Развитие воображения у детей

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Р Е Ф Е Р А Т по психологии НА ТЕМУ:

ВлРазвитие воображения у детейВ»

                                               Выполнила

                                               ст-ка группы 98 пе-1/02

                                               Корчагина Екатерина

ВВЕДЕНИЕ

Воображение тАФ это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услыВншали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать тАФ лиВншите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно инВнтенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активВнности этой функции. Вместе с уменьшением способВнности фантазировать у человека обедняется личВнность, снижаются возможности творческого мышлеВнния, гаснет интерес к искусству и науке. Целью данной книги является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и опВнтимизации обучения дошкольников, младших школьВнников и подростков на базе активизации фантазии. Мы постараемся познакомить вас с многочисленными упражнениями, играми и тестами, позволяющими лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы, развития его личности, улучшения наВнстроения. Мы надеемся, что предложенный материал принесет пользу вам и вашему ребенку. Мы будем рады, если эта книга заинтересует вас и доставит вашим детям приятные минуты.

Один школьник спросил известного писателя Джанни Родари: ВлЧто нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?В», ВлУчи как следует маВнтематикуВ», тАФ услышал он в ответ.

Действительно, возможность создавать что-либо ноВнвое, необычное, закладывается в детстве, через разВнвитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспиВнтании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Что такое воображение? Воображение тАФ это приВнсущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшеВнствующего опыта. Воображение часто называют фанВнтазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача тАФ представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью вообВнражения у нас формируется образ никогда не сущеВнствовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Десятилетние дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть позже они уже ВлхвастаютсяВ» друзьями и родстВнвенниками, попадавшими в такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме как необыкновенными и не назовешь (например: уникальная профессия, выдающиеся способности, чрезвычайная физическая сила). Эти фантазии неВнредко вредят таким детям. Их обвиняют во лжи, стыдят, дети дразнят их ВлврунамиВ». Тем не менее ребенок вновь и вновь выдумывает самые невероВнятные истории, чаще со своим личным участием, которые якобы происходили на самом деле. Что же заставляет ребенка в ущерб даже своим собВнственным интересам пускаться в эти авантюры? Только активно действующее воображение.

Решая любую мыслительную задачу, мы испольВнзуем какую-то информацию. Однако бывают ситуаВнции, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы вообВнражения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.

Теперь становится понятным, почему так интенВнсивна функция воображения у детей от дошкольного до подросткового возраста.

Их собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны. ВлПоле неопределенностиВ» в восприятии жизни так высоко, что решить постоянно возникающие перед ним проВнблемы ребенок может только с привлечением вообВнражения, фантазии. Последние заменяют им недоВнстаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире.

В процессе восприятия ребенок постоянно обогаВнщается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный ВлбагажВ» ребенка очень мал и возможность оценки ВлЧто я вижу?В» ограничена, в его психике происходит поВнстоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.

Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. МладВнший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной форВнмой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально сущеВнствующие явления. Т. е. воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и пракВнтического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряВнженный актер тАФ это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к ДюймоВнвочке, слушая сказку.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воВнображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные обВнразы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот периВнод тАФ сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.

Их игры тАФ плод буйной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является воображение. Когда в процессе учебы дети сталВнкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.

Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего будущего. Его воображение принимает более критические формы. Он уже не верит в сказочные чудеса. Воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы. Подросток с помощью воображения строит планы своего будуВнщего, ВлпроигрываетВ» в своем воображении различВнные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. ТворВнческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испыВнтывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, импВнровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие (нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы науки. ПоВнскольку сензитивный период для развития вообраВнжения в этом возрасте сохраняется, постольку фунВнкция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода ВлпищиВ». Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включаюВнщие героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства (т. е. тоже полуфантастические).

Эти возрастные изменения необходимо учитывать при организации воспитательного, учебного процессов, а также при проведении диагностики воображения и развивающего обучения.

Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего миВнра, самораскрытию и самосовершенствованию личноВнсти, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении проВнгрессивного саморазвития. Мы предлагаем взрослым читателям этой книги использовать предлагаемые в разделе книги ВлПоиграем с детьмиВ» практические советы и рекомендации, игры и тесты с целью помочь родителям развивать в наиболее оптимальной форме фантазию детей. Предлагаемые задания можно использовать и для активизации познавательной деВнятельности школьников, в частности развития теоВнретического, абстрактного мышления, внимания, речи и, в целом, творчества.

ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычВнный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьВнного обучения тАФ это написание сочинений по лиВнтературе. Общеизвестно и то, что школьники, отлиВнчающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказываВнют, что именно воображение выходит на первое  место и характеризует всю умственную деятельность  Ребенка, особенно в подростковом возрасте. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

тАФ построение образа конечного результата его деяВнтельности;

тАФ создание программы поведения в ситуации неопВнределенности;

тАФ создании образов, заменяющих деятельность;

тАФ создание образов описываемых объектов. Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти. Отечественный психолог В. Н. Брушлинский счиВнтал, что воображение тАФ одна из форм мышления. Развитие воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельВнности. Эту связь отражает так называемая Влкривая РибоВ». Первый период развития воображения илВнлюстрирует кривая IтАФМ, а рассудочную деятельВнность RтАФX. Этот период приблизительно охватыВнвает первые 15 лет жизни человека. Затем расВнсудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие (кривая ХтАФО), а воображение, в больВншинстве случаев, характеризуется падением инВнтенсивности (кривая МтАФН). Чем меньше падение кривой МтАФН, тем большие способности проявляет человек. Когда же кривая воображения сохраняет стабильность или свое прогрессивное направление (МтАФN), то мы говорим об одаренности или геВнниальности.

Воображение и фантазия присущи каждому челоВнвеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

Затухание функции воображения с возрастом тАФ отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из сущеВнственных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживаВнющих учебную деятельность, являются игры и задачи Влоткрытого типаВ», т. е. имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями. Ниже мы предлагаем ряд заданий, поВнзволяющих вам потренировать у своего ребенка проВнцесс воображения в комплексе с мышлением.

ПРИНЦИПЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

3 Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодейВнствие с другими детьми.

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

В своей работе мы попытались максимально реВнализовать предлагаемые принципы.

Виды воображения

Воображение характеризуется активностью, дейстВнвенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представВнлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материВналов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой способ тАФ агглютинация, т. е. ВлсклеиваниеВ» различВнных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Второй способ тАФ гиперболизация. Это парадокВнсальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик Спальчик.

Третий известный способ создания образов фанВнтазии тАФ схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.

Пятый способ тАФ акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подВнчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии явВнляется синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. КосмичеВнский корабль тАФ отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

СХЕМА ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО ВИДОВ И СПОСОБОВ

                                                     ВООБРАЖЕНИЕ

                                                      (фантазия)

                                       психологическая функция,

                                       направленная на создание

                                       новых образов

ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А деВнтская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоВнций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетвоВнрение от мечты. Человек мечтает о том, что приВнвлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, тАФ классическая форма воображения.

Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в проВншлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. ВыВнготский вывел Влзакон общего эмоционального знакаВ», суть которого выразил словами: Вл.. всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соВнответствующие этому чувствуВ» . . . Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение Второй закон, выведенный Л. С. Выготским, называется Влзаконом эмоциональной реальности воображенияВ», Он говорит о том, что Влвсякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувствомВ». С проявлением обоих законов связаны многие ВлстранностиВ» в по ведении детей. Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные ВлстрашилкиВ». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств. Ниже мы приводим ряд приемов, активизирующих воображение детей в сочетании с эмоциями.

ВООБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРЕСЫ

Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в наВнправленности человека на определенную деятельВнность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциоВннальная привлекательность объекта окружающей действительности.

Интересы имеют большое значение в жизни чеВнловека. Поскольку интересы проявляются в положиВнтельных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для доВншкольника и школьника вообще характерно познаВнвательное отношение к миру.

