих сдержать харизматического лидера, при-
вело к кровавой диктатуре.
Критики веберовской теории плебисцитарной демократии отме-
чают среди ее слабостей тот важный момент, что Веберу не уда-
лось четко различить харизматическое руководство и харизмати-
ческое доминирование. При западной демократии возможен лидер с
харизматическими качествами и не является неизбежным перерожде-
ние этого лидера в цезаристского. Однако, как справедливо отме-
чает Моммзен, демократия не может принять веберовский принцип
легитимизации этой харизмы, дающий возможность для появления
тирана. Считая, что власть лидера легитимизируется его персо-
нальной харизмой, а демократические институты являются просто
орудием в его руках, Вебер тем самым снимает любую возможность
контроля над харизматической личностью. Такой подход приближает
к принятию принципов фюрества и фашистского лидерства. Чтобы
совместить принцип харизматического руководства с сохранением
демократии и воспрепятствовать тем самым перерождению харизма-
тического лидера в лидера цезаристского типа, следует воздвиг-
нуть на его пути институциональные преграды. Цезаристский авто-
ритет требует полного контроля над органами насилия и средства-
ми массовой информации. Следовательно, там, где харизматический
лидер этого не имеет, он не может стать тираном.
Вебер не мог предположить возможность "харизматического
прорыва" с катастрофическими последствиями, когда харизматичес-
кий лидер, опираясь на бюрократическую машину, мог бы устано-
вить наихудшую форму тоталитарной власти. Он скорее был озабо-
чен другой реальной угрозой для демократии, исходящей из фено-
мена, который он хорошо знал, из феномена бюрократизации. Поэ-
тому представляется оправданным мнение Моммзена о том, что Ве-
бер "больше боялся стагнации и окостенения, чем харизматическо-
го прорыва. Он видел в этих лидерах возможность поставить новые
цели, контролировать притязания бюрократов, предлагать новые
пути развития в обществах, чтобы преодолеть политическую стаг-
нацию и бюрократическую рутину".
Не случайно поэтому почти все исследователи теории демок-
ратии Вебера отмечают, что плебисцитарная демократия возможна в
странах, имеющих институционализированные политические учрежде-
ния, которые в состоянии заблокировать харизматический прорыв к
"цезаризму", в обществах, где правит закон, а не воля.
Как было показано выше, имеются существенные изъяны вебе-
ровской теории, ее слабости и противоречия, которые на практике
могут привести, и уже привели, к далеко не однозначным резуль-
татам. Однако в этой теории Веберу удалось выявить сущностные
связи между различными элементами политической системы, которые
имеют универсальный характер и с той или иной модификацией мо-
гут проявиться в политической практике как капиталистических и
развивающихся, так и социалистических стран.
Необходимость для политической системы лидера с харизмати-
ческими качествами появляется в двух случаях. В развитых капи-
талистических странах-тогда, когда эти страны вступают в полосу
длительного кризисного развития, затрагивающего все сферы жиз-
недеятельности. Бюрократия, призванная "рационально рутинизиро-
вать" процесс принятия решений, оказывается не в состоянии
адекватно реагировать на изменяющиеся условия и принимать новые
решения. Это требует выхода за пределы каждодневной рутины, что
должно иметь под собой "харизматическую основу". По мнению Ве-
бера, в подобных случаях ни естественные лидеры традиционных
обществ, ни бюрократия в современных обществах не в состоянии
найти необходимые решения при экономических, политических, эт-
нических и религиозных кризисных ситуациях. Нестабильность
власти харизматического лидера обусловлена тем, что она не ос-
нована ни на законах, ни на традиции, а только лишь на той мис-
сии, которая на него возложена. Он опирается на собственную си-
лу и личностные качества, которые должен постоянно доказывать.
Харизматические лидеры появляются еще и в регионах разви-
вающегося мира, когда во многих обществах происходит слом тра-
диционных институтов и ценностей и начинается стадия быстрого
индустриального развития. Отсутствие стабильных социальных инс-
титутов и консерватизм масс в сочетании с нерасчлененностью по-
литического и религиозного сознания делают возможным появление
харизматических лидеров наподобие Хомейни, Перона и др.
Вебер не принимал американскую политическую систему в ка-
честве модели для Германии, поскольку ряд элементов этой систе-
мы в ту пору не вписывался в его модель демократии.
Как нам представляется, сегодня американская система орга-
низации и функционирования политической власти больше всего со-
ответствует требованиям плебисцитарной демократии.
В американской политической системе должность президента
обладает харизмой независимо от личности президента. Многие
американские политологи отмечают, что народ смотрит на прези-
дентскую власть с надеждой на твердое руководство. В личности
президента американский народ видит свое символическое единс-
тво, обретенное в процессе избрания его на должность. Формаль-
но, будучи избранником всего народа, он тем самым как бы прими-
ряет все партийные, социальные, классовые и групповые интересы.
