Развитие психики в онтогенезе

                                                        СОДЕРЖАНИЕ:

I.   Проблема развития психикитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.2

  • Уровень развития материитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАж.2
  • 1.2 Проблема критерия психическоготАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАж.2

    II.  Онтогенез поведения и психики животныхтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж3

    III. Онтогенез позвоночных животныхтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАж.3

    IV. Уровни развития психикитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.4

    4.1  Низший уровень элементарной сенсорной психикитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж5

    4.2  Высший уровень элементарной сенсорной психикитАжтАжтАжтАжтАжтАж..5

    4.3  Низший уровень перцептивной психикитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..7

    4.4  Высший уровень перцептивной психикитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..8

    V.   Значение зоопсихологиитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж10

    Зоопсихология изучает филогенез, онтогенез, закономерности и функции психики, врожденное и приобретенное.

    Она рассматривает в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка.

    Предмет и объект зоопсихологии:

    Объект тАФ поведение, практическая деятельность животных.

    Предмет тАФ их психическое отражение, т. е. психика.

                    Тема № 3.    РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.

                                                I. Проблема развития психики.

    Эта проблема рассматривается в двух аспектах:

    -   на каком уровне развития материи могла возникнуть психика,

    • в какой первоначальной форме проявляется психическое или что считать критерием психического.
  • Уровень развития материи.
  • Существует несколько точек зрения:

    Панпсихизм: психикой обладают все.

    Антропопсихизм: психика есть только у человека.

    Биопсихизм: психикой обладает вся живая материя.

    Фитопсихизм: психика есть у растений и у всего живого.

    Нейропсихизм: психика есть у тех, кто имеет нервную систему.

    Анималпсихизм: все животные обладают психикой.

    Критерии психики у растений: электрические явления в росте и способность двигаться.

    Выделают следующие типы движений растений:

    тропизм тАФ движение растения, которое обращено в сторону действия на него (e.g. движение листа к свету);

    настия тАФ движение растения не совпадает с действием на него фактора.

    Различают термонастию (тюльпан раскрывается в тепле), сейсмонастию (от ударов, вибрации мимоза складывает лист, хемонастию (росянка реагирует на белковую природу).

    1.2. Проблема критерия психического.

    Проблему критерия психики необходимо рассматривать в эволюции.

    Леонтьев: критерием психики является ощущение воздействия, не имеющего для существа биологического значения. Такие ощущения тАФ сигналы, сообщающие о появлении важного биологического объекта (например, сигнал о приближении хищника для актиний тАФ вибрация, для улитки тАФ колебание воды, для других животных тАФ звук, запах и т. д. ).

                                 II. Онтогенез поведения и психики животных.

    Онтогенез включает период развития организма с момента дробления оплодотворенной яйцеклетки и до смерти.

    До сих пор не выяснены закономерности онтогенеза, присущие всем животным.

    Во-первых, у всех животных очень различается продолжительность жизни.

    Во-вторых, некоторым животным свойственны метаморфозы, другим нет.

    Среди высших позвоночных есть зрелорождающиеся и не зрелорождающиеся.

    У беспозвоночных в онтогенезе преобладает процесс созревания поведения, и отдельные поведенческие акты у них появляются, и лишь незначительную роль играет облигатное поведение (достройка к условиям жизни вида). Факультативное поведение играет значительно меньшую роль.

    Повлиять на протекание онтогенеза у беспозвоночных практически невозможно.

                                          III. Онтогенез позвоночных животных.

    Периодизация (продолжительность всех периодов у разных видов разная):

    1. Эмбриональный (пренатальный) тАФ с момента дробления оплодотворенной клетки и до рождения

    2. Постэмбриональный (постнатальный) тАФ с рождения

    - ранний постнатальный (особенно продолжителен у не зрелорождающихся животных). Его окончание тАФ прозревание.

    -   ювенильный (игровой) заканчивается с началом полового созревания

    -   половое созревание

    -   зрелость

    -   старческий период

    В эволюции наблюдается увеличение длительности онтогенеза. В этом усматривается условие, позволяющее животным достичь высокого уровня психического развития. Это дает возможности для изучения окружающего мира. Животное учится отражать мир предметов и других животных с помощью своих сенсорных возможностей. Продолжительный период о позволяет животным осваивать опыт своего вида как путем облигатного научения (практика), так и путем факультативного поведения, подражая взрослым животным (наблюдение). Благодаря продолжительному онтогенезу оказывается возможным путем факультативного имитационного поведения овладеть теми способами взаимодействия со средой, которые свойственны данной популяции, стае, семье, а некоторые из этих традиций очень сложны. Кроме того, появляется возможность познавать окружающий мир через игру, которая появляется только у высших животных.

