Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Кафедра Режиссура культурно-досуговых программ

Курсовая работа

по теме: ВлРазвитие творческих способностей в дошкольном возрастеВ»

Выполнила студентка гр. ФК-27 заочного отделения Синявская Л.И. Руководитель: Досекина А.Ф.

г. ТольяттитАЩ2001

СОДЕРЖАНИЕ

ВведениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.3

Проблема творчества и творческих способностей в

современной педагогике и психологии

  • Понятие творчество и творческие способноститАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж5
  • Компоненты творческих способностейтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.7
  • Проблема оптимальных сроков начала развития творческих
  • способностей.тАж.тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..тАж10

           Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 2.1 Условия успешного развития творческих способностей детейтАж.тАж.12 2.2 Развитие качеств творческого мышлениятАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..15 2.3 Развитие творческого воображениятАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж17

    ЗаключениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАж24

    ПриложениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж26

    Список литературытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.35

    ВВЕДЕНИЕ

    Творческие способности тАУ далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеВнческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса стаВнновится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейстВнвий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умстВнвенного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития тАУ одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеВнством тАУ результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человечеВнское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

    Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель данного исследования - изуВнчение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание коВнторых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родитеВнлей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 

    • Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы. 
    • Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
    • Определение  основных  направлений  н  педагогических  задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте. 
    • Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей. 
    • Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогичеВнского опыта.

    В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования. 

    1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
    2. Диагностика творческих способностей детей. 
    3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творчеВнских способностей детей.

    Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриВнвается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные творВнческие способности человека. В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей. 

    Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей. В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей, определяются основные направления и педагогические задачи по разВнвитию творческого потенциала дошкольников. Во второй главе также анализируются реВнзультаты диагностики творческих способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер, направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учВнреждениях.

    1. Проблема творчества и творческих способностей

    в современной педагогике и психологии

    1.1 Понятия творчество и творческие способности

    Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопредеВнляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худоВнжественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? 

    Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчеВнство", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельВнность человека, в результате которой создается нечто новое тАУ будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее ноВнвое отношение к действительности. 

    Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать восВнпроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 

    Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. 

    Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности тАУ это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

    Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

    В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д. 

    1.2 Компоненты творческих способностей

    Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаюВнщихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельноВнсти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известВнный америВнканский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человечеВнского интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назыВнваемое дивергентное мышление /6, 436/. Люди, обладающие таким тиВнпом мышВнления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинаВнции  из  элеменВнтов,  которые  большинство  людей  знают  и  используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осоВнбенностями: 

      1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). 

      2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

      3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общеВнпринятыми). 

      4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему заВнконченный вид. 

    Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и муВнзыкантов выделяет следующие творческие способности /14,6-36/

    1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 

    2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отноВншении символы.

    3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. 

    4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

    5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. 

    6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. 

    7. Гибкость мышления. 

    8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 

    9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. 

    10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюВндаемое из того, что привносится интерпретацией. 

    11. Лёгкость генерирования идей. 

    12. Творческое воображение. 

    13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначальВнного замысла.

    Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, осВнновываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человечеВнской истории /12, 54-55/.

    1. Релизм воображения тАУ образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как челоВнвек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логичеВнских категорий. 

    2. Умение видеть целое раньше частей. 

    3. Надситуативно тАУ преобразовательный характер творческих решений тАУ способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 

    4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создаВнвать условия,  в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрыВнтую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проВнанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях. 

    Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого восВнпитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоВнритм решения изобретательских задач) считают, что один из комВнпонентов творческого поВнтенциала человека составляют следующие способноВнсти /9/. 

    1. Способность рисковать. 

    2. Дивергентное мышление. 

    3. Гибкость в мышлении и действиях. 

    4. Скорость мышления. 

    5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. 

    6. Богатое воображение. 

    7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений. 

    8. Высокие эстетические ценности. 

    9. Развитая интуиция. 

    Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составВнляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на разВнличие подхоВндов к их определению,  исследователи единодушно выделяют творческое воВнображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творВнческих способностей. 

    Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей: 

    1. Развитие воображения. 

    2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. 

    1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития

    творческих способностей.

    Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на воВнпросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущестВнвует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с саВнмого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. 

    Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатоВнмических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности раВнботы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется среВндой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувВнствительности и пластичноВнсти к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможноВнстей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее наВнчинается развитие. Если созреВнвание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синВнхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возВнможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. 

    Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созреВнвания, не остаются неизменными. Если эти возможности не исВнпользуются, то есть соВнответствующие способности не развиваются, не функВнционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасаВнние возможностей к развитию - необратиВнмый процесс. Борис Павлович НикиВнтин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития СпоВнсобностей).  Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на разВнвитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созреВнваВнния структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднеВннию их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратиВнмость проВнцесса деградации возможностей развития породило мнение о врожВнденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в доВншкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие окаВнзались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способноВнстей /17, 286-287/. 

    С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприВнятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возВнрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познаВнвать окружаюВнщий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, воВнвлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширеВннию детВнского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпоВнсылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольВнников более своВнбодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавВнлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхоВндимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным пеВнриодом для развиВнтия творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способноВнстей к творчеству. И от того, насколько были использоВнваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенВнциал взросВнлого человека. 

    2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.

    2.1 Условия успешного развития творческих способностей.

    Одним из важнейших факторов творческого развития детей является созВндание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. На осВннове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита /7, 123/, Б.Н. Никитина /18, 15, 16/, и Л.Кэррола /9, 38-39/, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей. 

    Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее полВнзаВнние и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

    Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, наВнсколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствуюВнщий момент споВнсобно наиболее эффективно развиваться. Например, еще заВндолго до обучения чтеВннию годовалому ребенку можно купить кубики с букВнвами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтеВннием. 

    Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиВнваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и поВнстепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс поВнзнания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниВнматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостояВнтельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это деВнлать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч.  РодиВнтели не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. 

    Четвертое  условие  успешного  развития  творческих  способностей  заВнключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельноВнсти, в череВндовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

    Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает неВннавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых тАУ это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подВнсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуВнматься. 

    Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологиВнческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие усВнпешного развития творческих способностей тАУ тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологиВнческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных отВнкрытий. Важно постоянно стиВнмулировать ребенка к творчеству проявлять  соВнчувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям неВнсвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обиВнхода замечания и осуждения.

    Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания реВнбенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не меВншать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмеВншательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго соВнхранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доВнказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,  то даже доВншкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы исВнкусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. 

    Воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе коВнторого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижеВнние конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изучеВнния литеВнратуры  по данной теме, попытались определить основные направлеВнния и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творВнческих способностей как творческое мышление и воображение в доВншкольном возрасте.

    2.2 Развитие качеств творческого мышления.

    Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичноВнсти и сисВнтемности мышления.  Так  как  развитие  именно  этих  качеств  делает мышлеВнние  гибким, оригинальным  и продуктивным. 

    Ассоциативность тАУ это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. 

    Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

    Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро изВнвлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобВнретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальВнные игры, способствующие развитию этого качества.

    Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаВнраВнтах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

    Диалектичность тАУ это способность видеть в любых системах противореВнчия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проВнблемы. 

    Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышлеВнния. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалекВнтического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частВнности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал  этот механизм в своих исследованиях. 

    Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются: 

    1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении; 

    2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия; 

    3. Формирование умения разрешать противоречия; 

    И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системВнность. 

    Системность тАУ это способность видеть предмет или явление как целостВнную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообВнразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлеВнниях и законах развития. 

    Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне  частей системы  и взаимосвязи с друВнгими системами. Системное мышление познает закономерности при развиВнтии сисВнтемы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к буВндущему. 

    Системность мышления развивается корректным анализом систем и спеВнциальными упВнражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте: 

    1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развиВнвающеюся во времени; 

    2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что люВнбой предмет многофункционален. 

    2.3 Развитие творческого воображения.

    Вторым направлением формирования творческих способностей дошкоВнльников развитие воображения. 

    Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизВнненВнного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы раВннее восВнпринятого. 

    Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно поВнмогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует предВнставление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы тАУ все это является продуктом творческого вообраВнжения. 

    Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития вообВнражения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольниВнков может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого.  Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображеВннии существовало в прошлом и у психологов. 

    Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доВнказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретеВнния им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы вообраВнжения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлеВнниях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи вообВнражения с действительностью заключается в том, что всякое создание вообраВнжения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". /5, 8/

    Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. ПедагогиВнческий вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заВнключается в необходимоВнсти расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные осВнновы для его творческой деятельности. Чем больше реВнбенок видел, слышал и пеВнрежил, чем больше он знает и усвоил,  чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продукВнтивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беВнседуют с реВнбенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интеВнреса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы. 

    Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано наВнчинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, коВнторыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любоВнпытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсеВнгда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность деВнтей, воспитывая  любовь и потребность в знаниях. 

    В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям: 

    1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познаваВнтельную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружаюВнщей действительности,  тем шире возможности для возникВнновения и закреплеВнния у них устойчивых познавательных интересов. 
    2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. 

    Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникноВнвения устойчиВнвых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действиВнтельности. У него должно возникнуть положительное эмоциоВннальное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взросВнлыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-ниВнбудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любиВнмую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастноВнсти к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и споВнсобствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих сиВнтуациях слеВндует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно доВнбиться желаемого результата в развитии его познавательных  интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуВнждающие к активВнному размышлению. 

    Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творВнческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творчеВнскому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение испольВнзовать накопленную информацию в своей деятельности. 

    Продуктивное творческое воображение характеризуется не только таВнкими осоВнбенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять предВнставления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. НеумеВнние управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к  тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. ПоВнэтому важВннейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленВнности воображения. 

    У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он созВндаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь реВнбенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой цеВнлью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить  коллективВнное сочинение сказки: каждый  из  играющих  говорит  по  несколько предлоВнжений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюВнжета, поВнмочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненВнные ребенВнком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произВнведений.  

    С целью определения уровня развития  творческих способностей детей в дошкольном возрасте 10 апреля и 15 апреля 2001 года нами была проведена    их диагностика у дошкольников э/ц ВлБукваренокВ» ДДК города Тольятти. Для исследования нами были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова (см. ПриВнложение 1). С помощью этих методик мы составили оперативный констатируюВнщий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований тАУ вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей,   надситуативно тАУ преобразовательный характер творческих решеВнний, детское экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значиВнмые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у реВнбенка.

    Проведя диагностику, мы получили следующие результаты (см. ПрилоВнжение 2). Развитие реализма воображения у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей тАУ среднем.  Развитие такой  способности как  надситуативно-преобразоваВнтельный характер творческих решений у 54% детей - на низком уровне, у 8% - на среднем уровне, и 38% детей  - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком. АналиВнзируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложеВнния.

    У детей этой группы плохо развито творческое воображение. Следует сразу же cказать, что эта группа занимается по развивающей программе "Радуга", но специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется. Однако психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитаВнния, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся  специальные  меры,  направленные  на  последовательное  и  систематическое развитие детВнского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специВнальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст тАУ сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуВнществляться эта работа

    Конечно, наилучший вариант тАУ это введение специальной программы заВннятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось больВншое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреВнждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того,  можно предложить меВнтодику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также спеВнциальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. ЗаиВнкой. 

    Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предВнложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы заняВнтий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развиВнтию речи нужно давать детям задания творческого характера. 

    Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. ОгВнромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным  видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это дейстВнвие с разВнличными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставВнляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в коВнторые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки тАУ матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру. 

    Кроме того, для развития воображения и творческих способностей суВнществуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от заВннятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным /18, 25/, О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой /7, 135/.  

    Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать восВнпитаВнтели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумыВнвание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа /9, 56/. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замечаВнтельную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ". 

    Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо разВнвивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный харакВнтер творческих решений. Для развития этой способности  перед детьми  необходимо стаВнвить  различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптиВнмальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход деВнтей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с форВнмированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способноВнсти. НеВнкоторые упражнения на развитие диалектичности мышления приведены в ПрилоВнжении 4. 

    Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее разВнвитие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономеВнрен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, реВнбенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту споВнсобность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование анаВнлитической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их неВнумением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, заВндаваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость разВнвития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми, некоторые из которых приведены в ПриВнложении 5. 

    Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подВнчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родиВнтелей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специВнальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, поВнчему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необВнхоВндимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. 

    Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эфВнфективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенноВнсти, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деяВнтельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих споВнсобностей в дошкольном возрасте являются: 

    1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеВнризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленВнность.
    2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышлеВнния.

    Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необВнратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкоВнльном детстве. 

    Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 

    1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. 

    2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. 

    3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможВнностей. 

    4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел,  продолжительности занятий одни делом и т.д. 

    5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 

    6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. 

    Но  создание  благоприятных условий недостаточно  для  воспитания  ребенка  с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаВнправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно суВнщестВнвующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направВнленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достиВнгают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способВнностей четырех-пятилетних дошкольников э/ц ВлБукваренокВ» ДДК гоВнрода Тольятти. Самые низкие результаты дала диагностика творческого воВнображеВнния. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для разВнвития этого компонента творческих способностей. Для исправления сущестВнвующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффекВнтивное развитие творческих способностей дошкольников: 

    1. Введение  в  программу  дошкольного  воспитания  специальных  занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей. 
    2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи даВнвать детям задания творческого характера.
    3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей. 
    4. Использование специальных игр, развивающих творческие способВнности детей.
    5. Работа с родителями.
    Приложение 1 Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей

    4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

    1. Методика" Солнце в комнате"

    Основание. Реализация воображения. 

    Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответВнствия. 

    Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится чеВнловечек и солнце; карандаш.  

    Инструкция к проведению. 

    Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. ПоВнсмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изВнображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нариВнсовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильВнной". 

    Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объВняснить,  что нужно сделать для "исправления" картинки. 

    Обработка данных.

    В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 

    1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл. 
    2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солВннышко) -2 балла.
    3. Содержательное устранение несоответствия: 

    а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла. 

    б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

    1. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от друВнгих,  сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "НариВнсовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов. 

    2. Методика "Складная картинка"

    О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей. 

    Ц е л ь. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. 

    М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки,  имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см) 

    Инструкция к проведению. 

    Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту карВнтинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" ВыслуВншав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расВнправляВнется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего приВнменяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка". 

    Обработка данных.

    В ходе обследования ребенка психолог фиксирует обВнщий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляВнется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.  Всего тАУ 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов: 

    1. ОтсутстВнвие ответа, неВнпринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет",  "Так не быВнвает") - 1 балл.
    2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находяВнщихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы",  "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла. 
    3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при  сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиВнций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла. 

    НекотоВнрые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме,  котоВнрую приниВнмает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала поВнхожа на мосВнтик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла. 

    3. Методика "Как спасти зайку"

    Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. 

    Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преоВнбразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. 

    М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

    Инструкция к проведению.

    Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шаВнрик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиВнком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут наВнчался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

    Обработка данных.

    В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

    Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка тАУ 1 балл.

    Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка тАУ 2 балла.

    Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка тАУ 3 балла.

    4. Методика "Дощечка"

    Основание. Детское экспериментирование.

    Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

    Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

    Инструкция к проведению.

    Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать". 

    Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

    Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

    Обработка данных.

    При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

      

    Приложение 2.

