Психосемиотика в трудовой деятельности

           ПСИ Филиал Международного Славянского

Института     юридический факультет

             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                    по предмету:

                        Влюридическая психологияВ»                тема: ПСИХОСЕМИОТИКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

            ВЫПОЛНИЛ: Тетко Е.В.

               гр.7225

                            БИШКЕК 2000 г.

        ПСИХОСЕМИОТИКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научно-технический прогресс усиливает роль человеческого фактора. Это выраВнжается в интенсификации психической деятельности человека, находящегося в производственной сфере, в многократном увеличении объектов (предметов) деяВнтельности, активизации процессов приема и переработки информации, повышении ответственности за принятое решение и его последствия и т. п., в опосредовании человеческой деятельности специальными техническими устройствами. ПеречисВнленные особенности производственной деятельности делают необходимым широВнкое использование знаков в процессе этой деятельности. Этот параграф посвяВнщен психологическому анализу закономерностей применения знаковых систем в процессе трудовой деятельности. Вначале сделаем общий анализ психосемиотики в трудовой деятельности, а затем перейдем к анализу использования знаковых систем на примере конкретного вида сложной интеллектуальной практической деятельности.

Особенностью психологического анализа деятельности должно быть раскрыВнтие внутренних отношений, возникающих в ходе ее развития и представляющих собой сложную и разветвленную систему Влискусственных органовВ» человека, с помощью которых он производит необходимые преобразования предметов деятельВнности. В структуре средств деятельности выделяются внешние и внутренние; важВннейшим компонентом внешних средств деятельности являются символические средства труда, т. е. знаковая информация, содержащаяся в деятельности человека;

к внутренним средствам относятся концептуальные модели, программы, схемы поведения, соответствующие умения и навыки.

Сохраняя в памяти и воспроизводя информацию, допрашиваемый, как и любой человек, стремится перейти на собственный язык. Словарный запас человека соВнставляет в целом 15-16 тыс. слов, в то время как словарь русского языкатАФ 100 тыс. Поэтому, переводя запоминание на собственный язык, человек почти в пять раз уменьшает объем воспринятого материала, за счет чего облегчает себе запоминание'.

Применительно к практике допроса можно выделить несколько степеней владеВнния словом.

К высшему уровню владения словом относится активный словарный запас, т. е. слова, которые следователь, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый может своВнбодно воспроизводить. Они, в свою очередь, разделяются на слова, легко и свободВнно используемые в беглой устной речи, и на слова, которые характерны главным образом для письменной речи, когда допрашиваемый собственноручно излагает показания в протоколе допроса. Иногда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый могут припоминать слова с помощью следователя (специальная терВнминология, слова из другого языка, жаргона и др.). И наконец, самый низкий уровень тАФ это слова услышанные, но ранее незнакомые допрашиваемому. Они также могут быть воспроизведены, если будет правильно поставлен вопрос.

В словесной характеристике некоторых явлений, предметов есть свои трудности. ВлМногое из области психолоВнгических переживаний вообще с трудом вербализуется, т. е. переводится в речевые формы.. часто даже простые и обыденные процессы оказываются совершенно недоВнступными для речевого оформления (например, попытка выразить в словах процесс завязывания узла и т. п.). Именно в силу этого облечение воспоминаний в словесВнные формы часто извращает эти воспоминания и толкает на ложное понимание отчетаВ»'.

Правильная словесная характеристика той или другой особенности предмета или явления нередко зависит от наВнличия специальных знаний и соответствующей терминолоВнгии. Так, иногда сложно выразить оттенки цвета, точно охарактеризовать форму предметов, силу запаха и т. п.

Из всего изложенного следует ряд рекомендаций, сущеВнственных для получения правильных показаний: 1) если допрашиваемый употребляет такие общие оценочные прилагательные, как Влбелый, черныйВ», ВлбольшойВ», следователю необходимо добиться их уточнения; 2) если же допрашиваемый пользуется понятиями, обозначающими расстояние, время, силу запаха, то следует выяснить, что он в них вкладывает.

Более сложным является правильное описание допрашиваемым внешности чеВнловека, особенно черт его лица. Эксперименты А. А. Бодалева показали, что в поВндавляющем большинстве мнения людей, когда они характеризуют цвет глаз, волос человека, форму его лица, величину лба, рта и т. д., не совпадают.