                                                     IV. Уровни развития психики.

    У животных уровень развития психики связан с уровнем их отношений с окружающей средой.

    Выделяют следующие типы взаимосвязей животного с средой:

    1. Взаимосвязи с территорией (главная сфера):

    - территория проживания и ее состав;

    - по каким признакам животное ориентируется;

    - функциональные зоны (где питается, охотится, пережидает опасность.

    Некоторые виды способны подстраивать местность под себя, некоторые виды могут замечать новое в местности.

    2. Взаимосвязи в сфере питания:

    - сведения о рационе животного.

    3. Взаимосвязи в репродуктивной сфере:

    - как образуется пара;

    - как животное устраивает место рождения потомства;

    - забота о детенышах и взаимосвязи с ними.

    4. Взаимосвязи в сфере общения с сородичами:

    - образ жизни (одиночный, семейный, стадный);

    - структура группы, иерархия;

    - организация отношений между животными (функциональное деление в стае, не иерархия);

    - язык животных.

    5. Взаимосвязи в сфере общения с человеком:

    - способность животного устанавливать контакт с человеком, отвечает ли оно на попытки человека контактировать и каким образом;

    - способность животного освоить чуждый ему язык, научиться тому, что выходит за рамки его видотипичного поведения (эта способность является показателем уровня развития психики животного).

    Схема определения уровня развития психики:

    - Животное.

    - Его вид, структура, особенности строения, нервная система.

    - Его взаимодействие со средой и другими животными.

    - Пластичность поведения в естественной среде, способность приспосабливаться к изменениям.

    - Как животное проявляет себя в экспериментах.

    У животных уровень развития психики связан с уровнем их отношения с окружающей средой.

    4.1. Низший уровень элементарной сенсорной психики.

    Пластичность поведения. У низших животных психика направлена на добывание пищи и определение ее пригодности, избежание неприятных воздействий (при этом они отклоняются или обползают препятствия). Происходит выработка привыкания: если животное реагирует на новый раздражитель, то привыкание выработалось, если не реагирует, тАФ значит, животное утомилось.

    Попытка выяснить предельные возможности научения у инфузорий: кривая научения, по Френчу, такая же, как у более высших животных (кривая такая же, как у человека при решении трудных интеллектуальных задач). Ученые предположили, что такая картина научения обусловлена тем, что во время экспериментов происходит ими же спровоцированное усиление двигательной активности. Т.е. научения и выработки ассоциативных связей не было, а было вызванное манипуляциями ученых ускорение движений. Приспособление у низших животных происходит за счет морфологических особенностей (например, раковинные амебы, живущие в почве).

    4.2. Высший уровень элементарной сенсорной психики.

    В эту группу входят кишечно-полостные, черви, брюхоногие и двустворчатые моллюски, иглокожие. Это более продвинутые животные по сравнению с предыдущей группой.

    Во-первых нервная система. Одна ее функция связана с координацией работы организма как единого целого, вторая тАФ обеспечение взаимоотношений животного с внешней средой (поведение). Происходит ускорение проведения возбуждения: если в протоплазме одноклеточных тАФ 1-2 мкн в секунду, у многоклеточных тАФ от 0, 5 м в секунду. Это увеличивает скорость реакции. Типы НС. Самая примитивная НС (сетчатая) тАФ у сидячих форм: актиний и гидр. Более прогрессивная НС (кольцевая) тАФ у свободноплавающих кишечно-полостных. У них появляется возможность тактильного, химического ощущения, хотя восприятия еще нет.

    У актиний есть сложно устроенные глаза (сетчатка, хрусталик и т. д.) тАФ наверное, для того, чтобы держаться между поверхностью и более низкими слоями воды. У медуз есть парные нервные ганглии: церебральный, педальный и висцеральный (в мантийной полости). У червей надглоточный и под глоточный ганглии, соединенные нервными отростками; вдоль тела тоже лежат ганглии, соединенные отростками тАФ нервная лестница, примитивный вариант головного мозга. У иглокожих НС напоминает НС медузы. Все эти животные могут воспринимать только отдельные свойства среди, но некоторые ориентируются на комплекс свойств (например, у пиявок тАФ сначала вибрация, ближе тАФ запах, еще ближе тАФ тепло).