Ему Влинтересно всеВ». Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт реВнбенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, Влпопробовать всеВ» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. ИсВнпользуя методические приемы, построенные на воВнображении, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности. Ниже мы познакомимся с рядом таких методик.

ВООБРАЖЕНИЕ И ТАЛАНТЛИВОСТЬ

Воображение тАФ это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество тАФ сложный психический процесс, свяВнзанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центВнром. Новый продукт, получаемый личностью, в творВнчестве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.

Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творчеВнского процесса, в свою очередь, обогащает вообраВнжение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. ТворВнческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических фунВнкций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравВнственные нормы тАФ различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личноВнстные свойства, по-новому осмысливает их, прониВнкается их значимостью и глубиной. Творческая деВнятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьВнники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, заниВнмаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только незавиВнсимо от места и времени, но, самое главное, незаВнвисимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способВнности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выВнступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность тАФ это комплекс способностей, позволяющих иметь осоВнбые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной таВнлантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным каВнчеством. Ему необходима постоянная активность фанВнтазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы тАФ все это характерно для талантливого ребенка и является результатом вообВнражения.

Одаренность и талант тесно связаны с опереВнжающим развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей чувствительностью к окружающему миру. Кстати, особо высокой чувВнствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды отличаются все дети. Такие периоды, как мы уже указывали, называются ВлсензитивнымиВ». В эти периоды конкретная фунВнкция (например речь, наглядно-действенное мышВнление или логическая память) наиболее восприимВнчива к раздражителям внешнего мира, легко подВндается тренировке и интенсивно развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех функций. В эти периоды все дети проявляют особые достиВнжения в результатах, строящихся на соответствуВнющих функциях. Для обычного ребенка на один возраст падает сензитивный период для одной-двух функций. Талантливый ребенок демонстрирует ВлсензитивностьВ» сразу многих функций.

Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает необходимости развивать вообраВнжение и творческую деятельность у всех, без исключения, детей. Программы эстетического воспитания должны учитывать сензитивные периоды.

Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возВнраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким образом, очеВнвидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием. В предыдущих главах мы уже отмечали, что воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности. Личность ребенка формиВнруется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития тАФ это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, явВнляется именно воображение, фантазия.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, реВнбенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честВнность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизВнненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одуВнхотворенности воображение включено во всю познаВнвательную деятельность, сопровождаясь особо полоВнжительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

В подростковом возрасте, когда личностное разВнвитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта тАФ образ желаемого будущего.

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой неВнредко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определено только содерВнжание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане Влперебрать* разные варианты будущего. В мечте заложено активное начало для развития личности подростка.

Воображение значимо в личностном плане и для взрослого.

Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.

Почему большинство из нас теряет способность фантазировать, будучи взрослым (вспомните, как трудно бывает придумать новую сказку для своего ребенка). Как сохранить ее, а, еще лучше, развить? Мы уже познакомились с целым рядом специальных методов и упражнений.

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНОГО ДЕЙСТВИЯ ВлПокажи, какВ» В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ СКАЗОК И РАССКАЗОВ

Слушание речи-рассказа является одним из факторов, побуждающих ребенка выходить за пределы наглядно данного в область воображаемого.  А.В. Запорожец подчеркивает: ВлСлушание сказкитАж имеет важнейшее значение для формированиятАж внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельностьВ».

Л.С. Славина показала, что слушание рассказов детьми опирается вначале на восприятие, затем на репродукцию опыта и, наконец, на воображение, на умение Влпредставить себе сообщаемоеВ».  Понимание такой речи ВлтАжвзрослого, которая не имеет опоры в ситуации, данной в восприятии или в воспоминании ребенка, являетсятАж наиболее важным этапом в развитии речи 2-х и 3-летнего ребенкаВ». Умение воссоздать ситуацию, изложенную в речи, раз сложившись, остается приобретением ребенка и помогает понять другие рассказы. Такое умение, по данным Л.С. Славиной, складывается к 2,5 годам. Автор подчеркивает, что развитие понимания речи находится в прямой зависимости от того, как часто рассказывают детям без картинки, т.е. без опоры на восприятие.