Оптимизация деятельности человека возможна через совершенствование внешних и внутренних средств деятельности, через четкую организацию проВнцесса информационной подготовки к принятию решения, через рационализацию психологической подготовки и обучения человека работе. Это, в свою очередь, связано с необходимостью совершенствования информационной основы деяВнтельности человека.

Под информационной основой деятельности (ИОД) понимается точность, полВннота и своевременность отражения человеком предметных и субъективных услоВнвий деятельности. ИОД выделяется на уровне информационного анализа деятельВнности, когда устанавливаются способы получения и организации информации, необходимой для деятельности. При необходимости в ИОД наряду с внешними могут включаться и внутренние условия, детерминированные индивидуальными особенностями человека. Для формирования ИОД большое значение имеет рациоВннальное использование знаковой информации.

Закономерности и особенности функционирования знаковой информации в деятельности человека должны изучаться с позиций психологической семиотики.

Значение психосемиотического подхода заключается в следующем: во-первых, он является основой для анализа природы и структуры знаковой информации; во-вторых, позволяет раскрыть глубинные взаимосвязи между объекВнтивной (система знаковой информации) и субъективной (переработка знаковой информации) системами; в-третьВних, дает конструктивный метод для разработки требоваВнний к организации ИОД и процессу обучения человека соответствующей деятельности, в которой используется знаковая информация. В результате теоретического и эксВнпериментального исследования нами выделены основные принципы психосемиотического подхода к анализу деяВнтельности:

тАв развитие знаковой функции, т. е. способности человека оперировать  

  одними предметами как знаками других предВнметов в процессе познания 

  и общения, что является необВнходимой предпосылкой для использования

  знаков в деятельности человека;

тАв психологическая сущность знаков и функционально-информационное отноВншение между знаками и предметом, включающее особенности структуры знаков, а также правил перехода от обозначаемого предмета к знаку и обВнратно;

тАв выделение знаковых ситуаций и отношений в деятельности;

тАв определение основных функций, выраженных в деятельности человека;

тАв системный анализ знаковой информации и процессов ее приема и перераВнботки.

Структура системы знаковой информации зависит от состава и сложности сообщений, которые должны быть в ней закодированы. Иерархия в этой системе выглядит следующим образом: знак (3) как заместитель определенного предмета или явления, знаковая система (ЗС) как заместитель определенной совокупности предметов и носитель информации о системе обозначаемых предметов, знаковая модель (ЗМ) как совокупность нескольких знаковых систем, используемых для кодирования сложных сообщений.

Информационный подход помогает нам выделить в предметах их информациВнонную сущность, которая может быть замещена знаком. Между знаком и обоВнзначаемым им предметом есть функционально-информационое отношение, в силу которого знак способен выступить для интерпретатора в качестве средства восприятия, передачи, преобразования и хранения информации.

Для анализа деятельности человека и формирования ИОД необходимым моменВнтом является выделение знаковых ситуаций и основных функций знаков в деяВнтельности. Знак включается в деятельность человека только через знаковую ситуВнацию, которая всегда имеет определенное смысловое и предметное значение. В знаковой ситуации в схематическом виде выражается специфическая форма диалектики познания: от объективной деятельности (предмет как источник отражения) к ее чувственному и логическому отражению (мысВнленный образ предмета тАФ знак как носитель значения) и от него через практику вновь к действительности (к обоВнзначаемому предмету). Именно в знаковой ситуации преВнобразуется специфическое знаковое свойство тАФ значение, которое выступает в виде некоторого знания о правилах оперирования знаками, о способах перехода от знака к предмету, об обозначенных предметах и их свойствах. В знаковой ситуации находят отражение знаковые отношеВнния, которые возникают в деятельности человека. Эти знаВнковые отношения реализуются через основные функции, которые знаки и ЗС выполняют в деятельности человека.

Знаки являются основными элементами и средствами мыслительной деятельности. С их помощью осуществляВнются операции абстрагирования, обобщения и опосредования свойств и отношений предметов и явлений. Многие задачи, как наглядно-образные, так и абстрактно-логичесВнкие, человек решает при помощи наглядных знаковых сисВнтем, которые обеспечивают связь символических процессов с сенсорными. Сигналы от внешних предметов или знакоВнвых образований являются не только источником обобВнщения объективного опыта, но и источником бесконечно многообразных ВлподсказокВ», намеков в поисках других нужных идей или операций решения той или иной задачи.