    Пластичность поведения гидр и актиний минимальна. Некоторые актинии поселяются на раковинах моллюсках и раков-отшельников, и когда хозяин покидает раковину, актиния занимает там его место. У кишечно-полостных пластичность поведения наблюдалась, в основном, в экспериментах. Привыкание у актиний сильнее, если воздействие слабое. Виды воздействий: освещение (ритмичное) тАФ актиния сокращается, приседает. Если сильный и резкий свет, то для привыкания необходимо 40 воздействий, если слабый тАФ 3 воздействия. При механическом воздействии: слабое тАФ 5 часов, сильное тАФ дольше. Химическое воздействие: при помещении в аквариум с актинией воды с запахом хищника тАФ морской звезды, возникнет защитная реакция (избежание, сжимание в почку). Зависимость от возраста у гидр: лучше обучаются молодые животные. Все гидры, как и одноклеточные, хранят информацию не больше часа. В то же время, животное легче вспоминает то, чему оно училось в течение суток. После того как включается свет, гидре дают пищу, затем тАФ повтор; но ассоциативной связи не образуется. В другом случае использовали вибрацию и затем удар током. Но и здесь после 150 сочетаний ассоциативная связь не выработалась: гидра не сжималась после воздействия вибрации. У актиний: животное помнит безопасное ощущение и опасность. У них можно выработать ассоциативную связь. В норме если рыба касается щупалец актинии, актиния реагирует на запах, открывает рот и хватает жертву. Если кусочек фильтровальной бумаги пропитать запахом рыбы, актиния будет реагировать на него точно так же, но, продержав его во рту несколько минут, "выплюнет" обратно, и если в течение нескольких суток подкладывать актинии эти кусочки бумаги, она престанет на них реагировать. У червей наблюдаются зачатки общения при попытках занять чужой домик. Попытки выработать ассоциативную связь: после 70 сочетаний свет-ток у планарий наблюдается сжатие после света. При через несколько десятков проб происходит усиление двигательной активности. Ассоциативные связи удерживаются долго, до 16 дней. Планария находится в лабиринте в точке выбора, подается две точки воздействия: при свете животное должно ползти направо, при вибрации тАФ налево. Планария выучивается за 150 повторов. Еще: планария освещается ярким светом, это вызывает дискомфорт; снаружи прикреплена черная коробочка. Если планария попадет туда, срабатывает фотоэлемент, и свет отключается. С каждым разом планария совершает это действие все быстрее. Прогресс у морских многощетинковых червей тАФ в ускорении передвижения: они быстрее плавают и ползают за счет щетинок, которые позволяют отталкиваться от субстрата.

    Привыкание вырабатывается очень быстро, иногда за несколько сочетаний. Например, у дождевого червя можно выработать способность различать по качеству поверхности опасные и безопасные отсеки помещения. Во время эксперимента червя поместили в чашку Петри, дно которой было разделено на четыре сектора: покрытый песком, камнями, глиной и гладкий (стекло). Если червя "наказывают" во всех секторах, кроме глиняного, то рано или поздно червь заползет в глиняный отсек и там останется. У морских многощетинковых червей вырабатывали условные связи на освещение. Вместо домика животное помещали в стеклянную трубку. После того, как червь в ней освоился, вне трубки появлялась пища, и перед этим загорался свет или возникала вибрация. После 30-50 сочетаний "освещение/вибрацияакормление" червь начинал сам выползать из домика в ответ на свет или вибрацию. Этот опыт черви могли запоминать надолго (до 15 дней). Морские звезды (как и дождевые черви) могут различать поверхность. Если вырабатывается отрицательная связь с поверхностью, морская звезда будет избегать ее. Примерно на 6 день животное забывает этот отрицательный опыт. Таким образом, иглокожие примерно одинаковы с червями по уровню психического развития.

    4.3. Низший уровень перцептивной психики.

    Членистоногие и головоногие моллюски способны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостную ситуацию, замечают появление новых объектов, различают формы (один из важнейших критериев для определения ПП). Эта способность определяется в эксперименте (дифферентировочная дрессировка). Территориальные виды членистоногих и головоногих хорошо знают свою территорию и замечают перемены, при этом первых план выходит ориентировочная деятельность.