На первый взгляд, возникает замкнутый круг: рассказы понимаются на основе воображения, воображение же складывается в процессе слушания рассказов. Методика воспитания детей раннего возраста решает этот вопрос эмпирически, рекомендует рассказы без показа для детей второго года жизни.

Однако представления об услышанном в рассказе не могут возникнуть от простого повторения рассказа. Представление связано с действием и возникает как отражение реального действия. Образ создается как функциональная модель предмета. Правомерно предположить, что в формировании представлений о содержании рассказа ведущую роль должны сыграть действия ребенка как база формирующегося процесса воображения. Народная педагогика почти не использует иллюстрации, поскольку народное творчество устное. Руки ребенка в руках взрослого изображают действия персонажей рассказа. В условиях интимно-эмоционального общения ограничение движений происходит естественно, без принуждения и не вызывает отрицательных эмоций. В тоже время это создает сосредоточенность, необходимую для слушания речи-рассказа.

В традициях народной педагогики можно выделить определенную систему приемов развития воображения в процессе слушания рассказов: вначале тАФ изображение действий в руках взрослого, затем по образцу взрослого, впоследствии тАФ заторможенность движений и мысленное со-действие, личностное включение в сюжет.

Названные приемы были использованы в экспериментальной работе.

Пример занятий:

Тема: рассказывание по тексту Е.Ю. Шабад ВлЛесенкаВ».Программное содержание: учить детей внимательно слушать взрослого и воспроизводить условные действия в соответствии с текстом, вызывать звукоподражание и активную речь.

Занятие 1. Воспитатель рассказывает текст с показом картонных фигур в действии. Используются лесенка, девочка, мальчик, мама, петух, кошка, собака. При повторе показывает действия без фигурок: ВлтАжИ замахал крыльями тАФ вот такВ». Поощряются аналогичные действия детей.

Занятие 2. Рассказ без иллюстраций с показом действий персонажей. При повторе побуждает детей изображать действия персонажей: ВлПокажи, как петух замахал крыльями на лесенке?. Как громко запел?. Как кошка язычком облизывается?. Как она мурлычет?. Как пес хвостом по ступенькам стучал?. Как он на кошку рычит?. Как Боря ножками болтает?.В» и т.д.

Занятие 3. Рассказ без показа, но с вопросами детям, побуждающими сопровождать события действиями: ВлСел петух и замахал крыльямитАж Как он замахал?В» При повторе дети отвечают словами и действием: ВлНа вторую ступеньку сел кто?. и стал что делать?.В»

Занятие 4. Рассказ без показа. При повторе дети договаривают фразы. После занятий в распоряжении детей лесенка, им подсказывают обыгрывание элементов сюжета: ВлВон кошечка на лесенку идет, посади ее, вон как она облизываетсятАжВ»

Экспериментальная работа подтвердила, что слушание рассказов является эффективным средством развития воображения у детей от полутора лет до 2-х лет в период становления активной речи. В основе методики должно быть действие ВлПокажи, какВ» тАФ условное воссоздание действий персонажей.

Использование приемов народной педагогики позволяет подойти к решению многоплановой задачи развития воображения, понимания речи и умения слушать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы познакомились с самыми общими асВнпектами развития воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески поВнмогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.

Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений.

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.

П Л А Н:

  1. Введение
  1. Что такое воображение?
  1. Залог успешной учебы
  1. Принципы для развития творческого воображения
  1. Виды воображения
  1. Воображение и эмоции
  1. Воображение и интересы
  1. Воображение и талантливость
  1. Формирование условного действия ВлПокажи, какВ» в процессе слушания сказок и рассказов
  1. Заключение

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. тАФЯрославль: Академия развития, 1996. тАФ 240 с., ил.

Вместе с этим смотрят:

Развитие индивидуальных художественных особенностей у детей через овладение техникой вязания
Развитие психики в онтогенезе
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Развод