Способность к символизации (знаковая функция) являВнется одной из важнейших черт человеческой познавательВнной деятельности. Знак является средством и орудием познания объективной деятельности, но вместе с тем необходимо понять характер опосредованной связи знака и обозначаемого предмета в отражательной деятельности человеческого мозга. Суть этой связи состоит в том, что знаки являются носителями и средстваВнми фиксации мысленных образов обозначаемых предметов. Знаки являются осоВнбым средством отвлеченной и обобщенной отражательной деятельности, осущеВнствляемой в условиях коммуникации.

В последнее время в инженерной психологии высказывается мнение о том, что знак имеет не только информационную функцию, определяемую как его связь с обозначаемым объектом, но и структурирующую, преобразующую функцию, котоВнрая связана с воздействием знака на субъект. Структурирующая функция знаков способствует организации систем психических процессов в процессах приема и переработки информации. Тем самым знаки играют двоякую роль в деятельности человека: с одной стороны, они участвуют в управлении преобразованиями объекВнта, с другой стороны, организуют психическую, мыслительную деятельность субъекта. Это обусловлено еще и тем, что знак всегда функционирует не изолироВнванно, а лишь как элемент определенной знаковой системы.

На основе обобщения литературных данных и наших исследований можно определить шесть функций знаков и знаковых систем в деятельности человека: сигнальную тАФ как побуждение к деятельности: знак выступает в роли сигнала;

тАв наглядно-образную тАФ как опору для внешней и внутренней наглядности при решении оперативных задач в деятельности (знаки-признаки, знаки-символы, иконические знаки);

тАв информирующую тАФ о состоянии и характеристиках обозначаемых предмеВнтов и явлений (кодовые знаки);

тАв интегративную тАФ объединение и уплотнение информации в знаке или ЗС за счет обобщения в числовом значении и многомерности используемых знаковых систем (сложенные знаки);

тАв структурирующую тАФ организующую и настраивающую систему приема и пеВнреработки знаковой информации;

тАв коммуникативную тАФ как средство организации данного общения.

По особенностям функционирования знаков в деятельности человека можно выделить для психологического анализа три типа деятельности: информационный, информационно-управленческий и исследовательско-диагностический. Для первоВнго типа характерно преобладание в деятельности двух видов функционирования знаков тАФ сигнального и информационного, причем знаковые отношения являются жестко заданными через процесс кодирования информации в знаковых системах и моделях. Примером такого типа является деятельность операторов-кураторов, расВншифровщиков и т. д.

Второй тип деятельности характеризуется преобладанием наглядно-образной, информирующей и структурирующей функций знаков, причем знаковые отношеВнния являются более гибкими, хотя также задаются в определенных знаковых сисВнтемах и моделях, преобладающим является необходимость совершать операции декодирования сложных сообщений (формуляры, кодограмма). В этой деятельносВнти широко используются видеотерминалы. Примером такого типа является деяВнтельность диспетчера УВД, референта-исследователя, руководителя.

Третий тип деятельности выдвигает на передний план интегративную, коммуниВнкативную, наглядно-образную и структурирующую функции знаков. Знаковые отВнношения в этом типе деятельности очень гибки, постоянно требуют перехода от предмета к знаку и обратно, от одной знаковой ситуации к другой, использования многоуровневой системы знаковой информации, формирования сложной знаковой модели. Примером такого типа является деятельность следователя, врача и т. д.

Необходимость формировать системы приема и переработки знаковой инфорВнмации является общей для всех видов деятельности и связана с развитием знакоВнвой функции у человека.

Процесс приема и переработки знаковой информации, по нашему мнению, слеВндует рассматривать как особую психосемиотическую систему, формирование котоВнрой у человека происходит в результате взаимодействия с объективной системой знаковой информации.