    Взаимосвязь со средой у членистоногих сложная и разнообразная. Она обеспечена сложной НС: нервная цепочка (сближение нервных узлов, у головы тАФ три нервных ганглия тАФ "головной мозг" тАФ с крупными зрительными долями). Глаза очень сложно устроены, и животные могут различать форму, цвет, величину объекта (пчелы воспринимают поляризованный свет), но некоторые цвета путают. Есть специализированные органы химического чувства: полые волоски (на усиках и щупальцах тАФ особенно), расположенные по всему телу. Органы слуха у некоторых насекомых, (особенно хорошо реагируют и издают звуки сверчки, кузнечики и цикады). Тактильные чувства развиты у насекомых, ведущих ночной образ жизни или живущих под землей. Наиболее сложные взаимосвязи отмечены у общественных насекомых; у них наблюдаются взаимопомощь, взаимное кормление, сложение усилий во время охоты, разделение функций (муравьи и пчелы). У муравьев функциональные группы различаются по морфологии и особенностям психики (например, активные и пассивные муравьи). Танцы пчел: через движения на поверхности сот пчелы сообщают о том, насколько далеко богатое пищей место. У муравьев тАФ химическая коммуникация (мечение территорий) и антеннальный код (муравьи при встрече друг с другом, часто соприкасаясь усиками, обмениваются информацией о том, где добыть пищу). Все это тАФ врожденное инстинктивное поведение, но это большой шаг в развитии психики. Насекомые могут учиться новому. Помнят местоположение корма в течение 2-3 недель. Научение у насекомых только облигатное (обязательное).

    Головоногие ведут оседлый образ жизни, поселяются на определенном участке дна. Многим представителям отряда свойственна конструктивная деятельность, которая является инстинктивной. Осьминоги регулярно исследуют свою территорию с помощью щупалец. Поскольку осьминоги не имеют скелета, они не различают предметы по весу. С помощью сложно устроенных глаз могут различать форму (46 пар фигур), величину и расположение предметов. Головоногие имеют крупный головной мозг из 14 отделов, с хорошо развитыми зрительными долями. Хорошо различают химические стимулы. Особое внимание исследователей привлекает пластичность поведения осьминогов, особенно в лабораторных условиях. Пластичность проявляется, например, в том, что если поблизости нет пригодного естественного материала для постройки дома, животные используют антропогенно произошедшие предметы (шины, бутылки и т. д. ). Осьминоги могут приручаться. В природе узнают аквалангистов и ныряльщиков, которые их подкармливают. От остальных тАФ прячутся или пытаются поймать и удерживать под водой, пока человек не задохнется. В одном из экспериментов осьминог разжимал пальцы человека, если в зажатой руке была пища, вместо того чтобы утопить и съесть эту пищу вместе с рукой. Обход преграды: если перед голодным осьминогом положить краба и прикрыть пластинкой под током, то осьминог бьется 1-2  раза и обползает пластинку. Эксперимент в естественных условиях: осьминогу на нитке опускали пищу, и животное вылезало из воды, чтобы покушать. Затем в половине случаев опускали белый квадрат, и если осьминог вылезал, он получал удар током. Понадобилось 12 проб, чтобы осьминог научился не вылезать к пище с квадратом. Животное помнило этот опыт несколько недель или больше. Возрастные различия: в отличие от позвоночных, у осьминогов взрослые особи учатся быстрее, чем молодые. Если предъявить добычу в стеклянной трубке, то взрослый осьминог пытается взять добычу в течение часа, а молодой тАФ от 6 до 8 часов.

    4.4. Высший уровень перцептивной психики.

    В эту группу входят хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии и все остальные животные

    Хрящевые рыбы: акулы могут ориентироваться по отдельным свойствам объекта: чувствуют запах крови на расстоянии нескольких километров. Существует два вида акул тАФ катраны и кошачьи акулы, сходные по строению, но различные по обучаемости (пропущено).

    Рептилии более подвижны, чем амфибии. Появляется кора полушарий- мозг освобождается от непосредственной связи с рецепторами, сигналы переключаются через происходит обобщение информации, поступающей в мозг от разны органов чувств тАФ более полное взаимодействие со средой. Взаимодействие со средой: в пищевом поведении наблюдаются более cложные формы заботы о потомстве. Поведение врожденное, но с опытом модифицируется. Пластичность поведения. В основном изучались черепахи. Они различают форму, вертикальные и горизонтальные полосы (70-80 проб), но задачи на выявление абстрактного признака "неодинаковое" (3 изображение: 2 одинаковых, 1 тАФ отличное) решать не способны. Выучивание одного признака, нет способности к переносу. Опыт не может быть использован для решения других задач того же типа. Лабиринт: черепахи выучиваются проходить 4-6-тупиковый лабиринт, т. к. в природе они сталкиваются с подобными ситуациями (норы). Экстраполяция: преодоление преграды+способность предвидеть направление перемещения корма. Не все тАФ около половины черепах, и сухопутные лучше. Эта группа, по сравнению с амфибиями, более прогрессивная (НС и образ жизни), поэтому способность к научению развита лучше, хотя есть недостатки.