Наиболее популярными бывают те президенты, которым удается в
большей степени упростить вопросы и представить государство как
инструмент защиты интересов простого человека. Американцам осо-
бенно импонируют такие качества национального политического ли-
дера, в роли которого выступает президент, как твердость, ком-
петентность и решительность в проведении политической линии.
Особенно возрастает роль президента как символа единства нации
в кризисное время, когда нация ждет от него решительных дейс-
твий. Отношения между массами в США и президентом идеально со-
ответствуют отношениям между плебисцитарным харизматическим ли-
дером и массами в веберовской теории. Во-первых, порядок избра-
ния президента США соответствует порядку избрания плебицитар-
но-харизматического лидера, народ возлагает большие надежды на
него лично в деле достижения благополучия и процветания. Народ
ждет успехов от президента, и власть и возможность дальнейшей
деятельности президента зависят от того, насколько эффективно
ему удастся справиться с теми или иными острыми проблемами
внутренней и внешней политики. Опросы политических социологов
подтверждают определенную независимость и важную роль института
президента, особенно президента, снискавшего славу харизмати-
ческого лидера.
Согласно плебисцитарной теории демократии народ не только
склонен превозносить успехи президента и беспрекословно поддер-
живать его политику, но этот же народ в случае неудач возлагает
на президента всю вину, независимо от того, смог ли он спра-
виться с теми или иными проблемами, стоящими перед нацией, или
нет. Американские политологи Т.Дай и Л.Зиглер вывели следующую
закономерность в отношениях между президентом и народом. Быст-
рое падение или рост популярности президента за короткий проме-
жуток времени подтверждает ту мысль, что "президент занимает
свой пост при широкой поддержке народа, эта поддержка имеет
тенденцию со временем ослабевать и может вновь усилиться при
драматическом событии или кризисе".
Как уже отмечалось выше, президентская власть имеет огром-
ное символическое значение. Президент становится воплощением
власти, законности, устойчивости всей американской политической
системы.
Два важных обстоятельства за последние десятилетия значи-
тельно усилили роль лидера и облегчили ему прямой доступ к мас-
сам, одновременно в значительной степени ограничив влияние пар-
тийных бюрократий.
Первое-это беспрецендентное усиление роли средств массовых
коммуникаций в политическом процессе, что дает возможность ли-
деру без посредника (партии) обращаться к массам и с максималь-
ной эффективностью использовать свои "демагогические" качества.
Второе-ослабление роли больших партий вследствие их попыток вы-
разить интересы народа в целом, эклектичности идеологических
установок ведущих партий, пытающихся таким путем привлечь мак-
симальное количество избирателей. Это приводит к падению значе-
ния партийных программ и к дестабилизации избирательной базы
различных партий. В результате сокращается количество людей,
постоянно идентифицирующих себя с той или иной партией. В США
особенно учащаются ситуации, когда избиратели осуществляют вы-
бор не между различными партиями или их программами, а скорее
между кандидатами, имеющими определенные характеристики лидерс-
тва. При этом каждый из кандидатов может пользоваться харизма-
тическими и демагогическими спосодностями. Как отмечал Вебер в
статье "Политика как профессия", появление таких плебисцитарных
лидеров6 или, как он называет, "диктаторов на поле боя выбо-
ров",-определенный шаг в сторону "плебисцитарной демократии".
Плебисцитарная теория демократии, предложенная Вебером,
была призвана противодействовать политической фрагментации об-
щества, корпоративным, особенно бюрократическим, тенденциям,
защитить единство интересов нации. Очевидно, что не только в
политической теории, но и в политической практике возникает
проблема пределов роста политического могущества харизматичес-
кого лидера. Необходимо также учитывать, что недовольство масс
и их стихийные выступления против установившихся порядков или
институтов могут быть использованы харизматическим лидером для
решительного разрыва с существующими институтами и ценностями,
для установления авторитарных или тоталитарных режимов и для
сужения прав и свобод народных масс.
Для эффективной борьбы с бюрократией любая политическая
система нуждается в харизматическом лидере. Только союз широких
масс народа с подобным лидером дает возможность эффективно
контролировать и сдерживать всевластие бюрократии. Гарантией
того, что харизматический лидер не превратиться в лидера цеза-
ристского толка при отсутствии институциональных преград на
этом пути, могут стать его действия по созданию правового госу-
дарства.
.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Давыдов Ю.Н. "Веберовский ренессанс" и проблема "исследо-
вательской программы" М.Вебера. М.,1986.
Мигранян А.М. Кризис теорий демократии на Западе.-"Вопросы
философии",1986,N9.
Дай Т.,Зиглер Л. Демократия для элиты. М.,1984.
Вместе с этим смотрят:
Политика АристотеляПолитика занятости
Политика и право
Политика и средства массовой информации