Психосемиотическую систему можно определить как психологическую знаВнковую функциональную систему, обеспечивающую процесс преобразования и декодирования неязыковых систем. Она не может быть сведена ни к первой сигВннальной системе человека, ни ко второй. В ней происходит процесс интеграции образа объекта и образа знака в определенном семантическом комплексе. НалиВнчие такой специальной психосемиотической системы подтверждается исследоваВнниями по физиологии высшей нервной деятельности, по функциональной асимВнметрии головного мозга. Изучение особенностей психосемиотической системы можно вести по методике, разработанной Б. Ф. Ломовым, а также с использованиВнем разработок в этой области профессора М. К. Тутушкиной применительно к инженерной психологии: изучение структуры психосемиотической системы, диВннамики ее формирования, особенностей настройки и функционирования, влияния индивидуальных особенностей человека на формирование и функционирование системы, а также надежности и устойчивости системы при воздействии внешних и внутренних факторов.

Результатом переработки информации является формирование образно-поняВнтийной модели деятельности, а также оперативных образов, отражающих взаимоВнсвязь знаков и обозначенных предметов.

Процесс формирования этой модели имеет три ступени:

тАв выделение информативных блоков (формирование семантических групп и комплексов, которые обеспечивают наибольшую эффективность решения задачи);

тАв формирование на основе информативных блоков семантического поля и пространства, наиболее характерного для данного типа деятельности;

тАв локализация информативных пунктов путем мысленного установления проВнстранственно-временных ориентиров или опорных осей, которые необходиВнмы для определения взаимосвязей обозначаемых объектов. Наглядность нами рассматривается в двух аспектах: как сходство знака с внешним виВндом обозначаемого предмета (внешняя наглядность) и как отвлечение и выделение из объекта наиболее существенных сторон и отношений, необхоВндимых для успешного решения задачи в деятельности, и представления их в знаке таким образом, чтобы они давали возможность сразу воспроизводить полезную информацию, как бы ВлвидетьВ» решение задачи (внутренняя наВнглядность).

Таким образом, при формировании образно-понятийной модели деятельности создается информационная система зрительных образов, вербальных и семантиВнческих компонентов, которые объединяются для решения определенных операВнтивных задач и выполняют в этом процессе разные функции: познавательные и управляющие.

Система переработки знаковой информации включается в общую структуру личности человека и тесно связана с интеллектом, индивидуально-психологическиВнми особенностями, направленностью конкретного лица. Поэтому способы предъявления информации должны оцениваться с учетом индивиВндуальных особенностей пользователя.

   Компьютерное образование, которому в последнее время уделяется так много внимания, должно включать не только и не столько знания об устройстве вычислительных машин, сколько умение применять их в профессиональной деяВнтельности. Для разных категорий пользователей требуется дифференцированное обучение информатике.

Новая технология воздействует на жизнь человека, меВнняя образ его мыслей и поведение. В сознании людей факВнтически сложилось представление об обществе как о неВнкоей ВлмегамашинеВ», в которой себя самого человек воспринимает только одной из ее деталей наряду с машинами (компьютерами), т. е. социальный мир уподобВнляется агрегату. Поэтому отношение работника, спортсмеВнна или даже интеллектуала-электронщика к машине тАФ это отношение равного к равному. Это ведет к забвению ценВнностей Влметафизической эпохиВ» (М. Хайдеггер)2, т. е. идей поиска смысла бытия, размышлений о человеке и его месте в общей картине мироздания, которые отвергаются как несуществующие в запрограммированном мире машинной рациональности.

Об этой проблеме много писал известный американский философ и психолог Э. Фромм. По его мнению, современВнное общество породило человека, который активен внешне, но пассивен внутри, т. е. функционирует как автомат. Он опустошен, лишен высоких человеческих чувств тАФ словом, задавлен могущественной системой прямого и косвенного подавления до такой степени, что не способен свободно и всесторонне развиваться. Человек этот фактически являВнется невротиком. А коль скоро отчуждение тАФ очень харакВнтерное мироощущение человека в современном обществе, значит, невротик в настоящее время тАФ преобладающий тип личности. По классификации Фромма, можно выдеВнлить две разновидности людей тАФ биофил и некрофил. Первый любит жизнь во всех ее проявлениях, и размеренности существования он всегда предпочитает динаВнмичный образ жизни. В свою очередь некрофила всегда влечет к себе мрак и тьма, ему неприятны непредсказуемые и зачастую неконтролируемые проявления жиВнвой стихии бытия, поэтому он невольно стремится окружить себя неживым искусВнственным миром, программируемым и подвластным.