    У птиц взаимосвязь со средой более сложная и разнообразная, птицы намного подвижнее, активны круглый год (тепло кровность), взаимосвязи в сфере питания определяются теми объектами питания, которые вид использует. У некоторых видов объекты питания тАФ крупные животные, процесс поимки которых очень сложен. Некоторые птицы научились использовать примитивные орудия для разделывания пищи (кактусы, палочки, камни). Взаимосвязи в сфере заботы о потомстве тоже сложнее. Выбор места для гнезда, охрана территории, выкармливание и обучение птенцов тАФ в этих сферах врожденные и приобретенные элементы поведения тесно связаны. Впервые птицы могут обогащать свой опыт через наблюдение. Птенцы стервятников, как только начинают ходить, исследуют камни. Если подложить яйцо страуса, птенцы начинают бросать в него камни, с каждым разом точнее и сильнее. Это индивидуальное. Дополнение к врожденному поведению: интерес к камням есть и у детенышей, которые развивались без сверстников. Имитационное научение: групповые птицы наблюдают за поведением друг друга, и если одна особь научилась делать что-то новое и полезное, остальные получают опыт через подражание. Пластичность поведения очень высока, ассоциативные связи часто вырабатываются с 1-2 сочетаний, т. к. птицы отличаются большой наблюдательностью, замечают изменения в ситуации и связывают эти изменения с собственными действиями. Помнят выученное гораздо дольше: куры, утки и гуси помнят сигнал о пище около 3 месяцев. Птица различаются по уровню психического развития. Наиболее примитивные птицы тАФ курицы, наиболее развиты тАФ вороны. Именно у птиц впервые появляется игра, как у молодняка, так и взрослых особей. У молодняка игра тесно связана с особенностями образа жизни. Хищники в игре имитируют охоту, воронята активно играют с предметами. Особенно разнообразна такая игра в условиях города, где птицы могут использовать предметы: катание, отнимание. Локомоторно-манипуляционная игра: ворона кидает по водосточной трубе камень и внизу пытается его поймать. Развито исследовательское поведение (его трудно иногда отличить от манипуляционной игры, т. к. часто одно перерастает в другое). В экспериментальных ситуациях птицы легко обучаются различным инструментальным действиям, эти навыки образуются очень быстро (до 10 сочетаний). Например, голуби учатся дергать за рычаг, чтобы получить пищу. Кроме того, есть способность к различению количество предметов. Способность к ситуационному звукоподражанию (особенно развита у скворцов Майна и попугаев). Птицы способны связывать звуки с обстановкой и в дальнейшем издавать эти звуки в подобной ситуации.

    Возможности органов чувств у млекопитающих: исключительная острота органов чувств, способность к различению минимальных концентраций химических веществ, способность к тончайшей зрительной дифференцировки. Обоняние: собаки используются для распознания (обнаружения) преступников по запаху, но способны и к более тонкой дифференцировке: они могут по запаху человеческого волоса (до 5 см), концентрированного на абсорбенте, отличить преступника, могут различить одно-яйцевых близнецов, могут распознать наличие болезни (шизофрения) у человек, различают индивидуальный запах холоднокровных животных. Выяснилось, что лошади могут научится наблюдать за малейшими непроизвольными движениями человека (руки, ноги, голова), его мимикой, и связывать эти движения с решениями задач, которые ставит животному человек.

                                                   V. Значение зоопсихологии.

    Человеку необходимо знание о поведении животных еще с древних времен - при охоте, при одомашнивании, при содержании дома и т.д.

    Известно, что животное своим поведением воздействует на психику человека:

    • повышается и улучшается эмоциональное состояние человека,
    • снижается стресс,
    • снижается давление у гипертоников.

    Существует целая область психодиагностики, где животное воздействует на человека, называемая - анимотерапия.

    Вместе с этим смотрят:

    Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
    Развод
    Реклама на рынке труда
    Речь и мышление