    Результаты диагностики универсальных творческих способностей

    дошкольников (в баллах)

    э/ц ВлБукварёнокВ» ДДК (г. Тольятти)

    группа ВлРадостьВ»

    Фамилии детей

    Реализм воображения

    Min 1 балл

    Max 5 баллов

    Способность видеть целое раньше частей

    Min 5 баллов

    Max 15 баллов

    Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

    Min 1 балл

    Max 3 балла

    Экспериментирование

    Беляева Людмила

    2

    15

    1

    10

    Бородай Владимир

    3

    10

    1

    16

    Вакулов Павел

    3

    10

    3

    13

    Елисеев Сергей

    2

    12

    3

    16

    Еремина Александра

    2

    15

    3

    14

    Жидких Станислав

    2

    10

    1

    24

    Кольцова Евгения

    3

    15

    1

    6

    Лапина Юлия

    1

    15

    1

    10

    Макарова Анна

    2

    13

    3

    13

    Никитин Алексей

    3

    15

    1

    17

    Прокопова Ксения

    1

    14

    3

    8

    Симакова Анастасия

    3

    15

    1

    17

    Уразова Анна

    2

    10

    2

    10

    Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей по группе

    Способности

    Низкий уровень

    Средний уровень

    Высокий уровень

    Реализм воображения

    61,5%

    38,5%

    0%

    Способность видеть целое раньше частей

    0%

    30%

    70%

    Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

    54%

    8%

    38%

    Приложение 3.

    Игры на развитие ассоциативности мышления

    Игра "Что на что похоже "

    3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договаВнриваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведуВнщий наВнчинает: "То, что я загадал похоже на .." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. ОтгадавВнший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предВнмет для ассоциации.

    "Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)

    Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброВнска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

    "Волшебные кляксы "

    Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливаВнется неВнмного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист развоВнрачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предВнметные изоВнбражения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто наВнзовёт больше всего предметов.

    Игра "Словоассоциации"

    Взять любое слово, например, батон. Оно ассоВнциируВнется:

    • с хлебобулочными изделиями.
    • с созвучными словами: барон, бекон.
    • с рифмующимися словами: кулон, салон.

    Создать как можно больше асВнсоциаВнций по предложенной схеме.

    Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на асВнфальте, каВнмушки на берегу.

    Приложение 4.

    Игры на развитие диалектичности мышления.

    Игра "Хорошо - Плохо"

    Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не выВнзыВнвающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положиВнтельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

    - Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

    - Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно укоВнлоться.

    - Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.

    Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. НаВнпример, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

    Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъВнективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

    Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положительВнных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в котоВнрые стаВнвятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

    - Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

    Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

    Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому   варианту   игры, при котоВнром для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство,    при этом объВнект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

    - Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;

    - Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;

    - Сидеть дома - плохо, скучно;

    - Можно пригласить гостей - и т.д.

    Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количестВнвенных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конВнфету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.

    Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.

    Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выВнработка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть реВнбёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) толВнстый , ленивый - (?) трудолюбивый , острый - (?) тупой. Затем можно взять люВнбую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти таВнкой объВнект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На поВнследнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать проВнтивореВнчия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).

    Приложение 5.

    Системность мышления

    Игра "Теремок"

    Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, каВнстрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). СлеВндующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скаВнжет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится реВнбёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструВнмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

    "Собери фигурки"

    Ребёнку дается набор  вырезанных из плотного  картона небольших фиВнгурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавВнливаВнются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно слоВнжить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают карВнтинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. ПредВнметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигуВнрок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

    "Нелепицы"

    Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой карВнтинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

    Список литературы

    1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

    2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

    3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

    4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы псиВнхолоВнгии. - 1990 №4. стр. 5-9.

    5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.  92стр.

    6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.

    7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.

    8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитаВнние. - 1967 №12. стр. 73-75.

    9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

    10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы псиВнхологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

    11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

    12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагВнностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

    13. Левин В.А. Воспитание творчества. тАУ Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

    14. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

    15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.

    16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство росВнтовского университета. - 1993. 32 стр.

    17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гварВндия, 1989. стр. 255-299.

    18. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.

    19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - ДоВншкольное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.

    20. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".

    21. Полуянов Д. Воображение и способности.   - М.:3нание, 1985. 50стр.

    22. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - ДоВншкольВнное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

    23. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга воспиВнтателя. - Норильск, 1994. 50стр.

    Вместе с этим смотрят:

    Развод
    Реклама на рынке труда
    Речь и мышление
    Речь как средство коммуникации