Домашние компьютеры используются как в профессиональных целях, так и для развлечений. Социологи отмечают, что использование домашних ЭВМ может заменять другие методы и формы учебы. Что касается сферы развлечений, то явно сокращается время, проводимое с книгой, уменьшается интерес к искусству и спорту. Люди замыкаются на компьютерах, говорят только о них, увлекаются спеВнциализированными изданиями. Таким образом, компьютер весьма существенно меВнняет образ жизни людей, вызывает к жизни целый комплекс новых проблем этиВнческого характера.

Человек по сути своей существо общественное, т. е. самой природой он ориенВнтирован на общение с другими людьми. Неудивительно, что самым тяжелым накаВнзанием для человека является одиночное заключение. Именно в общении человек осознает себя, вступает во всевозможные взаимоотношения, испытывает чувства солидарности, любви, дружбы и пр. Чувство оторванности, изолированности, зачасВнтую внушающее ужас и тоску, может быть смягчено общением с людьми или друВнгими живыми существами. Но общение бывает прямым и косвенным или опосреВндованным. Например, письмо. Как много значил этот лист бумаги и в деловых, и в личных отношениях! А как важно иметь косвенное, опосредованное телефонной трубкой общение с друзьями и знакомыми, особенно для пожилых людей!

Однако мы должны признать, что современные средства общения людей фактиВнчески создают только иллюзию общения, поскольку в непосредственном живом контакте человек может использовать все пять чувств, воспроизводить мысленно образ происходящего. По мнению известного немецкого ученого из школы Ю. Хабермаса Б. Метлер-Мейбом, сейчас происходит разрушение феномена реального соседства, т. е. непосредственного общения людей в определенном времени и пространстве. Например, телевидение как бы удваивает мир, смешивая иллюзии и реальность. Сидящие в темных комнатах перед экраном люди отчуждены от реальности, в результате дети, насмотревшись телефильмов о суперменах, начинаВнют им подражать и часто погибают или получают увечья. Увлечение технологиВнческой иллюзией настолько велико, что дети и старики часто даже разговаривают с телеприемником, воспринимают телеперсонажей как реальных людей, делятся с телекомментаторами своими мыслями. Начиная с 1972 г. в американской прессе опубликовано более 3 тысяч работ, посвященных тому, что теле- и видеопрограмВнмы провоцируют людей на агрессивное поведение. Исследователи отмечают, что такая связь существует и проявляется не только в том, что по телевидению покаВнзывают акты насилия. Само сидение перед экраном часами и напряженное фиксиВнрованное положение глаз при просмотре программ способствует повышению агВнрессивности в поведении человека, приводит к психическим и поведенческим изменениям. Указывают также на то, что у людей, подолгу просиживающих перед телевизором, снижаются языковые навыки и творческие способности.

Взаимодействие требует взаимопонимания, ВлвзаимочувствованияВ», а для этого, конечно, можно использовать компьютеры и информационные сети. Но они меняВнют сам процесс взаимопонимания и трансформируют накопленный опыт общения:

исчезает гуманизм и теплота человеческих отношений. Компьютер обобщает и  формализует рациональное знание, но помимо сознания в человеке есть еще и подсознание, а также сложный комплекс эмоций. Невозможно компьютеризировать любовь, интуицию и пр. А потому эти стороны человеческой натуры в электронном мире просто отсутствуют.

Душа, настроения, тайна мысли, вдохновение, таинство познания      Бога не представляют информационной ценности, а потому отбрасываются как практически ненужное в рациональном мире компьютерного общения.          

    До эры электронных средств связи суждения о людях  выносились людьми, т. е. юристы, учителя, доктора, друзья, коллеги и соседи формировали мнение о человеке (из необходимости принятия решения о поощрении, продвижении по службе, присуждении ученой степени и пр.) посредством собственного (человеческого) мыслительВнного процесса. При этом важно подчеркнуть, что в своих суждениях человек не может не учитывать эмоциональные, интуитивные, нравственные и прочие критеВнрии, которые напрямую и не связаны с обсуждаемым вопросом, но которые и создают атмосферу демократизма, столь ценную в цивилизованном общении. На данном же этапе компьютер становится самым важным посредником во взаимоотВнношениях людей и арбитром их суждений, поскольку он хранит в своей памяти рационально-объективную информацию. Но при этом индивидуальность со всеми ее оригинальными и непредсказуемыми характеристиками усредняется и становитВнся просто информационным сырьем.

Вовлеченность людей в Влвиртуальную реальностьВ» в системе Интернет может привести к утрате нормальных контактов с реальной действительностью, погружеВннию в созданный компьютером иллюзорный мир и в конечном итоге к неадекватВнному поведению. Изложенное можно проиллюстрировать следующим примером.

На фешенебельной вилле в предместье американского города Сан-Диего местная полиция обнаружила трупы 39 молодых людей, которые по всем признакам добровольно расстались с жизнью.

Все они были молодыми мужчинами в возрасте от 18 до 24 лет, одетыми в одинакоВнвые черные спортивные брюки и тенниски. Их тела лежали на кроватях и матрасах в различных комнатах, но в одинаковой позе тАФ на спине и с руками, вытянутыми вдоль тела.

Тридцать девять самоубийц, чьи трупы были найдены на роскошной вилле в местечке Ранчо Санта Фе, пригороде американского городка Сан-Диего, приняли растворенный? водке депрессант под названием фенобарбитал. Предполагалось, что этот смертельный ВлкоктейльВ» поможет им немедленно переселиться на одну из планет во Вселенной. В качестве транспортного средства предполагалось использовать НЛО, спрятавшийся под сенью кометы Хейла-Боппа.

Весь особняк был наполнен компьютерами, подключенными к сети Интернет. МолоВндые люди считали свою организацию неким храмом.

О целях этой акции власти узнали из послания, которое было передано членами секты компьютерному эксперту из Беверли Хиллз Нику Марзокису. Он получил пакет с двумя видеокассетами, на которых сектанты явно в приподнятом настроении говориВнли миру ВлпрощайВ». Из видеозаписей явствует, что члены ВлНебесных вратВ» планировали в самое ближайшее время Влосвободиться от своих бренных телВ», чтобы поспешить на свидание с НЛО.

Эксперты подозревают, что представление о появившемся таинственном НЛО было вызвано распространяемыми по сети Интернет слухами.

Полиция установила личность главы секты. Им оказался некий Маршалл Эпплуайт, приблизительно 65 лет, в прошлом учитель музыки. О нем известно, в частности, что какое-то время он провел в психиатрическом госпитале, а в 1974 г. был арестован в Техасе за попытку угона автомобиля.

Как писал в 70-е гг. один из теоретиков информационного общества американВнский ученый Д. Белл, человек тАФ это homo faber (существо, изготавливающее оруВндия), но в то же время тАФ homo pictor (существо, производящее символы, смыслоВнвые картины мира). В условиях современного технологического общества в двуединстве рационального и ценностного явный перевес на стороне первого. Принципы учета, расчета, прикладной пользы выходят на первый план. К сожалеВннию, это не благоприятствует оригинальности суждений, моральной независимости или необычайной силе постижения сути явлений. Сейчас много пишут о том, что существует разрыв (cultural lag) между технической развитостью современного общества и мировоззренческой слаборазвитостью, даже духовно-нравственным неВнвежеством. И действительно, невооруженным глазом видна разница между понятиВнем Влинтеллигентный человекВ», т. е. человек, обладающий высокой духовностью, культурой общения, определенным уровнем нравственности, и понятием Влчеловек с высшим техническим образованиемВ», что подразумевает исключительно уровень специальных технических знаний. Подобный разрыв все более усиливается, поВнскольку в современном обществе технические дисциплины начинают превалироВнвать над гуманитарными тАФ философией, историей, художественным творчеством.

В условиях, когда образование ориентировано на технические дисциплины (поВнскольку они являются базовыми для работы с компьютером), на первый план выступает развитие формально-логических приемов мышления, схема которого была рассмотрена еще Р. Декартом. С его точки зрения, мышление начинается с нуля, с положения радикального сомнения. Но, по мнению современного американВнского ученого Т. Роззака, Декарт упустил такое важное свойство ума, как таинВнство рождения мыслей, идей, т. е. источник творчества, который во многом формиВнруется благодаря общекультурному коллективному опыту человечества, его гуманитарному содержанию.

Компьютеризация жизни, олицетворяющая рациональное,' чисто логическое мышление, может привести к тому, что человек утратит возможность решать сложные задачи, для которых необходимы методы, основанные на глубинной инВнтуиции и на тех способностях, которые не поддаются формализации. Кстати, некоВнторые исследования в области психологии уже подтверждают эти опасения. Для ученого необходимо, чтобы в его интеллектуальной памяВнти существовали разнородные по своему составу пласты знаний, которые в процессе творчества приходят в движеВнние, высекая искры вдохновения и гениально-парадоксальВнные идеи.

Компьютерная культура может лишить наше сознание способности делать открытия и находить альтернативные решения, составляющие основу творческой деятельности человека, его способности к критическому мышлению. Но в то же время компьютер способствует и гуманизации общества. Высшее проявление реального гуманизма тАФ это забота о лицах, страдающих различными физическими или психическими недостатками. Таких людей, например, в США в середине 70-х гг. насчитывалось около 28 млн.

человек. В последние десятилетия была проделана огромная работа по созданию различных специализированных видов информационной технологии, позволяющей в значительной степени компенсировать физические и психические недостатки десяткам миллионов людей, страдающих потерей зрения, слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и пр. Оптоволоконные кабельные системы в сотВнни раз увеличили объем и качество передачи информации. Они, а также системы видеотекста привели банк, библиотеку, школу, универмаг, офис, университет в дом человека, что дало возможность людям, привязанным к дому, работать. Таким образом новые технологии предоставляют всем людям равные возможности в обретении полноценной среды обитания и деятельности.

Разработки в области синтезаторов речи открыли новые пути для работы с информацией слепым людям; роботы сделали реальным участие людей с физичесВнкими недостатками в производственном процессе; для глухих были изобретены более качественные слуховые аппараты. Исследовательский центр концерна IBM разработал дешевый аппарат, позволяющий слепым читать руками с экрана. СоВнзданы и компьютеры, считывающие информацию по движению глаз.

Таким образом, необходимо стремиться найти разумный баланс между инфорВнмационной технологией и ценностями гуманизма, поскольку в обществе все явВнственнее ощущается потребность перехода от Влколичественного идеалаВ» эпохи массового потребления к пониманию Влкачества жизниВ» как главной общечеловеВнческой ценности. Неудивительно, что сейчас чуть ли не самым популярным словом, вспоминаемым к месту и не к месту, стало понятие ВлэкологияВ». Под знамена экологии встали самые разные общественные силы и движения, но рукоВнводит ими общая идея тАФ жизнь человека должна отвечать истинно человеческим критериям благополучия и процветания. Необходимо осознать, что организм и механизм тАФ это принципиально разные явления, поскольку в одном заключено таинство жизни, а другой есть лишь удобная и зачастую крайне необходимая искусственная оболочка, созданная самим человеком для сохранения и улучшеВнния органической жизни.

Встает вопрос о формировании новых подходов к поняВнтию технологического прогресса, его целей и ценностного содержания. Как отмечал Д. Белл, расплывчатые утвержВндения о том, что волна новых изобретений изменит харакВнтер нашей повседневной жизни, мало что объясняют. Жизнь предшествующего поколения испытала воздействие такого же мощного потока открытий и нововведений (телеВнфон, электричество, автомобиль, самолет, радио, кино и пр.). Можно сказать, что технология изменяет образ жизни более радикально и вместе с тем более тонко, чем простое внедрение в быт различных технических новВншеств.

В связи с этим так важно не потерять Влнить АриадныВ» тАФ гуманизм в совреВнменном научно-техническом лабиринте. Нужно четко определиться в приоритеВнтах нашей жизни, понять, что есть цель и что есть лишь средство на пути к вершинам человеческой цивилизации. Вступая в XXI век, мы фактически вступаВнем в третье тысячелетие христианской эры, а потому нелишне будет вспомнить, что человек есть подобие Божье, Его создание, одухотворенное любовью и состраВнданием и призванное самосовершенствоваться, используя для этого любые, в том числе технические творения своих рук.

Вместе с этим смотрят:

Психофизиологические закономерности
Психофизиология сна
Развитие воображения у детей
Развитие индивидуальных художественных особенностей у детей через овладение техникой вязания